textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

СОСТОЯНИЕ

УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР - 2010

г. Ханты-Мансийск, 2011

Состояние условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: региональный обзор. – Ханты-Мансийск. – 2011 г. – 145 стр.

Руководители проекта

Ким А. М. – первый заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Варлаков А. П. - директор Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Снисаренко В. А. – заместитель директора, начальник Управления труда Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ответственные исполнители

Дубовец Д. С. – начальник отдела охраны и экспертизы условий труда Управления труда Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Садриева В. В. – главный специалист отдела охраны и экспертизы условий труда Управления труда Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Региональный обзор по охране труда подготовлен в рамках сотрудничества Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии Международной Организации Труда в соответствии с «Методическим руководством для составления Регионального обзора по охране труда».

В региональном обзоре приводится информация о законодательстве и механизмах формирования государственной политики в сфере охраны труда, структурах социального партнерства, деятельности различных органов и организаций в сфере охраны труда, статистических данных и показателях состояния и условий охраны труда, общих демографических данных, проблемах и трудностях, а также о направлениях дальнейшего развития охраны труда в регионе.

Содержание:

Предисловие к Региональному обзору……………………………

5

Введение в Региональный обзор…………………………………..

6

1.

Нормативно-правовая основа системы охраны труда……………

8

1.1.

Положения Устава Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об условиях и охране труда………………………………...

8

1.2.

Основные региональные законы в сфере условий и охраны труда……………………………………………………………….

8

1.3.

Основные региональные правовые подзаконные акты по охране труда…………………………………………………………………

8

1.4.

Международные договоры региона, содержащие требования охраны труда………………………………………………………..

9

2.

Иные региональные законы и подзаконные акты, имеющие отношение к вопросам обеспечения требований безопасности и охраны труда………………………………………………………..

9

3.

Механизмы формирования региональной политики в сфере охраны труда………………………………………………………..

10

3.1.

Основные направления реализации государственной политики в сфере охраны труда в регионе…………………………………...

10

3.2.

Механизмы регионального законотворчества и нормотворчества……………………………………………………

11

3.3.

Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права………………………

14

3.4.

Разработка региональных программ по охране труда…………...

14

3.5.

Экономические методы стимулирования деятельности работодателя в сфере охраны труда……………………………….

17

3.6.

Формы общественного поощрения и распространения опыта в сфере охраны труда………………………………………………...

18

4.

Механизмы социального партнерства и координации деятельности………………………………………………………...

19

4.1.

Региональный уровень……………………………………………..

21

4.2.

Территориальный (муниципальный) уровень…………………….

22

4.3.

Корпоративный уровень/уровень работодателя………………….

22

4.4.

Динамика развития социального партнерства……………………

24

4.5.

Деятельность Трехсторонней комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений……………………………………………….

27

5.

Организация системы охраны труда: средства и органы………...

27

5.1.

Компетентные государственные органы, в обязанности и в ответственность которых входят вопросы охраны труда………..

27

5.2.

Региональные научно-исследовательские и проектно-конструкторские учреждения (институты, центры, лаборатории), работающие в области охраны труда……………..

49

5.3.

Профессиональное образование, подготовка, переподготовка и повышение квалификации в области охраны труда и безопасности производства и информационно-разъяснительная работа………………………………………………………………...

53

5.4.

Специализированные научные, технические и медицинские учреждения, связанные с различными аспектами охраны труда..

63

5.5.

Работники, связанные с охраной труда…………………………..

67

6.

Состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости……………………………..

69

6.1.

Основы квалификации  случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний………………….

69

6.2.

Основные показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости……………………………..

72

6.3.

Основные формы учета случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости………………

76

6.4.

Основные формы сбора статистической информации…………...

77

6.5.

Число зарегистрированных несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (за пятилетний период)

78

6.6.

Число зарегистрированных несчастных случаев на производстве (за пятилетний период)……………………………..

83

6.7.

Число зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний …………………………..……………………………

86

6.8.

Число работающих в неблагоприятных условиях труда…………

90

6.9

Оценка масштабов неполной отчетности…………………………

92

7.

Регулярные мероприятия и постоянная работа в области охраны труда: отдельные примеры…………………………………………

93

7.1.

Регулярные мероприятия на региональном уровне………………

93

7.2.

Международное сотрудничество…………………………………..

98

8.

Анализ сильных и слабых сторон региональной системы управления охраной труда………………………………………….

100

9.

Общие выводы по данным Регионального обзора………………..

101

10.

Законодательная база и Информационные ресурсы……………..

102

11.

Описание методик оценки различных статистических показателей, используемых в обзоре……………………………...

103

12.

Общие сведении о регионе…………………………………………

104

13.

ПРИЛОЖЕНИЯ

113

Предисловие

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за последние 11 лет проделана определенная работа по воссозданию и обеспечению функционирования в новых социально-экономических условиях государственной системы управления охраной труда.

В целом сформирована нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. Разрабатываются и реализуются программы, мероприятия по улучшению условий и охраны труда на региональном, муниципальном уровне и на уровне организаций. Осуществляются государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.

Вместе с тем, сложившаяся система государственного управления охраной труда требует дальнейшего совершенствования.

Несмотря на тенденцию сокращения числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, остаются значительными социальные и экономические потери, обусловленные такими происшествиями.

Анализ состояния государственного управления охраной труда в автономном округе указывает на необходимость более активного применения наряду с административными, правовыми, организационными подходами и формами экономических рычагов управления охраной труда.

Требуется существенно усилить профилактическую направленность решений в области охраны труда на всех уровнях и, прежде всего, в направлении разработки и внедрения методов прогнозирования основных тенденций, отражающих состояние условий и охраны труда на производстве.

Актуальность продвижения продукции региональных производителей на международных рынках, повышения ее конкурентоспособности обусловливают необходимость совершенствования системы управления охраной труда и ее гармонизации с международными нормами.

Введение

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра расположен в серединной части России. Он занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины. На севере округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе - с Республикой Коми, на юго-западе со Свердловской областью, на юге - с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке - с Томской областью и Красноярским краем.

Округ размещается на территории 534,8 тыс. кв.км. Pельеф представлен сочетанием равнин, предгорий и гор. Выделяются возвышенные равнины (150-301 м), низменные (100-150 м), а также низины (менее 100 м). В поймах Оби и Иртыша абсолютные высоты составляют 10-50 м. Для уральской части округа характерен среднегорный рельеф. Протяженность горной области составляет 450 км при ширине 30-45 км. Максимальные высоты: г. Народная, 1894 м (Приполярный Урал) и г. Педы, 1010 м (Северный Урал).

Речную сеть округа формируют реки Обь и Иртыш, 12 их притоков (Сев. Сосьва, Конда, Вах, Юган, Казым, Пим, Тромъеган, Аган, Б. Салым, Ляпин, Лямин, Назым), а также множество мелких речек. Общее число рек в округе - около 30 тыс.

В округе насчитывается около 290 тыс. озер площадью более 1 га. К категории больших (площадью свыше 100 кв.км) относятся Кондинский Сор, Леушинский Туман, Вандэмтор и Тромэмтор.

Растительность представлена сообществами лесов, болот, лугов, водоёмов, горных тундр. Лесистость территории округа составляет 52,1%.

Климат

Климат резко континентальный. Средняя температура января от -18 до -24 градусов по Цельсию, средняя температура июля от +15,7 до +18,4 градусов по Цельсию.

Годовое количество осадков по округу от 400 до 550 мм. Высота снежного покрова от 50 до 80 см. В июле выпадает максимум осадков, около 15% годового количества.

Полезные ископаемые

Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ. Наиболее крупные месторождения нефти и газа - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское.

В округе добывается россыпное золото, жильный кварц и коллекционное сырье. Открыты месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др. Находятся в стадии подготовки к разработке месторождения декоративного камня, кирпично-керамзитовых глин, песков строительных.

Население

Численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 1 января 2009 года составила 1520,0 тыс. человек, в том числе: городское население – 1390,8 тыс. человек (91,5%), сельское население – 129,2 тыс. человек (8,5%). В октябре 2010 года проходила перепись населения и данные на 01.01.2011 года бубут опубликованы в ноябре 2011 года.

Административно-территориальное деление

Каксамостоятельный субъект Российской Федерации, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра включает в себя 9 муниципальных районов и 13 городских округов. В рамках муниципальных районов расположены 26 городских и 58 сельских поселений.

Транспортная инфраструктура

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре основная перевозка грузов приходится на водный и железнодорожный транспорт, 29% перевозится автомобильным транспортом и 2% - авиационным. Общая протяженность железнодорожных путей 1106 км. Протяженность автомобильных дорог - более 18 тыс. км, из них с твердым покрытием  - более 13 тыс.км.  Протяженность судоходных водных путей составляет 5608 км, из которых 3736 км - боковые и малые реки. Общая протяженность магистральных нефтепроводов на территории округа составляет 6283 км, газопроводов - 19500 км.

1. Нормативно-правовая основа системы охраны труда.

1.1. Положения Устава Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об условиях и охране труда.

Устав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не содержит положений, затрагивающих сферу охраны труда.

1.2. Основные региональные законы в сфере условий и охраны труда.

Основным региональным законом в сфере условий и охраны труда является Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.02.1998 № 2-оз «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

1.3. Основные региональные правовые нормативные (подзаконные) акты по охране труда.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действуют региональные нормативные правовые акты по охране труда, принятые Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также разработанные и введенные приказами Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Нормативные правовые акты в сфере условий и охраны труда Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство ханты-мансийского автономного округа - югры постановление

    Программа
    ... мероприятий Программы осуществляется ПравительствомХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры (далее – Правительствоавтономногоокруга). Департаменттруда и занятостинаселения и Центры занятостинаселения осуществляют контроль целевого ...
  2. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 октября 2010 г N 246-п " О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры " Содействие занятости населения на 2011 - 2013 годы"

    Программа
    ... рынке трудаХанты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры Задача 1. Содействие занятостинаселения 1.1. Информирование населения и работодателей о положении на рынке трудаХанты-Мансийскогоавтономногоокруга - ЮгрыДепартаменттруда и занятости всего ...
  3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 октября 2010 г N 241-п " О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры " Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе

    Документ
    ... государственным имуществом Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры, Департамент общественных связей Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры, Департаменттруда и занятостинаселенияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры Цель целевой ...
  4. Целевая программа ханты-мансийского автономного округа – югры «профилактика экстремизма гармонизация межэтнических и межкультурных отношений укрепление толерантности в ханты-мансийском автономном округе – югре на 2011-2013 годы»

    Программа
    ... Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры; Департамент внутренней политики Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры; Департаменттруда и занятостинаселенияХанты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры; Департамент информационных технологий Ханты ...
  5. Постановление правительства ханты-мансийского ао - югры от 23 декабря 2010 г n 367-п " о целевой программе ханты-мансийского автономного округа - югры " профилактика экстремизма гармонизация межэтнических и межкультурных отношений

    Документ
    ... Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры; Департамент внутренней политики Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры; Департаменттруда и занятостинаселенияХанты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры; Департамент информационных технологий Ханты ...

Другие похожие документы..