textarchive.ru

Главная > Документ


Материалы по новым педагогическим технологиям.

Образование детей и подростков – важная проблема: ведь её решение связано с формированием не только отдельного человека, но и граждан общества, а значит, и облика этого общества в недалеком будущем. В последние годы внимание учителей все чаще привлекают новые педагогические технологии. Если ранее основной задачей было распространение знаний, всеобщее обучение детей, то теперь возникла проблема развития способностей, формирования талантов в каждом ребенке.

Термин «технология» используется в педагогической литературе, и получил множество (более трехсот) формулировок.

Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, приме­няемых в какой-либо деятельности.

Педагогическая технология это содержательная техника реализации учеб­ного процесса (В.П. Беспалько).

В структуру педагогической технологии входят:

  • Организация учебного процесса

  • Методы и формы учебной деятельности учащихся

  • Деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала

  • Диагностика учебного процесса.

Классификация педагогических технологий

    1. Традиционные технологии

    2. Инновационные технологии

Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение.

Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:

1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

  • Игровые технологии.

  • Технология проблемного обучения

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

  • Технология уровневой дифференциации

  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)

  • Технология программированного обучения

  • Информационные технологии обучения.

  • Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).

  • Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)

Альтернативные технологии

  • Технология свободного труда (С.Френе)

  • Технология проектного обучения.

  • Технология мастерских.

  • Дальтон-технология.

  • Кейс-технология.

Природосообразные технологии

  • Технология сбережения и укрепления здоровья

  • Технология обучения детей с признаками одаренности

Технологии развивающего обучения

  • Технология развивающего обучения Л.В.Занкова. (для начальной школы)

  • Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).

  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное)

Главные методы данного обучения – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды деятельности учащихся – слушание и запоминание.

Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Однако есть и ряд недостатков, а именно: преподнесение “готовых” знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Технология игрового обучения

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Проблемное обучение

Сущность проблемного обучения состоит в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности (И.Я. Лернер). Этапы проблемного обучения отражены в таблице:

Этапы проблемного обучения

Действия учителя

Действия ученика

Создает проблемную ситуацию.

Осознает противоречия в изучаемом явлении.

Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.

Формулирует проблему.

Организует поиск гипотезы - предположительного объяснения обнаруженных противоречий.

Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

Организует проверку гипотезы.

Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.

Организует обобщение результатов и применение полученных знаний.

Анализирует результаты, делает выводы, принимает полученные знания.

Технология модульного обучения

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Сами модули формируются: как структурная единица учебного плана по специальности, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой. Отметки выставляются только за модули.

     I модуль - устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий;
    II модуль - самостоятельные и практические работы. Ученики работают с различными источниками информации, отрабатывают материал темы. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, семинары, игры
     III модуль - повторение и обобщение материала темы.
     IV модуль- контроль знаний учащихся по всей теме.

Технология дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств.

Достоинства

Недостатки

Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей

Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей

У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному

Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания

Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам

Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности

Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах

В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться

Деление детей по уровню развития не гуманно

Высвечивается социально-экономическое неравенство

Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними

Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства

Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости

Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах

Перекомплектование разрушает классные коллективы

Технология индивидуализации обучения

Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой: педагог взаимодействует лишь с одним учеником; а один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

Индивидуальный подход позволяет ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним и в процессе обучения.

Достоинства

Недостатки

позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям;

следить за его продвижением от незнания к знанию.

не формируется чувство коллективизма, взаимопомощи.

Технология программированного обучения

Особенности программированного обучения, которое тесно связано с информационными технологиями (часто учащиеся самостоятельно осваивают учебный материал с помощью компьютера) заключаются в следующем:

  • учебный материал разделяется на отдельные порции;

  • учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

  • каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);

  • при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

  • при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

  • каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

  • результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируется, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («слайдов», «файлов», «шагов»), подаваемых в определённой логической последовательности.

Информационные технологии

В практике информационные технологиями обучения называют технологии, использующие специальную технику и информационные средства.

Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер.

Формы использования ИТ разнообразны: от демонстрации на уроке до дистанционного образования.

Информационные технологии включают гипертекст и мультимедиа, программируемое тестирование и контроль, имитационное обучение, демонстрации.

Достоинства

Недостатки

наглядность учебного материала;

возможность моделирования процессов и явлений, которые нельзя в реальности получить;

объективность контроля;

демонстрация динамических процессов, явлений;

возможность самостоятельно учащимся выбирать скорость обучения;

углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки

требует большого времени педагога для подготовки КМО;

необходима соответствующая квалификация для работы на ПК;

подготовленность учащихся к использованию ИТ.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

«Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо».
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя.

Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:
— работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;
— метод карусели;
— лекции с проблемным изложением;
— эвристическая беседа;
— уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);
— конференции;
— деловые игры;
— использование средств мультимедиа (компьютерные классы);
— технология полноценного сотрудничества;
— технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность).

Интерактивные методы обучения

«Диалог» - его суть заключается в том, что группы ищут согласованное решение, а результат работы должен быть отображён в виде схемы, перечисление признаков, конечном тексте, который потом записывается в тетрадях. Эта методика включает противостояние и критику позиций той или иной группы, а всё внимание сосредоточено на сильных моментах позиции других. Эксперты фиксируют общие взгляды и под завершение работы дают обобщённый ответ на задание, который записывается всеми.

«Синтез мыслей» - похож на предыдущий метод с той разницей, что ученики не ведут записи на доске, а все записи делают на листах, которые потом передают следующей группе. В этом листе подчёркиваются мысли, с которыми данная группа не согласна. Эксперты обрабатывают эти листы, сопоставляя написанное, делают общий отчёт, который затем обсуждает весь класс.

«Общий проект» - в этом случае группы получают задания разного содержания, которые освещают проблему с разных сторон. При завершении работы каждая группа делает отчёт и делает свои записи на доске. С этих записей как бы составляется общий проект, который рецензируется и дополняется группой экспертов.

«Поиск информации» - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой, зачастую неинтересный материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся (прочитанную учителем лекцию или домашнее задание) с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале, документах и т.д. Всегда определяется время, на протяжении которого нужно проанализировать информацию и найти ответы на вопросы.

«Круг идей» - целью является разрешение острых спорных вопросов, составление списка идей и привлечение всех учеников к обсуждению вопроса. Все группы должны выполнять одно Ито же задание, которое состоит из нескольких вопросов (позиций), которые представляются группами по очереди. При ответах каждая из групп озвучивает только один аспект проблемы, а учитель задаёт вопросы по кругу до тех пор, пока идеи не закончатся. Это исключает возможность доклада всей информации одной группой.
Все перечисленные методы интерактивных методов обучения относятся к технологиям кооперативного обучения, когда ученикам нужно скооперироваться для выполнения заданий учителя, активной работы на уроке, усвоения материала и выработки навыков общения при дискуссии и аргументации своих позиций. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Трудности заключаются в умении учителя организовать работу учеников и приучить их к такой работе как постоянной. Конечно, это не всё, что можно использовать. На основе этих методов можно строить другие, или придумывать что-то принципиально новое, в этом и заключается преимущество интерактивного обучения.

Дальтон-технология основывается на принципах свободы, самостоятельности, сотрудничества. Реализуется эта технология через систему индивидуальных творческих заданий (дальтон - задания), лабораторную работу (индивидуальная и коллективная учебно-познавательная  самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности, у спеха в таких организационных формах учебно-воспитательного процесса, как дальтон-урок, дальтон-час, дальтон-день, дальтон-неделя, дальтон-конференция и др.

Педагогика дальтон – это система отношений, культура учебного труда.

Принцип свободы в технологии дальтон реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, времени и места их выполнения, источников информации, партнеров по труду, уровня самостоятельности и т.д. Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность  выполнения задания, за продуктивность сотрудничества с одноклассниками.

В ходе работы по данной технологии дети учатся:

- планировать познавательную деятельность на протяжении урока, дня, недели;

- рационально распределять время на учебную деятельность;

- ставить цели своей познавательной деятельности;

- рационально организовывать рабочее место;

- выбирать задания по степени сложности, по интересу, по целевой установке и т.д.;

- использовать разные источники информации;

- работать с учебной и справочной литературой;

- работать самостоятельно, в парах, в группах;

- анализировать задание, выявлять в них трудное, непонятное;

- сосредоточиваться на выполнении заданий, проявлять силу воли;

- выполнять задания разными способами, выбирать рациональный способ;

- выделять главное, обобщать, классифицировать, систематизировать по разным приметам и критериям;

-  ставить вопросы и находить на них ответы;

- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

- составлять алгоритм выполнения задания;

- применять знания в нестандартной ситуации;

- выполнять задания творчески.

Кейс-технология

Кейс-технология основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимся при этом осуществляется любыми приемлемыми для образовательного учреждения способами. Применяются телекоммуникационные средства для обеспечения контактов обучающихся с преподавателем и членами учебной группы, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами. Существенная роль отводится организации очных занятий (консультаций) в составе группы обучающихся и индивидуально, проводимых специально подготовленным преподавателем – консультации.

Интернет - технология

Интернет – технология основана на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от местонахождения его субъектов.

Важным этапом в реализации Интернет технологии является наличие автоматизированного электронного сервиса, обеспечивающего возможность постоянного удаленного доступа к учебно-методическим материалам, получения текущей информации о процессе обучения, (off- line) общения с преподавателями – консультантами и т.д

Здоровьесберегающая образовательная технология

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам проф. Н.К.Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока

  • Использование проблемных творческих заданий

  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий

  • Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую)

  • Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Личностно-ориентированное обучение (И. С. Якиманская)

О личной ориентации обучения особенно активно говорят и пишут в последнее время. Все дети разные, а учителю в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования

Одним из продуктивных путей реализации личностно-ориентированного обучения является обучение с использованием групповых форм, построенных по принципу сотрудничества и взаимной поддержки. При таком обучении повышается качество обучения, быстро формируются отношения между педагогом и обучаемым.

Результатом такого обучения является снятие уровня тревожности и напряженности.

При развивающем обучении главная цель: овладение определенными знаниями, умениями и навыками; при личностно-ориентированном обучении цель иная: всестороннее развитие индивида и его превращение в личность. Образование подчинено формуле: «учение для человека, для его жизни».

Технология критического мышления

Технология критического мышления посредством чтения и письма является личностно-ориентированной технологией.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной педагогической технологии стройна и логична. Представим эту структуру в виде схемы с соответствующими пояснениями.

Технологические этапы

I фаза 
Вызов
  (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
  Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

Желаю удачи в использовании новых педагогических технологий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новые педагогические технологии при внедрении фгос

    Документ
    Новыепедагогическиетехнологии при внедрении ФГОС Лукьянчук Г.В. МБОУ Майская СОШ Инновационные технологии при внедрении ФГОС ... школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию ...
  2. Новые педагогические технологии на уроках литературы в 5 классе

    Документ
    ... повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» Новыепедагогическиетехнологии на уроках литературы в 5 классе: развитие ... ответ на общий глобальный вопрос поматериалу лекции. Форма – 10-минутное эссе ...
  3. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

    Программа
    ... (контролирующей) программы 2 часа 4.3. Контролирующие материалы 4.3.1. ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ТЕСТА Итоговый контроль ... . Азизходжаева Н. О центре интенсивной подготовки преподавателей поновымпедагогическимтехнологиям // Вестник высшей школы. - 2000. ...
  4. Гипотеза и новейшая педагогическая технология

    Статья
    ... бы не только овладеть программным материаломпо родному /русскому/ языку, математике, естествознанию ... существенное значение. Разрабатывая новую и новейшуюпедагогическуютехнологию /или демократическую систему обучения по способностям ДЕМСОС/, мы ...
  5. Технологии личностно-профессионального роста 1 педагогическая техника – индивидуальный уровень владения педагогической технологией

    Документ
    ... вообще и к овладению новымипедагогическимитехнологиями в частности. Готовность определяют ... п о л н я ю щ и е – существенно новыепо содержанию, дополняющие уже имеющийся пакет ... заданий и диагностических материалов, ориентированных на образовательные ...

Другие похожие документы..