Главная > Учебно-практическое пособие


Определение критериев и показателей оценки эффективности

При проведении аудита эффективности использования государственных средств главной становится задача выделения основных структурообразующих расходов и выбора критериев эффективности. Необходимо определить, какие результаты контроля (качественные и в количественном выражении) следует использовать, чтобы на их базе и на основе выделенных критериев сформулировать показатели эффективности.

Так, после принятия закона о бюджете на соответствующий год можно полагать, что точкой отсчета эффективности государственных или муниципальных расходов становится ожидаемая эффективность, которая была определена при обосновании проекта соответствующего бюджета. То есть закон о бюджете устанавливает целесообразное и эффективное с точки зрения задач государственной политики расходование бюджетных средств. Роль аудита эффективности в данном случае заключается в помощи исполнительным органам власти в реализации бюджетных назначений в строгом соответствии с законом о бюджете путем выявления несоответствия показателей качества расходования средств с установленными законом нормами, анализа причин этих несоответствий и выработки предложений по устранению выявленных причин и восстановлению законности расходов государственных средств. Поэтому, говоря об эффективности использования государственных средств, следует иметь в виду и качественный результат и количественно выраженную степень приближения произведенных затрат к намеченной цели, то есть в сопоставлении с расходами, заложенными в экономической классификации бюджета.

Оценить эффективность использования государственных средств можно только с помощью системы критериев и показателей, иначе оценка, данная на основе предпочтения того или иного критерия или показателя, будет односторонней. Не может быть абсолютных, раз и навсегда данных показателей эффективности использования государственных средств. Экономическая специфика государственных расходов такова, что она требует разных качественно-количественных оценок результатов их реализации.

Итак, для оценки эффективности государственных расходов определяются соответствующие критерии и показатели, которые для каждого контрольного мероприятия вырабатываются особо в зависимости от поставленных целей, решаемых в ходе аудита эффективности задач, ожидаемых его результатов и т.д. Критерии, как правило, базируются на научных достижениях в соответствующей области, на существующих стандартах и инструкциях, а также на результатах предварительного изучения механизмов контроля за управлением тех или иных расходов, той или иной программой. Критерием оценки эффективности может служить также положительный пример, сравнение с результатами работы при реализации аналогичных проектов, программ, других расходов.

Так, при проведении аудита эффективности исполнения государственных функций субъектом ведомственной структуры расходов бюджета в качестве критериев могут быть выбраны полнота и результативность исполнения государственных функций и состояние сферы его ответственности; при проведении аудита эффективности исполнения государственных заказов (услуг) той или иной организацией – своевременность, полнота и экономичность исполнения государственного заказа; при проведении аудита эффективности исполнения государственных программ – экономичность и результативность; при проведении аудита эффективности использования бюджетных средств – соотношение бюджетных затрат и результатов от их использования.

Принимая во внимание, что критерий – это признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, в качестве критериев, например, оценки эффективности использования государственных ресурсов на оказание населению бесплатной медицинской помощи были выбраны: а) доступность бесплатной квалифицированной медицинской помощи населению, б) уровень обеспеченности финансовыми, материальными, кадровыми ресурсами, в) качество бесплатной медицинской помощи; в качестве критериев оценки эффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в интересах интеграции образования и научной деятельности – а) интеграционные процессы как фактор развития образования, его адаптации к рыночной экономике, формирования общества знаний, б) интеграционные процессы как фактор развития вузовской и академической науки, повышения их эффективности, в) интеграционные процессы как фактор усиления инновационной активности в обществе, построения инновационно-ориентированной экономики.

Критерии определяются на основе:

- действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность или сферу действия объекта аудита эффективности;

- общепринятых норм, которыми руководствуется объект аудита эффективности в практической деятельности;

- материалов предыдущих контрольных мероприятий.

Разработка критериев проводится с целью обеспечения объективности оценки эффективности использования государственных средств. Поэтому они должны, во-первых, отражать особенности той сферы деятельности объектов, которая подвергается аудиту, во-вторых, соответствовать целям аудита и, в третьих, быть достаточными, чтобы на основе их совокупности можно было бы сделать аргументированные выводы о степени эффективности использовании государственных средств и разработать предложения по устранению причин, если таковые будут установлены, порождающих их неэффективное использование. Кроме того, критерии должны быть четко сформулированы, чтобы исключить возможность какой-либо их интерпретации, и сравнимы с другими критериями, используемыми при проведении аудитов эффективности на других объектах с аналогичной сферой деятельности. Они не должны вызывать возражений у законодательной власти и быть доступными к пониманию средствами массовой информации и общественностью.

Для исключения разногласий с руководством объектов аудита эффективности выработанные критерии доводятся до руководства этих объектов.

По каждому критерию определяются направления деятельности, по которым осуществляется оценка, и относящиеся к ним соответствующие количественные или качественные критериальные показатели.

Если критерии служат мерилом достижения цели, то показатели – это, прежде всего, различные количественные измерители самого критерия. Однако, в зависимости от цели, предмета и объекта аудита эффективности при оценке эффективности государственных расходов могут быть использованы и качественные критериальные показатели

Все требования, предъявляемые к критериям оценки эффективности использования государственных ресурсов в равной степени относятся и к критериальным показателям. При этом к количественным показателям дополнительно предъявляются такие требования, как статистическая сопоставимость, единство понятий и достоверность. В толковании как количественных, так и качественных показателей не должно быть никаких разночтений.

Непосредственная оценка эффективности использования государственных ресурсов осуществляется членами экспертного совета, формируемого контрольно-счетным органом, проводящим аудит эффективности, в следующей последовательности:

во-первых, на основе собранной и проанализированной информации устанавливаются количественные критериальные показатели;

во-вторых, на основе материалов контрольного мероприятия определяются качественные критериальные показатели и осуществляется их экспертная оценка;

в-третьих, на основе установленных количественных критериальных показателей и экспертных оценок по качественным показателям осуществляется экспертная оценка по каждому критерию.

Экспертную оценку эффективности использования государственных средств предлагается проводить по следующей шкале:

№ п/п

Уровень эффективности использования государственных средств

1

Низкий

2

Ниже среднего

3

Средний

4

Выше среднего

5

Высокий (оптимальный)

При этом следует иметь в виду, что характеристика эффективности использования государственных средств может иметь в большей степени качественный, нежели количественный характер.

Количественная оценка может быть выражена в различных единицах, так как круг вопросов, ответ на которые может быть выражен количественно, достаточно обширен, например, для аудита эффективности интеграции образования и науки это могут быть: количество внедренных в образовательную практику результатов исследований по проблемам развития образования; количество студентов, прошедших преддипломную практику в научных организациях; количество дипломных работ, выполненных в научных организациях; количество научных сотрудников, участвующих в педагогической деятельности в ВУЗах и учреждениях дополнительного профессионального образования, и т.д.

Примерами качественной оценки могут быть: актуальность научно-исследовательских работ, охват научными исследованиями основных проблем образования в соответствии с приоритетными направлениями развития образования и профилем научных организаций; наличие научных обоснований и расчетов (включая результаты соответствующих научных исследований) программных документов, новаций и решений в области развития образования, полнота нормативных документов, уровень контроля, эффективность принимаемых решений и т.п.

    1. Подготовка программы и плана проведения аудита эффективности

Программа аудита представляет собой детальное описание мероприятий, необходимых для практической реализации плана. Она служит основным руководством для группы, осуществляющей аудит, и утверждается ответственным за аудит аудитором (членом) ВОФК. В программе определяются цель, предмет, объект, критерии, а при необходимости - подкритерии аудита эффективности, приводится персональный состав должностных лиц, принимающих участие в осуществлении контроля, и распределение обязанностей между ними.

По поводу составления программы Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств указывает, что

«Программа проведения проверки должна содержать:

• цели данной проверки;

• перечень вопросов и объектов проверки, определяющих ее масштаб;

• критерии оценки эффективности использования государственных средств, которые будут использоваться в ходе проверки, и их источники;

• краткое описание методики проведения проверки (сбора фактических данных и доказательств);

• график проведения проверки, ее основные этапы;

• список группы проверяющих, включая ответственных за конкретные направления проверки, а также независимых специалистов, привлекаемых на основе договоров к проверке, с указанием их профессиональных знаний и квалификации;

• срок представления отчета о результатах проверки на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.

Кроме того, к программе проверки прикладывается уточненная смета финансовых расходов (с указанием стоимости договоров) и расчеты трудовых затрат (количество человеко-дней), необходимых на проведение данной проверки, с учетом уже осуществленных расходов и затрат на этапе предварительного изучения.

В случае необходимости внесения изменений в программу проверки в ходе ее проведения, руководитель проверки должен представить соответствующие предложения на рассмотрение аудитора Счетной палаты, ответственного за проведение данной проверки».

Методика рекомендует следующую примерную форму программы проверки эффективности:

Утверждена решением

Коллегии Счетной палаты

Российской Федерации,

протокол № __от «____ »

или

Утверждаю:

Аудитор Счетной палаты

Российской Федерации

_____________ ________

(подпись Ф.И.О.)

«___» ______200_ г.

Программа

проведения проверки эффективности

______________________________________________________________

(название проверки)

1. Проверка проводится в соответствии с _________________________

___________________________________________________________________

(указывается основание: пункт плана работы Счетной палаты Российской Федерации; решение Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол заседания Коллегии от ___ № ____, пункт ____); постановление Государственной Думы (Совета Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации от ___ № ___; обращение не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы (Совета Федерации) Федерального Собрания Российской Федерации от ____ исх. № ___)

2. Цели проверки:

· _______________________________________________________

· _______________________________________________________

(формулируется каждая цель проверки)

3. Проверяемый период __________________________________________

______________________________________________________________

(указывается проверяемый период деятельности, выполнения функции,

реализации программы и т.п.)

4. Объекты проверки:

· _______________________________________________________

· _____________________________________________________

(указывается наименование проверяемого органа государственной власти, учреждения, организации)

5. В соответствии с целями проверки проверяются следующие вопросы:

· _________________________________________________________

а)________________________________________________________

б) ________________________________________________________

(вопросы проверки формулируются для каждой цели проверки)

6. Для целей проверки используются следующие критерии оценки эффективности:

· ________________________________________________________

а) ______________________________________________________

б) _____________________________________________________

(формулируются критерии для каждой цели проверки с указанием их источников)

7. В процессе проведения проверки используются следующие методы сбора фактических данных и доказательств:

· _______________________________________________________

· _______________________________________________________

(дается краткое описание методов проведения проверки)

8. Проверка проводится в период с ______________ по _______________

и включает следующие этапы:

· _______________________________________________________

· _______________________________________________________

(указывается время работы на объектах, анализа фактических данных, подготовки выводов и рекомендаций, предварительного и окончательного отчета)

9. Состав группы проверяющих:

Руководитель проверки____________________________________

Члены группы:

__________________________________________________________

__________________________________________________________

(указывается Ф.И.О. и должность инспекторов Счетной палаты, а также Ф.И.О. специалистов, привлеченных на основе договоров, с указанием их профессиональных знаний и квалификации)

10. Отчет о результатах проверки представляется на рассмотрение Коллегии Счетной палаты «__» __________ 200__ г.

Аудитор Счетной палаты

(Начальник инспекции) _______ _________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

Письменный план должен составляться для каждого аудита эффективности. Форма и содержание письменного плана аудита могут быть различными. Основное назначение плана аудита эффективности — организовать упорядоченное, эффективное и экономичное проведение мероприятий, необходимых для достижения целей аудита, и, прежде всего, контрольных мероприятий (проверок), обеспечивающих сбор информации для формирования его выводов и рекомендаций.

В плане контроля отражаются основные организационные вопросы, связанные с проведением контроля эффективности, такие как перечень проверяемых вопросов, суммы планируемых к проверке доходов и расходов, масштаб контроля и потребность в ресурсах. План утверждается руководителем ВОФК.

В Методике проведения аудита эффективности использования государственных средств14 рекомендуется следующая примерная форма рабочего плана проведения аудита эффективности:

Рабочий план

проведения проверки эффективности

________________________________________________________

(указывается тема проверки)

п/п

Объекты проверки

Вопросы проверки

Методы сбора данных

и доказательств

Источники

информации

Сроки

проверки

Исполнители

1.

А……………………

1.. . . . . . . . .

2. . . . . . . . .

· …………….

· …………….

· …………….

· …………

· …………

· …………

июнь

Иванов И.И.

2.

Б……………………

1. . . . . . . . . .

2. . . . . . . . . .

3.……….

· …………….

· …………….

· …………….

· …………

· …………

· …………

август

Иванов И.И.

Петров П.П.

Сидоров С.С.

тт.д.

1. Исполнители представляют итоговые материалы по результатам проверок до «___»________200_г.

2. Срок подготовки проекта отчета о результатах проверки до «___»________200_г.

Руководитель проверки _________________

_________________ (подпись)

(фамилия и инициалы)

(дата)

    1. Оформление рабочих документов при проведении аудита эффективности

Группа проверяющих в ходе аудита должна вести соответствующую документацию и картотеки, предусмотренные Регламентом контрольно-счетного органа.

Рабочие документы, файлы и картотеки, касающиеся данной проверки, используются для документального оформления основных решений и результатов работы в рамках данной проверки. Документы, подготовленные в рамках той или иной аудиторской проверки, должны иметь непосредственное отношение к данной проверке и включать полную информацию. Они должны быть написаны понятным языком и составлены таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться. Осуществляя аудиторские проверки, группа проверяющих обязана соблюдать положения Регламента контрольно-счетного органа и соответствующим образом оформлять и хранить документы. Кроме того, рекомендуется применять разработанные Счетной палатой Российской Федерации, Методическим советом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации и внутренние стандарты контрольно-счетного органа, касающиеся оформления документов в виде файлов или картотек по той или иной проверке.

Наличие хорошо составленных и полных рабочих документов имеет очень большое значение для обсуждения результатов проверки с руководителями проверяемой организации, подготовки кратких информационных записок для руководства, подготовки выступлений представителя КСО на слушаниях в Законодательном Собрании, ответов на вопросы, которые задают после таких выступлений депутаты и представители других заинтересованных сторон, а также для перспективного планирования проведения контрольно-ревизионных мероприятий.

Группы проверяющих должны вести контрольную картотеку по проверке с наиболее важными отчетами, разрешениями и решениями, охватывающими весь период проведения данной проверки.

Картотека, как правило, включает в себя:

  • решения об осуществлении тех или иных проектов и программ, принимаемые в рамках процесса планирования работы КСО;

  • обзорные отчеты и отчеты о результатах предварительного изучения объекта проверки;

  • документы, в которых излагается точка зрения руководства в отношении применяемых критериев и других аспектов проверки;

  • программы проверок, в которых говорится о проделанной работе;

  • комментарии и рекомендации консультантов, советников и независимых экспертов;

  • итоговые документы, подписываемые после завершения проверки;

  • документы, являющиеся важной перепиской с руководителями проверяемых министерств и ведомств;

  • высказывания и комментарии руководства, касающиеся отчетов о реализации тех или иных проектов и программ, и мероприятий, предпринятых с целью урегулирования имеющихся разногласий.

Группа проверяющих обязана подготовить подшивки обосновывающих материалов, содержащих собранную в ходе проверки фактическую информацию, которая в наибольшей степени подходит для подробного обоснования содержания отчета о результатах проверки. Необходимо составить подробный указатель этих подшивок со ссылками на материалы и данные, используемые для обоснования содержания отчета. В соответствии со сложившейся практикой все рабочие документы рассматриваются в качестве конфиденциальных документов, принадлежащих КСО. Право доступа к рабочим документам, как правило, имеют только правоохранительные органы. Все запросы о предоставлении рабочих документов, поступающие от средств массовой информации или общественности, следует направлять руководителю КСО, ведающему вопросами доступа к информации.

  1. Проведение аудита эффективности



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Внедрение аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов российской федерации

    Учебно-практическое пособие
    Проект Внедрениеаудитаэффективностииспользованиягосударственныхсредств в практикудеятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации (учебно-практическое пособие) Под общей ...
  2. Аннотации программ дисциплин основной образовательной программы подготовки магистров по укрупненной группе 08 «экономика и управление»

    Документ
    ... ФЦП и подходы к проведению аудитаэффективности национальных проектов / Внедрениеаудитаэффективностииспользованиягосударственныхсредств в практикудеятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации: Учебно-практическое пособие / Под ...
  3. Отчет о работе контрольно-счетной палаты за 2005 год

    Отчет
    ... вопросам внедренияаудитаэффективностииспользованиягосударственныхсредств. В 2005 году Контрольно-счетная палата Ленинградской области провела проверку эффективностииспользованиягосударственныхсредств, в рамках Российско–Канадского ...
  4. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

    Автореферат диссертации
    ... и проведению аудитаэффективностигосударственных/муниципальных закупок, могут быть рекомендованы для практического использования в деятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации. ____________________ 2006 ...
  5. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1)

    Автореферат диссертации
    ... и проведению аудитаэффективностигосударственных/муниципальных закупок, могут быть рекомендованы для практического использования в деятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации. ____________________ 2006 ...

Другие похожие документы..