textarchive.ru

Главная > Учебно-практическое пособие


Этап подготовки рекомендаций и предложений

В некоторых изданиях и публикациях этот этап часто называют аналитическим и синтетическим этапом.

На этом этапе важно детально проанализировать результаты деятельности объекта, нарушений действующего законодательства, выявить причинно-следственные связи между эффективностью деятельности объекта и оптимальностью работы системы управления, а также влияние иных внешних факторов.

Целью заключительного этапа является разработка конкретных научно обоснованных рекомендаций и предложений по повышению эффективности деятельности проверяемого объекта.

При разработке предложений целесообразно их классифицировать по следующим направлениям:

  • социальные;

  • организационные;

  • экономические;

  • правовые;

  • информационные;

  • технологические.

По каждой из названных групп необходимо осуществление расчетов, показывающих действенность реализации предложений, а также консультации и обсуждения со специалистами проверяемого объекта.

Замечания и выводы могут быть положительными или отрицательными. Они, по возможности, должны быть представлены в количественном (ценовом) выражении и отражать:

  • масштабность проблемы;

  • как часто она возникает;

  • на каком количестве человек она отражается;

  • каковы возможные потери потенциально сэкономленных средств.

Замечания и предложения должны быть:

  • правильными и существенными;

  • приводить к повышению эффективности, результативности или уровня отчетности;

  • отвечать исключительно целям аудита.

Завершающим документом данного этапа является окончательный отчетс обоснованными выводами об эффективности работы объекта и факторах, влияющих на нее, а также представление, аналитическая записка или аналитический доклад.

    1. Определение целей и вопросов аудита эффективности

Цели аудита эффективности - это точная формулировка того, что должно быть выполнено в процессе его проведения. Цели должны быть четко обозначены для того, чтобы исполнители, участвующие в аудите, ясно понимали, какую работу они должны выполнить.

Цели определяют и контрольные мероприятия, которые необходимо провести, и объекты проверок, и аспекты функционирования, которые необходимо проверить, и методы и процедуры, которые необходимо использовать, для обеспечения объективного формирования выводов и рекомендаций аудита эффективности.

Как правило, цели конкретного аудита эффективности устанавливаются при формулировании его темы и связаны со спецификой задач, решаемых контрольно-счетным органом.

Цели аудита эффективности являются базой для определения контрольных мероприятий (проверок), являющихся основными источниками информации для формирования выводов и рекомендаций аудита эффективности. При этом важно четко определить, какие именно вопросы нуждаются в проверке для достижения целей аудита, поскольку потребности достижения целей аудита эффективности являются определяющими при выборе вопросов и объектов проверок. Важно также соблюдать принцип, что каждая проверка должна давать ясные и четкие ответы на поставленные перед ней вопросы, на основании которых можно делать объективные и обоснованные выводы, имеющие отношение к проводимому аудиту эффективности. При определении вопросов проверки следует также руководствоваться тем, что эти вопросы всегда должны соответствовать задачам, которые призван решать контрольно-счетный орган посредством проведения аудита эффективности.

При определении целей конкретной проверки обычно исходят из того, на какие вопросы, касающиеся работы данной организации или данного направления деятельности, поможет ответить ее проведение. В качестве примеров можно привести такие аспекты деятельности, как результативность, экономия средств и эффективность.

Например, цели проверки эффективности реализации какой-либо федеральной целевой программы можно определить в процессе рассмотрения:

• целей и задач, которые были заложены в самой программе;

• финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов, которые были использованы в процессе ее реализации;

• процессов или видов экономической деятельности, посредством которых затраты на реализацию данной программы превращаются в ее результаты (выпуск продукции, оказание услуг и т.п.);

• фактических последствий или результатов реализации данной программы.

В идеальном случае цели проверки могут быть определены исходя из задач, поставленных перед проверяемой организацией по достижению конкретных результатов ее деятельности, или целей и задач, которые установлены в проверяемой программе, или из задач, касающихся достижения результатов в работе данной организации, данного сектора или функциональной области.

При выборе целей следует учитывать значимость вопросов, подвергаемых проверке. Значимость вопроса состоит в его относительной важности для конечных целей аудита, а также для потенциальных пользователей аудиторских отчетов. При определении значимости важны как качественные, так и количественные факторы. Качественные факторы могут включать в себя:

а) общедоступность информации по данной деятельности, а также способность этой деятельности привлекать внимание широких слоев населения;

б) новизну программы или изменения ее условий;

в) роль аудита в предоставлении информации, которая может улучшить отчетность перед общественностью и эффективность при принятии решений;

г) уровень и объем проверки или других форм независимого контроля.

Потенциальными пользователями аудиторских отчетов могут быть депутаты законодательных (представительных) органов власти и государственные чиновники, которые могут уполномочивать на аудит или могут потребовать проведение аудита. Другим важным пользователем аудиторского отчета является проверяемый хозяйствующий субъект, который несет ответственность за выполнение рекомендаций аудита. Потенциальными пользователями аудиторских отчетов также могут быть представители прессы, заинтересованные лица и отдельные граждане. Осознание интересов этих потенциальных пользователей может помочь аудиторам понять, почему аудит должен быть проведен так, а не иначе. Такое осознание может также помочь аудиторам судить, являются ли выводы значимыми для этих пользователей.

Цели входящих в аудит эффективности проверок следует тщательно рассмотреть и четко сформулировать таким образом, чтобы по завершении конкретной проверки члены группы проверяющих могли на основании результатов достижения каждой из указанных целей сделать соответствующие выводы. Поскольку предстоящая проверка будет направлена на поиск ответов на вопросы, которые отражены в ее целях, то эти цели должны быть как можно четче сформулированы. Это поможет избежать проведения ненужных и дорогостоящих контрольно-ревизионных мероприятий. Любые изменения, касающиеся целей конкретной проверки, а также основные доводы и аргументы в пользу таких изменений, необходимодоводить до сведения руководства контрольно-счетного органа, ответственного за проведение данного аудита эффективности.

Следует учитывать, что во многих случаях деятельность контрольно-счетного органа также включает предоставление ценной и необходимой информации депутатам органа законодательной власти (парламента). Такие цели, не связанные непосредственно с данным аудитом эффективности и в отношении которых не предполагается делать заключения и выводы, следует отделять от целей, на основании которых будут сделаны выводы и рекомендации.

Предмет аудита эффективности – подвергаемые проверке конкретные направления деятельности проверяемого объекта.

Объект аудита эффективности – юридические и физические лица, подлежащие проверке.

Определение вопросов и объектов проверки - существенный элемент подготовки программы аудита эффективности, определяющей масштаб его проведения. По этому поводу в Методике проведения аудита эффективности использования государственных средств12 указано, что:

«Программа должна содержать четкий перечень вопросов и объектов проверки, определяющих масштаб ее проведения.

При определении масштаба проверки следует сосредоточить ресурсы, выделенные на ее проведение, и усилия группы проверяющих на сравнительно небольшом количестве существенных вопросов и таком количестве объектов, которые:

а) имеют отношение к целям данной проверки;

б) являются важными с точки зрения эффективности использования государственных средств;

в) могут быть проверены, исходя из имеющихся ресурсов.

Для того чтобы выбрать объекты проверки, оценить важность тех или иных аспектов их деятельности и необходимость концентрации на них усилий в рамках данной проверки, проверяющие должны определить:

• степень влияния объекта проверки на достижение результатов в данной сфере;

• наличие рисков в деятельности объекта проверки;

• объем используемых государственных средств;

• будут ли результаты проверки способствовать повышению эффективности работы и использования государственных средств проверяемым объектом.

При определении масштаба проверки необходимо рассмотреть наличие условий для ее проведения, то есть возможности и способности группы проверяющих осуществить данную проверку в соответствии с утвержденной методикой проведения аудита эффективности. Могут возникать ситуации, когда руководитель проверки принимает решение не включать тот или иной вопрос для проверки в программу ее проведения даже в том случае, если по результатам предварительного изучения он является существенным. Данное решение может быть принято в случае, если:

• характер этой деятельности таков, что ее проверка не осуществима или не целесообразна;

• члены группы проверяющих не имеют необходимых для этого специальных знаний, а привлечение внешних экспертов проблематично;

• в данной области осуществляются радикальные изменения и преобразования;

• отсутствуют подходящие критерии оценки эффективности данного вида деятельности или работы объекта проверки.

Руководитель проверки должен доложить об этом руководству для принятия им окончательного решения.

Результатом работы по установлению масштаба проверки является определение в программе перечня конкретных вопросов и объектов проверки. При этом следует руководствоваться правилом, что для проверки выбираются такие вопросы, которые отражают поставленную цель проверки и имеют принципиальное значение для успешного осуществления проверяемой деятельности. В качестве объектов проверки необходимо выбирать такие организации, в деятельности которых имеется наибольшая степень риска и по результатам проверки которой существует возможность оказать существенное влияние на повышение эффективности использования государственных средств».

Например, Методика проведения аудита эффективности использования государственных ресурсов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации13, определяет цели, предмет и объекты указанного аудита эффективности следующим образом:

«Целью аудита эффективности использования государственных средств на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является определение рациональности и результативности деятельности органов исполнительной власти всех уровней в сфере здравоохранения, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, страховых медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования при осуществлении определенных для них функций и выполнении поставленных перед ними задач по реализации конституционного права граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь за счет средств бюджетов всех уровней, системы обязательного медицинского страхования и других поступлений.

Предметом аудита эффективности использования государственных средств, выделяемых для предоставления гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, являются:

- процесс предоставления населению бесплатной медицинской помощи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- сферы, направления и виды деятельности органов исполнительной власти всех уровней в сфере здравоохранения, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, предоставляющих гражданам бесплатную медицинскую помощь;

- система управления здравоохранением и организация финансирования бесплатной медицинской помощи в Российской Федерации.

Объектами аудита эффективности использования государственных средств, выделяемых на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, являются:

· органы исполнительной власти всех уровней в сфере здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, предоставляющие населению бесплатную медицинскую помощь;

· Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

· страховые медицинские организации, использующие в своей деятельности средства обязательного медицинского страхования».

    1. Определение масштаба аудита эффективности, приемов и способов его проведения

В зависимости от выбранной темы контрольного мероприятия, предмета и объектов контроля, способов и приемов его осуществления проводимые аудиты эффективности могут существенно отличаться друг от друга по своему масштабу.

Масштаб аудита эффективности напрямую зависит от его целей и количества подвергаемых аудиту объектов, а также от временного интервала, которым охватывается данное контрольное мероприятие: если это два года – один масштаб, если пять лет – другой. Кроме того, масштаб аудита эффективности определяется наличием информации, ее полнотой, возможностью воспользоваться результатами мониторинга, если он проводится, а также результатами внутреннего финансового контроля, если его состояние отвечает соответствующим требованиям. Высокое качество внутреннего финансового контроля, осуществляемого контрольными органами, созданными исполнительной властью, избавляет контрольно-счетные органы от необходимости при проведении аудита эффективности детально проверять состояние лицевых и других счетов, открытых объектам аудита эффективности органами казначейства и кредитными организациями, бухгалтерского и бюджетного учета, финансовой отчетности. Это дает возможность специалистам, осуществляющим данное контрольное мероприятие, сосредоточить свое внимание на сборе фактических данных, их анализе и анализе результатов внутреннего финансового контроля.

Масштаб аудита эффективности и выбранные критерии и показатели оценки эффективности использования государственных средств также находятся в тесной взаимосвязи, так как каждый критерий и каждый показатель должны быть сопоставлены с фактическими данными, полученными в ходе проведения аудита эффективности. Более того, если критерии и показатели выбраны верно, то они, будучи достаточно действенным инструментом оценки эффективности использования государственных средств, облегчают непосредственное проведение контрольного мероприятия, если нет – могут значительно усложнить работу специалистов, проводящих аудит эффективности.

Правильное определение масштаба аудита эффективности даст возможность сформировать такой состав специалистов, который позволит оптимально распределить между ними предстоящие работы с целью получения таких результатов, которые будут способствовать решению поставленных задач.

Результатом работы по определению масштаба аудита эффективности является конкретный перечень вопросов, необходимых к рассмотрению при его проведении. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответы на них в полном объеме раскрывали цели аудита эффективности и способствовали его успешному проведению. Их не должно быть очень много, чтобы не распылять усилия специалистов, осуществляющих аудит эффективности, но они должны полностью раскрывать степень достижения запланированных результатов.

При формулировании вопросов аудита эффективности следует принимать во внимание их существенность, то есть необходимость привлечения к ним внимания законодателей и общественности, а также возможность контрольно-счетного органа, проводящего аудит эффективности, внести в их решение наибольший вклад.

Масштаб аудита эффективности также зависит от способов и приемов, которые будут применяться для сбора фактических данных и доказательств, а также условий доступа к данным объекта контроля и должностным лицам, имеющим отношение к цели и предмету аудита эффективности. В идеале доступ должен быть беспрепятственным и неограниченным в течение всего рабочего дня.

Подходы к выбору способов и приемов сбора фактических данных и доказательств должны определяться возможностью получения при проведении аудита эффективности наилучших результатов с наименьшими затратами на его проведение, то есть собранная информация должна быть ориентирована на результат и представлять определенный интерес для законодательных органов.

Специалисты, осуществляющие аудит эффективности, обязаны располагать следующей информацией, касающейся:

- нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность объекта аудит эффективности и имеющих значение для достижения его целей;

- организационной структуры объекта аудит эффективности;

- условий работы объекта аудит эффективности и его основного персонала;

- объемов бюджетных и внебюджетных средств и направлений их использования;

- клиентов, которым объект аудита эффективности оказывает услуги;

- целей, задач и ожидаемых результатов деятельности объекта аудита эффективности;

- механизма подотчетности объекта аудита эффективности;

- системы внутреннего контроля;

- основных рисков, с которыми сталкивается в своей деятельности объект аудита эффективности;

- имевших место недостатков и пробелов в деятельности объекта аудита эффективности недостатков, меры, принятые для их устранения.

Указанная информация необходима для того, чтобы четко представлять какие способы и приемы сбора фактических данных и доказательств будут наиболее оптимальными при непосредственном проведении аудита эффективности использования государственных средств.

Вся сложность аудита эффективности использования государственных средств проявляется в том многообразии способов и приемов сбора фактических данных и доказательств, которые могут быть применены в ходе данного контрольного мероприятия. Независимо от того, что является предметом аудита эффективности (целевая программа, направление деятельности, система или инструмент контроля), основное внимание всегда должно быть уделено получению запланированных результатов, и это является определяющим при выборе способов и приемов сбора фактических данных и доказательств.

Сбор фактических данных и доказательств при аудите эффективности осуществляется с использованием широкого спектра способов и приемов его проведения, а именно: собеседования, обследования, опросы, анализ, подтверждения, аналитические обзоры, выборочный контроль, подготовка схем последовательности сбора фактических данных и доказательств. Специалисты, проводящие аудит эффективности, в зависимости от его целей могут использовать также различные инновационные приемы, например, компьютерное моделирование.

Сбор фактических данных и доказательств проводится в соответствии с общим процессом осуществления аудита эффективности использования государственных средств. Собранная информация должна быть полной и приемлемой для оценки деятельности объекта контроля на основе утвержденных критериев и показателей. Если она не отвечает этим требованиям собираются дополнительные данные. В конечном итоге, совокупность выбранных способов и приемов сбора фактических данных и доказательств должна обеспечить получение достоверной и полной информации, на основании анализа которой можно будет ответить на вопрос, какие последствия или вероятные последствия могут иметь результаты данного аудита эффективности.

Вполне возможна такая ситуация, когда на основе собранной информации и полученных фактических данных происходит пересмотр порядка проведения контрольного мероприятия, так как группа специалистов, осуществляющих аудит эффективности, сталкивается с непредвиденными трудностями, касающимися качества собранной информации или доступа к необходимой информации, что, в конечном итоге, не может обеспечить гарантии высокого качества аудита эффективности использования государственных средств.

Под необходимыми фактическими данными подразумеваются существующие факторы, на основании которых можно сделать соответствующие действительности выводы. Под достаточными фактическими данными подразумевается то количество информации, которое необходимо для обоснования сделанного вывода. Очень важно, чтобы эта информация была релевантной, то есть соответствовала содержанию потребностям решаемой задачи с точки зрения предмета аудита эффективности и периода времени, который он охватывает.

Для получения полной и исчерпывающей информации и необходимых и достаточных фактических данных специалистами, осуществляющими аудит эффективности, проводятся:

  • собеседования с руководителями структурных подразделений объекта аудита эффективности;

  • анализ ежегодных отчетов о деятельности объекта аудита эффективности;

  • анализ обязательств объекта аудита эффективности, касающихся выполнения поставленных задач и достижения конкретных результатов;

  • анализ соотношения между использованием выделенных объекту аудита эффективности ресурсов и полученными результатами;

  • исследование вопросов, связанных с возможными рисками как вероятности негативного воздействия на деятельность объекта аудита эффективности какого-либо события;

  • исследование тенденций в расходовании государственных средств;

  • изучение вопросов, связанных с использованием объектом аудита эффективности передовых технологий;

  • изучение материалов предыдущих контрольных мероприятий и результатов внутреннего контроля.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Внедрение аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов российской федерации

    Учебно-практическое пособие
    Проект Внедрениеаудитаэффективностииспользованиягосударственныхсредств в практикудеятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации (учебно-практическое пособие) Под общей ...
  2. Аннотации программ дисциплин основной образовательной программы подготовки магистров по укрупненной группе 08 «экономика и управление»

    Документ
    ... ФЦП и подходы к проведению аудитаэффективности национальных проектов / Внедрениеаудитаэффективностииспользованиягосударственныхсредств в практикудеятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации: Учебно-практическое пособие / Под ...
  3. Отчет о работе контрольно-счетной палаты за 2005 год

    Отчет
    ... вопросам внедренияаудитаэффективностииспользованиягосударственныхсредств. В 2005 году Контрольно-счетная палата Ленинградской области провела проверку эффективностииспользованиягосударственныхсредств, в рамках Российско–Канадского ...
  4. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

    Автореферат диссертации
    ... и проведению аудитаэффективностигосударственных/муниципальных закупок, могут быть рекомендованы для практического использования в деятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации. ____________________ 2006 ...
  5. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1)

    Автореферат диссертации
    ... и проведению аудитаэффективностигосударственных/муниципальных закупок, могут быть рекомендованы для практического использования в деятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации. ____________________ 2006 ...

Другие похожие документы..