textarchive.ru

Главная > Учебно-практическое пособие


Организация — залог качества и результативности аудита эффективности

  1. С чего начинается и чем завершается аудит эффективности?

Исходя из того, что аудит эффективности— это систематическое, целенаправленное и объективное изучение деятельности объекта (объектов) проверки, сформулируем этапы, которые надо пройти для того, чтобы грамотно начать и достойно завершить этот непростой вид аудита.

      1. Выбор тем и объектов аудита эффективности

Важнейший элемент планирования аудита эффективности — выбор тем и объектов проверки.

Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств10 рекомендует при планировании аудита эффективности отбирать наиболее важные темы и проблемы с учетом их соответствия задачам, которые призван решать орган внешнего финансового контроля, и наличия условий для их решения. Также рекомендуется процесс выбора тем и объектов для проведенияаудита эффективности разбить на два последовательных этапа – стратегического и текущего (ежегодного) планирования.

На этапе стратегического планирования осуществляются следующие действия:

• определяются приоритетные задачи, на решении которых будут концентрироваться внимание и усилия органа внешнего финансового контроля, в соответствии с их содержанием при проведении аудита эффективности на среднесрочную перспективу;

• на основе определения приоритетных задач разрабатывается стратегический план органа внешнего финансового контроля по проведению аудита эффективности (на период до 5 лет, с разбивкой по годам), определяющий, какие организации (федеральные министерства и ведомства, другие получатели бюджетных средств) и их функциональные основные области деятельности будут в этот период объектами и предметами проверок.

Текущее планирование осуществляется ежегодно на основе стратегического плана и включает:

• выбор конкретных тем и объектов аудита эффективности для включения в план работы органа внешнего финансового контроля на очередной год с обоснованием предварительных целей проверок и оценками их возможных результатов с точки зрения повышения эффективности использования государственных средств;

• составление графика проведения аудитов эффективности и определение потребностей в необходимых ресурсах;

• подготовка программ проведения аудитов эффективности на основе предварительного изучения объектов.

Для того чтобы выбрать возможные темы и объекты аудита эффективности, орган внешнего финансового контроля организует предварительную работу по сбору, анализу и оценке информации об имеющихся результатах и наличии проблем:

а) использования государственных средств, которые выделены органам государственной власти и другим получателям для выполнения функций и задач, установленных им законодательными и нормативными актами;

б) выполнения федеральных программ;

в) организации управления государственной собственностью и ее использования;

г) в других различных сферах деятельности государства, финансируемых из федерального бюджета.

Собираемая информация должна включать данные, касающиеся нормативного правового регулирования, организационной структуры, целей, задач и ожидаемых результатов деятельности органов государственной власти и других получателей бюджетных средств, механизмов их подотчетности и имеющихся систем контроля, существующих рисков и т.п. Эти данные должны быть достаточными для того, чтобы иметь всю полноту информации и достаточно полное представление об их деятельности в соответствующих сферах и на этой основе сформулировать предложения по конкретным темам и объектам возможных проверок.

Источниками такой информации могут быть:

• результаты предыдущих проверок и материалы проверок других контрольных органов;

• результаты оперативного контроля за ходом исполнения бюджета;

• результаты проверок исполнения бюджета за отчетный финансовый год;

• материалы отчетов участников бюджетного процесса;

• материалы заседаний комитетов и комиссий законодательного органа власти;

• материалы заседаний органа исполнительной власти;

• обращения органов представительной и исполнительной власти;

• обращения других контрольно-счетных органов Российской Федерации;

• материалы средств массовой информации;

• обращения руководителей предприятий и организаций, а также граждан;

• другие источники.

По результатам проведенного анализа орган внешнего финансового контроля должен определить предварительный перечень возможных тем и объектов проверок. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями:

а) социально-экономическая значимость данной темы, ее важность для законодательной власти и общественности, а также степень их заинтересованности в результатах проверки;

б) степень наличия рисков в рассматриваемой сфере использования государственных средств или деятельности объектов проверки, которые потенциально могут приводить к неэффективным результатам;

в) оценка возможных результатов проверки;

г) объем государственных средств, направляемых в данную сферу и/или используемых объектами проверки;

д) проведение предшествующих проверок в этой сфере и/или на данных объектах;

е) наличие соответствующих ресурсов у органа внешнего финансового контроля.

Социально-экономическая значимость темы является наиболее важным критерием отбора тем для проведения аудита эффективности. Очевидно, что тема будет иметь бόльшую социально-экономическую значимость для аудита эффективности, если она будет охватывать вопросы, имеющие значение для всего государственного сектора или затрагивающие значительные государственные интересы, если проверкой будет охвачена деятельность нескольких министерств или ведомств.

Вместе с тем, значимость темы аудита эффективности следует рассматривать не только с точки зрения весомости поставленных вопросов, но и с учетом ее значения для потенциальных пользователей будущего отчета по результатам проверки. Поскольку органы законодательной (представительной) власти являются главными «потребителями» результатов контрольно-ревизионной деятельности контрольно-счетных органов, используя их как инструмент контроля исполнительной власти, то вполне естественно, что при выборе темы аудита эффективности необходимо, прежде всего, учитывать, будут ли результаты данной проверки значимыми для них.

Кроме того, следует учитывать и общественное мнение. Несомненно, что предпочтение следует отдавать проверкам тех сфер и проблем использования государственных средств, которые являются предметом широкого обсуждения в средствах массовой информации и особо волнуют население.

Степень наличия рисков в рассматриваемой сфере использования государственных средств или деятельности объектов проверки, которые потенциально могут приводить к неэффективным результатам, также существенно влияет на процесс выбора тем аудита эффективности. Определение степени рисков, существующих в рассматриваемых сферах или в деятельности возможных объектов проверок, имеет большое значение и на последующих этапах планирования. На этапе выбора тем обычно необходимо лишь дать общую оценку наличия и степени рисков эффективного использования государственных средств, а более детальное их выявление и анализ проводятся в процессе предварительного изучения уже выбранных тем и объектов проверки.

На данном этапе следует установить:

• существует ли вероятность негативного воздействия в данной сфере или на проверяемый объект каких-либо факторов (действий или событий), т.е. само наличие рисков;

• какова возможная степень такого воздействия;

• какие могут быть отклонения в функционировании данной сферы или в работе проверяемой организации в результате такого воздействия.

Примерами возможных рисков являются:

• недоброжелательное отношение руководства министерства, ведомства или организации к критической оценке их деятельности в средствах массовой информации;

• бездеятельность администрации в отношении недостатков, выявленных контролирующими органами;

• частые структурные изменения и смена руководителей, высокая текучесть кадров;

• высокая сложность и неопределенность системы управления;

• противоречивые дискуссии в средствах массовой информации по данной теме или о деятельности данного объекта.

Например, при аудите эффективности использования государственных ресурсов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи возможными рисками могут быть: уменьшение ставки единого социального налога, отсутствие утвержденных нормативов страховых взносов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на неработающих граждан, которые могут привести к недополучению средств обязательного медицинского страхования и как следствие к снижению доступности бесплатной медицинской помощи населению. К факторам риска можно отнести и снижение объемов реально оказываемой медицинской помощи по сравнению с нормативом, которые также могут привести к снижению доступности бесплатной медицинской помощи, увеличению заболеваемости, переходу заболеваний в хронические формы, увеличению инвалидности и смертности населения и др.

Оценка возможных результатов проверки также оказывает влияние на процесс выбора тем аудита эффективности, поскольку значение конкретной темы определяется, в том числе, и величиной влияния возможных результатов аудита на другие сферы использования государственных средств. Например, недостатки, выявленные по результатам аудита одной темы, могут иметь широкий резонанс и оказывать непосредственное влияние на другие сферы, виды деятельности или объекты. В то же время недостатки, выявленные в какой-то другой сфере, могут быть относительно локальными и, следовательно, иметь достаточно ограниченное воздействие на остальные сферы.

Поэтому, осуществляя выбор тем и объектов аудита эффективности, важно предварительно оценить, насколько возможные полученные результаты будут оказывать влияние на повышение эффективности функционирования не только проверяемой сферы или деятельности объектов, но и других сфер и объектов. Иначе говоря, необходимо выбирать такие темы и объекты аудита, исследование которых будет в максимальной степени способствовать повышению эффективности использования государственных средств, то есть иметь высокую результативность.

Объем государственных средств, направляемых на финансирование возможной сферы проверки (например, федеральной целевой программы) и/или получаемых объектами проверки на осуществление определенных функций (видов деятельности), размеры используемой при этом государственной собственности, также важны при выборе темы аудита эффективности. Чем эти объемы выше, тем большую значимость для аудита эффективности имеет данная тема.

Проведение предшествующих проверок в данной сфере и/или на данных объектах также следует учитывать при выборе тем для аудита эффективности. Если контрольно-счетным органом или другими контрольными органами в предшествующий период уже проводились проверки в данной сфере и/или на данных объектах, то следует выяснить, какие были получены результаты и приняты ли меры по устранению выявленных проблем и недостатков.При прочих равных условиях приоритет должны иметь темы и объекты, которые не проверялись в течение длительного времени или если по результатам их предыдущих проверок выявленные недостатки устранены не в полной мере.

Ресурсы контрольно-счетного органа (командировочные и транспортные расходы, оплата договоров привлекаемых специалистов, трудовые затраты) необходимо обязательно оценить и учесть при формировании окончательного списка тем и объектов для аудита эффективности. При оценке каждой темы следует учитывать, что аудируемая сфера использования государственных средств должна быть исследована в достаточной степени с учетом имеющихся в контрольно-счетном органе ресурсов на такое исследование. Для достижения этого также важен подбор сотрудников в группу проверяющих и выбор методов проведения аудита с учетом особенностей работы проверяемой организации или специфики проверяемой функциональной области.

При выборе тем для аудита эффективности особо важно обеспечить соответствие между расходами на аудит, с одной стороны, и значимостью рассматриваемых вопросов и интереса, который они представляют для депутатов Парламента, с другой стороны.

Выбор тем и объектов аудита эффективности можно осуществить на основе экспертной оценки по результатам обобщенного анализа совокупности указанных выше критериев применительно к каждой теме. Однако могут возникать трудности при оценке того, насколько та или иная выбранная тема соответствует данным критериям выбора, и будут ли получены при проведении аудита эффективности конкретные, общественно значимые результаты, способствующие повышению эффективности использования государственных средств.

Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств11 рекомендует при выборе тем аудитов эффективности использовать метод количественной оценки каждого из перечисленных выше критериев в баллах по следующим шкалам:

Значение критерия

Оценка в баллах

I. Социально-экономическая значимость темы:

• не имеет значения

0

• имеет значение как предмет контроля

4

• представляет большой интерес для Федерального Собрания, средств массовой информации и общественности

II. Степень наличия рисков:

• отсутствие рисков

0

• низкий уровень рисков

3

• средний уровень рисков

6

• высокий уровень рисков

10

III. Оценка возможных результатов проверки:

• незначительное влияние на повышение эффективности проверяемой сферы или деятельности объектов проверки

2

• существенное влияние на повышение эффективности проверяемой сферы или деятельности объектов проверки

4

• возможность значительного влияния на повышение эффективности использования государственных средств в различных сферах и объектах

8

IV. Проведение предшествующих проверок в этой сфере и/или на данных объектах:

• проверка проводилась, выявленные недостатки устранены

0

• проверка проводилась, выявленные недостатки устранены не в полной мере

2

• проверка не проводилась

4

С использованием данной шкалы оценок составляется таблица, которая включает список потенциальных тем проверки и значение критериев, используемых при их выборе. Затем определяется общая сумма баллов по каждой теме и осуществляется ранжирование тем проверок в зависимости от общей суммы баллов.

Например, для ранжирования тем проверок по критериям можно составить следующую таблицу.

Таблица 2.1

Ранжирование тем проверок по критериям

Тема

Социально-

экономическая

значимость

Степень рисков

Оценка возможных результатов

Объем

расходов

Предыдущие проверки

Общая сумма баллов

№ 1

10

6

8

2

0

26

№ 2

4

10

8

1

2

25

№ 3

10

3

4

3

4

24

и т.д.

После выбора темы и объектов аудита эффективности переходят непосредственно к организации его проведения.

Исходя из того, что аудит эффективности— это систематическое, целенаправленное и объективное изучение деятельности объекта (объектов) проверки, сформулируем этапы, которые надо пройти для того, чтобы грамотно начать и достойно завершить этот непростой вид аудита.

      1. Подготовительный этап

Этот этап аудита очень важен, поскольку, будучи начальным, он предопределяет качество проведенной работы в целом. На подготовительный этап приходится в среднем до 20% общего времени, затраченного на проведение аудита.

Целью подготовительного этапа является: планирование предмета и объектов аудита эффективности; определение и разработка оценочных критериев; разработка общего плана и программы аудита.

Подготовительный этап представляет собой многоуровневый процесс, предполагающий выполнение ряда действий. Эти действия взаимосвязаны и выполняются до начала проверки.

В процессе подготовки важно руководствоваться тремя аспектами:

1) значимостью области, выбранной в качестве предмета проверки;

2) соответствием потенциального аудита целям и задачам, поставленным перед аудиторским направлением или контрольно-счетным органом в целом;

3) реальностью (возможностью) проведения проверки.

Процесс предварительного планирования аудита эффективности расходования государственных средств начинается с выбора объекта проверки из огромного числа направлений деятельности государственных организаций и учреждений. Это сложная и трудная задача, для решения которой необходимо обладать хорошими знаниями о характере деятельности в проверяемой области, функциях, выполняемых сотрудниками объекта проверки, а также способностью принимать здравые и взвешенные решения. Если тема проверки выбрана неудачно, то мало вероятно, что вся последующая работа по проведению аудита принесет удовлетворительные результаты.

На стадии предварительного планирования необходимо сделать следующее:

- исследовать проблемы и приоритеты развития экономики государства, региона, программно-целевого комплекса, организации;

- изучить формы и направления финансирования и выделения иных ресурсов в анализируемой сфере;

- изучить законодательство и нормативные документы по исследуемому направлению;

- проанализировать результаты деятельности потенциального объекта аудита эффективности;

- проанализировать организационную структуру и систему управления объекта;

- проанализировать материалы предыдущих проверок (при наличии таковых);

- изучить существующие и разработать дополнительные критерии, отражающие эффективность деятельности проверяемого объекта;

- согласовать критерии с консультантами, экспертами и руководством потенциального объекта проверки.

Предварительное планирование позволит реально оценить возможность проведения аудита эффективности.

Считая проведение аудита возможным, аудитор (руководитель группы проверяющих) может приступать к подготовке общего плана и программы аудита.

Однако для более качественного планирования аудиторских процедур и с целью подготовки более оптимальной программы аудита, необходимо выполнить еще два действия:

  1. определить аудиторский риск;

  2. оценить существенность.

Определение аудиторского риска, т.е. риска неудачи проверки, заключается в оценке приемлемого риска, состоящего из:

  • риска ненадежности системы учета объекта проверки,

  • неэффективности внутреннего контроля объекта проверки,

  • риска необнаружения ошибок.

Приемлемый аудиторский риск – это субъективно установленный уровень риска, который аудитор (руководитель группы) готов на себя взять, будучи уверенным в том, что его выводы не станут ошибочными.

Существует два метода оценки аудиторского риска: интуитивный и количественный. Условная формула расчета аудиторского риска такова:

АР = РВХ х РК х РН,где:

РВХ – риск внутрихозяйственный, связанный со спецификой деятельности объекта проверки (вероятность упущений в организации документооборота и наличия ошибок в отчетности до оценки системы внутреннего контроля);

РК – риск контроля (вероятность недобросовестности или пропуска ошибок системой внутреннего контроля);

РН – риск необнаружения (риск аудитора не обнаружить ошибки и недочеты в процессе аудита).

Существенность – это предельно допустимый уровень возможных искажений финансовой отчетности или отклонений от установленных критериев, которые могут рассматриваться как незначительные и не вводящие в заблуждение. Оценка существенности также носит субъективный характер и зависит от опыта и профессионализма аудитора (проверяющего).

В связи с тем, что время проверки всегда ограничено, необходимо тщательное планирование вех процедур аудита, поэтому оценку аудиторского риска и существенности нельзя недооценивать. В зависимости от этих показателей аудитор (руководитель группы) выбирает один из методов проверки: сплошной или выборочный.

И, наконец, пора перейти к последним процедурам подготовительного этапа:

  • разработать общий план аудита;

- разработать программу проверки.

Завершающими документами этого этапа являются программа проверки и рабочий план.С учетом выполненных процедур на этапе предварительной подготовки в этих документах должны четко формулироваться: цель и задачи проверки; предмет проверки; сроки проверки; критерии и показатели эффективности; масштабы поверки; выбранная методика проверки; состав исполнителей; форма завершения проверки.

      1. Этап непосредственного проведения аудита эффективности

В некоторых изданиях и публикациях этот этап еще называютконтрольным этапом или этапом сбора доказательств.

Цельюэтого этапа является сбор достаточного количества доказательств, которые в совокупности обеспечивают убедительную базу для подготовки отчета о проведенном аудите и позволяют определить эффективность деятельности объекта проверки по критериям и показателям, установленным программой, а также выявить нарушения действующего законодательства и нормативных правовых актов.

На этом этапе проводится фактическое обследование объекта проверки, которое в себя включает:

  • визуальное знакомство с объектом;

  • анализ методов работы объекта;

  • анализ системы управления объекта;

  • проверка внутренних систем контроля;

  • изучение нормативной, распорядительной и финансовой документации;

  • установление причинно-следственных связей;

  • оценка рисков (факторов воздействия), влияющих на деятельность объекта проверки, и определение их значимости;

  • анализ результатов работы объекта;

  • исследование конкретных ситуаций.

Более подробно остановимся на оценке рисков, с которыми проверяемый объект сталкивается в своей работе. Нельзя путать эти виды рисков с аудиторскими.

В данном случае риски– это факторы, действие (бездействие), или события, негативно влияющие на проверяемый объект, которые могут привести к финансовым убыткам, нанесению ущерба, или к неспособности реализовать функции и задачи, возложенные на объект проверки законодательными или нормативными актами.

Для определения степени рисков необходимо установить:

- перечень и характер отклонений от заданий, установленных в работе проверяемого объекта;

- степень вероятности появления таких отклонений;

- последствия отклонений;

- наличие возможностей свести к минимуму влияние выявленных рисков на объемы и результаты работы проверяемого объекта.

Примерами таких рисков могут быть: недостаточный объем финансирования, принятие управленческих, кадровых и иных решений, препятствующих выполнению задач и функций, возложенных на объект проверки, внешние факторы и другие.

На этапе непосредственного контроля очень важно ответить на все вопросы, обозначенные в программе (с учетом возможных дополнений, возникших в ходе аудита). Количество доказательств считается достаточным, если они в совокупности обеспечивают убедительную базу для подготовки отчета о проведенном аудите.

Завершающим документом этого этапа является акт (или несколько актов) и проект отчета,в котором отражены недостатки в работе объекта и эффективность его деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Внедрение аудита эффективности использования государственных средств в практику деятельности контрольно-счетных органов российской федерации

    Учебно-практическое пособие
    Проект Внедрениеаудитаэффективностииспользованиягосударственныхсредств в практикудеятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации (учебно-практическое пособие) Под общей ...
  2. Аннотации программ дисциплин основной образовательной программы подготовки магистров по укрупненной группе 08 «экономика и управление»

    Документ
    ... ФЦП и подходы к проведению аудитаэффективности национальных проектов / Внедрениеаудитаэффективностииспользованиягосударственныхсредств в практикудеятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации: Учебно-практическое пособие / Под ...
  3. Отчет о работе контрольно-счетной палаты за 2005 год

    Отчет
    ... вопросам внедренияаудитаэффективностииспользованиягосударственныхсредств. В 2005 году Контрольно-счетная палата Ленинградской области провела проверку эффективностииспользованиягосударственныхсредств, в рамках Российско–Канадского ...
  4. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

    Автореферат диссертации
    ... и проведению аудитаэффективностигосударственных/муниципальных закупок, могут быть рекомендованы для практического использования в деятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации. ____________________ 2006 ...
  5. Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в российской федерации реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1)

    Автореферат диссертации
    ... и проведению аудитаэффективностигосударственных/муниципальных закупок, могут быть рекомендованы для практического использования в деятельностиконтрольно-счетныхоргановРоссийскойФедерации. ____________________ 2006 ...

Другие похожие документы..