Главная > Программа


Объем оказываемых услуг предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Иволгинского района:

Показатели

Ед.изм

2004

2005

2006

2007

1

Тепловая энергия,

тыс. Гкал

40,9

39,5

38,2

37,6

2

Водоснабжение

тыс. м3

281,4

163,4

176,8

243,6

3

Водоотведение

тыс. м3

221,2

155,9

152,3

114,7

4

Вывоз ЖБО

тыс. м3

27,6

15,6

16,8

17,5

5

Доставка воды

тыс. м3

2,3

2,3

4,2

3,5

6

Обслуживаемый жилой фонд

тыс. м2

78

78

60,9

60,9

Наблюдается уменьшение объема оказанных услуг в сравнении с 2004г. за счет снижения объемов в с.Сотниково. В связи с вводом в эксплуатацию в конце 2004г. котельной «Племобъединение» произошло снижение потребителей от ранее эксплуатируемой Центральной котельной бывшей птицефабрики.

Раздел II. SWOT – АНАЛИЗ Иволгинского района

2.1. Проблемы и ограничения муниципального района

1. Недостаточно эффективная структура экономики, обусловленная:

- отсутствием крупных промышленных предприятий, составляющих доходную налоговую базу;

- низким уровнем развития сельского хозяйства;

- мелкотоварное производство, устаревшие технологии;

- нерешенность вопросов по перераспределению земель;

- недостаток инвестиций.

2. Географическое положение Иволгинского района, близость к городу Улан-Удэ обусловливают отток квалифицированной рабочей силы, интенсивная застройка жильем без создания рабочих мест и объектов социальной сферы, загрязнение окружающей среды (вывоз мусора), сокращение сельхозугодий.

3. Несформированность нормативно-правовой базы по вопросам землепользования и градостроительства, отсутствие схемы территориального планирования муниципального района и генеральных планов поселений.

4. Слабая материально-техническая база учреждений социальнойсферы, недостаточное финансирование и социальная незащищенность работников.

5. К потенциальным угрозам относятся:

В ближайшей перспективе (1-2 года): резкий рост энерготарифов, а также тарифов на транспортные услуги. В результате могут пострадать социальная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, агропромышленный комплекс, т.е. энергозависимые отрасли экономики.

В среднесрочной перспективе: высокие темпы роста физического износа основного оборудования, роста цен, увеличение технологического отставания, дефицит высококвалифицированных кадров, недостаточный уровень инвестиций в создание новых рабочих мест могут привести к спаду производства в реальном секторе экономики.

В долгосрочном периоде: массовое выбытие из строя систем жизнеобеспечения (тепло, энерго, водопроводных сетей) и резкое ухудшение состояния жилого фонда из-за резкого уменьшения субсидирования жилищно-коммунального хозяйства, повышением тарифов на услуги и продукцию энергетических и инфраструктурных монополий; низким уровнем доходов населения, дефицитом инвестиционных ресурсов.

2.2. Конкурентные преимущества района

Основу для стабильного экономического и социального развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе определяют конкурентные преимущества Иволгинского района, которые сводятся к следующим направлениям:

1. Благоприятное географическое положение – близость к городу Улан-Удэ, международному аэропорту, хорошее транспортное сообщение создают необходимые условия для организации транзитного потока товаров и транспортного обслуживания существующих и вновь создаваемых производств.

2. Наличие неиспользуемых земель, их перевод в земли населенного пункта для жилищного строительства, размещения объектов придорожного сервиса, промышленности и транспорта;

3. Значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (месторождение апатитов, стронция, флюорита, большие запасы общераспространенных полезных ископаемых - гравия, глины, известняка, гранита и песчаников, пригодных для производства строительных материалов), позволяющие создавать новые производственные мощности.

4. Возможность создания и развития индустрии туризма – в границах района расположены целебные водные источники: Халютинский, Ото-Булаг и Ухаа–Тологой.

Иволгинский район богат геолого-археологическими памятниками природы федерального и республиканского значения. Здесь же расположен выдающийся памятник – Гуннское городище. В Иволгинском сельском поселении расположен центр буддизма России – Иволгинский дацан, в котором находится нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова.

5. Развитие малого бизнеса – более низкие издержки по налогам на землю, имущество и их аренде.

2.3. Направления повышения конкурентоспособности района

Конкурентоспособность Иволгинского района определяется эффективностью использования конкурентных преимуществ с учетом благоприятных возможностей и реальных угроз в среднесрочной перспективе. Учитывая данные обстоятельства в предстоящей перспективе, необходимо придерживаться следующих основополагающих принципов развития:

1. Приоритетом развития экономики в долгосрочной перспективе является инновационное развитие отраслей экономики и социальной сферы, достижение конкурентоспособности за счет формирования производственно-инфраструктурных и туристко-рекреационного комплексов.

2. На среднесрочную перспективу (2008-2010 годы) ресурсом роста экономики Иволгинского района является освоение природно-ресурсного сектора. В частности, намечено освоение Ошурковского месторождения апатитов с запасом фосфорных удобрений до 137 млн. тонн, создание горно-обогатительного завода с объемом производства до 5 млн.тонн, строительство кирпичных заводов.

3. Важным фактором для создания комфортных условий проживания населения и бизнеса является развитие транспортной инфраструктуры и жилой застройки, формирование земельных участков в с.Иволгинск, Нижняя Иволга общей площадью 717 га в целях строительства объектов промышленности, придорожного сервиса, объектов социального значения, индивидуального строительства. Приоритетным направлением является создание транспортно-логистического центра в районе с.Сужа.

Раздел III. Цели, задачи и основные направления программы до 2017 года.

3.1.Стратегическая цель Программы социально-экономического развития района.

Анализ конкурентных позиций района, учитывающий благоприятные возможности и потенциальные опасности внешней среды, сильные и слабые стороны внутренней среды, выполненные с использованием принципов SWOT – анализа в предыдущем разделе, позволяют определить цели, задачи и основные направления социально-экономического развития Иволгинского района.

Стратегической целью Программы до 2017 года является последовательное повышение благосостояния населения, закрепление тенденции экономического роста и укрепление конкурентоспособности Иволгинского района.

В целях повышения уровня и качества жизни населения Иволгинского района Администрация муниципального образования сконцентрирует свои усилия на трех приоритетных направлениях социально-экономической политики:

- рост экономического потенциала;

- повышение уровня и качества жизни населения;

- развитие инфраструктуры.

Достижение стратегической цели Программы будет реализовано в три этапа на основе трех среднесрочных Программ.

Первый этап – 2008-2010 годы.

Данный этап предусматривает осуществление организационно-экономических мероприятий, которые предполагаются на начальном этапе стабилизации экономики. Этап характеризуется началом формирования крупных производственно-инфраструктурных комплексов. В то же время от решения этих задач зависит качество и начальные параметры экономического развития района в долгосрочной перспективе.

Главная цель данного этапа заключается в выравнивании основных условий хозяйствования, в том числе пропорций распределения доходов, в границах района с целью выявления наиболее эффективных экономических зон и создания предпосылок экономического роста в приоритетных отраслях экономики района.

Второй этап - 2011-2013 годы.

Период формирования крупных производственно-инфраструктурных комплексов, туристского комплекса. Создание на этой основе организационно-экономических условий для осуществления последующих рыночных преобразований в экономике. На данном этапе намечена модернизация объектов социальной инфраструктуры.

Для достижения Программных задач на среднесрочный период до 2013 года необходимо решить комплекс следующих задач:

  • повысить эффективность муниципального управления социально-экономическим развитием района на основе внедрения результативных принципов управления и использования механизмов частно-муниципального партнерства;

  • улучшить инвестиционный и предпринимательский климат за счет совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры и снижения административных барьеров для развития бизнеса;

  • обеспечить поддержку приоритетным направлениям социально-экономического развития района;

  • разработать комплексную социальную политику, позволяющую повысить доступность жилья, качество образовательных услуг, медицинской помощи, сохранение и развитие культуры;

  • внедрить современные эффективные механизмы обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;

  • увеличить доходную базу района.

Третий этап – 2014-2017 годы. Период формирования конкурентоспособной экономики инновационного типа, проведения последовательной реструктуризации и модернизации, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики.

Для достижения Программных задач на долгосрочный период необходимо решить комплекс следующих задач:

  • переход от отраслевого принципа управления экономикой к формированию кластеров;

  • поддержка инновационного сектора, в частности внедрение эколого-технологических разработок в сельское хозяйство, социальную сферу;

  • создание современной деловой среды и выработка комплексной культурной политики.

На каждом этапе в основе реализации приоритетных направлений предполагается использовать параметры «базового» сценария социально-экономического развития Иволгинского района.

В качестве условий такого сценария были выбраны предположения трех вариантов сценариев социально-экономического развития Иволгинского района. Параметры сценариев рассчитаны на основе анализа информации о фактическом состоянии предприятий и организаций района и стратегии их развития, экспертных оценок.

Кроме того, были использованы прогнозные параметры проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, Программы социально-экономического развития РБ на 2008-2010 годы и на период до 2017 года, мероприятий республиканских целевых программ и сложившиеся тенденции социально-экономического развития района по отраслям, видам деятельности.

3.2. Сценарные варианты долгосрочного социально-экономического развития

Сценарные варианты долгосрочного социально-экономического развития Иволгинского района определяются несколькими ключевыми факторами:

-степенью развития и реализации сравнительных преимуществ экономики района;

-развития малого и среднего предпринимательства;

-освоение минерально-сырьевых источников;

-создание биржевого сельскохозяйственного комплекса

-развитие туристко-рекреационного комплекса

В зависимости от реализации этих факторов выделены три качественных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе – инерционного, базового и оптимистичного.

Все сценарии предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата. В тоже время в рамках второго и третьего сценария предполагается проведение активной структурной политики, или политики повышения конкурентоспособности, которая оказывает значительное влияние на состояние инвестиционного климата, структуру производства и экспорта. Другими словами, во втором и, особенно, третьем сценариях предполагается более высокое качество и эффективность экономических и социальных институтов.

Каждый из сценариев предусматривает развитие комплекса отраслей и видов экономической деятельности, являющихся приоритетными для экономики Иволгинского района.

3.2.1. Инерционный сценарий

Основной характеристикой инерционного сценария является практически полная зависимость социально-экономических процессов от внешней конъюнктуры, влияние на которую предприятиями и организациями района будет ограничена.

Тем не менее, инерционный сценарий способен обеспечить стабильный экономический рост (в рамках общероссийских тенденций).

Развитие сельского хозяйства предполагает развитие малых форм в хозяйствовании АПК, их участие в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Развитие малого предпринимательства - создание нормальных условий для их развития (исключение административных барьеров для субъектов предпринимательства, создание эффективной системы кредитования).

Умеренное развитие получит туристско-рекреационный комплекс. Развитие туризма является одним из основных направлений развития экономики района.

В режиме инерционного сценария, характеризующегося продолжением сложившихся тенденций, не представляется возможным выделить сколько-нибудь значимые приоритеты, которые зададут конкретный сюжет социально-экономического развития. Кроме того, все эти обстоятельства не будут способствовать улучшению инвестиционной привлекательности.

3.2.2. Базовый сценарий

Базовый сценарий направлен на формирование и реализацию (с учетом имеющихся рисков) инвестиционно-инфраструктурных проектов коммерческого и институционального типов, нацеленных на диверсификацию экономики и привлечение незадействованных финансовых ресурсов (в т.ч. населения).

При этом приоритетной задачей среднесрочного и долгосрочного развития Иволгинского района является создание конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития и создающей предпосылки для перехода на инновационный путь развития.

Базовый сценарий предполагает также создание основы и закрепление тенденций для перехода на эколого-технологический путь развития, намеченный на долгосрочную перспективу.

В современных условиях конкурентоспособная экономика может быть сформирована только путем внедрения наукоемких производств и эффективных технологий и организацией институтов частно-муниципального партнерства, позволяющих использовать интересы крупного и среднего бизнеса для развития территории района.

3.2.3. Оптимистичный сценарий

Оптимистичный сценарий, также как и базовый, направлен на более полную реализацию инвестиционно-инфраструктурных и перспективных инновационных проектов. Данный сценарий также предполагает переход в среднесрочной и долгосрочной перспективе на эколого-технологический путь развития.

Основными направлениями стратегического развития, требующими первоочередного внимания, являются:

-создание транспортно-логистического центра;

-государственная поддержка инновационной политики, соответствующей основным целям (экологическим, социальным, технологическим) развития района;

-новая организация территории района, делающая его привлекательным для жизни, а также серьезное улучшение районных инфраструктур обслуживания (сервисов);

-культурная политика, позволяющая оптимальным образом использовать культурно-исторические ресурсы района.

Факторы экономического роста трех сценарных вариантов социально-экономического развития Иволгинского района приведены в таблице №22.

Макроэкономические параметры сценарных вариантов социально - экономического развития Иволгинского района приведенные в таблице №23, являются основой для определения пороговых значений индикаторов социально-экономического развития района до 2017 года и постановке задач по их достижению.

Таблица 21

Уровень дотационности консолидированного бюджета

МО «Иволгинский район», в %

Годы

Инерционный сценарий

Базовый сценарий

Оптимистичный сценарий

2008

71,4

71,4

71,4

2009

77,5

72,8

71,4

2010

78,4

66,2

63,6

2011

76,9

53,9

47,6

2012

74,8

45,3

35,2

2013

71,5

37,7

25,0

2014

66,8

30,7

16,9

2015

58,9

22,4

8,6

2016

48,9

14,1

3,5

2017

35,7

6,2

0,0

Таблица 22



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Республика бурятия закон о программе социально-экономического развития республики бурятия на 2011 - 2015 годы

    Закон
    ... БурятияПрограммесоциально-экономическогоразвитияРеспубликиБурятия на 2011 - 2015 годы" ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯРЕСПУБЛИКИБУРЯТИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ Паспорт Программысоциально-экономическогоразвитияРеспубликиБурятия ...
  2. Республика бурятия закон о программе социально-экономического развития республики бурятия на 2011 - 2015 годы

    Закон
    ... БурятияПрограммесоциально-экономическогоразвитияРеспубликиБурятия на 2011 - 2015 годы" ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯРЕСПУБЛИКИБУРЯТИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ Паспорт Программысоциально-экономическогоразвитияРеспубликиБурятия ...
  3. Республика бурятия закон о программе социально-экономического развития республики бурятия на период до 2020 года

    Закон
    ... Приложение к Закону РеспубликиБурятияПрограммесоциально-экономическогоразвитияРеспубликиБурятия на период до 2020 года" ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯРЕСПУБЛИКИБУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО ...
  4. Республика бурятия комплексная программа

    Программа
    РЕСПУБЛИКАБУРЯТИЯ КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН КОМПЛЕКСНАЯПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КИЖИНГИНСКИЙ РАЙОН» НА ...
  5. О внесении изменений в комплексную программу социально-экономического развития городского округа «город чита» забайкальского края на 2008-2022 годы утвержденную решением думы городского округа «город чита» от 15 11 2007 №159

    Решение
    ... экономическогоразвития Забайкальского края к структуре и содержанию комплексныхпрограммсоциально-экономическогоразвития муниципальных образований, в целях актуализации Комплекснойпрограммысоциально-экономическогоразвития ... в республикуБурятия, ...

Другие похожие документы..