textarchive.ru

Главная > Документ


IV век

Около 370 Гунны и усуни переправляются через Волгу и начинают активные боевые действия в западном направлении с участием племен Урала и Поволжья.

IV—V века Происходит Великое переселение народов.

IV-VIIIвека В бассейне среднего течения рек Белой и Сакмары расселяются турбаслинские племена.

  1. VIII века

В степной части Южного Урала жили племена тасмолинской культуры.

455-444 В труде Геродота «История» описываются жизнь и быт племен иирков, аримаспов, аргиппесв, исседонов, обитающих в районе Уральских гор; дахов (даяев), кочующих между Уралом и Аральским морем. Впоследствии некоторые из них вошли в состав башкирского народа.

II век до н. э.

  1. век до Н.Э.- В бассейне р. Белой и на Средней Каме жили племена

IIIвек н.э. пьяноборской культуры.

I век до н. э.

Сложился башкирский народный эпос «Кузыйкурпяс».


ИСТОРИЧЕСКИИ

БАШКОРТОСТАН

VI век -1556 год


В генеалогической истории китайской династии Сун упоминаются тюркские племена «Тиеле» Западного Туркестана, одно из которых называлось «Ба-шу-ки-ли». Профессор Чанг Ланг считает, что данный этноним означает китайский вариант правописания «башкорт».

  • * *

В «Армянской географии» башкиры упомянуты под именем «бутки» или «бушки» - так считает крупный специалист по истории тюрков М. И. Артамонов. В источнике бушки-башкиры названы как народ, приходящий в Северный Прикаспий на зимние пастбища откуда-то с севера.

VIII-IX века

Часть башкир в составе печенежского племенного союза покинули Южный Урал и находились в скитании по черноморским степям.

14

  1. век

545

Образовался Тюркский каганат.

558

Войска Тюркского каганата подошли к р. Волге, под властью тюрков оказались народы Южного Урала.

568

Византийский посол Земарх Киликийский совершил путешествие в Тюркский каганат. В маршруте путешествия описывается Аральское море, реки Даих (Урал) и Их (Эмба).

Около 570

Родился пророк Мухаммад (Мухаммет, Магомет), арабский религиозный, государственный и политический деятель, основатель одной из мировых религий - ислама.

  1. VIII века

Племена бахмутинской культуры обитали в бассейне малых и крупных рек севера Башкирии и на Средней Каме.

На Южном Урале, в среднем течении р. Камы расселились племена кушнаренковской культуры.

  1. век

643


IX век

15

842-847

Арабский путешественник Саллам Тарджеман, путешествуя в поисках легендарной страны Гога и Магога, встретил башкир в 27 днях пути от города в устье р. Волги. Труд Саллама Тарджемана дошел до нас в переписи Ибн- Хордадбека, получившего его от автора лично.

850

Родился Абу-Зейд Аль-Балхи, арабский географ и путешественник, исследователь истории, быта и культуры башкир. Он сообщает, что «башджарды разделяются на два племени: одно племя живет на самой границе Гуззия, то есть Гузов-Куман, близ болгар. Говорят, что оно состоит из 2 ООО человек, которые так хорошо защищены своими лесами, что никто не может покорить их. Они подвластны болгарам. Другие башджарды граничат с печенегами. Они и печенеги - тюрки, и они близкие соседи румийцев».

X век 922

12 мая Начался визит посольства во главе с халифом Сусаном

Аль-Расси и секретарем посольства Ахмедом Ибн- Фадланом в Волжскую Булгарию. Впоследствии Ахмед Ибн-Фадлан написал «Книгу путешествий», где имеются сведения о ранней истории башкир и других народов Поволжья. Ибн-Фадлан сообщает: «Мы остановились у печенегов один день. Потом отправились и остановились у реки Джайх (Яик), потом мы ехали несколько дней и переправились через реку Джаха (Чаган), потом после нее через реку Ирхиз (Иргиз), потом через Бачаг (Моча), потом через Самур (Самара), потом через реку Кинел (Кинель), потом через реку Сух (Сок), потом через реку Кюнджюлю (Кун- дурча) и попали в страну народа из числа тюрок, называемого аль-Башгирд». По словам Ибн-Фадлана, башкиры были воинственным и могущественным народом, расселялись на южных склонах Урала и занимали обширную территорию до Волги, их соседями на юго-востоке являлись печенеги, на западе - болгары.

* * *

Арабский путешественник Ибн-Фадлан во время встреч с башкирами записал легенду башкирской песни (оҙон көй) «Сыңрау Торна».

932

Племена баджна, баджгард (башкиры), баджнак и наукерд воевали с Византией за обладание городом Валандаром.


948-952

Византийский император Константин Багрянородный в своем труде «Об управлении империей» сообщает об изгнании мадьяр (венгров) печенегами с побережья Черного моря в Паннонию. Среди обосновавшихся здесь племен он выделяет юрматы, спей и кеси. Они наряду с другими многочисленными племенами участвовали в формировании башкирского народа.

965

Состоялся поход князя Святослава Игоревича на Волжскую Булгарию, разгромлена столица волжских болгар (булгар) город Булгар (Болгар).

  • * *

Арабский историк и путешественник Аль-Масуди сообщает, что переселение тюркских племен баджна, бадж- гард (башкиры), баджнак и наукерд в IX веке с востока на запад, в Европу, связано с войнами и набегами на них племен огузов, карлуков и кимаков на Джурджанийском (Аральском) море.

X-XIвека

Часть башкирских племен, скитавшихся по черноморским степям, переселились в Паннонию и приняли участие в этногенезе венгерского народа. До XIII века они считали себя башкирами и вспоминали о былой прародине.

X-XIV века

Ислам распространяется среди башкир. Основой письменности башкир становится арабская графика.

  1. век

1029

Среднеазиатский ученый Аль-Бируни в книге «Тафхин» сообщает: «...область, занимаемая седьмым климатом, проходит через горы Башхорт, через пределы печенегов, города Сувар и Булгар». Уральские горы названы им Башкирскими.

1061

Произошел первый набег на Русь половцев - тюркского народа, кочевавшего в южных степях.

1072-1074

В большом словаре тюркских языков «Диуану луга тат- тюрк» («Свод тюркской лексики») Махмуд Кашгари причисляет башкир к числу двадцати основных тюркских народов. Язык башкир считает очень близким к кипчак-

16


17

скому, огузскому, киргизскому и другим тюркским языкам. На карте показаны места проживания башкир.

1096

В русских летописях под названием «Камень», «Каменный пояс» впервые упомянуты Уральские горы.

  • ❖ ❖

Появилось древнетюркское рукописное произведение Ю. Баласагуни «Кутадгу билик», которое является одним из истоков башкирской литературы.

В русской летописи упоминается половецкий хан по имени Башкурд (Башкорт).

  1. век

1135

Арабский путешественник Абу-Хамит Аль-Андалузи, будучи в Волжской Булгарии, посетил башкир и видел у них длинные могилы. Встретил башкира Даута Ибн-Гали, исповедующего ислам.

1135-1136,

1150

Арабский путешественник Абу Хамид Аль-Гарнати побывал на берегах Волги и Камы. В городе Биляр встретился с башкирами и ознакомился с книгой Якуба Ибн- Нугмана «Таварих-и Булгария».

1151

5 мая Произошло сражение у р. Рут. Союзные войска донских кип

чаков во главе с ханом Башкордом, князьями суздальским Юрием Долгоруким, черниговскими Владимиром и Изясла- вом Давыдовичами потерпели поражение от армии киевского князя Ростислава Мстиславовича. В составе донских кипчаков находились родоплеменные объединения башкир.

1154

Арабский географ Аль-Идриси сообщает в своем труде, что башкиры живут к северу от Каспийского моря, у истоков рек Камы (Идель) и Урала (Яик). На карте в стране башкир помещены три города: Каракия (Карукия), Касра (Кастр) и Масра (Мастр); Уральские горы выведены под названием Айани. Идриси пишет, что город Каракия состоит из деревянных домов и юрт. Он постоянно подвергается нападениям болгар, которые живут в 16 днях пути и все время вступают с ними в войну. На землях западных башкир построен город Биляр. Идриси делит башкир на «внешних» и «внутренних». «Внешние» башкиры живут в степях и пустынях. В верховьях Яика имеется маленький


город Минджан (Немжан). От этого города в 8 днях дороги находится гора Ирендек. Там более 1 ООО человек занимаются плавкой меди в печах. Плавленая медь отправляется на продажу в Хорезм и Ташкент. От Минджана (Немжана) за 8 дней можно попасть в большой Гурхан. Он расположен в северной части р. Агидель. Страна «внутренних» башкир (соседи булгар) расположена в

  1. днях пути к северу от Каракия. Идриси отмечает, что башкиры очень сильные духом и героические люди.

Около 1183

Родился Кул Гали (Кол Гали), поэт. О нем известно, что он - выходец из башкирского племени айле (айлинцы). Считается тюркоязычным поэтом, творчество которого оказало большое влияние на культуру башкир, татар, казахов и др. Основное произведение - поэма «Кысса-и Иу- суф», написанная в 1212 году, издана в 1839 году.

  • ❖ ❖

Получила распространение книга Якуба Ибн-Нугмана «Таварих-и Булгария» («История Булгарии») - один из письменных памятников булгарского периода развития башкирской литературы.

  1. век

  1. 1207

На курултае Темучин провозглашен «великим ханом монголов» (Чингисханом).

  1. 1208

Башкиры вошли в состав империи монголов.

1220

Состоялся поход великого князя Юрия Всеволодовича на мордву и камских болгар. Взят город Ошель.

1223

31 мая На р. Калке объединенная коалиция русских князей и по

ловцев разгромлена войском монголо-татар под командованием Джебе и Субэдэя.

  • * *

Состоялся поход монголо-татар на Волжскую Булгарию.

1229

Впервые в русской летописи упомянута р. Яик (Урал).

1235

Великий хан монгол Угедэ провозгласил на курултае поход на Русь, поручив его Батыю (Бату), внуку Чингисхана.

18


1235-1236

В целях поиска оставшихся на востоке своих сородичей, венгерский король снаряжает экспедицию во главе с монахом Юлианом. После долгих мытарств он добрался до города Булгара - столицы Волжской Булгарин. Там он встретил женщину, выданную замуж в этот город «из страны, которую он искал». Она указала ему дорогу. Вблизи р. Этиль он встретил своих соплеменников, которые хорошо понимали его и он их.

1237-1238

Венгерский монах Юлиан вновь совершает путешествие в страну башкир. В своем отчете королю он сообщает о башкирском хане, происшедшей войне между башкирами и монголами.

1243

Ханом Батыем образовано кочевое государство - Орда (позднее - Золотая Орда) на территории от р. Днестра до р. Иртыша.

1246-1247

Плано Карпини, посол папы Иннокентия IV к монгольскому хану, в сочинении «История монголов» сообщает о войне между башкирами и монголами, хозяйственном и общественном устройстве жизни башкир, географических объектах Урала.

1253

Голландский монах-путешественник Виллем (Гильом) де Рубрук, по заданию французского короля Людовика IX отправившийся с дипломатической миссией в ставку Великого монгольского хаана (хана) город Каракорум, проезжал по Волжско-Уральским степям. В отчете о своей поездке Рубрук приводит сведения: «Проехав 12 дней от Этилии (Волга), мы нашли большую реку, именуемую Я гак (Яик); она течет с севера из земли Паскатир» (так воспринимали европейцы этноним «башкиры»),

  • Ф ❖

По сообщению арабского географа Якута Аль-Хамави, страна башкир лежит между Константинополем и Болгарией, они исповедуют ислам и следуют учению Абу- Ханифа, в низовьях р. Итиль (Волга) расположен башкирский город Буржан.

XIII-XIV века

В эпоху Золотой Орды сложился башкирский народный эпос «Заятуляк и Хыухылу».

Формируется башкирский народный эпос «Алдар и Зухра».

19


20

XIV век

1312-1342

Золотой Ордой правил хан Узбек, принявший мусульманство.

1320

Венгерский монах Иоганка направил письмо генералу ордена миноритов Михаилу о своем пребывании в стране башкир - Баскардии. В письме сообщает о наличии государственной (ханской) власти у башкир и проникновении в их среду ислама.

1339 (по др. данным,

1341-1342)

Построен мавзолей Хусейн-бека (находится в Чишмин- ском районе), что свидетельствует о полном утверждении ислама среди башкир.

1341-1342

Опубликовано произведение кыпчакской литературы - дастан Кутби «Хосров и Ширин».

1353-1354

Опубликовано произведение кыпчакской литературы - дастан Хорезми «Мухаббат-наме».

1367

На карте венецианских купцов братьев Франческо и Доменико Пицигани вдоль рек Камы и Белой обозначены города, в том числе Башкорт.

1375-1377

По поручению арагонского короля Педро III Авраам Кре- скес составил «Каталонский атлас мира» из 8 карт. Атлас отправлен в 1381 году во Францию в подарок королю Карлу VI, хранится в настоящее время в Парижской Национальной библиотеке. На одной из карт показан Пас- керт - место расселения башкир.

1380

31 августа Состоялась битва на Куликовом поле при впадении в Дон р. Непрядвы. Русские войска разгромили войско Золотой Орды во главе с темником Мамаем.

1391-1392

Получило распространение произведение кыпчакской литературы - дастан Сайфы Сараи «Гулистан бит-тюрки».

Появилось на тюркском языке произведение кыпчакской литературы - дастан Хусема Катиба «Жумжума султан».


21

1392

Состоялось сражение на р. Кундурча, в башкирских степях, между золотоордынскими ханами Тохтамышем и Тимуром.

1395-1396

Междоусобные войны монгольских ханов Тимура и Тох- тамыша привели к полному краху Золотой Орды. Впоследствии она распалась на Астраханское, Казахское, Узбекское, Сибирское, Ногайское, Казанское и Крымское ханства. Территория Башкортостана оказалась разделенной между Сибирским, Казанским и Ногайским ханствами.

  • * *

Основано с. Юлдыбаево (Зилаирский район).

Возведен мавзолей (кэшэне) Тура-хана.

Получил распространение дастан кыпчакской литературы Махмуда бин Гали аль-Булгари «Нахжель-фарадис».

Кон. XIV - нач. XV века

Сложился башкирский народный эпос «Идукай и Мурадым».

XV век 1438

Ханом Улу Магомедом (Улу-Мухаммедом) основано Казанское ханство.

1438-1552

Казанское ханство, государство в Среднем Поволжье, выделилось из Золотой Орды. Столица - Казань.

1468

Отряд русских воинов, переправившись через Вятку и Каму, преследуя отряд Казанского ханства, вторгся в пределы Башкортостана. Это явилось первым знакомством башкир с русскими на собственной земле.

1489

Впервые письменно упоминается об Имэн-Кала - дубовом городе на уфимском полуострове, одном из административных центров Ногайской Орды.

XV-XVI века

Появился письменный труд по истории башкирского народа «Башкирская история». Уничтожен в ходе башкирского восстания 1734 года.


I



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Водолазание в россии от древних времен до наших дней москва

    Книга
    ... // Материалы к истории подводного труда с древнейшихвремендонашихдней. М.-Л.: Речиздат. 45. Подводные дыхательные аппараты ... Александр Борисович Водолазание в России от древнихвремендонашихдней Заведующая редакцией Г.П. Короткова Редактор ...
  2. история тибета с древнейших времен до наших дней москва

    Литература
    ... Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. К97 История Тибета с древнейшихвремендонашихдней / Е.И. Кычанов, Б.Н. Мельниченко — М. : Вост. лит., 2005 ... тунши цзяньпянь (Краткая исто­рия Тибета с древнейшихвремендонашихдней). Пекин. Сицзан цзяньши, 1993 — ...
  3. История культуры татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней часть 2 вторая половина 16 – по начало 21 вв учебно-методическое пособие

    Программа дисциплины
    ... М.А. История культуры Татарстана и татарского народа с древнейшихвремендонашихдней. Часть 2. Вторая половина 16 – по ... дисциплины - «Культура Татарстана и татарского народа с древнейшихвремендонашихдней. Вторая половина XVI-XXI вв ...
  4. История культуры татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней часть 2 вторая половина 16 – по начало 21 вв учебно-методическое пособие (1)

    Программа дисциплины
    ... М.А. История культуры Татарстана и татарского народа с древнейшихвремендонашихдней. Часть 2. Вторая половина 16 – по ... дисциплины - «Культура Татарстана и татарского народа с древнейшихвремендонашихдней. Вторая половина XVI-XXI вв ...
  5. История культуры татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней часть 2 вторая половина 16 – по начало 21 вв учебно-методическое пособие (2)

    Учебно-методическое пособие
    ... М.А. История культуры Татарстана и татарского народа с древнейшихвремендонашихдней. Часть 2. Вторая половина 16 – по ... дисциплины - «Культура Татарстана и татарского народа с древнейшихвремендонашихдней. Вторая половина XVI-XXI вв ...

Другие похожие документы..