Главная > Закон


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИРКУТСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Рассмотрена

и одобрена на заседании

Ученого совета Академии

31.05.2012

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии

Генеральной прокуратуры

Российской Федерации

О.С. Капинус

31.05.2012

Основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

030900.62 Юриспруденция

Профиль подготовки

Прокурорская деятельность

Квалификация (степень)

Бакалавр

Очная форма обучения

Иркутск 2012

1. Общие положения

Основная образовательная программа бакалавриата (далее – ООП), реализуемая Иркутским юридическим институтом (филиалом) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (далее – Институт) по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» и профилю подготовки – «Прокурорская деятельность», представляет собой систему документов, разработанную Институтом с учетом требований органов прокуратуры на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и примерной основной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

2. Нормативные документы для разработки ООП по направлению подготовки030900 «Юриспруденция»(квалификация (степень) «бакалавр»)

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 г. № 464.

Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337.

Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218

Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2895.

Приказ Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2010 г. № 109 «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования».

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2010 г. № 03-956 «О разработке основных образовательных программ».

Перечень дисциплин, определенных для формирования вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институтах прокуратуры в составе государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденный заместителем Генерального прокурора Российской Федерации 14 января 2011 г.

Устав Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

3. Общая характеристика основной образовательной

программы высшего профессионального образования

3.1. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО).

3.1.1. Цель (миссия) ООП:

ООП имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

В области воспитания обучающихся основными целями основной образовательной программы по направлению подготовки «Юриспруденция» являются:

Гражданственность, патриотизм; глубокое уважение к закону и идеалам правового государства; профессиональный долг; целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, коммуникативность, толерантность, повышение общей культуры обучающихся.

В области обучения общими целями основной образовательной программы по направлению подготовки «Юриспруденция» являются:

Подготовка в области юридических, гуманитарных, социальных и экономических наук; приобретение профессиональных знаний и умений, освоение компетенций, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, выработка навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности.

3.1.2. Срок освоения ООП:

Нормативный срок освоения ООП для очной формы обучения составляет 4 года.

3.1.3. Трудоемкость ООП:

Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за весь период обучения равна 240 зачетным единицам, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.

3.2. Требования к абитуриенту:

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

4. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

4.1. Область профессиональной деятельности выпускника:

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» включает: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание. Указанную область применения профессиональной деятельности выпускников необходимо рассматривать с учетом профиля подготовки «Прокурорская деятельность».

Профессиональная деятельность выпускника указанного профиля может осуществляться в органах прокуратуры, судебных и иных правоохранительных органах.

4.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника:

Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

4.3. Виды профессиональной деятельности выпускника:

Бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

нормотворческая;

правоприменительная;

правоохранительная;

экспертно-консультационная;

педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

нормотворческая деятельность:

участие в подготовке нормативно-правовых актов;

правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

правоохранительная деятельность:

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

экспертно-консультационная деятельность:

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов;

педагогическая деятельность:

преподавание правовых дисциплин;

осуществление правового воспитания.

5. Компетенции выпускника,

формируемые в результате освоения ООП

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

6. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

В соответствии с п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» квалификация (степень) «бакалавр» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом, рабочими программами учебных дисциплин (модулей), материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся, программами учебной и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

6.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график служит для организации учебного процесса при освоении ООП и формируется на учебный год на основе учебных планов и требований ФГОС по направлению подготовки к срокам освоения ООП.

Календарный учебный график представлен в Учебном плане.

6.2. Учебный план подготовки бакалавра

Учебный план разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» квалификация (степень) «Бакалавр». В структуру учебного плана включены разделы: график учебного процесса, план учебного процесса, учебная практика, производственная практика, итоговая государственная аттестация.

Учебный план ООП предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл, информационно-правовой цикл, профессиональный цикл и разделов: учебной и производственных практик и итоговой государственной аттестации.

Каждый цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) часть. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности в органах прокуратуры и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

Трудоемкость циклов и разделов представлена в учебном плане в следующих объемах:

1. Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл – 27 ЗЕТ:

- базовая (обязательная) часть – 14 ЗЕТ;

- вариативная часть (знания, умения и навыки определяются ООП) – 13 ЗЕТ.

2. Б.2. Информационно-правовой цикл – 6 ЗЕТ:

- базовая (обязательная) часть – 4 ЗЕТ;

- вариативная часть – 2 ЗЕТ.

3. Б.3. Профессиональный цикл – 189 ЗЕТ:

- базовая (обязательная) часть – 133 ЗЕТ;

- вариативная часть – 56 ЗЕТ.

Разделы:

Б.4. Учебная и производственная практики – 15 ЗЕТ.

Б.5. Итоговая государственная аттестация (без подготовки и защиты бакалаврской работы) – 3 ЗЕТ.

Предусмотрено выполнение курсовых работ по дисциплинам профессионального цикла (13 дисциплин учебного плана предлагаются студенту для выбора 4-х курсовых работ).

Состав дисциплин, их содержание и трудоемкость нацелены на формирование компетенций выпускника.

Содержание вариативной части каждого из вышеуказанных циклов определяется Институтом самостоятельно и должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной соответствующим ФГОС по направлению подготовки.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В учебном процессе эти занятия составляют 42 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа составляют 22,8 %, практические занятия – в объеме 77,2%, том числе административное право – 75%, гражданское право – 73%, гражданский процесс - 78, арбитражный процесс – 75%, уголовное право – 72%, уголовный процесс – 78%, трудовое право – 75%, экологическое право – 75%, земельное право – 75%, финансовое право – 75%, налоговое право – 75%, предпринимательское право – 100%, право социального обеспечения – 75%, международное право – 75%, международное частное право – 75%, криминалистика – 75%.

Общая трудоемкость дисциплин (за исключением дисциплин по выбору обучающихся) составляет две и более ЗЕТ. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех ЗЕТ, выставляется дифференцированная оценка.

ООП содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме более одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. – 24 ЗЕТ.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа включает в себя подготовку к лекциям, практическим занятиям, лабораторным работам, коллоквиумам, написанию рефератов, курсовых работ, подготовка к тестированию, аттестации, зачетам и экзаменам.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не превышает 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП. Объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении ООП по очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 33 часа в неделю.

Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 10 недель, в том числе 2 недели в зимний период времени.

По результатам освоения ООП предусмотрена итоговая государственная аттестация.

Институт вне расписания учебных занятий в обязательном порядке обеспечивает условия обучающимся для самостоятельных и под руководством преподавателя занятий по физической культуре.

6.3. Рабочие программы учебных дисциплин

В рабочих программах учебных дисциплин четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Содержание дисциплин, их трудоемкость и формируемые ими компетенции представлены в виде аннотаций учебных программ.

6.4. Учебная и производственная практики

Раздел основной образовательной программы ";Учебная и производственная практики"; является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

ООП предусмотрено прохождение студентами учебной практики продолжительностью 2 недели (3 ЗЕТ) на втором курсе, производственной практики продолжительностью 4 недели (6ЗЕТ) на третьем курсе и производственной практики продолжительностью 4 недели (6 ЗЕТ) на четвертом курсе. Программы практики представлены в приложении.

Практики проводятся в органах прокуратуры в соответствии с профилем подготовки.

Аттестация по итогам практики предусматривает: наличие плана практики, характеристику с места практики, отзыв руководителя практики и устный (или письменный) отчет обучающегося. По результатам аттестации обучающемуся выставляется дифференцированная оценка.

7. Кадровое обеспечение

Реализация основной образовательной программы подготовки юриста по профилю «Прокурорская деятельность» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

В структуре Института насчитывается 7 кафедр, 5 из которых являются кафедрами юридического профиля.

Общее количество преподавателей, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы, составляет 39 человек, в том числе – 22 штатные.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе, составляет 83%. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание доктора наук составляет 10%.

Преподаватели, обеспечивающие образовательный процесс по дисциплинам профессионального цикла, имеют высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. 80% преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученую степень кандидата и доктора наук. К образовательному процессу привлекается 5% преподавателей из числа действующих практических работников.

Доля преподавателей из числа внешних совместителей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла, составляет 37%.

8. Информационное и материально-техническое

обеспечение учебного процесса

Институт располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом Института, соответствующей действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам.

Для обеспечения учебного процесса Институт располагает двумя учебными корпусами, находящимися по адресу: г. Иркутск, ул. Шевцова, 1 и ул. 4-я Советская, 1.

Общая площадь учебно-лабораторных зданий Института составляет 4341 кв.м., в том числе учебно-лабораторная – 3688 кв.м., пункты общественного питания – 230 кв.м.

Институт располагает необходимым количеством лекционных и групповых аудиторий. В Институте имеется: 5 лекционных аудиторий (оснащены мультимедийными комплексами), 9 аудиторий для проведения семинарских и практических занятий (в том числе зал судебных заседаний, криминалистическая лаборатория), 2 компьютерных класса, 2 лингафонных кабинета. Весь аудиторный фонд адаптирован к нуждам учебного процесса.

Институт имеет собственную библиотеку с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму и необходимыми условиями их хранения.

Каждый обучающийся обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд укомплектован в соответствии с нормативными требованиями.

При использовании электронных изданий во время самостоятельной подготовки Институт обеспечивает каждого обучающегося рабочим местом с выходом в сеть Интернет в соответствии с трудоемкостью изучаемых дисциплин.

Обучающимся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Институт обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..