textarchive.ru

Главная > Программа


Казанский (Приволжский) федеральный университет

«_15_» января 2010г

ПРОГРАММА

повышения квалификации профессорско-преподавательского

состава по приоритетному направлению «Информатизация образования»

(«Информационные и коммуникационные технологии в образовании»)

ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.

Лекции

38

Практические занятия

32

Индивидуальные занятия с

преподавателем

2

Самостоятельные занятия

ВСЕГО

72

Итоговая аттестация

Зачет, круглый стол

Казань 2010г.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Курс предназначен для повышения квалификации преподавателей в области новых образовательных технологий.

Цель курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» — привить навыки обращения с новыми информационными технологиями. В курсе рассматриваются основные методы эффективного использования IT-технологий, возможности применения программно-аппаратных средств в условиях обучающего процесса.

Курс состоит из следующих блоков: введение в информационно-коммуникационные технологии, сетевые технологии, информационная безопасность, основы компьютерного моделирования.

Требования к уровню подготовки преподавателя, завершившего изучение дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии»:

Преподаватели, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • обладать теоретическими знаниями об архитектуре компьютера и функционировании основных составляющих его элементов, организации вычислительных сетей и Интернета;

  • ориентироваться в современных информационных технологиях, приобрести навыки решения широкого круга задач, используя компьютер и другие аппаратные и программные средства вычислительной техники;

  • иметь представление об основных угрозах и методах защиты информации;

  • иметь представление о методах компьютерного моделирования процессов и систем.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛЫ.

2.1 Наименования тем

2.1.1 Введение информационно-коммуникационные технологии

Введение. Информационное обеспечение научных исследований. Три основные составляющие процесса моделирования: физическая модель, математическая модель, компьютерная модель. Отличительные черты информационных технологий.

Информационные системы и их классификация. Обобщенные функции ИС. Вычислительные системы.

Принципы построения автоматизированных обучающих и контролирующих систем. Требования к пропускной способности канала для различных сервисов. Каналы передачи данных и их характеристики. Аналоговые и цифровые каналы передачи данных.

Кодирование информации. Способы контроля передачи данных. Алгоритмы сжатия данных. Кабельные каналы связи. Беспроводные (радио) каналы. Волоконно-оптические каналы. Спутниковые каналы передачи данных. Спутниковые навигационные системы.

2.1.2 Сетевые технологии

Локальные вычислительные сети. Открытая сетевая архитектура. Семиуровневая модель сетевого взаимодействия ISO/OSI. Повторители, мосты, маршрутизаторы. Наиболее распространенные топологии локальных компьютерных сетей. Иерархическая, горизонтальная (шинная), кольцевая топология. Топология типа «звезда». Ячеистая топология.

Методы доступа к информации в сети. Построение ЛВС на основе технологии Ethernet. Новые высокоскоростные способы передачи данных. Fast Ethernet, 100VG AnyLAN, ATM. Сетевые приложения.

Функции сети Интернет. Адресация в локальных и глобальных сетях. Структура IP- адресов. Служба DNS. Прикладные сервисные протоколы. Электронная почта. Гипертекстовые технологии Интернет. Обозреватели Интернета и поисковые системы. Настройка доступа к Интернет. Справочно – поисковые системы. Интернет- телефония. Компьютерная видеосвязь.

2.1.3 Информационная безопасность

Понятие информационной безопасности. Основные составляющие. Важность проблемы. Наиболее распространенные угрозы.

Законодательный уровень безопасности. Стандарты и спецификации в области информационной безопасности.

Административный уровень безопасности. Управление рисками.

Процедурный уровень безопасности. Основные программно-технические меры. Криптографические протоколы и аудит. Шифрование и целостность информации. Идентификация и аутентификация. Стеганография – скрытая передача информации. Предмет, терминология, области применения. Стеганографические протоколы. Программные средства шифрования памяти, данных и электронной почты. Алгоритмы встраивания информации в неподвижные изображения.

2.1.4. Интернет как информационно-образовательная среда

Отечественный и зарубежный опыт Интернет образования. Системы открытого образования: принципы организации и функционирования. Сеть Интернет и ее дидактические свойства. Модели сетевого обучения. Специфические требования к Интернет - преподавателю (тьюторство). Характеристика и направления использования аппаратно-программных средств в дистанционном обучении.

Авторское право и Интернет.

Разработка учебно-методического обеспечения для Интернет-обучения.

Реализация сетевого учебного процесса. Виды учебных занятий в Интернете. Планирование сетевого учебного процесса.

Оценка качества сетевого учебного процесса.

2.1.5. Образовательные возможности Интернета: практика использования

Web 1.0 - Материалы с открытым доступом в сети Интернет: Открытые библиотеки (Internet Archive, Google Books, World Digital Library, Europeana, Open Library, Ibiblio и др.). Университетские репозитории и их каталоги (DOAR, ROAR). Электронные журналы с открытым доступом (DOAJ). Ресурсы цифровой коммуникации: асинхронные (списки рассылки, дискуссионные группы, форумы) и синхронные (Whiteboarding, телеконференции, чаты). Возможности их использования в исследовательской и преподавательской деятельности.

Ресурсы цифровой коммуникации Web 2.0 – Блоги (Blogger, WordPress, др. платформы). Social indexing communities – Digg, Delicious и др. Социальные сети и университеты. Совместная работа над документами и текстами – Google Docs, Wiki-проекты.

Аудио- и видеоматериалы в Интернете: подкасты, видеолекции (ITunesU, TeacherTube, университетские каналы на YouTube и др.)

Виртуальное образовательное пространство (VLE) и системы управления обучением (LMS, CMS).

Платформа MOODLE: открытость доступа, особенности поддержки, базовая конфигурация и плагины. Особенности создания и ведения сайта курса. Пользовательские роли и права доступа. Базовые настройки курса.

2.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ.

№ темы и название

Количество часов

2.1.1.Введение информационно-коммуникационные технологии

18

2.1.2. Сетевые технологии

18

2.1.3. Информационная безопасность

8

2.1.4. Интернет как информационно-образовательная среда

8

2.1.5. Образовательные возможности Интернета: практика использования

20

2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

№ п.п.

Темы практических занятий

Количество часов

2.3.1.

Локальные вычислительные сети. Открытая сетевая архитектура. Семиуровневая модель сетевого взаимодействия ISO/OSI. Повторители, мосты, маршрутизаторы. Наиболее распространенные топологии локальных компьютерных сетей. Иерархическая, горизонтальная (шинная), кольцевая топология. Топология типа «звезда». Ячеистая топология.

2

2.3.2.

Методы доступа к информации в сети. Построение ЛВС на основе технологии Ethernet. Новые высокоскоростные способы передачи данных. Fast Ethernet, 100VG AnyLAN, ATM. Сетевые приложения.

4

2.3.3.

Функции сети Интернет. Адресация в локальных и глобальных сетях. Структура IP адресов. Служба DNS. Прикладные сервисные протоколы. Электронная почта. Гипертекстовые технологии Интернет.

4

2.3.4.

Понятие информационной безопасности. Основные составляющие. Важность проблемы. Наиболее распространенные угрозы.

Процедурный уровень безопасности. Основные программно-технические меры. Криптографические протоколы и аудит. Шифрование и целостность информации. Идентификация и аутентификация.

6

2.3.5.

Стеганография – скрытая передача информации. Предмет, терминология, области применения. Стеганографические пртоколы.

2

2.3.6.

Программные средства шифрования памяти, данных и электронной почты. Алгоритмы встраивания информации в неподвижные изображения

2

2.3.7.

Разработка учебно-методического обеспечения для интернет-обучения.

Реализация сетевого учебного процесса. Виды учебных занятий в Интернете. Планирование сетевого учебного процесса.

4

2.3.8.

Ресурсы цифровой коммуникации Web 2.0 – Блоги (Blogger, WordPress, др. платформы). Social indexing communities – Digg, Delicious и др. Социальные сети и университеты. Совместная работа над документами и текстами – Google Docs, Wiki-проекты.

Платформа MOODLE: открытость доступа, особенности поддержки, базовая конфигурация и плагины. Особенности создания и ведения сайта курса. Пользовательские роли и права доступа. Базовые настройки курса.

8

ВСЕГО (часов)

32

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

3.1. Основная литература.

  1. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. С-П. Питер, 2001. 668с.

  2. В.Л. Бройдо. Вычислительные системы, сети и телекоммуникация. СПб: Питер, 2002.

  3. Ю. Новиков, Д. Новиков, А. Черепанов, В. Чуркин. Компьютеры, сети, Интернет. СПб: Питер, 2002.

  4. Костылев К.К. Новые информационные технологии. К. Каз. Ун-т. 1998. 88 с.

  5. Стенин Ю.М. Принципы организации и устройства компьютера. К. Каз. Ун-т. 2001. 48 с.

  6. Введение в криптографию /Под общ.ред. В.В.Ященко .- 3-е изд., испр.- М.:МЦНМО, 2004, 272 стр.

  7. В.А.Галатенко. Стандарты информационной безопасности.- М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2004, 328 стр.

  8. В.Г.Грибунин, И.Н.Оков, И.В.Туринцев. Цифровая стеганография.-М.: Салон-пресс, 2002, 261 стр.

3.2. Дополнительная литература.

  1. Бэри Нанс. Компьютерные сети. М. Бином. 1996. 395с.

  2. Корнеев В.В. Киселев А.В. Современные микропроцессоры. М. Нолидж. 2000. 316с.

  3. Громаков Ю.А. Стандарты и системы подвижной радиосвязи. М. 1997. 238с.

  4. Эви Немет, Гарт Снайдер и др. Unix Руководство системного администратора. Киев., 1997. 829с.

  5. Романец Ю.В., Тимофеев П.А., Шаньгин В.Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях. М. Радио и связь. 2001. 367с.

  6. Норенков И.П., Трудоношин В.А. Телекоммуникационные технологии и сети. М. 1999.

  7. В. Соломенчук. Аппаратные средства персональных компьютеров. СПб: БХВ-Петербург, 2002.

  8. М. Гук. Аппаратные средства IBM PC. СПб: Питер, 2003.

  9. Открытые библиотеки, репозитории и базы данных

Internet Archive /

Google Books /

Project Gutenberg

World Digital Library /

Europeana http://europeana.eu/

Gallica (Bibliothèque nationale de France) http://gallica.bnf.fr/

Open Library /

Ibiblio /index.html

Directory of Open Access Repositories /

Registry of Open Access Repositories /eprints.php?action=browse

Open Content Alliance /

Creative Commons /

  1. Электронные журналы

Directory of Open Access Journals /

JURN /

  1. Полнотекстовые базы данных (via /lib)

EBSCO /

JSTOR /

Wiley-Blackwell /

Oxford Journals /

SAGE /

Taylor & Francis (InformaWorld, Routledge) /

  1. Реферативные базы данных и поисковые системы

Google Scholar

Scopus /

Scirus /

ISI Web of Knowledge /

GetCITED /

  1. Аггрегаторы ссылок (link farms) и директории

Voice of the Shuttle http://vos.ucsb.edu/

Open Directory Project /

Yahoo Directory /

World Cat

TeacherTube /

ITunesU (через интерфейс программы ITunes)

Research Channel /

  1. Ресурсы цифровой коммуникации

Дискуссионные группы

Yahoo Groups /

Google Groups /

Social bookmarking

Digg http://

Delicious

Reddit

Community sites

Flickr

YouTube

Lst.FM http://www.last.fm

Google Docs

Wikipedia

Urban dictionary

  1. Блоги (платформы)

Blogspot http://www.blogger.com

WordPress http://wordpress.org

Technorati (поиск по блогам) http://www.technorati.com/

  1. MOODLE

Официальный сайт http://www.moodle.org

Официальный форум /forums/

Документация http://docs.moodle.org

Сервер MOODLE в КГУ http://vksait.ksu.ru

Moodle Beginners’ Guide /moodle/moodle_beginners_guide.pdf

Using Moodle, by Jason Cole & Helen Forster /kek/help/Moodle.pdf

3.3. Пособия и методические указания. /fpk/index.php?id=19

Программу составили:

Андреев Валентин Иванович — Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор каф. педагогики КФУ.

Латыпов Рустам Хафизович - Засл. деятель науки РТ, Член "IEEE Test Technology Technical Council" ассоциации "Отказоустойчивость и диагностика в технике", д.т.н., профессор, декан факультета ВМК КФУ.

Шерстюков Олег Николаевич – д.ф.-м.н., профессор, зав.каф. радиофизики КФУ.

Ившина Галина Васильевна — чл.-корр. Академии Информатизации РТ, действительный член Петровской академии наук и искусств, доктор педагогических наук, профессор, директор ИНО КФУ.

Попов Леонид Михайлович — доктор психологических наук, профессор, зав.каф. психологии личности КФУ.

Щелкунов Михаил Дмитриевич – чл.-корр. АН РТ, доктор философских наук, профессор отделения «Образовательные технологии» ФПК КГУ, декан философского факультета КФУ.

Макаров Владимир Сергеевич – кандидат филологических наук, доцент отделения «Образовательные технологии» ФПК и кафедры английского языка КГУ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «информатизация образования» («информационные и коммуникационные технологии в образовании»)

    Программа
    ... университет «_15_» января 2010г ПРОГРАММАповышенияквалификациипрофессорско-преподавательскогосоставапоприоритетномунаправлению «Информатизацияобразования»Информационные и коммуникационныетехнологии в образовании») ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ...
  2. Приоритетный национальный проект «образование» поддержка вузов внедряющих инновационные образовательные программы итоговый отчет

    Документ
    ... -издательского отдела. В рамках той части программыповышенияквалификациипрофессорско-преподавательскогосоставапо использованию информационно-коммуникационныхтехнологий в образовании, которая реализуется непосредственно в университете ...
  3. Приоритетный национальный проект «образование» поддержка вузов внедряющих инновационные образовательные программы отчет (6)

    Основная образовательная программа
    ... поповышениюквалификации персонала по каждому тематическому направлению. Ниже приведены результаты выполнения Программыпо задаче «Повышениеквалификациипрофессорско-преподавательскогосостава»по тематическим направлениям. Тематическое направление ...
  4. Отчет о деятельности кемеровского областного центра нит

    Отчет
    ... программ специальностей, лицензированных в КемГУ; разработка программповышенияквалификациипрофессорско-преподавательскогосоставапонаправлению высокопроизводительных вычислений; разработка методического сопровождения образовательных программпо ...
  5. Приоритетный национальный проект “образование”

    Конкурс
    ... мест и информационной базы университета. Повышениеквалификациипрофессорско-преподавательскогосостава, связанного с обучением современным методикам преподавания (новые технологии и программные ...

Другие похожие документы..