textarchive.ru

Главная > Урок


ФИО: Тышкенова Инесса Юрьевна

Номинация: литературоведение

Название работы: разработки уроков

Предмет преподавания: литература

Должность: учитель русского языка и литературы

ОУ: муниципальное образовательное учреждение «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа№2» Еравнинского района Республики Бурятия

Контактные данные:

671430 Еравнинский район

с.Сосново-Озерское

ул.Первомайская, 102

тел/факс 8(30135)21255

е-mail: sosh-2@mail.ru

Литература

Класс: 8

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася».

Психологизм и лиризм писателя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Настрой на урок. (Музыка Чайковского).

II. Слово учителя. Постановка целей и задач урока.

У Тургенева все – о движениях сердца, о юношеских устремлениях, словом – о кипении жизни, «юной и свежей».

Любовь… Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Мир волшебно меняется для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце открывается для красоты и добра.

Имя И.С. Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при слове «тургеневские девушки сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать - видений…

… И там вдали, где роща так туманна,

Где луг едва трепещет над тропой, -

Елена, Лиза, Маша, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна –

собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И действенной, и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты.

Все тургеневские герои проходят «испытание любовью», своего рода, проверку на жизнеспособность.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с повестью Тургенева «Ася». Мы должны более глубже изучить образ Аси, понять, как она прошла «испытание любовью», что значить «тургеневская девушка». Обратим внимание на поэтический язык писателя.

( Записывают тему урока).

III. Домашнее задание.

Чтение и обсуждение мини-сочинений: «Чем интересен и привлекателен мне образ Аси в повести Тургенева?».

IV. Беседа. Проблемная ситуация.

– Итак, повесть называется «Ася». Почему?

– И как название связано с темой?

(По имени главной героини, т.к. она не только оказалась главной, т.е. лучшей, но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти рассказчика).

– Но какое настоящее имя носит героиня? (Анна).

– Вдумаемся в значение имен: Анна – грация, миловидность, а Анастасия (Ася) – рожденная заново.

– Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда происходит рождение героини заново?

Давайте этот вопрос оставим открытым. Мы еще вернемся к нему, одна особенность у нас уже есть: смысл названия, а у Тургенева всегда очень значимо.

V. Работа с текстом по образу Аси.

Установка: -Ребята, при анализе образа Аси, выписывайте в тетрадь ключевые слова, характеризующие ее.

Можно ли назвать Асю красавицей?

Задание 1. – Найдите в описании портрета Аси тургеневскую особенность: ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании.

(«Что-то особенное,» … подтверждающиеся затем «черными, светлыми (!) глазами. (2 гл.)

– Какова же Ася? «Не правда ли, странная?»

(Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю «очень миловидной». В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, неповторимость).

Еще одна особенность Тургенева как художника – «тайный психологизм», то есть умения «косвенными» средствами – с помощью портрета, пауз, интонаций, намеков – передать переживания героев, показать движение их мыслей и чувств).

Основное представление об Асе создают ей поступки, её поведение в разных ситуациях.

– Давайте рассмотрим ситуации. Какая она, как себя ведет?

Задание 2. (По карточкам).

Работа в группах.

1 группа. Ася за ужином (гл. 2).

(Ведет себя совсем не так, как должна бы держаться благовоспитанная светская барышня в присутствии гостя: «Ни одно мгновенье она не сидела смирно: вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась…» (Движение – главная черта Аси).

2 группа. Ася на развалинах феодального замка (гл. 4).

(Девушка предстает перед нами бесстрашной и своевольной девчонкой. Не думая об опасности, она отважно карабкается со стаканом в руке по уступам стен башни все выше и выше. «Экая сумасшедшая!» Предстает как романтическая героиня).

3 группа. «Ася совершенно русская девушка» (гл. 5).

(Герою захотелось дышать русским воздухом, ходить по родной земле. «Это совершенно русская девушка», сама того не подозревая, помогла герою испытать сожаление оттого, что так бессмысленно растрачиваются в скитаниях по чужбине его жизненные силы).

– При выполнении задания: анализирование поступков Аси, по ходу выпишите ключевые слова, характеризующие её.

4 группа. Ася за обедом (гл.4).

(За обедом разыграла роль благовоспитанной барышни, перетянутой и в перчатках…).

– Итак, какие «роли» принимает Ася? Почему она так поступает?

(Играет роль солдата, марширующего с ружьем, и этим шокировала чопорных англичан; за столом роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной. Ася не приемлет никаких условностей, не выверяет свои действия в соотношении с законами этикета и остается всегда самобытной. Она наивна и непосредственна.).

– Как вы понимаете слова: «Что за хамелеон эта девушка!»?

(В словах повествователя звучит восхищенное удивление подвижностью, изменчивостью облика героини. У неё «самое изменчивое лицо», какое ему когда-либо приходилось видеть.).

Но ответить на вопрос, почему Ася так себя ведет, N. не может, т.к. не понял ни Аси, ни самого себя.

Ася загадочнее. Она переменчива. Все это заставляет господина N. обращать внимание на Асю.

Попытаемся разобраться в характере Аси. В этом нам помогут отзывы героев о ней.

Задание 3.(На мультимедиа)

Определите по данным цитатам, кому из героев они принадлежат.

Здесь даны высказывания об Асе Гагиным и героем-повествователем.

«Ее надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедова. Трудно с ней сладить».

«Порох она настоящий…

… беда, если она кого полюбит!»

«С огнем шутить нельзя. Вы не знаете Асю: она в состоянии занемочь, убежать, свидание вам назначить… Другая умела бы все скрыть и выждать – но не она».

«Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой в ней эти чувства…»

«… по всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное… во всех движениях было что-то неспокойное: этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило…»

«но все существо ее стремилось к правде… ее душа мне нравилась».

«Ася не уехала, если б в ней была хоть тень кокетства и если бы положение не было ложно. Она не могла вынести того, что всякая другая смогла бы…» – О каких свойствах Аси в них идет речь?

  • Почему положение было ложно? Как оно повлияло на характер Аси?

(Дочь крепостной крестьянки и богатого дворянина… Самобытность, переменчивость…)

VI. Анализ эпизодов. Чтение по ролям. Групповая работа (реализация домашнего задания).

- Дома вы должны были еще раз внимательно прочитать отдельные главы. Выполните задания по инструкции.

3 группа. Глава 3.

Задание: 1) Зачем приходит к герою Гагин?

(Любоваться природой).

2) Есть ли описание природы в данной главе? Найдите описание природы в главах 4, 9, 10, 11. Какова их роль?

(Здесь описания природы нет, герой начинает восхищаться природой, когда появляется Ася).

ВЫВОД: Ася как бы освещает все вокруг, с ней чувствуется живее, слышится звонче, человек становится счастливее.

«Ее душа мне нравилась», «тревожное оживление мне чудилось повсюду» - это аккомпанемент природы».

– Ася! Как она великолепна во всех этих главах, как раскрывается нам ее душа! (Ключевые слова выписать).

Раньше она была загадочной, ее мучила неопределенность.

А как неповторимо богата душа Аси на фоне сказочной красоты природы. Недаром автор вспоминает народную немецкую легенду о Лорелей. (Звучит песня на немецком языке).

Ася раскрывается перед нами все глубже и прекраснее:

  • то она мечтает о крыльях,

  • то ее влечет на трудный подвиг,

  • то она хочет стать пушкинской Татьяной.

Чтение по ролям диалога Аси и N.N. в главе 9 (от слов «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву…»).

1 группа. Глава 9.

Задание: 1) Какова жизненная позиция Аси? Почему страстность девушки, ее устремления вызывают колебание в душе N. Обратите внимание на цитирование Асей Пушкина.

2) Найдите ключевой образ. Как вы его понимаете?

2 группа. Анализ первой встречи. Глава 2.

Задание: Найдите описание природы. Что здесь символично?

4 группа. Последнее свидание Аси и N.N. Глава 12.

Задание: 1) Подготовьте сжатое содержание эпизода.

2) Какая здесь Ася? Какие слова находит автор в описании ее образа? Почему?

1 гр. По ключевому 2 гр. Картина 4 гр. Последнее

образу – лунной ночи. свидание Аси и N.

летящей птицы Ключевое слово: Ключевое слово:

серебряный столб. «птица мертвая».


- это крылья любви случайно ли обратимся к сцене

- способность человека разбивает герой разрыва.

воспарить над лунный серебряный

обыденностью столб через всю Ася на свидании

реку? Ведь это «словно испуганная

символ – разбитый птица»,

столб можно – Почему?

сравнить с Ведь она надеется

разбитой Асиной на любовь?

Этот разговор важен жизнью, это

лишь для Аси: разбитая мечта

именно она открывает девушки о герое, Этот ключевой

душу, а не герой. Он любви, полете. образ птицы

не испытывает то, поможет понять

что испытывает Ася, мысль писателя:

поэтому и не понимает, не судьба!

почему, цитируя

Пушкина, Ася заменяет

слово «нянею» на

слово «матерью». Эти

два человека не

предназначены друг

другу судьбою.

N. боится оторваться

от земных привычек,

предрассудков.

Асе, в силу ее юного возраста свойственны максимализм, вера в идеал, а N. давно разуверился в подобных вещах. Но под звуки ланнеровского вальса им все же удается воспарить, Ася становится «мила и проста», и сквозь «девически строгий облик» проступает «что-то мягкое, женское».

Таким образом, характер Аси противоречив, ее поступки часто непредсказуемы, как сама жизнь.

N. боится Асиной «странности», боится неожиданностей и беспокойств, которое сулит ему женитьба. Он поступает по правилам, а любовь – это не правило, не законы.

Любовь – море, буря чувств, лунный свет и лунный столб, который разбивает наш герой.

Разбил – и Аси нет! А кто есть?

6. Возвращение к проблеме, поставленной в начале урока.

Большое чувство заставило героиню повзрослеть. В последней встрече с N. Ася не играет новой «роли», она до свидания всю ночь думала о жизни, о себе…

Вспомним, после сцены разрыва Ася не появляется на страницах повести, мы ее не видим.

– Почему? А потому, что родилась новая женщина – Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир «светлыми черными глазами», не будет мечтать о полете.

«Крылья у меня выросли – да летать некуда».

Да, в ней остается миловидная грация (Анна), но той Аси, о которой уже 20 лет мечтает герой, уже не будет.

VII. Работа над теорией литературы. Самостоятельное определение литературного типа «тургеневской девушки».

Напишите определение к литературному типу «тургеневской девушки» (обобщенный образ):.

  • девушка, которая может подарить счастье;

  • душа, которую невозможно не полюбить;

  • нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства;

  • устремленность в будущее;

  • сильный характер, сложность, «странность» внутреннего мира;

  • активность и самостоятельность в решении своей судьбы;

  • стремление к самосовершенствованию;

  • любовь к природе, самобытность;

  • но предчувствующая собственную нелегкую судьбу – судьбы мятежной, «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.

VIII. Рефлексия. Итоги урока.

Литература . 5 класс.

Тема: «Что такое настоящие стихи?»

Цели урока:

1)образовательные: попытаться разобраться в образной природе искусства, в понятии «образ», познакомить с выразительными средствами языка, выработать умение отличать стихи от прозы;

2)развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической реакции на художественное слово, творческого воображения; формировать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, ставить и решать проблему; формировать коммуникативные умения, эстетические и гностические чувства и эмоции;

3)воспитательные: добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, формировать культуру восприятия лирического стиха, нравственной позиции, воспитание толерантности, уважение обычаев, традиции народов, живущих рядом.

Оборудование: памятка №1 – 3 шт., памятка №2 – 3 шт., карточки-задания, разноцветные лепестки с надписями – 30 шт.(по 10 на каждую группу), стихотворные тексты.

Тип урока: обобщение и углубление изученного.

Методы обучения:

1) познавательный – проблемно-поисковый, наблюдение, исследование, слово учителя, анализ лирического произведения;

2) практический – работа с художественным текстом, обобщение, выразительное чтение, выполнение заданий;

3) контролирующий – творческая работа (домашнее сочинение).

Формы обучения: индивидуально-творческая, групповая, коллективная.

Этапы урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

II. Актуализация опорных знаний. (6 мин.)

1. Погружение в тему.

2. Беседа о Незнайке.

3. Проблемная ситуация.

4. Словарная работа.

5. Установка.

III. Реализация домашнего задания. (5 мин.)

IV. Расширение и закрепление полученных знаний. Групповая работа.(13 мин.)

V. Рефлексия. (3 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что буду проводить урок именно в вашем классе. Договоримся, что будем сотрудничать, отвечать дружно на вопросы…

Подвести учащихся к самостоятельному определению основных целей и задач урока.

- Тема нашего урока «Что такое настоящие стихи?» Какая же задача стоит перед нами? (Понять, что такое настоящие стихи).

-Сегодня, ребята, мы войдем в мир поэзии. Попробуйте объяснить Незнайке, что такое хорошие стихи.

-Вспомните сказку Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Какие стихи сочинял Незнайка? Почему же никому не нравились его стихи?

( Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопышка был голодный,

Проглотил утюг холодный)

- В сказке Носова есть глава, где поэт Цветочного города Цветик пытается объяснить Незнайке, как пишутся стихи.

- Среди вас, наверное, тоже есть начинающие поэты. Можно ли научиться писать стихи? Что для этого нужно? (Наверное, прежде всего понять, что такое стихи)

II. Актуализация опорных знаний.

- Каковы характерные особенности стихотворения? (Стихи красивые, звучные; стихи складные; пишутся столбиком; стихи можно сделать песнями и петь; это жанр лирического рода; в них есть рифма…)

- Что же считал Цветик главной особенностью стиха? ( Рифма и ритм ).

- Обратите внимание на памятку №1, прочитайте определения «рифма» и «ритм».

Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк, например: « поп-лоб», «морозы-розы», «Евгений-гений». Связана с ритмом.

Ритм - повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей. Образуется с помощью членения на соотносимые отрезки-стихи (строки).

-Научился Незнайка после этого «урока» писать стихи? (Хотя в них есть ритм и рифма, это не стихи. Он только подбирал рифмы, а о содержании не думал).

-Значит, может быть и рифма, и ритм, а настоящего стихотворения не получится. Попытаемся понять, что же такое настоящие стихи.

III. Реализация домашнего задания.

- Вы все прочитали дома стихотворение Н.Н.Матвеевой «Кораблик» и должны были нарисовать кораблик, каким его увидели.

Жил кораблик, веселый и стройный,

Над волнами как сокол парил.

Сам себя, говорят, он построил.

Сам себя, говорят, смастерил.

Сам смолою себя пропитал,

Сам оделся и в дуб и в металл,

Сам повел себя в рейс-

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Матрос,

Капитан.

Шел кораблик, шумел парусами,

Не боялся нигде ничего.

И вулканы седыми бровями

Поводили при виде его…

Шел кораблик по летним морям,

Корчил рожи последним царям,

Все ли страны в цвету,

Все ли на месте-

Все записывал, все проверял

Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки

С ним встречались другие суда:

Постоят, посудачат минутку

И опять побегут кто куда.

Шел кораблик, о чем-то мечтал,

Все, что видел, на мачты мотал,

Делал выводы сам-

Сам свой лоцман,

Сам свой боцман,

Матрос,

Капитан.

-Какой же кораблик? (Веселый, смешной, смелый, забавный…)

В стихотворении кораблик изображен как человек: он независим, умен, наблюдателен. Причем не взрослый человек, а маленький «кораблик»

Много раз повторяется «сам» - утверждение своей независимости. И ведет себя по-ребячьи, весело и непосредственно: «корчил рожи последним царям».

( Обратите внимание на вулканы, они тоже изображены как живые. Они напоминают умудренных опытом осторожных стариков, которые строго и удивленно посматривают на озорного героя, дерзнувшего выйти в огромный океан). (Резерв)

- Как рассказано о встрече кораблика с другими кораблями?

С ним встречались другие суда.

Постоят, посудачат минутку

И опять побегут кто куда.

- Попробуем заменить глагол « посудачат» синонимом, но так чтобы не изменился ритм («потолкуют», «поболтают»)

- Какое слово в данном случае удачней? (Повторение одинаковых звуков делает строчку неожиданной, интересной).

-Прочитаем последнюю строфу. Какая вполне серьезная мысль звучит в финале этого веселого стихотворения?

Выводы: герой стихотворения Матвеевой в действии, в поиске взрослеет, познает мир и хочет сам отвечать за себя, за свои поступки.

-Хорошие стихи? Мы познакомились с настоящим, хорошим стихотворением. В нем есть и ритм, и рифма. Но, главное, в нем, как и любом стих-и есть чувства, настроение, глубина мысли. И не все в нем открывается сразу, только внимательно читая и слушая, вдумываясь в слово, можно действительно понять их.

IV. Расширение и закрепление полученных знаний.

Групповая работа: 3 группы.

Задания даны в карточках-заданиях:

1 группа: 1) прочитать выразительно стихотворение;

2) озаглавить его;

3) какие слова помогают понять, о каком цветке идет речь?

2 группа: 1) прочитать выразительно стихотворение;

2) найти слова, которыми поэт рисует ландыш;

3 группа: 1) прочитать выразительно стихотворение;

2) что вы чувствуете, какое настроение высказывает поэт? О чем он переживает? О каком «утешенье» говорит поэт?

! Обратите внимание на памятку №2. Данные слова помогут вам в работе.

1 группа

Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются

От ветерка с реки.

Но лишь пройдется осенью

Других ветров волна,-

Срываются, взвиваются

На воздух семена.

2 группа

С.Я.Маршак «Ландыш»

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

3 группа

А.С.Пушкин. «Птичка».

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При Светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

1 группа. Выразительно читают стихотворение современного поэта В.А.Рождественского.

- Как вы озаглавили? (Одуванчик)

- Как вы поняли, что стихотворение об одуванчике? Ведь слово это ни разу не названо?

- Что помогает понять, о каком цветке идет речь?

Находят строчки («чудо-шарики» на стройных стебельках, «сквозные, серебристые, они, как пух, легки», «пушинки…к нам парашютистами спускаются с небес»).

Вывод: Вот как точно и в то же время интересно, необычно поэт описывает цветок. Ведь, действительно, пушинки одуванчика похожи на маленькие, легкие парашютики.

- Мы тысячу раз видели этот простой цветок, но поэт замечает в нем то, мимо чего мы обычно равнодушно проходим. Да еще умеет выразить свое открытие словами, найти самое точное, самое верное слово, чтобы передать свое настроение - радостное удивление, любование простым, неприметным цветком, в котором томится такая красота.

2 группа

- Убедимся в этом еще раз. Так же как и одуванчик, мы, конечно, много раз видели прекрасный весенний цветок ландыш. Попробуем описать его.

(Два темно-зеленых длинных листа, тоненький стебелек с белыми колокольчиками цветов).

- На что же похожи цветочки ландыша? С чем бы вы их сравнили?

Обратимся к поэту, ведь поэт часто обращает наше внимание на скрытую красоту, подмечает загадки природы.

- Найдем слова, которыми автор рисует ландыш. («На ниточках жемчужины от ветра каждого дрожат», «круглые бубенчики», «колокольчики весны»…).

Ландыш в стих-и – маленькое чудо («прохладен, хрупок и душист»), любимое дитя природы («природой бережно спеленутый, завернутый в зеленый лист»).

Цветок в стих-и живет и даже растет: нераскрытые «жемчужины, бубенчики» бутонов превращаются в «колокольчики весны».

Поэт глубже, зорче подмечает предметы и явления, помогает нам увидеть этот необыкновенный мир через сравнения. Эти сравнения в поэзии называются метафорой. (Обратите внимание на приложение №1).

3 группа.

-Что вы чувствуете, какое настроение высказывает поэт, о чем он переживает?

(Он – изгнанник, тоскует по дому, мучается)

Здесь надо уметь слушать, чувствовать, «услышишь слово – поймаешь душу, п.ч. лирика не изображает, а выражает чувства…)

- О каком «утешенье» говорит поэт и что такое «роптать»?

- Вы поняли о каком обычае старины говорится?

При «Светлом празднике весны», т.е. в Христово Воскресенье, на Пасху в старину выпускали на волю птичку. Обычай появился на третий день после смерти, в воскресенье, Христос восстал из мертвых. Этот день стал великим праздником Добра, Света и Любви. В этот день люди прощают друг другу обиды, стараются делать добрые дела. А подарить пленной птичке свободу – доброе дело.

-В начале урока был поставлен вопрос:можно ли научиться писать стихи?

- Как бы вы теперь объяснили это Незнайке? (Можно научиться подбирать рифмы, можно научиться писать складно, но этого мало, чтобы получились хорошие стихи, нужно вложить все: чувство, настроение, знание, душу…).

Вывод: Научиться писать стихи очень трудно, для этого нужны способности, талант, а вот научиться их читать, понимать, чувствовать – можно и необходимо.

Стихи - настоящее чудо. Они дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас красивее, умнее, лучше.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Итак, наше занятие подходит к концу. Подведем итог нашей работы. Давайте еще раз повторим, в чем заключается своеобразие стихотворения.

Прием педагогической техники «Резюме». Перед вами разноцветные лепесточки, на которых написаны слова: рифма, персонаж, сюжет, чувства и эмоции, изображение событий, красота, рассказ, душа, ритм.

Выберите только те слова, которые подходят к понятию стихотворение (лирическому жанру). Должны выбрать желтый – рифма; светло-зеленый – чувства и эмоции; красный – душа; оранжевый – ритм; зеленый – красота.

Посмотрите какие цвета вы выбрали? (Яркие) В дальнейшем изучении лирики вы еще обратитесь к символике цветов, как одной из особенностей стиха.

Мы с вами успешно справились с заданием. Я благодарю всех за работу. Урок окончен.

Литература. 5 класс.

Тема: «У тебя у самого свой ум». Сказка В.И.Даля.

Цели урока: 1) образовательные и развивающие:

- узнать о жизни В.И.Даля; прочитать и обсудить его сказку, попробовать написать сказку «как Даль», узнать о литературных сказках, сочиненных по пословицам;

- уметь слушать текст, делать выписки, высказывать свое мнение, активно слушать других учеников, оценивать правильность их ответов, работать коллективно, в группах, выразительно читать;

- подготовиться к групповому, индивидуальному творческому заданию на основе литературного образца;

2) воспитательные:

- умение находить нравственный смысл, мораль сказки, приводить аналогичные примеры из жизни.

Тип урока: знакомство с одним из видов литературной сказки. Новая тема.

Методы, форма: исследование, наблюдение; коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: портрет Даля, художественный текст (учебник), карточки-задания, словарь Даля, доска, инсценировка.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос в игровой форме) и переход к новой теме.

- Сегодня мы продолжим разговор о сказке… (заходит Проша и прерывает учителя)

Учитель: Ой, это ты, Проша! Доброе утро! Ты что такой грустный?

Проша: Вы знаете, очень я боюсь, что ребята меня обманщиком посчитают. Обещал я им знакомство с миром лит-ры, а сам сказки рассказываю, загадки загадываю, хороводы водить учу. Они меня спросят, а где же лит-ра, а ведь пока мы изучали фольклор.

Учитель: Нет, Проша, ты не прав. Вспомни, когда ты родился – сразу за книжку схватился? Конечно, нет, ты сначала мамину колыбельную слушал, потом ко всем приставал: расскажите сказку. А во дворе с ребятами книжки сразу стали читать? Опять нет. Вы играли, загадки загадывали, считалки узнавали. А сейчас, когда ты книжонком стал настоящим, разве перестал играть иль сказки слушать? Так вот, Проша, фольклор и литература живут рядом, постоянно обогащая и дополняя друг друга. Но в одном, ты прав: пора нам с ребятами вновь отправляться в путешествие.

- А куда мы отправимся?

- В край сказок, не просто сказок, а край литературных сказок.

- А чем эти литературные сказки отличаются от народных?

- А мы у ребят и спросим, они дома книжки читали.

Литературные сказки – есть конкретный автор;

- авторские характеры;

-чувства, которые испытывает герой не вымышленное, а настоящее;

- в основном на основе народной сказки автор придумывает собственную, но с авторским развитием действия;

- как и в народных сказках есть мораль.

Т.образом, в литературной сказке есть что-то от автора и что-то от народных сказок.

- Проша, ты понял? (Да, спасибо, ребята).

- Ну, тогда в путь! В мир литературных сказок, обратите внимание на слова, которые будут встречаться у нас на пути. (Слова написаны на доске).

II.Слово учителя. Сказки – самые удивительные книги: они не знают над собой власти времени. Очарованию сказок поддаются все: и взрослые, и дети. Многие писатели берут из народных сказок сюжет и на его основе создают собственные.

- Каких писателей, сочиняющих сказки, вы знаете? (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, П. Ершов)

Сегодня мы познакомимся еще с одним замечательным человеком, который тоже сочинял сказки, хотя у него было много других профессий. Но сначала послушайте историю, которая произошла более 180 лет назад.

III. Реализация индивидуальной домашней работы (сообщение ученика по с. учебника 175).

Дополнение учителя: Главное дело жизни Даля было – собирать слова. И когда их собралось двести тысяч, он решил подарить их людям, чтобы сберечь это бесценное сокровище. Свой труд Даль назвал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он шутил: «Словарь не оттого назван «толковым», что мог получиться и бестолковым, а оттого, что слова объясняет – растолковывает.

Многие заметки в словаре – это маленькие рассказы о жизни народа: какие дома строили, какую одежду носили, какие печи складывали и как топили, как хлеб убирали, сады сажали, невест сватали, детей учили…

А еще он собирал, обрабатывал народные сказки и даже сочинял свои.

Записывают тему урока. Обращают внимание на эпиграф к уроку.

VI. Знакомство со сказкой.

1) - Чему же научит нас сказка Даля? Какой правде?

Для начала давайте познакомимся со сказкой и разберемся в ней. Представьте, что эту сказку Далю рассказывает бабушка. Каждый из вас Даль, вы будете слушать и записывать те слова, которые покажутся необычными. Что бы записал молодой, образованный человек, слушая деревенскую старушку? А я постараюсь сыграть роль бабушки. (Накидываю платок).

Чтение сказки, выполнение задания учениками.

2) Лексическая работа. Чтобы мы смогли разобраться в наших записях, я создала группу «ученых-лингвистов», которые с помощью словаря Даля дадут экспертную оценку нашим суждениям.

Какие слова и выражения вы выписали?

1.Повадился – приучить соблазнами и приманить; посаблять дурным наклонностям, быть поводом ч.- либо дурн. привычек.

2. Гурт – стадо.

3. Лопушник – лапуга; репейник, чертополох, сорная трава.

4. Увязавшись за козлом – пристал, привязался, прицепился, ухватился, придрался.

5. Тын – изгородь.

5. Хворостина предолгая – долгий прут; сечь или хлестать прутом-хворостить.

6. Оробев – испугаться, бояться чего, струсить, прийти в замешательство, упасть духом.

7. Измочалил – исхлестывать, разбивать на волокна.

8. Кричит не своим голосом – взвыл, гласно взывать, реветь, стонать.

9. (Хозяин) привяжется – приставать или придираться, найти предлог.

10. Плачется, плакаться – жаловаться, винить кого в беде своей, называть обидчиком; сказывать горе, беду свою.

11. Нелегкая понесла – неладная, недобрая, нечистая, вражеская, бесовская.

12. Плут – ловкий обманщик, мошенник, бездельник, нечестный человек, особенно в мелочах, надувала.

13. Раскидывай своим умом – думать, размышлять. (По словарю Даля).

Коллективно объясняют лексические значения записанных слов и выражений. При необходимости обращаются к «ученым-лингвистам».

3) Анализ текста.Беседа.

- Каково отношение автора к героям? Чему учит сказка? Кого учит? Были ли у вас подобные ситуации?

- Какой литературный жанр напоминает вам эта сказка?

4) Работа с учебником (Под ред. Кутузова).С. 178. – Выполните задание Ивана Калиныча.

- На доске записаны несколько пословиц и поговорок, которые помогут вам справиться с заданием. Подберите пословицу или поговорку, которая бы выразила смысл сказки.

Всем своего ума не вложишпь.

Всяк своим умом живет.

Всяк умен: кто сперва, кто опосля.

Ум имей хоть маленький, да свой.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Баранья шапка на бараньей голове.

Голова у ног ума не просит.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что узнали на уроке? Чему научились?

- Что стало важным после знакомства со сказкой Даля?

Запишите выводы, которые сейчас прозвучали:

  1. Сказки Даля похожи на …(басню, притчу).

  2. Они полны …(меткими народными выражениями).

  3. Смысл каждой сказки Даля можно выразить …(пословицами или поговорками).

  4. Она учит …(самостоятельности, отвечать за свои поступки…)

VI. Творческая работа. Подготовка к домашнему заданию.

В классе работа идет в группах, а дома индивидуально. Каждая группа получает карточку-задание, на одной стороне одинаковое задание:

Подумай: чему будет учить твоя сказка? Кого будет учить? Какой урок извлечет из твоей сказки читатель? Где будет происходить действие? Кто герои сказки?

На другой стороне – одна из пословиц:

Под лежачий камень вода не течет.

Друзья познаются в беде.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Не спеши языком, торопись делом.

Сделал дело – гуляй смело.

Ребята обсуждают вопросы, делают записи в черновиках, задают вопросы, пробуют сообща написать сказку (черновой вариант).

Дома выполняют задание индивидуально.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Счастье быть писателем родным

    Документ
    ... даже уроки изящной ... обл. ДяЗлч "аа 17 ИМ. ... В хо­де дальнейших ... жизни романтический образтургеневскойдевушки: «...Вот ... глубоким психологизмом. Достигает этого писатель за ... повестях и рассказах писа­теля значительное место. Растворившись в стихии лиризма ...
  2. " Лесной царь"

    Документ
    ... уроки ... ПовестьАся”. Русский человек на rendez-vous ПовестьАся ... лиризмтургеневской прозы, и прежде всего его повестей ... психологизма ... писателя в смысле жизни, в ходе ... образом «тургеневскойдевушки» входит в произведения писателяобраз «тургеневской ...
  3. Раздел i концепция развития (миссия) школы и средства ее реализации

    Основная образовательная программа
    ... уроке, во внеурочное время, в семье; - интеграция полученных в ходе ... , -ый, -ая, -ял, - ... повести. Тонкий психологизмписателя. ... Тонкий лиризм пейзажной ... писателя. Тема любви в повести (любовь-воспоминание, любовь-прощание). Образ «тургеневскойдевушки» ...
  4. Інтегрований курс " література" (російська та світова) 5-9 класи проект навчальної програми для загальноосвітніх навчальних закладів з навчанням російською мовою

    Пояснительная записка
    ... психологизм рассказа. Драматическая ситуация как средство раскрытия характеров героев. Художественное мастерство писателя ... «Ася» Проблема счастья в повести «Ася». Автор и рассказчик. Образ «тургеневскойдевушки». Самобытный, обаятельный образ героини. ...
  5. Література (російська та світова) програма 5 – 9 класи

    Пояснительная записка
    ... психологизм рассказа. Драматическая ситуация как средство раскрытия характеров героев. Художественное мастерство писателя ... «Ася» Проблема счастья в повести «Ася». Автор и рассказчик. Образ «тургеневскойдевушки». Самобытный, обаятельный образ героини. ...

Другие похожие документы..