textarchive.ru

Главная > Документ


Максимальное кол-во баллов-8

3. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение. За правильно исключённый ответ-1 балл, правильное пояснение- 2 балла. Всего за задание-9 баллов.

а. Пол; возраст; национальность; профессия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б. Капитал, труд, информация, обмен, земля

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в. Правовой прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт, диспозиция

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в ряду. За правильно определённый пропуск – 2 балла, всего за задание- 6 баллов.

а. Буддизм, ________________, ислам.

б. Неолитическая революция (появление земледелия и ското­водства) - возникновение аграрного общества; _______________- возникновение индустриального общества; научно-техническая революция - возникновение постиндустриального общества.

в. Форма режима, форма территориального устройства, __________________.

5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. За каждый правильный ответ по 1 баллу, всего- 2 балла.

а. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы.

________________________________________________________________________________

б. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

_______________________________________________________________________________

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

а. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодо­рожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации? Если да, то какие именно?

б. Гражданка Н. обратилась в органы УФМС с заявлением о регистрации гражданства ее новорожденного сына. В заявлении ей было отказано, т.к. отец рожденного ребенка – иностранный гражданин.

Допущены ли нарушения закона. Если да, то какие именно?

За каждый правильный однозначный ответ- 1 балл, за правильное пояснение до 3 баллов. Максимум за задание- 8 баллов.

7. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: « Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». За правильные ответы а. и б. –по 1 баллу, в.- до 8 баллов, максимальное кол-во баллов-10.

а. Что такое прогресс?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д. Рузвельт?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в. Какие иные критерии прогресса вам известны?

8. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

  1. Раскрытие обоснованности выбора темы(2 балла)

  2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы(2 балла)

  1. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса (2 балла)

  2. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт( 2 балла)

  1. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом ( 1 балл)

  2. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам ( 2 балла)

Максимум за задание-11 баллов

Темы:

  1. Создает человека природа, но развивает и образует его общество (В.Г. Белинский)

  2. Кто движется вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед

( Аристотель)

  1. Семья является первичным лоном человеческой культуры (И. Ильин)

  2. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают ( А.Г. Асмолов)

  3. Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше)

  4. Без многого может человек обойтись, только не без человека (Л. Берне)

  5. Вы можете не заниматься политикой, все равно политика займется вами (Ш. Монталабер)

Всего за работу- 65 баллов

Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

10 класс

Время проведения-1 час 20 минут

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

  1. Образование, церковь, трудовой коллектив, армия.

  2. Государство, армия, экономика, юстиция, здравоохранение

  3. Социализация, обеспечение экономической безопасности, воспроизводство, обеспечение рекреации, эмоциональная поддержка.

Ответ:

1.

2.

3.

2. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1. Получение образования, выгодный брак, смена политического режима, избрание в органы власти.

2. Насмешка, бойкот, порицание, конфискация имущества, исключение из группы

3. Поведение, мотивы, санкции, ожидания

Ответ:

1.

2.

3.

( Задания с рядами - по 2 балла за каждый правильный ответ, максимальное кол-во баллов-12)

Выберите верный ответ ( один или несколько), по 1 баллу за каждый правильно выбранный ответ. Максимальное кол-во баллов (задания № 3, 4, 5)-6 баллов

3. Выберите из списка социально-экономические права граждан

1. право на образование

2. право избирать и быть избранным

3. право на защиту чести и достоинства

4. право на труд

5. право на неприкосновенность собственности

4. Какие тенденции не относятся к развитию современного образования

1. демократизация

2. информатизация

3. монополизация

4. верификация

5. секуляризация

5. К какой форме общения можно отнести обращение человека к домашнему животному?

1. между реальным и иллюзорным партнером

2. опосредованное

3. косвенное

4. непосредственное

5. между реальным и воображаемым партнером

6. между воображаемыми партнерами

6. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

1) В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2) В статусном наборе существует так называемый главный статус, который определяется статусом, унаследованным индивидом от рождения.

3) Изначально любое государство выполняло задачи: управление хозяйством и обществом, оборона собственной территории.

4) Массовая культура не могла появиться до возникновения электронных СМИ.

5) К частному праву относится регулирование имущественных и личных неимущественных отношений между гражданами, коллективами людей (предприятиями, фирмами и пр.).

Максимальное кол-во баллов- 5

  1. Приведите в соответствие название теорий, терминов и идей и имен мыслителей и ученых их создавших. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем теорий. Максимальное кол-во баллов-7

Теории, термины, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. социальный класс

2. общественный договор

3. латентные функции

4. социальный институт

5. культурный лаг

6. социальная мобильность

7. закат Европы

8. мультикультурализм

9. социальное действие

А) К. Маркс

Б) Э. Дюркгейм

В) Дж.Локк

Г) Р. Мертон

Д) П. Сорокин

Е) У. Огборн

Ж) О. Шпенглер

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

8. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

В настоящее время в отечественной ведутся дискуссии о. Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

… предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе, которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

1. государство

2. страта

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс

8. социальная мобильность

9. каста

10. люмпены

Максимальное кол-во баллов- 6 баллов

9. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. Депутатская фракция Государственной Думы разработала законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Группа экспертов представила заключение на представленный законопроект, сделав вывод, что данная поправка недопустима.

Оцените выводы экспертов, свой ответ обоснуйте.

2. На месте преступления был задержан Сергей М. , которому было предъявлено обвинение в хищении, и он был заключен под стражу. В совершении хищения Сергей М. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что Сергей М. совершил хищение, задержан, содержится под стражей и его ожидает суд.

Правомерна ли подобная газетная публикации? Свое мнение обоснуйте. За правильный однозначный ответ- 1 балл, за правильное пояснение- до 2 баллов. Максимум за задание- 6 баллов

10. Решите кроссворд. Вставьте пропущенное слово по вертикали и дайте его определение. Максимум за задание- 10 баллов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


  1. Решение юридического дела на основе нормы права, регулирующей сходные с рассматриваемыми обстоятельства, или на основе общих начал и смысла права.

  2. Часть юридической нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

  3. Фактические данные, сведения, на основе которых в юридически закрепленном порядке правоприменитель устанавливает наличие или отсутствие юридических фактов, необходимых для правильного разрешения дела.

  4. Деятельность государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленная на раскрытие истинного смысла юридических норм в соответствии с заключенной в них волей правотворческого субъекта.

  5. Принцип организации государства, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата.

  6. Систематизация и коренная переработка нормативно-правовых актов путем объединения их в единый обобщающий акт.

  7. Сложное союзное государство, субъекты которого облают политической самостоятельностью.

  8. Требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

  1. Вставьте пропущенное слово по вертикали и дайте его определение.

11. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1.Раскрытие обоснованности выбора темы(2 балла)

  1. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы(2 балла)

  1. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса (2 балла)

  2. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт( 2 балла)

  1. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом ( 1 балл)

  2. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам ( 2 балла)

Максимум за задание-11 баллов

Темы:

1. Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед (Аристотель)

2. Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами (Ш. Монталабер)

3. Экономическая свобода – это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность (Ф. А. фон Хайек)

4. Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага (В.С. Соловьев)

5. Мужество подвергается испытанию, когда мы в меньшинстве; терпимость – когда мы в большинстве (Р. Сокман)

6. Свой долг родителям дети отдают своим детям (И.Н. Шевелев)

Всего за работу- 63 балла

Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию

11 класс

Время проведения-1 час 20 минут

1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима (1), основ его легитимности (2) и его символики (3). Во-вторых, замена неспособной политической элиты (4) или правящего класса другими. В-третьих, далеко идущие изменения во всех важнейших институциональных сферах, изменения, которые направлены на модернизацию (5) большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. В-пятых, изменения в нравственности и воспитании (6), что создает или порождает нового человека» (Ш. Эйзенштадт, американский обществовед.)

1) Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

2) В результате какого социально-исторического процесса происходят данные изменения в обществе?

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. Нарушение правил пожарной безопасности, распитие пива в сквере, уничтожение муравейника.

2. Способность к творчеству, наличие сознания, ведущая роль культурных ценностей в определении поведения.

3. Лишение гражданских прав, отлучение от церкви, понижение в должности, арест.

3. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Либеральные партии, консервативные партии, оппозиционные партии, социал-демократические партии

2. Теория, гипотеза, восприятие, проблема, научный факт

3. Налог на прибыль, поимущественный налог, подоходный налог, налог на добавленную стоимость

4. Заполните пропуски в ряду.

1. Соблюдение религиозных норм поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи, соблюдение моральных норм обеспечивается авторитетом коллективного сознания, соблюдение правовых норм обеспечивается - _______________

2. Пророк, «сверхчеловек», герой – харизматическое лидерство, монарх и (или) глава церкви - __________________, избранное должностное лицо – легальное лидерство

3. Деспотические политические режимы – традиционное общество, складывание правового государства - ________________, развитое гражданское общество – информационное общество

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Термин в социологию пришёл из . Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему, добавив к термину слово …. Основанием для неё служит так называемая лестница , в которой бедняки занимают самую низшую ступеньку, а богачи – самую высокую.

Первой исторической системой стало …, которое части вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

… общества происходит с применением нескольких факторов: материального, , и престижа.

Рассматриваемое понятие неразделимо с понятием , которая характеризует перемещение из одного социального слоя в другой. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне называют , перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другую ….

1. моральная чистота

2. социальная стратификация

3. социальная мобильность

4. образование

5. геология

6. стагнация

7. вертикальная мобильность

8. научный

9. стратификация

10. крепостничество

11. рабство

12. горизонтальная мобильность

13. социальная

14. власть

15. первобытное общество

16. доход

17. феодальный

18. физика

6.Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

1. К…нф… рмизм- приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.

2. Д…скр…м…нация- ущемление прав по тем или иным признакам.

3. Стр…т…ф…кация- расположение социальных слоев на социальной лестнице.

4. Л…г…тимность- законность.

6. С…п…р…тизм- стремление к отделению, обособлению.

7. Д…в…ден- доход, выплачиваемый акционерам.

8. Гл…б…л…зация- один из процессов, происходящих в современном обществе.

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства.

Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

8. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме

отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и

терминов.

Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6.

Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная

опасность.

9. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. «Ни одно из известных сегодня обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных социальных систем последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение»

2. «Валовой внутренний продукт складывается из суммы трех групп расходов: личных потребительских, валовых вложений капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты и государственных расходов»

3. «В Бельгии в конце XIX в. обладатели крупной недвижимости и те, кто имел высшее образование, получали дополнительный голос. В Великобритании до 1948 г. такое же право предоставлялось крупным работникам, занятым профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, и лицам с высшим образованием

10. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1.Раскрытие обоснованности выбора темы(2 балла)

2.Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы(2 балла)

3.Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса (2 балла)

  1. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт( 2 балла)

  1. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом ( 1 балл)

  2. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам ( 2 балла)

Максимум за задание-11 баллов

Темы:

  1. Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно (Ф. Бэкон)

  2. Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства (Г. Филдинг)

  3. Создает человека природа, но развивает и образует его общество (В.Г. Белинский)

  4. Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей (М. Вебер)

  5. Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком (А. де Сент-Экзюпери)

  6. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми (И.С. Кон)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... : № Времяпроведения сессии Задачи, которые нужно решить 1 Начало I полугодия 10 класса Выбирая программы по учебным ... освобождены (по их желанию) победители районных олимпиад, учащиеся, получившие дипломы 1 степени на школьной научно ...
  2. Федеральное агенство по образованию автономная некоммерческая организация

    Документ
    ... можно решатьзадания повышенной трудности как во время уроков ... (6-8 классы) начинают работать в среде с русскоязычными ключевымисловами. Опыт ... проведения городских школьных и студенческих чемпионатов(олимпиад) по правилам АСМ. Впервые олимпиады ...
  3. Федеральное агенство по образованию автономная некоммерческая организация

    Документ
    ... можно решатьзадания повышенной трудности как во время уроков ... (6-8 классы) начинают работать в среде с русскоязычными ключевымисловами. Опыт ... проведения городских школьных и студенческих чемпионатов(олимпиад) по правилам АСМ. Впервые олимпиады ...
  4. О преподавании обществознания

    Документ
    ... способствующие проведению процесса, доказательства - ключевой элемент процесса; задержание и меры пресечения) 26 60. Досудебное ... . года На всех этапах Всероссийской олимпиады школьников пообществознаниюзаданияпо духовной сфере общества представлены ...
  5. Печатается по решению редакционно-издательского совета КемГУ

    Документ
    ... получится). 2. Среди этой серии заданий встречается задание на явное выделение ... школьныхклассах, которое по сути является лабораторией для практического освоения ключевых ... вынужден решать ситуационные кроссворды, он ... и проведениеОлимпиадпо физике, ...

Другие похожие документы..