textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественных наук

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ

РЕФЕРАТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Методические указания и рекомендации для студентов

всех специальностей

Гродно 2010

Авторы:

Рецензенты: кандидат философских наук, доцент С.К. Чернецкая

кандидат философских наук Комарова И.К.

Методика подготовки и написания реферата по политологии / . . – Гродно : ГГАУ, 2010. – 44 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к семинарским занятиям, а также для выполнения рефератов в рамках контролируемой самостоятельной работы. Содержат основные правила написания реферата по политологии.

УДК 32001(075.8)ББК 66

Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультета бухгалтерского учета (протокол № от январь 20010 года).

© , 2010

© УО «ГГАУ», 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие и назначение реферата………………………………………….…4

  2. Виды рефератов и общие критерии их оценки………………………….....6

  3. Выбор темы реферата и составление рабочего плана………………….….8

  4. Источники информации для написания реферата…………………….…...9

Структура реферата…..………………………………………………….….…..10

Написание и оформление реферата.....…………………………………….......12

7. Особенности защиты реферата………………………………………………16

Заключение ………………………………………………………………….......19

Приложение 1. Из типовой программы по политологии для высших

учебных заведений …………………………………………………………… .19

Приложение 2. Темы рефератов и научных работ по политологии….............20

Приложение 3. Образец оформления титульного листа реферата………......24

Приложение 4. Краткий политологический словарь ……………………..…25

Приложение 5.Литература…………………………………………………..…28

Приложение 6 Политология. Ресурсы Интернет……………………………...34

Приложение 7. Требования к оформлению реферата согласно

инструкции ВАК Республики Беларусь………………….……………………40

ВВЕДЕНИЕ

Введение модульной системы организации учебного процесса в ГГАУ приводит к сокращению аудиторной нагрузки студентов и увеличению объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ. В связи с этим одна из основных задач учебного процесса в вузе - научить студентов работать самостоятельно.

Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, активному участию в научной работе. Одним из шагов к решению этих задач является формирование у студентов умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные. Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации.

Ежегодно студенты готовят множество учебных научных работ: рефераты, КСР, доклады и тезисы докладов, статьи на научные конференции. Реферат представляет собой одну из форм самостоятельной работы студента при изучении политологии на разных факультетах и специальностях ГГАУ. Данные методические рекомендации предназначены для всех тех, кому нужно подготовить и защитить реферат.

Цель работы заключается в систематизации и кратком изложении норм, требований и правил подготовки, написания и оформления учебных рефератов. Эти правила являются достаточно универсальными независимо от профиля учебного заведения или специализации. Работа также содержит практические рекомендации о порядке и правилах устной защиты письменного реферата, его эффективной презентации.

В приложениях дается образец оформления титульного листа, приводится примерный перечень тем рефератов, предлагается список научных периодических изданий и сетевых источников, которые помогут студентам подготовить реферат и приобрести первичные навыки научно-исследовательской работы.

ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРАТА

Слово «реферат» происходит от латинского слова докладывать, сообщать. Это слово имеет два значения:

I) краткое устное или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;

2) доклад на какую–либо тему, основанный на обзоре литературных, документальных и других источников.

В целом, реферат может это сокращенное, связанное иточное изложение основного содержания оригинала, сопровождающееся впоследствии докладом на определенную тему, включающее обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования.

Необходимость реферирования связана с ростом потока научной информации, увеличивающегося каждые пять лет в два раза, что приводит к тому, что читатели научной литературы (книг и журналов) самостоятельно могут использовать в среднем лишь 10 % публикуемых в них материалов. Остальное научное знание остается фактически неосвоенным. Студенты, по роду своей будущей деятельности, обязаны своевременно знать обо всех новейших достижениях науки по широкому кругу вопросов, поднимаемых при чтении курса лекций по политологии, разбираться в истории, философии, правоведении, литературе по психологии, в экономическим проблемам, в вопросах совершенствования управления государством и обществом в период перехода к рынку, в проблемах развития личности, формирования и удовлетворения ее материальных, социальных и духовных потребностей, культуры и интеллекта.

Вместе с тем, реферат является не сигналом о наличии публикации на определенную тему с кратким перечнем рассматриваемых вопросов, а подготовленной студентом самостоятельной научной работой, которая способна заменить читателю оригинал, недоступный ему по тем или иным причинам. То есть реферат может быть рассмотрен, таким образом, как научное по содержанию и информационное по форме изложение основного содержания оригинала представляющего определенный научный интерес произведения или публикации. Студенту следует иметь в виду, что, в конечном счете, это синтезированный результат наиболее существенных тезисов первоисточников.

Первоочередной задачей референта является выделение в своей работе новейшей и наиболее существенной информации для политологической науки. Студент должен подходить к описываемой им проблеме, вопросу, теме по–научному: не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как возникало данное явление в общественном развитии, какие главные этапы в своем развитии прошло, чем оно стало или как развивается в настоящее время. Неотъемлемой частью этого подхода являются объективность, выдержанность и принципиальность.

Пишущий реферат должен помнить о том, что реферирование есть сугубо творческий процесс, в котором весьма важную роль играет субъективный фактор. Конечный результат усилий референта прямо пропорционален его научной компетентности и квалификации. Свертывание информации при реферировании неизбежно сопровождается некоторой ее потерей, поэтому особое значение приобретает правильная оценка референтом содержания первичного материала (в книгах, статьях, документах). Необходимо постараться, чтобы потеря в минимальной степени коснулась важных, существенных элементов реферируемого источника.

Итак, в качестве оригинальной публикации реферат обладает следующими основными чертами:

1) соответствует оригиналу;

2) способен замещать его в процессе научной деятельности в качестве источника научной информации;

3) выступает как самостоятельный объект научного анализа;

4) носит сигнальный характер.

Процесс свертывания первичной информации это, по существу, выделение референтом в ходе аналитического исследования основного содержания первоисточника, отделение существенного и несущественного в нем и обработки этой информации.

Реферат есть изложение оригинала, осуществляемое средствами не прямой (от имени автора оригинала), а косвенной (от имени референта) речи. Форма изложения реферативной информации должна исключать возможность ошибочной идентификации позиции референта с взглядами автора оригинальной публикации.

Реферирование всегда являлось и является специфическим, трудным и очень важным видом работы, для него характерно сочетание специальных знаний с искусством краткого изложения содержания документа, научной книги или статьи. При реферировании в области обществоведения вообще и политологии в частности необходимо разбираться в углубляющейся специализации научных исследований и дифференцированном анализе многогранных аспектов жизни общества, тенденций его развития, перераспределении сил и средств в борьбе за политическую власть.

Информация в области политологии содержит сведения о различных тенденциях социального развития, общественных течениях, политических партиях, концепциях, политических явлениях, т. е. отражает, в сущности, всю общественную жизнь не только в региональном, но и в глобальном масштабе. Особое значение в общественных науках имеет полнота информации. Автор реферата обязан брать в обработку не отдельные факты, а всю их совокупность, без единого исключения и искажения, и, опираясь на них, строить свои выводы.

В практике реферирования существуют два вида рефератов: краткий, имеющий в основном сигнальный характер, и развернутый, предназначенный для проблемно–тематической ретроспективной информации. Политология, являясь одной из ведущих общественных наук, служит теоретической и политико–практической основой руководства общественным развитием, она не может обойтись без ретроспективного анализа (в том числе для выполнения своей прогностической функции).

2. ВИДЫ РЕФЕРАТОВ И ОБЩИЕ КРИТЕРИИ

ИХ ОЦЕНКИ

Написание реферата в учебном процессе вуза практикуется в целях приобретения студентом необходимой профессиональ­ной подготовки, развития умений и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью реферирования студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него политологических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести полемику.

Помимо рефератов существуют и другие виды студенческих докладов могут быть большими по объему, если они являются результатом НИРС и готовятся для конкурсов и конференций.

Реферативная работа, помимо самостоятельного исследования проблемы, должна иметь и соответствующую структуру: план, введение, основная часть, заключение (выводы, рекомендации), библиография, приложение, содержащее таблицы, рисунки, схемы, графики. Желательным является использование компьютерных презентаций.

Мы предлагаем студенту сделать выбор между следующими видами рефератов:

  1. Традиционная форма написания по предложенной кафедрой тематике, когда исследуется конкретная политологическая проблема, выявляется ее теоретическая и практическая значимость. Тематика является примерной, может корректироваться и дополняться в зависимости от меняющейся политической реальности с учетом интересов студента. В любом случае исходными принципами при формулировке темы и оценке реферата должны быть актуальность, проблемность, оригинальность.

2. Реферат одной или нескольких оригинальных работ политических мыслителей прошлого или современных исследователей с анализом и комментарием студента. В данном случае такую работу можно представить как диалог с автором книги, статьи. Учитывая, что в такой диалог мы вступаем нечасто, рекомендуется использовать в подобного рода рефератах некоторые варианты формулировок:

  • Прочитав работу, я открыл для себя новый предмет для исследования…

  • В данной работе я столкнулся с новой постановкой вопроса о …

  • История опровергает (подтверждает) выводы, сделанные автором о…

  • Мне бы хотелось развить мысли автора о…

  • Мысли автора кажутся мне своевременными и актуальными поскольку…

  • Трудно согласиться с мнением автора, так как… и т. п.

(Примерные варианты тем по оригинальным работам и список источников к ним см. в Приложении 2)

3. Разработка программы и проведение самостоятельного

политологического исследованияпо одной из актуальных проблем текущей политики с использованием методов социологии, описание полученныхрезультатов и рекомендаций. Конечно, это более сложная форма работы, поэтому такие рефераты пишутся, как правило, для студенческих конференций, конкурсов научных работ.

При всех различиях форм и видов рефератов они оцениваются по

следующим основным критериям:

    1. актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина полнота анализа факторов, явлений, процессов, относящихся к теме;

    2. информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения материала;

    3. простота и доходчивость изложения;

    4. структурная организованность, логичность, грамматическая

    5. правильность и стилистическая выразительность

    6. анализ и оценка различных точек зрения по данной проблеме, наличие собственного отношения;

    7. убедительность, аргументированность и практическая значимость предложений и выводов, сделанных в реферате;

    8. учет профиля вуза и специальности;

    9. правильное оформление текста работы и библиографического списка.

  1. ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА И СОСТАВЛЕНИЕРАБОЧЕГО ПЛАНА

Выбор темы реферата, как правило, осуществляется из предложенного

кафедрой списка под руководством ведущего дисциплину преподавателя. Студент может также предложить тему, аргументировав свой выбор.

Из чего нужно исходить, выбирая тему? Каждый студент исходит, разумеется, из своих учебных, исследовательских и практических интересов. Очевидно, что более продуктивной будет работа, выполненнаяс удовольствием,дающая удовлетворение, позволяющая человеку проверить, на что он способен. Выбирая тему, нужно исходить также из реальных возможностей студента собрать необходимый материал: библиографический, документальный, исследовательский, учитывать доступ к литературным источникам.

При выборе темы нужно учитывать и перспективу использования материалов реферата для дальнейшего развития и углубления темы в последующей научно-исследовательской работе. Наконец, тема должна быть актуальной, иметь теоретическое или практическое значение, содержать проблему. Кроме того, преподаватель сам может предложить студенту специальную тему, необходимую ему при проведении того или иного учебного занятия.

После выбора темы составляется рабочий план, в котором определяется

основная цель исследования, обозначается круг вопросов, входящих в данную тему, намечаются направления, порядок работы над рефератом и устанавливаются сроки его выполнения. Это происходит в ходе консультаций с ведущим преподавателем.

Если обобщить требования, предъявляемые к плану реферата, они сводятся к следующим моментам:

  • план должен содержать вопросы, необходимые для полного раскрытия темы;

  • план должен содержать последовательное, взаимосвязанное, логичное

раскрытие избранной темы;

  • в плане не должно быть вопросов, ответы на которые частично

содержатся в предыдущих или последующих разделах работы.

План реферата, разработанный студентом, рекомендуется обсудить с ведущим преподавателем для того, чтобы убедиться в правильности последующей работы.

В студенческой практике сложились два подхода к процедуре составления

плана.

Первый подход состоит в том, что студент, продумав тему, определяет круг

вопросов, которые, по его мнению, позволяют всесторонне и глубоко ее

раскрыть. При дальнейшей работе с различными источниками он отбирает

только тот материал, который соответствует жесткой схеме составленного им

плана. Все остальное отсекается.

Второй подход состоит в том, что составлению плана предшествует поиск

и изучение источников. Черновые наброски плана при втором подходе не

являются жесткой неизменной схемой. Работая с источниками, студент находит много интересной информации, о существовании которой он раньше и не подозревал. Это позволяет ему по-иному взглянуть на тему, заново подумать над ней. План, составленный после такой предварительной работы, будет более точным, а реферат - более содержательным и информационно насыщенным. Очевидно, что более эффективным является второй подход к составлению плана реферата.

4. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ

РЕФЕРАТА

С этого этапа начинается работа над содержанием реферата, которая

представляет собой длительный и сложный, но увлекательный процесс, успех которого зависит от правильной организации исследовательского труда и наличия навыков работы с научной литературой. Референт в ходе работы над темой должен отобрать, прежде всего, ценную и труднодоступную литературу, т. е. подвергнуть реферированию наиболее значительные (не все) произведения, суммирующие в себе особенности той или иной проблемы политологии, а все, что бессодержательно, повторно, ненадежно, неубедительно и не может понадобиться для выяснения проблем по данной теме, должно быть исключено.

Самостоятельность студента проявляется в организации поиска и отбора литературы с помощью библиотечного каталога, методических указаний, предлагаемых кафедрой, поисковых систем Интернета и советов преподавателя. В результате должен быть создан список литературы, включающий в себя как минимум 5-6 источников. Отметим, что учебники, словари и справочники в это список не входят. Он состоит из сборников, монографий, статей в журналах и газетах. Учитывая, что в политике зачастую изменения и процессы происходят очень быстро, необходимо использовать новые или переизданные источники, опубликованные после 2000 года. Обычно рекомендуется включать в список литературы статьи из сборников или монографий. Источники, необходимые для написания реферата по политологии, могут быть разделены на следующие:

  • произведения выдающихся представителей мировой политической мысли прошлого и современности;

  • международные и государственные документы: конституции, декларации, хартии, договоры, законы, указы и т. д;

  • современные научные публикации (сборники, монографии) зарубежных и отечественных авторов;

  • научная публицистика: статьи в специализированных журналах и газетах;

  • справочно-информационная литература: энциклопедии, словари, статис­тические сборники, справочники;

  • материалы, обобщенные результаты социологических исследований по отдельным политическим проблемам, данные мониторингов общественного мнения по актуальным вопросам текущей политики;

  • отдельные виды учебно-методических пособий: хрестоматии, альбомы наглядные пособия, комплекты схем;

  • теле- и радиопередачи, документальные фильмы на общественно-

      • политическую тематику;

  • интернет-ресурсы, в том числе электронные библиотеки, электронные версии монографий, сборников, журналов и газет.

При цитировании источников надо обязательно на них ссылаться и оформлять эту ссылку в тексте.

Отдельно надо сказать об использовании ресурсов Интернета. Сегодня в сети предлагается масса готовых работ, где довольно последовательно раскрывается та или иная тема. Эту информацию можно частично использовать для построения логики реферата, но ни в коем случае не копировать полностью, что сводит к нулю всю работу. Самыми значимыми аспектами работы, ее самостоятельности является не просто изложение темы, а ее приложение к современному состоянию проблемы, и особенно (по возможности), белорусским реалиям, Так что наличие белорусской составляющей – важный показатель самостоятельного исследовательского подхода к разрабатываемой проблеме. На основе прочитанных и обработанных источников, рабочих записей, выписок, собственных мыслей и выводов формируется рабочий вариант основного текста, окончательно уточняется план реферата.

5. СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

После того как найдена литература по теме реферата, составлены выписки,

конспекты, тезисы, собран большой материал, его нужно осмыслить, привести в определенную систему и, что очень важно, удачно изложить в строгой логической последовательности, соблюдая единый стиль, грамотно. Это достигается соблюдением некоторых требований к структуре реферата.

Типичной для студенческого реферата является следующая структура:

  • введение,

  • основная часть,

  • заключение,

  • список литературы.

Например, план и структура реферата «Политическая культура Республики Беларусь на современном этапе» может выглядеть следующим образом:

План:

Введение

1. Особенности политической культуры Республики Беларусь

2. Факторы формирования белорусской политической культуры

3. Основные тенденции развития политической культуры Республики Беларусь

Заключение

Список литературы

Кратко охарактеризуем основные элементы структуры реферата.

Введение - это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом. В нем выявляется актуальность рассматриваемой темы,

формулируются цель и задачи данного исследования, обосновывается структура работы, дается общий обзор источников по данной теме. Объем введения обычно составляет 1-2 страницы при объеме реферата 20 страниц.

Основная часть реферата - это изложение намеченных в плане

разделов, в каждом из которых определяется круг вопросов, сопоставляются

точки зрения, решаются поставленные проблемы, делаются промежуточные выводы.

Заключение подводит итог работы. Оно может содержать краткий повтор

основных тезисов работы, а также общий вывод, к которому пришел автор

реферата. В заключение могут формулироваться предложения по дальнейшей научной разработке темы, даваться практические рекомендации.

Заключение по объему всегда меньше введения и составляет примерно

одну страницу текста.

К проблемам структуры реферата относятся вопросы о способах передачи содержания оригинала. Их два: интерпретация и извлечение. В рефератах используются оба. Оптимальность реферата есть соблюдение таких принципов, как адекватность, информативность, краткость и достоверность.

  • Адекватность реферата – эквивалентность, краткость и логическая последовательность – концентрированное отражение всего наиболее существенного, содержащегося в оригинале реферируемого текста. Они достигаются путем правильного употребления терминов, экономной структуры предложений и использования терминологической лексики.

  • Информативность реферата есть передача фактографической информации, отражающей основные положения и выводы первоисточника.

  • Лингвистическая структура реферата – насыщенность терминологией, высокая степень внутренней нормативности в области синтаксиса, преобладание простых предложений, распространенность перечислений, использование средств локализации языка: аббревиатур и неполных предложений.

  • Добротность реферата – это правдивость, достоверность, точность сообщаемых в нем фактов, примеров и выводов, почерпнутых из реферируемого исследования.

  • Практическая полезность реферата это его информативная, сигнальная и адресная функции.

6. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА

Среди основных критериев реферата важное место должны занимать: теоретический уровень, степень разрешения в нем теоретических и практических проблем политологии, актуальность, соответствие главным научным направлениям учебного предмета и требованиям достоверности, оригинальности, полноты информации как базы для возможно правильных выводов.

Реферирование – многогранный творческий процесс. Оно представляет собой краткое суммированное изложение концептуального содержания политологических произведений с отражением основных направлений, аргументов и результатов исследования. Методика реферирования представляет собой своеобразную технологию оценки и анализа, систему способов, правил и приемов. Она подчинена необходимости отражать в рефератах концепции, иллюстративный материал, распространенную интерпретацию, выдерживать оптимальный стиль и язык изложения.

Для реферата обязательна краткая вступительная часть (два–три абзаца) на основе извлечения, отбора и оценки реферируемого материала для обоснования мотивов реферирования. Затем следуют преломление информации в референтском аналитическом восприятии и сжатое, компактное, концентрированное изложение текста реферата.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа направление подготовки 011800 радиофизика

    Основная образовательная программа
    ... учебного заведения. Дисциплина предназначена длястудентоввсехспециальностейподготовки бакалавров. Содержание данной дисциплины ... Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по физике во втузе М.,ВШ,1981. Гудаев М.-А.А. Методическиеуказания к ...
  2. Основная образовательная программа направление подготовки 011800 радиофизика (1)

    Основная образовательная программа
    ... учебного заведения. Дисциплина предназначена длястудентоввсехспециальностейподготовки бакалавров. Содержание данной дисциплины ... Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по физике во втузе М.,ВШ,1981. Гудаев М.-А.А. Методическиеуказания к ...
  3. Основная образовательная программа направление подготовки 011800 радиофизика (2)

    Основная образовательная программа
    ... учебного заведения. Дисциплина предназначена длястудентоввсехспециальностейподготовки бакалавров. Содержание данной дисциплины ... Дмитриев Э.М. Методика проведения упражнений по физике во втузе М.,ВШ,1981. Гудаев М.-А.А. Методическиеуказания к ...
  4. Им » БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ декабрь 2010 года - январь 2011 года Витебск 2011 От составителей Цель библиографического указателя – дать оперативную текущую информацию об изданиях всех видов и типов поступивших в библиотеку Библиографическое

    Бюллетень
    ... метод. рекомендациидлястудентоввсех спец ... Политология (по напр.)" / С. В. Решетников [и др.] ; под ред. С. В. Решетникова. - Минск : БГУ, 2010 ... Подготовка и написание курсовых и дипломных работ на факультете физической культуры : методическиеуказания ...
  5. Направление работы (2)

    Аннотированный список
    ... самовоспитания. Политология. Структурно-логические схемы курса. Учебно-методическое пособие длястудентоввсехспециальностей очной ... Содержит вопросы дляподготовки, рекомендациипоподготовке к семинарским занятиям, темы рефератов и список литературы ...

Другие похожие документы..