textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


Качество атмосферного воздуха – совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.

Вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Кроме того, согласно ст. 30 закона «юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны

- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля».

В Водном кодексе Российской Федерации (от 16.11.1995 № 167-ФЗ) сформулировано понятие государственного мониторинга водных объектов как системы регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрохимическими показателями их состояния, обеспечивающей сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий. Кроме того, кодексом определены следующие обязанности водопользователей:

- рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

- не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

- информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и иных чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;

- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;

- вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами, их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в государственный орган управления использованием и охраной водного фонда;

- соблюдать установленный режим использования водоохранных зон.

Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации предусмотрен целый ряд дополнительных требований к охране водных объектов при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности (в том числе при пользовании участками недр), соблюдение которых предполагает получение количественной информации о водных объектах, т.е. осуществление мониторинга водных объектов.

Земельным кодексом Российской Федерации (от 30.10.2001) предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Несмотря на то что Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено ведение только государственного мониторинга земель (на федеральном, региональном и локальном уровнях), ст. 73 Кодекса введено понятие производственного земельного контроля, который осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее земельный участок, обязано представить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Очевидно, что производственный земельный контроль предполагает осуществление постоянного мониторинга земель.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (1998) предусмотрено, что «индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов» (ст.11). Требованиями закона к объектам размещения отходов (ст.12) предусмотрено, «что на территориях объектов размещения и в пределах их воздействий на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией». Такой порядок в настоящее время установлен только для объектов размещения твердых бытовых отходов (СанПиН 2.1.7.722-98 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», раздел 7 «Санитарно-гигиенический контроль за эксплуатацией полигона ТБО. Система мониторинга»). Кроме того, собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Согласно ст.26 закона «юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами». Порядок такого производственного контроля определяют сами юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Этим порядком может быть предусмотрено проведение инструментального мониторинга объектов размещения отходов и объектов окружающей природной среды в том случае, если на них имеется вредное воздействие.

Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и т.д.).

Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21.12.1994 № 68-ФЗ) предусмотрено, что организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, обязаны осуществлять следующие мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

- планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в условиях чрезвычайных ситуаций;

- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде, материальных потерь в случае их возникновения. Очевидно, что выполнение этих обязанностей, предусмотренных требованиями законов, невозможно без выполнения комплексного мониторинга, втом числе экологического мониторинга.

Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области мониторинга загрязнений окружающей среды, содержатся в Федеральном законе «О гидрометеорологической службе» (от 19.07.1998 № 113-ФЗ). Так, законом предусмотрено, что деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях осуществляется физическими и юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выпуск экстренной информации осуществляют только специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы.

Законом предусмотрено, что участники гидрометеорологической деятельности обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации о стандартизации, сертификации продукции и услуг, об обеспечении единства измерений, в том числе требования, установленные специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, за сбором, обработкой, хранением и распространением информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.

Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии.

В соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» юридические лица, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны представлять данную информацию в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Юридические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны в установленном порядке незамедлительно представлять в Росгидромет информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

Требования законодательства необходимо учитывать при разработке систем экологического мониторинга и процедур ее взаимодействия с государственными органами управления и контроля.

Вопросы для самоконтроля

  1. Правовые основы ведения экологического мониторинга компонентов и комплексов природной среды РФ.

  2. Определите соотношение экоконтроля и экомониторинга в современных законах.

  3. Разъясните особенности применения закона Российской Федерации «О недрах» в экомониторинге.

  4. Роль Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в формировании экомониторинга.

  5. Значение экомониторинга в трактовке Водного кодекса Российской Федерации.

  6. Правовые основы ведения мониторинга земель.

  7. Особенности Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в области экомониторинга.

  8. Применение экомониторинга в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

  9. Значение мониторинга в трактовке закона «О гидрометеорологической службе».

6. Экологический менеджмент и мониторинг

Определить эффективность функционирования системы управления окружающей средой, решать разнообразные задачи управления может рационально организованная и постоянно действующая система экологического мониторинга.

Система управления окружающей средой – часть общей системы административного управления, которая включает организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддерживания экологической политики.

Международные стандарты серии ИСО 14000, распространяющиеся на управление окружающей средой, предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления с тем, чтобы содействовать организациям в достижении экологических и экономических целей.

Экологическая политика – заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых экологических показателей.

Окружающая среда – внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека, их взаимодействие.

Целевой экологический показатель – общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, который организация стремится достичь и который выражается количественно.

Современный стандарт определяет экологический аспект как элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.

Успех системы управления окружающей средой зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководством. Такого рода система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность) с тем, чтобы сформулировать ее экологическую политику и определить целевые экологические показатели, добиться соответствия этой политике и целевым показателям, продемонстрировать это соответствие другим организациям. Общая цель экологического управления заключается в том, чтобы поддержать меры по охране окружающей среды и предотвращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Механизм функционирования системы управления представлен на рис.6.

Оценка и действия со стороны руководства

Проведение проверок и корректирующих поправок в процедуры экологического мониторинга

Внедрение и функционирование экологического мониторинга

Рис. 6. Модель системы управления окружающей средой

(на основе стандарта ИСО 14000)

Внедрение стандартов серии ИСО 14000 в сфере экологического мониторинга позволяет организации:

a)

ввести, поддержать и улучшить систему управления окружающей средой на основе функций экологического мониторинга;

b)

удостовериться в результативности экологической политики;

c)

продемонстрировать другим организациям соответствие экологическим стандартам;

d)

добиться реального улучшения управления и окружающей среды;

e)

самостоятельно определить соответствие собственно такой системы региональным, российским и международным стандартом и заявить об этом соответствии.

Принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации к рассмотрению вопроса о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

Более объективные оценки воздействия организации возможны только при анализе реального влияния на природную среду по данным экомониторинга. В то же время и сам мониторинг должен быть организован в соответствии с моделью системы управления окружающей средой.

Все требования, содержащиеся в стандартах серии ИСО 14000, предназначены для включения в любую систему управления окружающей средой. Степень их применения будет зависеть от таких факторов, как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует.

Плановый экологический показатель – определенное положение в отношении деятельности организации или ее частей, эффективности. Он выражается количественно и включает целевые экологические параметры, которые должны быть установлены и выполнены.

Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы она:

a)

соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;

b)

включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

c)

включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;

d)

предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

e)

документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;

f)

была доступна для общественности.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуру(ы) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, с тем чтобы выявить возможное существенное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные с этими воздействиями, будут приняты во внимание при определении целевых экологических показателей организации. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию, в том числе путем осуществления экологического мониторинга.

Организация должна устанавливать и поддерживать на необходимом уровне документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения в рамках этой организации и контролировать выполнение этих показателей.

При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать законные требования, существенные экологические аспекты, технологические варианты, свои финансовые, эксплуатационные потребности и потребности бизнеса, а также потребности заинтересованных сторон.

Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой, предусматривающей предотвращение загрязнения окружающей среды.

Организация должна разрабатывать и выполнять программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей в области экологического мониторинга. Такая программа должна включать:

a)

распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей между соответствующими подразделениями и уровнями в рамках организации;

b)

определение средств и сроков, в которые эти показатели должны быть достигнуты.

Руководство организации должно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системы управления окружающей средой и для контроля за ней. Ресурсы включают в себя людские ресурсы, обладающие специальными знания ми и опытом, технологию и финансовые ресурсы.

Разрабатываются текущие и перспективные технические нормативы, ведется их мониторинг. Технический норматив выброса – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуры идентификации возможности катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.

Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации. Эту функцию невозможно реализовать без проведения экологического мониторинга.

Экологическая эффективность (характеристика экологичности) – измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией экологических аспектов, основанных на экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.

Согласно стандартам ИСО 14000 организация должна устанавливать и выполнять документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, принятием надлежащих мер по оперативному контролю и за достижением соответствия целевых и плановых экологических показателей организации.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде. Эти данные должны включать сведения, получаемые при проведении экологического мониторинга.

Зарегистрированные данные об окружающей среде должны быть удобочитаемы, идентифицируемы и прослеживаемы по охваченным видам деятельности, продукции или услуге. Эти экологические данные должны храниться и вестись таким образом, чтобы их можно было легко найти и защитить от повреждений и потери. Срок их хранения должен быть установлен и зафиксирован. Зарегистрированные данные должны актуализироваться.

В процессе идентификации важные экологические показатели, связанные с деятельностью функциональных единиц, следует, если это уместно, рассмотреть в качестве объектов экологического мониторинга:

а)

выбросы в воздух;

b)

сбросы в воду;

с)

удаление и очистка сточных вод;

d)

радиоактивное заражение местности;

e)

использование сырья и природных ресурсов;

f)

другие локальные экологические изменения.

Таким образом, обзор содержания стандартов серии ИСО 14000 позволяет выявить необходимость организации системы экологического мониторинга для целей управления окружающей средой и мониторинга самой системы управления.

Вопросы для самоконтроля

  1. Роль современных стандартов менеджмента в ведении экологического мониторинга.

  2. Проанализируйте содержание модели системы управления окружающей средой (рис. 6).

  3. Перечислите требования к экологической политике.

  4. Основные положения, которые необходимы для ведения динамичной системы управления воздействия на окружающую среду.

  5. Идентифицируйте воздействие предприятия на окружающую среду для процедур управления окружающей средой.

  6. Обоснуйте необходимость мониторинга управления окружающей средой.

  7. Обоснуйте необходимость менеджмента мониторинга окружающей среды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Iii научно-образовательный комплекс «наукоёмкие технологии управления живыми системами» iii 1 общая информация

    Документ
    А. В области биокаталитических и биосинтетических технологий ведутся исследования ферментов, трансформирующих алифатические и ароматические соединения, ферментов и процессов метаболизма алифатических и ароматических нитрилов, амидов
  2. Гатина евгения леонидовна техногенная трансформация видового разнообразия растительных сообществ в условиях нефтедобычи (на примере пермского края)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 апреля 2010 г. в 1330 на заседании диссертационного совета Д 212.189.02 при Пермском государственном университете по адресу: 614990, г.
  3. Рациональное природопользование

    Документ
    Опрос населения о переходе на этиловый спит в целях уменьшения выброса парниковых газов / S. D. Barry, J. Nicolas Valiuing climate protection through willingness to pay for biomass ethanol.
  4. Рациональное природопользование

    Документ
    Опрос населения о переходе на этиловый спит в целях уменьшения выброса парниковых газов / S. D. Barry, J. Nicolas Valiuing climate protection through willingness to pay for biomass ethanol.
  5. «нефть газ химия - 2012»

    Решение
    Этапы развития геологического моделирования в Пермском Крае. Применение новых технологий с целью повышения качества и достоверности геологических моделей.

Другие похожие документы..