textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также – нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) – нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

  • технологический норматив – норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;

  • нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также – нормативы предельно допустимых концентраций) – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

  • нормативы допустимых физических воздействий – нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

  • лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также – лимиты на выбросы и сбросы) – ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

    Для территорий и акваторий с определенным режимом охраны, а также для особо охраняемых природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов устанавливаются более строгие нормативы, с учетом природных региональных и локальных особенностей территории.

    Нормативы предельнодопустимой антропогенной нагрузки (ПДАН) на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности с целью оценки и регулирования воздействий всех источников в пределах конкретной территории или акватории. Эти нормативы устанавливаются по видам влияния хозяйственной деятельности и по совокупному воздействию всех источников на определенную территорию или акваторию с учетом ее природных особенностей.

    Экологические нормативы предлагается подразделить на три временные категории – текущие, перспективные и конечные.

    Текущие экологические нормативы – совокупность унифицированных и стандартизированных регламентов и нормативов антропогенных воздействий, которые достижимы при данном научно-техническом уровне развития производительных сил в конкретных экологических условиях ведения хозяйственной деятельности и которые позволяют оптимальным образом сочетать краткосрочные интересы природопользователей и долгосрочные интересы общества.

    Перспективный уровень экологического нормирования – совокупность унифицированных и стандартизированных регламентов и нормативов антропогенных воздействий, которые должны быть достигнуты к определенному сроку на основе внедрения в хозяйственную деятельность научно-технических, экологических инноваций и экономического стимулирования экономного использования ресурсов в предшествующий период действия текущих нормативов.

    Конечные экологические нормативы – совокупность унифицированных и стандартизированных регламентов и нормативов антропогенных воздействий, которые соответствуют критерию ноосферосовместимости, т.е. обеспечивают восстановление в ранее освоенных регионах и сохранение в регионах нового освоения высокого качества окружающей среды.

    Такой временной комплекс нормативов должен позволить поступательно улучшать состояние экологической обстановки в стране.

    Экологическая оценка состояния окружающей природной среды – необходимая составляющая экологического мониторинга, позволяющая определить качество среды обитания, придать целесообразность и эффективность сети наблюдений.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Роль и последовательность экологической оценки при выполнении задач мониторинга.

    2. Дайте определение экологической оценки.

    3. Приведите основные критерии качества окружающей природной среды.

    4. Объясните назначение санитарно-гигиенических критериев оценки состояния окружающей среды и обоснуйте ограниченность их применения.

    5. Роль ГОСТов, СНИПов, СанПиНов в регулировании качества окружающей среды.

    6. Приведите классификацию экологических оценок на основании различных подходов.

    4. Экологический прогноз

    Экологический прогноз – предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человечества. Поисковый прогноз – определение возможных состояний экосистем, процессов, явлений в будущем. Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний экосистем, процессов, явлений в будущем, принимаемых в качестве цели.

    По масштабам прогнозируемых явлений прогноз делят на глобальный, региональный (в пределах нескольких стран, одногоматерика, океана и т. п.), национальный (в пределах государства) и локальный (для небольших территорий). Прогноз не имеет ограничений по временной шкале (возможно, и делается на неопределенно долгое будущее).

    Прогноз – всякое конкретное предсказание или вероятностное суждение о состоянии чего-то (кого-то) или о проявлении какого-то события в будущем.

    Значение прогноза в системе мониторинга определяется целью ведения экологического мониторинга (предотвращение отрицательных последствий антропогенных изменений природной среды), который невозможен без разработки достоверного прогноза.

    Типизация прогнозов

    Экологический прогноз может быть выполнен в двух основных формах: поисковый и нормативный.

    Прогноз может быть нормативным, т. е. жестко определенным нынешним ходом событий, их направленностью и способами управления ими. Другая форма – поисковый прогноз (предсказание). Предсказание всегда вероятностно.

    Поисковый прогноз – определение возможных состояний экосистем, процессов явлений в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущем тенденций развития изучаемого процесса, происходившего в прошлом и отмечаемого в настоящем. При таком прогнозе предсказывается, что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций. Прогноз основан на выборе из множества вариантов из ряда возможных направлений процесса наиболее вероятных, с точки зрения прогнозиста, событий, явлений, направлений развития, последствий какого-то действия (прогноз влияния предприятия на окружающую его среду; прогноз воздействия обводнения или осушения местности на природу и хозяйственное развитие; прогноз наводнений, цунами, селей и других стихийных бедствий).

    Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний экосистем, процессов, явлений в будущем, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных нормативов, оценок, критериев. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими способами достичь желаемого?

    Кроме вышеперечисленных основных типов прогнозов могут выделять и другие общепринятые формы прогнозов. Например, предупреждение-экстраполяция, т. е. утверждение, что если процесс будет идти в современном направлении и наблюдаемыми темпами, то это приведет к определенным последствия. Такие предупреждения-экстраполяции лишь указывают на обязательность (или весьма высокую вероятность) качественных перемен, перерыва постепенности в развитии процесса. В прогнозе наиболее сложно именно предугадать эти перерывы постепенности, время их наступления. Нашумевшие «модели мира» Форрестера, Медоуза и других представляют собой предупреждения-экстраполяции.

    К разновидностям экологических прогнозов, очевидно, необходимо отнести следующие прогнозы: изменения среды, воздействия на среду, использования природных ресурсов, природопользования.

    Прогноз изменения среды – предсказание устойчивых перемен в природной среде, происходящих в результате сложных цепных реакций, связанных как с прямым воздействием человечества на среду, так и с отдаленными косвенными последствиями этих воздействий, включая изменения, нередко принимаемые за исключительно естественные (фактически в настоящее время природно-антропогенные). Если центр тяжести в прогнозе переносится на явления природного характера, то это физико-географический прогноз. Прогноз изменения среды представляет собой интеграцию прогнозов воздействия на cpeду и ответных реакций среды на эти воздействия.

    Прогноз воздействия на среду – предсказание изменений в природной среде в результате воздействий на нее проектируемого, строящегося или недавно введенного в эксплуатацию производственного предприятия, сооружения или их совокупности. Реже – предварительное определение изменений в природной среде или отдельных ее составляющих в результате воздействий агентов, ранее не попадавших в природную среду или действие которых было неизвестно. Например, прогноз воздействия на среду фреонов через нарушение ими озоносферы.

    Прогноз использования природных ресурсов – предварительное определение объема природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот с учетом экономических, социальных, технических и экологических ограничений и возможностей. Производится на какой-либо прогнозный срок как теоретическая и экспертная или расчетная оценка.

    Прогноз природопользования – предсказание динамики изменения природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах в локальном, региональном и глобальном масштабах.

    Многие ученые считают, что географический прогноз исторически древнее экологического, но в настоящее время термином «географический прогноз» пользуются только географы, тогда как термин «экологический прогноз» широко употребляется в науке и практике. Поскольку в общей терминологии не существует правила приоритета, как в биологической систематике, понятие географического прогноза на практике слилось с понятием «экологическое прогнозирование». Фактически же географический и экологический прогнозы – синонимы.

    В ряде случаев прогноз в рамках «большой экологии» или социальной экологии рассматривают как соединение естественноисторического, социально-экономического и технологического прогнозов, т. е. всей системы «общество –

    природа». Такой прогноз глобальной динамики называют также прогнозом экоразвития. Практически он выходит за рамки любой из отраслей знаний и является общенаучным.

    Прогноз выполняется на основе создания модели природно-антропогенного процесса. Разрабатываются и применяются различные экологические модели: реальные, идеальные, концептуальные, вербальные, графические, математические, аналитические, имитационные.

    Реальная модель отражает существенные черты оригинала по самой природе своей физической (а может, химической и биологической) реализации. Примером может служить аквариум с растительностью, животным миром и микробами. Несомненно, он воспроизводит некоторые существенные характеристики естественного водоема. На сегодняшний день остается проблема адекватности реальной модели оригинальной экосистеме.

    Знаковая модель представляет собой описание с помощью каких-либо символов, которые интерпретируются как отражения свойств и связей экосистемы-оригинала.

    Считается, что наиболее значимы концептуальные и математические модели. Назначение первой из них – дать обобщенное и понятное выражение представлений и знаний об изучаемом объекте.

    Концептуальная модель экологического процесса позволяет рассмотреть природно-антропогенные процессы различной сложности (рис.5). Как известно, с помощью данной модели можно описать структуру биогеоценоза и процессы образования фотохимического смога.

    П

    F6

    рогнозирование рассматривается как совокупность приемов мышления, позволяющих на основе ретроспективного анализа внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также их вероятных изменений в рамках рассматриваемого явления или процесса вынести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.

    Рис.5. Концептуальная схема экосистемы, экологического процесса:

    E – движущая сила процесса; Р – свойства; F – потоки;

    I – взаимодействие (по Одуму,1986)

    Экологическое прогнозирование производится с помощью специальных методик: прямолинейной зависимости; по известным заранее кривым изменений; экспотенциальной зависимости; экстраполяции (продления существующих тенденций во времени); модельной экстраполяции, учитывающей возможную неравномерность в развитии процессов; анализа причинно-следственной связи; проведения аналогий (предполагается, что грядущий процесс будет аналогичен уже известным явлениям, происходившим в сходных условиях).

    Продолжают развиваться методики прогнозирования, основанные на анализе данных экспериментов и на натурных моделях для нахождения эмпирических зависимостей.

    К наиболее современным способам необходимо отнести так называемый метод Делфи (интуитивное, экспертное предсказание, основанное на логическом моделировании, индивидуально проводимом группой экспертов, сближающих свои позиции на основе специальной математической обработки результатов высказывания), вообще создание тестовых моделей.

    В экологическом мониторинге часто применяют метод первичного толчка (наблюдаемое слабое изменение, несущественное сейчас, рассматривается как способное перерасти в сильное, высокозначимое), качественного скачка (предсказание перехода слабого роста в сверхэкспоненциальный — вариант метода экстраполяции). Все способы имеют ограничение, связанное с неполнотой информации.

    Рекомендуется при разработке прогноза соблюдать следующую последовательность:

    1. Предпрогнозная ориентация.

    2. Построение исходной концептуальной модели.

    3. Анализ исходных данных.

    4. Построение динамических рядов показателей методом экстраполяции.

    5. Построение серии предварительных моделей.

    6. Оценка достоверности моделей и результатов прогноза.

    Предпрогнозная ориентация представляет собой предварительное обсуждение систематизированной информации на совместном заседании исследовательской группы и нескольких специалистов, способных дать важные дополнительные оценки. На этой стадии помимо основных моментов предпрогнозной ориентации определяются и уточняются масштабы и особенности исследуемых природно-антропогенных процессов, круг экспертов, перечень рабочих документов прогнозирования, производится выбор основной концепции.

    Выбор и построение концептуальной модели, как правило, зависят от объекта прогнозирования. После выбора объектов рассматриваются имеющиеся фактические сведения (результаты наблюдения) и проводится сбор дополнительных сведений, методами интерполяции решаются задачи по составлению репрезентативной базы данных. Наиболее простое и в то же время достоверное предсказание можно выполнить, продолжая динамические ряды данных на будущее (этап 4). Наконец определяются наиболее оптимальные математические зависимости и модели для описания экологических процессов, дается оценка их достоверности. В случае неудовлетворительных результатов необходимо вернутся ко второму этапу и повторить процедуру разработки прогноза.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Значение экологического прогноза для мониторинга.

    2. Дайте определение экоппрогноза.

    3. Типы экопрогнозов.

    4. Объясните особенности прогноза в природопользовании.

    5. Виды экологических моделей.

    6. Раскройте содержание концептуальной экологической модели на рис.5.

    7. Основные методики экологического прогнозирования.

    8. Последовательность разработки экопрогноза.

    5. Основы законодательства Российской Федерации в области экологического мониторинга

    В природоохранительных законах Российской Федерации, как правило, предусматриваются требования только к проведению государственного мониторинга, организуемого и осуществляемого исполнительными органами государственной власти.

    Требования к проведению экологического мониторинга природопользователями присутствуют в законах, как правило, в неявной форме или в виде ограниченного перечня объектов, связанных с вредными воздействиями на окружающую среду.

    Воздействие на окружающую среду – любое отрицательное или положительное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом деятельности организации, ее продукции или услуг.

    Загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

    Загрязнение водных объектов – сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование водного объекта либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

    Загрязнение почв – поступление в почву химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие почв сельскохозяйственного назначения.

    В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» экологический мониторинг трактуется как одна из составных частей экологического контроля и осуществляется государственной службой наблюдения за состоянием окружающей природной среды «с целью наблюдения за происходящими в ней физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир». Статьей 71 закона предусмотрено осуществление производственного экологического контроля, одной из задач которого является «выполнение планов и мероприятий по соблюдению нормативов качества окружающей природной среды». Решение такой задачи без выполнения экологического мониторинга представляется достаточно проблематичным.

    По мере совершенствования природоохранного законодательства Российской Федерации требования к проведению экологического мониторинга постоянно конкретизировались.

    Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3.03.1995 № 27-ФЗ) предусмотрен ряд требований к пользователям недр – к юридическим лицам, получившим лицензию на право пользования недрами. В лицензию на пользование недрами включаются в обязательном порядке условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ, а также порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок, скважин и рекультивации нарушенных земель.

    В соответствии со ст. 22 Закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов, норм, правил, регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. В состав основных требований по рациональному использованию и охране недр включены предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод, предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого и промышленного водоснабжения, и т.д.

    В число требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, законом включены систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, по прогнозированию полезных ископаемых и пород, а также предупреждению горных ударов; разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы по использованию недр, и населения, проживающего в зоне влияния указанных работ, от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций. При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ по пользованию недрами руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ) предусмотрено проведение только государственного мониторинга атмосферного воздуха, который осуществляют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Статьей 9 закона предусмотрено, что «юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физического воздействия на атмосферный воздух, разрабатывают и осуществляют» мероприятия по охране атмосферного воздуха, которые не должны приводить к загрязнению других объектов окружающей природной среды. В состав таких мероприятий может входить мониторинг атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

    В составе требований охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности законом предусмотрены непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими и строительными нормами и правилами и учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха, прогноз изменения его качества при осуществлении хозяйственной деятельности, что также предполагает организацию системы экологического мониторинга в районах хозяйственной деятельности.

    Законом запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

    Статья 23 закона предусматривает обязательность проведения мониторинга атмосферного воздуха для ограниченного круга хозяйственных объектов, владельцы которых по закону должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха. Перечень таких объектов устанавливают территориальные органы МПР России совместно с территориальными органами Росгидромета. Как правило, к таким объектам относятся крупные источники загрязнения атмосферного воздуха (ТЭЦ, металлургические комбинаты и др.) или предприятия, выбрасывающие в воздух особо токсичные вещества.

    Законом «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, осуществляют производственный контроль за охраной атмосферного воздуха и назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, или организуют экологические службы (ст. 25 закона). Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в территориальные органы МПР России. Как правило, осуществление производственного контроля предполагает проведение мониторинга источников загрязнения атмосферы и качества атмосферного воздуха на промплощадке и на границе санитарно-защитной зоны предприятия с применением средств инструментального контроля по программам и планам-графикам, согласованным с территориальными природоохранными органами и органами санитарно-эпидемиологического надзора.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Iii научно-образовательный комплекс «наукоёмкие технологии управления живыми системами» iii 1 общая информация

      Документ
      А. В области биокаталитических и биосинтетических технологий ведутся исследования ферментов, трансформирующих алифатические и ароматические соединения, ферментов и процессов метаболизма алифатических и ароматических нитрилов, амидов
    2. Гатина евгения леонидовна техногенная трансформация видового разнообразия растительных сообществ в условиях нефтедобычи (на примере пермского края)

      Автореферат диссертации
      Защита состоится 22 апреля 2010 г. в 1330 на заседании диссертационного совета Д 212.189.02 при Пермском государственном университете по адресу: 614990, г.
    3. Рациональное природопользование

      Документ
      Опрос населения о переходе на этиловый спит в целях уменьшения выброса парниковых газов / S. D. Barry, J. Nicolas Valiuing climate protection through willingness to pay for biomass ethanol.
    4. Рациональное природопользование

      Документ
      Опрос населения о переходе на этиловый спит в целях уменьшения выброса парниковых газов / S. D. Barry, J. Nicolas Valiuing climate protection through willingness to pay for biomass ethanol.
    5. «нефть газ химия - 2012»

      Решение
      Этапы развития геологического моделирования в Пермском Крае. Применение новых технологий с целью повышения качества и достоверности геологических моделей.

    Другие похожие документы..