textarchive.ru

Главная > Анализ


PowerPlusWaterMarkObject1

Анализ розничного товарооборота и пути его увеличения (на примере Пошехонского ГОРПО)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Теоретические основы управления розничным товарооборотом по реализации продовольственных и непродовольственных товаров 7

1.1. Понятие и классификация розничного товарооборота 7

1.2. Показатели эффективности розничной торговли 11

1.3. Методика факторного анализа товарооборота 15

1.4. Пути повышения розничного товарооборота 19

2. Анализ розничного товарооборота на примере Пошехонского ГОРПО 28

2.1. Организационно – экономическая характеристика Пошехонского ГОРПО 28

2.2. Анализ внешней и внутренней среды 32

2.3. Анализ структуры и динамики розничного товарооборота 39

2.4. Анализ эффективности розничной торговли 51

2.5. Факторный анализ товарооборота 61

3. Пути увеличения розничного товарооборота Пошехонского ГОРПО 64

3.1. Пути увеличения розничного товарооборота по реализации продовольственных товаров 64

3.2. Пути увеличения розничного товарооборота по реализации непродовольственных товаров 73

Заключение 77

Список литературы 80

Приложения 83

Введение

Розничная торговля осуществляет связь между торговым предприятием и конечным потребителем. Основными её функциями являются продажа товаров населению и активное воздействие на увеличение объёма производства, расширение ассортимента и улучшение качества товаров народного потребления. По характеру своей деятельности розничные торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного спроса, максимально приближены к покупателю.

Торговля может являться сильным инструментом внешней и внутренней политики государства. Общий объём мировой розничной торговли равен примерно 10 трлн долл., при этом на долю стран Западной Европы приходится порядка трети, а на долю России — около 2 % мирового рынка. Розничный рынок России по объёму занимает 12-е место в мире; ожидается, что в 2009 году он займёт 9-е место, обогнав испанский, бразильский и мексиканский.

Если сравнить розничную торговлю как отрасль экономики, например, с чёрной металлургией, то у розничной торговли есть неоспоримые преимущества: она не загрязняет окружающую среду, не требует сырья для воспроизводства.

Чтобы выстоять в условиях финансового кризиса, розничные торговые организации стремятся быть экономически сильными. Расширение сферы деятельности организаций торговли, усиление конкуренции привело к необходимости более тщательного контроля за товарооборотом с целью недопущения непроизводительных потерь и выявления имеющихся резервов увеличения прибыли.

В сфере розничной торговли показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия. Розничный товарооборот выступает как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров.

Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Для того, чтобы более эффективно управлять розничным товарооборотом, необходимо иметь информационную базу о потребностях в товаре и наличии его на складе, контролировать и управлять товарными запасами, иметь информацию о конкурентах, и в том числе об их финансовом положении, постоянно отслеживать и учитывать ее при принятии решения.

Актуальность проблем управления розничным товарооборотом на предприятии торговли обусловлена негативным влиянием финансового кризиса на развитие розничной торговли и необходимостью определения новых путей увеличения доходов. Однако в современной экономической литературе уделяется недостаточно внимания этой важной теме, что свидетельствует о некоторой новизне исследований, проводимых в рамках данной работы.

Целью данной работы является анализ розничного товарооборота по реализации продовольственных и непродовольственных товаров предприятий торговли Пошехонского ГОРПО, определение путей его увеличения.

Объектом исследования в данной работе является Пошехонское городское потребительское общество.

Предмет исследования - информационная база, представляющая собой систему количественных и качественных, обобщающих и частных показателей формирования и розничного товарооборота Пошехонского ГОРПО.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, структуру и классификацию розничного товарооборота;

  • изучить показатели эффективности розничной торговли;

  • рассмотреть возможные пути повышения розничного товарооборота;

  • провести анализ розничного товарооборота по реализации продовольственных и непродовольственных товаров в условиях Пошехонского ГОРПО;

  • определить пути увеличения розничного товарооборота по реализации продовольственных и непродовольственных товаров Пошехонского ГОРПО и расчитать экономическую эффективность разработанных мероприятий.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности применения разработанных мероприятий по увеличению розничного товарооборота прибыли и рентабельности как у объекта исследования Пошехонское ГОРПО, так и в аналогичных потребительских обществах.

Теоретической основой данной работы являются труды ученых по изучаемым вопросам, таких как, Балабанова Л.В., Блинова С., Кузьминых А. Голубков Е.П. и др., учебники, учебные и методические пособия по маркетингу и финансовому менеджменту в торговле, публикации в периодической печати по вопросам управления розничным товарооборотом.

В качестве информационной базы для написания данной работы использовались регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, результаты оперативного учета и планы Пошехонского ГОРПО за 2006-2008 г.г.

Структурно дипломная работа состоит из введения, заключения, списка литературы и трех взаимосвязанных глав. Названия глав отображают их содержание.

1. Теоретические основы управления розничным товарооборотом по реализации продовольственных и непродовольственных товаров

1.1. Понятие и классификация розничного товарооборота

В настоящие время главной целью розничных торговых предприятий должно быть получение максимальной прибыли, при этом розничный товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. [12, с. 57]

Рассмотрим понятия розничной торговли и розничного товарооборота.

Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования. Особенности розничной торговли определены постановлением Госкомстата России от 1.04.96 г. N 25 «Об утверждении Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание».

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов реализации, а именно:

  • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

  • юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;

  • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

В состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам социального назначения - больницам, детским учреждениям и т.п. по безналичному расчету из розничной торговой сети, с мелкооптовых баз, из сети общественного питания для организации питания обслуживаемых контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам и их обособленным подразделениям за наличный расчет. [12, с. 58]

Рис. 1. Классификация розничного товарооборота

Общая классификация розничного товарооборота по различным признакам представлена на рис. 1.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст) раскрывает понятие товарных ресурсов: «Товарные ресурсы - это продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов. Товарные запасы представляют собой количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату». [34, с. 88]

Рассмотрим классификацию товаров. По сфере реализации все товары можно подразделить на товары народного потребления и товары производственного назначения (рис. 2). [34, с. 89]

Товары

Товары народного потребления

Товары производственного назначения

Непродовольственные товары

Пищевые продукты

Табачные изделия

Промышленное сырье и материалы

Промышленное оборудование

Продукция социального назначения

Бакалейная группа

Гастрономическая группа

Рис. 2. Классификация товаров

К товарам народного потребления относятся товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Торговля товарами народного потребления является розничной торговлей и осуществляется на основании договоров розничной купли – продажи.

Товары народного потребления в товароведении делят на непродовольственные товары и пищевые продукты. Отдельно рассматриваются табачные изделия.

Непродовольственный товар – это продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком или животными. Важнейшими классификационными признаками непродовольственных товаров являются назначение, исходные материалы, особенности конструкции и способ производства. [34, с. 56]

Группа товаров представляет собой совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. В розничной торговле выделяют следующие группы непродовольственных товаров:

  • товары из пластмасс;

  • товары бытовой химии;

  • стеклянные товары;

  • строительные материалы;

  • мебельные товары;

  • металлические товары;

  • электротовары и бытовые машины;

  • текстильные товары;

  • ювелирные товары и часы;

  • товары культурно – бытового назначения и др.

В розничной торговле пищевые продукты могут выделяться в бакалейную и гастрономическую группы. В бакалейную группу входят крупа, мука, макаронные изделия, чай, кофе, соль, сахар, растительное масло, пряности и другие товары. В гастрономическую группу входят продукты, как правило, готовые к употреблению – это колбасы, ветчинные изделия, рыба копченая, вяленая, печеная, балычные изделия, масло, сметана, сыр и консервы.

Значение розничного товарооборота необходимо рассматривать не только на уровне конкретного торгового предприятия, но и на уровне государства. Розничный товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны, который характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства. [34, с. 57]

Розничный товарооборот характеризует объем займа покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.

Обобщая вышесказанное, в системе показателей развития розничного торгового предприятия товарооборот играет не однозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объема деятельности торгового предприятия, он служит также показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек). В то же время в условиях рыночной экономики розничный товарооборот носит подчиненный характер по отношению к прибыли предприятия от торговой деятельности.

1.2. Показатели эффективности розничной торговли

Для оценки эффективности розничной торговли проводится углубленный анализ товарооборота. Целью анализа является оценка положения розничного предприятия на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения необходимой прибыли.

Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат. [7, с. 82]

В процессе анализа товарооборота розничные предприятия решают следующие задачи:

- анализ динамики общего объёма по видам и товарным группам розничного товарооборота в действующих и сопоставимых ценах;

- оценка доли розничного товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона;

- расчет доли розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, затем оценивают возможность работы с ними в перспективе;

- анализ заявок покупателей и структуры оптового товарооборота;

- изучение соотношения оптово-складского товарооборота к розничному и расчет коэффициента звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом).

Показатели товарооборота имеют высокую степень связи с другими важнейшими показателями деятельности розничного торгового предприятия. В системе этих связей наибольшую роль играют следующие их формы:

1) внутренняя связь отдельных показателей товарооборота;

2) связь товарооборота с показателями объема ресурсного потенциала и эффективности его использования;

3) связь товарооборота с суммой и уровнем важнейших финансовых показателей.

Внутренняя связь отдельных показателей розничного товарооборота характеризуется балансовой увязкой объема реализации товаров, суммы товарных запасов и объема поступления товаров. Формула этой балансовой связи имеет следующий вид: [7, с. 83]

Р+В+Зк=П+Зн, (1.1)

Где Р - объем реализации товаров в определенном периоде;

П - объем поступления товаров в определенном периоде;

Зн, Зк - сумма запасов товаров на конец и начало периода;

В - выбытие товаров в связи с естественной убылью и по прочим причинам.

Учитывая высокую степень связи между этими показателями, управление товарооборотом на торговом предприятии охватывает их систему в комплексе.

Связь товарооборота с показателями объема ресурсного потенциала и эффективности его использования рассматривается обычно в разрезе отдельных видов используемых ресурсов. Так, связь товарооборота с используемыми трудовыми ресурсами выражается следующим образом: [7, с. 84]

Р = Пс х ПТ (1.2)

Где Р - объем реализации товаров в определенном периоде;

Пс - среднесписочная численность персонала в определенном периоде;

ПТ - средняя производительность труда работников в определенном периоде (выраженная объемом товарооборота на одного работника).

Связь товарооборота с используемыми основными фондами выражается следующим образом: [7, с. 85]

Р = ОФ х Фо (1.3)

Гре Р - объем реализации товаров в определенном периоде;

ОФ - средняя стоимость основных фондов в определенном периоде;

Фо - фондоотдача в определенном периоде (выраженная объемом товарооборота на единицу основных фондов).

Аналогично можно выразить связь товарооборота с другими видами ресурсов торгового предприятия.

Связь товарооборота с суммой и уровнем важнейших финансовых показателей также рассматривается обычно в разрезе отдельных из этих показателей. Так связь оборота с валовым доходом выражается следующим образом:

Р = ВДр х УВД / 100 (1.4)

Где Р - объем реализации товаров в определенном периоде;

ВДр - сумма валового дохода от реализации товаров, полученного в определенном периоде;

УВД - уровень валового дохода от реализации товаров в определенном периоде (выраженный в процентах к товарообороту).

Связь розничного товарооборота с издержками обращения выглядит следующим образом: [2, с. 92]

Р = ИО х Уио / 100 (1.5)

Где Р - объем реализации товаров в определенном периоде;

ИО - сумма издержек обращения в определенном периоде;

Уио - уровень издержек обращения в определенном периоде (выраженный в процентах к товарообороту).

Связь товарооборота с прибылью выражается следующим образом:

Р = Пр х Рт / 100 (1.6)

Где Р - объем розничной реализации товаров в определенном периоде;

Пр - сумма прибыли от реализации товаров в определенном периоде;

Рт - уровень рентабельности товарооборота в определенном периоде (выраженный отношением прибыли к товарообороту в процентах).

В ходе анализа рассчитывают показатели, характеризующие степень использования торговых площадей:

- розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади;

- прибыль на 1 м2 торговой площади;

- коэффициент использования торговой площади;

- коэффициент установочной площади магазина;

- доля торговой площади в общей площади розничного торгового предприятия.

Далее необходимо рассмотреть методику факторного анализа розничного товарооборота.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ББК 65 9(2Рос-4Вол) Печатается по решению

    Документ
    ... розничноготоварооборота Российской Федерации происходит постепенное увеличение ... розничной торговли в регионе . . . . . . . . . . . . . . Лапцова Е.С. Анализ экономической эффективности альтернативных методов лечения простудных заболеваний (напримере ...
  2. Бухучет в розничной торговле образцы заполнения документов практическое пособие введение

    Книга
    ... напримерах. Пример 7.1/2. Продолжим пример 7.1/1. При покупке товара произошло увеличение ... анализ объемов продаж, планирование и нормирование расходов на продажу, определение путей ... скорректирован розничныйтоварооборот (выручка от продаж) на стоимость ...
  3. Бухучет в розничной торговле образцы заполнения документов практическое пособие введение

    Книга
    ... напримерах. Пример 7.1/2. Продолжим пример 7.1/1. При покупке товара произошло увеличение ... анализ объемов продаж, планирование и нормирование расходов на продажу, определение путей ... скорректирован розничныйтоварооборот (выручка от продаж) на стоимость ...
  4. Стратегия до 2030 года оглавление

    Документ
    ... метод SWOT­-анализа и его модификации, ... Пошехонский, Гаврилов-Ямский и Некрасовский районы области. На ... соответственно). Пример зарубежного аналога ... . Динамика розничноготоварооборота 5.4. Стадия ... дошкольном образовании путемувеличения количества мест ...
  5. 200 лет отечественной статистики материалы научно-практической конференции «статистика – регионам состояние проблемы перспективы» 24 ноября 2011 г

    Документ
    ... Смоленское, с. Филимоново, д. Горки Пошехонский р-н 12 2 – в ... товарооборота ... розничной ... на 0,6 г. Возрастная структура населения области характеризуется его старением (увеличением ... анализ позволит обнаруживать зоны отставания и препятствия напути ... напримере ...

Другие похожие документы..