Главная > Анализ


Рис. 20. Динамика прибыли от розничной реализации продовольственных и непродовольственных товаров в Пошехонском ГОРПО в 2006-2008 г.г.

По итогам расчетов можно сделать вывод, что в 2008 г. прибыль Пошехонского ГОРПО от розничной реализации товаров составила 7539 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом она увеличилась на 5096 тыс. руб. (более чем в три раза), по сравнению с 2006 г. – на 6290 тыс. руб. (в 6 раз). Высокие темпы роста характерны для прибыли от продаж как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Наиболее высокие темпы роста суммы прибыли от продаж характерны для реализации продовольственных товаров. В 2006 г. прибыль от продажи данной группы товаров составила 740 тыс. руб. В 2007 г. она увеличилась на 908 тыс. руб. (на 122,70 %) и составила 1648 тыс. руб. В 2008 г. прибыль от розничной реализации продовольственных товаров составила 5138 тыс. руб., увеличившись по сравнению с прошлым годом в 3,11 раза, а по сравнению с 2006 г. – в 6,94 раза.

Прибыль от розничной реализации непродовольственных товаров также увеличивается. В 2008 г. анализируемый показатель составил 2401 тыс. руб. По сравнению с 2006 г. увеличение составило 1892 тыс. руб. (в 4,72 раза). По сравнению с 2007 г. прибыль от продаж увеличилась в 3,02 раза, а в абсолютном выражении увеличение составило 1606 тыс. руб.

В ходе анализа розничного товарооборота Пошехонского ГОРПО необходимо изучить рентабельность продаж по видам товаров за 2006-2008 г.г. (табл. 17 и рис. 21).

Таблица 17. Анализ рентабельности розничных продаж Пошехонского ГОРПО в 2006-2008 г.г.

Наименование товаров

Продано за год, тыс.руб.

Прибыль от продаж, тыс.руб.

Рентабельность продаж, %

2006 год

Продовольственные товары

14449,72

740

5,12

Непродовольственные товары

6188,94

509

8,22

Итого

20638,66

1249

6,05

2007 год

Продовольственные товары

7,84

Непродовольственные товары

10,33

Итого

8,51

2008 г.

Продовольственные товары

29308,85

5138

17,53

Непродовольственные товары

12453,63

2401

19,28

Итого

41762,47

7539

18,05

Рис. 21. Рентабельность розничных продаж Пошехонского ГОРПО

в 2006-2008 г.г.

Из табл. 17 видно, что в 2008 г. рентабельность розничных продаж в целом по Пошехонскому ГОРПО составила 18,05 %. По сравнению с прошлым годом данный показатель увеличился на 9,54 процентных пункта, а по сравнению с 2006 г. – на 12,00 процентных пункта. Однако между уровнем рентабельности отдельных товарных групп имеются некоторые различия.

Наибольшую рентабельность имеет розничная реализация непродовольственных товаров. В 2006 г. данный показатель составил 8,22 %. В 2007 г. он увеличился на 2,11 процентных пункта и составил 10,33 %. В 2008 г. произошло более значительное увеличение показателя (на 8,95 процентных пункта по сравнению с 2007 г.). Фактически в 2008 г. показатель составил 19,28 %.

Рентабельность розничной реализации продовольственных товаров несколько ниже, чем непродовольственных. Это объясняется наличием потерь при транспортировке и хранении продуктов питания. В 2008 г. анализируемый показатель составил 17,53 %. Увеличение по сравнению с 2006 г. составило 12,41 процентных пунктов, а по сравнению с прошлым годом – 9,69 процентных пункта.

По итогам анализа можно сделать вывод, что рентабельность розничных продаж в Пошехонском ГОРПО увеличивается. Наиболее рентабельной при этом является розничная реализация непродовольственных товаров. Это связано с меньшими издержками обращения, связанными с их транспортировкой и хранением.

Проанализируем уровень издержек обращения по каждой группе товаров Пошехонского ГОРПО (продовольственные и непродовольственные) как отношение суммы затрат к сумме розничного товарооборота в 2006 – 2008 г.г. (табл. 18 и рис. 22).

Таблица 18. Расчет уровня издержек обращения в разрезе товарных групп Пошехонского ГОРПО в 2006 - 2008 г.г.

Наименование товаров

Себестоимость продаж, тыс.руб.

Выручка от продаж, тыс.руб.

Уровень издержек обращения, %

2006 год

Продовольственные товары

13709,72

14449,72

94,88

Непродовольственные товары

5679,94

6188,94

91,78

Итого

19389,66

20638,66

93,95

2007 год

Продовольственные товары

19375,33

21023,33

92,16

Непродовольственные товары

6903,78

7698,78

89,67

Итого

26279,11

28722,11

91,49

2008 г.

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Итого

Как видно из приведенных расчетов, наибольший уровень издержек обращения характерен для продовольственных товаров, однако он имеет тенденцию к снижению. В 2006 г. данный показатель составил 94,88 %, в 2007 г. сократился до 92,16 %. В 2008 г. значение данного показателя составило 82,47 %. Это на 12,41 процентных пункта меньше значения 2006 г., и на 9,69 процентных пункта ниже аналогичного показателя прошлого года.

Рис. 22. Уровень издержек обращения по группам товаров Пошехонского ГОРПО в 2006 - 2008 г.г.

Уровень издержек обращения по непродовольственным товарам также снижается. В 2008 г. данный показатель составил 80,72 %. Это ниже, чем в среднем по розничной торговле (81,95 %). По сравнению с 2006 г. данный показатель сократился на 11,08 процентных пункта, а по сравнению с аналогичным показателем 2007 г. – на 8,95 процентных пункта.

В целом по розничной торговле Пошехонского ГОРПО уровень издержек обращения снизился с 93,95 % в 2006 г. до 81,95 % в 2007 г. Следовательно, сокращаются издержки обращения в части реализации продовольственных и непродовольственных товаров.

По итогам анализа можно сделать вывод о снижении уровня издержек обращения в розничной торговле Пошехонского ГОРПО, что оценивается положительно. Уровень издержек обращения по непродовольственным товарам незначительно ниже, чем по продовольственным.

2.5. Факторный анализ товарооборота

Ранее в ходе анализа выяснилось, что розничный товарооборот Пошехонского ГОРПО в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 13040,36 тыс. руб., или на 45,40 %. Определим, за счет каких факторов произошло увеличение товарооборота.

Определим влияние на объём товарооборота Пошехонского ГОРПО среднесписочной численности работников и производительности их труда по формуле 1.8 методом цепных подстановок.

Объем розничного товарооборота за 2007 г. составил 28722,11 тыс. руб. Такой объем был достигнут за счет работы 50 торговых работников со среднегодовой выработкой 574,44 тыс. руб. на человека:

Nр2007 = Ч2007 х В2007 = 50 х 574,44 = 28722,11

Рассчитаем, как повлияло на товарооборот увеличение численности торгового песонала. Для этого определим условный товарооборот при численности торгового персонала 2008 г. и фактической среднегодовой выработке 2007 г.:

Nрусл1 = Ч2008 х В2007 = 52 х 574,44 = 29870,88 тыс. руб.

Рассчитаем, как повлияло увеличение численности персонала на объем розничного товарооборота:

29870,88– 28722,11 = 1148,77 тыс. руб.

Расчеты показывают, что за счет увеличения численности торговых работников розничный товарооборот Пошехонского ГОРПО увеличился на 1148,77 тыс. руб.

Рассчитаем, как повлияло на товарооборот увеличение производительности труда торгового песонала. Для этого определим товарооборот при численности торгового персонала и фактической среднегодовой выработке 2008 г.:

Nр2008 = Ч2008 х В2008 = 52 х 803,12 = 41762,47 тыс. руб.

Рассчитаем, как повлияло увеличение производительности труда торгового персонала на объем розничного товарооборота:

41762,47 - 29870,88 = 11891,59 тыс. руб.

Как видно из приведенных расчетов, за счет увеличения среднегодовой выработки торговых работников розничный товарооборот Пошехонского ГОРПО увеличился на 11891,59 тыс. руб. Следовательно, увеличение розничного товарооборота происходит интенсивным путем, т.е. за главным образом за счет увеличения производительности труда.

Проанализиируем, как повлиял на объем розничного товарооборота объем торговой площади и эффективность ее использования. Для анализа используем факторную модель (формула 1.9).

Розничный товарооборота за 2007 г. в сумме 28722,11 тыс. руб. может быть представлен как произведение торговой площади (1348,9 кв. м.) и выработки на один квадратный метр торговой площади (21,29 тыс. руб. в год):

Nр2007 = П2007 х Нп2007 = 1348,9 х 21,29= 28722,11

Определим, как повлияло на товарооборот сокращение торговой площади. Рассчитаем условный товарооборот при торговой площади 2008 г. и фактической среднегодовой выработке на один квадратный метр торговой площади 2007 г.:

Nрусл1 = П2008 х Нп2007 = 1030,7 х 21,29 = 21943,60 тыс. руб.

Рассчитаем, как повлияло сокращение торговой площади на объем розничного товарооборота:

21943,60– 28722,11 = -6778,51 тыс. руб.

Расчеты показывают, что по причине сокращения торговой площади розничный товарооборот Пошехонского ГОРПО сократился на 6778,51 тыс. руб.

Определим влияние на товарооборот увеличение выработки на один квадратный метр торговой площади. рассчитаем товарооборот при торговой площади и фактической выработке на один квадратный метр торговой площади 2008 г.:

Nр2008 = П2008 х Нп2008 = 1030,7 х 40,52 = 41762,47 тыс. руб.

Рассчитаем, как повлияло увеличение выработки на один квадратный метр торговой площади на объем розничного товарооборота Пошехонского ГОРПО:

41762,47 - 21943,60 = 19818,87 тыс. руб.

Из приведенных расчетов видно, что за счет увеличения среднегодовой выработки на один квадратный метр торговой площади розничный товарооборот Пошехонского ГОРПО увеличился на 19818,87 тыс. руб. Следовательно, основным фактором увеличения розничного товарооборота является повышение эффективности использования торговых площадей, что оценивается положительно.

По результатам анализа розничного товарооборота по реализации продовольственных и непродовольственных товаров в условиях Пошехонского ГОРПО можно сделать следующие выводы:

  1. Структура розничного товарооборота Пошехонского ГОРПО может быть охарактеризована как стабильная, в нем преобладает реализация продовольственных товаров. В 2006-2008 г.г. наблюдается положительная динамика увели.чения товарооборота по всем товарным группам.

  2. Эффективность розничной торговли в 2006-2008 г.г. повышается, об этом свидетельствует увеличение производительности труда продавцов, увеличение товарооборота на один квадратный метр общей и торговой площади, рост рентабельности продаж.

  3. В качестве недостатков в организации продажи продовольственных и непродовольственных товаров в Пошехонском ГОРПО можно отметить отсутствие прогрессивных форм обслуживания покупателей, отсутствует реклама товаров непосредственно в торговых залах, неуцдовлетворительный график работы магазинов, торгующих непродовольственными товарами. При размещении товаров в торговых залах практически не используются приемы мерчендайзинга.

3. Пути увеличения розничного товарооборота Пошехонского ГОРПО

3.1. Пути увеличения розничного товарооборота по реализации продовольственных товаров

Важным направлением роста розничного товарооборота по реализаци продовольственных товаров в Пошехонском ГОРПО является осуществление инвестиционной деятельности.

С целью увеличения розничного товарооборота по реализации продовольственных товаров Пошехонскому ГОРПО рекомендуется внедрить систему самообслуживания во всех продовольственных магазинах общества. В настоящее время данная система внедрена только в одном из магазинов, и он приносит наибольший объем розничного товарооборота. Кроме того, во всех продовольственных магазинах необходимо установить мониторы для рекламы товаров. Данная реклама очень эффективна непосредственно в торговом зале, поскольку покупатели могут вспомнить о необходимости что-то купить из товаров.

Для внедрения системы самообслуживания Пошехонскому ГОРПО необходимо приобрести новое торговое оборудование, рыночная стоимость которого в настоящее время составляет около 24 млн. руб.

Собственных средств общества для расчетов за оборудование недостаточно. Следовательно, в данном случае приобретение дорогостоящего оборудования возможно либо с привлечением банковского кредита, либо по договору финансового лизинга. Сопоставим затраты на приобретение оборудования при каждом из двух вариантов финансирования (приложение 7).

Рассчитаем затраты на приобретение торгового оборудования с привлечением кредитных ресурсов. В Рыбинском филиале Северного банка Сбербанка РФ для этого необходимо будет взять кредит в сумме 24 млн. руб. сроком на 2 года под 15 % годовых в рублях. Объем возвращаемой суммы по данному кредиту можно рассчитать по формуле:

Кс Д/n + (Д + Д/n х t) (3.1)

где КС – полный объем возвращаемых средств по кредиту в год

n – срок кредитования, мес;

Д – сумма кредита, млн. руб.;

t - коэффициент, характеризующий количество прошедших месяцев срока кредитования.

Как видно из приложения 7, сумма процентов за пользование заемными средствами составила бы 3750 тыс. руб.

Необходимый вид торгового оборудования в Ярославской области в настоящее время предоставляет в лизинг только одна лизинговая компания - ЗАО «Универсальная лизинговая компания». Договор финансового лизинга содержит следующие условия:

  • стоимость имущества у лизингодателя на момент заключения договора – 24 млн. руб.;

  • срок действия договора – 24 месяца, по истечении которых лизингополучатель Пошехонское ГОРПО выкупает имущество по остаточной стоимости;

Договором финансового лизинга оговорен порядок расчета комиссионного вознаграждения в размере 1 % в месяц от среднегодовой остаточной стоимости оборудования (12 % годовых). Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле:

ЛП = АО + КВ, (3.2)

где АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;

КВ - комиссионное вознаграждение лизингодателю;

Порядок расчета среднегодовой остаточной стоимости имущества в течение срока лизинга, а также величины лизинговых платежей по годам представлены в приложении 7 (графы 3-8). В сумму лизинговых платежей при этом входит амортизация объекта основных средств, начисленная способом уменьшаемого остатка с коэффициентом 3 исходя из срока его полезного использования (24 месяца):

1 год: 24000000 руб. х 25 % х 3 = 18000000 руб.

2 год: (24000000 руб. – 18000000 руб.) х 25 % х 3 = 4500000

При оценке эффективности источников финансирования соизмерение разновременных показателей произведем путем приведения (дисконтирования) их ценности в начальном периоде. Приведение к базисному моменту времени затрат, результатов эффектов, имеющих место на t-м шаге расчета реализации проекта, произведем путем их умножения на коэффициент дисконтирования, определяемый для постоянной нормы дисконта Е:

, (3.3)

где t - коэффициент дисконтирования;

Е - норма дисконта;

t - номер шага расчета (месяц).

Основная формула для расчета коэффициента дисконтирования (Е):

Е = a + b + c, (3.4)

где а - принимаемая цена капитала (очищенная от инфляции) или доход­ность альтернативных проектов вложения финансовых средств;

b - уровень премии за риск для проектов данного типа (в соответствии с классификацией инновации);

с - уровень инфляции.

В табл. 19 приведен расчет величины дисконта для расчета чистой текущей стоимости торгового оборудования. Норма дисконта (Е=0,02) выбрана с учетом доходности альтернативных проектов вложения финансовых средств (10 % годовых), увеличенной на 11 % для компенсации инфляции и на 3 % с учетом возможных рисков.

Таблица 19. Расчет дисконта

Обоз-начение

Показатель

Величина, %

a

принимаемая цена капитала (очищенная от инфляции) или доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств

b

Уровень премии за риск для проектов данного типа

c

Уровень инфляции

Д

величина дисконта, в год

Е

величина дисконта пересчитанная, в месяц

24 : 12 = 0.025

Построим модель дисконтированной стоимости торгового оборудования. За точку приведения (t0) разновременных затрат и результатов принимаем конец первого месяца реализации проекта.

Приведем пример расчета коэффициента дисконтирования:

Для первого месяца: t = 1 : (1 + 0.02)º = 1

Для второго месяца: t = 1 : (1 + 0.02)¹= 0.980

Расчет коэффициента дисконтирования для остальных месяцев реализации проекта производится аналогично. Расчет чистой текущей стоимости торгового оборудования приведен в приложении 7 (графа 22).

Как видно из приложения 7, для Пошехонского ГОРПО целесообразно приобрести торговое оборудование по договору лизинга. Дисконтированная стоимость оборудования в данном случае составит 22297 тыс. руб., что меньше на 213 тыс. руб., чем при приобретении оборудования за счет банковского кредита.

Рассчитаем экономический эффект от приобретения по договору финансового лизинга нового торгового оборудования и ввода его в эксплуатацию.

В случае введения в эксплуатацию нового оборудованного торгового оборудования объем розничного товарооборота по реализации продовольственных товаров значительно увеличится, поэтому планируется дополнительный наем персонала в количестве десяти продавцов - кассиров с заработной платой 13 тыс. руб. в месяц. Таким образом, дополнительные затраты на оплату труда составят 1560 тыс. руб.:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ББК 65 9(2Рос-4Вол) Печатается по решению

    Документ
    ... розничноготоварооборота Российской Федерации происходит постепенное увеличение ... розничной торговли в регионе . . . . . . . . . . . . . . Лапцова Е.С. Анализ экономической эффективности альтернативных методов лечения простудных заболеваний (напримере ...
  2. Бухучет в розничной торговле образцы заполнения документов практическое пособие введение

    Книга
    ... напримерах. Пример 7.1/2. Продолжим пример 7.1/1. При покупке товара произошло увеличение ... анализ объемов продаж, планирование и нормирование расходов на продажу, определение путей ... скорректирован розничныйтоварооборот (выручка от продаж) на стоимость ...
  3. Бухучет в розничной торговле образцы заполнения документов практическое пособие введение

    Книга
    ... напримерах. Пример 7.1/2. Продолжим пример 7.1/1. При покупке товара произошло увеличение ... анализ объемов продаж, планирование и нормирование расходов на продажу, определение путей ... скорректирован розничныйтоварооборот (выручка от продаж) на стоимость ...
  4. Стратегия до 2030 года оглавление

    Документ
    ... метод SWOT­-анализа и его модификации, ... Пошехонский, Гаврилов-Ямский и Некрасовский районы области. На ... соответственно). Пример зарубежного аналога ... . Динамика розничноготоварооборота 5.4. Стадия ... дошкольном образовании путемувеличения количества мест ...
  5. 200 лет отечественной статистики материалы научно-практической конференции «статистика – регионам состояние проблемы перспективы» 24 ноября 2011 г

    Документ
    ... Смоленское, с. Филимоново, д. Горки Пошехонский р-н 12 2 – в ... товарооборота ... розничной ... на 0,6 г. Возрастная структура населения области характеризуется его старением (увеличением ... анализ позволит обнаруживать зоны отставания и препятствия напути ... напримере ...

Другие похожие документы..