Главная > Программа курса


С.А. Бартенев

ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УЧЕНИЙ

в вопросах и ответах

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 1

Предисловие 6

Программа курса «История экономических учений» 7

1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 7

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 7

3. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ: 7

МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫ 7

4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ 7

5. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ 7

6. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ. А. МАРШАЛЛ. ДЖ. Б. КЛАРК 7

7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 7

8. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. ВЗГЛЯДЫ МОЛОДОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 8

9. АМЕРИКАНСКИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 8

10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ 8

11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА 8

12. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ. ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ СОЦИАЛИЗМА 8

13. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ 8

14. ДЖ. М. КЕЙНС: ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СПРОСА 8

15. НЕОКЕЙНСИАНСТВО И ПОСТКЕЙНСИАНСТВО. ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 8

16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИСТОВ. М. ФРИДМЕН 9

17. НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ. БОРЬБА И СИНТЕЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 9

18. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО 9

19. СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ 9

20. ШВЕДСКАЯ (СТОКГОЛЬМСКАЯ) ШКОЛА 9

21. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ 9

22. ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 9

23. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО 9

24. ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (20-30-е гг.) 10

25. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Л.В.  КАНТОРОВИЧ: ЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 10

26. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД 10

27. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ 10

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 11

1. Каков предмет курса «История экономических учений»? 11

Литература 11

2. Чем полезен курс «История экономических учений» ? Каково его место в системе экономических знаний? 11

Литература 12

3. Под влиянием каких факторов трансформируются взгляды и концепции экономистов? 12

Литература 12

4. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции – общее и различия. 13

Литература 13

5. Как решает проблему «справедливой цены» Аристотель в дошедшем до нас трактате? 13

Литература 14

6. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве. 14

Литература 14

7. Установление прав и норм хозяйственных отношений в Русской Правде. 15

Литература 15

8. Назовите отличительные черты меркантилизма – одной из первых экономических школ. 15

Литература 16

Литература 17

10. В чем смысл и значение «Экономической таблицы»-Ф. Кенэ? 17

Литература 17

11. По мнению меркантилистов, положительный торговый баланс способствует умножению богатства нации. Насколько справедливо данное утверждение? 17

Литература 18

12. Что предлагал И. Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве»? 18

Литература 19

13. Прокомментируйте афоризм У. Петти «Труд есть отец богатства, а земля – его мать». 19

Литература 19

14. Почему мы и сегодня обращаемся к классикам, к работам А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля? 19

Литература 20

15. Каковы источники роста богатства в соответствии со взглядами А. Смита, Д. Рикардо? 20

Литература 21

16. В труде А. Смита можно найти не одну, а несколько кон­цепций стоимости. Обрисуйте эти концепции. 21

Литература 21

17. Что имел в виду А. Смит, формулируя положение о «невидимой руке» экономических законов? 22

Литература 22

Литература 23

19. По мнению Д. Рикардо, главная задача экономической науки – определить законы, управляющие распределением продукта между основными классами. Как решал Рикардо эту задачу? 23

Литература 24

20. С именем Д. Рикардо связывают создание теории ренты. Как обосновывает он процесс образования ренты? 24

Литература 25

21. Сравните принцип относительных издержек Д. Рикардо с принципом абсолютных издержек А. Смита (во внешней торговле). 25

Литература 25

22. В чем вы видите основную заслугу А. Смита и Д. Рикардо – основоположников классической школы политической эко­номии? 26

Литература 26

23. Дж. С. Милль предполагал написать обновленный вариант «Богатства народов». В какой мере удалось ему осущест­вить замысел? 26

Литература 27

24. Прокомментируйте проблему, выдвинутую Т. Мальтусом в его известном труде. Как трактуется она в современных условиях? 27

Литература 28

25. Ж.-Б. Сэй вошел в историю экономической науки как автор факторной теории стоимости. Каковы основные положения этой теории? 28

Литература 28

Литература 30

27. Одним из первых высказал идеи, вошедшие составной частью в теорию предельной полезности, немецкий экономист Г. Госсен. Его именем названы два закона; в чем их существо? 30

Литература 31

Литература 31

29. Поясните существо «теории, альтернативных издержек» Ф. Визера. 32

Литература 32

30. Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы? 32

Литература 33

31. В чем заключается принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом? 33

Литература 34

32. Дайте общую характеристику экономической системы А. Маршалла. 34

Литература 35

33. Как согласно концепции Дж. Б. Кларка распределяется доход между производственными факторами? 35

Литература 36

34. Проблема национального дивиденда в экономической теории благосостояния А. Пигу. 36

Литература 36

35. Поясните существо модели общего экономического равновесия Л. Вальраса. 36

Литература 37

36. Какие выводы можно сделать исходя из модели общего экономического равновесия Л. Вальраса? 37

Литература 38

37. Раскройте смысл и практическую значимость «оптимума Парето». 38

Литература 39

38. Какие идеи обосновывал Ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»? 39

Литература 40

39. Почему представителей исторической школы принято относить к нетрадиционному направлению в экономической науке? 40

Литература 40

Литература 41

41. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом:«институты – основа экономического поведения». 41

Литература 42

42. В чем состоит основная идея труда У. Митчелла «Экономические циклы: Проблема и ее постановка»? 42

Литература 42

43. В чем существо теории недопотребления, выдвинутой С. Сисмонди? 43

Литература 43

44. Охарактеризуйте экономические взгляды Сен-Симона – представителя социально-утопического направления. 43

Литература 44

45. В чем состоят исходные положения экономической тeoрии К. Маркса? 44

Литература 45

46. Проблемы социальной справедливости и равенства в трактовке К. Маркса. 45

Литература 46

47. К. Маркс: теория прибавочной стоимости. 46

Литература 47

48. Э. Бернштейн: экономический реформизм и предпосылки социализма. 47

Литература 47

49. Особенности развития экономической мысли в России (во второй половине XIX – начале XX в.). 48

Литература 49

50. Эволюция экономических взглядов Г. В. Плеханова. 49

Литература 49

51. Разработка экономических проблем в работах В. И. Ленина. 49

Литература 50

52. В чем суть «теории экономического развития» И. Шумпетера? 50

Литература 51

53. Поясните смысл концепции «спонтанного»порядкам Ф. Хайека. 52

Литература 52

54. К. Каутский, Р. Гильфердинг – теоретики «организованного капитализма». 52

Литература 53

55. Что понимал Дж. М. Кейнс под эффективным спросом? 53

Литература 54

56. От чего согласно теории Дж. М. Кейнса зависит динамика личного потребления и инвестиций? 54

Литература 54

57. Поясните смысл «основного психологического закона» Дж. М. Кейнса. 55

Литература 55

58. Что такое коэффициент мультипликации ? Какую роль он играет в теории Дж. М. Кейнса? 55

Литература 55

59. В чем отличие концепции, выдвинутой Дж. М. Кейнсом, от предшествующих теорий? 56

Литература 56

60. Поясните, в чем смысл идеи «неоклассического синтеза», выдвинутой П. Самуэльсоном. 57

Литература 57

61. Как меняются формы рыночной конкуренции согласно теории «несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон? 57

Литература 58

62. В чем отличие подхода к анализу «монополии и конкурен­ции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон? 58

Литература 58

63. Существо и значение модели IS–LM, предложенной Дж. Хиксом. 58

Литература 59

64. Поясните смысл однофакторной модели Р. Харрода и Е. Домара. 60

Литература 60

65. Какие функциональные связи отражает уравнение обмена И. Фишера? 60

Литература 61

66. Количественная теория денег М. Фридмена: содержание, особенности. 61

Литература 62

67. В чем заключается «денежное правило» М. Фридмена? 62

Литература 62

68. В чем состоят монетаристские рецепты регулирования инфляции? 63

Литература 63

Солодков В.М. Экономическая теория Милтона Фридмена // США:экономика, политика, идеология. 1992. № 6. 63

Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Мысль, 1989. – Гл. 4. 63

69. Поясните смысл кривой и эффекта А. Лаффера. 64

Литература 65

70. Какие выводы следуют из теории рациональных ожиданий? 65

Литература 66

71. В чем существо теории общественного выбора Дж. Бьюкенена? 66

Литература 66

Литература 67

73. Постиндустриализм и общество «третьей волны» (Д. Белл и Э. Тоффлер). 67

Литература 68

74. Как предлагает решать проблему «внешних эффектов» Р. Коуз? 68

Литература 69

75. Становление шведской школы: анализ макроэкономической динамики. 69

Литература 69

Литература 70

77. Теория экономических порядков В. Ойкена: основные положения и выводы. 70

Литература 71

78. Экономическая концепция и реформа Л. Эрхарда. 71

Литература 72

79. Г. Беккер: экономический подход к анализу неэкономических сфер деятельности. 72

Литература 72

80. В чем смысл концепции нулевого экономического роста? 72

Литература 73

81. Каковы предпосылки, из которых исходят концепции внешнеэкономических отношений? 73

Литература 73

82. Поясните связь издержек с факторными преимуществами в теории Э. Хекшера–Б. Олина. 73

Литература 74

83. Какую роль в теории конкурентных преимуществ играет выдвинутое М. Портером положение о «национальном ромбе»? 74

Литература 75

84. Экономические взгляды С. Ю. Витте. 75

Литература 75

85. М. И. Туган-Барановский: проблемы методологии и теории политической экономии. 76

Литература 76

86. Анализ аграрных отношений и семейного крестьянского хозяйства в трудах А. В. Чаянова. 76

Литература 78

Литература 79

88. Л. Н. Юровский: концепция рыночного равновесия и финансовой стабилизации. 80

Литература 80

89. Создание российской экономико-математической школы. Работы В. К. Дмитриева, Е. Е. Слуцкого. 80

Литература 81

90. «Тектология» А. А. Богданова: применение системного подхода. 81

Литература 82

91. Л. В. Канторович: разработка теории линейного программирования. 82

Литература 83

92. Научные школы в отечественной экономической науке 50 – 90 гг. 83

Литература 83

93. Трансформация идей «государственного социализма»: дискуссии послевоенного периода. 84

Литература 85

94. Проблемы и теории переходной экономики. 85

Литература 85

95. Экономические теории и экономическая политика. 85

Литература 86

ПРИЛОЖЕНИЯ 87

Направления и школы экономической мысли 87

ИЗВЕСТНЫЕ ЭКОНОМИТЫ 90

Кейнсианцы 90

Монетаристы 90

Неолибералы 91

Институционалисты 91

Экономисты-социологи 92

Неординарные теоретики 92

Марксистская школа 93

Экономисты Восточной Европы 93

Отечественные школы 93

УЧЕБНИКИ, ХРЕСТОМАТИИ, ПОСОБИЯ. 95

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 97

ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 97

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ 98

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ИМЕНАИ ДАТЫ 100

Названия и даты выхода трудов экономистов, упомянутых в схеме 1 102

Экономические теории и школы 103

УЗЛОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 104

Классики Неоклассики 104

Вместо заключения 105

Предисловие

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изу­чающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель – помочь сту­дентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемо­го курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, про­следить их внутреннюю связь, уяснить логическую последователь­ность экономических концепций, теорий, школ.

Особого внимания заслуживают Приложения: синхронистические таблицы, схемы, сведения об известных экономистах, библиография. Они помогут составить относительно цельное представление о пред­мете и укажут источники дополнительных сведений.

При работе с учебным пособием следует иметь в виду, что кон­спект, даже самый лучший, ни в коем случае не заменяет творческую, самостоятельную работу, штудирование учебников, изучение перво­источников. Его задача – гораздо скромнее: это лишь вспомогатель­ный инструмент для неленивого и любознательного студента, кото­рый приступил к освоению сокровищницы мировой экономической мысли.

Курс истории экономических учений – один из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Он заклады­вает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Особенность курса – огромный фактический материал. Конечно, очень важно твердо знать ключевые имена, теории, концепции. Но еще важнее по­нять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История экономических учений (1)

    Учебно-практическое пособие
    ... . Историяэкономическихучений [ 21 ], С. 265-285. Историяэкономическихучений[ 22 ] , С. 9-67. Историяэкономическихучений [ 24 ] С. 175-254. Всемирная историяэкономической мысли ...
  2. История экономических учений (2)

    Учебно-практическое пособие
    ... . Историяэкономическихучений [ 21 ], С. 265-285. Историяэкономическихучений[ 22 ] , С. 9-67. Историяэкономическихучений [ 24 ] С. 175-254. Всемирная историяэкономической мысли ...
  3. История экономических учений (5)

    Программа
    ... Всемирная историяэкономической мысли: В 6 т. / Под ред. В.Н. Черковца. М, 1987-1997. Историяэкономическихучений ( ... современный этап) / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1998. Историяэкономическихучений / ...
  4. История экономических учений улан-удэ 2010

    Документ
    ... «Историяэкономическихучений». 2. Возникновение экономической мысли. 3. Экономическая мысль средневековья. Предмет и задачи курса «Историяэкономическихучений»Историяэкономическихучений входит в систему экономических наук ...
  5. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ (ШПАРГАЛКА) /101/374

    Шпаргалка
    ИСТОРИЯЭКОНОМИЧЕСКИХУЧЕНИЙ (ШПАРГАЛКА) /101/374 № 1. Экономическая мысль античного мира. № 2. Экономическая мысль Древнего Китая. № 3. ... земельной ренте. Учение Риккардо о земельной ренте впервые в историиэкономической мысли содержит определение ...
  6. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ (ШПАРГАЛКА) /101/374

    Шпаргалка
    ИСТОРИЯЭКОНОМИЧЕСКИХУЧЕНИЙ (ШПАРГАЛКА) /101/374 № 1. Экономическая мысль античного мира. № 2. Экономическая мысль Древнего Китая. № 3. ... земельной ренте. Учение Риккардо о земельной ренте впервые в историиэкономической мысли содержит определение ...

Другие похожие документы..