textarchive.ru

Главная > Урок


Администрация МО МР «Сыктывдинский»

МОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2»

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики с использованием проблемной технологии

Методическая разработка к уроку

Составила

Учитель математики

Косолапова Светлана Васильевна

с. Выльгорт

2011г.

Представление на методическую разработку урока для участия в конкурсе «Защита урока»

1. Сведения об авторе:

1.1. Ф.И.О. автора разработки, должность

Косолапова Светлана Васильевна – учитель математики

1.2. Муниципальное управление образования, учреждение (полное название организации), представляющее инновацию

Муниципальное Образовательное Учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2»

1.3. Предмет - математика

1.4. Номинация - Конкурс «Защита урока»

1.5. Тема урока - «Обратные тригонометрические функции. Функция y = arccos x».

1.6. Тема методической разработки урока - Формирование учебно–познавательных компетенций на уроках математики с использованием проблемной технологии.

1.7. Контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны, факс)

Косолапова С. В. – 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар,

ул. Свободы, д. 44, тел.: 89087162475

2.Описание инновационного подхода реализуемого в процессе преподавания учебного предмета

2.1. Цели и задачи представляемой инновации.

Цель: показать эффективность использования проблемной технологии в формировании учебно-познавательных компетенций на уроках математики.

Задачи:

  • Выявить возможности формирования учебно-познавательных компетенций на уроках математики с использованием проблемной технологии;

  • Выявить пути создания проблемных ситуаций;

  • Разработать методические рекомендации по составлению и использованию приемов для формирования учебно-познавательных компетенций школьников на уроках.

2.2. Ожидаемые результаты инновации.

  • Повышение познавательного интереса.

  • Готовность учащихся к самостоятельной продуктивной, практической деятельности.

  • Овладение школьниками способами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

  • Выработка стратегии формирования учебно-познавательных компетенций с использованием проблемной технологии.

  • Положительная динамика сформированности учебно-познавательных компетенций.

2.3. Критерии оценки реализации инновации.

  • Положительная динамика качества обучения.

  • Высокая мотивация учащихся по предметам.

  • Активность учащихся в социально-значимых проектах, акциях, конкурсах.

  • Качественная и количественная реализация образовательных программ по математике.

2.4. Условия реализации инновации.

  • Целостность и системность организации образовательного процесса.

  • Учет возрастных, психологических особенностей учащихся.

  • Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока.

  • Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

  • Использование проблемной технологии.

2.5. Краткое содержание инновации.

Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках математики необходимо в связи с широкими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире в целом. Учебно-познавательная компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Считаю, что математические методы и содержание предмета в сочетании применения проблемной технологии в полной мере способствуют формированию данной компетенции.

2.6. Основная проблема, обоснование актуальности для образовательной системы определённого уровня (федерального, регионального, муниципального, учрежденческого), новизны и практической значимости инновации.

Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении по любому предмету, в том числе и математике. Т.к. прежде всего, она способствует развитию строго логического мышления, учит через решение теоретических и практических задач выделять проблему, находить её решение, реализовать его; развивает воображение и интуицию, умения и способности человека учиться на протяжении жизни. Результаты мониторинга и сдачи экзамена в новой форме свидетельствуют о том, что школьникам труднее даются творческие задачи, требующие определённые способности, по причине недостаточности сформированности ключевых компетенций. В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию учебно-познавательных компетенций с использованием проблемной технологии.

2.7. Сроки осуществления замысла инновации (этапы реализации).

Этап осмысления – сентябрь-ноябрь 2009 года

Внедренческий этап – 2009-2011 учебные годы

3. Степень (уровень) проработанности инновации.

3.1. Этап работы - внедренческий.

3.2. Распространение опыта, полученные результаты с указанием их количественных и качественных показателей.

Данная инноватика реализуется на уроках ознакомления с новым материалом, уроке-практикуме, уроке-консультации. Результаты тематического контроля по данным темам показали более высокую эффективность подобных уроков в сравнении с традиционными. Качество знаний усвоения по отдельным темам выросло с 44% до 82 %.

3.3. Сформированность ресурсной базы (помещение, оборудование и т.д.).

Школа имеет оснащенный кабинет математики необходимым оборудованием. В кабинете имеется компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска.

3.4. Наличие специалистов необходимого профессионального уровня.

Уроки математики проводится специалистом 1 квалификационной категорией.

4. Организации, поддерживающие представленную инновацию.

Данную инновацию поддерживают школьное методическое объединение.

Введение

Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо обладать системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением, способным самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении школьников по любому предмету, в том числе и по математике.

Актуальность разработки основана на том, что математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательных компетенций учащихся. Т.к., прежде всего она способствует развитию строго логического мышления, учит через решение теоретических и практических задач выделять проблему, находить её решение, реализовать его; развивает воображение и интуицию, умения и способности человека учиться на протяжении жизни. Результаты мониторинга и сдачи экзамена в новой форме свидетельствуют о том, что школьникам труднее даются творческие задачи, требующие определённые способности, по причине недостаточности сформированности ключевых компетенций. Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные образовательные технологии. В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию учебно-познавательных компетенций с использованием проблемной технологии.

Цель методической разработки:

Показать эффективность использования проблемной технологии в формировании учебно-познавательных компетенций на уроках математики.

Задачи:

  • Выявить возможности формирования учебно-познавательных компетенций на уроках математики с использованием проблемной технологии;

  • Выявить пути создания проблемных ситуаций;

  • Разработать методические рекомендации по формированию учебно-познавательных компетентностей школьников на уроках математики.

Идея опыта заключается в том, что использование учебно-познавательных компетенций при рациональной организации образовательного процесса, даёт возможность сформировать у школьника готовность и способность использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки в нестандартной ситуации, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Новизна опыта состоит в конструировании содержания и организации, разработке технологического подхода к решению заявленной темы как средства творческого саморазвития личности школьника в учебно-познавательной деятельности на уроках математики. Новизна реализуется в постоянной вариативности компонентов создаваемых ситуаций, в условиях обучения, заданиях и приёмах их выполнения.

Данная работа располагает различными методическими разработками с целью распознавания учебно-познавательных компетенций, и конкретизирует их использование в условиях проблемного обучения.

Основная часть

I. Учебно-познавательная компетенция.

Учебно-познавательная компетенция включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённые с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Ключевые словав характеристике учебно-познавательных компетенций:

  • Искать: опрашивать окружение, консультация учителя, получение информации;

  • Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относится к тому или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и выработать своё собственное мнение;

  • Сотрудничать: уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты;

  • Приниматься за дело: включаться в работу, нести ответственность, организовать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

  • Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Условия, в которых может быть сформирована успешность обучения:

  • Школьник имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставят перед ним;

  • Школьник осознаёт мотивы своей учебной деятельности;

  • Школьник планирует свою учебную деятельность и оценивает её последствия;

  • Школьник учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала.

Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и помочь им в её разрешении.

II. Проблемные ситуации в обучении.

С чего начинается постановка проблемы в настоящем научном творчестве? С проблемной ситуации.

Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность.

В качестве проблемных ситуаций на уроках математике могут быть:

  • Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными с заведомо допущенными ошибками;

  • Поиск истины (способа, приёма, правила решения);

  • Различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • Противоречия практической деятельности.

Каким путём создать такую ситуацию? Наиболее приемлемыми могут быть:

  • Побуждающий диалог – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формировать учебную задачу;

  • Подводящий диалог – это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;

  • Применение мотивирующих приёмов – это «яркое пятно», сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд, старинных задач и

т. д.), демонстрация непонятных понятий (наглядность), «актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Основные учебно-познавательные компетентности, требующиеся в проблемных ситуациях

со стороны учащихся:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
    организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • уметь использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

  • уметь определить область «незнания» в новой задаче;
    задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
    иметь опыт восприятия картины мира.

со стороны учителя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путём указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Выше сказанное можно представить в виде следующей таблицы:

Приёмы создания проблемной ситуации

с целью формирования учебно-познавательных компетенций

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

Виды формируемых учебно-познавательных компетенций

С удивлением

Между двумя (или более) фактами

- одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

- столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

- умение отличать факты от домыслов; - владение приёмами действий в нестандартных ситуациях;

- ставить познавательные задачи и выдвигать аргументированные гипотезы;

Между житейским представлением учеников и научным фактом

Шаг 1: обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием с «ловушкой»

Шаг 2: предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

- дать практическое задание невыполнимое вообще

- дать практическое задание, не сходное с предыдущим

- дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим и доказать, что задание учениками не выполнено

- самостоятельная познавательная деятельность

- владение креативными навыками продуктивной деятельности

- владение приёмами в нестандартных ситуациях

- использование вероятностных, статистических и иных методов познания

Рассмотрим на примерах…

Урок алгебры в 8 классе по теме «Квадратные неравенства». На этапе актуализации знаний учащихся в ходе успешного выполнения задания на решение линейных неравенств, натолкнулись на что-то непонятное, новое, сигнализирующее, что что-то не так:

Линейные неравенства:

Квадратные неравенства:

Проблемная ситуация стимулирует детей на формирование самостоятельного поиска способа решения, ведь только что они были успешны.

Среди способов решения дети могут выбрать помощь учителя или обратиться к учебнику. Задача учителя состоит в том, чтобы направить ребят на самостоятельное изучение нового материала с помощью учебной литературы. Отводится время для самостоятельного поиска неизвестного. Тем самым, проблемная ситуация разрешена, а с её помощью закрепились умения работать самостоятельно учебным пособием, выдвигать собственные инициативы в виде примеров.

Ещё один пример, где проблемная ситуация возникла при выполнении домашнего задания.

Учитель традиционно формирует домашнее задание на тему, которую дети изучали на уроке. Для создания проблемной ситуации, забегая вперёд, наряду с заданием для закрепления в домашнюю работу включены задания с неизвестным знанием (новой темой). Проблема может быть разрешена, т. к. у некоторых детей сформировано умение самостоятельно добывать новые знания, часть детей работают с помощью взрослых, старших братьев и сестёр, справочной литературой.

Следовательно, с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:

  • Самостоятельный поиск новой информации;

  • Самостоятельная работа с учебником;

  • Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;

  • Развитие личностных качеств;

  • Прочность усвоения знаний, т.к. путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;

  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик перестаёт бояться трудных заданий, и стремиться их разрешить, тем самым идёт работа по формированию творческой личности всегда способной к поиску.

Этапы реализации технологии проблемного обучения на уроках математики

Этапы урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности.

Обоснование значимости темы, постановка целей урока.

Восприятие и осознание поставленной цели

2. Актуализация знаний учащихся и способов действий предыдущей работы.

Организация деятельности учащихся по повторению вопросов, изученных в предыдущей теме. Оценивание результатов деятельности учащихся.

Актуализация по предлагаемым вопросам и заданиям учителя, повторение, систематизация, логическое изложение материала предыдущей темы.

3. Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос, проблемная ситуация).

Предъявление учащимися необходимой учебной информации, постановка проблемы, планирование шагов решения (раскрытие пути решения проблемы)

Восприятие и осмысление учебной информации, осознание проблемы, планирование шагов решения проблемы в сотрудничестве с учителем.

4. Решение проблемы.

Организация самостоятельной деятельности учащихся по решению проблемы, руководство деятельностью, контроль над поиском решения, организация дискуссии по итогам самостоятельной работы.

Самостоятельное решение проблемы индивидуально, в группе, фронтально, самоконтроль, самооценка результатов деятельности.

III. Приёмы формирования учебно-познавательных компетенций.

Какие приёмы, по моему мнению, являются наиболее эффективными…

Если ученик с первых уроков попадает в ситуации, требующие от него интеллектуальных усилий и продуктивных действий, то это способствует развитию его мышления, речи, творческих способностей, памяти. Поэтому необходимо использовать такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать возможности каждого ребёнка.

Для развития учебно-познавательных компетенций можно использовать следующие приёмы.

Использовать задачи с практическим содержанием, занимательные задачи, задачи с пропусками в условии; задачи, решаемые по заданной схеме; задачи, в которых нужно изменить условие, логические задачи. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету. Обращение к примерам из жизни дает мне возможность формировать у учащихся учебно-познавательную и информационную компетенцию.
При изучении нового материала предлагаю учащимся следующие виды деятельности: а) осмыслить задание самому и объяснить классу; б) найти ответ в дополнительной литературе; в) пронаблюдать, сравнить, сделать выводы; г) выполнить по образцу.

При ознакомлении с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий - знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, в результате чего возникает поисковая ситуация.

Например, в 6 классе при введении понятий простого и составного числа, поступаю следующим образом. Даю задание: Начертите как можно больше прямоугольников с площадью 5, 7, 12, 13, 18 кв.ед.. Сколько прямоугольников удалось начертить? Как это можно объяснить? Представьте числа 5, 7, 13, в виде произведения максимального числа различных натуральных чисел. Сколько множителей в произведении? (Сообщаю 5, 7, 13 простые числа, и прошу учеников составить определение простого числа. Даю название числам 12 и 18. ребята формулируют определение составного числа. После этого уточняем определение по учебнику).

Детей целесообразно учить работать с вопросом «почему», вырабатывать потребность задавать вопросы и самостоятельно отвечать на них.

При изучении нового материала можно проводить «урок-исследования», на которых дети учатся самостоятельно находить причинно-следственные связи между математическими законами.

При проведении «урок-консультация» накануне урока учащимся даю задание – подготовить карточки с вопросами и задачами, которые они не смогли решить или решение которых заинтересовало. Задачи могут быть взяты откуда угодно, но по изучаемой теме. Собранные задачи сначала классифицирую, выбираю самые интересные из каждой группы и на уроке рассматриваем их решения.

Организацию обучения важно строить так, чтобы всё работало на воспитание самоутверждения, человеческого достоинства, осознания ребёнком себя как «субъекта» учебного труда, развивало социальную мотивацию. Поэтому использую такие виды работ, как работа в группах, работа в парах, работа в парах сменного состава, разноуровневые задания (задания репродуктивного и творческого характера).

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. Чтобы у школьника пробудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе, её школьник должен находить с привлекательной стороны. И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым. На своих уроках я использую игры «лесенка», «угадай слово», «пирамида», и т.д..

В последнее время побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создание условия роста, успеха, самопознания личности – использование компьютерной техники. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование. Такие уроки позволяют показать связь предметов, активизируют умственную деятельность.

IV. Методика оценки эффективности урока с точки зрения формирования учебно-познавательных компетенций

Критерии анализа урока

Баллы

  1. Цель

- воспитывающая

- развивающая

- обучающая

- уметь аргументировать свою цель

2. Цели осознаны учащимися

3. Цели удерживаются в течение всего урока

4. Мотивация

- содержание

-процесс

- стимулирование

- использование образовательных технологий

- постановка личных целей учащихся

- ставить познавательные задачи и выдвижение гипотезы

5. Структура урока подчинена целям и задачам

6. Актуализация опорных знаний

7. содержание

- отвечает целям

- соответствует РУП

- имеет воспитательное значение

8. Форма урока определяется содержанием

9. методы обучения

-проводится обсуждение действий по достижению целей

- формируются способы учебной деятельности

- оптимальный объём времени на самостоятельную работу учащихся

- оптимально сочетаются формы работы (индивидуальная, парная, групповая)

- организуется личностно-ориентированный подход

- оптимально сочетаются технологии

- продумана и обоснована логика перехода от видов деятельности, этапов урока

- предусмотрены творческие задания

- проводится первичное закрепление изученного

- использование ранее изученные знания и использование их в новой ситуации

10. Контрольно-оценочная деятельность

-учитель сам оценивает

- используются приёмы само- и взаимоконтроля и оценки

11. Благоприятный психологический климат на уроке

- положительный эмоциональный фон

- ситуация успешности для слабых

- организовано общение учащихся в паре, группе

- создание условий для выбора учащимися тем и способов, сложности

Стиль общения учителя

12. Реальные результаты урока

- проводится оценка достижения задач каждого этапа урока

- проводится оценка достижения задач каждого этапа урока

- проводится оценка достижений целей по уроку, исходя из «знать», «уметь»

- учащиеся активно включается в контрольно-оценочную деятельность

- организуется обучение способом самооценки и взаимооценки

- проводится рефлексия

- домашнее задание связано с рефлексией

- успешность урока

Критерии: 0б – не проявляется;

1б – проявляется частично;

2 б–проявляется полностью

65 – 86 б – высокий, урок формирует учебно-познавательные компетенции

56 – 64 б – средний уровень, урок частично формирует учебно-познавательные компетенции

40 – 55 б – низкий уровень, на уроке не формируются учебно-познавательные компетенции

Менее 40 б – критический уровень

V. Заключение.

Работая на протяжении 2 лет в старших класса, я пришла к выводу, что данные компетентности надо отрабатывать в основной ступени. Систематическая работа по данному вопросу показала результативность этих приёмов:

  • У учащихся формируется стойкий интерес к нестандартным, творческим формам работы, заинтересованности в результатах своей деятельности.

  • Развитие логического диалектико-материалистического мышления учащихся, их творчества.

  • Мобилизуются память, внимание, развивается потребность логически мыслить, делать выводы и заключения, четкость и точность в определениях.

  • У учащихся вырабатывается высшая форма естественного принуждения – самопринуждение и, как следствие этого, возникает интерес к учению.

  • Наблюдается сформированность у школьников умения видеть причину возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить нужную информацию в различных источниках.

Динамика уровня сформированности учебно – познавательных компетенций при решении задач и работы с различной информацией.

Учебно-познавательные компетенции

На начало года 2009 – 2010 у.г

На конец года 2009 – 2010 у.г

Не сформированы

Частично сформированы

сформированы

Не сформированы

Частично сформированы

сформированы

Целеполагание

6 %

22 %

72 %

3 %

15 %

82 %

Планирование учебной деятельности (составление алгоритма)

10 %

27 %

63 %

6 %

14 %

80 %

Самооценка

10 %

18 %

72 %

3 %

6 %

91 %

  • Увеличилось количество учащихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию и классификацию, логически мыслить, действовать по алгоритмам).

Динамика уровня сформированности учебно – познавательных компетенций (анализ, сравнение, классификация) при решении математических задач.

Учебно-познавательные компетенции

На начало года 2009 – 2010 у.г

На конец года 2009 – 2010 у.г

Не сформированы

Частично сформированы

сформированы

Не сформированы

Частично сформированы

сформированы

Анализ

12%

28 %

60 %

8 %

18 %

74 %

Сравнение

10 %

24 %

66 %

6 %

12 %

72 %

Классификация

18 %

22 %

60 %

10 %

16 %

74 %

  • Школьники принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах, международных конкурсах ественно-математического цикла, предметных неделях:

  1. Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников:

5 класс – 5 учащихся

10 класс – 4 учащихся

11 класс – 6 учащихся

2. Международный конкурс «Кенгуру»:

За 2009 – 2010 у.г. – 15 учащихся (9 – 11 классы).

Считаю, что используемые мною технологии, методы и приемы формирования учебно-познавательных компетенций эффективны, способствуют личностному развитию учащихся, успешной подготовке к сдаче итоговой аттестации.
Такую работу я намерена продолжить и получить положительный результат в следующем году.

Список литературы

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. / Интернет-журнал «Эйдос».

    2. Концепция модернизации российского образования.
    Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3.

    3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.
    4. Ярулов А. А. Познавательная компетентность школьников. /Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 43-84.
    5. Единый государственный экзамен 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ: «Интеллект-Центр», 2010.
    6. Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками./Москва, 2002.

  1. Денищева Л. О., Глазков Ю. А., Краснянская К. А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценку образовательных достижений по математике./Математика в школе, №6 - 2008

  2. Кротова В. Н. Как сделать стандартную задачу привлекательной для ученика./Математика в школе, №10 - 2010



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа основного общего образования на 2011-2012 учебный год санкт-петербург

    Основная образовательная программа
    ... учебных предметов гуманитарного профиля; технологияпроблемного обучения применяется науроках ... Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе» районный Щигицева С.А. Михайлова Н.П. 1 место 8 «Формирование ИКТ компетенции ...
  2. Образовательная программа (61)

    Основная образовательная программа
    ... школы; формирование в школе насыщенной образовательно-пространственной среды; организация учебного процесса с использованием различных технологий; включение ... . 2007г. кабинеты математики №7,32,35,37 Интерактивные модели наурокахматематики. Изд-во « ...
  3. Образовательная программа среднего (полного) образования

    Основная образовательная программа
    ... , формирование системности знаний); технологияпроблемного обучения (применяется науроках объяснения нового материала, применение технологии обеспечено компонентами учебно-методического ...
  4. «_31_» августа 2011 года ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ Санкт – Петербург 2011 Содержание

    Основная образовательная программа
    ... к использованию в образовательных учреждениях СПб. Напечатана в сборнике «Математика» Программы.разработкиуроков. Методические материалы./ ... проблемных ситуаций, развитие познавательных и творческих способностей обучающихся. На основе этой технологии ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (школа работает по умк «школа россии»)

    Основная образовательная программа
    ... познавательные интересы, выходящие за рамки учебных предметов; происходит формированиеучебной деятельности ... учебной деятельности проводится педагогами науроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический ...

Другие похожие документы..