textarchive.ru

Главная > Пояснительная записка


Краевое государственное образовательное автономное учреждение «Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одаренными детьми

«Школа космонавтики»

Программа дополнительного образования круглогодичной школы

интеллектуального роста для одаренных детей

"Техношкола"

(физико-математическая школа)

Образовательная область: физико-математические науки

Образовательные компоненты: физика, математика, технология.

Программа рассчитана на учащихся 8–10 классов.

Количество участников: 100 человек

Количество часов, необходимое для осуществления программы: 32 часа

Авторы программы

  1. Абакумов А.Д., кандидат педагогических наук, заместитель директора КГОАУ «Школа космонавтики» по дополнительному образованию

  2. Быков А.А., педагог дополнительного образования КГОАУ «Школа космонавтики»

  3. Василенко М.П., учитель математики КГОАУ «Школа космонавтики»

  4. Прокофьева Л.В, учитель физики КГОАУ «Школа космонавтики»

  5. Фрейдман А.Л., педагог дополнительного образования КГОАУ «Школа космонавтики»

г. Железногорск, 2011 г.

Пояснительная записка

Название: Программа дополнительного образования круглогодичной школы интеллектуального роста для одаренных детей «Техношкола» (физико-математическая школа).

Ступень образования, класс: программа курса рассчитана для учащихся 8-10 классов, проходящих обучение по программам профильного и дополнительного образования по физико-математическим дисциплинам, интересующихся разделами физики и математики, не входящим в базовый школьный курс по данным учебным предметам.

Предметы: физика, математика, технология.

Программа рассчитана на 32 часа, режим занятий – 8 часов в день в течение 4 дней.

Новизна предлагаемой программы: содержание программы знакомит обучающихся с междисциплинарными областями, не затрагиваемыми в базовом школьном курсе, а также позволяет обучающимся более детально ознакомиться с разделами, недостаточно подробно рассмотренными в стандартной программе базового школьного курса.

В программе краткосрочной интенсивной школы «Техношкола» реализована преемственность с программой физико-математического направления краевой интенсивной школы «Летняя академия» Министерства образования и науки Красноярского края, проходившей 10-30 августа 2011 г. Программа курса позволяет повысить интерес обучающихся в изучении предметов физико-математического и технического профиля через освоение межпредметных дисциплин, не рассматриваемых в базовом школьном курсе (нанотехнологии, робототехника), а также через введение в учебно-исследовательскую деятельность в рамках этих дисциплин. Наличие курсов решения олимпиадных задач по предметам физико-математического блока совместно с общей информацией о возможностях участия обучающихся во Всероссийский олимпиаде школьников дополнительно стимулирует интерес целевой группы к изучению предметов физико-математического профиля. Наличие в штате преподавателей профессионалов в инженерно-технической области создает условия для профессионального самоопределения участников школы в области научной физико-математической и инженерно-технической области. Этим обуславливается актуальность программы.

Модульность программы позволяет гибко менять содержание программы школы и выстраивать последовательность из нескольких интенсивных школ, делая осмысленным и значимым участие в нескольких школах подряд как новичков, впервые принимающих участие в работе интенсивов, так и обучающихся, уже принимавших участие в краткосрочных интенсивных школах данного типа.

Целью образовательной программы краткосрочной интенсивной школы «Техношкола» является создание условий для профессионального самоопределения учащихся в области инженерно-технических и физико-математических (теоретических и прикладных) специальностей через введение в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Задачи Школы:

  1. Преподавание углубленных курсов в физико-математической и инженерно-технической предметных областях.

  2. Демонстрация реальных примеров постановки и решения физико-математических и инженерно-технических теоретических и прикладных задач.

  3. Преподавание адаптированных курсов по базовым физико-математическим и техническим предметным областям.

  4. Организация получения учащимися опыта проектно-исследовательской деятельности в физико-математической и инженерно-технической сферах.

Программа краткосрочной школы ориентирована на современное содержание образования, направлена на развитие способностей и потенциальных возможностей одаренных детей. Программа:

  • направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования;

  • направлена на овладение опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля;

  • направлена на овладение способами учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности;

  • в программе используется модульность в построении с учетом уровней подготовки одаренных детей;

Программа школы предусматривает решение актуальных и практически значимых образовательных задач и возможность выбора задач различного уровня сложности для всех ее участников, формируя их новые образовательные потребности.

Программа интенсивной школы составлена из материалов, не получивших свое отражение в программах общеобразовательных предметов в средней школе, а также предусматривает включение следующих развивающих направлений: овладение навыками и умениями решения олимпиадных задач, овладение способами учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.

Программа обеспечивает возможность индивидуального образовательного маршрута через организацию различных форм индивидуального и коллективного участия. Благодаря модульному строению программы возможна организация последовательности интенсивных краткосрочных школ, учитывающих образовательные интересы и уровень подготовки как новичков, впервые участвующих в образовательной программе интенсивной краткосрочной школы, так и обучающихся, имеющих опыт обучения в рамках предыдущих школ серии «Техношкола» в частности и краткосрочных интенсивных школ в целом. Программа включает изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес интеллектуально одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему. Программа интенсивной школы «Техношкола» обеспечивает гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения детей с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности. Программа предусматривает создание учебной ситуации, отличной от учебной ситуации традиционной общеобразовательной школы. Интенсивная школа «Техношкола» ориентирована на включение участников в современные формы деятельности и коммуникации.

Программы образовательных модулей обучают детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов научной и исследовательской деятельности.

Краткосрочными результатами работы школы можно считать:

  • динамику успешности обучающихся на учебных предметах базового школьного курса, измеряемую через контрольные работы, результативность школьников на научных турнирах;

  • реализацию учебно-исследовательской деятельности через занятие по доступным в территориях региона учебным и проектно-исследовательским программам дополнительного образования, измеряемую через участие в работе научных обществ учащихся, тематических конференциях, фестивалях, выставках, иных мероприятиях;

  • заинтересованность в участии в олимпиадном движении, измеряемую через динамику количества участников и результативности на предметных и межпредметных олимпиадах и конкурсах Всероссийской олимпиады школьников, дистанционных олимпиадах и конкурсах;

  • заинтересованность в обучении по программам дополнительного образования местного и дистантного характера, измеряемую через динамику количества обучающихся, вовлеченных в программы дополнительного образования в территориях региона, дистанционные программы (Заочная Школа космонавтики, ЗЕНШ СФУ, иные дистанционные образовательные курсы). В пользу положительной динамики по данному показателю будет говорить количество обучающихся, продолжающих участие в возможных дальнейших краткосрочных интенсивных школах серии «Техношкола» и иных школах-интенсивах («Талант», «Летняя академия» и т.д.)

Итоговым результатом образовательного процесса участников является профессиональное самоопределение (осознанные профессиональные предпочтения и осознанный выбор профиля) учащихся в инженерно-технических и сопряженных с ними физико-математических предметных областях.

Количество и состав исполнителей:

Предусмотрено участие в работе школы пяти преподавателей:

  1. Абакумов Андрей Дмитриевич, канд. пед. наук, заместитель директора КГОАУ «Школа космонавтики» по дополнительному образованию, учитель высшей категории, руководитель программы.

  2. Василенко Марина Петровна, учитель математики КГОАУ «Школа космонавтики» высшей категории, руководитель методического объединения учителей физико-математического направления.

  3. Быков Алексей Анатольевич, руководитель лаборатории профессиональной робототехники КГОАУ «Школа космонавтики», ведущий инженер и аспирант лаборатории сильных магнитных полей Института физики им. ак. Л.В. Киренского СО РАН

  4. Прокофьева Любовь Валентиновна, учитель физики КГОАУ «Школа космонавтики».

  5. Фрейдман Александр Леонидович, руководитель лаборатории нанотехнологий КГОАУ «Школа космонавтики», инженер и аспирант лаборатории сильных магнитных полей Института физики им. ак. Л.В. Киренского СО РАН

Учебно-тематический план

Общее количество часов программы – 32 часа. Режим занятий - 8 часов в день. Длительность школы – 4 дня.

Наименование разделов, тем

Базовые понятия

Формы деятельности

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Модуль 1. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

6

3

3

1.1.

Введение.

Что такое проект и исследование? Учебные проекты и учебно-исследовательские работы как технологии успеха. Как и кому представить свою работу (научно-практические конференции школьников, конкурсы регионального и федерального уровня)

  • Лекционно-семинарское занятие

1

1

1.2.

Тема 1. Выбор темы проекта

Как выбрать тему проекта? Примеры проектов и исследовательских работ.

Выдвижение идей проектов и исследовательских работ обучающимися (мозговой штурм, работа в группах)

  • Лекционно-семинарское занятие

  • Самостоятельная индивидуальная и групповая работа обучающихся.

2

1

1

1.3.

Тема 2. Подготовка плана проекта

Критерии эффективной защиты учебного проекта и исследовательской работы.

Работа обучающихся над докладом и презентацией.

  • Лекционно-семинарское занятие

  • Самостоятельная индивидуальная и групповая работа обучающихся.

2

1

1

1.4.

Тема 3. Защита плана проекта (в формате деловой игры)

Защита плана проекта

  • Презентации обучающихся

1

1

2.

Модуль 2. Нанотехнологии

6

3

3

2.1.

Тема 1. Основы нанотехнологий

Нанотехнология: определение, цели, задачи, предмет изучения, прикладные вопросы.

Методы исследования. Нанотехнология: определение, цели, задачи, предмет изучения, прикладные вопросы.

Методы исследования

  • Лекция

1

1

2.2.

Тема 2. Методы сканирующей зондовой микроскопии.

Сканирующая туннельная микроскопия. Атомно-силовая микроскопия. Электросиловая микроскопия. Магнитно-силовая микроскопия. Ближнепольная оптическая микроскопия.

  • Лекция

1

1

2.3.

Тема 3. Сканирующий зондовый микроскоп Nanoeducator.

Устройство и принцип работы сканирующего зондовогомикроскопа Nanoeducator. Компоненты микроскопа. Порядок и приемы работы с микроскопом. Получение препарата для анализа. Микроскопия препарата. Анализ результатов микроскопии. Применение результатов анализа микроскопии.

  • Лекция

  • Практическое занятие

4

1

3

3.

Модуль 3. Робототехника.

8

4

4

3.1.

Тема 1. Основы конструирования роботов

Знакомство с робототехническими наборами LEGO Mindstorms NXT. Общая информация, комплектация. Названия и назначения деталей. Изучение типовых соединений деталей. Конструкция

  • Лекция

  • Практическое занятие

1

1

3.2.

Тема 2. Простые механизмы и их применение

Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Виды передач механической энергии

  • Лекция

  • Практическое занятие

1

1

3.3.

Тема 3. Понятие программирования

Среды программирования для работы с LEGO Mindstorms NXT. Правила работы с блоком NXT. Основы программирования в NXT Software

  • Лекция

  • Практическое занятие

2

1

1

3.4.

Тема 4. Решение конструкторских задач

Техническое задание. Постановка конструкторской задачи. Способы и приемы решения конструкторских задач.

Реализация решения в роботе. Программирование робота на выполнение задачи.

  • Лекция

  • Практическое занятие

  • Презентация робота

4

1

3

4.

Модуль 4. Решение олимпиадных задач по математике

6

3

3

4.1.

Тема 1. Инварианты и их применение в решении задач

Понятие инварианта. Виды инвариантов. Четность и нечетность: основные типы задач. Остатки от деления. Раскраска.

  • Лекция

  • Практическое занятие

2

1

1

4.2.

Тема 2. Уравнения в целых числах и методы их решения

Решение уравнений первой, второй степени и выше в целых числах, основные приемы. Решение систем уравнений и задач в целых числах

  • Лекция

  • Практическое занятие

2

1

1

4.3.

Тема 3. Олимпиадные задачи по математике

Основные типы олимпиадных задач по математике, приемы их решения.

  • Лекция

  • Практическое занятие

2

1

1

5.

Модуль 5. Решение олимпиадных задач по физике.

6

2

4

5.1.

Тема 1. Что такое олимпиадная задача?

Принципы отбора материала для составления олимпиадных задач. Содержание и приемы построения олимпиадных задач.

  • Лекция

1

1

5.2.

Тема 2. Как готовиться к решению олимпиадных задач?

Ресурсы для подготовки к олимпиадам по физике.

  • Лекция

1

1

5.3.

Тема 3. Решение олимпиадных задач по физике.

Примеры олимпиадных задач по физике. Способы решения олимпиадных задач.

  • Практическое занятие

4

4

Результаты обучения и способы их проверки

Результаты, сформулированные как умения

Методы учения / преподавания

Оценивание

Теоретический блок

Знать содержание материала, преподаваемого в рамках предметных модулей

Лекционно-семинарские занятия

Тестирование, решение задач

Владеть и уметь оперировать основными понятиями в рамках предметных областей модулей программы.

Анализировать поставленные задачи и находить алгоритмы их решения

Практический блок

Уметь самостоятельно решать задачи в рамках преподаваемых предметных модулей

Практические занятия, разработка и защита планов индивидуальных и групповых учебно-исследовательских проектов, разработка и защита индивидуальных проектов по робототехнике, индивидуальная практическая работа по электронной микроскопии, самостоятельная работа, индивидуальные консультации

Оценка работы на практических занятиях.

Оценка индивидуальных проектов

Владеть основными подходами к решению олимпиадных задач по математике и физике

Владеть основами разработки планов учебного исследования

Уметь самостоятельно реализовать техническую конструкцию при помощи базового робототехнического набора LEGO Mindstorms NXT сообразно поставленной задаче

Уметь самостоятельно разработать алгоритмы действий робота для выполнения поставленной задачи.

Уметь самостоятельно запрограммировать робота на совершение действий сообразно поставленной задаче в преподаваемой или иной среде программирования

Уметь обращаться на начальном уровне с учебным электронным микроскопом Nanoeducator и проводить базовый цикл электронной микроскопии на простом препарате

Минимальное материально- техническое обеспечение для реализации учебной программы краткосрочной интенсивной школы «Техношкола», имеющееся в КГОАУ «Школа космонавтики»:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М ОНИТОРИНГ СМИ Модернизация профессионального образования Март - август 2011г

    Краткое содержание
    ... длядетей, ориентированных на интеллектуальную деятельность. Мы не говорим об одаренности. ТИХОРСКИЙ: А мы говорим - школадля ... дополнительногообразования. Мы реализуем в год 830 программдополнительногообразования ... но и круглогодичные курсы ...
  2. Закон об областной программе " модернизация системы образования

    Закон
    ... и педагога дополнительногообразованиядетей; - о конкурсе образовательных программ и учебных пособий в системе дополнительногообразованиядетей; - о выдаче стипендий дляодаренныхдетей УДОД области ...
  3. Харьковская областная газета " столица будущего" спецвыпуск № 43 от 8 июля 2009 г международное коммунистическое движение

    Документ
    ... и роста цены ... высокотехнологичных интеллектуальных отраслей ... обучение в школедляодаренныхдетей или в ... программы. Долгосрочная программа ... инфраструктуры полного круглогодичного цикла оборота ... возможность дополнительно стимулировать ... труда, образования, ...
  4. Харьковская областная газета " столица будущего" спецвыпуск № 43 от 8 июля 2009 г международное коммунистическое движение

    Документ
    ... и роста цены ... высокотехнологичных интеллектуальных отраслей ... обучение в школедляодаренныхдетей или в ... программы. Долгосрочная программа ... инфраструктуры полного круглогодичного цикла оборота ... возможность дополнительно стимулировать ... труда, образования, ...
  5. Центральный федеральный округ 2

    Документ
    ... программдополнительногообразованиядля молодежи ... школ искусств, руководителей детских художественных коллективов. Ежегодно проводятся мастер-классы дляодаренныхдетей ... интеллектуального и творческого досуга длядетей ... программ»круглогодично ...

Другие похожие документы..