textarchive.ru

Главная > Документ


Содержание учебных дисциплин

по направлению 080100.62 Экономика

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Учебная дисциплина Философия

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Предмет философии и специфика философского способа осмысления мира. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические школы. Агностицизм. Философия и наука. Структура философского знания. Функции философии. Социокультурная ценность философии.

Тема 2. Философия Древнего Востока

Ведический период индийской философии. «Веды» и комментарии к ним. Упанишады как основа ведической философии. Ортодоксальные философские школы: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята. Истоки древнекитайской философии. «Книга перемен». Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

Тема 3. Античная философия

Социально-культурные предпосылки возникновения философии в Древней Греции.Философия досократиков (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты). Античная философия классического периода (софисты и Сократ, Платон и Аристотель). Философские школы эллинистического периода (эпикурейцы, стоики, скептики, киники, эклектики, неоплатоники). Значение античной философии в становлении западного типа философствования.

Тема 4. Философия Средних веков

Теоцентризм и креационизм Средневековой философии. Философско-теологические доктрины патристики. Аврелий Августин. Философия средневековой схоластики. Фома Аквинский. Спор о природе универсалий. Арабская средневековая философия. Основные философские проблемы средневековья: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, вера и разум, душа и тело, сущность и существование, сотворённое и вечное. Проблема доказательства бытия Бога.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Понимание человека как творца самого себя. Гуманистическое направление философии Возрождения (Данте Алигьери, Ф.Петрарка, Л.Валла, Э.Роттердамский, Пико делла Мирандола, М. де Монтень и др.). Естественно-научные и натурфилософские концепции Ренессанса (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Б. Телезио, Г. Галилей). Религиозно-философские и социально-политические учения Возрождения (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер, Т. Мор, Н. Макиавелли и др.).

Тема 6. Философия Нового времени

Социально-экономические предпосылки философии Нового времени. Ф.Бэкон как основоположник европейского эмпиризма. Учение Бэкона о методе. Рационализм Декарта. Особенности картезианской теории познания. Учение о дуализме субстанций и врожденных идеях. Пантеистический монизм Б. Спинозы. Учение о множественности субстанций Г.Лейбница.Английская эмпирическая философия XVII-XVIII вв. Дж.Локк. Дж.Беркли. Д.Юм. Философия французского Просвещения.

Тема 7. Немецкая классическая философия

Естественнонаучные и социальные предпосылки формирования немецкой классической философии. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформация в классической немецкой философии. Критическая философия И. Канта. Субъективный идеализм И. Фихте. Натурфилософия Ф. Шеллинга. Абсолютный идеализм и философия истории Гегеля.

Тема 8. Современная западная философия

Кризис классической и возникновение постклассической философии. Сциентизм и антисциентизм.Традиция рационализма в постклассической философии (неогегельянство, неокантианство, марксизм, позитивизм, прагматизм). Традиция иррационализма в философии XIX – начала ХХ вв. (волюнтаризм А. Шопенгауэра, предэкзистенциализм С. Кьеркегора, философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель).Основные направления западной философии ХХ в.: неопозитивизм, постпозитивизм, психоанализ, феноменология, экзистенциализм, прагматизм, философская антропология, религиозная философия, герменевтика, постмодернизм.

Тема 9. Русская философия

Основные особенности и этапы развития русской философии.Зарождение русской философии (XI-XVII вв.)Русская философия XVIII в. и ее связь с европейским Просвещением.Русская философия XIX – начала ХХ в. Основные направления и представители: славянофилы и западники; русский радикализм (философия революционных демократов, русский марксизм); консервативное направление (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев); философия «всеединства» В.С. Соловьева; философия «серебряного века». Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л. Шестов. Русский космизм.Советский и постсоветский периоды развития отечественной философии.

Тема 10. Учение о бытии (онтология)

Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия. Проблема субстанции. Представления о субстанции в истории философии. Монизм. Дуализм. Плюрализм.Категория материи в философии. Современная наука о системной организации материи. Материальное и идеальное. Материализм и идеализм как альтернативные способы понимания мира. Объективный, субъективный, религиозно-философский идеализм. Принципы философского материализма: материальность мира, единство материи и движения, её упорядоченность, детерминизм. Движение, пространство и время как атрибуты материи. Формы движения.

Тема 11. Учение о развитии (диалектика)

Противоречивость бытия и познания. Диалектика как учение о развитии. Диалектические идеи и модели диалектики в истории философии.Развитие, его признаки и виды. Развитие и прогресс. Основные категории развития: а) категории, отражающие универсальные связи бытия; б) учение о системности бытия; в) категории детерминизма. Законы развития: а) закон отрицания отрицания; б) закон перехода количественных изменений в качественные; в) закон единства и борьбы противоположностей. Синергетика как современный тип учений о развитии.

Тема 12. Сознание как философская проблема

Сознание как субъективная духовная реальность и отличительная особенность человека. Идеальное и материальное. Проблема происхождения сознания. Сознание и психика. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Сознание и познание. Язык и мышление. Сознание и искусственный интеллект. Активность сознания и особенности её проявления. Самосознание и его структура. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его формы.

Тема 13. Учение о познании (гносеология)

Проблема познаваемости мира. Агностицизм и гносеологический оптимизм. Виды познавательной деятельности человека. Общая структура процесса познания. Субъект и объект познания. Познание, отражение, творчество, практика. Роль практики в познании. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственный и рациональный уровни познания и их формы. Типология гносеологических учений: эмпиризм и рационализм. Проблема истины в философии и науке. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины. Теории истины.

Тема 14. Проблема человека в философии

Образы человека в истории философской мысли (античность, средневековье, эпоха Возрождения, Новое время). Объективистские и субъективистские концепции человека. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке. Специфика человеческой деятельности. Человек и природа. Человек как духовное существо. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл человеческого бытия.Человек в системе социальных связей. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

Тема 15. Учение о ценностях (аксиология)

Ценности, их природа и принципы классификации. Роль ценностей в жизни человека и общества. Мораль и нравственные ценности. Иерархия нравственных ценностей. «Золотое правило» нравственности.Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Историческая эволюция эстетического идеала. Религия и разнообразие религиозных ценностей. Свобода совести.

Тема 16. Учение об обществе (социальная философия)

Проблема общественной жизни в историко-философском контексте. Общество как саморазвивающаяся система. Социальная структура. Основные сферы общественной жизни.Культура и цивилизация; критерии их типологии. Проблемы кризиса, распада, взлёта и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций. Единство истории и ее логика. Смысл и направленность исторического процесса. Субъекты и движущие силы исторического развития. Эволюция и революция в развитии общества.Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

Тема 17. Будущее человечества: философский аспект

Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной общепланетарной цивилизации: признаки, возникновение, сущность, содержание. Типология глобальных проблем и пути их решения. Проблема прогнозирования общественного развития. Будущее человека и общества. Сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором.

Учебная дисциплина История

Тема 1. Введение.

История как наука и способ познания окружающего мира. Сущность, формы и функции исторического знания. Современные научно – исторические подходы: формационный и цивилизационный. Этапы развития исторической науки. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки.

Тема 2. Восточные славяне и Киевская Русь.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско – древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Принятие христианства.

Тема 3. Государственная раздробленность. Монголо – татарское иго.

Социально – политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Монгольская экспансия и завоевание Руси Батыем. Политические и культурные последствия ига. Александр Невский и отражение агрессии шведских феодалов и немецких рыцарей. Выбор Руси между Западом и Востоком. Россия и средневековые государствва Европы и Азии.

Тема 4. Формирование единого российского государства.

Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы. Иван I Калита. Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле и образование русской нации. Иван III и конец ордынского владычества. Василий III и централизация Руси. Эпоха Ивана IV Грозного. Альтернатива политической власти: сословно – представительная или деспотическая. Сущность и последствия опричнины. Формирование сословной системы организации общества.

Тема 5. Россия в XVII веке.

Общая характеристика XVII в., начало Нового времени. Россия в Смутное время. Причины и этапы Смуты. Начало правления династии Романовых. Соборное уложение 1649 г. реформы патриарха Никона и церковный раскол. Присоединение Украины. Восстание Степана Разина. Освоение Сибири в XVII в.

Тема 6. Особенности российской модернизации в XVIII в.

Реформы Петра I, причины и результаты. Предпосылки и особенности складывание российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно – промышленное производство. Период дворцовых переворотов. Развитие России во II половине XVIII в. Век Екатерины. Политика «посвященного абсолютизма». Павел I. Внешняя политика России в XVIII в. Военные реформы. Создание флота.

Тема 7. Пути развития России в XIX в.

Становление индустриального общества в России: общее и особенное развитие средств сообщения, формирование буржуазного общества и пролетариата. Реформы и реформаторы в России. Попытки преобразования России при Александре I. Россия в наполеоновских войнах. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Правление Николая I. Крымская война. Отмена крепостного права. Буржуазно – либеральные реформы Александра II. Контрреформы Александра III. Основные направления внешней политики во II половине XIX в. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру.

Тема 8. Россия в условиях буржуазной модернизации и революций.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Международное положение России в конце XIX – XX вв. Россия в начале ХХ в. Проблемы экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Первая русская революция: причины, этапы, последствия. Россия в период первой мировой войны и общенационального кризиса. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Революции 1917 г. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Тема 9. Советский вариант модернизации (1918 – 1953 гг.)

Формирование советской государственности. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Складывание тоталитарного режима. Социально – экономическое развитие страны в 20-ые гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация и коллективизация. Усиление режима личной власти Сталина. Культурная жизнь страны в 20-ые годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-ые годы. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально – экономическое развитие, общественно – политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы.

Тема 10. СССР в 50 – 80-ые гг. XX века.

Холодная война. Восстановление народного хозяйства. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и её влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60 – 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и её провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Тема 11. Россия в конце XX века.

Глобальные проблемы современности. СССР на пути кардинального реформирования общества. Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Учебная дисциплина Иностранный язык

Английский язык

Тема 1: Диалог «Регистрация и заполнение бланка с личными данными человека (ФИО, адрес, семейный и социальный статус, дата и место рождения, увлечения)».

Обсуждение темы «Значение иностранного языка в нашей жизни».

Грамматика: Вводно-коррективный курс: Структура английского предложения. Глаголы: be, have. Оборот there be. Вопросительные и отрицательные предложения.

Множественное число существительных. Словообразование.

Тема 2: Работа с текстом «Образование в России». Эссе «Что мне нравилось / не нравилось в моей школе».

Грамматика: Местоимения. Cтепени сравнения прилагательных и наречий. Предлоги (места, направления, времени).

Тема 3: Презентации «Вузы Арзамаса».

Диалоги с использованием разговорных клише приветствия и прощания.

Грамматика: Простое / неопределенное время в действительном залоге. Словообразование.

Тема 4: «История образования». «Жизнь студентов в Англии, России». Презентации / эссе «Жизнь студентов в АИИУ».

Грамматика: Простое / неопределенное время в страдательном залоге, модальные глаголы и их эквиваленты, словообразование.

Тема 5: «Городской транспорт». Диалоги / эссе.«Преимущества и недостатки разных видов транспорта».«Как спросить дорогу».

Грамматика: Длительное время и длительное совершенное время в действительном и страдательном залогах. Словообразование.

Тема 6: «Учёные», «Заполняем таможенную декларацию./ бланк отеля».

Грамматика: Числительные (количественные, порядковые), дроби. Словообразование.

Тема 7: Презентации/ мини-лекции «Выдающиеся ученые России / мира». «Профессии».

Грамматика: Совершенное время в действительном и

страдательном залоге. Словообразование.

Тема 8: «Изобретения и изобретатели». Сообщение / эссе на тему «Одно из величайших изобретений человечества» Диалоги на темы: «Как представиться самому и представить других людей. «Что мы говорим при встрече».

Грамматика: Согласование времен. Неопределенные, отрицательные местоимения (some, any, no) и их производные. Словообразование.

Тема 9: Работа с текстами и презентации на темы: «Москва, Нью-Йорк, Лондон, Арзамас и др.». Беседа: «Выбираем маршрут для путешествий». Обсуждение темы «Лучше жить в большом / маленьком городе». Грамматика: Причастие I, II. Независимый причастный оборот. Словообразование.

Тема 10: «Капитал, активы и пассивы». Частное письмо / поздравление Грамматика: Герундий и герундиальный оборот. Конверсия. Словообразование.

Тема 11: «Представление бухгалтерской отчетности». Деловое письмо. Грамматика: Инфинитив. Цепочка определений. Словообразование.

Тема 12: «Менеджмент. Уровни и стили управления. Как эффективно управлять персоналом». «Благодарность и ответные фразы».

Грамматика: Условные предложения. Словообразование.

Тема 13: «Автобиография. Заявление о приеме на работу. Как вести себя во время интервью при приеме на работу». Деловая игра «Вы нанимаетесь на работу».

Грамматика: Функции слов one, ones, that, those. Составные предлоги, составные союзы. Словообразование.

Тема 14: «Маркетинг. Деньги и рынок денег». «Как разговаривать по телефону».

Грамматика: Повторение грамматики 2 семестра.

Тема 15: «Источники финансирования. Банк Англии. Безопасность». Презентация «Банковская система в России». «Способы выражение согласия и несогласия».

Грамматика: Условные предложения. Словообразование.

Тема 16: «Налоги». Подготовка докладов или эссе: «Налоговая система в России»

Грамматика: Фразовые глаголы. Словообразование.

Тема 17: «Частная собственность. Система цен. Рыночная конкуренция. Предпринимательство».

Грамматика: Составные предлоги. Словообразование.

Тема 18: Реферирование и аннотирование научно- технических текстов. «Как привлечь внимание собеседника»

Грамматика: составные союзы

Немецкий язык

Тема 1: «Немецкий язык. Страны, говорящие на немецком языке. Германия: история, географическое положение, государственный строй, достопримечательности».

Грамматика: Временные формы действительного залога, управление глаголов, степени сравнения прилагательных, числительные.

Тема 2: «Россия: история, географическое положение, государственный строй, достопримечательности»

Грамматика: Неопределённо-личное предложение, сложные существительные, склонение существительных.

Тема 3: «Разрешите представиться. Разрешите представить».

Грамматика: Простое и сложносочинённое предложение, виды, структура, союзы, порядок перевода.

Тема 4: «Лауреаты Нобелевской премии Германии и России».

Грамматика: Временные формы страдательного залога.

Тема 5: «Культура, образование и искусство Германии и России».

Грамматика: Сложноподчинённое предложение, виды, структура, порядок перевода.

Тема 6: «Арзамас: история, промышленность, культура. Мой родной город».

Грамматика: Инфинитивные группы и обороты.

Тема 7: «Арзамасский Институт Информатизации и Управления. Моя специальность».

Грамматика: Модальные глаголы.

Тема 8: «Разделение труда – техническое и общественное».

Грамматика: Модальные конструкции.

Тема 9: «Сферы экономики. Взаимодействие сфер экономики».

Грамматика: Причастия, распространённое определение.

Тема 10: «Коммерческие предприятия: торговое предприятие; кредитные учреждения; страховые компании».

Грамматика: Обособленный причастный оборот.

Тема 11: «Промышленное предприятие: историческое развитие; суть и задачи; виды; функции; структура предприятия».

Грамматика: Указательные местоимения в самостоятельном употреблении.

Тема 12: «Правовые формы предприятий, регистрация промышленно-экономическое значение предприятия».

Грамматика: Бессоюзные придаточные предложения.

Тема 13: «Основные понятия договорного права, важные вида договоров».

Грамматика: Лексические и грамматические особенности научно-популярного и научного текста.

Тема 14: «Планирование производства и сбыта. Маркетинг, реклама».

Грамматика: Способы выражения сказуемого в научно-популярных и научных текстах.

Тема 15: «Финансирование предприятия: структура и приобретение капитала; виды финансирования».

Грамматика: Конъюнктив (наиболее употребительные конструкции в научно-популярных и научных текстах).

Тема 16: «Учёт: виды затрат; расчёт прибыли и убытков; затраты и занятость; бухучёт, статистика, планирование».

Грамматика: Перевод терминов.

Тема 17: «Персонал: подбор, планирование персонала, руководство персоналом. Виды заработной платы».

Грамматика: Перевод псевдоинтернациональных терминов. Ложные друзья переводчика.

Тема 18: «Устройство на работу: заполнение анкеты, составление резюме, интервью».

Тема 19: «Презентация предприятия: структура; товары и услуги; моё рабочее место, мой рабочий день, мои функции. (Проектное задание)».

Учебная дисциплина Право

Тема 1. Основы теории государства и права. Понятие и сущность государства.

Понятие государства. Основные признаки государства. Сущность государства и его социальное предназначение. Организация политической власти, осуществляющей управление всем обществом. Классовый характер государственной власти на первоначальных этапах развития человеческого общества. Классовый характер и тоталитарная сущность социалистического государства. Постепенное превращение современных демократических государств Европы и Америки в Организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы всех членов общества. Сокращение «отрыва» государства от народа, приближение его к коренным интересам и потребностям общества. Социальное предназначение государства. Различные точки зрения у представителей различных эпох и времен (Платон, Аристотель, Г.Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Ф. Лассаль, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 080200 62 02 экономика и управление на предприятии (по отраслям) гуманитарный социальный и экономический цикл базовая часть аннотация

    Документ
    ... и направление подготовки) Профиль подготовки 080200.62.02 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ БАЗОВАЯ ...
  2. Гуманитарный социальный и экономический цикл дисциплин аннотация программы дисциплины «иностранный язык»

    Документ
    ... , обучающихся понаправлению080100.62 «Экономика», вариативной части профессионального цикла Б.3 профиля 9 «Экономика предприятий и организаций». Цель дисциплины: Целью учебнойдисциплины «Экономика предприятия ...
  3. Б 1 гуманитарный социальный и экономический цикл базовая часть (2)

    Документ
    ... экономических учений. Общая трудоемкость дисциплины: 3 зачетных единицы (108 час.) Основная образовательная программа: направление080100.62Экономика ...
  4. Приложение 5 аннотации рабочих программ ооп подготовки бакалавра направления 080100 62 «экономика» по профилю «экономика труда»

    Документ
    ... ООП подготовки бакалавра направления080100.62 «Экономика»по профилю «Экономика труда». Блок/компонент Наименование дисциплиныСодержаниедисциплины Трудоёмкость Зачетные ...
  5. Б 1 гуманитарный социальный и экономический цикл (3)

    Документ
    ... Содержание Наименование Стр. Концептуальная записка 4 Учебный план 18 Список аннотаций 22 Б.1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ ... понаправлению 080200 «Менеджмент» профиль (туризм и гостеприимство). Дисциплины, читаемые кафедрой экономики ...

Другие похожие документы..