textarchive.ru

Главная > Инструктивно-методическое письмо


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

__________________ К. С. Фарино

«_20_» _____мая_______ 2010 г.

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«О преподавании учебного предмета “Обществоведение“

в 2010/2011 учебном году»

Порядок изучения учебного предмета «Обществоведение» предусматривает следующее распределение количества учебных часов в неделю по классам:

Класс

Название раздела учебной программы

Количество учебных часов в неделю

школа

гимназия

лицей

физико-математическое,

химико-биологическое,

филологическое

направление

обществоведческое

направление

физико-математическое,

химико-биологическое,

филологическое

направление

обществоведческое

направление

IX

Человек. Общество. Культура

1

1

1

X

Современное общество

1

1

2

1

2

XI

Белорусское государство

1

1

2

1

2

Изучение обществоведения будет осуществляться по учебной программе, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2009 году (Минск: НИО, 2009). На изучение обществоведения в IX–XI классах отводится 105 часов (по 35 часов в каждом классе). В X–XI классах обществоведческого направления (гимназии и лицеи) учебный предмет «Обществоведение» изучается в течение 70 часов (в каждом классе).

В процессе обучения обществоведению особое внимание следует уделить проведению уроков-практикумов, которые предусмотрены при изучении каждой темы. Данные уроки имеют большое значение при освоении деятельностного компонента содержания учебного предмета. Практические занятия по обществоведению предполагают обсуждение типичных и нестандартных жизненных ситуаций, решение проблемных заданий, разработку проектов, анализ источников социально-гуманитарной информации.

Обращаем внимание на электронные ресурсы, которые могут быть полезны при организации процесса обучения обществоведению:

официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь (http://www.president.gov.by);

Министерство образования Республики Беларусь (http://www.minedu.unibel.by);

Республиканский институт контроля знаний (http://www.rikz.unibel.by);

Национальная библиотека Беларуси (http://www.nlb.by);

Российский образовательный портал (школьное образование) ();

Библиотека Национальной академии наук Беларуси (http://www.libcat.bas-net.by);

коллекция web-сайт энциклопедий ();

коллекция web-сайт словарей ().

Для более полного раскрытия познавательного и воспитательного потенциала учебного предмета педагогам необходимо обратить внимание на реализацию в образовательном процессе межпредметных связей. Учителям также целесообразно использовать методические разработки и дидактические материалы, опубликованные в научно-методическом журнале «Чалавек. Грамадства. Свет»:

IX класс. Раздел «Человек. Общество. Культура»

Вишневский М. И., Гирина В. Н. Человек как личность (2008. — № 3. — С. 46–49);

Вишневский М. И., Гирина В. Н. Духовный мир личности и общества (2008. — № 3. — С. 49–52);

Вишневский М. И., Кузьмина Т. Н. Человек и нравственность (2009. — № 1. — С. 8–22);

Кунашко Е. А. Роль общения в жизни людей (2009. — № 1. — С. 23–28);

Кунашко Е. А. Взаимодействие с окружающими людьми (2009. — № 1. — С. 29–35);

Кунашко Е. А. Общение в малых группах (2009. — № 1. — С. 36–41);

Дудко В. Н. Сущность морали (2009. — № 1. — С. 42–48);

Дудко В. Н. Нравственные нормы (2009. — № 1. — С. 49–54);

Дудко В. Н. Нравственные отношения (2009. — № 1. — С. 55–60);

Николаевич А. И. Нравственные отношения (2009. — № 1. — С. 61–64);

Вишневский М. И., Гирина В. Н. Материалы для уроков обобщения в IX классе (2009. — № 2. — С. 30–34);

Гирина В. Н., Шалашкевич Е. И., Воронович В. М. «Человек и нравственность»: дополнительные материалы и методические рекомендации к урокам обществоведения в IX классе (2009. — № 2. — С. 35–39);

Дудко В. Н. Нравственные ценности (2009. — № 2. — С. 48–51);

Николаевич А. И. Нравственный мир человека (2009. — № 2. — С. 52–53);

Гирина В. Н., Шалашкевич Е. И., Воронович В. М. Методические рекомендации по изучению темы «Межличностное общение» в курсе «Обществоведение» (IX класс) (2009. — № 5. — С. 48–56);

X класс. Раздел «Современное общество»

Шевцов В. А., Смирнова Е. Ю. Общая характеристика образования (материалы по теме «Образование») (2010. — № 1. — С. 38–48);

Гирина В. Н., Шалашкевич Е. И., Воронович В. М. Социальная ориентация личности (методические рекомендации по изучению темы «Межличностное общение» в курсе «Обществоведение» (2010. — № 1. — С. 49–56).

В 2010/2011 учебном году в журнале продолжится практика публикации сценариев, методических разработок по изучению наиболее сложных тем обществоведения, а также материалов по актуальным вопросам современного гуманитарно-обществоведческого образования.

Изучение отдельных вопросов. При изучении разделов программы «Человек. Общество. Культура» (IX класс) и «Современное общество» (X класс) особое внимание следует уделить рассмотрению вопросов, необходимых для выполнения основных социальных ролей, конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами современного общества. Также при изучении данных разделов программы рекомендуется использование образовательного потенциала богатого культурно-исторического опыта и духовно-нравственного наследия белорусского народа.

Теоретические материалы и методические рекомендации по изучению вопросов политического развития Республики Беларусь нашли своё отражение в следующих публикациях:

Каваленя А. А. Дзяржаўнасць Беларусі: гісторыя і сучаснасць (Гісторыя: праблемы выкладання. — 2008. — № 1. — С. 4–8);

Шкуцько Г., Ерашэвіч Н. «Я — грамадзянін Рэспублікі Беларусь»: на шляху да грамадзянскасці і патрыятызму (Гісторыя: праблемы выкладання. — 2008. — № 9. — С. 15–28);

Сурконт Т. М. Методические рекомендации по проведению конкурса политэрудитов (игра «Счастливый случай») (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2009. — № 2. — С. 54–57);

Сташкевич Н. С. Белорусская государственность: этапы становления (XX век) (Гісторыя: праблемы выкладання. — 2009. — № 3. — С. 3–7);

Сташкевич Н. С. Белорусская государственность: этапы становления (XX век) (Гісторыя: праблемы выкладання. — 2009. — № 4. — С. 3–6);

Сурконт Т. М. О чём рассказывают наш герб и флаг? (Сценарий внеклассного занятия) (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2009. — № 5. — С. 36–41).

Значительное место при изучении учебного предмета «Обществоведение» отводится вопросам права, что является одним из ключевых механизмов формирования правовой культуры личности школьника. Изучение правовых аспектов жизни современного общества позволит выпускнику быть компетентным в сфере гражданско-общественной деятельности, поступать в соответствии с правовыми нормами жизни общества, ответственно выполнять обязанности гражданина. Вопросы права нашли свое отражение в темах «Политико-правовая сфера жизни общества» (X класс), «Конституция Республики Беларусь» и «Основные отрасли права» (XI класс). При изучении правовой сферы жизни общества в качестве дополнительной литературы рекомендуется использовать пособие для учителя «Основы правовых знаний» под редакцией доктора юридических наук, профессора Г. А. Василевича (Минск: Нар. асвета, 2006), а также материалы следующих публикаций:

Науменко А. Э. Реализация политических прав граждан на примере избирательной кампании (ролевая игра) (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2007. — № 4. — С. 57–62);

Реализация прав человека в молодежной политике Республики Беларусь (Гісторыя: праблемы выкладання. — 2007. — № 11. — С. 23–29);

Кашкан Т. Права человека — явление мировой культуры и цивилизации (Гісторыя: праблемы выкладання. — 2007. — № 12. — С. 36–43);

Фатьянов В. В. Разработка и апробирование интерактивных педагогических методик и технологий при правовом обучении учащихся (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2008. — № 1. — С. 32–34);

Малаховская Ж. В. Семейная олимпиада «Основы права» (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2009. — № 5. — С. 42–47).

Также можно использовать материалы информационных интернет-ресурсов:

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://www.pravo.by);

Детский правовой сайт (http://mir.pravo.by).

В рамках тем «Духовная жизнь общества» (X класс) и «Политика белорусского государства» (XI класс) рассматриваются вопросы возникновения и существования религии как широкого социального явления, основные направления конфессиональной политики в Республике Беларусь. При изучении вопросов религиоведения следует руководствоваться рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь (Настаўніцкая газета. — 2003. — № 70–71, 75; 2005. — № 76–77; инструктивно-методические письма предыдущих лет). Дополнительную информацию о конфессиональной политике в Республике Беларусь можно найти на официальном Интернет-портале Президента Республики Беларусь (http://www.president.gov.by).

При организации уроков по этим темам рекомендуется обратить внимание на следующие публикации:

Землякоў Л., Колікава Н. Дзяржаўна-канфесіянальная палітыка ў Рэспубліцы Беларусь (Беларускі гістарычны часопіс. — 2007. — № 3. — С. 3–8);

Землякоў Л., Аўсіевіч М. Асноўныя напрамкі і механізмы рэалізацыі дзяржаўнай канфесіянальнай палітыкі ў Рэспубліцы Беларусь (Гісторыя: праблемы выкладання. — 2007. — № 12. — С. 3–5);

Землякоў Л., Жылінская І. Рэлігія ў сучаснай Беларусі (Беларускі гістарычны часопіс. — 2008. — № 6. — С. 3–12);

Павильч А. А. Историко-культурные традиции сравнительного изучения религий (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2009. — № 3. — С. 32–36);

Корзун И. П. Христианская традиция и современный процесс воспитания и обучения (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2009. — № 4. — С. 30–32).

При изучении вопросов культуры полезным будет использование следующих научных статей:

Матусевич Е. В. Эволюционные стратегии развития мультикультурного общества (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2008. — № 1. — С. 8–11);

Ойстрах-Демидова Т. Л. Духовная культура и личность (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2008. — № 4. — С. 16–21);

Болотова Ю. Г. Место и роль региональных и локальных культур Беларуси в глобализационных процессах современности (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2008. — № 4. — С. 33–38);

Ойстрах-Демидова Т. Л. Роль художественной культуры в формировании личности (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2009. — № 4. — С. 17–20);

Мартысюк П. Г. Формы культуры (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2009. — № 4. — С. 49–50);

Гусев Ю. А., Мартысюк П. Г. Проблема духовной культуры личности и ее безопасности в современных условиях (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2010. — № 1. — С. 3–7).

В ходе изучения особенностей развития образования и науки на современном этапе целесообразно использовать следующие материалы:

Андреев В. И. О тенденциях развития современной общеобразовательной школы в Европе (Чалавек. Грамадства. Свет. — 2008. — № 1. — С. 19–22);

Кошелев В. Развитие гуманитарных наук и качество образования (Гісторыя: праблемы выкладання. — 2008. — № 2. — С. 3–5);

Корзенко Г. Наука Беларуси: формирование и развитие (Гісторыя: праблемы выкладання. — 2008. — № 4. — С. 3–6);

Андрющенко В. П. Университетское образование XXI столетия: попытка прогностического анализа (Гісторыя: праблемы выкладання. — 2009. — № 12. — С. 3–5).

Правила формирования культуры устной и письменной речи. В классном журнале на учебный предмет «Обществоведение» отводится отдельная страница. Название учебного предмета в журнале записывается со строчной буквы, без кавычек. Запись в журнале темы каждого урока производится в соответствии с языком преподавания.

По обществоведению ведутся рабочие тетради. Они могут быть как обычные, так и на печатной основе. К новому учебному году подготовлены рабочие тетради по обществоведению для учащихся IX класса, в настоящее время готовятся тетради для учащихся X–XI классов. Проверка рабочих тетрадей осуществляется учителем выборочно, но не реже 1 раза в месяц у каждого учащегося с выставлением отметок по усмотрению учителя. В тетрадях допускаются сокращения в соответствии с правилами орфографии. Напоминаем, что учитель, выставляя отметку в классный журнал, должен выставить ее в дневник учащегося и заверить подписью.

Также напоминаем педагогам, что с 1 сентября 2010 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 «Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі». Для организации качественного образовательного процесса учителям обществоведения необходимо ознакомиться с новой редакцией правил белорусской орфографии и пунктуации.

Оценка результатов учебной деятельности. Особенности контроля знаний по обществоведению. В процессе обучения целесообразно использовать следующие виды контроля результатов учебной деятельности учащихся: поурочный и тематический.

При проведении поурочного контроля необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их активность в работе, работоспособность и трудолюбие, проявления творчества, умение анализировать и оценивать события, собственные действия и поступки, а также поведение своих товарищей, других людей в различных ситуациях общественной, политической и экономической жизни.

Контроль знаний по обществоведению (поурочный, тематический) проводится в устной и письменной формах или в их сочетании. Формами контроля могут быть: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос (с использованием заданий и вопросов, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах); самостоятельная работа по решению проблемных заданий и познавательных задач; проверочная работа, практическая работа, творческая работа, понятийный диктант, дифференцированный зачет, собеседование, написание эссе, сообщения, мини-сочинения; выполнение разноуровневых заданий, тестирование и т. д.

Форма проведения контроля определяется учителем. По его усмотрению проводится контроль знаний и умений учащихся по отдельно взятой теме, который может занимать до 20 минут урока. Темы, подлежащие контролю, определены Программой по учебному предмету. Письменная работа учащихся не должна превышать 20 минут урока. С этой целью учителя могут использовать рабочие тетради для учащихся. Отметки, полученные при проверке знаний по теме, выставляются всем учащимся класса в графу без даты. При этом производится соответствующая запись в журнале. Например: «Контроль знаний по теме: (указывается название темы)». При проведении практических работ и практикумов также указывается тема.

Одним из видов контроля являются педагогические тесты (тесты успешности обучения), которые предусматривают формализованный характер ответа, необходимый для проверки, прежде всего, усвоения фактического материала. Учитель может широко применять в своей работе как уже разработанные тестовые задания, так и составленные им самостоятельно.

Промежуточная аттестация знаний учащихся подразумевает оценивание по итогам четвертей. В IX–XI классах отметки учащимся выставляются за каждую четверть как среднее арифметическое на основе результатов промежуточного контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению учителя) поурочного балла. При этом принимается во внимание динамика индивидуальных учебных достижений ученика на конец четверти. Годовая отметка выставляется на основе результатов промежуточной (по четвертям) аттестации как среднее арифметическое с учетом динамики учебных достижений учащихся на конец года.

Итоговая аттестация учащихся за период обучения на уровне общего среднего образования по учебному предмету «Обществоведение» осуществляется в форме экзамена (по выбору учащихся), который проводится в устной форме — по билетам, утвержденным Министерством образования.

Итоговая отметка за период обучения на уровне общего среднего образования учащимся, которые сдавали выпускные экзамены по обществоведению, выставляется с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Факультативные занятия по обществоведению. При организации факультативных занятий рекомендуется пользоваться учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь и получившими гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением “Национальный институт образования” Министерства образования Республики Беларусь». Программы рекомендуемых факультативов размещены на сайте Национального института образования (http://www.adu.by).

Название факультатива

Рекомендации к использованию

1. Культура и религия (10–11 классы 11-летней школы)

X–XI классы

2. Демократия в повседневности (11 класс 11-летней школы)

XI класс

3. Основы религиоведения (11 класс 11-летней школы)

XI класс

4. Введение в мир социологии (9 класс 12-летней школы)

IX класс

5. Основы государства и права восточных славян (10 класс 12-летней школы)

X класс

6. Основы права (11 класс 12-летней школы)

X класс

7. Основы права (12 класс 12-летней школы)

XI класс

8. Основы политологии (11 класс 12-летней школы)

XI класс

9. Основы культурологии (12 класс 12-летней школы)

XI класс

10. Глобальные проблемы современности (12 класс 12-летней школы)

XI класс

К 2010/2011 учебному году разработаны новые учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий:

Мир человека. IX класс (В. Н. Гирина, Е. Ю. Смирнова);

Жизнь общества. X класс (В. Н. Гирина, Е. Ю. Смирнова);

Современное белорусское общество. XI класс (В. Н. Гирина, Е. Ю. Смирнова);

Основы идеологии белорусского государства. XI класс (В. В. Гинчук, Н. Н. Ганущенко, В. В. Шинкарев).

Учебно-методические комплексы включают в себя три компонента: программу факультатива, дидактические материалы для проведения факультативных занятий (пособие для учащихся), методические рекомендации для учителей.

При организации и проведении факультативных занятий по основам идеологии белорусского государства рекомендуем обратить внимание на следующие аспекты:

реализацию межпредметных связей факультативного курса и учебных предметов «Всемирная история. История Беларуси», «Белорусская литература», «Музыка», «Физическая культура», «Биология», «География» и др.;

использование форм и методов обучения, предполагающих целенаправленную организацию активной учебно-познавательной деятельности школьников с изучаемым материалом (практикумы, деловые игры, дискуссии, семинары, конференции, эвристические беседы, разработка проектов, подготовка презентаций и др.);

организацию практической работы учащихся с документами, в которых определяются правовые основы деятельности белорусского общества и государства, основные направления социально-экономического развития и государственной политики в Республике Беларусь;

использование материалов республиканских и местных периодических изданий, информационных ресурсов сети интернет.

Все факультативные занятия записываются в конце журнала на отдельной странице, ответы на факультативных занятиях не оцениваются, и отметки не выставляются.

В новом учебном году республиканская олимпиада по обществоведению будет проводиться для учащихся X и XI классов общеобразовательных учреждений.

Повышение профессионального мастерства педагогов

С 15 по 27 ноября 2010 года на базе Академии последипломного образования планируется проведение целевого повышения квалификации «Методическая работа с учителями истории и обществоведения в системе повышения квалификации» для методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов и управлений образования, руководителей методических формирований учителей предметов историко-обществоведческого направления.

С 17 по 29 февраля 2011 года в Академии последипломного образования будет проводиться целевое повышение квалификации «Современные технологии и методики обучения истории» для методистов Р (Г) УМК, курирующих организацию образовательного процесса по истории, организаторов методической работы по повышению профессионального уровня учителей истории, руководителей методических объединений.

В ноябре 2010 года в соответствии с республиканским координационным планом мероприятий по работе с педагогическими и руководящими кадрами системы образования в межкурсовой период в Академии последипломного образования состоится семинар-практикум «Использование деятельностного подхода при обучении истории и обществоведению» для методистов ИРО, Р (Г) УМК, руководителей методических объединений учителей истории и обществоведения, творчески работающих учителей.

Повышение квалификации учителей проводится на базе областных, Минского городского институтов развития образования в соответствии с их планами работы, которые доводятся до сведения служб, отвечающих за повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров.

Районным (городским) методическим объединениям учителей истории рекомендуется проводить не менее 4 заседаний в учебном году. При этом необходимо учитывать, что первое должно состояться перед началом учебного года, в конце августа (на предметных секциях), а на последнем — подводятся итоги работы методических объединений учреждений образования, района (города).

На первом заседании (августовской секции) рекомендуется:

обсудить нормативные правовые документы: учебные планы, программу по обществоведению для XI классов, примерное календарно-тематическое планирование, его особенности для классов обществоведческого направления в гимназиях и лицеях, инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета “Обществоведение” в 2010/2011 учебном году» и др., наиболее актуальные проблемы в работе учителя, задачи по повышению эффективности и качества образовательного процесса;

определить темы заседаний, направления работы методического объединения учителей на год;

познакомить их с новинками педагогической и специальной литературы, статьями в научно-методическом журнале «Чалавек. Грамадства. Свет».

Рекомендуется следующая структура заседания МО:

работа с нормативными правовыми документами;

рассмотрение теоретических и методических вопросов обучения обществоведению;

обзор новинок педагогической литературы и методических рекомендаций по обучению обществоведению;

решение текущих вопросов.

Такие учебные предметы, как «История» и «Обществоведение», как правило, преподает один учитель, поэтому нет необходимости в создании отдельных методических формирований только учителей истории или только учителей обществоведения. В составе районного (городского) методического формирования учителей могут быть созданы творческие группы учителей обществоведения по решению какой-то значимой проблемы и т. д.

Примерными темами для обсуждения на заседаниях МО учителей истории и обществоведения могут быть:

1. Использование эффективных методов и технологий обученияистории и обществоведению.

2. Урок — одна из основных форм организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

Вопросы для обсуждения:

* проектирование образовательного процесса на уроках истории и обществоведения;

* организация и проведение урока;

* способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения;

* наглядные и технические средства обучения на уроке;

* здоровьесберегающие аспекты урока;

* организация внеурочной, внеклассной работы по учебному предмету.

3. Современные информационно-коммуникационные технологии на уроках истории и обществоведения и их роль в реализации принципа индивидуализации обучения и развитии творческого потенциала личности учащегося.

Вопросы для обсуждения:

* место и роль современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

* возможности, предоставляемые современными информационно-коммуникационными технологиями;

* особенности применения современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочное время;

* современные информационно-коммуникационные технологии как фактор активизации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся.

4. Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся на уроках истории и обществоведения. Изучение проблем экологии, экономики, права, культуры, конфессиональной и этнической ситуаций в месте проживания учащихся, проведение социологических исследований и т. д. будут способствовать развитию интереса учащихся к предмету, их социализации в обществе.

Рекомендуемые формы проведения заседаний МО:

открытые уроки с их последующим обсуждением, практический показ опыта работы, проект, фестиваль педагогических идей, презентация, деловая игра, обучающий семинар, педагогический марафон, «мозговой штурм», решение проблемной ситуации, практикум, дискуссия, тренинг, круглый стол, научно-практическая конференция и т. п.

Заседание методического объединения, как правило, завершается разработкой рекомендаций, инструкций, наглядных, электронных пособий, принятием решений об обобщении опыта лучших учителей, о публикациях в научно-методических предметных журналах, в том числе «Чалавек. Грамадства. Свет».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В 2010/2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

Обязательными компонентами учебно-методического комплекса по учебному предмету «Обществоведение» являются: учебная программа, учебные пособия, учебно-методические пособия. Также в учебно-методический комплекс входят: сборники познавательных задач и проблемных заданий (практикумы), хрестоматии, рабочие тетради, словари, справочники, дидактические материалы, таблицы, схемы, аудиовизуальные и электронные средства обучения.

Учебно-методический комплекс по обществоведению включает следующие учебные издания:

IX класс. Раздел «Человек. Общество. Культура»

Обществоведение: учебная программа для 9–11 классов общеобразоват. учреждений (IX класс). — Минск: НИО, 2009.

Обществоведение: учебное пособие для 9 класса общеобразоват. учреждений / под ред. М. И. Вишневского. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009.

Гламбоцкий П. М., Гирина В. Н. Обществоведение. 9 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / под ред. М. И. Вишневского. — Минск: Аверсэв, 2009, 2010.

X класс. Раздел «Современное общество»

Обществоведение: учебная программа для 9–11 классов общеобразоват. учреждений (X класс). — Минск: НИО, 2009.

Обществоведение: учебное пособие для 10 класса общеобразоват. учреждений / под ред. М. И. Вишневского. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009.

Гламбоцкий П. М., Гирина В. Н. Обществоведение. 10 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / под ред. М. И. Вишневского. — Минск: Аверсэв, 2010.

XI класс. Раздел «Белорусское государство»

Обществоведение: учебная программа для 9–11 классов общеобразоват. учреждений (XI класс) — Минск: НИО, 2009.

Обществоведение: учебное пособие для 11 класса общеобразоват. учреждений / под ред. М. И. Вишневского. — Минск: Нар. асвета, 2010.

К 2010/2011 учебному году разработано новое учебное пособие для XI класса общеобразовательных учреждений. Пособие включает четыре взаимосвязанные темы:

«Конституция Республики Беларусь»;

«Основные отрасли права»;

«Политика белорусского государства»;

«Беларусь в современном мире».

В учебном пособии содержится много дополнительных материалов: документы, отрывки из научных публикаций, исторические факты. Большинство текстов представлено в специальном разделе «Документы и материалы», размещенном после каждой темы, поэтому педагогам необходимо заранее, до начала изучения темы, продумывать формы и методы использования того или иного текста на конкретном уроке.

Материалы уроков-практикумов и уроков обобщения каждой темы учебного пособия расширяют возможности применения педагогом различных форм работы, предполагающих организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

При изучении обществоведения в XI классе рекомендуется использовать учебное пособие «Беларусь — страна твоего будущего. Книга для выпускника» авторов Н. Г. Ваниной, Н. Н. Ганущенко, В. И. Ивченкова и др. (Минск: Пачатковая школа, 2010). В нем представлены основы политико-правовой системы Республики Беларусь, главные направления развития экономики, социальной сферы и культуры страны, содержится информация об учебных заведениях страны, что должно способствовать профессиональной ориентации выпускников. В процессе подготовки к урокам обществоведения педагогам рекомендуется использовать пособие для учителя «Основы идеологии белорусского государства» (Минск: Нар. асвета, 2005), а также руководствоваться Примерным календарно-тематическим планированием изучения учебного предмета «Обществоведение» в общеобразовательных учреждениях (Минск, 2009). Примерное календарно-тематическое планирование для XI класса общеобразовательных учреждений будет издано к началу 2010/2011 учебного года. Обращаем внимание, что оно не является нормативным документом, поэтому педагоги вправе вносить в него изменения, исходя из особенностей избранной методики преподавания и познавательных интересов учащихся.

Адукацыйны партал www.adu.by



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... . При этом в инструктивно-методическомписьме Министерства образования Республики Беларусь «О преподаванииучебногопредмета “Химия” в 2010/2011учебномгоду» было сказано о необходимости ...
  2. Республики татарстан» рекомендации к августовскому совещанию работников образования и науки республики татарстан 2010

    Документ
    ... О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В 2010/2011 УЧЕБНОМГОДУ……………………………….….25 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В 2009/2010УЧЕБНОМГОДУ……………………………………………………………………………………………………....32 О ПРЕПОДАВАНИИУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 2010/ 2011 УЧЕБНОМГОДУ ...
  3. Республики татарстан» рекомендации к августовскому совещанию работников образования и науки республики татарстан 2010

    Документ
    ... О ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В 2010/2011 УЧЕБНОМГОДУ……………………………….….25 ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В 2009/2010УЧЕБНОМГОДУ……………………………………………………………………………………………………....32 О ПРЕПОДАВАНИИУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В 2010/ 2011 УЧЕБНОМГОДУ ...
  4. План работы муниципального учреждения «информационно-методический центр» на 2011/2012 учебный год

    Документ
    ... учебных умений и навыков на примере уроков письма ... и обществоведения» Шк ... по преподаваниюпредмета ... МО за 2010/2011учебныйгод. Анализ ... учебныйгод № п/п Тематика содержания, формы работы Сроки и место проведения Ответственный 1.Инструктивно-методическая ...
  5. Отчет о работе северо-западного окружного управления образования и окружного методического центра за 2009-2010 учебный год

    Отчет
    ... учителями-предметниками инструктивно-методических семинаров и ... в практике письма, развивать орфографическую ... работы учебного округа на 2010-2011учебныйгод по ... 13 Обществоведение 60, ... направленности в преподаваниипредметов общеобразовательного цикла. ...

Другие похожие документы..