textarchive.ru

Главная > Документ


ЖИТИЯ СВЯТЫХ

по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Месяц март

Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2003-2004

1 марта

ЖИТИЯ СВЯТЫХ 1

по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского 1

Месяц март 1

Житие и страдание святой преподобной мученицы Евдокии, 3

Память 1 марта 3

Страдание святых мучеников Нестора и Тривимия 22

Страдание святой мученицы Антонины 22

Память преподобной Домнины 23

Страдание святого священномученика Феодота, епископа Киринийского, 23

Память 2 марта 23

Память святой мученицы Евфалии 27

Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского1 27

Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска, 34

Память 3 марта 34

Житие преподобного отца нашего Герасима, жившего на Иордане, 41

Память 4 марта 41

Страдание святых мучеников Павла и сестры его Иулиании и прочих с ними 44

Житие преподобного отца нашего Иакова Постника 54

Житие и страдание святого мученика Конона Исаврийского, 61

Память 5 марта 61

Память святого мученика Конона, по прозванию Огородника 67

Память преподобного Исихия Постника 67

Память преподобного Марка Постника 68

Память святого мученика Евлогия 69

Страдание святого преподономученика Конона и сына его Конона, в Иконии пострадавших, 69

Память 6 марта 69

Страдание святых 42 мучеников 74

Память преподобного Аркадия 83

Страдание святых священномучеников Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, бывших в различные времена епископами в Херсоне, 83

Память 7 марта 83

Память преподобного Емилиана 86

Память преподобного Павла исповедника 87

Повесть о затворнике, которому Бог открыл об участи, принимающих милостыню 87

Страдание святого священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского, 88

Память 8 марта 88

Память преподобного Феофииакта исповедника, епископа Никомидийского 91

Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии, 93

Память 9 марта 93

Страдание святого мученика Урпасиана 99

Память святого Кесария 100

Страдание святых мучеников Кодрата и прочих с ними, 101

Память 10 марта 101

Страдание святого мученика Кодрата Никомидийского и с ним святых мучеников Саторина и Руфина и прочих 105

Память преподобной матери нашей Анастасии, переименованной Анастасием скопцом 114

Память иже во святых отца нашего Софрония Премудрого, патриарха Иерусалимского, 117

Память 11 марта 117

Страдание святого священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и прочих с ним 122

Память святого отца нашего Евфимия, архиепископа Новгородского 129

Житие святого отца нашего Феофана исповедника, 132

Память 12 марта 132

Житие во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римского 141

Память праведного Финееса 146

Перенесение честных мощей Никифора, патриарха Цареградского, 147

Память 13 марта 147

Память святого мученика Александра 149

Житие преподобного отца нашего Венедикта, 149

Память 14 марта 149

Память святого Евcхимона исповедника 161

Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия, 162

Память 15 марта 162

Память святого мученика Никандра 163

Память святого священномученика Александра иерея 163

Память святого Апостола Аристовула, 165

Память 16 марта 165

Память святого мученика Савина 165

Страдание святых мучеников Трофима и Фала 166

Память святого мученика Папы 168

Житие преподобного Алексия, человека Божия, 169

Память 17 марта 169

Страдание святого мученика Марина 176

Житие преподобного отца нашего Макария Колязинского1 176

Память иже во святых отца нашего Кирилла архиепископа Иерусалимского, 185

Память 18 марта 185

Житие преподобного отца нашего Анина Чудотворца 189

Память святых мучеников Трофима и Евкарпия 194

Страдание святых мучеников Хрисанфа и Дарии, 195

Память 19 марта 195

Память святого мученика Панхария 204

Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия, Память 206

20 марта 206

Страдание святой мученицы Фотины1 209

Страдание святых мучениц Александры и Клавдии 213

Память святого Никиты Исповедника 213

Память преподобного отца нашего Иакова, епископа и исповедника, 213

Память 21 марта 213

Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Катанского 214

Память во святых отца нашего Фомы, патриарха Константинопольского 214

Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского, 215

Память 22 марта 215

Память святой мученицы Дросиды 221

Житие и страдание святого священномученика Никона, 222

Память 23 марта 222

Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Печерского 228

Память святых мучеников Филита и Лидии 231

Память во святых отца нашего Артемона, епископа Селевкийского, 232

Память 24 марта 232

Память преподобного отца нашего Иакова Исповедника 233

 Воспоминание о чуде, бывшем в Печерском монастыре 234

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы, 235

Память 25 марта 235

Собор святого архангела Гавриила1, 243

Память 26 марта 243

Страдание святого священномученика Иринея, епископа Сирмийского 247

Житие преподобного отца нашего Малха 250

Память 26-ти мучеников Готских1 254

Житие преподобного отца нашего Василия Нового 255

Житие преподобного отца нашего Иоанна Прозорливого, пустынника и затворника Египетского, 282

Память 27 марта 282

Память святой мученицы Матроны Солунской 292

Память святых мучеников Мануила и Феодосия 292

Житие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского, 293

Память 28 марта 293

Память святых мучеников Ионы и Варахисия 295

Память преподобного отца нашего Илариона Нового1 296

Память преподобного отца нашего Стефана исповедника 296

Повесть о Таксиоте воине 297

Страдание преподобного отца нашего Марка, епископа Арефусийского, 298

Память 29 марта 298

Память преподобного отца нашего Иоанна пустынника 301

Память преподобного отца нашего Евстафия исповедника, епископа Вифинийского1 302

Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника1, 303

Память 30 марта 303

Память святого пророка Иоада 310

Повесть об иноке, никого не осудившем 310

Память святого священномученика Ипатия чудотворца, епископа Гангрского, 311

Память 31 марта 311

Память преподобного отца нашего Ипатия, в Руфинах1 313

Память преподобного Аполлония 314

Память святых мучеников Авды и Вениамина 315

Преставление святого отца нашего Ионы, митрополита Киевского и всея России 315

Житие святого праведного Иосифа Прекрасного 320

Житие и страдание святой преподобной мученицы Евдокии,

Память 1 марта

В царствование Траяна1 в городе Илиополе2, что в Келесирии3, в области Финикии Ливанской4, сопредельной с иудейской страной, жила девица по имени Евдокия. По происхождению и по вере она была самарянка5. Прельщая своей великой красотой, она многих безжалостно увлекала к погибели, собирая посредством плотской нечистоты, этого легкого способа приобретения, свое постыдное достояние от богатства тех стран. Лицо ее было настолько красиво, что и художник затруднился бы изобразить эту красоту. Повсюду шла о ней молва, и множество благородных юношей и даже представителей власти из других стран и городов стекались в Илиополь, как будто бы за другой надобностью, на самом же деле только для того, чтобы видеть и насладиться красотой Евдокии, греховными делами собравшей богатство чуть ли не равное царской казне. И через это продолжительное собирание сокровищ, Евдокия так омертвела душой в своей нечистой жизни и окаменела в сердечном ожесточении, что никакая сила, кроме Божественной, не исцелила бы безнадежной душевной болезни этой отчаянной грешницы. Однако настало время, когда избавляющая от погибели рука доброго пастыря, идущего заблудшей овцы, поспешила и к ней: воззрел Творец на Свое создание, растленное злобой диавола, и восхотел обновить его. Истинный домохозяин позаботился о плодах Своего виноградника, подвергавшихся вражескому расхищению. Владыка небесных сокровищ поспешил принять в вечную сокровищницу валявшуюся на земле в грязи и гибнущую драхму. Хранитель благ, ожидаемых праведными, призвал эту отчаянную самарянку к Своей совершенной надежде, а диавола оставил посрамленным. Он сделал то, что валявшаяся некогда в болоте, как скот, стала нескверною, как агница; прежний сосуд нечистоты наполнился чистотою; навозный ров сделался вечным, невозмутимым источником; грязный поток преобразился в благовонное озеро; смрад прогнившего и засмердевшего колодца оказался алавастром многоценного мира; та, что для многих людей являлась духовной смертью, та самая для многих же оказалась виновницей спасения. Вот как началось обращение к Богу этой великой грешницы.

Один инок, по имени Герман, возвращался через Илиополь из путешествия в свою обитель. Он пришел в город вечером и остановился у одного знакомого христианина, жившего близ городских ворот, причем комната его была смежной со стеной дома той девицы, о которой идет речь. Инок, уснув немного, ночью встал по обыкновению своему для пения псалмов и, по окончании положенного правила, сел и, взяв книжку, которую носил с собой за пазухой, надолго углубился в чтение. В книжке было написано о страшном суде Божьем и о том, что праведные просветятся, подобно солнцу, в царстве небесном, а грешные пойдут в огонь неугасимый, где будут преданы навеки лютым мучениям. В эту самую ночь Евдокия, по Божественному смотрению, была одна. Спальня, в которой она затворилась, примыкала к той стене, за которой инок подвизался в молитве и чтении. Когда начал инок свое псалмопение, Евдокия тотчас же проснулась и, лежа на постели, слушала все до самого конца чтения. Ей слышно было все, что читал инок, ибо одна только стена, и та не толстая, разделяла их, тем более, что инок читал громко. Слушая чтение, грешница пришла в великое умиление и не спала до самого рассвета, с трепетом сердечным размышляя о множестве своих грехов, о страшном суде и нестерпимой муке грешников. Как только настал день, она (под действием Божественной благодати, возбуждавшей ее к покаянию) велела позвать к ней того, кто читал ночью книгу, и, когда он пришел, спросила его:

- Что ты за человек и откуда? Как ты живешь и какая твоя вера? Умоляю тебя, скажи мне всю правду. Услышав, что ты читал ночью, я смущена, и душа моя истомилась, ибо я слышала что-то страшное и удивительное, до сих пор мне неизвестное. И если правда, что грешники предаются огню, то кто же может спастись?

Блаженный Герман сказал ей:

- Госпожа! Какой же ты веры, если ты никогда не слыхала о страшном суде Божьем и не понимаешь значения читанных мною слов?

- По своему отечеству и по вере, - сказала Евдокия, - я самарянка; богатство мое безмерно, и меня особенно смущает и устрашает то горе и тот вечный и неугасимый огнь, которыми угрожает богатым читанная тобой книга. В книгах нашей веры я таких слов никогда не встречала и поэтому немало встревожилась, услышав что-то новое и неожиданное.

Блаженный Герман спросил:

- Есть ли у тебя муж, госпожа? И откуда у тебя безмерное, как ты говоришь, богатство?

- Законного мужа не имею, - ответила она, - а богатство мое собрано от многих мужей. И если богатые осуждены будут по смерти на такую тяжкую и вечную муку, то какая же мне польза от моего богатства?

Герман сказал ей:

- Поведай мне истинную правду (ибо и Христос мой, Коему я служу, наложен и истинен), хочешь ли ты быть спасенной без богатств и жить благополучно, в веселии и в радости, бесконечные века? Или хочешь с богатством своим жестоко мучиться в вечном огне?

- Гораздо лучше мне без богатства получить жизнь вечную, - ответила Евдокия, - чем с богатством погибнуть однажды навеки. Но я удивляюсь, за что богатый будет так казнен по смерти? Ужели Бог ваш питает такую жестокую и неумолимую ненависть к богатым?

- Нет, - сказал Герман, - не отвращается от богатых Бог и не запрещает им быть и богатыми, но ненавидит неправедное приобретение богатства и употребление богатства на жизнь в наслаждениях и похотях греховных; потому, если кто приобретает богатство законным путем и приобретенное тратит на добрые дела, тот безгрешен и праведен пред Богом, а кто собирает богатство хищением, грабежом и неправдою или вообще каким-либо греховным делом, кто бережет богатство в своих сокровищницах, не милосердуя о нищих, не подавая просящим, не одевая нагих, не насыщая алчущих, - тому будет мука без милости.

Евдокия спросила:

- А мое богатство не кажется тебе неправедным?

Герман отвечал:

- По истине оно неправедно и противнее Богу всякого греха.

Тогда она сказала:

- Почему же так? Ведь я многих нагих одела, многих алчущих накормила досыта, а некоторым немного и золотом помогла. Как же ты богатство называешь злом?

- Госпожа, - сказал Герман, - послушай меня со вниманием: ведь никто, пойдя в баню мыться, не захочет погрузить свое тело в воду нечистую, мутную, противную и вонючую, но омывается там, где окажется чистая вода. Как же ты можешь некоторыми только делами милосердия очиститься от смрадной и мерзкой скверны греховной, когда ты валяешься в ней добровольно и в то же время презираешь чистую воду Божья милосердия? Во всяком случае, это болото скверны греховной, как потоп, с великой силой ввергнет тебя в пропасть серную и смоляную, горящую вечным пламенем гнева Божьего. Ибо богатство, которое у тебя так велико, противно великому Владыке и вечному Судии и уже осуждено раньше страшного суда, как нажитое в прелести и блуде. И нисколько тебе не поможет то, что ты из этого большого, но скверного и греховного богатства уделяла иногда частицу немногим убогим, - ибо награду за эту малую добродетель уничтожает безмерное множество злых деяний, подобно тому, как тонкое благоухание заглушается сильным зловонием. Нет, никогда ты не получишь никакой благодати, пока будешь добровольно пребывать в нечистоте, и не иначе сподобишься милосердия Божьего, как только отвергнувши безмерный греховный свой смрад, омывши себя слезами покаяния и украсившись праведными делами. Как у того, кто ходит босой по тернию, много острых заноз, так что если некоторые и вытащить, все же много их останется в теле и будут причинять мучения; так и сделанная тобою когда-нибудь маленькая милостыня нищему если и поможет тебе уничтожить какой-либо небольшой грех, то самое большое терние греховное остается на совести твоей и приведет тебя на тягчайшее мучение. Страшен и праведен мздовоздатель - Бог, прогневанный тобою и угрожающий тебе вечными и нестерпимыми муками, уготованными для грешников нераскаянных. Но если ты захочешь меня выслушать, то можешь спастись от ожидающих тебя мучений и получить радость вечную.

Евдокия сказала:

- Раб Бога живого, умоляю тебя, побудь немного со мной, расскажи мне подробно о тех делах, коими можно сподобиться милости Божьей, дабы и я, следуя этому образцу, могла получить спасение. Я готова употребить свое богатство на добрые дела. Ты сказал, что Бог любит справедливое и добродетельное распределение богатства: мне же ничто не мешает, даже и с некоторым уменьшением домашнего имущества, избавить себя от тех мучений, которые, по твоим словам, должны принять в день суда ненавидимые Богом. Вот, честный отче, у меня немало рабов. Под твоим предводительством поведу я их, нагруженных золотом, серебром и драгоценными вещами, к твоему Богу, если только Он, по твоему ходатайству, благоизволит принять мое приношение и даровать мне спасение.

- Не суди о Боге, - сказал ей Герман, - по нравам человеческим, не думай, что Ему нужны те ничтожные вещи, которые драгоценны для людей; ибо Он, будучи несравненно богаче всех царей земных, по Своей воле обнищал для нас, чтобы этой скорбной нищетой купить нам вечное спасение. Дочь моя, раздай свое богатство больным и убогим, ибо они любезны Богу: данное им кем-либо Он считает данным Себе и за временное имение, розданное нищим, воздает небесными, никогда не оскудевающими сокровищами. Сделай так и потом приступи к святой и спасительной купели крещения, и, омывшись от скверны всех своих грехов, будешь чиста и непорочна, возродишься благодатью Святого Духа и получишь блаженный удел, где будешь наслаждаться нетленным вечным светом, где нет ни печалей, ни болезней, ни злодеяний. Будешь ты святой агницей, пасомой на небесных пажитях Иисусом Христом, Спасителем нашим. Одним словом: если хочешь ты спастись, дочь моя, сделай, как я тебе советую, и будешь блаженна во веки.

Евдокия отвечала:

- Если бы не запечатлелись в моем уме читанные тобой слова, которые я так ясно слышала в прошедшую ночь, я и не позвала бы тебя сюда. Возьми же у меня, отче, сколько хочешь золота и побудь здесь несколько дней, поучая меня вашей христианской вере и наставляя в добродетели, чтобы я, раздав мои богатства и имение и все, как следует, устроив, могла следовать за тобой, куда бы ты ни пошел.

Блаженный Герман на это сказал:

- Не надо мне золота: довольно для меня и надежды на твое спасение, и это для меня - уважительная причина замедлить здесь несколько дней, если я найду погибшую овцу и приведу ее в ограду Христову. Посему, хотя я и спешил в свою обитель, однако пробуду здесь немного дней ради твоего обращения к Богу. Ты же сделай все, что я говорю, - призови одного из христианских пресвитеров, которые живут в этом городе, и пусть он, научив тебя, крестит по церковному чину, ибо в этом начало и основание спасения, а затем все другие богоугодные занятия пойдут своим порядком.

Услышав это от блаженного старца, Евдокия призвала одного из слуг своего дома и велела ему сейчас же идти в церковь христианскую и просить пресвитера немедленно прийти к требующему его; при этом запретила говорить, кто именно требует и зачем. Пресвитер скоро пришел. Увидев его, Евдокия поклонилась ему до земли, облобызала его ноги и сказала:

- Умоляю тебя, господин мой, поведай мне о вашей вере: хочу и я сделаться христианкой.

Пресвитер, удивленный такою речью, спросил Евдокию:

- Какая же твоя вера, что ты желаешь перейти в благоверие христианское?

Она ответила:

- Я самарянка, как по происхождению, так и по вере, и была я супругой всего мира. Исповедаю перед тобою в одном слове всю истину. Я - море многих зол, когда же я услышала, что грешники, если не покаются и не сделаются христианами, то будут по смерти мучиться в вечном огне, тогда я решила в уме своем стать христианкой.

Пресвитер на это сказал:

- Если ты была морем грехов, будь теперь пристанищем спасения; если ты была колеблема многими ветрами, войди ныне в тихую пристань; и если ты подвергалась сильному волнению, ищи теперь утренней росы, с неба сходящей; если ты долгим наводнением была затоплена, ищи отныне доброго кормчего, да направит он тебя безопасно в свою тихую пристань, где сокровища всякой правды; приложи старание, чтобы сделаться наследницей находящихся там благ. Земное свое богатство раздай нуждающимся и освободи себя от печали греховной, а вместе и от тьмы и от огня неугасимого, ожидающего тебя, если не раскаешься.

Евдокия, слыша это, прослезилась и, ударив себя в грудь, сказала:

- Правда ли, что у вашего Бога нет милости к грешникам?

Пресвитер ответил:

- Кающимся грешникам, по принятии ими знамения веры, т.е. святого крещения, Господь прощает все грехи прежней жизни, жизни неверия, а остающимся в грехах и не думающим о покаянии нет прощения, и таковые без милости будут мучимы.

- Скажи мне, пресвитер, - спросила Евдокия, - думаешь ли ты, что на небе есть нечто большее и лучшее того, что находится на земле? Ведь у нас воистину много сокровищ золота, серебра и дорогих каменьев, всякого рода удовольствий и наслаждений, к тому же есть изобилие рыб и птиц и безмерное количество всяких снедей и напитков. Что же больше всего этого найдется там, на небе?

- Если не отвлечешь ума своего от прелести этого мира, - сказал ей пресвитер, - и не проникнешься презрением к временным наслаждениям, то и не сможешь устремить взор к вечной жизни и познать те невыразимые наслаждения и несказанные богатства, которые там есть. Но если хочешь их получить, забудь гордость и радости этой жизни, не вспоминай сладостей этого мира.

Евдокия отвечала:

- Да не будет, господин мой, того, чтобы я возлюбила что-нибудь временное и скоро погибающее больше бессмертной и блаженной жизни, но вот в чем я хочу увериться, отче: ужели, приняв христианскую веру, я могу иметь твердую и несомненную надежду на то, что приду к той бессмертной жизни, о которой ты говоришь? И какое ты мне дашь доказательство, чтобы увериться мне в справедливости твоих слов? Каким, наконец, образом узнаю я о прощении множества моих грехов вашим Богом? Ибо если имеющиеся у меня богатства, которых с избытком хватит на всякие удовольствия и наслаждения в течение многих лет моей жизни, я раздам нуждающимся, как ты мне советуешь, а потом не получу обещанного тобою; тогда что может быть прискорбное и затруднительнее этого последнего бедственного положения, из которого у меня уже не будет никакого выхода? Ведь люди, которых я оскорбила дурным к ним отношением, если б я вздумала у них попросить помощи в своем несчастии, с презрением отвернулись бы от меня. Потому я и печалюсь и смущаюсь, что недостаточно уверена в будущем. Мне хотелось бы большего знания и уверенности в том, что ты с таким великодушием обещаешь, ссылаясь на милосердие Бога вашего, легко прощающего грехи кающимся. Если я уверюсь в этом вполне, то спокойно уже стану раздавать все свое имение и пойду, куда ты зовешь меня, и буду служить Единому Богу все дни моей жизни и, как прежде я для многих служила образцом беззакония, так теперь буду лучшим образцом покаяния. И не удивляйся, отче, моим сомнениям: я впервые слышу все это, новое и неожиданное, чего в наших книгах и вере самарийской, в которой я воспитана, я никогда не только не слыхала, но даже и следа такого учения не находила.

Пресвитер сказал ей:

- Не смущайся, не колеблись мыслями, Евдокия! Не давай рассеиваться уму своему: то, что тебя смущает, есть ухищрение начальника злобы и завистника твоего спасения, диавола. Этот злобный дух, как только увидел, что ты пробуждаешься для служения Христу, тотчас же, чтоб уничтожить это доброе намерение, поднял в сердце твоем такие сомнения. Он надеется чрез страх отвратить тебя от правого пути и опять укрепить в прежней греховной жизни для того, чтобы, позорно связав тебя пристрастием к мирским наслаждениям и похотям и совершенно поработив себе, увлечь тебя к смерти и погибели. Ибо его коварный замысел, его единственное и усердное старание - отвлекать людей от доброго пути, вести их к развращению и тем сделать их сообщниками своего вечного мучения в неугасимом огне. Господь Бог же наш, в благости, неизреченной милости и человеколюбии Коего ты желаешь увериться, готов, как ты уже слыхала, издали, принять кающихся по-отечески, с распростертыми объятиями, и, простив грехи, даровать им жизнь вечную. В этом ты уверишься, если устремишь ум свой от земли горе, если, оставив временные заботы, будешь размышлять о вечной жизни. Но для сего нужна сосредоточенная и смиренная молитва, ибо только таким образом Бог примиряется с душою, в душе замечается Божественный свет, открывающий всю истину, и человек ясно видит, в чем ничтожество этого кратковременного мира и что такое век будущий, насколько пагубны наслаждения этой жизни и насколько благ Господь и безмерно Его милосердие. Итак, если только хочешь спастись, послушай меня, отбрось свои драгоценные одежды, оденься в плохие и, затворившись в уединенной горнице твоего дома, пробудь там семь дней, вспоминая свои грехи и исповедуя их со слезами пред Богом, Создателем твоим. Постись и моли Господа нашего Иисуса Христа просветить тебя и наставить, что должна ты делать, чтобы благоугодить Ему. Поверь мне, не напрасно сделаешь ты все, что я советую тебе: милосерд и безмерно благоутробен наш Владыка и еще издали встречает Своею благодатью заботящихся об обращении к Нему, ибо всегда Он радуется покаянию грешника.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Основы православной культуры» в школе

    Документ
    ... прп. МаксимаИсповедника ... в месяц (59%), 1 раз в месяц (50 ... издательствах ... Барнаул 5 декабря 2003. ... 236 Житиясвятых, изложенныепо руководству Четьих Миней свт. ДимитрияРостовского. – ... Проложное житиесвятителя Филиппа, митрополита Московского ...
  2. «Основы православной культуры» в школе

    Документ
    ... прп. МаксимаИсповедника ... в месяц (59%), 1 раз в месяц (50 ... издательствах ... Барнаул 5 декабря 2003. ... 235 Житиясвятых, изложенныепо руководству Четьих Миней свт. ДимитрияРостовского. – ... Проложное житиесвятителя Филиппа, митрополита Московского ...

Другие похожие документы..