Главная > Государственный образовательный стандарт


Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования

«Согласовано»

на педагогическом

совете МОУ СОШ

с.Селихово

Протокол

_____________/ 2011г ./

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ с.Селихово

_______________/СмысловаЛ.М/

Приказ № ___ от ______2011г

Основная образовательная программа начального общего образования

МОУ СОШ

с.Селихово

2011 год

№ п.п.

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ с.Селихово

3-8

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

8-43

3.

Учебный план начального общего образования МОУ СОШ с.Селихово

43-50

4.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

50-62

5.

Программы отдельных учебных предметов, курсов

62-63

6.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ с.Селихово

63-88

7.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

88-102

8.

Программа коррекционной работы

102-118

9.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

119-122

11

Литература

123-124

12

Приложения


1. Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

МОУ СОШ с. Селихово

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) отмечено, пояснительная запискадолжна раскрывать:

- цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися данной программы;

- принципы и подходы к формированию программы и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;

- общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.

Пояснительная записка программы разработана в соответствии с данными требованиями.

    1. Введение

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с. Селихово разработана педагогическим коллективом в составе:

Балина Н.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Степаненко Е.Н. – заместитель директора по воспитательной работе; Семенова Т.П. – учитель начальных классов; Сырова Н.И. – руководитель МО начальных классов.

Программа спроектирована в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Кроме того, учтены концептуальные положения используемого в начальной школе учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа», реализующего фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, универсальные учебные действия).

Согласно ФГОС и Примерной основной образовательной программы, основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ с. Селихово определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

- формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

    1. Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. В качестве дополнительной составляющей целевого компонента программы (с учетом особенностей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа») необходимо назвать оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.

В соответствии со ФГОС на ступени начального общего образования реализация основной образовательной программой обеспечивает решение следующих задач:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Необходимо отметить, что средствами УМК «Перспективная начальная школа» осуществляется решение следующих задач:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

Таким образом, основная образовательная программа предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

    1. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ с. Селихово

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

Группа принципов, сформулированных на основе требований ФГОС и Примерной основной образовательной программы:

Принцип использования системно-деятельностного подхода, лежащего в основе реализации основной образовательной программы, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Принцип учёта социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс при обязательном сохранении и развитии культурного разнообразия и языкового наследия многонационального населения нашей страны.

Принцип учета особенностей детей младшего школьного возраста, связанных: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка; с освоением им новой социальной позиции и социальной роли ученика; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности и другими.

Принцип самостоятельности – проектирование основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Принцип взаимногодополнения обязательной и вариативнойсоставляющих программы. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная), – 20 % от общего объема создаваемого документа. Обе части дополняют и раскрывают особенности содержания и организации образовательного процесса в начальной школе.

Принципы, сформулированные на основе особенностей УМК «Перспективная начальная школа»:

- непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;

- целостности образа мира, связанный с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями;

- практической направленности;

- учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;

- прочности и наглядности;

- охраны и укрепления психического и физического здоровья.

Группа принципов, сформулированных с учетом региональной (муниципальной) специфики:

- принцип природосообразности предполагает, что система образования действует и развивается в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность обучения, воспитания и развития подрастающего поколения;

- принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта региона, традиций, социально-культурных отношений, непосредственным образом встраиваемых в образовательную систему региона;

- принцип единства образовательного пространства обусловливает значимость четкой реализации Федерального образовательного стандарта, комплекса других федеральных требований и норм, гарантирующих обязательный для всех обучающихся (воспитанников) и достаточный уровень образования на территории страны;

- принцип системности определяет последовательность, преемственность на уровне целей и содержания образования на всех ступенях и уровнях регионального образования;

Группа принципов, сформулированных на основе особенностей образовательного учреждения:

-принцип вариативности обеспечивает возможность (в установленных рамках) выбора содержания образования, форм и методов обучения, воспитания и развития, мониторинга результатов качества образования, с учетом направленности образовательного учреждения, интересов и способностей обучающихся;

- принцип открытости подчеркивает возможность взаимного влияния и обогащения друг друга окружающей среды и системы образования;

- принцип учета разных точек зрения, привлечения общественности к разработке и реализации Образовательных программ.

    1. Состав участников образовательного процесса образовательного учреждения

В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся, органы государственно-общественного управления.

    1. Общая характеристика

основной образовательной программы

Основная образовательная программы начального общего образования разработана на основе Примерной, с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и содержит следующие разделы:

  1. пояснительная записка;

  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  3. учебный план начального общего образования;

  4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  5. программы отдельных учебных предметов, курсов;

  6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  8. программа коррекционной работы;

  9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  1. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования школы

В соответствии с ФГОС, планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:

- обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом, системой оценки результатов освоения основной образовательной программы и являться основой для ее разработки;

- являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов. Оценка результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогических работников должна учитывать планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с требованиями ФГОС структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе основной образовательной программе выделяются следующие уровни описания:

-Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы.

-Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы.

-Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

  • внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Начальное общее образование (14)

    Основная образовательная программа
    ... к учебникам 6.3. материалы из опыта работы Начальноеобщееобразование Структура УМК Образовательная программа Учебно ... ) и русским (неродным) языком обучения. Митюшина Л.Д. Начальноеобщееобразование Структура УМК Образовательная программа Учебно ...
  2. Начальное общее образование (15)

    Документ
    Начальноеобщееобразование Ведерникова Наталья Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж ...
  3. Начальное общее образование (17)

    Программа
    НАЧАЛЬНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ класс часы ... 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2009г. ОСНОВНОЕ общееобразование РУССКИЙ ЯЗЫК класс часы программы ... 2 Плешаков А.А., Сонин Н. И.Программа основного общегообразования по природоведению 5 класс. - М., Дрофа. ...
  4. Начальное общее образование (6)

    Программа
    ... Большая Вишера наименование соискателя лицензии Начальноеобщееобразование код, наименование образовательной программы № ... Е.В. Бунеева. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырёхлетней начальной школы) М.: Баласс, 2004г 4 ...
  5. Начальное общее образование (4)

    Учебники и учебные пособия
    ... г. Технология Труд 1 1 Примерная программа начальногообщегообразования. Технология (труд). Сборник нормативных документов ... г. Технология Труд 2 1 Примерная программа начальногообщегообразования. Технология (труд). Сборник нормативных документов ...
  6. Начальное общее образование (8)

    Рабочая программа
    ... стандарта, примерной программы начальногообщегообразования по математике и авторской программы «Начальная школа XXI века» ... основных видов учебной деятельности обучающихся начальногообщегообразования Содержание учебного предмета, курса Тематическое ...

Другие похожие документы..