textarchive.ru

Главная > Отчет


Министерство образования РФ

Казанский государственный технологический университет (КГТУ)

УДК 371.315.7:681.3

№ госрегистрации 01.200.208549

Инв.№ ______

УТВЕРЖДАЮ

Ректор КГТУ

д-р техн. наук, проф.

__________ С.Г. Дьяконов

05.01.03

Отчет
о научно-исследовательской работе

Исследование и разработка
телекоммуникационной инфраструктуры
системы повышения квалификации
субъектов учебного процесса
в системе открытого образования

(заключительный)

3233-8-3

Руководитель НИР,

Первый проректор КГТУ по УР
д-р пед. наук, проф.

____________

05.01.03

В.Г. Иванов

Ответственный исполнитель,

Начальник отдела ИТСО КГТУ,
канд. техн. наук, доц.

____________

05.01.03

И.Х Галеев

Казань-2003

Список исполнителей

Руководитель НИР:

Первый проректор КГТУ по УР
д-р пед. наук, проф.

____________

05.01.03

В.Г. Иванов

Ответственный исполнитель:

Начальник отдела ИТСО КГТУ,
канд. техн. наук, доц.

____________

05.01.03

И.Х Галеев

Исполнители:

Проректор КГТУ по УР,
канд. техн. наук, проф.

____________

05.01.03

М.С. Ахмадуллин

Ведущий программист отдела ИТСО КГТУ

____________

05.01.03

В.И. Чепегин

Ведущий программист отдела ИТСО КГТУ

____________

05.01.03

С.А. Сосновский

Студент факультета управления и автоматизации КГТУ

____________

05.01.03

О.В. Колосов

Нормоконтролер

____________

05.01.03

И.Н. Кондратьев

Реферат

Отчет 200 с., 1 кн., 9 рис., 8 табл., 24 источников, 7 прил.

повышение Квалификации, открытое образование, международная конференция, информационно-образовательная среда, Интернет, Телеконференции, электронные издания, Новые информационные технологии, адаптивные технологии обучения

Объектом исследования НИР являются технологии открытого образования (ОО).

Основной целью НИР является повышение квалификации субъектов учебного процесса в системе открытого образования путем организации единого информационного пространства для обмена мнениями, опытом между специалистами по информационным технологиям обучения, разработчиками программного обеспечения, преподавателями, менеджерами учебного процесса, администраторами информационно-образовательных сред и студентами.

В процессе работы проводилась следующая деятельность. Анализ проектов реализуемых в области ОО, выявление тенденций развития ОО в России и за рубежом. Организация регулярных тематических телеконференций, посвященных технологическим вопросам, возникающим при переходе к системе открытого образования. Выявление типовых проблем, их анализ, систематизация и распространение накопленного опыта их разрешения. Поиск и анализ информационных Web-ресурсов, посвященных проблемам открытого образования, распространение информации о конкурентных проектах в области ОО.

В результате работы был создан уникальный для России проект с открытым доступом, размещенный в сети Интернет. Проект поддерживает комплекс мероприятий, объединенных общей идеей и взаимодополняющих друг друга.

Степень внедрения. Восточно-европейская подгруппа Международного форума «Образовательные технологии и общество» успешно функционирует в информационно-образовательном пространстве РФ. Результатами проекта воспользовалось около 16 тысяч субъектов образовательного процесса.

Эффективность проекта измеряется степенью совершенствования ОО в России, которая не поддается количественной оценке. Косвенным показателем может служить количество участников подгруппы.

Результаты проекта широко применяются в системе образования РФ, что подтверждается составом участников Восточно-европейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и общество».

Содержание

Отчет
о научно-исследовательской работе 1

Исследование и разработка
телекоммуникационной инфраструктуры
системы повышения квалификации
субъектов учебного процесса
в системе открытого образования 1

Введение 10

Введение 10

Основная часть 14

Основная часть 14

1. Цели проекта 14

2. Основные составляющие проекта 14

2.1. Телеконференции 15

2.2. Журнал «Образовательные технологии и общество» 17

2.3. Web-сайт подгруппы 17

2.4. Анализ функционирования подгруппы за 2001 год 19

2.5. Международная конференция IEEE по передовым технологиям обучения (ICALT 2002) 22

2.6. Анализ функционирования подгруппы за 2002 год 29

3. Анализ зарубежного опыта организации и функционирования ОО 40

Заключение 43

Заключение 43

Список использованных источников 46

Список использованных источников 46

Приложение 1.
Список зарегистрированных участников Восточно-европейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и общество» на 30.12.02 50

Приложение 1.
Список зарегистрированных участников Восточно-европейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и общество» на 30.12.02 50

Приложение 2.
Список модерируемых дискуссий, проведённых Восточно-европейской подгруппой Международного форума «Образовательные технологии и общество» 90

Приложение 2.
Список модерируемых дискуссий, проведённых Восточно-европейской подгруппой Международного форума «Образовательные технологии и общество» 90

Приложение 3.
Аннотированный список публикаций Восточно-европейской секции международного журнала «Educational Technology & Society» ISSN 1436-4522 125

Приложение 3.
Аннотированный список публикаций Восточно-европейской секции международного журнала «Educational Technology & Society» ISSN 1436-4522 125

Приложение 4.
Аннотированный список переводов работ зарубежных авторов 158

Приложение 4.
Аннотированный список переводов работ зарубежных авторов 158

Приложение 5.
Структура Web-сайта Восточно-европейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и общество» 179

Приложение 5.
Структура Web-сайта Восточно-европейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и общество» 179

Приложение 6.
составы комитетов международной конференции IEEE по передовым технологиям обучения (ICALT 2002) 183

Приложение 6.
составы комитетов международной конференции IEEE по передовым технологиям обучения (ICALT 2002) 183

Приложение 7.
Программа международной конференции IEEE по передовым технологиям обучения (ICALT 2002) 187

Приложение 7.
Программа международной конференции IEEE по передовым технологиям обучения (ICALT 2002) 187

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМОВОЛОВ, ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ

БЗ

База знаний

ДО

Дистанционное обучение

ИОС

Интеллектуальная обучающая система

МВБШ

Московская высшая банковская школа

МЭСИ

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

ОО

Открытое образование

СГУ

Современный гуманитарный университет

AIEd

Artificial Intelligence in Education – Искусственный интеллект в обучении

ICALT

International Conference on Advanced Learning Technologies – Международная конференция по передовым технологиям обучения

IEEE

Institute of Electrical and Electronics Engineers – Институт инженеров по электротехнике и электронике (профессиональное объединение, выпускающие свои собственные стандарты; членами IEEE являются ANSI и ISO)

IFETS

International Forum “Educational Technology & Society” – Международный форум «Образовательные технологии и общество»

Internet

Интернет, международная компьютерная сеть

ISSN

International Standard Serial Number – Международный стандартный регистрационный номер

LTTF

Learning Technology Task Force – Специальная комиссия по технологиям обучения

off-line

Автономный, независимый режим работы при отключении от Internet

Web

Сокращенная форма записи World Wide Web (Всемирной паутины)

Web-сайт

Узел всемирной паутины (любой компьютер в сети Internet, обслуживаемый сервером всемирной паутины)

Введение

Система образования во всем мире переживает активную трансформацию под воздействием развития информационных технологий, особенно таких направлений, как средства телекоммуникаций, информационные базы данных и мультимедиа /1/.

Современное состояние ситуации, связанной с постоянным и устойчивым ростом интереса к применению новых компьютерных технологий в учебном процессе, а также прогнозируемые тенденции его дальнейшего роста позволяет говорить о масштабах и скорости перехода обучения в виртуальную среду, как о состоявшемся факте.

Об этом косвенно свидетельствуют также и высокие темпы прироста числа подписчиков Восточно-европейской подгруппы Международного форума “Образовательные технологии и общество” и увеличение количества посетителей сайта проекта.

Развитие сети Internet открывает новые перспективы дистанционного образования, при которых учащемуся поставщики услуг стараются обеспечивать возможности, свойственные традиционным видам обучения. Образование будущего видится, как открытое и дистанционное в самом широком смысле этих ключевых на сегодня терминов. Это объективная тенденция, отмечаемая большинством специалистов, занимающихся вопросами инноваций в образовательной сфере. Приведем в качестве примера высказывание П.Г. Щедровицкого, известного ученого, занимающегося методологией образования и технологиями обучения, взятое из его интервью: «Сегодня доехать из одной части мира в другую – проблемы нет, связаться с любой точкой планеты – проблемы нет. А вот получить нормальное образование в любой точке планеты – это проблема». Об этом же говорил и министр образования РФ В.М. Филиппов в интервью "Российской газете" от 20.04.2000: «…проблема доступности, на мой взгляд, наша первая главная проблема. К ней вплотную примыкает следующая – проблема качества образования».

Таким образом, в самой ближайшей перспективе основным средством доставки образования должна стать Глобальная Сеть. В настоящее время давно известная аббревиатура AIEd получила новую интерпретацию, отражающую современную тенденцию смещения парадигмы образования, “advanced interactive education” – усовершенствованное интерактивное обучение /2/. Обучаемый будет иметь возможность составить свой план обучения не выходя из дома по модульному принципу, т.е. выбрать для себя курсы у различных поставщиков исходя из соотношения цена/качество. В таких условиях курсы, разработанные небольшими группами профессионалов, владеющих современными образовательными технологиями, смогут конкурировать с курсами гигантов современного образовательного поля.

Такая картина, еще недавно казавшаяся фантастической, может стать реальностью в ближайшей перспективе. Очевидно, что в этом случае в конкурентной борьбе выиграет тот, кто сможет обеспечить наилучшее качество обучения. Для достижения этого имеются два пути. Первый и наиболее затратный – это содержание штата людей-тьюторов, при этом новые технологии влияют только на способ и форму доставки материалов, но интеллектуальное общение с обучаемым все также возлагается на живого человека-тьютора. Отметим, что именно этого пути в настоящее время придерживаются российские организации, активно продвигающие услуги открытого образования на нашем рынке (например, СГУ, МВБШ, МЭСИ). На сегодняшний день – это является основным подходом, который стал прочно ассоциироваться с открытым образованием и многими воспринимается как единственно возможный. Вторая возможность заключается в использовании технологий искусственного интеллекта в системах открытого образования. Очевидно, что второй путь более перспективен, т.к. материально более выгоден и не зависит от состояния педагога, т.к. его знания переносятся, хранятся, видоизменяются и активно используются посредством механизмов, реализованных в корпоративных БЗ.

Таким образом, актуальность исследования технологий построения ИОС не только не ослабевает, а напротив, все более усиливается. Справедливы замечания, касающиеся трудоемкости такого пути, выдвигаемых высоких требований к квалификации исполнителей. Но преимущества, заключающиеся в увеличении мобильности обучаемых, повышении технологичности процесса обучения и повышения требований к квалификации педагогов должны стать мотором структурных перемен в экономике нашей страны и их гарантией. Только начав движение в этом направлении мы снова сможем стать конкурентоспособными в мире и не только на сырьевом рынке. Аналогичных взглядов придерживается и П.Г. Щедровицкий. В своей статье в «Русском журнале» от 3 ноября 2000 года он пишет: «К 80-м годам система образования была одной из наиболее конкурентоспособных систем деятельности в СССР. За последние 10-15 лет эта система производила конкурентоспособный (по мировым стандартам) продукт и тем самым кредитовала все остальные системы деятельности за счет дешевизны специалистов. Заниженная цена человеческого капитала на нашем рынке труда позволяла предпринимателям продавать конечный продукт их деятельности по мировым ценам и получать прибыль. Сегодня можно констатировать, что эти стартовые условия конкурентоспособности отечественного образования закончились. Это уже начинает приводить к глубокому кризису системы образования».

Несмотря на актуальность развития средств интеллектуального дистанционного обучения, большинству существующих обучающих приложений для Web недостает таких качеств как изощренность, интерактивность и адаптивность, которые присущи ИОС. С другой стороны, ИОС могут приобрести от применения в них Web-технологий большую доступность, а Web-системы могут приобрести интеллектуальность и адаптивность ИОС. Это тезис неоднократно повторяется в последние годы повсеместно, в том числе и на ICALT в 2001 году (например, /3, 4/). В тематику Международной конференции ICALT 2002, проведенной Восточно-европейской подгруппой IFETS, которая прошла с 9 по 12 сентября в Казани, также были включены темы, затрагивающие различные аспекты открытого образования, и на ней присутствовали специалисты из различных стран, которые были в первую очередь заинтересованы повышением интеллектуального уровня, предоставляемыми их учебными заведениями, средств дистанционного образования. Несмотря на это на данный момент, Web-ИОС составляют незначительную часть от всех существующих дистанционных обучающих курсов.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что дистанционное или открытое образование должно строиться на общем базисе тех наук, которые причастны к информатизации процесса обучения: психология, кибернетика, педагогика, компьютерные науки и т.д. и его развитие не возможно без дальнейших и глубоких исследовательских работ на стыке вышеперечисленных научных направлений. Такой, относительно недавно рожденной, отраслью наук стал искусственный интеллект в обучении, основным направлением в котором является создание ИОС. Популяризация и продвижение этого направления в России является основной задачей Восточно-европейской подгруппы Международного форума «Образовательные технологии и общество».

Основная часть

  1. Цели проекта

Основной целью данной НИР является повышение квалификации субъектов учебного процесса в системе ОО путем организации единого информационного пространства для обмена мнениями, опытом между специалистами в области информационных технологий обучения, разработчиками программного обеспечения, преподавателями, менеджерами учебного процесса, администраторами информационно-образовательных сред и студентами.

В соответствии с целью в рамках проекта предполагается следующая деятельность:

  1. Анализ количественного и качественного состава проектов реализуемых в области ОО, выявление тенденций развития ОО в России и за рубежом.

  2. Организация регулярных тематических телеконференций, посвященных технологическим вопросам, возникающим при переходе к системе открытого образования. Выявление типовых проблем, их анализ, систематизация и распространение накопленного опыта их разрешения.

  3. Поиск и анализ информационных Web-ресурсов, посвященных проблемам открытого образования в России и за рубежом, распространение информации о конкурентных проектах в области ОО, налаживание взаимодействия с этими проектами.

  1. Основные составляющие проекта

В проекте предусмотрено комплексное решение поставленных задач, то есть Подгруппа поддерживает множество мероприятий, объединенных общей идеей и взаимодополняющих друг друга.

      1. Телеконференции

Одной из основных составляющих проекта является виртуальный форум (список рассылки, посредством которого организуются телеконференции в режиме off-line).

На нем обсуждается широкий круг вопросов информатизации образования, повышения его качества и доступности. Телеконференции делятся на две категории: формальные, модерируемые (проходящие под руководством модератора в заранее оговоренные сроки и по заранее оговоренным темам) и неформальные, немодерируемые (возникающие стихийно и не регламентируемые ни чем, кроме общих правил проведения дискуссий).

Участие в форуме бесплатно и общедоступно. На сегодняшний день количество зарегистрированных участников форума составляет 325 человек (см. приложение 1), среди них: свыше 270 представителей высшей школы (в том числе: 42 профессоров, 55 доцентов, 34 аспиранта, 16 студентов), 10 работников среднего образования, 37 представитель коммерческих структур.

За два года существования в форуме прошло около двадцати формальных и неформальных дискуссий. Общий объем дискуссионного материала составил более 800 писем. Список всех тем формальных дискуссий, с прилагаемыми стартовыми письмами модераторов содержится в приложении 2. Двухгодичный анализ мнений, высказываемых участниками телеконференций, позволил определить список наиболее «горячих» тем, собирающих максимальную аудиторию и генерирующих наибольшееколичество дискуссионного материала. Среди таких темнеизменно присутствуют вопросы организации ОО и внедрения дистанционных форм обучения в учебный процесс. Количественный анализ всего дискуссионного материала показал, что около половины всех писем посвящено этим вопросам. 7 из 15 неформальных, и 3 из 9 формальных дискуссий, прошедших в Подгруппе за это время, были посвящены различным аспектам дистанционного и открытого образования. При этом зачастую, несмотря на то, что тема дискуссии не была непосредственно связана с проблематикой ОО и ДО, внимание участников постепенно смещалось к обсуждению именно этих вопросов. Наиболее характерным примером в данном случае может служить самая первая дискуссия, посвященная учебникам электронного издания (приложение 2, пункт 1). Большое внимание (около 20выступлений из 50) было уделено авторским средствам создания дистанционных курсов и системам организации ДО, таким как Lotus Learning Space, WebCT и др. Это позволило организаторам уже на начальном этапе скорректировать список тем предстоящих дискуссий. Дальнейший опыт показал, что предложение к обсуждению практических вопросов организации ОО и ДО вызывает устойчивое повышение интереса среди участников.

В то же время качественный анализ дискуссионного материала выявил еще одну тенденцию, связанную собсуждением вопросов ОО и ДО, а именно относительно слабый уровень теоретической и методической подготовки большинства участников и, что более важно, недостаточно высокий интерес к обсуждению данных проблем с точки зрения теорий обучения и методик преподавания материала. Акценты в дискуссиях смещались, в основном, в сторону обмена опытом и обсуждения практических вопросов использования тех или иных технических средств. Это наглядно продемонстрировала дискуссия, посвященная вопросам классификации и терминологии технических средств обучения (приложение 2, пункт 5).

Таким образом, на наш взгляд, достаточно серьезной проблемой является тот факт, что в настоящее время для большой части российских специалистов «ОО» представляется лишь модным, вызывающим интерес термином. При этом не осознается необходимость серьезной методической и методологической работы. В современном образовательном сообществе уже «общим местом» стали словосочетания «Открытое образование» и «Дистанционное обучение». Эти понятия настолько широко вошли в культуру и современный язык, что их первоначальный смысл уже неизвестен большинству членов современного общества. Из 70 опрошенных нами студентов-магистрантов двух ВУЗов г. Казани ни один не смог дать более-менее четкой трактовки этих терминов. Более того, многие преподаватели, призванные служить механизмом обновления и развития образовательной среды, не представляют что такое открытое образование/дистанционное обучение. В большинстве случаев эти термины понимаются на тривиально-бытовом уровне и служат синонимами заочной формы обучения.

      1. Журнал «Образовательные технологии и общество»

За последние годы основной целью многих профессиональных обществ было перемещение их научных изданий из печатного вида в электронный. Официальный печатный орган IFETS – Международный журнал «Educational Technology & Society» (ISSN 1436-4522) с 1998 года (со дня основания) выходит в электронном виде и свободно доступен через Internet (/periodical/). Журнал выходит 4 раза в год.

С момента своего основания Восточно-европейская подгруппа IFETS издает русскоязычную секцию в данном журнале (/russian/index.html). Была сформирована редколлегия и коллектив экспертов. К настоящему моменту вышло 11 номеров, 58 статей общим объемом более 550 страниц (приложение 3). Помимо традиционных статей, в журнале публикуются обзоры программного обеспечения учебного назначения, а также Web-сайтов и книг, посвященных информационным технологиям образования, кроме того, журнал содержит резюме наиболее интересных дискуссий (как формальных, так и неформальных), проводимых в форуме. Статьи публикуются в журнале на основе независимого экспертного отбора. В среднем отбор проходит и принимается к опубликованию около 60% подаваемых работ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о научно-исследовательской работе проведенной по заказу министерства экономического развития и торговли

    Отчет
    ... на эффективное управление процессом создания ОГИР. Содержание Отчет о научно-исследовательскойработе, проведенной по ... , усовершенствование инфраструктуры ИКТ в школах, в среднем и высшем образовании, обеспечение повышенияквалификации преподавателей в ...
  2. Отчет о научно-исследовательской работе (1)

    Отчет
    ... эффективное управление процессом создания ОГИР. Содержание ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЕ 1 Разработка концепции ... инфраструктуры ИКТ в школах, в среднем и высшем образовании, обеспечение повышенияквалификации преподавателей ...
  3. Отчет о научно-исследовательской работе до 2030 года»

    Отчет
    ... научныеисследования и разработки увеличивалась ... системыобразования области являются: - обеспечение образовательного процесса педагогическими кадрами необходимой квалификации ... телекоммуникационнойинфраструктуры ... ОТЧЕТУ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЕ ...
  4. ОТЧЕТ о научно-исследовательской работе «Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности» по проекту

    Отчет
    ... получения квалификации, всестороннего образованияповышенного уровня и навыков научно-исследовательскойработы. Наличием в системе высшего образования подготовки такой высокообразованной научно-технической ...
  5. Отчеты по научным исследованиям выполненным научно-педагогическими коллективами рудн в 2007 году по тематическому плану научно-исследовательских работ

    Документ
    ... и научно-методических семинарах; в процессеразработки и опытной эксплуатации порталов , , в системеповышенияквалификации. 14. Полученная научная и (или) научно-техническая продукция: Исследования ...

Другие похожие документы..