textarchive.ru

Главная > Государственный образовательный стандарт


* - специализации, открытые для вузов системы ГТК России

**- дисциплины, изучаемые только в вузах системы ГТК России

5. СРОКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350900 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

  1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста таможенного дела при очной форме обучения составляет 260 недель,

в том числе:

теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии, - 191 неделя (195 нед. для вузов системы ГТК России)

практики - не менее 17 недель

П.01

Ознакомительная

П.02

Учебная

П.03

Таможенная производственная первая

4 н

П.04

Таможенная производственная вторая

4 н

П.05

Преддипломная

6 н

итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - не менее 14 недель

ГА.01

Итоговый междисциплинарный экзамен

"Теория и практика таможенного дела"

2 н

ГА.02

Дипломная работа

12 н

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 38 недель*

* для вузов системы ГТК России- (4 недели последипломного отпуска) 34 недели

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста таможенного дела по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350900 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки

специалиста таможенного дела

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки специалиста таможенного дела на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5 %;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история” и “Философия. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки ( для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей), выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться на изучение других дисциплин в рамке цикла. Дисциплины "Правоведение" и “Экономика” могут изучаться в рамках цикла дисциплин ОПД.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;

устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также контроля за их освоением студентами;

реализовывать основную образовательную программу специалиста таможенного дела в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

При формировании основной образовательной программы вуз (факультет) обязан выделить:

по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме обучения) - не менее 50 % трудоемкости для аудиторных занятий со студентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее 30 % объема часов.

При формировании основной образовательной программы вуз (факультет) имеет право:

при подготовке специалистов, обучающихся на соответствующих специальностях высшего профессионального образования, вуз(факультет) имеет право использовать указанные структуру, содержание и порядок реализации цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин, вводя отличия по глубине проработки отдельных разделов программ, что повлечет за собой изменение соотношения между количеством лекций, семинаров и лабораторных занятий, изменение их характера и направленности.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста таможенного дела должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень, по циклу ГСЭ не менее 50 % и по остальным циклам не менее 60 % и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

  1. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно содержать:

- обновляемые каждые 5 лет программы по читаемым курсам, в т.ч. и спецкурсам;

- методические указания по изучению каждой дисциплины;

- методические указания по проведению семинарских, лабораторных и практических занятий;

- тематику курсовых работ по дисциплине;

- тематику выпускных дипломных работ;

- ежегодно обновляемые списки источников и литературы и указания о наличии информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации по всем дисциплинам, изучаемым студентами;

- законодательные и нормативно-методические акты, издаваемые ведомствами;

- новейшую научную и учебную литературу и периодические издания по изучаемым дисциплинам.

Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста таможенного дела должна быть обеспечена доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Для реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста таможенного дела должны быть соответствующие условия и необходимое материально-техническое оснащение для проведения практических занятий по наблюдению, обнаружению, изъятию, апробированию, фиксации и исследованию ориентирующей и доказательственной информации, в том числе приборы для рентгеновского, оптического и дозиметрического контроля таможенных объектов; поисковые средства (зеркала, эндоскопы, щупы, осветители, металлоискатели и др.); средства для отбора проб и оперативной диагностики и классификации товаров (руд, металлов, химических веществ, драгоценных материалов, ОВ, ВВ, наркотиков и др.); приборы для контроля валюты и документов ("Версия", "Регуля" и др.); средства оперативной связи и охраны и т.д.

6.5. Требования к организации практики

Практика проводится в структурных подразделениях ГТК России, региональных таможенных управлениях, таможнях и на таможенных постах, а также в организациях, подведомственных ГТК России.

Цель проведения практики - закрепление и углубление знаний, приобретение студентами навыков и умений.

Практика студентов организуется в соответствии с учебным планом.

Планирование и организация всех видов практик должны обеспечивать:

- последовательное расширение и усложнение формируемых у студентов умений и практических навыков по мере перехода от одного вида практики к другому;

- - связь практики с теоретическими основами обучения.

Содержание всех видов практик определяется соответствующими программами. Программы должны предусматривать:

- содержание и сроки выполнения индивидуальных заданий;

- порядок организации прохождения практики;

- требования к отчету по практике, порядок его подготовки и сроки защиты.

Программы практик утверждаются учебно-методической комиссией (или Ученым Советом) вуза.

Виды практики.

1. Ознакомительная практика проводится после окончания 1 курса в таможенных органах под руководством профессорско-преподавательского состава и специалистов таможенных органов. Продолжительность практики - 1 неделя.

Целью данного вида практики является ознакомление студентов со структурой таможенного органа, функциями структурных подразделений и существующими технологиями таможенного оформления и таможенного контроля.

2. Учебная практика проводится по окончании 2 курса в течение двух недель в таможенных органах. Целью проведения учебной практики является углубление и закрепление практических навыков по изученным дисциплинам таможенного профиля.

3. Таможенная практика проводится по окончании 3 и 4 курсов продолжительностью по 4 недели каждая в соответствии с программой таможенной практики и индивидуальными заданиями.

Практика по окончании 3 курса проводится в отделах таможенного оформления и таможенного контроля и на таможенных постах.

По окончании 4 курса студенты проходят практику в профилирующих отделах таможенных органов.

Целью таможенной практики является приобретение студентами профессиональных умений, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении теоретического материала, приобретение практического опыта, развитие профессионального мышления, навыков управленческой деятельности на должностях сотрудников профилирующих отделов таможенных органов.

4. Преддипломная практика проводится в течение шести недель на 5 курсе студентов очного отделения и на 6 курсе-для студентов заочного отделения после прохождения теоретического курса и сдачи студентами всех экзаменов, зачетов и курсовых работ, предусмотренных учебным планом. Студенты заочных отделений проходят преддипломную практику в таможенных органах по месту прохождения службы.

Целью проведения преддипломной практики является обобщение знаний и умений студентов в форме стажировки в должности инспектора, а также сбор материалов для выполнения дипломной работы.

Студенты представляют отчеты руководителю практики в 3-х дневный срок по окончании практики. Отчеты по видам практик хранятся на факультетах.

Студенты 1-4 курсов, не выполнившие программу практики, а также получившие за нее неудовлетворительную оценку, не переводятся на следующий курс как имеющие индивидуальную задолженность. Они повторно проходят практику в таможенных органах с последующей защитой отчетов.

Студенты 5 курса, не выполнившие преддипломной практики, к выполнению дипломной работы не допускаются. Им выдается академическая справка установленного образца.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 350900 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста таможенного дела.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

7.1.1 По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специалист таможенного дела должен

в области философии, отечественной истории, культурологии, педагогики:

* иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

* понимать смысл взаимоотношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

* знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

* иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

* понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

* иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

* знать особенности и основные этапы исторического развития России;

* иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

* иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;

* уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

* понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

* иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

*знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в ХХ веке;

*понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

* знать основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях;

* знать основные функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки;

* иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;

* иметь представление о мотивации поведения и деятельности, психической регуляции поведения и деятельности;

* знать основные потребности человека, эмоции и чувства;

* знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

* владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования;

* владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

* знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

* владеть современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни;

в области социологии, экономики, политологии и права:

* знать основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;

* уяснить определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого;

* иметь представление об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;

* иметь представление об основных этапах культурно-исторического развития общества, механизмах и формах социальных изменений;

* освоить социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах, понятия социализации и социального контроля; иметь представление о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий;

* понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности;

* понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов;

* знать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

* уметь анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

* иметь представление о процессе и методах эмпирического социологического исследования;

* знать типы экономических систем и основные экономические институты; понимать суть экономических моделей;

* разделять микро- и макроэкономические проблемы;

* перечислять основные экономические институты и объяснять принципы их функционирования;

* различать элементы экономического анализа и экономической политики;

* выделять (определять) элементы традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике;

* уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

* знать характерные признаки переходной экономики; понимать суть и приводить примеры либерализации, структурных и институциональных преобразований;

* знать понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений;

* знать основные разновидности современных систем и режимов; иметь научные представления о сущности власти и ее функциях;

* разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации;

* разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в национально-государственных интересах России и ее новой роли в международной политике;

*иметь научное представление о государстве и праве, системах права и особенностях их функционирования, о теориях права, его сущности и формах;

* знать основные особенности российской правовой системы и российского законодательства, системы и организации государственных органов Российской Федерации;

* знать основы правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;

* знать основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности, правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ЛЕКЦИЯ № 1 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Автоматизированная деятельность в таможенных органах»

    Лекция
    ... В.А. Программа дисциплины «Информацион­ные таможенные технологии». Специальность: 350900. СПб.: РИО СПб. им. Бобкова ... процессов обмена, ни содержание характеристик устойчивости и повторяемости. Общее понятие коммуникации позволяет классифицировать ...
  2. - естественные науки - химические науки - науки о земле (геодезические геофизические геологические и географические науки) - биологические науки

    Документ
    ... материалы по моделированию экспериментов. Приведены общиехарактеристики прикладных программ AERFORM и ПРОГНОЗ, ... 080115(350900) «Таможенное дело», 080300(522000) «Коммерция (бакалавр)» и другим экономическим специальностям, преподавателей ...
  3. - естественные науки - физико-математические науки - химические науки - науки о земле (геодезические геофизические геологические и географические науки

    Книга
    ... и математической статистике (общаяхарактеристика статистических методов; методы ... Коммерция (торговое дело)", 080115 (350900) "Таможенное дело", 080300 ... , инженерно-экономических и технических специальностей вузов, магистрантов и аспирантов, ...
  4. - естественные науки - физико-математические науки - химические науки - науки о земле (геодезические геофизические геологические и географические науки) (1)

    Учебное пособие
    ... из двух частей - общей и специальной. Общая часть включает основные сведения ... (061700) «Статистика», 080115(350900) «Таможенное дело», 080300 (522000 ... подробного исследования рекламного дискурса (общаяхарактеристика, коммуникативные стратегии и тактики ...
  5.  - естественные науки

    Книга
    ... и математической статистике (общаяхарактеристика статистических методов; методы ... Коммерция (торговое дело)", 080115 (350900) "Таможенное дело", 080300 ... , инженерно-экономических и технических специальностей вузов, магистрантов и аспирантов, ...

Другие похожие документы..