Главная > Основная образовательная программа


4.2 Характеристика воспитательной работы в учебном процессе

Целью ВПО по специальности «Прикладная математика и информатика» является формирование универсальных (общих): социально-личностных, общекультурных, общенаучных, инструментальных и системных знаний и умений, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть постоянно востребованным на рынке труда соответствующих предприятий, компаний научно-производственных объединений, учреждений науки и образования.

Важной задачей воспитательной работы в учебном процессе ООП является также формирование современного мировоззрения и профессиональной культуры будущего специалиста – математика, системного программиста, совершенствование волевой сферы личности, формирование профессиональных компетенций и профессионального поведения студента.

Основные направления воспитательной работы в ООП по специальности 010501.65 отражены в плане работы выпускающей кафедры информационных систем управления.

Воспитательная деятельность в учебной работе осуществляется преподавателями факультета по следующим направлениям:

- привлечение студентов к проведению внутривузовских предметных олимпиад, конкурсов курсовых и дипломных работ;

- привлечение студентов к НИР кафедры;

- подготовка научных публикаций совместно со студентами;

- подготовка команд для участия во внешних олимпиадах, конференциях студентов;

- содействие временной занятости студентов и трудоустройству студентов старших курсов:

1) выявление предприятий и организаций, составляющих рынок трудоустройства студентов и выпускников;

2) проведение конференций по итогам практики;

3) реклама результатов курсовых и дипломных работ с целью их внедрения.

На всех аудиторных занятиях требуется соблюдение правил внутреннего распорядка вуза. В учебном плане каждой специальности, в т.ч. и данной специальности, предусмотрены специальные курсы: «Формирование здорового образа жизни», «Основы безопасной жизнедеятельности», формирующие активную и здоровьесберегающую позицию будущего профессионала. На семинарских занятиях по отечественной истории обсуждаются вопросы патриотического воспитания, на занятиях по иностранному языку формируется толерантное отношение к другой культуре. Ежегодно в вузе проводится фестиваль для студентов на иностранном языке.

Основные направления воспитательной работы реализуются плановым порядком. Воспитательную работу осуществляют все преподаватели и кураторы академических групп.

4.3 Характеристика организации научно-исследовательской работы студентов.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, неотъемлемой частью основных образовательных программ подготовки квалифицированных специалистов в НФИ КемГУ как неразрывная составляющая единого образовательного процесса: учебно-воспитательного, научного и практического.

Законодательно-нормативная база образования (Федеральные законы Об образовании, О высшем и послевузовском профессиональном образовании, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, и т.д.) определяет, что участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представление работ для публикации, бесплатное пользование услугами научных подразделений, свободное развитие личности - есть неотъемлемое право каждого студента.

В связи с этим развитие системы НИРС является важнейшей функцией системы образования и одним из видов деятельности нашего вуза как образовательного учреждения.

НИРС организуется в ООП 010501.65 в целях повышения уровня подготовки специалистов – математиков, системных программистов через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, способности быстро ориентироваться в социальных и экономических ситуациях.

Научно-исследовательская работа студентов в ООП 010501.65 организуется в процессе подготовки в нескольких направлениях:

- в процессе выполнения курсовых и дипломных работ;

- прохождения производственной и преддипломной практики по заказам предприятий и кафедры;

- часть студентов занимается инициативной НИР;

- часть студентов привлекается к выполнению проектов в рамках хоздоговорной НИР, ведущейся преподавателями кафедры.

В учебный план ООП 010501.65 введена дисциплина «Организация и планирование НИР и ОКР» для выработки навыков исследовательской работы. В задачи курса входит практическое освоение методики и методологии научно-исследовательской работы. После изучения курса студент должен знать: основные этапы НИР, организацию научно-исследовательской работы, требования к публикации результатов НИР; уметь: работать с научной литературой по специальности, готовить обзоры литературных источников по заданной проблеме, ставить и решать частные задачи исследования для достижения поставленной руководителем цели. Одним из результатов изучения курса является подготовка материала к исследовательскому разделу выпускной квалификационной работы и публикациям.

Участие студентов в НИРС обязательно для подготовки квалифицированных специалистов – математиков, системных программистов.

Во внеучебное время часть студентов занимается научно-исследовательской работой в рамках научных направлений кафедры.

Кроме того, часть студентов занимается инициативной НИР в процессе выполнения курсовых и дипломных работ, прохождения производственной и преддипломной практики по заказам предприятий, по заказу выпускающей кафедры.

Студенты, занимающиеся НИРС, группируются по научным интересам. Каждая группа закреплена за преподавателем выпускающей кафедры. Наиболее распространенной формой НИРС в этом случае является подготовка и защита рефератов по научным интересам.

Тематику НИРС ежегодно формируют на выпускающей кафедре математики и математического моделирования и координируют с тематикой научных интересов преподавателей кафедры.

Темы НИРС, разрабатываемые студентами, служат основой для выполнения выпускной квалификационной работы, что позволяет реализовать принцип непрерывности и практикоориентированности подготовки и дает возможность отбора лучших студентов для поступления в аспирантуру и трудоустройства.

На выпускающей кафедре систематически проводится работа по привлечению студентов к участию в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях. Преподаватели выпускающей кафедры работу по подготовке одарённых студентов к участию в данных мероприятиях организуют в рамках плановых работ кафедры. Ежегодно формируется студенческая команда по направлению «Информатика и программирование» в рамках Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, участие в которой является необходимым для студентов-дипломников.

Материалы по организации НИРС хранятся на выпускающей кафедре.

5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Формы, методы и средства организации и проведения образовательного процесса (общие для всех специализаций ООП).

а) формы, направленные на теоретическую подготовку: лекция; семинар; самостоятельная аудиторная работа; самостоятельная внеаудиторная работа; консультация; реферат;

б) формы, направленные на практическую подготовку: практическое занятие; контрольная работа; коллоквиум; курсовая работа; дипломная работа.

Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на теоретическую подготовку.

Лекция. Можно использовать различные типы лекций: вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу); интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала); установочная (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы).

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля и оценкой их усвоения.

Семинар. Эта форма обучения с организацией обсуждения призвана активизировать работу студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать семинарские занятия при освоении дисциплин гуманитарно-социально-экономического, математико-естественнонаучного и профессионального циклов (дисциплины специализаций).

Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов при освоении учебного материала. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Необходимо предусмотреть получение студентом профессиональных консультаций или помощи со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, учебным программным обеспечением.

Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на практическую подготовку.

Практическое занятие. Эта форма обучения направлена на практическое освоение и закрепление теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать практические занятия при освоении базовых и профильных дисциплин профессионального цикла.

Дипломная работа является учебно-квалификационной. Её тематика и содержание должны соответствовать уровню знаний и умений, полученных выпускником, в объеме цикла профессиональных дисциплин (с учетом специализаций). Работа должна содержать самостоятельную научно-исследовательскую часть, выполненную студентом. При проведении всех видов учебных занятий необходимо использовать различные формы текущего и промежуточного (рубежного) контроля качества усвоения учебного материала: контрольные работы, индивидуальное собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен, защита курсовой или дипломной работы.

Инновационные технологии

В процессе подготовки специалистов математиков, системных программистов традиционно ведущую роль играют лабораторные практикумы, с использованием которых строятся технологии имитационного моделирования и кейс-технологии решения приближенных к профессиональной практике задач и получения практического опыта выполнения профессиональных алгоритмов.

В подготовку специалистов математиков, системных программистов включена организация научно исследовательской работы студентов в проектных формах, предусматривающая работу студентов по отдельным направлениям и темам в ходе выполнения курсовых, дипломных работ и изучении специальных дисциплин (вычислительный эксперимент, организация и планирование НИР и ОКР) от постановки проблемы практики до внедрения и применения результатов работы в том числе научные публикации и участие в конференциях

6 СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ

Оценка качества подготовки студентов проводится по следующей схеме:

- промежуточная аттестация освоения содержания дисциплин в семестре;

- аттестация по итогам семестра в форме зачетной и экзаменационной сессий (в соответствии с учебными планами специальности);

- итоговый государственный междисциплинарный экзамен;

- защита выпускной квалификационной работы (ВКР).

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, головного вуза и решениями НФИ КемГУ.

6.1 Нормативные документы оценки качества

Нормативные документы оценки качества текущей работы студентов:

- Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КемГУ, принятом на заседании Ученого совета от 02.07.2003 г.

- Правила приема экзаменов и зачетов, принятые Ученым советом КемГУ в 2000 г.

Нормативные документы организации итоговой государственной аттестации:

- Приказ Минобразования РФ «О проблемах сохранения единства образовательного пространства в Российской Федерации» от 25.12.2000 № 3784.

- О государственных аттестационных комиссиях. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 25.11.94 №08-36-130ин/08-13.

- О государственных аттестационных комиссиях. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 02.12.96 №11-35-272ин/11-13.

- О государственных аттестационных комиссиях. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 10.12.98 №11-48ин/11-01-13 (Бюллетень Минобразования России № 7, 2002).

- О методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вуза на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 16.05.02 № 14-55-353 ин/15 (Бюллетень Минобразования России № 7, 2002).

- Методические рекомендации по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по направлению подготовки (специальности высшего профессионального образования. Письмо Минобразования РФ от 18.05.2002 г. № 14-55-359 ин/15 (Бюллетень Минобразования России № 7, 2002).

- Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации. Приказ Минобразования России от 25 марта 2003 года N 1155

- Методические рекомендации по разработке оценочных и диагностических средств итоговой государственной аттестации выпускников вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 21 с.

- Распоряжение Минобразования РФ от 27.03.2002 n 332-17 Об изменениях и дополнениях к порядку утверждения председателей государственных аттестационных комиссий по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования в области юриспруденции, экономики и управления"; (с изм. согл. распоряжения Минобразования РФ от 28.10.2002 N 1092-17).

- Порядок проведения итоговой государственной аттестации студентов очной, заочной и иных форм обучения Кемеровского государственного университета, утверждено ректором 8 июня 2002 г. (на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госкомитетом РФ по высшему образованию от 25.05.1994 г. №3, устар.).

6.2 Материалы, определяющие порядок проведения и содержание текущей и итоговой аттестации. Фонд оценочных средств текущей и итоговой государственной аттестации

Для оценки качества освоения образовательных программ осуществляется текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.

Организация текущего контроля осуществляется в соответствии с учебным планом специальности. Предусмотрены следующие виды текущего контроля: контрольные точки, коллоквиумы, контрольные работы, тестирование и др.

Экзамены и зачеты являются итоговыми формами контроля изучения учебных дисциплин. Прием экзаменов и зачетов производится в том порядке и объеме, который установлен учебным планом по каждой дисциплине.

Государственным образовательным стандартом по специальности 010200 – Прикладная математика и информатика предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:

- итогового государственного междисциплинарного экзамена;

- защиты выпускной квалификационной работы.

Содержание государственных испытаний определяется в видах деятельности выпускников и соответствующим им задачам профессиональной деятельности.

Специалист-математик, системный программист должен продемонстрировать при сдаче итогового государственного междисциплинарного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы знания и навыки, необходимые для следующих видов работы:

1. Научная и научно-исследовательская. Математик, системный программист подготовлен к научным исследованиям в области наукоемких технологий, информационных систем и других наук, связанных с информационными технологиями и математическим моделированием в академических учреждениях и вузах.

2. Проектная и производственно-технологическая. Математик, системный программист подготовлен к решению следующих задач: разработка и проведение исследований математических моделей и автоматизированных систем; разработка архитектуры, алгоритмических и программных решений системного и прикладного программного обеспечения.

3. Организационно-управленческая. Математик, системный программист подготовлен к участию в разработке и внедрении процессов управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем.

4. Педагогическая деятельность. Математик, системный программист подготовлен для педагогической работы в вузах; учебной и воспитательной работы в средних общеобразовательных школах.

Квалификационные требования (профессиональные функции), необходимые для выполнения каждой из указанных выше профессиональных задач:

Научная и научно-исследовательская деятельность:

-изучение новых научных результатов, научной литературы или научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем объекта будущей профессиональной деятельности;

-исследование наукоемких технологий и пакетов программ для решения прикладных задач в области физики, химии, биологии, экономики, медицины, экологии и др.;

-изучение информационных систем и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа,

-изучение больших систем современными методами высокопроизводительных вычислительных технологий, применение современных суперкомпьютеров в проводимых исследованиях;

-исследование и разработка математических моделей, алгоритмов, методов, программного обеспечения, инструментальных средств по тематике проводимых научно-исследовательских проектов;

-составление научных обзоров, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

-участие в работе научных семинаров, научно-тематических конференций, школ;

- подготовка публикаций в студенческих сборниках, научных математических и научно-технических тематических журналах;

• Проектная и производственно-технологическая деятельность:

-исследование математических методов моделирования информационных и имитационных моделей по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ;

-исследование автоматизированных систем и средств обработки информации, средств администрирования и методов управления безопасностью компьютерных сетей;

-изучение элементов проектирования сверх больших интегральных схем, моделирование и разработка математического обеспечения оптических или квантовых элементов для компьютеров нового поколения;

-применение вычислительных нанотехнологий;

-разработка программного и информационного обеспечения компьютерных сетей, автоматизированных систем вычислительных комплексов, сервисов, операционных систем и распределенных баз данных;

-разработка и исследование алгоритмов, вычислительных моделей и моделей данных для реализации элементов новых (или известных) сервисов систем информационных технологий;

-разработка архитектуры, алгоритмических и программных решений системного и прикладного программного обеспечения;

-изучение языков программирования, алгоритмов, библиотек и пакетов программ, продуктов системного и прикладного программного обеспечения;

-изучение и разработка систем цифровой обработки изображений, средств компьютерной графики, мультимедиа и автоматизированного проектирования;

-развитие и использование инструментальных средств, автоматизированных систем в научной и практической деятельности;

Организационно-управленческая деятельность:

-разработка и внедрение процессов управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем;

- соблюдение кодекса профессиональной этики;

-планирование научно-исследовательской деятельности и ресурсов, необходимых для реализации производственных процессов

-разработка методов и механизмов мониторинга и оценки качества процессов производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных систем

• Педагогическая деятельность:

-участие в работе семинаров, школ, конференций и в проведении практических занятий по профилю специализации;

-умения использовать возможности и средства электронного (e-learning) и мобильного обучения (m-learning).

Итоговый государственный междисциплинарный экзамен проводится по специальным и общепрофессиональным дисциплинам:

для специализации “Математическое моделирование”

  • Дифференциальные уравнения; (ОПД)

  • Численные методы; (ОПД)

  • Теория случайных процессов, (ДС)

для специализации “Системное программирование”

  • Дискретная математика; (ОПД)

  • Локальные и глобальные сетевые операционные системы; (ДС)

  • Современная технология программирования SQL. (ДС)

Основные задачи итогового государственного междисциплинарного экзамена:

- оценка уровня освоения учебных дисциплин, определяющих профессиональные способности выпускника;

- определение соответствия подготовки выпускников квалификационным требованиям ГОС.

Требования ГОС, оценка соответствия которым проверяется в процессе проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена.

Выпускник (специализация математическое моделирование) должен знать и уметь использовать:

  • методы исследования основных задач для обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений математической физики;

  • методы теории вероятностей и математической статистики;

  • численные методы решения типовых математических задач и уметь применять их при исследовании математических моделей;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный лист ооп основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ИНФОРМАЦИОННЫЙЛИСТООПОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА высшего профессионального образования по специальности ...
  2. Лист внесения изменений основная образовательная программа по специальности 080105 65 «финансы и кредит»

    Основная образовательная программа
    ... кафедрой Финансов Шамовский В.Э. ИНФОРМАЦИОННЫЙЛИСТООПОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА высшего профессионального образования по специальности ... Нормативные документы для разработки ООПОсновнаяобразовательнаяпрограмма по специальности 080105.65 ...
  3. Информационный лист ООП

    Основная образовательная программа
    ИнформационныйлистООПОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА высшего профессионального образования по специальности – ...
  4. Информационный лист ООП (1)

    Основная образовательная программа
    ИнформационныйлистООПОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА высшего профессионального образования по специальности ...
  5. Информационный лист ООП (2)

    Основная образовательная программа
    ИнформационныйлистООПОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА высшего профессионального образования по ... ИСУ Содержание ИнформационныйлистООП 3 Пояснительная записка Общие положения 1.1.1 Настоящая основнаяобразовательнаяпрограмма представляет собой ...

Другие похожие документы..