textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп»

Проект (грант) № 175

ОРГАНИЗАЦИЯ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ:

Некоммерческое партнерство Проектно-консультативный центр «Территория РоСТа»

ТЕМА ПРОЕКТА (ГРАНТА):

«Изучение типов регионального
административно-политического управления, сложившегося в России в
постсоветский период
»
Свердловская область

г.Москва

Сентябрь 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 3

2. Общая характеристика региона 7

3. Основные политические акторы 28

4. анализ динамики формирования и проявлений регионального политического конфликта 48

5. Административно-политическое управление в регионе 72

6. Выводы 77

Приложения 79

1. Введение

1.1. Цель

Определить тип регионального административно-политического управления, сложившегося в Свердловской области в постсоветский период.

1.2. Задачи

  1. Реконструировать процесс становления существующей системы управления регионом;

  2. Соотнести полученные результаты с индикаторами определенного типа административно-политического управления;

  3. Уточнить индикаторы типов административно-политического управления регионом;

  4. Реконструировать процесс конфликтных взаимодействий в регионе в постсоветский период;

  5. Определить степень кризисности региона.

1.3. Основные параметры и использованные методы проекта

Изучение типа регионального административно-политического управления в Свердловской области проводилось с использованием следующих методов:

1.3.1. Опрос экспертов

Для опроса экспертов использовалась такая форма как глубинное интервью, которое представляет собой качественный метод сбора информации. Глубинное интервью относится к типу неформализованных интервью, которые включают в себя широкий круг вопросов, не всегда отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. Вместо четкого вопросника в интервью использовался перечень информации, которую необходимо получить от каждого респондента.

Глубинное экспертное интервью в данном исследовании совмещалось с анкетированием экспертов, которым предлагалось заполнить две анкеты с целью уточнения списка политических акторов, степени и характера их влияния на различные сферы, а также степень и характер взаимодействия политических акторов между собой.

Основным критерием при отборе экспертов была информированность в различных сторонах социальной, экономической и политической обстановки в крае.

Работа в регионе проводилась с 9 по 18 апреля 2009 года. В Свердловской области было опрошено 25 экспертов. Отбор экспертов осуществлялся так, чтобы были представлены все заданные категории экспертов, а также применялся метод «снежного кома».

В числе опрошенных экспертов 8 человек являлись представителями властных структур – исполнительной и законодательной власти в Свердловской области и г. Екатеринбурге, а также аппарата полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе.

7 экспертов представляли политические партии и общественные движения.

5 человек представляли научное сообщество г. Екатеринбурга.

Среди экспертов 4 человека были представителями средств массовой информации. При чем они отражали мнения СМИ с различающимися точками зрения.

1 эксперта являлись представителями деловых кругов.

Беседа с экспертами проводилась в свободной форме по заранее разработанной схеме интервью. Эксперты заполняли бланки социометрических анкет.

Список экспертов представлен в Приложении 1.

1.3.2. Анализ документов

Для описания ситуации в Свердловской области был проведен анализ следующих документов:

Официальные документы:

Устав (Основной Закон) Свердловской области;

Устав Законодательного Собрания Свердловской области;

Структура управления Свердловской областью;

Структура и состав Законодательного Собрания Свердловской области;

Состав и биографические данные руководителей Свердловской области;

Социально-экономическое положение региона;

Административно-территориальная структура.

Статистические документы:

Информационно-аналитические и информационно-статистические материалы о социально-экономическом состоянии регионов Российской Федерации.

Каждый документ подвергался внешнему и внутреннему анализу. Внешний анализ предполагал изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение содержания и стиля документа.

Сводные протоколы по результатам выборов.

Результаты социологических опросов: ФОМ, «Клуб регионов».

СМИ: Печатные СМИ; Телевидение; Радио; Информационные агентства; Интернет-порталы в регионе.

В результате исследовательской группе удалось уточнить «картинку» социальной реальности по тем требуемым показателям, которые можно было выявить в текстах документов.

1.3.3. Контент-анализ СМИ

Для проведения контент-анализа СМИ использовались:

  • Печатные СМИ;

  • Радио;

  • Телевидение (региональные новостные передачи;

  • Информационные агентства и Интернет.

Темы систематизировались по следующим признакам:

Политическая деятельность:

  1. Деятельность федеральных органов власти, касающаяся региона и нашедшая отражение в региональных СМИ;

  2. Деятельность органов власти на региональном уровне;

  3. Деятельность политических партий и общественных организаций;

  4. Деятельность мэра и других органов власти на уровне регионального центра;

  5. Антикризисная программа региональной власти;

  6. Протестные выступления населения;

  7. Конфликты между представителями политической элиты региона;

  8. Деятельность «оппозиции».

Экономическая деятельность:

  1. Финансовая деятельность и промышленная политика региональной администрации, деятельность отдельных крупных предприятий на территории региона;

  2. Проблемы и перспективы развития экономики региона по отдельным отраслям;

  3. Деятельность естественных монополистов;

Социальная политика:

  1. Блок, связанный с безработицей;

  2. Блок, связанный с социальными выплатами;

  3. Блок, связанный с ЖКХ, тарифами и т.п.;

  4. Блок, связанный с отдельными социальными группами;

  5. Блок, связанный с образованием, здравоохранением, культурой, спортом;

  6. Демографическая ситуация;

  7. Экологические проблемы.

При проведении контент-анализа осуществлялась группировка материала по названиям газет (телеканалам), по датам, по распределению тем.

Отдельно анализировались материалы, связанные с упоминанием о деятельности губернатора. Каждый такой материал оценивался по шкале модальности:

«+» - информация положительной направленности по отношению к губернатору;

«0» - информация нейтральной направленности, когда материал не содержит комментариев, имеет только информационную нагрузку;

«-» - информация негативной направленности по отношению к губернатору.

После этого осуществлялся подсчет количества материалов по конкретному носителю, по группе носителей по каждому знаку модальности отдельно по каждому месяцу и в целом за период с апреля по июнь 2009 года.

Для проведения контент-анализа использовались следующие источники:

Печатные СМИ: «Вечерний Екатеринбург», «Областная газета», «Уральский рабочий».

Телевидение: ТВ – «Студия – 41».

Информационные агентства: «Новый регион» и «».

2. Общая характеристика региона

2.1. Власть в Свердловской области

Исполнительная власть в Свердловской области

Исполнительным органом является Правительство области, состоящее из министерств, департаментов и управлений. Председатель правительства назначается Областной думой по представлению губернатора, по тому же механизму, что и глава федерального правительства (однако губернатор не может представлять одну и ту же кандидатуру более двух раз).

Губернатор Свердловской области - Россель Эдуард Эргартович.

Является главой администрации области с 1990 года. В 1993 году снят с должности указом Президента РФ. В 1995 году вновь избран губернатором Свердловской области. Дата назначения: ноябрь 2005 г. Дата истечения полномочий: ноябрь 2009 г. Подробную биографию см. Приложение 2.

«Клуб регионов» еженедельно готовит рейтинг оценки деятельности губернаторов. Рейтинг составляется на основе изучения наиболее значимых событий федерального и регионального уровней, реакции руководителей регионов на социальные, политические и экономические вызовы, анализа законотворческой и информационной активности глав субъектов Федерации.

Ключевым критерием оценки является роль, которую играет глава субъекта РФ в жизни региона и страны в рассматриваемый период, и ее прогнозируемые позитивные или негативные последствия.

Ниже приведены данные по рейтингу губернатора Свердловской области.

Регион

Количество упоминаний
за 2009 год

Набранные баллы в еженедельном рейтинге

Сумма баллов

Число

Доля

Дата

Баллы

2009 г.

2008 г.

Свердловская область

11

50,0%

19-25.01.09

26.01-01.02.09

09-15.02.09

16-23.02.09

24.02-01.03.09

02-09.03.09

16-22.03.09

23-29.03.09

06-12.04.09

12-17.05.09

15-21.06.09

-1

-3

-1

-5

-1

-5

-1

-1

-3

+1

+5

-15

+20

Рейтинг губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя, имеет отрицательную тенденцию. На конец 2008 года глава Свердловской области имел положительный баланс набранных баллов (+20), а с начала 2009 года и по середину мая получал только отрицательные оценки.

Фонд общественного мнения 27 февраля – 18 марта 2009 г. проводил опрос по теме «Репутация губернаторов в период экономического кризиса». Респондентам был задан вопрос: «Как Вы считаете, руководитель нашей области (края, республики) работает на своем посту хорошо или плохо?» Были предложены следующие альтернативы: «хорошо», «плохо», «ничего не знаю о его работе», «затрудняюсь ответить».

Регионы

Оценка деятельности губернатора

Интегральная оценка (2009)1

Перемены в интегральных оценках работы2

Хорошо

Плохо

%

Место среди
68 субъектов

%

Место среди
68 субъектов

Российская Федерация

37

36

+1

-13

Уральский федеральный округ

43

33

+10

-17

Свердловская область

34

30

38

31

-4

-30

В УрФО средний уровень положительной оценки работы губернаторов составил 43%, а отрицательной оценки 33%. Жители Свердловской области более скептичны в оценке Э.Э. Росселя, нежели жители других регионов, входящих в округ. В области доля ответов, что губернатор работает «хорошо», ниже, а доля негативных оценок выше, чем в среднем по округу. Оценивая деятельность главы региона Э.Э. Росселя, 34% опрошенных ответили, что губернатор работает «хорошо», и примерно столько же - 38% - «плохо». Интегральная оценка в 2009 г. составила -4%. В этом регионе по сравнению с большинством субъектов РФ произошло очень существенное негативное изменение в оценках деятельности губернатора. Перемена между интегральными оценками ноября 2008 г. и марта 2009 г. составила -30%. В оценке ситуации в области разрыв между положительными и отрицательными оценками ситуации составляет -50%.

В структуре управления Свердловской области предусмотрено Правительство области.

Председатель Правительства Свердловской области - Кокшаров Виктор Анатольевич.

Первый заместитель Председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию - министр экономики и труда Свердловской области - Максимов Михаил Игоревич.

Первый заместитель Председателя Правительства Свердловской области по координации деятельности областного хозяйства - министр промышленности и науки Свердловской области - Гредин Анатолий Леонидович.

Руководитель Администрации губернатора Свердловской области - Левин Александр Юрьевич.

Законодательная власть в регионе

Законодательное собрание Свердловской области состоит из двух палат - Областной Думы (28 депутатов, председатель – Николай Андреевич Воронин) и Палаты Представителей (21 депутат, председатель - Людмила Валентиновна Бабушкина).

Таблица 2.1.

Выборы депутатов Законодательного собрания
Свердловской области 2 марта 2008 г.

Партия

Результат голосования, % (ЦИК РФ)

«ЕДИНАЯ РОССИЯ»

58,43

ЛДПР

16,07

КПРФ

12,20

«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»

6,26

«Гражданская сила»

4,04

Испорченные бюллетени

3,00

Итого:

100,00

Явка избирателей

58,71

В Областной Думе от партии «Единая Россия» представлено 17 депутатов, «Российской партии пенсионеров» (в настоящий момент общественная организация «Российские пенсионеры») - 4, КПРФ - 3, ЛДПР - 2, «Российской партии Жизни» (в настоящий момент партия «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь») - 2.

По итогам выборов в марте 2008 г. Палата Представителей (21 депутат) полностью сформирована из членов партии «Единая Россия». Срок переизбрания Палаты Представителей Свердловской области: 1 раз в 4 года (ст.32 Устава Свердловской области, утвержденного областным законом №13 ОЗ от 05.12.1994 г.).

В Областной Думе (28 депутатов) представлены фракции партий в составе: «Единая Россия» - 17 депутатов, «Российской партии пенсионеров» - 4, КПРФ - 3, ЛДПР - 2, «Российской партии Жизни» - 2.

Областная Дума избирается сроком на 4 года, причем каждые 2 года в областную Думу по партийным спискам избираются 14 депутатов, в результате чего нижняя палата ЗС обновляется наполовину.

Председатель Областной Думы - Воронин Николай Андреевич (член депутатской фракции «Единая Россия»).

Комитеты Областной Думы:

  • Комитет Областной Думы по промышленной, аграрной политике и природопользованию - Машков Владимир Николаевич («Единая Россия»).

  • Комитет Областной Думы по вопросам законодательства, общественной безопасности и местного самоуправления - Гайда Анатолий Войцехович («Единая Россия»).

  • Комитет Областной Думы по социальной политике - Смирнов Виталий Николаевич («Единая Россия»).

  • Комитет Областной Думы по бюджету, финансам и налогам - Терешков Владимир Андреевич («Единая Россия»).

Председатель Палаты Представителей - Бабушкина Людмила Валентиновна.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Благотворительный фонд культурных инициатив фонд михаила прохорова годовой отчет 2011 год

    Отчет
    ... проектных замыслов. Фонд: распространяет информацию о теме ... проекта: Н. А. Мешечак. Организация: Некоммерческоепартнерство по содействию медицинским библиотекам «МедАрт», г.Томск. Сумма гранта ... Организация-грантополучатель: МБУ Комплексный центр ...
  2. Закон удмуртской республики об утверждении отчета об исполнении в 2011 году программы социально-экономического развития

    Статья
    ... участия │ │ │ │центра "Социальное │общественных организаций │ │ │ │партнерство". │в получении грантов Президента │ │ │ │Создание │Российской Федерации по теме │ │ │ │информационного ...
  3. Социальное проектирование

    Учебное пособие
    ... , консультативных и ... грантополучателю). Предоставление фанта предполагает, что организаторы проекта ... Тем не менее проектная сторона ... проектынекоммерческого сектора поддерживаются грантами ... проектов; — отчислений от коммерческих организаций на территории ...
  4. Анализ новейших инициатив в сфере само- и государственного регулирования по повышению прозрачности и отчетности некоммерческих организаций в странах европейского союза исполнитель европейский центр некоммерческого права контракт номер jls/d2/2007/07

    Отчет
    ... организации Регистрация; внутренне управление; внешний контроль Обеспечение бюджетных грантов для НПО Болгарский центрнекоммерческого ... Совет в консультативный орган при Премьер-министре или Совете министров, тем самым повысив ...
  5. Содержание выпуска (13)

    Документ
    ... социальных программ (проектов) в рамках механизмов социального партнерства с привлечением к их реализации некоммерческихорганизаций. *Содействие развитию ...

Другие похожие документы..