textarchive.ru

Главная > Ученые записки


ГОСУДАРСТВЕННОЕ
И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СКАГС

НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ
АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ.

Издается с 2000 г. Периодичность - 4 номера в год. № 1. 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНО 5

Зинченко Г.П., заслуженный деятель науки РФ, д. филос. н., проф. 5

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 15

Кокин А.В., д. г.-м. н., проф.
Албакова Т.У., гл. специалист Министерства экономики и промышленности Ингушетии 15

Крючков В.Г., д. э. н., доц. 29

Фоменко Н.М., к.э.н., докторант 35

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ 45

Игнатова Т.В., д. э. н., проф.,
Болдырева Л.В., к.э.н. 45

Доходы – всего, млн. руб. 47

Чумаков А.А.,д. экон. н., проф. 54

Некрасов В.Н., д.э.н., проф., Дрыгина Ю.А., асп. 59

Кетова Н.П., д. э. н., проф.,
Овчинников В.Н., д.э.н, проф. 71

Овчинников В.Н., д.э.н., проф., Свиридов О.Ю., д.э.н., доц. 78

Уварова Г.Г., к.э.н., доц. 85

Бабанов А.Б., к.э.н., доц., Еременко К.П. асп. 91

Мартыненко Т.В., к. э. н., доц. 100

Очкин О.А., к.э. н., проф.,
Киященко Т.А., к.э.н. 105

Шумейко М.В., к.э.н., доц. 113

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА 123

Старостин А.М., д. полит. н., проф., Швец Л.Г., д. полит. н., проф. 123

Понеделков А.В., д. полит. н., проф.,
Ревягина Н.Г., к. полит. н., доц.,
Старостин А.М., д. полит. н., проф. 129

Добаев И.П., д.филос.н., проф. 138

Бусленко Н.И., д. полит. н., проф. 147

Цыбаков Д. Л., к. полит. н., доц. 154

Артюхин О.А., к.полит.н., доц. 161

Стариков А.Г., к. полит. н. 166

СОЦИОЛОГИЯ 172

Киселев С.В., к.с.н., гл. специалист министерства внутренней и информационной политики Ростовской области 172

Овчаренко Р.К., к.с.н., доц. 179

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ 184

Кармизова Т.А., асп. 184

Крамарова Е. Н., м.н.с. ЮНЦ РАН 191

Печерская Е.В., асп. 197

Семенов В. С., асп. 202

Топольян А.П., асп. 207

Атаев А.М., асп. 214

Пасечников А.С., асп. 221

Чубарова Н.Л., асп. 229

Джиоева В.А., асп. 234

Попов С.А., асп. 237

Фролова Ю. Г., асп. 246

РЕЦЕНЗИИ 253

ВЫШЛИ ИЗ ПЕЧАТИ 258

НАШИ АВТОРЫ 262

ABSTRACTS 265

Правила представления рукописей авторами 271

АКТУАЛЬНО

УДК 316.3:35.08

Зинченко Г.П., заслуженный деятель науки РФ, д. филос. н., проф.

Государственный служащий 20 лет спустя

В статье анализируется проблема формирования статуса государственного служащего в социологическом дискурсе. Автор рассматривает дискурс как метод исследования и научную категорию, отражающую социальную динамику.

Ключевые слова: социологический дискурс, статус государственного служащего, социальные тренды.

Двадцать лет назад при участии автора впервые была предпринята попытка проникновения социологов в административную среду, закрытую для публичного обсуждения [1]. В результате пилотажного исследования определены основные социологические подходы к изучению современной российской бюрократии и поставлен вопрос о необходимости разработки специальной теории – социологии государственной службы [2]. С тех пор в науке сложился особый дискурс, насыщенный соответствующими фактами эмпирических исследований, своим глоссарием, лексическими единицами. Цель статьи – показать изменения социального облика чиновника в рамках социологического дискурса. В словарях дефиниция «дискурс» (от фр. discours, от англ. discourse, от лат. discuorsus - бегание взад-вперед, круговорот, беседа) трактуется как публичный диалог, целостный текст устной или письменной речи. В социологии дискурс рассматривается как метод исследования и научная категория, отражающая социальную динамику. Этот метод привлекателен тем, что освобождает ученого от «дурной бесконечности» определения понятий. Он полагает возможным взять за основу ряд научных положений в качестве аксиом.

Для того чтобы выяснить, что представляет собой государственный служащий и чем он отличается от других людей, следует использовать статусно-ролевой дискурс. Понятие «статус» означает позицию человека в обществе, а понятие «роль» - его поведение, заданное статусом. В этом выражается сама суть социологического метода, определяющего человека как социальное явление.

Указанный дискурс тесно связан с теорией стратификации, изучающей отношение индивида к определенным слоям, которые различаются по правам и обязанностям, уровню власти, дохода и пр.

Первая процедура дискурсивного исследования – выяснение того, что известно о бюрократии как объекте изучения. При этом недопустимо произвольное толкование проблемы. Социологический дискурс представляет собой систему суждений о «социальной действительности» (в нашем случае о бюрократии), которая формирует «социальный мир» (модель бюрократии). В качестве посредника между социальным миром и социальной действительностью выступает «социальная реальность» (научное понимание бюрократии). «В социологии, - отмечают Ю.Л. Качанов, Ю.В. Маркова, - действительность становится социальным миром в соответствии со структурой «социальной реальности», задающий общий схематизм, т.е. познавательный контекст, видение действительности и социологии в ней»[3].

Исследование чиновников в качестве социальной реальности требует выяснить статусные оценки этой группы людей (индексы власти, собственности, образа жизни и др.), определяющие ее состояние в обществе, относительно положения других лиц, занятых иными видами деятельности, уровень сплоченности или способности бороться за повышение своего статуса в условиях социального неравенства.

В результате социологического опроса гражданских служащих Ростовской области, проведенного автором, выяснилось, что лишь половина респондентов (52,5%) считают себя влиятельной силой в регионе [4]. Учитывая, что служащие преимущественно контролируют доступ к ресурсам, а не владеют и не распоряжаются собственностью, они утратили черты правящего класса. Примыкая к властвующей элите, чиновники, скорее всего, представляют собой посреднический слой людей, исполняющих ее волю. Это профессиональная полузакрытая общность, перерастающая в корпорацию социальных менеджеров.

По данным тематического исследования, осуществленного Институтом социологии РАН, 44% работников административных структур оценили свое положение в обществе как хорошее [5]. Несмотря на статусную депривацию этой группы людей, перевод ее в ходе реформы государственной службы в разряд «наемных работников» большинство чиновников не вызывают неудовлетворенности своим социальным статусом.

Следует отметить, что для персонала гражданской службы (в отличие от военной и правоохранительной) характерен межсферный статус. В настоящем исследовании он раскрывается как совокупность лексем глоссария по трем сферам: профессионально-деловой, административно-политической, и публично-правовой (табл. 1).

Таблица 1

Тематика оппозиций социологического дискурса статуса государственного гражданского служащего 1992-2011 гг.

Профессионально-деловая сфера

Профессионализм/ дилентантизм, Компетентность/ некомпетентность,

Советская/ несоветская,

Продажность/ неподкупность,

Культура/ бескультурье,

Образованность/ необразованность,

Ответственность/ безответственность,

Патриотизм/ безразличие к интересам страны,

Бюрократизация/ дебюрократизация,

Престижный/ непрестижный

Административно-политическая сфера

Рациональность/ нерациональность,

Элита/ массы,

Нейтральность/ ангажированность,

Официальный/ неофициальный

Публично-правовая сфера

Государство/ гражданское общество,

Централизация/ децентрализация,

Власть/ народ,

Авторитарный/ демократический,

Легальный/ нелегальный,

Норма/ аномалия

Для изучения выделенных оппозиций осуществлен вторичный анализ социологической информации, полученной специалистами ведущих научных центров страны и Южного региона с 1992 по 2011 гг. в мониторинговом режиме.

В профессионально-деловой сфере статус чиновника выступает в качестве синтезированного показателя сравнения административной работы с другими видами деятельности в квалификационной структуре общества, обусловленного разделением труда. Важнейший принцип организации современной государственной службы – профессионализм и компетентность. Профессионализм представляет собой высший уровень развития специалиста в результате длительного и успешного выполнения служебных обязанностей. Опыт гражданского служащего отражает уровень овладения «секретами» профессии. Он определяется единством знаний, умений и навыков.

Оппозиция «профессионализм/ дилентантизм» задает тренд делового аспекта социального статуса гражданского служащего. По данным опроса чиновников 1992 г., проведенного в Ростовской области, только 8,3 % респондентов признали свою подготовленность к работе в новых условиях как хорошую; 69,6 – назвали ее удовлетворительной, а 16,9%– плохой. [1, с.21]. В последующий период по мнению чиновников их уровень профессионализма имел тенденцию к нарастанию (табл. 2), % [6, с. 20, 265, 636].

Таблица 2

Оценка профессионализма чиновников

Реальное количество ответов

2001 г.

2006 г.

2009 г.

Полностью соответствующий занимаемой должности

27,30

35,88

45,00

Вполне достаточный для занимаемой должности

50,66

47,63

41,00

Требующий существенного развития

11,18

10,93

5,00

Профессионализм не хуже чем у других

6,91

3,51

9,00

Затрудняюсь ответить

3,95

2,05

1,00

Профессионализм требует определенного набора личностных качеств гражданского служащего. В ходе социологических опросов выявлено, что респонденты отдавали предпочтение разным группам качеств: компетентность, самостоятельность, в решении поставленных задач, инициативность (1992 г.) [1, с.17]. Компетентность, образование, стремление постоянно повышать уровень профессиональных знаний (2001 г.); компетентность и деловитость (2006 г.), профессионализм, добросовестное исполнение обязанностей (2009 г.) [6, с.20, 265, 636]. Как видно, «компетентность» выделяется в качествеважнейшего признака профессионализма.

Оппозиция «компетентность/некомпетентность» показывает степень профессиональной социализации личности, получения профессии, уровня мастерства, достигнутого ею. На пути от некомпетентности к компетентности человек проходит ряд ступеней: ученичества, адаптации, стабильности, преобразования. Исследования показывают, что гражданские служащие на этапе адаптации выполняют в основном рутинную работу; на этапе стабилизации ядро профессии расширяется за счет усиления кооперации с другими видами деятельности; наконец, на этапе преобразования, профессиональное развитие осуществляется посредством увеличения возможности самостоятельного решения вопросов [7].

Несмотря на то, что большинство чиновников оценивают свой профессионализм как полностью соответствующий занимаемой должности (45,00%) и вполне достаточный для занимаемой должности (41,00 %), длительное время проявляется озабоченность проблемой избытка специалистов с непрофильным образованием и недостатка уровня компетентности. В начале становления новой государственной службы в стране (1992 г.) среди основных причин этого доминировали следующие мнения: «еще не сформированы установки о работе в новых условиях»; «неясное представление персоналом своих полномочий»; «отсутствие необходимых законов и нормативов, которые были бы ориентиром в работе» [1, с. 46]. В последнее время, на первый план вышли другие мнения – «не изменились формы и методы государственного воздействия на различные сферы общественной жизни», «исполнительность в работе ценится выше, чем творческий подход и нестандартные решения проблем» [6, с. 204, 205].

В нашей стране принцип профессионализма и компетентности гражданской службы лишь продекларирован. Если в модернизирующемся обществе социальная стратификация основана на разделении труда и степени мастерства, то трансформация российского общества продуцирует разделение ресурсов, в нем востребованы теневые социальные связи. Это подтверждают опрошенные эксперты. В числе ключевых факторов отбора персонала в государственные организации они выделяют наличие протекционизма и личную преданность.

Представления российской бюрократии о самой себе существенно отличается от того, как оценивает ее население. Так, из 15 человеческих качеств, по которым требовалось составить социально-психологический портрет современного чиновника, респонденты на первое место поставили равнодушие к людям (63,7 %), на второе – продажность (58,5 %), на третье – безразличие к интересам страны (44%). Такие качества как деловитость, компетентность оказались на восьмом месте (20,4%), а культура, образованность – на десятом месте (15,7%).

Следует отметить, что дискурс рождается в сознании людей и оформляется в общественное мнение, т.е. в совокупность представлений, оценок и суждений, разделяемых большинством населения, сравнивающих советское и современное чиновничество. Оппозиция «советская /несоветская» бюрократия в общественном мнении населения отражает социальную динамику в пользу первой. Из 8-ми позитивных характеристик, которые вошли в предложенный респондентами список, нынешний чиновник отстает от советского по таким парам качеств, как продажность/неподкупность, культура/бескультурье, образованность/ необразованность, ответственность/ безответственность, патриотизм/ безразличие к интересам страны и др.[5, с. 61-62].

О негативном отношении россиян к профессиональной деятельности чиновников свидетельствуют также эксперты и сами гражданские служащие. Оценивая оппозицию «бюрократизация /дебюрократизация», они обращают внимание на рост коррупционности работников государственных органов, низкий уровень профессиональной подготовки, формализм при осуществлении служебной деятельности. Эксперты более резко, чем служащие оценивают фактор низкого уровня нравственности (27,5% экспертов против 15,8% служащих). Очевидно, требуется работа по формированию у населения позитивного имиджа гражданской службы. Такой точки зрения придерживается большинство чиновников (63,2%) [8, с.166]. Профессия государственного служащего отличается повышенной ответственностью. Вместе с тем, она привлекает тех, кто рассчитывает на гарантию постоянной занятости, стабильности социального положения, карьеру. В этом проявляется функция профессиональной ориентации статуса. В социологическом исследовании двадцатилетней давности были выявлены следующие мотивы выбора данной профессии (табл. 3), % [1, с. 45].

Таблица 3

Мотивация выбора работы в государственных структурах

Реальное количество ответов

Таганрог

Ростов

Где-то надо работать

36,11

27,27

Личной выгодой

25,00

36,36

Надеждой сделать карьеру

36,11

45,45

Общественными интересами

44,44

50,00

И в настоящее время выделяются те же типы мотивации служащих: 1) чиновники по призванию (служить общественным интересам). Для них характерны профессионализм и компетентность; 2) конформисты (где-то надо работать). Они пассивно принимают ценности государственной службы; 3) карьеристы (сделать карьеру). Для них типична погоня за личным успехом в служебной деятельности; 4) коррупционеры (мотивированы личной выгодой). Они отклоняются от статусно-ролевых ожиданий, рассматривают государственную службу как средство удовлетворения собственных интересов.

Исходя из ценностей профессии государственной службы, определяется ее престиж. В российском обществе сложился негативный образ чиновника, в результате чего получил распространение «делинквентный» имидж гражданского служащего. Безусловно, это отрицательно сказывается на престиже профессии. Оппозиция «престижный/ непрестижный» вводитсимволическое измерение статуса чиновника. В социальном пространстве не все профессиональные группы занимают равное положение с точки зрения их ценности и признания. На рынке труда спрос на одни профессии превышает спрос на другие, что отражается, например, в уровне заработной платы. Соответственно возрастает и привлекательность данной профессии.

Так, в ходе социологического исследования, респондентам было предложено оценить степень престижности выполняемой ими работы по 10-балльной шкале. Это позволило вычислить средний балл престижа по каждому виду профессиональной деятельности и сравнить его с уровнем личного дохода. Сотрудники органов государственного управления, достаточно высоко оценившие престиж своей профессии (3-е место вслед за юристами и финансистами), по уровню личных доходов занимают лишь 11 строчку [9, с.29]. Налицо отрицательная динамика статуса гражданского служащего. По этой причине значительная часть российских чиновников наряду со статусом официальным, низкодоходным имеет и статус неофициальный с механизмами приращения. Они стремятся обеспечить свое безбедное существование посредством перераспределения прибыли с помощью своей семьи, подставных лиц и др.

Статус гражданского служащего тесно связан с административно-политической сферой. Он определяется иерархическим строением государственной службы, реестром должностей и категорий работников. Статус чиновника принадлежит личности, а должность - статусу. Занимая конкретную должность, служащий следует предписаниям статуса в профессиональном исполнении полномочий органа государственной власти. Статус включает ряд ролей, определяющих нормативные и модальные основания личности. Социальная роль представляет собой модель поведения, границы которого достаточно четко определены. Однако, они не абсолютны: роль задает общую направленность действий, а стиль их выполнения вариативен от авторитарности до попустительства. Именно в этом раскрывается организационная функция статуса.

Оппозиция «рациональность/нерациональность» отражает эффективность организации гражданской службы. Она во многом зависит от административного регламентирования, закрепляющего взаимосвязь деятельности государственного органа, его структурных подразделений и конкретных должностных лиц при исполнении властных полномочий. В регламенте определяются конкретные направления деятельности, порядок исполнения административных функций и предоставления государственных услуг, ожидаемые результаты работы и критерии их оценки.

Несмотря на разделение политической и административной форм государственной деятельности, гражданская служба предназначена для реализации политики государства, обслуживания политиков в процессе подготовки и исполнения управленческих решений. Политический аспект статуса чиновника задается оппозицией «элита/массы».

По единодушному мнению населения и экспертов основными требованиями к административно-политической элите должны стать профессионализм, высокая нравственность, образованность, управленческий опыт [6, с. 234, 247]. В деятельности административно-политических элит население и эксперты выделяют следующие достоинства: умение разрешать конфликты, стабилизировать обстановку (соответственно 43,4% и 30,86%), координация действий различных групп населения (15,8% и 13, 71%), умение лоббировать интересы населения региона (18,0% и 15, 43%), решение социальных проблем в регионе (25,5% и 13,71%), патронирование развития предпринимательства (7,4 % и 6,86%), забота о развитии национальной культуры и образования (22,9 % и 12,0 %) [6].

Особое значение для укрепления административно-политического статуса чиновника имеет оппозиция «нейтральность/ангажированность». Что в настоящее время характерно для отношений чиновников и политиков в России? Для выяснения этого вопроса воспользуемся моделями Эберича и мнением экспертов государственных организаций о базовых имиджах чиновников (табл. 4), %.

Таблица 4

Базовые имиджи чиновников

Реальное количество ответов

Чиновники полностью отделены от политиков.

3,45

Чиновники ограничиваются информированием политиков.

3,45

Чиновники воздерживаются от политических пристрастий.

12,07

Чиновники делают вид, что выполняют указания политиков.

43,10

Чиновники являются советниками политиков.

8,62

Чиновники связывают свою судьбу с успехом политиков.

29,31



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное и муниципальное управление (3)

    Ученые записки
    ... государственной службы. Редакция журнала «Государственное и муниципальноеуправление. УченыезапискиСКАГС». Телефон (863) 269-77-84. E-mail jornal @ ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ. УЧЕНЫЕЗАПИСКИСКАГС. НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО ...
  2. От редакции 5 актуально 6

    Ученые записки
    ... государственной службы. Редакция журнала «Государственное и муниципальноеуправление. УченыезапискиСКАГС». Телефон (863) 269-77-84. E-mail jornal @ ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ. УЧЕНЫЕЗАПИСКИСКАГС. НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО ...
  3. Программа вступительных испытаний по направлению магистратура 030900 68 «юриспруденция» профиль подготовки - «конституционно-правовые проблемы организации и деятельности государственной и муниципальной власти в российской федерации»

    Программа
    ... государственного и муниципальногоуправления - Вопросы экономики и права – / Всероссийский научный журнал "Вопросы правоведения" – / Государственная власть и местное самоуправление - / Государственное и муниципальноеуправление (УченыезапискиСКАГС ...
  4. Управление промышленной и экологической безопасностью

    Библиографический указатель
    ... А. В. Кокин, Г. Е. Шумакова // Государственное и муниципальноеуправление: ученыезапискиСКАГС. - 2009. - N 1. - С. ... Роль экологической безопасности в государственномуправлении / Ф. Б. Рысаев // Научное обозрение. - 2009 ... государственных и общественных ...
  5. Росжелдор федеральное государственное бюджетное образовательное

    Библиографический указатель
    ... -экономического и общественно-политического развития ... Н.В. Доктринальные детерминанты государственной политики / Н.В. Мишина // Государственное и муниципальноеуправление : ученыезаписки / СКАГС. - 2010. ... молодых ученыхнаучно-образовательных ...

Другие похожие документы..