textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


На правах рукописи

ИОФФЕ Андрей Наумович

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОЦЕССА ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2010

Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Певцова Елена Александровна

доктор педагогических наук, профессор

Пасечник Владимир Васильевич

доктор педагогических наук, профессор

Вяземский Евгений Евгеньевич

Ведущая организация: КГАОУ ДПО (ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Защита состоится 09 декабря 2010 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.003.01 при Федеральном государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по адресу: 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

Автореферат разослан «___» __________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета И.Н. Гордиенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В любом обществе задача гражданского становления подрастающего поколения является одним из приоритетов развития в соответствии с потребностями стабильности и преемственности, консолидации и социального согласия. Эта задача не может быть поставлена только государством или определенными политическими силами, так как возникает из общих интересов и соответствует вектору общественного развития. Образование является одним из важнейших институтов, формирующих ценностные ориентиры гражданина, поэтому гражданская направленность скрыто или явно присутствует в учебно-воспитательном процессе.

Особенно важным является акцентирование внимания на становлении гражданских ценностей молодежи в современном глобальном мире, характеризующемся резким усилением взаимопроникновения культур. Главной проблемой в сложившейся ситуации является то, что в нашей стране относительно недавно произошла резкая смена ценностной парадигмы общественного развития, приведшая к усилению социальной энтропии и дефициту общественного согласия по ключевым вопросам и ценностным ориентирам дальнейшего развития. В контексте трансформации ценностных ориентиров значительно возрастает роль образования в гражданском становлении молодого поколения россиян.

Современные задачи гражданского становления, воспитания ответственного гражданина России требуют изменения подходов в образовании, как в содержании, так и в методике преподавания, что влечет за собой и изменение позиции учителя, системы его профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Педагогам необходима особая подготовка в области гражданского образования, ориентированная на реалии современного глобального мира, поисковые способы работы с информацией, осознанность и целеполагание в выстраивании педагогической деятельности, переход от директивного к поддерживающему характеру преподавания, рефлексию по поводу достигнутых успехов и совершенных ошибок.

Проблема диссертационного исследования представляется актуальной и с позиций ряда других наук – политологии (понимание гражданского становления и гражданских ценностей), психологии (мотивационные и рефлексивные подходы) и юриспруденции (эффективные методы повышения правовой культуры граждан). В связи с дефицитом программ и учебных материалов для профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, учитывающих гражданское становление в качестве важного результата педагогической деятельности, данная проблема также привлекает внимание практических работников. Исходя из сложившегося положения, следует признать востребованной разработку теоретико-методологических основ и модели подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников.

Следует отметить, что, во-первых, важность подготовки педагогов к сопровождению процесса гражданского становления школьников недостаточно обоснована в педагогической науке; во-вторых, на научном уровне не хватает аналитических материалов по обобщению существующей педагогической практики в области гражданского образования; в-третьих, в дополнительной теоретической разработке нуждаются вопросы дополнительного профессионального образования педагогов в области создания условий для гражданского становления школьников; в-четвертых, существует острый дефицит апробированных моделей подготовки педагогов в области гражданского образования.

Таким образом, можно говорить о многоаспектности доказательства актуальности проблемы диссертационного исследования – с позиции теоретических основ педагогических исследований, с точки зрения организации процесса подготовки педагогов, с учетом требований педагогической практики.

Основные дефиниции исследования. В диссертационном исследовании под гражданским становлением понимается процесс осознанного принятия личностью ответственности за собственные поступки, основанный на информированности и политической грамотности, заинтересованности в общественном благе и направленности своей деятельности на решение существующих социальных проблем. Его эффективность в учебно-воспитательном процессе определяется наличием особого образовательного пространства гражданского становления, которое образует комплекс факторов и условий, позволяющих активно включать школьников в общественную жизнь, получать через эту включенность позитивный опыт гражданского поведения, взаимодействовать с окружающими для конструктивного решения общезначимых проблем.

Состояние научной разработанности проблемы. Гражданское образование не является новым направлением в педагогике. За последние двадцать лет проведены многочисленные исследования в области содержания, методики, институционализации и ценностных аспектов его системы. Появились учебные пособия, разработаны программы на основе разных подходов, во многих регионах России проводятся семинары и конференции, выпускаются специальные периодические издания, созданы общественные организации и центры гражданского образования.

Онтологический фундамент осмысления важности гражданского становления был заложен еще в трудах известных мыслителей древности Платона, Сократа, Перикла («Надгробная речь» в пересказе Фукидида) и Аристотеля. В период Римской империи и в эпоху Возрождения аспекты воспитания гражданина нашли отражение в сочинениях Марка Аврелия, Цицерона, Сенеки, Т. Кампанеллы, М. Квинтилиана, Л. Бруни, Л. Альберти и др. В этих работах особое внимание уделялось рассмотрению вопроса оптимального сочетания индивидуальных интересов личности с общественным благом. Данное направление нашло развитие в работах отечественных философов Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого и др. Их обоснования специфики многоплановости процесса гражданского становления и влияния разных факторов на его эффективность составили философский фундамент данного диссертационного исследования.

Теория социализации личности позволила использовать исторический и социокультурный контексты при рассмотрении заявленной темы. Исследования А.В. Баташева, В.В. Башева, Н.Н. Богомоловой, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Караковского, И.С. Кона, В.Л. Леви, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, М. Мид, А.В. Мудрика, Л.А. Петровской, В.А. Ядова и др. акцентировали внимание на новых тенденциях в процессе социализации в современном информационном обществе, когда невозможной становится простая передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Это положение отражено в идее сопровождающего характера педагогической деятельности, направленной на гражданское становление школьников.

Аксиологические аспекты гражданского образования, разработанные в трудах Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, А.В. Апраушева, А.Г. Асмолова, И.В. Бестужева-Лады, В.С. Библера, М.В. Богуславского, Л.И. Божович, О.С. Газмана, А.М. Герасимова, Б.С. Гершунского, М.И. Кондакова, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачева, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, К.М. Ушакова, Г.П. Щедровицкого, Н.И. Элиасберг, Е.А. Ямбурга и др., позволяют определить ценностные ориентиры подготовки преподавателей к созданию условий гражданского становления школьников.

Компетентностный подход позволяет выделить важные инструментальные показатели и факторы, показывающие готовность учителей к созданию условий для гражданского становления школьников. Исследования К.А. Абульхановой, И.Ф. Ахметовой, Н.М. Борытко, А.А. Вербицкого, Е.Е. Вяземского, Ю.В. Громыко, В.В. Гузеева, И.А. Зимней, Т.М. Ковалевой, К.Г. Митрофанова, О.Ю. Стреловой, И.Д. Фрумина, М.А. Холодной, А.В. Хуторского, И.Д. Чечель, М.А. Чошанова и др. посвящены проблемам корреляции ключевых компетенций с гражданским образованием.

Анализ концепций и содержательных аспектов гражданского образования, проведенный на основе изучения работ отечественных исследователей (Л.Н. Боголюбов, Т.В. Болотина, Н.М. Воскресенская, А.С. Гаязов, А.Б. Гутников, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова, А.И. Кравченко, А.Ю. Лазебникова, В.О. Мушинский, А.Ф. Никитин, Е.А. Певцова, Л.В. Поляков, Я.В. Соколов, Б.О. Хасан, З.К. Шнекендорф и др.), позволил выделить важные ориентиры профессионального развития педагогов в области создания в образовательном процессе благоприятных условий для становления гражданских качеств школьников.

Психолого-педагогические особенности формирования гражданской активности в учебно-воспитательном процессе, рассмотренные в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.В. Авдеева, Г.М. Андреевой, А.С. Аникеева, В.Г. Асеева, И.В. Вахрушевой, Г.Я. Гревцевой, Н.А. Григорьевой, И.В. Дубровиной, С.Л. Посмитной, М.М. Поташника, А.Б. Резника, С.Л. Рубинштейна, Л.М. Семенюк, П.П. Симоненко, В.А. Сухомлинского, Д.И. Фельдштейн, М.А. Шкробовой и др., учитывались в качестве мотивационной составляющей подготовки педагогов. Идея Я. Корчака о развитии в ребенке самовоспитывающей активности, тесно связанная с проектными подходами в современной российской системе образования, способствовала акцентированию внимания в диссертационной работе на сопровождающем характере педагогической деятельности в процессе гражданского становления школьников.

Акцент на вопросах подготовки учителя в области формирования у молодежи гражданских качеств, сделанный в трудах российских (Т.М. Абрамян, С.М. Авдеева, Ш.А. Амонашвили, А.В. Андреева, В.П. Беспалько, М.В. Богуславский, И.Д. Демакова, И.Г. Димова, М.В. Короткова, Н.Ф. Крицкая, С.В. Митросенко, Н.А. Морева, Л.В. Мостяева, В.А. Сластенин, А.Н. Тубельский и др.) и зарубежных исследователей (Дж. Андерсен, Р. Вълчев, Р. Далтон, Д. Дьюи, Ф.-Й. Кайзер, Х. Камински, Я. Корчак, В. Крысяк, Г. Лефрансуа, А. Очоа-Беккер, Дж. Патрик, Д. Рей, Ч. Уайт, С. Шехтер), позволил обозначить критерии и показатели готовности учителя к реализации программ гражданского образования. Исходя из идеи М.В. Богуславского, выделившего сильные стороны и уязвимые позиции трех педагогических подходов – педагогики авторитета, педагогики манипулирования и педагогики поддержки, определено, что любая образовательная система имеет положительный и отрицательный потенциал, который реализуется в определенных педагогических условиях.

Подводя итоги приведенного анализа работ по проблеме подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников, необходимо отметить, что связь образования и гражданского становления с древних времен интересовала философов и исследователей, однако вопрос о готовности учителей к работе в данном направлении изучен в крайне малой степени. Недостаточно разработаны инструментальные показатели готовности преподавателей к созданию условий для гражданского становления школьников. В существующих работах даны подходы к описанию условий гражданского становления в образовательном процессе, но предложений по созданию практических моделей подготовки учителей в области гражданского образования в них содержится недостаточно. В педагогической науке не хватает теоретических исследований и практических рекомендаций по созданию педагогических условий для гражданского становления школьников, отсутствует дефиниция «пространство гражданского становления», нуждаются в дополнительном обосновании теоретические основы понимания стратегий преподавания и их ключевых характеристик, отсутствует четкое выделение и изучение педагогических факторов и условий, влияющих на гражданское становление школьников.

На основе анализа состояния научной разработанности проблемы могут быть выделены следующие противоречия:

- разработаны ценностные ориентиры на развитие гражданских качеств через образование, но необходимо дополнительное теоретико-методологическое обоснование требований к подготовке учителя в данном направлении;

- педагогами признается необходимость широкого использования активных и интерактивных подходов в образовательном процессе для гражданского становления школьников, однако существует несоответствие между этой потребностью и теоретико-методической неготовностью учителей к созданию условий для активизации школьников на занятиях;

- школа должна способствовать формированию активной гражданской позиции молодежи, но преобладание пассивности, репродуктивности и директивности в преподавании не позволяет учащимся приобрести опыт, необходимый для членов гражданского общества;

- педагогическим сообществом признается важность использования проектной деятельности в образовании для получения школьниками опыта гражданской деятельности, однако социальное проектирование не является частью системы преподавания и не находит в достаточной мере практического воплощения, оставаясь факультативной областью учебного процесса.

Названные противоречия выявляют следующую проблему: в педагогической науке недостаточно разработаны теоретические основы и практические механизмы подготовки учителей к сопровождению процесса гражданского становления школьников.

Данная проблема определила направление диссертационного исследования, которое связано с особым вниманием в современной российской системе образования при разработке проектов новых образовательных стандартов к вопросам гражданского становления как необходимому условию построения правового государства, развития гражданского общества и укрепления общероссийской идентичности. Под готовностью учителя в области гражданского образования понимается комплекс факторов, позволяющих строить взаимодействие в образовательной среде, способствующее формированию гражданской позиции у школьников. Центральным звеном является использование активной и интерактивной стратегий преподавания.

Целью исследования: разработать, обосновать и реализовать теоретико-методологическую концепцию и модель подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников.

В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью была сформулирована тема диссертационного исследования «Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников». В данной формулировке понятие «подготовка» будет пониматься не как получение профессиональной учительской специализации в высших или средних профессиональных учебных заведениях, а как процесс постоянного профессионального развития педагога, направленный на осознание учителем важности гражданского образования, проявление заинтересованности в гражданском становлении школьников и организации деятельности, ориентированной на гражданское становление. Акцент на сопровождении процесса гражданского становления подчеркивает переход от позиции директивного воздействия учителя к сотрудничеству и взаимодействию в процессе преподавания и созданию пространства гражданского становления личности в учебно-воспитательной работе.

Гипотеза диссертационного исследования: эффективность процесса гражданского становления школьников зависит от создания особых условий, определяется комплексом факторов и требует от педагогов особой подготовки, которая должна проводиться путем системной работы, включающей в себя:

- понимание учителем ценности гражданского становления школьников в качестве важного ориентира школьного образования и выделение диагностируемых показателей его готовности к созданию условий в этой области;

- видение поливариантных направлений развития гражданского образования и ориентация в многообразии подходов и концепций, позволяющая делать осознанный выбор в рамках помощи гражданскому становлению школьников;

- адекватное отражение учителем в своей педагогической деятельности современных общественных вызовов и учет существующих рисков в гражданском становлении школьников;

- определение и учет факторов и условий, показывающих готовность преподавателя к созданию условий гражданского становления школьников;

- создание условий для осмысления учителем необходимости находить оптимальное сочетание различных стратегий преподавания, признавая при этом важность использования активных и интерактивных подходов, развивающих инициативу учащихся, которая необходима для гражданина в демократическом обществе;

- использование социального проектирования в образовательном процессе, что позволяет развивать гражданскую активность учащихся, формировать их гражданские знания и умения, а также дает возможность получения опыта, необходимого каждому члену гражданского общества;

- разработку и апробацию модели подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников, основанной на вариативности в ее использовании, ориентированной на результативность с обязательным включением мотивационных и рефлексивных компонентов;

- проведение мобильных семинаров для учителей различных школьных предметов, способствующих теоретическому обоснованию и получению ими практического опыта по созданию условий для гражданского становления школьников.

Объектом исследования выступает процесс непрерывного профессионального образования педагогов в области гражданского обучения и воспитания школьников.

Предметом исследования является подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников.

Достижение поставленной цели и проверка рабочей гипотезы предполагают постановку и решение следующих исследовательских задач:

1. Охарактеризовать состояние проблемы развития гражданского образования в отечественных и зарубежных исследованиях с точки зрения готовности педагогов к сопровождению процесса гражданского становления школьников, определив существующие лакуны и проблемы, требующие дополнительного теоретического обоснования и практической апробации.

2. Определить совокупность критериев и показателей работы учителя, отражающих его понимание и учет в педагогической деятельности ценности гражданского становления школьников.

3. Рассмотреть соответствие существующих концепций гражданского образования вызовам современного общественного развития и определить актуальные направления подготовки педагогов к сопровождению процесса гражданского становления школьников.

4. Выявить сочетание факторов и условий, влияющих на подготовку педагогов в области гражданского образования и позволяющих создавать пространство гражданского становления в образовательном процессе.

5. Выделить и классифицировать стратегии взаимодействия, передачи информации и установления отношений в преподавании как важнейшие факторы гражданского становления школьников, сформулировать рекомендации по подготовке учителей к созданию условий для оптимального самостоятельного выбора соотношения стратегий преподавания.

6. Обосновать важность социального проектирования и эффективность его использования учителем в процессе гражданского становления школьников, предложить нелинейную структуру последовательности элементов проектной деятельности, ориентированную на открытость позиции педагога и выбор действий по решению проблемы на основе анализа сложившейся ситуации и целеполагания, а также дать рекомендации по использованию данного подхода при подготовке учителей.

7. Разработать модель подготовки учителей к созданию условий для гражданского становления школьников, соотнесенную с выделенными в ходе диссертационного исследования областями и уровнями гражданского становления, учитывающую опыт проведения мобильных семинаров по активным и интерактивным стратегиям преподавания в гражданском образовании.

8. Выделить, обосновать и апробировать на практике направления экспериментальной работы по подготовке учителей к созданию условий для гражданского становления школьников, затрагивающие комплекс выявленных в диссертационном исследовании факторов и условий в области гражданского образования.

9. Разработать на основе анализа опыт и результатов экспериментальной работы по подготовке учителей к сопровождению процесса гражданского становления школьников методические рекомендации по развитию гражданского образования в России через систему повышения квалификации педагогов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

    Автореферат диссертации
    ... гражданскогостановленияшкольников. В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью была сформулирована тема диссертационного исследования «Теория и практикаподготовкиучителя к сопровождениюпроцессагражданскогостановленияшкольников» ...
  2. Новые поступления в библиотеку в феврале-апреле 2011 г (выборочный перечень)

    Документ
    ... .05 И 75 Иоффе, Андрей Наумович. Теория и практикаподготовкиучителя к сопровождениюпроцессагражданскогостановленияшкольников : автореферат дис. ... . - М. : АПК и ППРО, 2010 ...
  3. Педагогическая теория и практика проблемы глазами студента вуза

    Документ
    ... Педагогическая теория и практика : ... процесс должен быть подчинен становлению ... методическая подготовкаучителей к организации геометрической деятельности младших школьников ... Методическое сопровождение: « ... культуры общения, гражданской позиции родителей ...
  4. Педагогическая практика

    Педагогическая практика
    ... подготовкиучителя, постоянного совершенствования процесса профессионального становления специалиста. Особая роль в формировании будущего учителя принадлежит педагогической практике ... , гражданская зрелость ... сопровождения ... А.Н. Теория и практика создания ...
  5. Учитель и ученик возможность диалога и понимания Том 2 Москва «БОНФИ» 2002 ISBN 5-93085-013-5

    Учебники и учебные пособия
    ... процессегражданскогостановления ... процесса, необходима существенная подготовка. Учителю недостаточно определить перечень целей обучения и объеди­нить школьников ... сопровождение, ... в теорию и практикугражданского образования ...

Другие похожие документы..