textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается выбор темы, ее научная и практическая значимость; определяются цели и задачи диссертационного исследования, его хронологические рамки и методологическая база; на основе историографического обзора выяснена степень изученности проблемы и дана характеристика использованных источников, а также рассмотрены основные научные методы, примененные в ходе диссертационного исследования. Обосновано, что современные задачи гражданского становления, воспитания ответственного гражданина России, формирования мировоззренческих ценностей гражданской направленности, успешности и конкурентоспособности требуют новых подходов в образовании. Изменения должны произойти как в содержании, так и в методике преподавания, что, соответственно, повлечет за собой изменение позиции самого учителя, системы его профессиональной подготовки и повышения квалификации.

В первой главе диссертации «Методологические основы подготовки учителя к созданию условий для гражданского становления школьников» рассмотрены подходы к гражданскому становлению школьников как ценностному ориентиру образования. В ходе исследования определены основные области, связанные с гражданским становлением школьников, к которым относятся: гражданская информированность (компонент знаний), гражданские умения (процессуальный компонент), гражданская активность (деятельностный компонент) и гражданская позиция (результативный компонент). Дается обзор основных подходов к гражданскому становлению и подготовке педагогов в данном направлении, характеризуются модели и концепции гражданского образования, формулируются и классифицируются вызовы и риски, связанные с развитием гражданских качеств в системе образования.

Гражданское становление рассматривается в историческом, социально-политическом, образовательном, правовом и других контекстах на основе изучения отечественной и зарубежной педагогической литературы. Констатируется, что существующие характеристики процесса гражданского становления сложно диагностируемы для конкретных мониторинговых педагогических исследований. Критическому анализу подвергаются имеющиеся попытки выявить уровни гражданственности и дать им характеристики.

Определяется, что ожидаемыми результатами работы учителя в области гражданского становления школьников является знание школьниками механизмов работы демократических институтов; понимание и уважение культурных различий; умение использовать теоретические знания в практических действиях; признание ценностей демократии; стремление делать осознанный выбор и принимать ответственные решения; активность и ответственность участия в общественной жизни.

В диссертационном исследовании дается историографический обзор проблемы создания педагогических условий для становления гражданских качеств у школьников. Содержательная направленность рассмотренной педагогической литературы по теме диссертационного исследования показана на помещенной ниже схеме «Направленность изученной в ходе диссертационного исследования литературы» (рис. 1).

Истоки гражданского образования и формирования гражданственности рассмотрены в ретроспективе и современных исследованиях. От обзора трудов философов, историков и политических деятелей древности (Древней Греции, Рима и Китая) через изменения понимания роли гражданина в Средневековье, эпоху Возрождения и Реформации было показано складывание современных ценностных ориентиров демократии в Новое и Новейшее время. Рассматриваются позиции отечественных и зарубежных исследователей относительно механизмов осуществления гражданского становления подрастающего поколения в системе образования.

Школьные

курсы

Содержание (дидактика)

Рис. 1. Схема «Направленность изученной в ходе диссертационного исследования литературы».

Изучение нормативных документов показало институциональное воплощение идей гражданского образования в современной России, что отражено на государственном уровне в письме Министерства образования органам управления образованием субъектов Российской Федерации «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации» от 6 февраля 1995 года, Национальной доктрине образования (2000 год), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 год).

Рассматриваются основные современные модели и концепции гражданского образования. Работы Н.М. Воскресенской позволили в диссертационном исследовании акцентировать внимание на сравнительной характеристике трех основных моделей гражданского образования: предметной (организация учебного процесса с учетом целей гражданского образования, что позволяет учащимся приобретать знания, умения, овладевать способами деятельности, усваивать ценностные ориентации в рамках отдельного учебного предмета в рамках федерального, регионального или школьного компонентов образования), институциональной (создание демократического уклада школьной жизни, ключевыми и системообразующими элементами которого являются органы школьного самоуправления, формирование правового пространства, расширение участия всех субъектов образовательного процесса в реальном взаимодействии) и проектной (глубокая интеграция учебной и внеклассной воспитательной работы через подготовку и реализацию проектов гражданской направленности). Анализ моделей гражданского образования позволил нам учесть комплекс требований к результативности процесса гражданского становления школьников и систематизировать их в виде факторов, условий и рекомендаций к подготовке преподавателей в данной области.

В ходе диссертационного исследования нами были выделены целевые установки, играющие важную роль в гражданском образовании: социализация, патриотизм, конструктивность, уважение, самостоятельность, коммуникабельность, умение выбирать и принимать решение.

В материалах диссертационного исследования определяются вызовы и риски развития гражданского образования в современной России. Отмечается, что по данным современных исследований Института социологии РАН часто отождествляют себя с россиянами 35 % респондентов, 50 % – иногда, 15 % имеют отрицательную гражданскую идентичность2. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, не хватает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные социальные ориентиры.

Вызовы и риски гражданского образования классифицируются по трем уровням. На внешнем уровне речь идет о структурном воплощении гражданского образования, содержании, методике преподавания и ресурсном обеспечении (учебники, пособия и т.п.). Основным вызовом данного уровня является необходимость институционализации гражданского образования для его системного развития на государственном уровне. Соответственно, с точки зрения подготовки преподавателей важным представляется понимание основ гражданского образования, использование проектных подходов в педагогической деятельности. Риском становится ситуация навязывания гражданского образования на уровне функциональной задачи (исполнение распоряжений управляющего органа).

Внутренний уровень относится к кадровому обеспечению, то есть подготовленности преподавателей к созданию условий для гражданского становления школьников. Вызовом на данном уровне является создание благоприятной социальной среды для развития гражданских ценностей и понимание в обществе важности гражданского образования. В качестве основного риска выступает высокая степень социальной агрессии и гражданской дезинтеграции.

Фундаментальный уровень составляют ценностные ориентиры общества, оказывающие значительное влияние на эффективность гражданского образования. Они проявляются не столько в декларативных заявлениях, сколько в стремлении граждан следовать этим ценностям в своем повседневном поведении. Вызов данного этапа – формирование в общественном сознании ценности демократической гражданственности, чему может препятствовать правовой нигилизм и слабо выраженная общегражданская идентичность россиян.

Во второй главе диссертации анализируются факторы и условия готовности учителя к реализации задач гражданского образования и гражданского становления школьников. Рассматриваются стратегии взаимодействия в преподавании, способы передачи информации и установления отношений, как факторы развития гражданских качеств у школьников. Показывается потенциал проектной деятельности, являющейся важнейшим педагогическим условием гражданского становления.

Готовность учителя к сопровождению процесса гражданского становления определяется на основе разработанной уровневой системы, включающей осознание учителем важности гражданского становления молодого поколения, проявление его заинтересованности в развитии гражданских качеств учащихся и образовательной деятельности, направленной на формирование педагогических условий для создания пространства гражданского становления в образовательном процессе.

Выделены и обоснованы ключевые комплексные факторы подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления. Они связаны с выстраиванием отношений с учащимися, предметным содержанием, методикой преподавания, уровнем сотрудничества. При этом подчеркивается, что нельзя описать требования к подготовке учителя в области гражданского образования констатирующим образом или путем набора директивно сформулированных требований и моделирования заданной последовательности шагов. Обосновывается позиция, что в быстроменяющемся современном мире общественная структура предполагает готовность к профессиональному развитию на протяжении всей жизни человека, открытость педагога к самосовершенствованию и рефлексивное отношение к своей деятельности. Особо подчеркивается, что гражданское образование не подразумевает обслуживание идеологических установок, то есть оно не должно превращаться в индоктринацию и набор определенных догм для их усвоения без критического анализа.

Факторы готовности учителя к созданию педагогических условий для гражданского становления школьников соотнесены с четырьмя выявленными в первой главе диссертационной работы областями гражданского становления. Эти факторы образуют следующие группы – ценностно-мировоззренческую, оценочно-рефлексивную, предметно-дидактическую, технологическую, информационную, смысло-деятельностную, методическую, мотивационную, креативную, коммуникационную и организационную. Обосновывается, что учет данных факторов в педагогической деятельности способствует успешности процесса интериоризации, превращению эксплицитно выраженных воздействий в имплицитные изменения в области гражданских установок и ориентиров.

Исследуется процесс взаимодействия педагога и школьников в образовательном пространстве. Выделяются три стратегии такого взаимодействия – пассивная, активная и интерактивная. Рассматриваются характеристики каждой из стратегий, условия выбора преподавателем определенной стратегии, их потенциал и возможные трудности применения, а также эффективность с точки зрения становления гражданских качеств.

Анализируются способы передачи информации и установления отношений в преподавании. Репродуктивная стратегия подразумевает, что вся информация должна воспроизводиться учащимися без ее какого бы то ни было изменения. При производящей (модифицирующей) стратегии учащиеся воспроизводят базовую информацию без каких-либо изменений, но при этом они подбирают собственные примеры и иллюстрации, то есть в результате появляется некий новый продукт. При творческой стратегии работы с информацией преобладает проблемный характер изложения и открытость обсуждения вопросов. От учащегося требуется сформулировать задачу, задать вопрос по существу проблемы, спланировать свою деятельность, выдвинуть гипотезы, обосновать способ решения, дать анализ ситуации, занять собственную позицию, оценить результат, выбрать нужный вариант, сравнить, изобразить графически, найти основание для классификации и т. п. Подчеркивается важность соблюдения баланса при использовании в образовательном процессе стратегий преподавания и ориентированность при их выборе на ожидаемые результаты.

Классификация стратегий установления отношений в процессе преподавания основывается на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном процессе. Равноправная стратегия установления отношений основана на принципе гуманизма, в основе которого лежит идея уникальности каждой личности. Равноправные отношения позволяют учащимся чувствовать себя более раскованными, не бояться ошибиться, проявлять больше активности и инициативы. В миссионерской (патерналистской) стратегии установления отношений преподаватель воспринимается как некий носитель озарения, истины. Его авторитет носит моральный характер, основан на почитании, отсутствии какого-либо сомнения и критики. Директивный подход резко определяет иерархические границы отношений, устанавливает вертикаль «распоряжение – подчинение». Стратегии рассмотрены с точки зрения процесса гражданского становления школьников.

Устанавливается, что проектная деятельность представляется необходимым условием развития гражданских качеств в демократическом обществе. Социальное проектирование дает неоценимый опыт преобразования социальной действительности, лежащий в основе гражданского становления. Поэтому понимание значимости и использование проектного метода в своей педагогической деятельности представляется важнейшим показателем готовности учителя к развитию гражданских качеств у школьников. Включение учащихся в социальное проектирование создает условие использования «зоны ближайшего развития» ребенка для накопления им позитивного социального опыта и выстраивания своей гражданской идентичности в учебной и внеучебной деятельности.

Участие в проектной работе позволяет школьникам не только приобрести необходимые навыки гражданской жизни, но и создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия при решении социальных проблем. При этом проектная работа обладает значительным потенциалом создания на уровне всего школьного коллектива модели гражданского общества. Эта деятельность является важнейшей для формирования гражданского общества, так как развивает самостоятельность и направлена на практическое решение определенной проблемы, способствует взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями и властными органами.

В диссертационном исследовании рассматриваются различные подходы и практики реализации проектирования в российской системе образования, в том числе и опыт проводимой Министерством образования и науки РФ с 2001 года Всероссийской акции «Я – гражданин России», в организации которой принимает участие автор диссертационного исследования. Данный проект призван познакомить школьников с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности, дать им практические навыки участия в общественной жизни района, города, страны в целом. Он является одним из способов проявления собственной заинтересованности в решении проблем окружающего мира, формирования умений социальной коммуникации, конструктивного взаимодействия с властными органами и общественностью для достижения поставленных целей.

Проблемы, которые решаются подростками, не являются смоделированными, они носят реальный характер. Одним из важных критериев успешности проекта признается его практическая реализация. По мере взросления у школьника возрастает стремление к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Учебные действия могут перерастать в методы научного познания, способствуя развитию элементов исследовательской работы.

В ходе экспериментальной работы автором диссертационного исследования3 была разработана структура проектной деятельности, в которой элементы проектирования распределены по трем уровням (ценностный, творческий и практический) и трем областям (целеполагания, проблемы и оценки). Анализ теоретического материала и экспериментальной работы в области образовательной проектной деятельности позволил нам выдвинуть пять основных принципов использования проектирования в практике работы учителя, которые соотносятся с компонентами его готовности к развитию гражданских качеств:

1. Знание отличительных характеристик проектирования и элементов проектной деятельности (связано с профессионализмом преподавателя, широтой его педагогического кругозора).

2. Признание педагогического потенциала проектной деятельности и создание благоприятных условий для вовлечения школьников в проектную работу. Этот принцип определяет мотивацию преподавателя в собственном участии в проектной деятельности и успешность заинтересованного участия школьников.

3. Адаптация имеющихся теоретических разработок к конкретным условиям образовательного учреждения в ходе использования проектных подходов в собственной педагогической практике. В данном аспекте от преподавателя требуется творческий подход, умение креативно мыслить и критически использовать имеющийся опыт, вырабатывая собственную оригинальную модель.

4. Конструирование оптимального алгоритма проектных действий и умение вносить коррективы в случае необходимости. Владение технологиями и гибкое использование широкого набора методических приемов позволяет учителю постоянно развивать проектную деятельность, ориентировать ее на потребности школьников.

5. Оценивание проектных достижений и распространение информации об опыте проектной деятельности в школьном социуме и педагогическом сообществе. Такой рефлексивный анализ достижений является основой формирования гражданской позиции и представляется необходимым элементом развития ответственности у всех участников образовательного процесса.

Третья глава диссертации «Модель подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников» посвящена рассмотрению практической направленности работы автора диссертационного исследования. Представлена разработанная модель подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников, в центре которой находятся мобильные семинары для учителей и преподавателей по активным и интерактивным методам преподавания. Предложенная модель представляет собой комплекс элементов, соотносящихся с тремя уровнями (ценностным, творческим и практическим) и четырьмя областями (информированность, умения, активность и позиция). В соответствии с определенным уровнем и областью выделены следующие элементы подготовки учителя: анализ, проблематизация, взаимодействие, гражданские ценности, творчество, результативность, инициатива, мотивация, принятие решения, оценка, проектирование, рефлексия.

Апробация разработанной модели включала последовательность шести основных шагов:

1 шаг – мотивационно-ориентационный (стремление заинтересовать учителей в изменениях, показать потенциальные эффекты).

2 шаг – деятельностно-информационный (разработка материалов и получение опыта, погружение в работу через мобильные семинары, метапредметный и межпредметный уровень).

3 шаг – констатирующий (рефлексивный) (обобщение, применение полученного опыта).

4 шаг – институциональный (системная работа в области гражданского образования, программы, центры, объединение усилий в области обучения и воспитательной работы).

5 шаг – диссеминационный (распространение опыта, сетевая работа).

6 шаг – аналитический (исследование изменений, оценка эффектов и результатов).

Анализируется система мобильных семинаров и опыт их проведения в ходе экспериментальной работы. Определяется, что в качестве ожидаемых результатов мобильного семинара участники получают возможность:

- познакомиться с активными и интерактивными методами в гражданском образовании;

- выделить положительные стороны и возможные трудности применения разных стратегий преподавания;

- высказаться о возможности применения активных и интерактивных методов в практике школьной жизни;

- узнать о существующем опыте и проектах в области гражданского образования;

- принять активное участие в работе малой группы, анализе различных документов, ролевых и деловых играх;

- занять собственную позицию по основным аспектам гражданского образования и существующим проблемам его реализации на практике;

- обменяться имеющимся и полученным опытом в ходе подготовки и представления занятий с использованием активных и интерактивных методов.

После каждого мобильного семинара в целях ознакомления широкой педагогической общественности на сайте размещается итоговый анализ анкет, программа семинара и список участников. Разработки занятий, сделанные участниками семинаров публикуются в периодических изданиях педагогической направленности – приложении «Граждановедение» к «Учительской газете», журналах «Преподавание истории в школе» и «Право в школе». После проведения мобильных семинаров гражданское образование в регионе развивается посредством проведения семинаров на местном уровне, которые организуют местные тренеры. На данный момент такая работа ведется в Астраханской, Брянской, Волгоградской, Красноярской, Московской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Свердловской и Тульской областях, а также в республиках Калмыкия и Хакасия. Статистические данные по проведенным с 2003 по 2009 годы мобильным семинарам показывают количество семинаров, число участников, географию проводимых семинаров в которых они проводились: 10 республик, 31 область и 4 автономных округа Российской Федерации.

Во результате экспериментальной работы подготовлено более 100 публикаций в федеральных и региональных изданиях, а также на страницах средств массовой информации, реализованы такие значимые проекты в области гражданского образования как «Правовое образование в школе», «Всероссийская Олимпиада по граждановедческим дисциплинам», «Дух демократии» (российско-канадский проект), «Всероссийская акция «Я – гражданин России», «Мобильные семинары по активным и интерактивным методам преподавания в гражданском образовании», «Активная школа», «Мозаика гражданского образования», «Мой выбор», «Формирование демократической гражданственности» (проект Совета Европы) и др.

Примером результативности работы в области повышения готовности преподавателей к сопровождению процесса гражданского становления школьников является рост использования активной и интерактивной стратегий преподавания в практическую деятельность педагогов. В среднем за 2005-2008гг. использование разных стратегий преподавания участниками семинаров можно считать примерно постоянной цифрой, что связано с постоянным включением новых педагогов в проводимые мобильные семинары. Пассивную стратегию в своей педагогической практике учителя используют в диапазоне от 40 до 45%, активную – от 35 до 40%, интерактивную – от 15 до 20%. Направленность изменений демонстрирует анализ результатов работы с контрольной группой педагогов г. Новомосковска (Тульская область). С 2005 по 2008 гг. систематически проводились мобильные семинары по активным и интерактивным подходам в преподавании. Данные показывают, что применение учителями пассивных стратегий с 52 % в 2005 году незначительно снизилось в следующем году (до 50 %), а затем в 2007 и 2008 годах достигло уровня 35 %, что произошло в результате глубокого осмысления и накопления опыта работы в области активной и интерактивной стратегий преподавания. Изменения проходили при увеличении учебного времени, которое педагоги использовали для активных (от 30 % в 2005 году до 35 % в 2006 году и 40 % в 2007 и 2008 годах) и интерактивных подходов (от 18 % в 2005 году и 15 % в 2006 году до 25 % в 2007 и 2008 годах). Диаграмма на рис. 2 показывает перераспределение стратегий преподавания.

Рис. 2. Диаграмма «Изменение соотношения использования стратегий преподавания в экспериментальной группе учителей Новомосковска (Тульская область)»

Другим ярким примером могут служить данные, полученные в результате анализа анкет участников мобильных семинаров в Коломне (Московская область) в 2006-2008 годах. Если на первом семинаре соотношение стратегий было следующим: пассивная - 47%; активная - 35%, интерактивная - 18%, то в 2007г. ситуация стала меняться – использование пассивной стратегии снизилось до 34%, активной – возросло до 45%, а интерактивной – до 21%. Наконец, в 2008г. соотношение стратегий достигло следующего уровня: пассивная - 30%, активная - 45%, интерактивная - 25%.

Участники семинаров разработали и провели более 150 занятий с формулированием ожидаемых результатов, включением мотивационных и рефлексивных подходов, использованием групповой работы учащихся и проведением обсуждений. В регионах, где проводилась экспериментальная работа, получила развитие проектная деятельность учащихся. Учащиеся Рязанской, Брянской, Московской и Орловской областей ежегодно являются финалистами Всероссийской Акции «Я – гражданин России», которая проводится Министерством образования и науки РФ с 2001 года.

В Заключении диссертации обобщены и представлены результаты исследования. В логике сформулированных задач изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

Основные выводы исследования:

1. Проведенное исследование позволило соотнести выделенные компоненты гражданского становления (гражданская информированность, развитие гражданских умений, гражданская активность и выработка гражданской позиции) с мировоззренческими особенностями современных школьников (подверженность влиянию массовых настроений, потребительские приоритеты, размывание ответственности, конфликтность, умение ориентироваться в новых технологиях, индивидуальность и независимость, стремление к самоопределению и др.) и требованиями к педагогам (рассмотрение на занятиях вопросов прав и свобод человека, основ демократического управления, использование примеров разных культурных традиций, обсуждение неоднозначных вопросов общественного развития, организация работы учащихся в малых группах, ориентация на разные источники информации, поощрение сотрудничества, формулирование ожидаемых результатов занятия, включение в педагогическую практику элементов проектной деятельности, инициирование совместной выработки с учащимися норм и правил и др.).

2. Определены существующие лакуны и проблемы, связанные с подготовкой педагогов и требующие дополнительного исследования на основе рассмотрения изученности вопросов гражданского образования в отечественных и зарубежных исследованиях:

- недостаточно исследованы факторы и условия подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников;

- нуждаются в дополнительном теоретическом обосновании вопросы выбора учителем стратегии преподавания;

- сопровождающий характер позиции педагога в процессе гражданского становления не нашел должного отражения в педагогических исследованиях;

- требуется дополнительное обоснование роли социального проектирования в гражданском образовании и формулирование рекомендаций для педагогов при использовании проектного метода;

- актуальной остается проблема выработки модели подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников и ее апробации с анализом полученных результатов на репрезентативной социологической выборке.

3. Сформулированы актуальные в современном обществе направления подготовки педагогов в области гражданского образования с учетом существующих вызовов и рисков и на основании комплексной интеграции концепций гражданского становления школьников. Риски и вызовы современного этапа развития гражданского образования классифицированы по различным уровням (внешнему, внутреннему и фундаментальному). Даны конкретные рекомендации по их учету в ходе организации работы с педагогами.

4. Выделены группы факторов (ценностно-мировоззренческие, оценочно-рефлексивные, информационные, предметно-дидактические, технологические, креативные, организационные, коммуникативные, смысло-деятельностные, мотивационные и методические) и условия готовности учителя в области гражданского образования, позволяющие говорить о существовании в образовательном процессе пространства гражданского становления школьника и возможностей для его освоения.

5. Рассмотрены и внесены в научный тезаурус новые или недостаточно обозначенные педагогические конструкты – «стратегии преподавания», «пространство гражданского становления школьника», «готовность учителя к сопровождению процесса гражданского становления». Выделены и классифицированы стратегии преподавания в разных областях (при взаимодействии – пассивные, активные и интерактивные; передаче информации – репродуктивные, модифицирующие и творческие; установлении отношений – директивные, миссионерские и равноправные). Обосновано, что их адекватный выбор стратегии преподавания показывает степень подготовленности учителя к решению задач гражданского образования. В качестве принципов выбора стратегии преподавания определены сотрудничество, адекватность средств поставленным задачам, целесообразность и целеполагание, вариативность, творческий подход, последовательность действий, уважение и доброжелательность.

6. Доказано, что в условиях информационного общества все менее эффективными становятся педагогические подходы, основанные на репродуктивности, морализаторстве и индоктринации, а отношение к преподаванию исключительно как к передаче опыта прежних поколений представляется тормозящим гражданское становление школьников. Это позволило выделить компоненты готовности педагога к реализации задач гражданского образования (мотивационный, предметно-дидактический, технологический или операционный, креативный или творческий, рефлексивный, организационный, коммуникативный и методический), по каждому из которых определены критерии и показатели. Особо выделяются такие показатели готовности учителя к развитию гражданских качеств у школьников, как стремление к равноправному сотрудничеству и взаимодействию при решении возникающих в процессе образования проблем.

7. Подтверждена важность включения социального проектирования в процессе гражданского становления школьников, рассмотрены подходы к выстраиванию последовательности элементов проектной деятельности и разработана авторская нелинейная структура, ориентирующая учителя на вариативность и открытость педагогических действий, даны рекомендации по использованию модели подготовки учителей, имеющей проектную направленность.

8. Разработана модель подготовки учителей к сопровождению процесса гражданского становления школьников, учитывающая области гражданской информированности, гражданских умений, гражданской активности и гражданской позиции, а также уровни осознания, заинтересованности и практических действий педагогов, которая была апробирована в ходе проведения мобильных семинаров по активным и интерактивным стратегиям преподавания. Основными элементами разработанной модели являются анализ происходящих событий, сравнение желаемого с действительным, способность к синтезу и обобщению на основе критического рассмотрения различных источников информации, политическая грамотность и установление причинно-следственных связей, видение существующих конфликтов и конфликтных ситуаций в общественном взаимодействии, понимание существующих рисков и вызовов в области гражданского образования, формулирование проблемы для поиска адекватного и эффективного пути ее решения, установление позитивной коммуникации, социальные ценности гражданской направленности, мотивация, формулирование ожидаемых результатов и ориентированность на их достижение, выбор из имеющихся альтернатив, основанный на существующих ресурсах и понимании сложившейся ситуации.

9. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной модели подготовки учителей в области гражданского образования и подготовлены рекомендации к ее использованию. Результативность и эффективность данной модели в области расширения пространства гражданского становления школьников в образовательном процессе подтверждена изменением методики преподавания участников семинаров, включением проектной деятельности в педагогическую практику, реализацией в регионах России социальных проектов школьников и их участием во Всероссийской Акции «Я – гражданин России», повышением информированности школьников, проявившим свою гражданскую грамотность высокими результатами во Всероссийской Олимпиаде по граждановедческим дисциплинам.

10. Сформулированы практические рекомендации для развития гражданского образования в России через систему повышения квалификации педагогов, основанные на анализе опыта экспериментальной работы по подготовке учителей к созданию условий для гражданского становления школьников. Обосновано, что система работы учителя и созданные им образовательные условия для гражданского становления школьников должна учитывать следующие образовательные результаты:

-знание механизмов работы демократических институтов;

-понимание и уважение культурных различий;

-умение использовать теоретические знания в практических действиях;

-признание ценностей демократии (справедливости, равенства, свободы слова и др.);

-умение делать осознанный выбор и принимать ответственные решения;

-информированность и использование различных источников информации при выработке собственных взглядов и суждений;

-умение анализировать и конструктивно критиковать политические решения;

-активное и ответственное участие в общественной жизни;

-понимание социальных противоречий и сталкивающихся ценностей в обществе, умение находить осознанные и обоснованные решения в данных ситуациях;

-видение перспектив общественного развития, прогнозирование и выстраивание будущих сценариев.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях, общим объемом 210 п. л.:

Монографии

1. Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теория и практика [Текст]: монография / А. Н. Иоффе. – Брянск: Курсив, 2006. (6 п. л. (108 с.))

2. Иоффе, А. Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника [Текст]: монография / А. Н. Иоффе. – М.: АПКиППРО, 2010. (7,5 п. л. (120 с.))

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

3. Иоффе, А. Н. Быт Москвы 1920-х годов [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 5. – С. 15-20. (0,5 п. л.)

4. Иоффе, А. Н. Единый государственный экзамен по обществознанию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2006. – № 7. – С. 10-12. (0,1 п. л.)

5. Иоффе, А. Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9. – С. 19-24. (0,5 п. л.)

6. Иоффе, А. Н. Урок «Этнос, народ, нация» [Текст] / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 3. – С. 25-32. (0,7/0,5 п. л.)

7. Иоффе, А. Н. Тема «Политическая история России XVIII века. Итоговое занятие» [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 4. – С. 19-28. (1 п. л.)

8. Иоффе, А. Н. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание. XI класс» (проект) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1. – С. 40-42. (0,3 п. л.)

9. Иоффе, А. Н. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание. XI класс» (проект) (продолжение) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 2. – С. 35-43. (0,8 п. л.)

10. Иоффе, А. Н. Работа с тестовыми заданиями при подготовке к ЕГЭ по обществознанию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 3. – С. 63-68. (0,5 п. л.)

11. Иоффе, А. Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 9. – С. 3-8. (0,5 п. л.)

12. Иоффе, А. Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 6. – С. 4-8. (0,3 п. л.)

13. Иоффе, А. Н. «Манифест мирного сосуществования» (ролевая игра по толерантности) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 1. – С. 10-15. (0,5 п. л.)

14. Иоффе, А. Н. Игровые методики в преподавании. «Политическая пропаганда» (пример использования игры в учебном процессе) [Текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 2. – С. 3-7. (0,4 п. л.)

Учебники

15. Иоффе, А. Н. Мы, народ... Российская Конституция [Текст]: учебник / Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе, А. Ф. Никитин. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1998. (15/7 п. л. (190 с.))

16. Иоффе, А. Н. Введение в общественные дисциплины [Текст]: учебник / Т. В. Болотина, В. Ф. Бородич, А. Н. Иоффе, В. Н. Лебедева, Т. В. Карадже, О. В. Кишенкова. – М.: Образовательный Центр «Веди-М», 2000. (17/5 п. л. (252 с.))

17. Иоффе, А. Н. Основы политологических знаний [Текст]: экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов / Т. В. Болотина, А. Н. Иоффе. – М.: АПКиПРО, 2000. (4/3 п. л. (64 с.))

18. Иоффе, А. Н. Введение в обществознание [Текст]: учебник для 8-го класса основной школы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова, С. В. Тырин. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательство «Баласс», 2000. (14/8 п. л. (272 с.)) Гриф Допущено Министерством образования Российской Федерации.

19. Иоффе, А. Н. Основы обществознания [Текст]: учебник для 8 классов общеобразовательных учебных заведений / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2001. (17/7 п. л. (272с.)) Гриф Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Программы, учебно-методические пособия, справочные материалы

20. Иоффе, А. Н. Мировой опыт проведения выборов. Избирательные системы [Текст] / А. Н. Иоффе // Выборы в демократическом обществе. Курс для старших классов средней школы: учебное пособие / под ред. Н. М. Воскресенской, П. Г. Положевца. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1996. – С. 10-20. (0,6 п. л.)

21. Иоффе, А. Н. Программа курса «Выборы в демократическом обществе» [Текст] / А. Н. Иоффе // Выборы в демократическом обществе. Курс для старших классов средней школы: учебное пособие / под ред. Н. М. Воскресенской, П. Г. Положевца. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», 1996. – С. 2-5. (0,2 п. л.)

22. Иоффе, А. Н. Активная методика – залог успеха [Текст] / А. Б. Гутников, А. Н. Иоффе // Гражданское образование – путь к демократическому обществу: материалы международной конференции. – СПб.: Издательствово РГПУ имени А. И. Герцена, 1999. – С. 144-149. (0,5/0,4 п. л.)

23. Иоффе, А. Н. Мой выбор [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей средней школы / И. Ф. Ахметова, Т. Ю. Иванова, А. Н. Иоффе, А. С. Прутченков, Г. К. Смирнова; под общ. ред. П. Г. Положевца. – М.: ЗАО «Учительская газета», 2000. (6/1 п. л. (104 с.))

24. Иоффе, А. Н. Российско-канадский проект в области гражданского образования «Дух демократии» [Текст] / Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе, Д. Рей, Э. Хьюз // Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина: сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. – М.: Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2001. – С.189-211. (2/1,5 п. л.)

25. Иоффе, А. Н. Книга методик [Текст] / Э. Б. Ершова, А. Н. Иоффе,  Т. В. Осипова. – М.: Новый отсчет, 2001. (5,75/4 п. л. (92 с.))

26. Иоффе, А. Н. Методические аспекты изучения основ конституционного устройства РФ [Текст] / А. Н. Иоффе // Теоретические и методические основы преподавания права в школе: сборник статей. Курс лекций. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. – С. 55-60. (0,5 п. л.)

27. Иоффе, А. Н. Методические рекомендации по проведению уроков с использованием интерактивных и активных методов работы [Текст] / А. Н. Иоффе // Гражданское образование: методология, содержание и методы обучения. – М.: АПКиПРО, 2002. – С. 158-166. (0,3 п. л.)

28. Иоффе, А. Н. Социальное проектирование в правовом образовании [Текст] / А. Н. Иоффе // Организация внеурочной работы по праву. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. – С. 4-160. (10 п. л.)

29. Иоффе, А. Н. Теоретические основы методики преподавания общественных дисциплин [Текст] / А. Н. Иоффе // Теоретические и методические основы преподавания права в школе: сборник статей. Курс лекций. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. – С. 61-79. (1 п. л.)

30. Иоффе, А. Н. Гражданское образование и социальное проектирование [Текст]: пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» / И. Ф. Ахметова, Н. М. Воскресенская, И. Г. Димова, А. Н. Иоффе, И. В. Калиш, М. А. Шкробова. – М.: Новый учебник, 2003. (8,4/5 п. л. (160 с.))

31. Иоффе, А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию [Текст] / А. Н. Иоффе. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. (12 п. л. (240 с.))

32. Иоффе, А. Н. Современная методика гражданского образования [Текст] / А. Н. Иоффе, В. П. Пахомов. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. (6/5 п. л. (117 с.))

33. Иоффе, А. Н. Методическое пособие к учебнику «Основы обществознания». 8 класс [Текст] / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. (10/7 п. л. (192 с.))

34. Иоффе, А. Н. Методическое пособие к учебнику «Основы обществознания». 9 класс [Текст] / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. (18/14 п. л. (288 с.))

35. Иоффе, А. Н. Многообразие понимания толерантности [Текст]: учебно-методические материалы по курсу «Права человека» / А. Н. Иоффе; под ред. Е. Н. Рахмановой. – М.: ИД «Камерон», 2004. (2 п. л. (32 с.))

36. Иоффе, А. Н. Выборы в демократическом обществе. 9-11 класс. [Текст]: методические рекомендации к занятию / А. Н. Иоффе // Выборы в демократическом обществе: сборник учебно-методических материалов. – Выпуск 1. – Орел, 2006. – С. 16-56. (2,5 п. л.)

37. Иоффе, А. Н. Книга ресурсов [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. Н. Иоффе. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2006. (15 п. л. (240с.))

38. Иоффе, А. Н. Проблема оценивания в активной школе [Текст] / А. Н. Иоффе// Активная школа: теория, практика, перспективы / под ред. А. Зеленцовой, К. Спенсли и С. Шехтера. – М.: Американские советы по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Фонд «Сивитас», Партнерство СИВИТАС@РОССИЯ, 2006. – С. 96-102. (0,5 п. л.)

39. Иоффе, А. Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России [Текст] / А. Н. Иоффе // Социально-этнические процессы в микро- и макроистории: сборник материалов V ежегодной научно-практической конференции «Человек в истории» 22-23 декабря 2005 г. / под ред. Т. В. Воробьевой, Т. П. Минченко. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга, 2006. – С. 181-196. (1 п. л.)

40. Иоффе, А. Н. Сравнительный подход в гражданском образовании [Текст] / А. Н. Иоффе // Сборник материалов Шаг в будущее. Серия «Гражданское образование: современные подходы, методы и формы преподавания». – Орел, 2006. – С. 111-114. (0,2 п. л.)

41. Иоффе, А. Н. Гражданское образование в России: состояние и перспективы развития [Текст] / А. Н. Иоффе, Е. М. Беляков, Н. М. Воскресенская // Гражданско-правовое образование: проблемы модернизации и перспективы развития: сб. материалов межрегиональной научно-практич. Конференции, 7-9 декабря 2007 г. / под ред. Л. В. Мостяевой; Упр. по делам образования, науки и молодежной политики Ряз. обл.; Гос.образов.учр-е доп.профессион.образ-я «Ряз. обл. ин-т развития образования»; Благотворительный фонд «Сивитас». – Рязань: Издательство, 2007. – С. 63-76. (1/0,7 п. л.)

42. Иоффе, А. Н. Методика гражданского образования: теоретические аспекты и практические рекомендации [Текст] / А. Н. Иоффе. – Брянск: Курсив, 2007. (10,5 п. л. (168 с.))

43. Иоффе, А. Н. Проектная деятельность в гражданском образовании [Текст] / Е. М. Беляков, Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе // Развитие системы гражданско-правового образования в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование»: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции, 25-26 ноября 2008 г. / под ред. Л. В. Мостяевой. – Рязань: Издательство, 2008. – С.41-49. (0,8/0,5 п. л.)

44. Иоффе, А. Н. Программы общеобразовательных учреждений. [Текст] / А. Н. Иоффе // Обществознание: глобальный мир в XXI веке. – М.: Просвещение, 2008. (2 п. л. (32 с.))

45. Иоффе, А. Н. Я – гражданин России. Книга для учащихся. 5-7 классы [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Н. Иоффе, Н. Ф. Крицкая, Л. В. Мостяева. – М.: Просвещение, 2009. (8,17/6 п. л. (143 с.))

46. Иоффе, А. Н. Я – гражданин России. Книга для учителя. 5-7 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А. Н. Иоффе, Н. Ф. Крицкая, Л. В. Мостяева. – М.: Просвещение, 2009. (7,94/6 п. л. (158 с.))

47. Иоффе, А. Н. Основные приемы и технологии в работе тренера-преподавателя [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. В. Болотина, А. Н. Иоффе, Е. А. Мишина, Е. И. Казакова, Т. Г. Новикова, А. Е. Новиков, Е. Н. Петрова, О. Н. Руднева, Е. Н. Шимутина, О. В. Чиндилова, С. Г. Яковлева. – М.: АПКиППРО, 2010. (9/1 п. л. (72 с.))

48. Иоффе, А. Н. Факторы и условия подготовки учителя к продуктивной деятельности в сфере гражданского образования [Текст] / А. Н. Иоффе // Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: новые функции и компетенции: материалы межрегион. науч.-практич. конф., 22 апр. 2010 г., г. Рязань. Ч. 2. / под ред. Н. К. Бушковой, А. Д. Кувшинковой, А. В. Миловзорова; Мин-во образ. Ряз. обл.; Гос. обр. учр-е доп. профессион. обр-ия «Ряз. обл. ин-т развития образования». – Рязань, 2010. С. 67-73. 0,9 п.л.

Статьи в журналах

49. Иоффе, А. Н. Партнерство Сивитас-Россия [Текст] / А. Н. Иоффе // Основы государства и права. – 2005. – № 3. – С . 68-70. (0,1 п. л.)

50. Иоффе, А. Н. Социальное проектирование в правовом образовании [Текст] / А. Н. Иоффе // Основы государства и права. – 2006. – № 6. – С . 37-61. (2 п. л.)

51. Иоффе, А. Н. Право и справедливость как базовые концепты правового образования [Текст] / А. Н. Иоффе, Н. М. Воскресенская // Право в школе. – 2009. – № 2. – С. 10-17. (1/0,6 п. л.)

52. Иоффе, А. Н. Новые подходы к преподаванию интегрированного курса «Обществознание» [Текст] / А. Н. Иоффе // Право в школе. – 2009. – № 3. – С. 2-7. (0,5 п. л.)

1 Рекомендована Ученым советом АПКиППРО (заседание от 28 декабря 2006 года).

2 Российская идентичность в социологическом измерении [Текст]: аналитический доклад. — М.: РАН, Институт социологии, 2007. – С. 35.

3 Работа проводилась совместно с Е.М. Беляковым и Н.М. Воскресенской.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

    Автореферат диссертации
    ... гражданскогостановленияшкольников. В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью была сформулирована тема диссертационного исследования «Теория и практикаподготовкиучителя к сопровождениюпроцессагражданскогостановленияшкольников» ...
  2. Новые поступления в библиотеку в феврале-апреле 2011 г (выборочный перечень)

    Документ
    ... .05 И 75 Иоффе, Андрей Наумович. Теория и практикаподготовкиучителя к сопровождениюпроцессагражданскогостановленияшкольников : автореферат дис. ... . - М. : АПК и ППРО, 2010 ...
  3. Педагогическая теория и практика проблемы глазами студента вуза

    Документ
    ... Педагогическая теория и практика : ... процесс должен быть подчинен становлению ... методическая подготовкаучителей к организации геометрической деятельности младших школьников ... Методическое сопровождение: « ... культуры общения, гражданской позиции родителей ...
  4. Педагогическая практика

    Педагогическая практика
    ... подготовкиучителя, постоянного совершенствования процесса профессионального становления специалиста. Особая роль в формировании будущего учителя принадлежит педагогической практике ... , гражданская зрелость ... сопровождения ... А.Н. Теория и практика создания ...
  5. Учитель и ученик возможность диалога и понимания Том 2 Москва «БОНФИ» 2002 ISBN 5-93085-013-5

    Учебники и учебные пособия
    ... процессегражданскогостановления ... процесса, необходима существенная подготовка. Учителю недостаточно определить перечень целей обучения и объеди­нить школьников ... сопровождение, ... в теорию и практикугражданского образования ...

Другие похожие документы..