textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- на философском уровне: диалектический подход в образовательной сфере, обосновывающий деятельностную концепцию развития личности и подчеркивающий ограниченность полярных линейных моделей ступенчатого развития с единым алгоритмом и заданной последовательностью шагов (Б.Г. Ананьев, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев и др.); аксиологический подход в гуманистической парадигме направленности образования, рассматривающий человека в качестве высшей ценности и акцентирующий внимание на идее развивающего обучения для личностного становления (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А. Маслоу, К. Роджерс, Д.Б. Эльконин, и др.); контекстный подход, обусловливающий развитие образовательной системы во взаимодействии с социальной средой (А.Г. Асмолов, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, И.Д. Чечель, В.А. Ясвин и др.);

- на общенаучном уровне: структурно-функциональный анализ проблемы в социальной динамике, давший возможность рассмотреть пространство гражданского становления и действующего в нем человека как единую целостную систему (В.С. Библер, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, Е.А. Ямбург и др.); системный анализ педагогических явлений, позволяющий исследовать, проектировать и моделировать объекты в качестве систем (В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, Т.Г. Новикова, Г.Н. Филонов, Т.И. Шамова и др.); деятельностный подход в практико-ориентированных исследованиях, в рамках которого внимание обращено на систему мотивов и результатов деятельности в ее динамике (В.П. Беспалько, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, И.Я. Лернер, В.В. Рубцов, К.Д. Ушинский и др.); теории самоорганизации систем и межинституционального взаимодействия в образовании (К.А. Абульханова-Славская, И.А. Липский, В.А. Петровский, Н.Ф. Талызина, А.М. Трещев); идеи парадигмального развития, в основе которого – соотнесенность релевантной цели, используемых для ее достижения средств, имеющихся условий и итогового результата в единой направленности усилий по изменению социальной действительности (Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий, К.М. Ушаков и др.); взгляды на объективные закономерности развития личности в процессе образования (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Гершунский, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили и др.);

- на конкретно-научном уровне: представления о личностно ориентированной парадигме образования в методологии развивающего обучения (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); представления о поддерживающем характере педагогической деятельности и педагогике сотрудничества для развития самоактуализирующейся личности в гуманитарной парадигме (Ш.А. Амонашвили, И.В. Бестужев-Лада, В.В. Гузеев, М. Монтессори, А.В. Мудрик, И.С. Кон и др.); современные концепции профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров (И.Ю. Алексашина, С.В. Алексеев, В.С. Леднев, Э.М. Никитин, Г.И. Щукина, Н.М. Чегодаев и др.);

- на технологическом уровне: концептуальные положения о построении системы обеспечения качества подготовки будущих специалистов (Т.Г. Новикова, М.М. Поташник, В.В. Сериков, И.Д. Чечель и др.); понимание системообразующего характера пространственного фактора (Ю.Г. Абрамов, Г.А. Ковалев, В.А. Петровский и др.); пространственно-средовой подход к пониманию системы образования, позволяющий рассматривать пространство гражданского становления и действующих в нем людей как единую целостную систему (В.А. Ясвин, Я. Корчак, Д.Ж. Маркович, Э.Н. Гусинский, А.А. Марголис); теории о сущностных характеристиках и особенностях образовательного пространства (З.А. Малькова, Ю.С. Мануйлов, Т.Г. Новикова, И.Д. Фрумин, В.А. Ясвин и др.); компетентностный подход в подготовке педагогических кадров и акцентирование внимания на способах формирования профессиональных компетентностей (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, М.М. Поташник, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов и др.); технологии педагогического и социального проектирования, рассматривающие проектирование как культурно-историческую форму специально организованной профессиональной деятельности по созданию моделей, систем, осуществлению междисциплинарных исследований и комплексных разработок в области развития образования (В.А. Жуков, И.И. Ильясов, К.Н. Поливанова, А.Г. Раппопорт, И.С. Сергеев и др.); теория о сущности проектирования как инструментарии прогнозирования развития общественных систем (О.И. Генисаретский, Ю.В. Громыко, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий и др.); идеи о проектировании методической системы педагогической деятельности учителя (Н.А. Морева, И.С. Сергеев, В.А. Ясвин и др.); представления об условиях становления конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста (И.Д. Демакова, В.И. Загвязинский, А.К. Маркова, И.С. Якиманская и др.).

При подготовке материалов диссертационного исследования учитывались методологические требования концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости. Парадигмой, определившей контекст диссертационного исследования, явилось утверждение о биосоциальном характере природы человека, которое обосновывает важность проблемы гражданского становления личности.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов, адекватных природе изучаемого явления, цели, объекту, предмету исследования:

- теоретические: анализ (системный, логический, комплексный) педагогической литературы и нормативно-правовых документов по обозначенной проблематике; прогнозирование, абстрагирование, проектирование, моделирование системы подготовки учителя к созданию условий для гражданского становления школьников; систематизация научно-теоретических и опытно-экспериментальных данных; классификация выделенных компонентов и характеристик; экстраполяция сформулированных выводов частного характера на общую систему при соблюдении репрезентативности;

- эмпирические: диагностические (анкетирование, графическое моделирование, интервьюирование); обсервационные (наблюдение – прямое и косвенное, длительное и кратковременное); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);

- статистические: методы измерения полученных данных (сбор статистического материала, ранжирование, рейтинговое оценивание, выявление ведущих тенденций); методы обработки результатов эксперимента (количественные и качественные).

В качестве инструментов для проведения исследования использовались анкеты участников семинаров, статистика профессиональных достижений, опросы экспериментальных групп в течение нескольких лет и сравнение результатов с предыдущими показателями и данными контрольных групп, проекты и работы учащихся.

Организация и основные этапы исследования.

Экспериментальной базой исследования являлись федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее – АПКиППРО), Рязанский областной институт развития образования, Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Орловский областной институт усовершенствования учителей, Милославская средняя образовательная школа г. Рязани, Кировский областной Центр гражданско-правового и экономического образования, Кировский экономико-правовой лицей, МОУ «Лицей «Школа менеджеров» и Информационно-методический центр г. Новомосковска (Тульская область), МОУ СОШ № 61 и Информационно-методический центр г. Узловая (Тульская область), Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Поволжская социально-гуманитарная академия.

В ходе экспериментальной работы с 2003 по 2009 годы во всех федеральных округах Российской Федерации были проведены семинары с участием более чем 4000 педагогов, а также выделена контрольная группа из 540 учителей, представляющих шесть субъектов Российской Федерации, с которыми проводилась системная и целенаправленная работа по повышению квалификации в области гражданского образования.

Хронологические рамки и основные этапы исследования.

Исследование проводилось в период с 1995 по 2010 годы и включало четыре основных этапа:

1. Проблемно-поисковый этап (1995 - 1998 гг.). Основной целью данного этапа была установка исходных параметров исследования: определение проблемы; обоснование актуальности и специфики изучаемого вопроса; обозначение предмета и объекта научного анализа; формулировка исходных гипотетических положений, концептуальных идей относительно подготовки учителя к созданию условий для гражданского становления школьников.

2. Теоретический этап (1998 - 2003 гг.). На данном этапе была определена и охарактеризована методологическая база исследования проблемы подготовки учителя в области гражданского становления школьников; изучены сущностные и структурно-содержательные характеристики системы гражданского образования; проанализированы подходы к подготовке учителей в системе повышения квалификации с точки зрения их гражданской составляющей; подготовлено инструментальное оснащение мониторинга результатов работы с педагогами (разработаны анкеты, сформулированы вопросы для обсуждения, намечены темы для интервьюирования).

3. Опытно-экспериментальный этап (2003 - 2009 гг.). В рамках этого этапа акцент был сделан на проведении мобильных семинаров, которые позволили обмениваться опытом, распространять идеи, отрабатывать элементы рабочей модели, проверять гипотезы, вносить необходимые коррективы, а также создать сеть тренеров в области гражданского образования. Были выявлены закономерности, сформулированы принципы, требования к проектированию, проведена апробация модели подготовки учителя. Основное внимание на данном этапе было уделено транслированию и сетевому распространению опыта, анализу результатов и коррекции модели работы с преподавателями, системности проводимой работы и информированию педагогического сообщества о достигнутых результатах.

4. Обобщающий этап (2009 - 2010 гг.). На завершающей стадии исследования были систематизированы полученные данные, внесены необходимые коррективы в разработанную модель, обобщены статистические данные и экспертные оценки, оформлены результаты диссертационного исследования в виде выстроенной модели с ее концептуальным обоснованием.

Достоверность полученных результатов исследования и обоснованность выдвинутых положений обеспечены: непротиворечивостью и корректностью исходных теоретико-методологических позиций; взаимодополнением научных подходов, соответствующих изучаемой проблеме; адекватностью совокупности научных идей, концепций и теоретических построений решаемым исследовательским задачам; продолжительностью исследования; адекватностью методов объекту, задачам и основным этапам исследования; репрезентативностью и разнообразием источников научной информации; сочетанием количественного и качественного анализа; статистической значимостью полученных опытно-экспериментальных данных; воспроизводимостью результатов.

Научная новизна результатов исследования заключается в постановке проблемы и рассмотрении вопросов подготовки учителя к созданию условий для гражданского становления школьников в системе образования в следующих направлениях:

- рассмотрены взаимосвязи различных факторов, способствующих гражданскому становлению школьников через образование;

- разработана комплексная система подходов к пониманию стратегий преподавания, а также обоснована их эффективность с точки зрения задач гражданского образования;

- в научный оборот вводится пласт социологических материалов исследовательского характера, связанных с практикой педагогической деятельности учителей и их мировоззренческими установками;

- определены основные группы факторов, способствующих становлению гражданских качеств школьников, которые соотнесены с областями гражданского становления, педагогическими условиями создания пространства гражданского становления в образовательном процессе и показателями готовности учителя к решению задач гражданского образования;

- исследованы процессы развития системы гражданского образования в контексте педагогической деятельности учителя, понимаемой как создание условий для гражданского становления школьников;

- выстроена модель подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников, прошедшая экспериментальную апробацию и институционализацию на различных уровнях;

- подготовлены методические рекомендации практического характера в области гражданского образования, сформулированные на основе экспериментальной работы и рефлексивных обсуждений с педагогами;

- обоснована роль социального проектирования в создании условий для гражданского становления школьников;

- концептуализирована и обоснована ориентированность на гражданское становление как важный результат педагогической деятельности учителя, имеющий ценностную и метапредметную составляющую;

- выявлены основы, базовые закономерности и характеристики гражданского становления школьников с точки зрения педагогической составляющей его формирования и развития.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что педагогическая наука обогащается в следующих направлениях:

- расширяется понимание и представление о сущностных смыслах гражданского образования, его ценностных ориентирах и результативности с особым акцентом на подготовленности преподавателей к выполнению его задач;

- предложена классификация стратегий преподавания и сформулированы рекомендации по их использованию учителем в процессе создания благоприятных условий для гражданского становления школьников;

- проведен сравнительный анализ подходов и концепций подготовки учителей в области гражданского образования с использованием англоязычных источников;

- соотнесены области становления гражданских качеств с педагогическими факторами и условиями, благоприятствующими их становлению, а также на этой основе выделены показатели готовности учителя к созданию условий для гражданского становления школьников;

- концептуализирована проектноориентированная модель подготовки учителя к гражданскому становлению школьников в качестве ресурса обеспечения качества профессионального педагогического образования и повышения квалификации, включающая соответствующие стратегии, методологические подходы, ведущие теоретические идеи, принципы, организационную структуру, функции, условия, механизмы ее эффективного функционирования.

Результаты диссертационного исследования и экспериментальной работы обогащают теоретические подходы к методике преподавания (через рассмотрение эффектов применения активных, пассивных и интерактивных подходов в преподавании для становления гражданских качеств школьников), социальную педагогику (гражданское становление является важным результатом воспитательных усилий в системе образования), дидактику (предложены изменения в предметном содержании образовательной области «Обществознание», которые нашли отражение в разработанных с участием автора данного диссертационного исследования учебниках и учебных пособиях). Уточнено понятие «гражданское становление» с позиции его процессуальной и результативной составляющих, выделено понятие «пространство гражданского становления в образовательном процессе» и определены его составляющие элементы, факторы и педагогические условия его функционирования, разработана нелинейная последовательность элементов социального проектирования в образовании, соотнесенная с областями и уровнями проектной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработанная модель подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников может стать основой для построения вариативных моделей профессиональной подготовки педагогических кадров и системы повышения квалификации учителей, преподавателей и управленческих педагогических кадров в области гражданского образования;

- представленная и обоснованная последовательность элементов проектной деятельности с их уровневым соотнесением может быть использована педагогами в учебной и внеклассной воспитательной работе с учащимися, ориентированной на исследование и поиск возможных путей решения социальных проблем, а также коллективом образовательного учреждения для решения актуальных проблем проектным методом;

- выделенные показатели готовности учителя к созданию условий для гражданского становления школьников могут быть применены при мониторинге образовательной среды с точки зрения гражданской составляющей педагогической деятельности и лечь в основу совершенствования программ в области гражданского образования;

- выявленные актуальные в современном обществе направления подготовки педагогов в области гражданского образования с учетом существующих современных вызовов и комплексной интеграции концепций гражданского становления школьников могут включаться в программы развития образовательного учреждения, корректируя его целевые установки и ориентиры, ожидаемые результаты и показатели;

- данные в исследовании характеристики различных стратегий преподавания могут оказать практическую помощь педагогу в осознании и адекватном выборе стратегий, технологий и методов преподавания, построении собственных занятий с учетом современных требований и подходов в области гражданского становления школьников;

- сформулированные рекомендации по работе с учителями и разработанные инструменты мониторинга могут быть использованы преподавателями системы повышения квалификации для использования на занятиях и составления программ, ориентированных на гражданскую составляющую в системе образования взрослых;

- выявленные показатели готовности преподавателей к созданию педагогических условий, способствующих гражданскому становлению, могут стать предметом для обсуждений на конференциях по гражданскому образованию, а также помочь в работе региональных центров гражданского образования;

- материалы исследования в области вызовов и рисков современного этапа развития гражданского образования могут быть использованы при создании научно-методических пособий, серий программ просветительского характера в социально-культурной деятельности;

- предлагаемые дидактические подходы к гражданскому образованию могут быть использованы при подготовке учителей общественных дисциплин на общеобразовательном и профильном уровнях, проведении олимпиад и создании элективных курсов;

- разработанные подходы к созданию педагогических условий для гражданского становления могут стать основой спецкурса для студентов педагогических вузов «Методическое мастерство учителя в области гражданского образования».

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ существующих исследований и концепций в области гражданского образования указывает на необходимость дополнительного обоснования роли учителя в создании условий для гражданского становления школьников и разработки комплексной модели подготовки педагогов, направленной на открытость и дискуссионность преподавания, толерантное отношение к альтернативным позициям и взглядам, отказ от позиции директивного воздействия.

2. Разработанные критерии и показатели готовности учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников акцентируют внимание на результаты педагогической деятельности в повышении гражданской информированности, формировании гражданских умений, поддержке гражданской активности и выработке гражданской позиции, что является необходимым условием стабильного развития страны в глобальном мире и важнейшим ценностным ориентиром современной системы образования.

3. Готовность учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников проявляется в умении находить адекватные ответы на возникающие разнообразные вызовы времени и учитывать в своей педагогической деятельности потенциальные риски, что отражает динамичность педагогической позиции и рефлексивную направленность преподавательской деятельности.

4. В образовательной среде особое внимание следует уделять пространству гражданского становления, которое характеризуется набором факторов и условий, включающих ценностно-мировоззренческие, оценочно-рефлексивные, информационные, предметно-дидактические, технологические, смысло-деятельностные, мотивационные, методические, коммуникативные, организационные и креативные.

5. Использование активной и интерактивной стратегий взаимодействия в преподавании, творческого подхода в передаче информации, установления равноправных партнерских отношений является основой для создания пространства гражданского становления в образовательном процессе и подразумевает изменение роли педагога, который организует диалог и взаимодействие, создает условия для повышения гражданской информированности, способствует формированию гражданских умений, мотивирует к гражданской активности и содействует выработке школьниками собственной гражданской позиции.

6. Социальное проектирование в образовательном процессе является необходимым условием гражданского становления школьников и требует целенаправленных усилий в области подготовки учителя к пониманию его теоретических основ, к использованию практических рекомендаций, включающих подходы к анализу социальной ситуации, выстраивание целеполагания, формулирование проблемы, выдвижение задач и ожидаемых результатов, выбор варианта решения проблемы, планирование своих действий на уровне реализации намеченного, отслеживание промежуточных и итоговых результатов, оценку достигнутых результатов и рефлексию.

7. Модель подготовки учителя, соотнесенная с тремя уровнями (ценностным, творческим и практическим) и четырьмя областями (гражданской информированности, гражданских умений, гражданской активности и гражданской позиции), является эффективным способом создания пространства гражданского становления школьника в образовательном процессе и предполагающая получение педагогами опыта активного взаимодействия, совместной творческой работы, социального проектирования, обсуждения ценностных ориентиров в современном образовании, ориентации на запланированные и совместно обсужденные результаты деятельности, использования мотивации и рефлексивных подходов.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем опубликования монографий, статей, докладов, тезисов, учебников и учебно-методических пособий. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания истории, социально-политического образования и права АПКиППРО, конференциях, посвященных проблемам гражданского образования. Разработанная в рамках диссертационного исследования модель подготовки учителей нашла институциональное воплощение в модульной программе повышения квалификации «Гражданское образование: содержание и методы работы» объемом 118 часов1, по которой в рамках курсов повышения квалификации обучено более 850 педагогов.

Материалы исследования использовались в проектах Министерства образования и науки РФ, направленных на обновление исторического и обществоведческого образования, разработку стандартов второго поколения, противодействие фальсификации отечественной истории, духовно-нравственное воспитание школьников, сохранение исторической памяти народа. Проведено более 100 занятий с тьюторами по разработке методических рекомендаций, способствующих повышению готовности преподавателей к гражданскому становлению школьников. Подготовлено пять учебно-методических пособий для системы профессионального развития педагогов.

Создана сеть преподавателей-тренеров, представляющих 15 субъектов Российской Федерации, 16 из которых – федерального уровня (проводят семинары в различных регионах), 15 – регионального уровня (проводят семинары в своем регионе). Модель работы по подготовке учителей к сопровождению процесса гражданского становления школьников может быть использована при организации семинаров для педагогов.

В ходе апробации с 2003 по 2009 годы было проведено 120 мобильных семинаров, прошедших во всех федеральных округах Российской Федерации. В их работе приняли участие 4275 учителей. Опыт данной работы был использован для подготовки выступлений на 14 Всероссийских научно-практических конференциях по гражданскому образованию в Санкт-Петербурге, Кирове, Рязани, Брянске, Самаре, Москве, Новосибирске, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Нижним Новгороде, Екатеринбурге. Также было подготовлено выступление о новых концептуальных подходах в преподавании обществознания на шести Всероссийских конференциях по новым подходам в историческом и обществоведческом образовании, проведенных в каждом федеральном округе Российской Федерации в 2008 году (Москва, Новосибирск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург).

Материалы диссертационного исследования учитывались при подготовке резолюции Всероссийской конференции по гражданскому образованию, прошедшей при поддержке Министерства образования и науки РФ в Брянске в 2006 году, подчеркнувшей важность развития гражданского образования в России и обращения особого внимания на подготовку педагогов.

На Всероссийской конференции «Гражданское образование в информационный век» (Красноярск, 1998 год) и межрегиональной научно-практической конференции «Развитие системы гражданско-правового образования в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование». 25-26 ноября 2008 г.» (Рязань, 2008 год) обсуждались существующие отечественные и зарубежные концепции гражданского становления в системе образования. Автором диссертационного исследования была представлена модель подготовки педагогов в области гражданского образования, а также были обозначены педагогические факторы и условия, способствующие расширению пространства гражданского становления в образовательном процессе.

Основные результаты исследования были представлены на восьми международных Конгрессах международного партнерства «Сивитас», где обсуждалась проблема готовности учителя в области содействия решению актуальных задач гражданского образования, сравнивались подходы к критериям и показателям этой готовности. Конференции проходили в России (Москва, 2002 год), Мексике (Мехико, 2003 год), Венгрии (Будапешт, 2004 год), Польше (Варшава, 2006 год), Аргентине (Буэнос-Айрес, 2007 год), Марокко (Эфран, 2008 год), ЮАР (Кейптаун, 2009 год), Индонезии (Джакарта, 2010 год).

В рамках международной программы «Мозаика гражданского образования» автор данного диссертационного исследования выступил на восьми международных конференциях (Вилльямсбург (США), 2004 и 2005 годы; Вашингтон (США), 2006 год; Саратога (США), 2007 год; Улан-Батор (Монголия), 2008 год; Приморско (Болгария), 2008 и 2009 годы; Ереван (Армения), 2009 год). В данных выступлениях нашел свое отражение опыт работы в области проектной деятельности и методические подходы к проведению современного урока, позволяющие развивать активность учащихся, дающие возможность высказывать собственное аргументированное суждение, быть толерантным к мнениям других людей и вести доброжелательный диалог.

На четырех международных конференциях на базе АПКиППРО в рамках международной деятельности федерального Центра гражданского образования (Москва, 2007, 2008, 2009 и 2010 годы) был представлен опыт проведения мобильных семинаров с педагогами и результаты Всероссийской Олимпиады по граждановедческим дисциплинам.

На конференции по педагогике в Новом Орлеане (США) в 2003 году нами был представлен российско-канадский проект «Дух демократии», направленный на повышение информированности учителей гуманитарных дисциплин, а также на привлечение особого внимания к вопросам мотивации учащихся во время занятий. В ходе двух международных конференций в Харькове и Львове (Украина) в 2003 и 2004 годах были апробированы теоретические материалы и проведено их обсуждение с украинскими преподавателями, включившими в дальнейшем теоретические аспекты методики преподавания в работу по профессиональному развитию учителей.

Автор диссертационного исследования с 1998 года является экспертом Совета Европы по программе развития демократической гражданственности через образование, а с 2009 года включен в группу по формулированию рекомендаций странам-членам Совета Европы для проведения политики в области молодежного участия в общественной жизни. На трех встречах международных экспертов (Страсбург (Франция), 2008 год; Хельсинки (Финляндия), 2009 год; Страсбург (Франция), 2010 год) были выработаны рекомендации, часть из которых сформулирована в ходе данного диссертационного исследования.

Материалы исследования были внедрены в содержание учебных курсов «История религий», «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», «Демократия: государство и общество», «Выборы в демократическом обществе», «Мой выбор», «Обществознание 8-9 классы», которые используются в качестве учебно-методических материалов для реализации федерального, регионального и школьного компонентов учебных планов в различных субъектах Российской Федерации. На основе исследований разработаны программы повышения квалификации преподавателей «Гражданское образование: содержание и методы работы», «Гражданское образование и демократизация школьной жизни», «Новые подходы к историческому и обществоведческому образованию», которые используются в курсах повышения квалификации АПКиППРО.

Структура диссертации. Структура диссертации соответствует общей логике исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы (571 источник), включает 26 таблиц, 22 рисунка, имеет 9 приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теория и практика подготовки учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьников

    Автореферат диссертации
    ... гражданскогостановленияшкольников. В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью была сформулирована тема диссертационного исследования «Теория и практикаподготовкиучителя к сопровождениюпроцессагражданскогостановленияшкольников» ...
  2. Новые поступления в библиотеку в феврале-апреле 2011 г (выборочный перечень)

    Документ
    ... .05 И 75 Иоффе, Андрей Наумович. Теория и практикаподготовкиучителя к сопровождениюпроцессагражданскогостановленияшкольников : автореферат дис. ... . - М. : АПК и ППРО, 2010 ...
  3. Педагогическая теория и практика проблемы глазами студента вуза

    Документ
    ... Педагогическая теория и практика : ... процесс должен быть подчинен становлению ... методическая подготовкаучителей к организации геометрической деятельности младших школьников ... Методическое сопровождение: « ... культуры общения, гражданской позиции родителей ...
  4. Педагогическая практика

    Педагогическая практика
    ... подготовкиучителя, постоянного совершенствования процесса профессионального становления специалиста. Особая роль в формировании будущего учителя принадлежит педагогической практике ... , гражданская зрелость ... сопровождения ... А.Н. Теория и практика создания ...
  5. Учитель и ученик возможность диалога и понимания Том 2 Москва «БОНФИ» 2002 ISBN 5-93085-013-5

    Учебники и учебные пособия
    ... процессегражданскогостановления ... процесса, необходима существенная подготовка. Учителю недостаточно определить перечень целей обучения и объеди­нить школьников ... сопровождение, ... в теорию и практикугражданского образования ...

Другие похожие документы..