textarchive.ru

Главная > Обзор



изобразительного искусства по программе «Теория и методика художественно-эстетического образования». В 2009 году успешно прошли курсы повышения квалификации учителей изобразительного искусства в форме стажировки на базе Челябинского художественного училища. Особенность таких курсов – практическая направленность деятельности слушателей.

Общеобразовательные учреждения, исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях). Художественно-эстетический профиль включает также профильные учебные предметы искусства (рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, компьютерная графика) и мировую художественную культуру. Для преподавания профильных предметов художественно-эстетического цикла необходима дополнительная специальная переподготовка учителя (с получением соответствующего документа) или привлечение преподавателей из профессиональных учебных заведений. В 2010 г. в ЧИППКРО планируется набор на курсы профессиональной переподготовки учителей по истории мировой культуры.

Обзор действующих учебно-методических комплектов

по изобразительному искусству

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год. Федеральные перечни учебников состоят из трех разделов: начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Разделы структурированы по учебным предметам. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники.

C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале () публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. В настоящее время на портале зарегистрировано около 1,5 тысяч участников из Челябинской области, большую часть которых составляют педагоги-практики – более 1 000 учителей, а также управленцы, методисты, родители обучающихся. Реализуемый проект призван привлечь внимание широкой общественности к вопросам учебно-методического обеспечения, повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании  школьных учебников.

В 2009/2010 учебном году рекомендуются к использованию следующие учебники по изобразительному искусству (приложение 1).

Особенности преподавания изобразительного искусства

в 2009/2010 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем обращении глава государства провозгласил: «Наша школа не должна быть ветхой!». В Послании Президента РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Решением коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 25.11.2008 г. № 5/3 общеобразовательным учреждениям рекомендовано включить в планы работы мероприятия по реализации Послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2008 года. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению президентских Посланий на учебных занятиях по предметам общественно-гуманитарного цикла.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2009/2010 учебного года является подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения художественно-эстетического образования.

Кабинет изобразительного искусства должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, диапроекторов, магнитной доски, мультимедийного оборудования. Выбор помещения и его рациональная планировка определяется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2.178-02). В каждом отдельно взятом учебном заведении кабинет изобразительного искусства несет различную эстетическую и смысловую нагрузку. Можно увидеть кабинеты- мастерские, кабинеты-лаборатории, кабинеты-музей, кабинеты-лектории и т.п. Специфика урока изобразительного искусства предъявляет особые требования к рабочему месту учителя; оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям художественной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом. Основа кабинета изобразительного искусства – методический фонд. Он включает различные объекты, которые используются в натурных постановках и т.п.

Оформление кабинета в первую очередь отвечает эстетической позиции учителя, его профессиональным качествам и уже во вторую - финансовым возможностям учебного заведения. В кабинетах изобразительного искусства оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, что позволяет сохранять одно и тоже освещение для рисования с натуры (см. приложение 2)

С 1 сентября 2009 г. начинается апробация новых стандартов на ступени основного общего образования. На официальном сайте (), в предметных научно-методических журналах опубликованы материалы для обсуждения – проекты документов: концепция предметной области, фундаментальное ядро содержания образования, примерные программы. Кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО включен анализ этих материалов в программу курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Теоретические вопросы обновления содержания культурного образования, проблемы использования личностно-ориентированного и культурологического подходов в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин, опыт реализации этнокультурного и краеведческого образования обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции, которую традиционно организует кафедра общественных и гуманитарных (художественно-эстетических) дисциплин ЧИППКРО. Материалы предыдущих конференций опубликованы в семи сборниках «Проблемы культурного образования» под редакцией канд. ист. наук Г. П. Сусловой и В. М. Кузнецова. Следующая конференция будет проводиться 6 ноября 2009 г., в ней могут принять участие все желающие учителя-предметники и педагоги дополнительного образования художественно-эстетической направленности.

Рекомендации по составлению рабочих программ

по изобразительному искусству

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего и основного общего образования, на основе которого разработаны:

  • Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству;

  • Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:

  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  • Современное образование. Искусство. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Примерных учебных программ по изобразительному искусству, включающих региональный (национально-региональный) компонент содержания образования, и рекомендованных Министерством образования и науки Челябинской области, в настоящее время не имеется – в связи с включением в областной базисный учебный план и разработкой содержания интегрированного учебного предмета «Краеведение» (6 – 9 классы).

Примерная программа по изобразительному искусству содействует реализации единой концепции художественного образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Авторскими коллективами различных российских издательств на основе примерных программ разработаны и опубликованы несколько комплектов вариативных (авторских) программ по изо для начальной и основной школы (см. приложение 3).

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:

Примерная учебная программа («министерская»)

Вариативная учебная программа («авторская»)

(1) Рабочая учебная программа («школьная»)

(2) Рабочая учебная программа («школьная»)

При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 1 по 4 класс - на ступени начального общего образования и с 5 по 7 класс – на ступени основного общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения.

Электронный ресурс «Образовательная программа Челябинской области»

по изобразительному искусству

Специалистами кафедры общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, О. В. Давыдова) совместно с факультетом информатики ЧГПУ подготовлена электронная модель содержания образования по изобразительному искусству – составная часть Образовательной программы Челябинской области, рекомендованной к внедрению в общеобразовательных учреждениях приказом Министерства образования и науки Челябинской области «Об итогах областного педагогического форума» от 13 февраля 2008 г. № 01-80. В данном ресурсе представлены Федеральный компонент начального и основного общего образования по изобразительному искусству, а также варианты учебных планов для общеобразовательных учреждений разных видов (общеобразовательная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия), в т.ч. для классов художественно-эстетического профиля.

Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии по изобразительному искусству, включая в тематическое планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий, учебно-методическое обеспечение по предмету (учебно-методический комплекс).

Необходимо обратить внимание, что в Образовательной программе Челябинской области представлено по одному варианту тематического планирования, составленного в соответствии с Примерными программами по изобразительному искусству для начальной и основной школы. В тематическом планировании определена система тематического и промежуточного повторения, обобщения и контроля – за счет распределения резервного учебного времени. Учитель может работать по предложенному варианту тематического планирования или разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом (предметной линией).

Программно-дидактическое и методическое обеспечение

элективных и факультативных курсов по искусству

Программы

Учебно-методические материалы

Давыдова О.В.Изобразительное искусство: программы интегрированных курсов для факультативных, элективных и дополнительных занятий. – Челябинск: Рекпол, 2008.

Давыдова О.В. Олицетворяющая фантазия: интегрированный курс ИЗО, мифология и дизайн, Магнитогорск, 2002

Давыдова О.В. Орнаментальные фантазии: интегрированный курс. Челябинск, 2007

Давыдова О.В. Пейзажные фантазии: интегрированный курс. Челябинск, 2007

Давыдова О.В. Ландшафтные фантазии: интегрированный курс. Челябинск, 2007.

Давыдова О.В. Маскарадные фантазии: интегрированный курс. Челябинск, 2007.

В электронной модели содержания образования представлены также образцы факультативных и элективных курсов художественно-эстетической направленности, включающие оригинальный материал для организации творческой деятельности, проблемных (проектных) заданий при составлении рабочей программы, разработанные канд.пед.наук О. В. Давыдовой (ЧИППКРО).

Организация воспитательной и внеурочной работы

по изобразительному искусству

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы общего образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Путина: «Свободный человек в свободной стране». В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов «второго поколения», на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием,  эффекты консолидации общества и формирования российской идентичности (этнокультурной, региональной, национальной, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального равенства отдельных личностей с разными социальными возможностями.

Важным условием, позволяющим решать задачи современного художественно-эстетического образования и воспитания, является использование интегрированного подхода к обучению и освоению искусства. Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации обучения, подготовке учащихся к процессу активного восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у школьников понятий и представлений о мире как едином целом. Интеграция помогает учить детей рассматривать любые явления с разных позиций, применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи, активно выражать себя в каком-либо творчестве. Функционально-ролевая модель воспитательного пространства образовательной области «Искусство» была представлена в рамках теоретико-практического семинара «Развитие художественно-эстетического потенциала личности в воспитательной системе школы-комплекса». Материалы семинара опубликованы во втором сборнике из серии «Педагогическая мастерская», подготовленном кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, С. Н. Трошков) совместно с СОШ № 84 г.Челябинска (Г. А. Красюн, О. В. Сенина).

Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии и формы интегрированного обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, театральные технологии, диспуты, дискуссии и т.д.) помогут учителю успешно осуществлять педагогическую деятельность. Информационные карты инновационного педагогического опыта по опубликованы в сборнике «Опыт лучших учителей Челябинской области, победителей конкурса приоритетного национального проекта "Образование"».

Практическая, жизненная направленность содержания образования обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире. В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Все это будет способствовать воспитательному воздействию искусства на личность школьника.

Искусство полифункционально. Одной из его функций является семиотическая, которая состоит в сохранении и передаче в системах знаков и символов художественных ценностей. Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми сегодняшнего дня, но и между народами, эпохами, городами, странами. Знание языка искусства и обладание эмоционально-образным, ассоциативным мышлением обеспечивает человеку информационная связь с людьми различных эпох и национальностей. Искусство предоставляет уникальную возможность участвовать в непосредственном диалоге с выдающимися личностями прошлого и современности, получать информацию не только об объективном мире, но о субьективном восприятии этого мира художником.

Посещение музеев и выставок, проведение викторин, конкурсов, смотров к различным праздникам с участием школьников для оформления проводимых мероприятий школьного уровня, участие детей в школьных, региональных, областных, всероссийских и международных конкурсах по изобразительному искусству является мощным стимулом в повышении интереса к предмету. Условия конкурсов по изобразительному творчеству опубликованы на сайте :

  • Конкурс декоративно-прикладного и народного искусства «Мастер и  подмастерье».

  • Конкурс детского творчества "Ирландия - изумрудный остров. Саратовская область, Саратов, ул. Б.Казачья,113, КВЦ "Радуга". Телефоны: 8 (8452)26-21-77 и 49-17-20



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству (1)

    Обзор
    Обзордействующихучебно-методическихкомплектовпоизобразительномуискусству Авторскими коллективами ... Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2007. – 46 [2] с. Обзордействующихучебно-методическихкомплектовпо музыке Приказом Министерства образования и науки ...
  2. Обзор действующих учебно-методических комплектов по изобразительному искусству

    Обзор
    ... «Изобразительноеискусство» в V, VI и VII классах отводится по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Обзордействующихучебно-методическихкомплектовпоизобразительномуискусству ...
  3. Обзор действующих учебно-методических комплектов по мировой художественной культуре

    Обзор
    ... переподготовки учителей по истории мировой культуры. Обзордействующихучебно-методическихкомплектовпо мировой художественной ... программа основного общего образования поизобразительномуискусству; Примерная программа основного общего ...
  4. Элективных курсов Обзор действующих учебно-методических комплектов (УМК) скорректированный

    Учебно-тематический план
    ... могут проводиться во внеурочное время. Обзордействующихучебно-методическихкомплектов (УМК) В 2005-2008 гг. апробирована ... творчество. § 5 Изобразительноеискусство и зодчество § 5 Челябинск в XVIII вв. доп.лит-ра ПОУ. Урал в новое ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... художественного творчества. Обзордействующихучебно-методическихкомплектовпо МХК Информационная ... по выбору и использованию программ «Изобразительноеискусство». Примерная программа поизобразительномуискусству разработана с учетом логики учебного ...

Другие похожие документы..