Главная > Основная образовательная программа


83

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Утверждаю: Ректор

-----------------Ваганов Е.А.

«-------«----------------2011.-

_______________________

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки

270800 – «Строительство»

Профиль подготовки

270800.62.01 «Промышленное и гражданское строительство»

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

Красноярск 2011

Содержание

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

1.2. Нормативные документы для разработки программы подготовки бакалавра

1.3. Общая характеристика программы подготовки бакалавров

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы подготовки бакалавра

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения программы подготовки бакалавра

4.Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы подготовки бакалавра

4.1. Календарный учебный график

4.2.Учебный план подготовки бакалавра

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

5. Фактическое ресурсное обеспечение программы подготовки бакалавра

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения, обучающимися программы подготовки бакалавра

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников программы подготовки бакалавра

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в инженерно-строительном институте ВГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» по направлению подготовки270800 «Строительство»и профилю подготовки 270800.62.01 «Промышленное и гражданское строительство» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Ответственными за формирование и реализацию данной ООП являются кафедра «Строительные конструкции и управляемые системы» и кафедра «Строительные материалы и технологии строительства».

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 270800 «Строительство»

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24.10.2007 № 232-ФЗ;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 01.12.2007 № 309-ФЗ;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 10.11.2009 № 2602-ФЗ;

  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1136;

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе); 41

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 270800 высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «__18__»_01_________2010__г. №_54___;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, (носит рекомендательный характер);

  • Устав ВГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

1.3. Общая характеристика программы подготовки бакалавра

1.3.1.Представленная основная образовательная программа по профилю «Промышленное и гражданское строительство» ставит своей целью (миссию) комплексный подход к обучению бакалавриата, обеспечивающий сочетание качественной профессиональной подготовки с выработкой личностных, общекультурных и др. компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО:

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства (ОК-6);

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8)

и следующих профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:

общепрофессиональных:

использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-механический аппарат (ПК-2);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-6);

владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения и письменного перевода (ПК-7);

владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-8).

Задачи подготовки по программе:

разработка учебного плана, графика и содержательной части учебного процесса, обеспечивающих условия для развития у студентов личностных качеств на основе общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Строительство»;

создание системы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний как основы для объективной оценки фактического уровня сформированности обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в вузе;

использование в рабочей документации критериев объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятельности вуза по профилю подготовки «Промышленное и гражданское строительство»;

обеспечение единства в учебных планах и программах общероссийского пространства высшего образования по профилю подготовки «Промышленное и гражданское строительство»;

обеспечение возможности оценки эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании по профилю подготовки «Промышленное и гражданское строительство».

В программе изложен обширный комплекс дисциплин, включающий в себе все аспекты строительной деятельности, начиная от планирования и проектирования до возведения и последующей эксплуатации объектов. Определяющими являются дисциплины, связанные с архитектурой, теорией сооружений, проектированием строительных конструкций, организацией и управлением строительным производством, экономикой строительства. Серьезное внимание при этом уделяется освоению северных районов Красноярского края, вопросам сейсмостойкости зданий и сооружений в нашем крае и другим актуальным проблемам капитального строительства. 1.3.2. Срок освоения ООП бакалавра по данному профилю 4 года.

Создавая данную программу мы стремились, чтобы выпусник-бакалавр постиг идею созидания творчества, получил необходимые инженерные, практические и научные навыки; был востребован на рынке труда. получил знания.

1.3.3. Трудоемкость освоения студентом ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению составляет 240 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики, и время, отводимое на контроль качества.

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения программы подготовки бакалавра

Требование к уровню подготовки, необходимому для освоения программы подготовки бакалавра. Уровень подготовки абитуриента по программе бакалавриата высшего профессионального образования (ВПО) по направлению 270800 «Строительство» и профилю «Промышленное и гражданское строительство» при поступлении в ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» оценивается по результатам единого государственного стандарта (ЕГС) по общеобразовательным предметам – математике, физике и русскому языку.

Поступающие на первый курс представляют в Университет оригиналы свидетельств о результатах ЕГЭ и документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании. Зачисление на вышеуказанный профиль образования регламентируется правилами приема в ФГАОУ ВПО, Сибирский федеральный университет, утвержденными ректором СФУ.

Компетенции, которыми должен обладать абитуриент для успешного освоения данной образовательной программы, определяются документами, представленными для зачисления. Для успешного освоения данной образовательной программы подготовки бакалавра абитуриент должен обладать следующими компетенциями: ОК-1; ОК-2; ОК-6; ОК-8; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-7.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ бакалавра по направлению Строительство, профиль Промышленное и гражданское строительство

2.1 Область профессиональной деятельности:

инженерные изыскания, проектирование, возведение, эксплуатация, оценка и реконструкция зданий и сооружений.

2.2 Объекты профессиональной деятельности:

промышленные, гражданские здания и сооружения;

проектные организации, научно-исследовательские центры, институты, лаборатории;

2.3 Виды профессиональной деятельности:

Бакалавр по направлению подготовки 270800 «Строительство» профиля 270800.62.01 «Промышленное и гражданское строительство» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- изыскательская и проектно-конструкторская;

- производственно – технологическая и производственно – управленческая;

- экспериментально – исследовательская;

- монтажно – наладочная и сервисно – эксплуатационная.

2.4. Задачи профессиональной деятельности:

В области изыскательской и проектно-конструкторской деятельности:

- сбор и систематизация информационных и исходных данных для проектирования зданий и сооружений;

- расчет и конструирование деталей и узлов с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

- подготовка проектной и рабочей технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ;

- обеспечение соответствия разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, нормам и правилам, техническим условиям и другим исполнительным документам;

В области производственно–технологической и производственно–управленческой деятельности:

- организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;

- контроль за соблюдением технологической дисциплины;

- организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества строительства;

- участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки строительства;

- реализация мер экологической безопасности;

- организация работы малых коллективов исполнителей, планирование работы персонала и фондов оплаты труда;

- составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам;

- выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов;

- исполнение документации системы менеджмента качества предприятия;

- проведение организационно-плановых расчетов по реорганизации производственного участка;

- разработка оперативных планов работы первичного производственного подразделения;

- проведение анализа затрат и результатов деятельности производственного подразделения.

В области экспериментально – исследовательской деятельности:

- изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в области Промышленного и гражданского строительства;

- использование стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований;

- участие в проведении экспериментов по заданным методикам, составление описания проводимых исследований и систематизация результатов;

- подготовка данных в установленной форме для составления обзоров, отчетов, научных и иных публикаций;

- составление отчетов по выполненным работам, участие во внедрении результатов исследований и практических разработок.

В области монтажно – наладочной и сервисно – эксплуатационной деятельности:

- монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию конструкций;

- проверка технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов;

- организация профилактических осмотров и текущего ремонта строительных конструкций и строительных объектов;

- приемка и освоение вводимых строительных объектов;

- составление заявок на оборудование и материалы, подготовка технической документации на ремонт конструкций и строительных объектов;

- составление инструкций по эксплуатации и программ испытаний строительных конструкций.

Возможные места работы и должности выпускника определяются Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 188 от 23 Апреля 2008 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности».

Выпускнику бакалавриата по специальности 270800 – Строительство разрешается работать в следующих должностях:

- должности руководителей: мастер участка, начальник цеха (участка), производитель работ, мастер цеха, начальник смены, начальник хозяйственного отдела, начальник ремонтного цеха, начальник (заведующий мастерской);

- должности специалистов: инженер-конструктор III категории, инженер-лаборант II категории, инженер по автоматизации и механизации производственных процессов, инженер по качеству, инженер по комплектации оборудования, инженер по надзору за строительством, инженер по наладке и испытаниям, инженер по научно-технической информации, инженер по нормированию труда, инженер по организации труда, инженер по организации управления производством, инженер по охране труда и технике безопасности, инженер по ремонту, инженер-технолог III категории, механик, техник, техник-конструктор, техник-лаборант, техник по труду, техник-технолог;

- должности руководящих, научных и технических работников, общие для научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций: техник, лаборант, инженер-проектировщик III категории.

3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения программы подготовки бакалавра

Для сопоставления образовательных систем разных стран необходимы единые принципы оценки результатов образования т.е. набора компетенций, включающих знания, понимание и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом.

Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

Понятие «компетенция» включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую стороны (результаты образования, знания, умения, систему ценностных ориентаций).

Компетентностный подход позволяет ответить на важнейшие для трудоустройства выпускников вопросы:

• Какие именно профессиональные действия способно совершать обученное лицо (достигнутые компетенции)?

• Какими способами приобретены эти компетенции?

Предложенное в европейском проекте TUNING две группы компетенций: универсальные, необходимые каждому образованному человеку при освоении любой профессии, и те, которые можно назвать специализированными (профессиональными). В условиях ускоряющихся перемен и нарастания неопределенностей, характерных для современных рынков труда, универсальные компетенции приобретаютособо важное значение.

Для всей системы высшего профессионального образования воспитание личности, реализуемое в формировании универсальных компетенций, обозначено как одна из основных целей образования.

Для образовательных программ бакалавриата группа общекультурных компетенций включает: способность к письменной и устной коммуникации на родном языке; знание второго языка; навыки работы с компьютером; навыки управления информацией; исследовательские навыки. В эту группу включены также такие социально-личностные компетенции, как толерантность; следование этическим нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики); способность учиться, переоценивать свой социальный опыт, способность к критике и самокритике; креативность, способность к системному мышлению; адаптивность и коммуникабельность, навыки делового общения; настойчивость в достижении цели; забота о качестве выполняемой работы; соблюдение норм здорового образа жизни; способность работать самостоятельно и в команде.

Наряду с формированием общекультурных компетенций цель высшего профессионального образования – дать выпускнику профессиональные компетенции для возможности ведения конкретной профессиональной деятельности. Среди профессиональных компетенций можно выделить «общепрофессиональные» компетенции (общие, например, для смежных направлений подготовки или укрупненных групп специальностей) и более узкие профессиональные компетенции, связанные с определенным видом деятельности.

Компетентностный подход предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание,

образовательные технологии, связи высшего образования с другими уровнями профессионального образования, введение модульной структуры учебных планов, системы зачетных единиц, формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций.

Выпускник по направлению подготовки 270800 «Строительство» с квалификацией (степенью) «бакалавр» по профилю 270800.62.01 «Промышленное и гражданское строительство» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еѐ достижения (ОК–1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК–2);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК–3);

- способен находить организационно – управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК–4);

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК–5);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–6);

- умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК–7);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК–8);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК–9),

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК–10);

- готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре, готов нести ответственность за поддержание партнѐрских, доверительных отношений (ОК–11);

- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК–12);

- владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОПК–13).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..