textarchive.ru

Главная > Ученые записки


ГОСУДАРСТВЕННОЕ
И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ
АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СКАГС

Издается с 2000 г. Периодичность - 4 номера в год. № 3. 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ РЕДАКЦИИ 5

АКТУАЛЬНО 6

Игнатов В.Г., заслуженный деятель науки РФ, д. э. н., проф. 6

Современная дифференциация развития регионов России 6

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 22

Овакимян М.А., к.э.н., доц. 22

Местное самоуправление в современной России: модернизационные и инновационные решения 22

Полковникова Т.Н., к. психол. н. 30

Развитие управленческих способностей руководителя (социально-психологические особенности) 30

Муллахметов Х.Ш., доц. 45

Контроль в государственном управлении России 45

ПРОЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ 50

Мартыненко Т.В., к. эк.н., доц. 50

Новые тенденции в управлении акционерными обществами с государственным участием 50

Рубинская Э.Д., к. э.н.,доц. 58

Роль мирового рынка высококвалифицированных специалистов в постиндустриальной экономике 58

Змияк С.С., к.э.н., доц., Немашкалова К.Г., асп. 70

Посткризисные приоритеты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг 70

Уварова Г.Г., к.э.н., доц. 83

Механизмы парирования рисков в современной экологической политике 83

Мальцева О.В., к.э.н. 90

Антимонопольное регулирование в России: практика и направления совершенствования 90

Ткаченко В.Н., асп. 98

Значение государственной кадастровой оценки земель при формировании земельного налога Ростовской области 98

Колесникова Л.А., соиск. 106

Финансовые ресурсы - условие инновационного развития промышленного предприятия 106

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА 114

Понеделков А.В., д. полит.н., проф., Кузина С.И., д.полит.н., доц. 114

Система внешних и внутренних угроз национальной безопасности России 114

Бакушев В.В., д. полит. н., проф., Кравченко В.С., соиск. 122

Этапность формирования информационного общества: ориентиры, требования 122

Харченко В.А., первый секретарь посольства РФ в Киргизии, к.полит.н. 134

Международные политико-правовые подходы к внутригосударственным межэтническим конфликтам (на примере Киргизской Республики) 134

Сериков А.В., к.с.н., докторант 143

Молодежный экстремизм на Юге России: причины обострения и меры предупреждения 143

Касьянов В.С., к. ист. н., доц. 150

Гносеологическая интерпретация понятия коррупции как научной категории 150

Зейналов И.М., к. т. н., проф. 160

Особенности становления и реализации социальной политики в сельских поселениях современной России 160

Кислицын С.А., д. ист. н., проф., Липатова О.В., докторант, Попова Л.В., асп. 169

Фрагментация гражданского общества и партийной системы в процессе демократических реформ в России 169

Митусова О.А., к.п.н., проф. 181

Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов 181

СОЦИОЛОГИЯ 187

Зинченко Я.Г., к.с.н. 187

Образовательный холдинг: потребности и возможности формирования 187

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ 194

Альбеков К. А., соиск. 194

Эффективность государственной власти и управления: методология политологического анализа 194

Корнилова В. Ф., соиск. 204

Государственная таможенная политика в современной России: динамика изменений 204

Пономаренко Т. В., асп. 212

Тенденции и перспективы модернизации аграрного сектора в современной России 212

Кононенко А. В., асп. 219

Спортивная политика как предмет политической науки 219

Сафонова А., соиск. 227

Взаимодействие партийной системы России с гражданским обществом (в контексте концепции полиархии) 227

Рогова В.А., асп. 234

Понятие устойчивости в экономической науке: эволюция, содержание, типы 234

Плисинова И.В., асп. 240

Опыт реализации и перспективы модификации приоритетных  национальных проектов на современном этапе 240

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 248

ВЫШЛИ ИЗ ПЕЧАТИ 250

Наши авторы 252

ABSTRACS 254

Правила представления рукописей авторами 259

ОТ РЕДАКЦИИ

Сентябрьский номер нашего журнала открывается рубрикой «Актуально», в которой мы публикуем статью главного редактора заслуженного деятеля науки РФ, заведующего кафедрой государственного и муниципального управления доктора экономических наук, профессора Игнатова В.Г. о проблемах социально-экономического развития регионов нашей страны.

В разделе «Проблемы управления» местному самоуправлению, модернизационным и инновационным вопросам в этой сфере посвящена статья доцента Овакимяна М.А. Полковникова Т.Н. размышляет о развитии управленческих способностей руководящих кадров в силовых структурах, Муллахметовым Х.Ш. предпринята попытка понять причины сегодняшнего состояния организации контроля.

Актуальный материал содержится в разделе «Проблемы экономики», в котором рассматриваются новые тенденции в управлении акционерными обществами с государственным участием (доц. Т.В. Мартыненко), роль мирового рынка квалифицированных специалистов (доц. Э.Д. Рубинская), посткризисные приоритеты взаимодействия рынка труда и образовательных услуг (доц. Змияк С.С., асп. К.Г.Немашкалова), механизмы парирования рисков (доц. Г.Г. Уварова), вопросы антимонопольного регулирования (О.В. Мальцева), государственной кадастровой оценки земель (Ткаченко В.Н.), финансовых ресурсов как условия инновационного развития (Колесникова Л.А.).

В разделе «Политология и этнополитика» публикуются материалы, посвященные системе внешних и внутренних угроз безопасности России (проф. Понеделков А.В., доц. Кузина С.И.), этапности формирования информационного общества (проф. Бакушев В.В., Кравченко В.С.). Международные политико-правовые подходы к межэтническим конфликтам рассматриваются в статье первого секретаря посольства РФ в Киргизии Харченко В.А. Противостоянию молодежного экстремизма посвящена статья кандидата социологических наук Серикова А.В. Актуальна проблематика статей профессоров Зейналова И.М., Кислицына С.А, доц. Касьянова В.С.

Интересными идеями насыщен раздел «Слово молодым ученым».

По традиции завершается очередной номер журнала обзором научной жизни академии и вышедших из печати в последнее время книг наших ученых. Поздравляем главного редактора журнала Игнатова Владимира Георгиевича с тем, что его книга «Государственная и муниципальная служба: история и современность» признана Фондом развития отечественного образования лауреатом конкурса «Лучшая научная книга 2010 года».

Редакция журнала по-прежнему открыта для сотрудничества со всеми, кто желает поделиться своими идеями и результатами научной работы.

АКТУАЛЬНО

УДК 332.1

Игнатов В.Г., заслуженный деятель
науки РФ, д. э. н., проф.

Современная дифференциация развития регионов России

В статье рассматриваются проблемы социально-экономического развития регионов РФ, обосновывается необходимость выравнивания их дифференцированности и предлагаются конкретные направления.

Ключевые слова и словосочетания: социально-экономическое развитие, выравнивание, субъекты РФ, валовой региональный продукт, инвестирование, укрепление российского федерализма.

В последнее время много говорится о необходимости выравнивания уровней экономического развития субъектов РФ и социально-экономического положения их населения как одного из важнейших факторов укрепления российского федерализма и усиления единства страны. Кстати,
в этом отношении в советские годы в стране делалось немало. Однако работа в этом направлении в настоящее время проводится пока весьма недостаточно.

Доктрина регионального развития РФ, разработанная в 2008 г. Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, свидетельствует, что социально-экономические различия между субъектами РФ по ряду позиций продолжают увеличиваться: в 2008 г. по объему производства промышленной продукции на душу населения разрыв составил около 281 раза, по обороту розничной торговли на душу населения – около 27 раз, по налоговым и неналоговым доходам консолидированных бюджетов субъектов РФ на душу населения – около 194 раз, по соотношению денежных доходов на душу населения и величины прожиточного минимума – в 6 раз, по уровню безработицы в процентах к экономически активному населению – 61 раз.

В 2009 г. разрыв в уровне безработицы в процентах к экономически активному населению значительно уменьшился – в 2008 г. он был равен
61 разу (в Москве – 0,9 %, в Республике Ингушетия – 55 %) до 19,6 раза
(в Москве – 2,7%, в Республике Ингушетия – 52,9%), однако он все еще велик. Разрыв в размере среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, составлявший в 2008 г. 5,8 раза (в Дагестане – всего 7,5 тыс. руб.,
в Ямало-Ненецком АО – 43,6 тыс. руб.), в 2009 г. тоже несколько уменьшился – до 5,2 раз (в Дагестане она составила 9 тыс. руб., в Ямало-Ненецком АО – 47 тыс. руб.) [1].

Наблюдается также увеличение различий в производстве валового регионального продукта на душу населения между субъектами РФ. Выделяются два субъекта РФ с наиболее высоким ВРП на душу населения: Москва и Тюменская область. Минимальное и максимальное значение ВРП на душу населения в субъектах РФ различались в 2004 г. в 73 раза, в 2006 г. – в 117 раз.

Все еще существуют, и, более того, увеличиваются огромные разрывы в инвестировании в основной капитал в субъектах РФ на душу населения. Степень дифференциации этих инвестиций в расчете на душу населения
в субъектах Российской Федерации составила в 2000 г. 30 раз, в 2005 г. – 45 раз [2]. В 2008 г. разрыв между субъектами РФ в объеме инвестиций в основной капитал на душу населения резко увеличился. Если в Республике Ингушетия этот показатель, по данным Росстата, составлял всего 10,8 тыс. руб., то в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра – 281 тыс. руб., входящем
в Тюменскую область, – 737 тыс. руб., т.е. в 2,6 раз больше, чем в Республике Ингушетия. По итогам 2009 г. данная диспропорция, однако, повысилась – до 31 раза (в Кабардино-Балкарской Республике – 9,8 тыс. руб. на душу населения, в Ханты-Мансийском АО – Юга – 281 тыс. руб.

Имеются существенные диспропорции и в доходах населения по субъектам РФ, увеличивается разрыв между самыми бедными и самыми обеспеченными субъектами. В 1995 г. в самых малообеспеченных регионах среднее значение денежных доходов населения составляло 250 руб., а в обеспеченных – 1250 руб., (разрыв – в 5 раз), в 2005 г. – соответственно 3500
и 12000 руб. (разрыв – 3,4 раза). Хотя разрыв между самыми обеспеченными и самыми малообеспеченными субъектами РФ в этом отношении и сократился с 5 до 3,4 раза, однако он продолжал оставаться весьма существенным. Так, в 2008 г. по уровню бедности регионы очень сильно различались между собой – от 3,1% всего населения до 55,6%, т.е. более чем в 18 раз. А официальный уровень бедности, рассчитанный по доходам, показывал разброс от 7% до 87% – различие почти в 12 раз. В бедных регионах ниже зарплаты и выше безработица.

Очень значительно различается по субъектам РФ и размер среднемесячной начисленной номинальной заработной платы одного работника.
В среднем по России она составила в 2008 г. 17,2 тыс. руб. При этом среди субъектов РФ на первом месте с самой высокой заработной платой стоял Ямало-Ненецкий АО, в котором она составляла 43 620 руб. Это в 5,8 раза больше, чем в Дагестане (здесь она была самой низкой в стране – всего
7 532,3 руб.) и в 4,6 раза больше, чем в Ингушетии, где она составляла 9 421,6 руб. По итогам 2009 г. разрыв между этими показателями сократился, но он по-прежнему высок – составляет 5,2 раза (в Ямало-Ненецком АО зарплата выросла до 46,9 тыс. руб., в Дагестане – почти до 9 тыс. руб., в Ингушетии – до 11,3 тыс. руб. – разрыв – 5,2 раза). На втором месте после Ямало-Ненецкого АО среди субъектов РФ с наиболее высокой среднемесячной начисленной заработной платой в 2009 г. стоял Чукотский АО, в котором она составляла 42 936 руб. Но и это было в 4,7 раза больше, чем в Дагестане,
и в 3,8 раза больше, чем в Ингушетии (см. табл. 1).

В последние годы особенно велико различие между субъектами РФ по уровню их привлекательности для иностранного капитала. Так, если
в 2008 г. иностранные инвестиции в расчете на душу населения самыми минимальными были в Ингушетии (6,2 тыс. долл. США), а самыми высокими – в г. Москва (3 886 тыс. долл. США), – разрыв составлял 627 раз, то в 2009 г. их минимальный размер был в Северной Осетии – Алании (2,1 долл. США) (по республикам Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республикам, Республике Калмыкия данные по итогам 2009 г. Росстатом не были опубликованы). В 2009 г. в г. Москва размер иностранных инвестиций на душу населения составил 3931,6 долл. США, т.е. упал до 241 раза больше, чем в Северной Осетии-Алании [3].

Весьма неравномерно развивались в субъектах Российской Федерации промышленное и сельскохозяйственное производство. В 2008 г. индекс промышленного производства в Чеченской Республике по сравнению с 2007 г. составил 86 %, а в Чукотском АО – 138 % (разрыв в 1,6 раза). В 2009 г. индекс промышленного производства самым низким был в Орловской области, составив по сравнению с 2008 г. всего 72%, тогда как в Чукотском АО, где он был самым высоким, – 138 %, т.е. разрыв между этими показателями увеличился до 1,8 раза.

Аналогично складывалась ситуация и с индексом производства продукции в сельскохозяйственном производстве в хозяйствах всех категорий. Так, в 2008 г. в процентах к предыдущему году этот показатель был минимальным в Кировской области (64%), тогда как в Астраханской области – он увеличился до 120 % (различие индексов в 1,9 раза). В 2009 г. наиболее низкий индекс производства сельскохозяйственной продукции был в Ростовской области (87,6%), самым высоким – в Астраханской области (120,1%), т.е. различие в индексах производства сельскохозяйственной продукции уменьшилось по сравнению с 2008 г. (на 0,5 раза) до 1,4 раза (см. табл. 1 и ее окончание).

Сохраняются также существенные диспропорции в уровне численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости в субъектах РФ, высокие темпы оттока населения из сельской местности, низкие темпы развития городов и иных муниципальных образований (малых, закрытых городов, утрата физического статуса ЗАТО, монопрофильных городов, наукоградов), слабое развитие территорий Дальнего Востока и территории Арктики [4]. В условиях мирового экономического и финансового кризиса, затронувшего и Россию, названные негативные явления и тенденции, если не принять особых мер, будут усиливаться.

В последние годы существования СССР различие в уровне жизни между самыми богатыми и беднейшими регионами составляло 2,73 раза.
В 2000 г. доходы региональных бюджетов на душу населения в развитых регионах превысили доходы в депрессивных субъектах в 50 раз, а в 2007 г. –
в 150 раз [2].

Основная цель, декларируемая региональной политикой, – поддержание и утверждение социальной справедливости и решение чисто экономических региональных проблем через рынок. Однако деятельность по достижению декларируемой цели пока недостаточно эффективна. Правда, это сравнительно новое дело, и отладка региональной политики идет непросто, требуя постоянного и пристального внимания государственных органов.

Требуются официальные документы, конкретные меры воздействия на определенные территории и программы региональной деятельности государства. Эта деятельность многообразна, но в ней должны выделяться три главных направления: 1) помощь «проблемным» территориям (в том числе депрессивным районам), к числу которых можно отнести и Крайний Север, и Дальний Восток, и Северный Кавказ, многие приграничные районы; 2) развитие средств коммуникации и 3) разработка федеральных программ регионального развития России.

В настоящее время у 20 субъектов Российской Федерации уровень федеральных трансфертов не превышает 20 процентов. 34 субъекта РФ из 81 дотационных составляют группу «середняков» – уровень помощи из центра составляет от 20 до 60 процентов. У 27 самых дотационных субъектов Федерации показатель федеральных трансфертов превышает 60%. В соответствии с постановлением Правительства России финансовая помощь регионам, предоставляется через Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций и развития. Помощь от государства должна направляться для структурной перестройки хозяйства, переобучения рабочей силы, модернизации производства и всей инфраструктуры, социальной сферы.

Практически во всех республиках Северного Кавказа крайне высоки показатели детской смертности (в Республике Дагестан число детей, умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся составило в 2009 г.
15,2 промилле, в Республике Ингушетия – 11,6; в Чеченской Республике – 16,6 промилле при среднем показателе по Российской Федерации в 9,2 промилле [3 c. 126 – 132].

Ни в одном субъекте Российской Федерации, вошедшем в СКФО, объемы ВРП на душу населения не достигают даже половины от среднероссийского показателя. Причинами такого положения являются слабая производственная база, неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры и огромная безработица.

Как отмечал на одном из совещаний, посвященных развитию субъектов РФ, вошедших в СКФО, министр регионального развития В.Ф. Басаргин, министерство уже отобрало 18 проектов, которые обойдутся в 270 млрд. руб. и позволят резко увеличить в регионе число рабочих мест.

Таблица 1

Дифференциация социально-экономического развития
субъектов РФ в 2008 и в 2009 гг.*

Показатели

2008 г.

2009 г.

Минимальное значение

Максимальное значение

Разрыв между показателями (в разах)

Минимальное значение

Максималь-ное значение

Разрыв между показателями (в разах)

Удельный вес безработных в %% к экономически активному населению на конец года

0,9

Москва

55

Ингушетия

61

2,7

Москва

52,9

Ингушетия

19,6

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.

10,8

Ингушетия

281

Ханты-Мансийский АО

26

9,8

Кабардино-Балкарская Республика

281

Ханты-Мансийский АО

31

Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата, тыс. руб.

7,5

Дагестан

43,6

Ямало-Ненецкий АО

5,8

9

(Республика Дагестан)

47

Ямало-Ненецкий АО

5,2

Иностранные инвестиции на душу населения, тыс. долл. США

6,2

Республика Ингушетия

3886

г. Москва

627

16,3

Республика СО-Алания

3931,6

г. Москва

241

Окончание таблицы 1

Показатели

2008 г.

2009 г.

Минимальное значение

Максимальное значение

Разрыв между показателями (в разах)

Минимальное значение

Максималь-ное значение

Разрыв между показателями (в разах)

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

86

Чеченская Республика

138

Чукотский АО

1,6

72,2

Орловская область

138,1

Чукотский АО

1,8

Индекс производства продукции с/х в хозяйствах всех категорий, в % к предыдущему году

64

Кировская область

120

Астраханская область

1,9

87,6

Ростовская область

120,1

Астраханс-кая область

1,4

Стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2009 г. в % к среднероссийской стоимости

81

Республика Татарстан

310

Чукотский АО

3,8

81

Татарстан

310

Чукотский АО

3,8

* Здесь и далее составлено автором по данным Росстата «Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2009 году» (Российская газета. 2010. 12 марта, с. 18-19) и аналогичному документу Росстата по итогам 2008 г. (Российская газета, 2009, 13 марта, с 14-15).

В последние годы наметилась негативная тенденция увеличения количества субъектов РФ – реципиентов и уменьшения количества доноров.
В 2007 г. количество субъектов РФ – реципиентов составляло 67, доноров – 19, в 2008 и в 2009 гг. – соответственно 81 и 2 (донорами остались только города федерального значения Москва и Санкт-Петербург). 2009 г. с дефицитом консолидированного бюджета закончили 62 субъекта РФ, с профицитом – 21 субъект РФ. Однако 81 субъект РФ из 83 и в 2009 г. были дотационными.

В федеральном бюджете на 2010 г. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрены для 70 из 83 субъектов РФ, а общая сумма дотаций составит почти 397 млрд. руб. Всего же межбюджетные трансферты запланированы в размере 1123,7 млрд. руб., или 16,2% доходной части бюджета [3, c. 111 – 126].

Как следует из предварительных данных Федерального казначейства России об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации в 2010 г., бюджет РФ был дефицитным а размере 99974 млн. руб. Дефицитным был бюджет в 5 из 8 федеральных округов, в том числе Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов.

По предварительным данным Федерального казначейства в 2009 г. дефицитным был бюджет 62 субъектов России из 83 имеющихся [5].
В 2010 г. из тех же 83 субъектов РФ с дефицитом консолидированного бюджета стало 63 субъекта РФ [6].

Значительная дифференциация субъектов Российской Федерации продолжалась и в 2010 г., о чем свидетельствуют данные таблицы 2.

Анализируя итоги 2010 г. России, важно также отметить, что по сравнению с 2009 г. промышленное производство выросло на 8,2%, оборот розничной торговли – на 4,4%, объем платных услуг населению – на 1,5 %. Произошла и некоторая модернизация оборудования предприятий – инвестиции
в их основной капитал в целом по России увеличились за год на 6 %. Однако строительство жилых домов в процентах к 2009 г. сократилось и составило 97%, производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий из-за необычайно жаркого лета сократилось по сравнению с 2009 г.
на 11,9%.

Отрицательно на уровне жизни населения сказался и рост стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг к декабрю 2009 г. на 12,9%, а также рост стоимости минимального набора продуктов питания, составивший в декабре 2010 г. 2625,7 руб. (в процентах к декабрю 2009 г. он увеличился на 22,7%) при уровне инфляции в 108,8%.

Вместе с тем в 2010 г. были и положительные подвижки – среднемесячная начисленная заработная плата одного работника увеличилась за год на 4,6% и составила 21,2 тыс. руб. Выросли реальные денежные доходы населения на 3,8 %. Резко сократилась за календарный 2010 г. просроченная задолженность по заработной плате – на 32,7%, которая составила на 1 января
2011 г. 2 млн. 400 тыс. руб. Значительно сократилась за 2010 г. безработица (на 11,4%), которая в процентах к экономически активному населению должна уменьшиться с 8,4% в 2009 г. до 7,5% в 2020 г. В то же время к 1 января
2011 г. на 35,6% выросла потребность работодателей в работниках, заявленная

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ОТ РЕДАКЦИИ Уважаемые читатели! Задача предлагаемой вам книги "

    Задача
    ОТРЕДАКЦИИ. Уважаемые читатели! Задача предлагаемой вам ... образы для него представляют большую актуальность, чем реально происходящие события. ... слабоумие. - Одной из наиболее актуальных проблем психоэндокринологии является взаимосвязь психической ...
  2. От редакции предисловие i вселенский собор в никее 325 г

    Документ
    ... . А.В. Карташев. Вселенские Соборы. Отредакции. Предисловие. I Вселенский собор в ... иконоборчества в армянской церкви. Отредакции. История вселенских соборов христианской ... , при его нетленности актуальной. Последовательное развитие севирианского ...
  3. У всякой эпохи свои задачи от редакции

    Документ
    ... Бекметов, отличник просвещения РК Отредакции. Е. Бекметов родился в ... развития и формирования актуальных педагогических компетенций имеет несколько ... маркетинговых исследований востребованности, актуальности определенных педагогических компетенций ...
  4. вселенские соборы оглавление от редакции предисловие

    Документ
    ... Карташев. Вселенские Соборы Оглавление. Отредакции. Предисловие. I Вселенский собор в ... иконоборчества в армянской церкви. Отредакции. История вселенских соборов христианской ... , при его нетленности актуальной. Последовательное развитие севирианского ...
  5. Алексей алексеевич гастев леонардо да винчи от редакции

    Документ
    ... Алексеевич Гастев Леонардо да Винчи Отредакции Герой этой книги принадлежит к тем ... Леонардо да Винчи – художника была актуальной забота о создании особой живописной ... противорычаг ad, поддерживающий груз; abc – актуальная поддержка груза; af и ad – ...

Другие похожие документы..