textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Основная образовательная программа

начального общего образования

гимназии № 1526

       Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка;

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  3. Учебный план начального общего образования;

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов;

  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  7. Программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;

  8. Программа коррекционной работы;

  9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разработана основная образовательная программа начального общего образования Гимназии №1526, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный с:

- изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- формированием у школьника основ и умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

- развитие целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

- пояснительная записка;

- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

- базисный учебный план образовательного учреждения;

- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

- программы отдельных учебных предметов, курсов;

- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

- программа коррекционной работы;

- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса1, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельностьорганизуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться, с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей), индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяется в соответствии с действующими санитарными нормами.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с:

- уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

- их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения;

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающим ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

ВВЕДЕНИЕ

Образовательная программа ГОУ Гимназии 1526 Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы представляет собой программу развития содержания обучения и воспитания, развития личности обучающихся, их творческого потенциала, психолого-педагогического, научно-методического и кадрового обеспечения программных инновационных преобразований педагогического процесса в ней на среднесрочную перспективу (5 лет).

Образовательная программа ГОУ Гимназия 1526 составлена на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», Устава, Концепции «Модернизация российского образования на период до 2010 г», Федеральных и Московских стандартов образования, Конвенции о защите прав ребенка, программы «Столичное образование – 5», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», послания Президента Федеральному собранию от 05.11.2009 года.

Образовательная программа ГОУ Гимназия 1526 служит, наряду с Уставом, основанием для лицензирования и аккредитации.

Образовательная программа гимназии представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся, особенности организационного, научно-методического, кадрового обеспечения педагогического процесса и инновационных изменений образовательной среды с учетом современных тенденций в стране и мире.

Постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация, введение образовательных стандартов второго поколения детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя, в первую очередь, особых педагогических усилий от гимназии в решении проблем личностного развития, адаптации ребенка в окружающем социуме, развитии творческого потенциала учащихся, а также проблем духовно-нравственного обогащения личности каждого воспитанника гимназии. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных и образовательных задач.

Гармонизация индивидуального и социального в образовании и развитии детей – ведущий принцип построения гимназической образовательной среды, философии ее развития и моделирования программы развития.

Поэтому содержание образования, представленное ниже, предусматривает сбалансированное сочетание основных (по стандартам) и дополнительных образовательных программ. Их отличительной особенностью является культурообразующий характер, целостное и гармоничное представление ценностей индивидуальной, материальной и духовной культуры, знание основ наук и различные творческие объединения учащихся, способствующие успешному применению приобретаемых знаний в самостоятельной деятельности.

Система преемственных образовательных программ, составляющих основу содержания гимназического образования, предполагает организацию учебно-воспитательного процесса с учетом социальной ситуации в различных сферах макро- и микросферы, с участием всех субъектов воспитания: от ребенка до родителей, педагогов и представителей общественности.

Целью образования в гимназии является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями.

Аналитическое обоснование программы.

Общая характеристика результатов образовательной деятельности за период с 2005-2010 гг.

Вся деятельность гимназии в течение 2005 -2010 гг. была направлена на выполнение программы «Модернизации российского образования на период до 2010 года», участие в приоритетном национальном проекте «Образование», внедрение информационно-коммуникационных технологий, профильного обучения, использование независимой экспертизы при осуществлении мониторинга качества образовательной подготовки учащихся, использование здоровьесберегающих технологий.

В 2009-2010 учебном году в начальной школе гимназии работали:

Учителя начальных классов – 12

Воспитателей ГПД – 5

Учителя предметники – 11

Психолог – 2

Уполномоченный по правам - 1

Администрация - 1

Основной состав – 30 человек

Педагогический коллектив начальной школы гимназии стабилен. Имеют высшую квалификационную категорию - 50%, 1 квалификационную категорию - (25%), вторую - (22%). Имеют высшее профессиональное образование –94%, среднее профессиональное –6%.

1.Повысили свой профессиональный уровень через курсовую систему с 2007-2010 - 23 педагога.

Тематика курсовой системы разнообразна.

« Современные подходы к экспертизе качества образования», МЦКО.

« Реализация педагогической системы Л. В. Занкова на современном этапе», АПК и ППРО.

«Методика использования информационных технологий на уроке музыки в общеобразовательной школе», МИОО.

«Реализация непрерывного образования детский сад- начальная школа -основная школа в Образовательной системе « Школа-2100» , АПК и ППРО.

Курс по теме: «Использование ИКТ в преподавательском процессе».

Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе Департамента образования города Москвы.

«Открытые образовательные технологии как стратегии организации самостоятельной учебной работы», МИОО.

2.Уровень информационно-коммуникационной компетентности сотрудников гимназии:

- используют ИКТ на уроках и в других профессиональных целях учителей, административных работников - 100%, технического персонала - 10%.

3.Владение технологиями развития критического мышления, технологиями формирования ключевых компетенций обучающихся.

Успеваемость учащихся начальной школы в гимназии является постоянной величиной, составляющей 100%, в качестве знаний учащихся наблюдается положительная динамика:

Качество обученности по начальной школе

(сравнительные результаты)

Учебные годы

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Всего учащихся

318

317

321

Количество

аттестованных

318

317

321

На «5»

23.7%

20.6%

19%

На «4» и «5»

58%

62%

62.3%

С одной «3»

6.3%

5.9%

8.9%

Неуспевающие

нет

Нет

нет

Качество

обученности

81.3%

82.8%

81.4%


Предмет

2008-2009

2009-2010

Русский язык

90

88.6

Математика

89

91.1

Литературное чтение

99

100

Окружающий мир

98.7

97.9

Английский язык

88.6

89.8

Учебно-воспитательный процесс осуществляется при соблюдении санитарных правил и норм, что подтверждают показатели физического здоровья обучающихся:

Группа здоровья 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09

Всего учащихся 396 385 364 354 391

Д1 – основная 330 257 256 257 295

Д2 – подготовит. 52 71 62 42 79

Д3 – специальная 14 53 45 56 16

Д4 1 1

Анализом данных диспансеризации установлены преобладающие у учащихся хронические заболевания и их динамика для организации оздоровительных мероприятий

Характер патологии 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09

Всего 35 (7,1%) 310 305 341 306

Зрение 24,4% 154 149 152 150

Опорно-двигательный аппарат 23,6% 104 94 111 103

Желудочно-кишечный тракт 4% 27 32 31 28

Эндокринная система 7% 25 30 47 25

Условия обеспечения гимназического образования.

Учебно-материальная база гимназии достаточна для реализации инновационных педагогических процессов, вместе с тем, требует последовательного развития и укрепления.

1. Учебные кабинеты – 42; Всего помещений – 55;

  1. Техническое обеспечение: компьютерный парк – 91 единиц + 17 ноутбуков.

Оснащены компьютерной техникой:

  • кабинетов - 42;

  • спортзал - 2,

  • кабинет психологов - 3,

  • библиотека - 2,

  • бухгалтерия – 3,

  • административный блок – 6,

  • кабинет информатики – 36 компьютеров + 2 сервера.

Все компьютеры подключены к локальной сети и имеют выход в Интернет (оптоволокно). Локальная сеть проведена во все кабинеты, независимо от наличия компьютерной техники.

Оргтехника – 62 единицы,

Smart-доска – 4 единицы,

Видеопроекторы – 20 единиц,

Студия кабельного телевидения – 1 единица,

Медиатека – 1 единица.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. О реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в 2010 году белгород 2011 о реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в 2010 году

    Документ
    ... гимназия-интернат» – общеобразовательное учреждение повышенного уровня, осуществляющее образовательную деятельность по программам ... 1526 педагогов области на общую ... разработана основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования в ...
  2. Место проведения (153)

    Документ
    ... 840, 867, 1178, 1451, 1526, 1623 "Элективные курсы в профильной ... директоров школ по безопасности Гимназия № 1527 Пр-т Андропова ... Чертаново Южное, Бирюлево Западное "Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования" ОМЦ Чертановская, 25-2 ...
  3. Задачи и приоритеты развития

    Документ
    ... по методическому сопровождению ОУ в составлении основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. Руководитель к. п. н. Матвеева Е. ... конкурсов, ГОУ гимназия1526 Классные руководители образовательных учреждений округа, ...
  4. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях

    Методические рекомендации
    ... основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования; к структуре основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования, в том числе требования к соотношению частей основнойпрограммы ... Владимировна ГОУ Гимназия1526 ЮАО ...
  5. План работы гоу средней общеобразовательной школы № 866 на апрель 2011 года

    Документ
    ... заместителей директоров по УВР I ступени образования "Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования" ОМЦ Чертановская, 25-2 Заместители директоров ... по русскому языку и литературе" Гимназия1526 Дорожная, 2а Учителя русского языка ...

Другие похожие документы..