textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


32 часа (двухчасовое занятие 1 раз в неделю в течение 1 полугодия)

Пояснительная записка.

Элективный курс "Естественно-научный эксперимент" по своему содержанию является логическим продолжением элективного курса 7 класса "Введение в естественно-научные исследования". Если основным содержательным компонентом курса 7 класса были измерения и наблюдения, то курс 8 класса посвящен, как и следует из названия, эксперименту, как основному инструменту естественно-научного познания. Повышается и сложность материала: делается упор не только на грамотную работу руками, но на серьёзный анализ гипотезы, способов её проверки, вариантов проведения эксперимента, математической обработке и оценке результатов эксперимента. Особое внимание в данном курсе уделяется логике корректной постановки и интерпретации проверочного эксперимента, связи гипотеза - эксперимент, а также роли ключевых экспериментов в становлении научных теорий. Специфика курса связана также с необходимостью выбора профиля учащимися в конце 8 класса.

Цели и задачи курса:

• формирование и развитие у учащихся представлений: о единстве окружающего нас мира, о научном методе познания и роли эксперимента в становлении научных теорий;

• приобретение знаний : о великих экспериментах в истории естественных наук и великих учёных, о правилах планирования, постановки и интерпретации экспериментов;

• формирование и развитие умений, необходимых для исследовательской деятельности в области естественных наук, проектной деятельности, работе в учебно-исследовательских мастерских в 10-11 классах, а именно: работать с литературой, подбирать необходимое оборудование и проводить демонстрации, видеть проблему в наблюдаемом явлении, ставить вопрос, выдвигать гипотезу, планировать, проводить и интерпретировать проверочный эксперимент, докладывать результаты своей работы, участвовать в научной дискуссии.

Основными формами и методами работы являются: исследовательская экспериментальная деятельность учащихся в классе и дома, индивидуально и в группах , работа с литературой а также элементы лекций, семинары, эвристическая беседа. Однако они несколько различаются в I и II полугодии в связи с различным составом групп и целями занятий.

В I полугодии ("антипрофильная" группа, т.е. те ученики, которые не планируют выбирать предметы естественно-научного или математического профилей) основная цель - "оживить" представление об изучаемых в школе естественных науках, показать, откуда берутся написанные в учебниках сухие факты, законы и формулы, какой смысл за ними стоит, пробудить удивление и эстетическое удовольствие от понимания красоты устройства окружающего нас мира. Формы работы в этом случае ориентированы на преимущественно "правополушарных" детей : упор на образное и целостное восприятие объектов и явлений, привлечение воображения , поиски смысла явлений, описание с точки зрения исследуемого объекта, эмоциональное восприятие, обсуждение хода мысли экспериментатора и его психологии. Соотношение, порядок тем., рассмотренных на уроках, а также конкретные примеры изучаемых экспериментов, могут меняться. Для доклада на экзамене выбирается эксперимент, не разбиравшийся на занятиях.

Во II полугодии ("профильная" группа) основная цель - дать почувствовать специфику естественно-научных исследований тем детям, у которых интерес к данной области уже выражен. Здесь преобладают методы работы с "левополушарными" детьми: анализ , построение логических схем, четкое планирование и интерпретация результатов, применение математических методов. В этом полугодии упор делается на проведение самостоятельного исследования, и его результаты выносятся на итоговую конференцию.

За время курса каждый ученик готовит 1-2 сообщения об известных экспериментах, сыгравших значительную роль в развитии науки с их анализом и, по возможности, демонстрацией а также проводит самостоятельное исследование по одной из предложенных преподавателем (или самим учеником) тем с рассмотрением проблемы, выдвижением гипотезы, планированием, проведением эксперимента, интерпретацией и представлением и результатов и отчетом.

Планируемые результаты.

Предполагается, что по завершении данного курса учащиеся приобретут умения:

- находить описание наиболее значительных естественно-научных экспериментов в научно-популярной литературе, энциклопедиях, учебниках;

- воспроизводить их по описанию (насколько это возможно в школьных условиях);

- анализировать логику эксперимента;

- проводить собственные мини-исследования, включая выдвижение гипотезы, планирование и проведение эксперимента, простейшую математическую обработку и интерпретацию результатов.

Содержание программы

Введение. Научный метод познания, его этапы (2ч).

Наблюдение. Эксперимент. Требования к наблюдению и эксперименту. Роль гипотезы и эксперимента в цикле научного познания. Логическая связь между гипотезой и экспериментом. Интерпретация результатов эксперимента. Основные ошибки экспериментаторов в планировании и интерпретации экспериментов.

Тема 1. Планирование однофакторного эксперимента(4-6час).

Что такое однофакторный эксперимент. Примеры однофакторных экспериментов. Выделение факторов, подлежащих проверке. Способы уменьшения влияния других факторов. Выбор объекта, выбор наблюдаемого критерия, способа измерения. Интерпретация результатов однофакторного эксперимента. Исследование факторов, влияющих на скорость падения тел. Эксперименты Галилея.

Особенности планирования биологического эксперимента: индивидуальный разброс, большое количество случайных факторов. Необходимость контроля. Исследование влияние различных факторов на рост растений.

Тема 2. Математическая обработка результатов экспериментов (2-4 час).

Способы представления результатов экспериментов: таблица, график, диаграмма. Обработка данных в программе Ехе1. Оценка статистических параметров: среднего арифметического, дисперсии. Критерии достоверности.

Тема 3. Виды экспериментов (4-8 час.).

Эксперименты по измерению физических величин. Значение физических величин в науке. Необходимость наиболее точного измерения физических констант для построения научных теорий. Эксперимент Галилея по взвешиванию воздуха. Измерение размеров молекул. Опыт Штерна по измерению скорости молекул. Эксперименты по измерению скорости света. Измерение скорости дрейфа континентов.

Эксперименты по исследованию факторов, влияющих на данный объект или процесс. Исследование факторов, действующих на: высоту капиллярного поднятия жидкости; поверхностное натяжение; плавание тел.

Опыт Ван -Гельмонта и питание растений. Эксперименты по фотосинтезу. Опыты Пристли, Шееле, Ингенгауза.

Эксперименты по исследованию зависимости одной величины от другой. Что такое законы. Экспериментальные данные для установления законов. Необходимость исследования количественной связи между различными величинами. Закон всемирного тяготения. Экспериментальные способы проверки законов Кулон, Паскаля, Архимеда. Закон оптимума и кривые выживаемости. Закон ограничивающего фактора. Законы и закономерности. Правило Бергмана. Правило Аллена.

Эксперименты по обнаружению объектов или явлений или процессов. Открытие возбудителей инфекционных заболеваний заболеваний. Открытие витаминов.

Тема 4. Роль экспериментов в создании научных теорий (6-10час).

Фундаментальные эксперименты. Эксперименты Ньютона. Эксперименты Менделя. Опыт Эрстеда. Опыт Резерфорда по обнаружению атомного ядра.

Ключевые эксперименты. Эксперименты по обнаружению явления, следующего из гипотезы. Опыты Герике, Торричелли, Вивиани, Паскаля. Ключевой эксперимент Паскаля по измерению атмосферного давления.

Первичные наблюдения. Набор фактического материала Эксперименты в исследовании электрических явлений. Опыты Грэя, Дюфе, Франклина.

Эксперименты в становлении теории атмосферного давления и законов гидростатики.

Эксперименты в формировании атомистической теории. Опыты Дж.Дальтона, А.Авогадро, А.Лавуазье, открытие Р.Брауна, работы Ж.Б. Перрена, измерение размеров молекул Д. У. Стретом открытия А. Беккереля, П. и М.Кюри.

Эксперименты в становлении и развитии клеточной теории. Открытие клеток. Наблюдения А.ван Левенгука, Р.Гука, эксперименты Л.Пастера, Ф.Реди, Д.Спалланцани по самозарождению, открытие ядра, хромосом.

Эксперименты в становлении теории условных рефлексов. Работы И.П.Павлова, Л.С.Крушинского, Ладыгиной-Коте.

Эксперименты по фотосинтезу. Опыты Ван-Гельмонта, Пристли, Шееле, Ингенгауза, К.А. Тимирязева

Тема 5. Особые виды экспериментов (2-6 час).

Мысленный эксперимент. Что такое мысленный эксперимент. Источник данных для мысленного эксперимента. Роль мысленного эксперимента в создании научной теории. Мысленный эксперимент Галилея по свободному падению тел. Мысленные эксперименты А.Эйнштейна в теории относительности. Мысленный эксперимент Гюйгенса по столкновению тел. Допустимость мысленного эксперимента в биологии. Мысленные эксперименты Ч.Дарвина.

Физическое и математическое моделирование. Земной магнетизм. Террелла У. Гильберта. Законы и математические модели. Роль математических моделей в исследовании живых и неживых объектов. Законы движения И.Ньютона, математическая модель движения маятника, модель системы "хищник-жертва".

Случайные открытия. Случайность и закономерность. Роль случайности в науке. Открытие Броуновского движения. Случайность и открытие пенициллина А.Флемингом. Открытие рентгеновских лучей и естественной радиоактивности. Открытие Эрстеда. Случайность в астрономических открытиях. Открытие Г.Галилеем изохронности движения маятника. «Случайное» открытие «животного» электричества. Важность правильной интерпретации результатов эксперимента.

В конце II полугодия 4-5 часов ( по 1 или 2 часа в неделю) отводится на проведение самостоятельных исследований по выбранной теме.

Возможные темы для самостоятельных исследований

( результаты докладываются на конференции учащихся).

1. Зависимость намагниченности материалов от различных факторов.

2. Зависимость поверхностного натяжения жидкости от различных факторов, мыльные пузыри.

3. Исследование факторов, влияющих на частоту пульса человека.

4. Зависимости плотности воды от температуры.

5. Исследование зависимости скорости прорастания семян от различных факторов.

6. Исследование влияния различных факторов на рост растений

7. Исследование количественных закономерностей случайных событий.

8. Изготовление и исследование свойств электромагнита.

9. Изготовление и исследование гальванического элемента и вольтова столба.

10. Исследование состава воды из различных источников и её влияния на живые объекты

11. Исследование зависимости скорости реакции человека от различных факторов.

12. Исследование зависимости дальности полета бумажного самолётика от его параметров.

13. Исследование факторов, влияющих на эдс батарейки.

14. Исследование факторов, влияющих на испарение воды растениями.

15. Исследование зависимости высоты звучания струны от её параметров.

16. Изготовление и исследование свойств "бутылкофона".

Примерные темы докладов для экзамена.

1. Эксперименты Л.Пастера,

2. Эксперименты Дж. Пристли, В.Шееле и Я. Ингенгауза .

3. Открытие пенициллина А.Флеммингом.

4. Эксперименты Л. Гальвани.

5. Эксперименты по измерению скорости света.

6. Эксперименты С.Грея по электричеству.

7. Открытие Эрстеда.

8. Эксперименты Дж.Дальтона.

9. Эксперименты Крушинского по поведению животных.

10. Эксперименты по коммуникации у пчел.

11. Эксперименты Менделя.

12. Опыта Ампера.

Рекомендуемая литература для учителя.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М.: Мир, 1990.

Зорина ЗА., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М.: Наука, 1990.

Филонович С.Р.. Судьба классического закона. Библ."Квант" вып.79. М.: Наука, 1990.

Шодиев К.. Мысленный эксперимент в преподавании физики. М.: Просвещение, 1982

Физика. Приложение к газете "Первое сентября" номера разных лет.

Рекомендуемая литература для учащихся.

Блудов М.И. Беседы по физике. М.: Просвещение, 1977

Лучник Н.А. Почему я похож на папу. М: Молодая гвардия, 1966.

Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. М. Просвещение, 2001.

Хрестоматия по физике. Ред. В.И.Спасский. М.: Просвещение, 1982.

Энциклопедия для детей. Физика. Химия. Биология. География. Астрономия. Геология. М.

Аванта+, 2000.

Е.В.Шандалова

«Грамматическая стилистика русского языка»

Программа элективного курса для 8-го класса (30 часов)

Пояснительная записка

Целью данного курса является закрепление знаний по русскому языку, усвоенных учащимися, их расширение и углубление, а также формулирование умений сознательно применять на практике полученные знания и развитие навыков наблюдать и анализировать языковые явления. Содержание данного курса направлено также на развитие и совершенствование навыков и умений всех видов речевой деятельности на основе самостоятельной работы над текстами. Курс состоит из пяти основных разделов:

1. - грамматическая стилистика - как наука;

2. - функциональные стили и грамматика;

3. - грамматика и нормы;

4. - части речи;

5. - речевые ошибки и стилистические недочеты

Содержание предлагаемых в каждом разделе заданий и упражнений направлено на осмысление, закрепление и проверку на практике полученных знаний, формирование навыков редактирования текста, что способствует развитию стилистического мышления и языковой культуры.

Главным объектом содержания курса является грамматическая стилистика, которая, как известно, изучает использование грамматических форм частей речи, рассматривает нормы и их варианты, а также возможности использования стилистических вариантов в разных функционально-стилистических разновидностях современного русского языка. Программа данного курса, кроме основных знаний, включает систему практических заданий по всем разделам, содержание которых составлено по дидактическому принципу: от простого к сложному, от тренировочных упражнений к комплексному анализу текстов. Элективный курс предназначен в первую очередь для учащихся гуманитарного профиля.

Планируемый результат. Предполагается, что к концу изучения данного курса учащиеся не только углубят свои знания, но и приобретут практические умения всех видов речевой деятельности, что в целом приведет к развитию статистического мышления и языковой культуры.

Содержание программы

Введение (2 ч.)

Грамматическая стилистика русского языка как наука. Предмет. Цели. Задачи.

Тема 1. Функциональные стили языка (2ч.)

Научный стиль. Основные грамматические черты, выполняемые функции,

стилеобразующий элемент. (1 ч.)

Разговорный стиль речи. Фонетические особенности разговорного стиля. Морфология, лексика и фразеология разговорного стиля. (2ч.)

Официально деловой стиль: лексика и фразеология. Морфология и синтаксис официально делового стиля. Правила составления и оформления документов. (2ч.)

Публицистический стиль. Сфера обслуживания. Функции. Лексика и фразеология публицистического стиля.

Художественный стиль. Особое место среди других стилей речи. Специфические черты. Соотношение книжной лексики с разговорной, просторечной и диалектной в художественном стиле речи (1ч.)

Практические работы (2 ч.)

1. Обобщение материала по функциональным стилям речи. 2. Составление пяти текстов на одну заданную тему в разных функциональных стилях и анализ этих текстов с точки зрения лексических, морфологических и других особенностей каждого стиля речи.

Тема 2. Грамматика и нормы (7 ч.) Стилистическая окраска. Архаичность нормы.

Грамматические нормы: научного, разговорного, официально-делового, публицистического и художественного стилей.

Тема 3. Части речи (8ч.)

Имя существительное. Категория рода. Колебания в роде имен существительных. Причины колебаний категории рода имен существительных. Одушевленность-неодушевленность. Склонение имен и фамилий. Число имен и фамилий. Варианты падежных окончаний существительных. Категория числа имени существительного.

Имя прилагательное. Склонение кратких и полных прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Употребление притяжательных прилагательных. Синонимия имен прилагательных и форм косвенных падежей имен существительных.

Глагол. Недостаточные и изобилующие глаголы.

Имя числительное. Собирательные числительные. Склонение имен числительных.

Тема 4. Речевые ошибки и стилистические недочеты. (2ч.)

Лексические и синтаксические ошибки. Стилистические недочеты.

Рекомендуемая литература

1. Гольцова Н.Г., Эмшин И.В. Сборник упражнений по грамматической стилистике русского языка. М.: 2003.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - 5-е изд. ~ М.: 1987.

3. Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: 1994.

4. Лекции д.ф.н., проф. Л.Н.Копосова. МГОУ.

Г.А.Шипарева

Химическая мозаика

Программа элективного курса для 8 класса (32 часа)

Пояснительная записка

Элективный курс «Химическая мозаика» предусматривает 32 часа: одно двухчасовое занятие в неделю в течение одного полугодия. Содержание курса имеет экспериментальную направленность (2/3 занятий - практические работы, которые выполняются учащимися). Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания - то, с чем учащийся встречается в повседневной жизни. В процессе выполнения работ учащиеся знакомятся с элементами качественного и количественного анализа, учатся пользоваться различной химической посудой, в том числе и мерной, взвешивать на технохимических весах. На элективном курсе учащиеся должны научится готовить растворы определенной концентрации, овладеть приемами монтирования химических установок для простейшего анализа и синтеза.

Курс является несистематическим и изучается параллельно традиционному школьному курсу химии (любая программа). Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта. В то же время на занятиях курса учащиеся используют знания, полученные на уроках химии, пишут самостоятельно уравнения проводимых реакций, рассчитывают концентрации растворов, массы веществ, необходимых для реакций и т. д.

Цели курса:

1. Формирование положительной мотивации к изучению предмета посредством практической деятельности.

2. Формирование и развитие практических умений учащихся:

- наблюдательности, внимательности ситуативной сообразительности

(«химическая голова»);

- развитие координации движения, быстроты двигательной реакции и

манипуляционной сноровки, автоматизации в работе руками («химические руки»).

3. Развитие умения работать в микрогруппах.

4. Раскрытие «химической стороны» окружающего мира.

Завершается курс экзаменом, который проходит в форме конференции. Учащиеся готовят доклад по случайно выбранной теме, причем темы докладов могут не совпадать с тем, что изучалось на занятиях.

Доклад представляет собой запись устного сообщения в жанре научного стиля. Текст доклада должен быть ориентирован на сравнительно легкое и наглядное восприятие понимающими слушателями, минимально знакомыми с предметом доклада. Центр тяжести доклада - содержательная сторона, форма не предполагает использование разговорных элементов. Доклад может быть дополнен различными средствами наглядности: таблицами, компьютерными презентациями, демонстрационными опытами, моделями.

Содержание программы

Введение (3 часа).

Цели и задачи курса. Химия и ее значение. Место химии среди других наук.

Школьный химический кабинет. Правила техники безопасности при работе в кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием. «Вторые руки химика» (назначение химической посуды, из истории химической посуды).

Экскурс в историю развития химии. Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности (при приготовлении пищи, лекарств, ядов; при выплавке металлов). Химия в Древнем Египте и странах Востока. Средневековый период алхимии. Поиски «философского камня» и «эликсира жизни». История развития атомно-молекулярного учения. Важнейшие химические открытия.

Тема 1. Элементы аналитической химии (4 часа).

Картофельные чипсы. Из чего они состоят? Калорийность продуктов питания. Качественная реакция на крахмал. Минеральные и газированные воды. Основные составляющие. Жажда. Чем лучше всего утолять жажду.

Аскорбиновая кислота. Способы обнаружения кислоты. Титрование. Оценка погрешности измерения.

Практические работы

1. Анализ чипсов (учащиеся анализируют чипсы на наличие масла, крахмала, хлорида натрия, рассчитывают калорийность чипсов и сравнивают экспериментальные данные с данными, приведенными на упаковках).

2. Анализ прохладительных напитков (определение углекислого газа, наличия кислот, красителя).

3. Анализ содержания витамина С в различных продуктах (количественное определение аскорбиновой кислоты методом йодометрии).

Тема 2. Элементы химического синтеза (8 часов). Краски. Из чего они состоят. Краски разных времен. Использование красок в различных видах живописи.

Основные компоненты школьного мела. Цветные мелки. Восхитительный мир кристаллов. Изучение методов выращивания: из насыщенного раствора (медленное охлаждение и медленное испарение), методом диффузии нерастворимых в воде веществ. Кристаллы в природе. О, эти восхитительные ароматы! Что обуславливает запах растений.

Практические работы

4. Получение пигментов и изготовление акварельных (масляных) красок.

5. Изготовление школьных мелков (анализ, получение и усовершенствование мелков). Покрытие кусочков мела полимерной пленкой.

6. Выращивание кристаллов различными способами.

7. Извлечение душистых веществ из растений (методы: экстракция, перегонка).

Требования к знаниям и умениям учащихся

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

• понятие качественной реакции;

• понятие калорийность продуктов;

• основные компоненты минеральной воды, красок, школьных

мелков;

• титрование как способ анализа веществ;

• экстракция как способ выделения веществ;

• различные способы выращивания кристаллов;

уметь:

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• проводить операцию взвешивания;

• приготавливать растворы;

• проводить расчеты по уравнениям реакций, массовой доли растворенного вещества в растворе;

• монтировать простейшие химические установки

Рекомендуемая литература

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.- М.: Просвещение, 1995

2. Большая детская энциклопедия: Химия./ Сост. К. Люцис. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000

3. Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум: уч. пособие. М.: Химия, 1995

4. Ольгин О.М. Опыты без взрывов.- М.: Химия, 1995

5. Степин Б. Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения.- М.: Химия, 1995

6. Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника. - М.: Мирос, 1994

7. Химия: Энциклопедия для детей . - М.: Аванта+, 2000

Л.Л.Вишневская



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... курсовповыбору в подростковой школе В организацииучебного процесса в основной школе однойиз главных проблем, с которой сталкивается педагогический коллектив ...
  2. Методические рекомендации по организации профильного и непрофильного обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации поорганизации профильного и непрофильного обучения (ГОУ гимназия1505 «Московскаягородскаяпедагогическаягимназия-лаборатория») Основа содержания обучения в старшей школе ...
  3. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  4. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  5. Для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ... из них складывались особые формыорганизации, приемы и навыки деятельности ... гимназию. Здесь он овладел немецким и латинским языками, прошел по ломоносовской программе курс ... Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Подред. В. И. Кириллова, С. ...

Другие похожие документы..