textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Знакомство с разделом экспозиции музея «Происхождение человека»

Тема 6. Каменный век. Основные достижения. (1 ч.) Палеолит – древнекаменный век. Первые орудия труда и охоты. Техника изготовления палеолитических орудий. Ознакомление с палеолитическими орудиями труда и охоты в музее и его фондах.

У истоков цивилизации. Мезолит. Первый экологический кризис и его последствия. Заселение ойкумены. Геометрические формы и стандартизация. Появление составных орудий. Первые механизмы - лук и стрелы. Зарождение производящего хозяйства. Одомашнивание животных.

Орудия эпохи мезолита в экспозиции и фондах музея.

Тема 7. Неолитическая революция. (1 ч.) Распространение производящего хозяйства в Евразию. Пути проникновения земледелия и животноводства в Европу. Первые городские поселки – Джармо, Чатал-Гуюк. Первые города – Иерихон. “Волшебные” топоры. Строительство. Появление керамики. Формы и орнаментация неолитической керамики. Неолитические культуры на территории России. Формирование основ цивилизации. Сельское хозяйство, рыболовство и охота в неолите.

Ознакомление с музейной экспозицией “ Неолит”, “Сельское хозяйство”, “Рыболовство”, “Охота”.

Тема 8. Искусство каменного века. (1 ч.) Зарождение искусства. Наскальная живопись. Альтамира. Ласко. Пещера “Трех братьев”. Каповая пещера. Резьба по кости, “Палеолитические Венеры”. Жилища. Украшения. Татуировки. Прически. Одежда. Религиозные представления, первобытная магия. Первые погребения.

Предметы древнего искусства в экспозиции музея.

Тема 9. Первые цивилизации. (1 ч.) Открытия археологов. Шумеры. Вавилон. Нивевия. Астеки. Майя. Ассирия. Хетты. Эбла. Элам. Инки.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тема 10. Древний Египет: археология, история, культура. (1 ч.) Экспедиция Наполеона. Розетский камень. Жан Франсуа Шампольон и разгадка египетских иероглифов. Культура Египта. Египетские храмы, пирамиды. Говард Картер. Открытие гробницы Тутанхамона. Технические изобретения египтян. Стекло, папирус, краски, фаянс, кораблестроительное искусство. Система земледелия.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тема 11. Древний Китай: археология, открытия. (1 ч.) Легенда о происхождении Китая. Государство Шан: рождение цивилизации. Восемь веков правления Чжоу. Эпоха воюющих царств. Династия Цинь, или первая империя. Расцвет империи Хань. Раскопки гробниц Цинь Ши Хуанди и Лю Шеня – императора и правителя династии Цинь.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тема 12. Бронзовый век. Античность. (1 ч.) Самородная медь. Древнейшие очаги металлургии. Культуры бронзового века степной полосы России. Глинобитные города месопотамского типа на Урале. Аркаим и Синташта. Арии.

Ознакомление с экспозицией музея “Бронзовый век”.

Причерноморье в античное время. История раскопок античных городов. Каменное строительство, могильники, курганные погребения. Росписи в склепах и катакомбах, надгробные памятники. Орудия труда, предметы вооружения и быта. Хлебопашество и виноградарство. Торговля, рыбный промысел. Монетное дело. Ремесленные производства в причерноморских городах.

Материалы античной археологии в музее. Их особенность и информативность.

Тема 13. Ранний железный век. (1 ч.) Техника и организация железоделательного производства. Первые железные орудия труда и предметы вооружения из железа. Скифская культура. Расселение индоевропейцев в Евразию. Царские курганы скифов. Скифы-кочевники и скифы-земледельцы. Скифский “звериный” стиль. Сарматы.

Ознакомление с экспозицией музея “Ранний железный век”.

Тема 14. Древнерусские города. (1 ч.) Старая Рязань. Культура раннего средневековья по данным раскопок в Старой Рязани. Клад из Старой Рязани. Древнерусские города после монгольского нашествия.

Ознакомление с экспозицией музея “ Клад из Старой Рязани”.

Тема 15. Средневековье. (1 ч.) Домусульманский и раннемусульманский периоды Средней Азии. Археологические памятники древней Парфии, Бактрии, Маргианы, Согда. Древний Хорезм.

Ознакомление с экспозицией музея “Средневековье” .

Тема 16. Древний Хорезм: археология, история, культура. (1 ч.) Хорезмийская археолого-этнографическая экспедиция. История Древнего Хорезма. Культура Древнего Хорезма. Зороастризм. Ирригационные сети. Поливная керамика. Искусство. Погребения.

Ознакомление с разделом экспозиции и фондами музея “Древний Хорезм” .

2-ой год обучения (8 класс) (32 часа)

Тема 1. Фонды музея. (2 ч.)Понятие “фонды музея”. Типы музейных предметов. Вещественные, изобразительные, письменные источники, фонозаписи, кинофильмы и др. Понятие “ценность музейного предмета”. Уникальные и типовые музейные предметы. Требования к фондам музея.

Организация фондов музея. Основные задачи организации фондов. Состав фондов. Структура фондов. Основные направления фондовой работы.

Ознакомление с фондами Археологического музея.

Тема 2. Комплектование фондов. (2 ч.) Значение и основные задачи комплектования фондов. Методика изучения музейных предметов. Определение (атрибуция) музейных предметов – выявление присущих предмету признаков. Классификация и систематизация музейных предметов. Системы классификаций. Интерпретация предметов – синтез результатов определения и классификации.

Организация работы по комплектованию фондов. Этапы комплектования фондов. Источники, организационные формы и планирование комплектования фондов.

Тема 3. Учет фондов и музейная документация. (2 ч.) Задачи учета музейных фондов. Фондовая документация как информационная система. Учет фондов и учетная документация. Каталогизация музейных фондов.

Практические занятия: систематизация археологических материалов по шифрам и заполнение учетной документации.

Тема 4. Хранение музейных фондов. (2 ч.) Режимы хранения фондов. Система и особенности хранения музейных фондов.

Тема 5. Консервация и реставрация музейных предметов. (2 ч.) Задачи консервации и реставрации. Осмотр и отбор предметов для реставрации. Средства и методы реставрации музейных предметов.

Практические занятия: реставрация музейных предметов

Тема 6. Музейная экспозиция. (2 ч.) Основные понятия. Принципы и структура построения экспозиций. Экспозиционные материалы. Проектирование экспозиций. Дизайн экспозиции.

Практические занятия: изготовление планшетов, их заполнение археологическими материалами. Составление пояснительных текстов. Этикетаж.

Тема 7. Музейная педагогика. (2 ч.) Понятие, цели, задачи, виды и специфика. Организация экскурсионной работы. Экскурсия и ее познавательные функции. Виды экскурсий. Путеводители по музею. Урок-экскурсия как основной вид работы педагога в музее. Этика экскурсовода.

Практические занятия. Подготовка путеводителей по отдельным разделам экспозиции музея. Проведение учащимися самостоятельных экскурсий.

IV. Список рекомендуемой литературы

  1. Альмарик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций, М., изд-во АН СССР, 1966

  2. Блаватский В.Д. Античная археология и история, М., изд-во АН СССР 1985

  3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение, М., Советский спорт, 2001

  4. Керам. Боги, гробницы, ученые, М., Изд-во иностранной литературы, 1986

  5. Мартынов А.Н. Археология, М., Высшая школа, 2000

  6. Матюшин Г.Н. Три миллиона лет до нашей эры, М., Просвещение, 1986

  7. Матюшин Г.Н. Археологический словарь, М., Просвещение, 1996

  8. Моисеева Л.А. История цивилизаций, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000

  9. Массон В.М. Первые цивилизации, Л., 1989

  10. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., Высшая школа, 1988

  11. Ранов В.М. Древнейшие страницы истории человечества, М., Просвещение, 1998

  12. Шер Я.А. Происхождение искусства, Кемерово, 1988

  13. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей, М., Российский ин-т культурологи, 2001

Примерные темы рефератов, докладов

по курсу «Археология и музейное дело»

  1. Как начиналась археология

  2. Как работают археологи

  3. Типы археологических памятников

  4. Методы исследования археологических памятников

  5. Мифы и гипотезы о происхождении человека

  6. Новые данные о происхождении человека

  7. Археологическая периодизация

  8. Орудия каменного века

  9. Эволюция обработки камня в древности

  10. Зарождение сельского хозяйства в древности

  11. Классификация каменных орудий

  12. Изобретения людей каменного века и их значение

  13. Искусство каменного века

  14. Возникновение религии

  15. Роль керамики в археологии

  16. Орнаменты керамических изделий на примере материалов фондов музея

  17. Изучение фрагментов керамики на примере материалов фондов музея

  18. Охота и рыболовство в каменном веке

  19. Микролиты и их классификация

  20. Роль неолита для современной истории человечества

  21. Античные памятники Северного Причерноморья

  22. Верования и обычаи древности

  23. Античность по материалам музея

  24. Средневековье по материалам музея

  25. Древний Хорезм по материалам музея (керамика, искусство, предметы быта, погребения и др.)

26.Зарождение письменности

27. Наш археологический музей: история создания, экспозиции, значение

28. Подготовка и проведение тематической или обзорной экскурсии по музею

Е.В.Шандалова

«Развитие речи. Риторика»

Программа элективного курса для 7 класса (50 часов)

Пояснительная записка

Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения родному языку. Цель данного элективного курса состоит в том, чтобы повысить эффективность работ по развитию связной речи учащихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий. В связи с этим содержание программы направлено на формирование речевых умений и навыков сознательно, с опорой на систему ориентиров, а не методов проб и ошибок, то есть: понимать и раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать материал, строить сочинения в определенной композиционной форме, правильно и логично выражать свои мысли, совершенствовать написанное. Содержание упражнений можно разделить на несколько групп.

Первая группа упражнений состоит из двух видов, один из которых направлен на усвоение ключевых понятий. Затем под углом зрения этих понятий учащимся предлагается проанализировать готовый текст образцовый или негативный.

Вторая группа упражнений предполагает обучение школьников применению полученных знаний при выполнении отдельных речевых действий, т.е. направлена на формирование конкретных речевых умений: конструирование фрагментов текста из заданных элементов с учетом указанных условий; редактирование высказываний; продолжение заданного начала; воспроизведение готового текста; создание небольших точных высказываний по точным рекомендациям.

Третью группу составляют упражнения творческого характера, направленные на формирование у школьников всего комплекса речевых умений. Преимущественно это упражнения, развивающие умения написания различных сочинений.

По завершении изучения данного курса учащиеся должны подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатством родного языка для передачи своих мыслей и чувств.

Содержание программы

Введение (2ч). Риторика - наука о хорошей и правильной речи.

Тема 1. Стили речи (12 ч)

Характерные особенности разговорного и художественного стиля речи.

Научный стиль речи и его языковые средства. Особенности официально-делового стиля речи. Публицистический стиль и его языковые средства. Стилевое единство текста.

Практическая работа (2ч). Составление пяти текстов на одну заданную тему в разных функциональных стилях.

Тема 2. Функционально-смысловые типы речи. Композиционная форма текстов разных типов (12 часов).

Повествование. Рассуждение. Описание места. Описание состояния среды. Описание состояния человека. Оценка действительности. Сочинение о природе. Сочинение - описание помещений.

Усовершенствование речевых умений. Работа над сочинениями о людях.

Тема 3. Углубление знаний о тексте (2 часа).

Порядок слов в спокойной монологической речи. Порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

Рекомендуемая литература:

  1. Канакина Г.И. Уроки развития речи. Пенза, 1995.

  2. Капинос В.И. Развитие речи. М., 1994.

  3. Никитина Е.И. Русская речь. М., 1992.

Баталова В.И.

«Функции и графики »

Программа элективного курса по математике для 8 класса (30 часов)

Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для учащихся 8 класса, которым предстоит выбрать профиль обучения в 9 классе. Важно определиться: остаться ли на базовом уровне или получить образование повышенного уровня. В процессе изучения этого курса восьмиклассники отрабатывают понятие функциональной зависимости, имеют возможность читать графики элементарных функций, овладеть основными приёмами для построения графиков и решения уравнений.

Цель курса - изучить элементарные преобразования графиков функций:

Параллельный перенос вдоль осей абсцисс и ординат, симметрия относительно осей координат, растяжение и сжатие графиков функций.

Курс призван не только расширить возможности графической культуры учащихся, но и развить математический стиль мышления, сформировать алгоритмическое мышление, умение действовать по заданному алгоритму. Применение алгоритма параллельного переноса при построении графика линейной или квадратной функции легко переносится на случай построения графиков рациональных функций или функций, содержащих знак абсолютной величины. Приобретённые знания в дальнейшем облегчают изучение свойств тригонометрических функций, графиков гармонических колебаний.

Учитывая принципиальные положения организации разноуровневого обучения, курс помогает учащимся достигнуть уровня обязательной подготовки в изучении функциональной зависимости и построении графиков элементарных функций. В то же время, курс даёт возможность достигнуть более высокого уровня за счёт умения выполнять преобразования графиков, за счёт построения графиков рациональных функций, функций, содержащих модуль, возможности графического решения уравнений и уравнений, содержащих параметр.

Изучение данного элективного курса строится на основе учебного пособия для учащихся: «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов» (М.Л. Галицкий. А.М. Гольдман, Л.И. Звавич ) (М., Просвещение, 1994 г), а так же пособие для учащихся «Дополнительные главы по курсу математики». (Сборник статей, составитель К.П. Сикорский. Москва, Просвещение, 1969 г. и другие издания)

Итогом работы элективного курса в каждом полугодии является реферат, подготовленный одним учащимся или группой из 2-3 человек, по одной из тем программы.

Содержание реферата включает изложение теории по одному из вопросов программы, вопросы из истории математики по данной теме и практической работы по построению графиков функции.

Работа над рефератом позволяет учащимся овладеть формами учебной работы по самостоятельному получению новых знаний.

Сообщение по теме реферата (защита реферата, является одним из экзаменов учебной сессии.

Планируемый результат

В конце изучения курса учащиеся должны уметь:

- Находить значения функции, заданной формулой, таблицей или графиком.

- Строить графики элементарных функций и проводить исследования

функции на монотонность, знакопостоянство.

- Выполнять основные приёмы преобразования графиков.

- Применять графические методы решения уравнений и задач, содержащих параметр.

Содержание программы.

Тема 1 . Функциональная зависимость, область определения и область значения функции.(2ч)

Примеры различных соотношения между числовыми множествами, между множествами точек плоскости и некоторые другие зависимости из области физики, химии. Понятия функции, аргумента, области определения и области значения. История введения этих понятий в курс математики. Роль Декарта. Нахождение значения функции по значению аргумента с помощью формулы или графика.

Тема 2. Способы задания функции, график функции. (2ч) Примеры задания соотношений в виде таблицы, формулы, схемы или графиком. Чтение графика функции: нули функции, область определения, область значения, характер монотонности на данном интервале.

Тема 3. Функция прямой пропорциональной зависимости у=кх и её график.(2ч)

Построение графика прямой пропорциональной зависимости у=кх. Значение коэффициента К прямой пропорциональности. Зависимость угла наклона прямой от знака числа К. Моделирование реального процесса по закону прямой пропорциональности, с использованием задач по физике, химии.

Тема 4. График и свойства линейной функции у=кх+в. (2ч) Построение графика линейной функции и линейного уравнения. Понятие о преобразовании графиков: график линейной функции у=кх+в как результат сдвига вдоль оси ординат функции у=кх (результат параллельного переноса). Геометрический смысл числа в. Условие параллельности прямых. Уравнение прямой, проходящей через данную точку; уравнение прямой, проходящей через две точки плоскости; уравнение прямой в отрезках; нахождение угла между прямыми.

Тема 5. Функция обратно пропорциональной зависимости у =к/х. Свойства и график этой функции. (2ч)

Свойства функции у=к/х и построение графика этой функции. Примеры графика разрывной функции. Расположение гиперболы в зависимости от коэффициента к (к>0; к<0). Характер монотонности функции в каждом интервале области определения, нахождение интервалов знакопостоянства функции. Построение графиков функций: у=к/х+п; у=с/(х-а); у=с/(х-а)+п как результат сдвигов вдоль оси ординат и оси абсцисс графика функции у=к/х (результат двух параллельных переносов вдоль осей координат). Построение графика рациональной функции у=(х+4)/(х-2). Выделение целой части (х+4)/(х-2)=1+б/(х+2). Понятие ассимптоты графика. Построения графиков с помощью одного или двух параллельных переносов.

Тема 6. Свойства и график функции у =х2, V=ах2+п. (2ч)

Построение графика функции у=ах2. Зависимость направления ветвей параболы от числа а. Построение графиков квадратичной функции по точкам. Свойства функции: область определения, область значения, монотонность на интервале. Преобразование графиков. Построение графика функции у=ах2+п параллельным переносом вдоль оси ординат графика функции у=ах2. Нахождение наибольшего и наименьшего значение функции.

Тема 7. График функции у=а(х-т)2 у =а(х-т)2 +п и у=ах2 +вх+с. (2ч) Построение графика (функции у=а(х-т)2 и у=а(х-т)2+п с помощью графика функции у=ах2 и параллельных переносов вдоль осей координат. Нахождение координат вершины параболы и оси симметрии. Исследование по графику свойств функции: промежутки возрастания и убывания, нахождение наибольших и наименьших значений функции, промежутки знакопостоянства. Выделение квадрата двучлена при построений графика функции у=ах2 - вх+с. Алгоритм построения параболы.

Тема 8. График и свойства функции y=√x, y=a√x, y=a√x-m

у=квадратный корень из х(1);

у=а квадратных корней из х(2);

у=а квадратных корней из (х-т)(3);

у==а квадратных корней из х +п(4);

у=а квадратных корней из (х-т)+п(5).

Преобразования графиков функции на плоскости. Построение графика функции (1), с помощью параллельных переносов. y = квадратный корень из х+п, функции (3), функции (5). При построении графика функции (1) полезно рассмотреть связь этой функции с функцией у=х2 , где х>=0 и связь графиков этих функций.

Тема 9. Функция у=|х| и у=a|х| (2ч)

График функции у=|х|. Построение графиков функций: у= |x+k|; у=| х-а|; y=-|x|; у =кв. корень из (х-a)2 , y=|x-a|+n, с использованием графика функции y=|x|.

Растяжение и сжатие графика функции на примере графиков у=2|х| и ½|х|. Построение графиков, содержащих знак абсолютной величины: у=2|х| -3; у=|2х-3|; у=х+1+|х-4| ; у=|х-2| + |х+3| и других.

Тема 10. Графики функций у=|f(x)| и y=f|(x)|. (2 часа)

Построение графиков функций, связанных с модулем, с использованием симметрии относительно оси абсцисс у=|f(x)| и f|(x)|. Симметрия относительно оси ОУ. Построение графиков y=|х2 -4|, y=6/|x|-2, y=|x+4/x-2|

Графическое решение уравнения х-2=-корень из х

Тема 11. Построение графиков кусочно заданной функций. (2ч) Построение графиков кусочно заданной функции. С помощью графика: исследование непрерывности функции, нахождение нулей, интервалов знакопостоянства, промежутков монотонности, наибольшего и наименьшего значения, область значения функции, точки разрыва функции.

Тема 12 .Преобразование графиков функций. (2ч)

Использование графика функции у=f(х) для преобразования графиков функции:

y=f(2x); y=-f(x); y=f(-x); y=f|(x)|; y=|f(x)|; y=|f|(x)| |.

Использование параллельного переноса и симметрии для построения графиков функций.

Тема 13 . Графическое решение уравнений и системы уравнений. (2ч)

Решение уравнений и систем уравнений с помощью графиков функций:

x2 =3-2x; х2 -1=6/x; (х+1)2 = -2/x

Нахождение числа корней уравнения: кв. корень из x = -х2 +1; х2 -5 = 4/x

Решение уравнения: х2 +2ч-3 = 0 алгебраическим (разложением на множители) и графическим методами. Выявление преимуществ одного или другого метода.

Решение системы уравнений:

{x = - 1 и x2 +y = 4

{y = 4/x и y = 0,5 x2

{ y = кв. корень из x и y = - x2 +1

Тема 14. Графический метод решения уравнений с параметром. (2ч}

Решение уравнений, содержащих параметр графическим методом: x2= 6x-b; ax2+1 = 2x; |x-1/x-2| = a; (1- x)2= |x-a|

Итоговое занятие. Защита реферата (2ч)

Подготовка к защите реферата: обсуждение требований к содержанию реферата. Прослушивание подготовленных рефератов.

А.Н.Ноздрачева

"Естественно-научный эксперимент"

Программа элективного курса для 8 класса



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... курсовповыбору в подростковой школе В организацииучебного процесса в основной школе однойиз главных проблем, с которой сталкивается педагогический коллектив ...
  2. Методические рекомендации по организации профильного и непрофильного обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации поорганизации профильного и непрофильного обучения (ГОУ гимназия1505 «Московскаягородскаяпедагогическаягимназия-лаборатория») Основа содержания обучения в старшей школе ...
  3. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  4. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  5. Для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ... из них складывались особые формыорганизации, приемы и навыки деятельности ... гимназию. Здесь он овладел немецким и латинским языками, прошел по ломоносовской программе курс ... Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Подред. В. И. Кириллова, С. ...

Другие похожие документы..