textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., Советская энциклопедия, 1966

Маяковский В.В. Как делать стихи. ПСС т. 12. М.,. Гослитиздат, 1961

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. М., Academia, 2002

Агеносов В.В. Анкудинов К.Н. Современные русские поэты.

М. «Мегатрон». 1998

Белобровцева И.З. Читаем поэзию вместе. М. «Интерпракс». 1994

Бирюков С.Е. Зевгма. М. «Наука». 1994

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-1925 гг. в комментариях.

М. «Высшая школа». 1993

Глоцер В.Л. Дети пишут стихи. М. «Детская литература». 1975

Кожинов В.В. Как пишут стихи. М. «Алгоритм». 2001.

Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы.

М. Изд-во МГУ. 1999

Мещерякова М.И. Темиз Я.В. Литература в таблицах и схемах.

М. «Мегатрон». 1999

Огнев В.Ф. Книга про стихи.

М. «Художественная литература». 1982

Озеров Л.А. Письма о поэзии. «Советский писатель». 1976

Русова Н.Ю. Шевцов В.А. Читаем русскую лирику.

Н.Новгород. «Деком». 1996

Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб. «Знание». 2001

Энциклопедия «Аванта +». Тома 9 – 10 . М. 1999

«Маленькая антология» русской поэзии

(примерный вариант)

7-ой класс

Батюшков К.Н. Мой гений

Боратынский Е.А. «Не подражай: своеобразен гений…»

Толстой А.К. «То было раннею весной…»

Фофанов К.М. «Звезды ясные, звезды прекрасные…»

Бунин И.А. Детство

Брюсов В.Я. Юному поэту

Бальмонт К.Д. «Будем как солнце…»

Блок А.А. Сусальный ангел

Гумилев Н.С. Жираф

Ахматова А.А. «Мне ни к чему одические рати…»

Цветаева М.И. «Идешь, на меня похожий…»

Волошин М.А. В вагоне

Ходасевич В.Ф. Рыбак

Набоков В.В. К России

Маяковский В.В. Хорошее отношение к лошадям

Твардовский А.Т. «Вся суть в одном-единственном завете…»

Рубцов Н.М. Зеленые цветы

Ваншенкин К.Я. Сверчок

Чухонцев О.Г. «Зычный гудок, ветер в лицо…»

Окуджава Б.Ш. Прощание с осенью

Высоцкий В.С. Баллада о борьбе

Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…»

Рождественский Р.И. «Человеку надо мало…»

Матвеева Н.Н. Какой большой ветер!

Мориц Ю.П. Путеводная звезда

8-ой класс

Державин Г.Р. «Река времен в своем стремленьи…»

Вяземский П.А. Любить. Молиться. Петь.

Майков А.Н. Звуки ночи.

Григорьев А.А. «Нет, за тебя молиться я не мог…»

Анненский И.Ф. Среди миров.

Гиппиус З.Н. Надпись на книге.

Сологуб Ф. Звезда Маир (III)

Северянин И. Увертюра («Миррелия – светлое царство…»)

Мандельштам О.Э. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Пастернак Б.Л. Гамлет.

Иванов Г.В. «Только звезды. Только синий воздух…»

Багрицкий Э.Н. Птицелов

Заболоцкий Н.А. «Уступи мне, скворец, уголок…»

Тарковский А.А. Верблюд

Слуцкий Б.А. Лошади в океане

Самойлов Д.С. Из детства

Левитанский Ю.Д. «Я люблю эти дни…»

Рейн Е.Б. Сосед Котов

Бродский И.А. Одиссей - Телемаку

Галич А.А. Псалом

Ахмадулина Б.А. «Стихотворения чудный театр…»

Тушнова В.С. «Ну, пожалуйста, пожалуйста…»

Вознесенский А.А. Муравей

Кенжеев Б. «Я шагал с эпохой в ногу…»

Кузнецов Ю. Атомная сказка

Замостьянов А.А. «Седой мужчина, разлюбивший пиво…»

Е.Ю.Терехова

«Кино про тебя»

Программа элективного курса для 7 класса (30 часов)

Пояснительная записка

Тематика данного курса связана с одной из важнейших для подростка проблем – проблеме взаимоотношений взрослых и детей. Школьники 12 – 13 лет стремятся получить ответы на волнующие их вопросы из разных источников, и кинематограф занимает в ряду таких источников не последнее место. Важно сориентировать ребят в потоке кинопродукции, показать им, что размышление над просмотренным фильмом может оказаться очень полезным для решения собственных проблем.

Данный курс предполагает анализ кинофильмов, связанных общей темой – разрушением контактов между взрослыми и детьми и поиском путей для их восстановления. Курс предполагает рассмотрение разных аспектов этой проблемы – от бытового, внутрисемейного, когда речь идет о взаимоотношении детей и родителей, причинах разобщенности внутри семьи («Кудесник» Т.Холланда, «Хук» С.Спилберга), до социального, где мы видим разрушение традиции передачи опыта из поколения в поколение («Чучело» Р.Быкова).

Важной особенностью курса является возможность анализа фильмов учащимися на основе своего собственного жизненного опыта. Таким образом, проблемы, затрагиваемые в фильмах, - проблемы контакта детей с родителями, сложности взросления, адаптация подростка в окружающей социальной среде, проблемы нравственности и эмоциональной зрелости и т.д. – перестают быть проблемами отвлеченными и абстрактными и становятся близкими и насущными, что определенно усиливает воспитательную направленность данного курса.

Важной представляется также возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, свободная дискуссия при обсуждении просмотренного материала. В ходе такой дискуссии ребята учатся аргументировать свою точку зрения, не выходя за рамки режиссерского замысла, находя аргументы в самом фильме. Такая работа с фильмом является наиболее перспективной, так как она выявляет связь содержания картины и выразительных средств киноязыка и прививает учащимся навык грамотного анализа произведения искусства.

Данный курс предполагает также дальнейшее знакомство со средствами киноязыка, начатое в элективном курсе 5 –6 классов, со специфическими выразительными средствами кинематографа.

В данном курсе учащиеся закрепляют представление о режиссере фильма как авторе художественного произведения, об авторском кинематографе. Вводится понятие атмосферы фильма. Атмосфера рассматривается, с одной стороны, как критерий художественного уровня картины, с другой - как своего рода «визитная карточка», «почерк» режиссера. Учащимся предлагаются для знакомства и анализа фрагменты из фильмов режиссеров – признанных мастеров атмосферы: Н.Михалкова, Ф.Феллини, А.Куросавы, Д.Линча, М.Формана. При анализе выявляются средства создания атмосферы фильма: монтаж, музыка, свет, цвет. Вводится понятие детали как одного из важнейших средств создания атмосферы, рассматриваются варианты ее существования в кадре.

Знания, полученные в теоретической части курса, помогают учащимся глубже проникнуть в замысел режиссера, «расшифровать» смысл фильма в полной мере, приближают к пониманию кинематографа как подлинного искусства.

Конечная цель теоретической части этого курса – помочь учащемуся сознательно ориентироваться в разнообразии произведений искусства кино, выбрать «своего» режиссера, научиться оценивать фильм не только и не столько на уровне сюжета, сколько на уровне эстетического воздействия, эмоциональной наполненности видеоряда, художественности создаваемых образов и, в конечном итоге, выработать свой эстетический вкус в отношении к кинематографу.

Тематика курса связывается с программой «Основы педагогического общения», изучаемой в 7 – 8 классах гимназии, в той ее части, где речь идет о процессе педагогического взаимодействия как предмета педагогики, с разделом «Я среди людей». Таким образом, в целом, содержание курса связано с педагогической направленностью гимназии.

Планируемый результат: привить учащимся навыки осознанного и грамотного анализа фильма, в частности, научить определять основную идею и те специфические художественные средства киноязыка, при помощи которых она выражена в фильме.

Содержание программы

Тема 1. Кино – искусство или технология? (1 час).

Вопрос о соотношении творческого самовыражения и профессионализма в творчестве режиссера. Понятие «грамотного» фильма, его основные критерии.

Тема 2. «Режиссерская грамматика» (2 часа).

Пятиступенчатая структура сюжета в книге А.Митты «Кино между адом и раем». Напряжение – важная составляющая профессионального фильма. Элементы пятиступенчатой структуры сюжета: экспозиция, вспышка интереса, прогрессия усложнений, главная сцена, финал.

Экспозиция – понятие, композиционная роль, способ подачи. Виды экспозиции.

Деталь – основное выразительное средство кинематографа. Варианты существования детали в кадре: деталь как часть целого, как часть вместо целого, деталь-предмет и деталь поведения.

Тема 3. Фильм Т.Холланда «Кудесник» (5 часов).

Основная проблема фильма – разрушение контакта между родителями и детьми, последствия и причины этого явления. Идея фильма – «Кому нужны больные дети?» - в ряду сходных по проблематике фильмов.

Тема одиночества ребенка в мире, его причины и последствия. Раскрытие этой темы на образах Джимми, Кори и Хейли.

Джимми как центральный персонаж фильма, динамика образа, способы раскрытия характера – предметные детали, деталь поведения. Главная причина трагедии Джимми – отсутствие уверенности в любви к нему близких людей.

Экспозиция в фильме, ее тип и способ подачи. Вспышка интереса, прогрессия усложнений, главная сцена фильма. Финал фильма как развязка всех сюжетных линий.

Два уровня развития сюжета и связанная с этим «двужанровость». Система образов и ее связь с двумя линиями развития сюжета.

Ланчбокс как основная деталь в фильме, его сюжетная линия, взаимодействие с персонажами. Ланчбокс как один из способов раскрытия характеров некоторых персонажей.

Фильм «Кудесник» как пример профессионального фильма, не рассчитанного на углубленное восприятие: вторичность и недостаточная проработанность сюжета, мелкая разработка отдельных второстепенных персонажей, немотивированность их поступков. Отсутствие индивидуального стиля режиссера.

Тема 4. Понятие авторского кинематографа. Атмосфера фильма.(5 часов)

Наличие атмосферы – критерий художественного уровня фильма. Режиссеры – мастера атмосферы. Атмосфера в фильмах Ф.Феллини, А.Куросавы, Н.Михалкова. Просмотр фрагментов и их анализ.

Способы создания атмосферы в фильме. Монтаж как способ создания атмосферы. Е.М.Ладыженская о принципах монтажа.

Свет и цвет как способы создания атмосферы в фильме. Традиционное использование света и цвета для создания определенного эмоционального настроя. Авторское использование цвета и света («Дракула Брема Стокера» Ф.-Ф.Копполы, «Ромео + Джульетта» Б.Лурмена). Отсутствие цвета в современном кинематографе как художественный прием. «Красное пальто» в черно-белом «Списке Шиндлера» С.Спилберга как основная художественная деталь.

Музыка как способ создания атмосферы в фильме. Роль музыки, ее взаимодействие с общим настроением или настроением отдельного эпизода в картине. Музыкальный контрапункт в фильме М.Формана «Амадеус».

Анализ экспозиции фильма Д.Линча «Синий бархат»: роль света, цвета и музыки в создании эпизода, обобщающего основную идею фильма.

Тема 5. Фильм С.Спилберга «Хук» 98 часов).

Основная тема в творчестве С.Спилберга – тема ответственности. Раскрытие этой темы в фильмах разного жанра: «Челюсти». «Парк Юрского периода», «Империя солнца», «Всегда», «Список Шиндлера», «Спасти Рядового Райана», «Искусственный разум».

Место фильма «Хук» в творчестве С.Спилберга.

Основная тема фильма – ответственность человека за тех, кого он любит, ответственность отца за детей. Причины разрыва контакта между отцом и сыном в фильме «Хук» - несовпадение системы ценностей взрослого и ребенка. Пути поиска этого контакта, предлагаемые С.Спилбергом.

Тема времени в фильме. Безответственность человека, пытающегося остановить время. Питер Пэн и Капитан Хук – две стороны безответственности. Хук – оборотная сторона Питера Пэна, нерешенная проблема его детства, мешающая ему во взрослой жизни наладить контакт с сыном.

«Три атмосферы» в фильме, художественные средства и способы создания атмосферы. Роль цвета, света, музыки, деталей. Деталь поведения как способ раскрытия скрытой сущности главного героя.

Оптимистический смысл финала фильма. Значение фразы: «Жизнь – это самое большое приключение».

Тема 6. Фильм Р.Быкова «Чучело» (9 часов)

Творческий путь Ролана Быкова-режиссера, художественные и идейные особенности фильмов Быкова до «Чучела».

Фильм Р.Быкова «Внимание, черепаха!» как типичный для режиссера фильм о детстве – способы создания детских образов, цветовая гамма фильма, музыкальное оформление. Резкий контраст видеоряда этого фильма с видеорядом «Чучела».

Фильм «Внимание, черепаха!» как «фильм о школе» - зачатки тем, развитых впоследствии в фильме «Чучело»: равнодушие и лицемерие советской школы, проявление детской жестокости, порождаемое безответственностью ребенка.

«Чучело» - последний фильм Р.Быкова. Основа фильма – повесть П.Железникова. Отличие фильма от повести – перестановка акцентов. Резонанс в прессе по поводу выхода фильма на экраны в 1984 году.

«Чучело» как фильм-притча о трагическом настоящем и будущем России. Атмосфера фильма – основной способ создания такого жанра.

Основная тема фильма – последствия разрыва контакта между поколениями. Причина – нарушение традиции передачи опыта от поколения к поколению в условиях тотальной лжи на государственном уровне. Существование подростков в условиях двойной морали, порождающее смещение нравственных критериев. Тема предательства в фильме как индикатор, проявляющий размытость границ между понятием нравственного и безнравственного.

Раскрытие темы предательства на образах Мироновой, Сомова, учительницы и Лены Бессольцевой..

Двухполюсная система образов, «бесполезные взрослые». Проблема коллектива и толпы. «Коллективная мораль» и коллективный образ класса.

Образ Димы Сомова и трагедия конформизма для отдельной личности.

Образ Железной Кнопки как главной жертвы двойной морали.

Образ Лены Бессольцевой как существа из другого мира, спасительницы ожесточенных детей. Способы создания такого образа.

Христианские мотивы в фильме – образ Спасителя, вечно распинаемого толпой.

Тема разрушенной культуры и нелюбви к своей Родине – художественные средства ее раскрытия. Внешний облик города, отдельные характерные детали. Роль музыки С.Губайдуллиной в раскрытии темы.

Дедушка Бессольцев в исполнении Ю.Никулина как хранитель живой культуры. Тема необходимости сохранения культуры как живого явления.

Вывод Р.Быкова о бесперспективности дальнейшего существования в условиях двойной морали и разрушенной культуры, губительности такого существования для подрастающего поколения, трагическом будущем страны и ее народа. Ложный и истинный финалы фильма.

Рекомендуемая литература

  1. Актерская энциклопедия кино Европы. М., Материк, 1997

  2. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. М., SvR-Аргус, 1994

  3. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. М., SvR-Аргус, 1994

  4. Митта А.Н. Кино между адом и раем. М., Подкова, 1999

  5. На экране – Америка. Составитель – Кокарев И.Е. М., Прогресс, 1978

  6. Фрейлих С.И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского. М., Искусство, 1992

Г.Г. Стрелкова

Программа элективного курса

«Археология и музейное дело»

(для 7-8-х классов, 48 часов)

Пояснительная записка

Эффективная образовательная технология предполагает поиск и применение новых приемов и методов. Одним их них, как показывает опыт, является умелое сочетание научно-просветительской деятельности музея с образовательным школьным процессом в формировании научного мировоззрения учащихся, в становлении их гражданственности, в воспитании высоких нравственных форм и эстетических вкусов.

Школьные музеи самого разнообразного профиля: краеведческие, военно-исторические, культуры и быта, истории школы и т.п. имеются во многих общеобразовательных учреждениях. Однако не все они стали неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса в школе и не в полной мере используют свой потенциал в системе дополнительного образования.

Основной целью предлагаемой программы и является совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного образования на базе школьного музея.

Основными задачами программы являются:

  • формирование исторического сознания учащихся и музейной культуры

  • расширение кругозора, развитие познавательных интересов и способностей учащихся

  • Овладение ими практическими навыками научно-исследовательской работы, а также определенными профессиональными знаниями и умениями (реставратора, археолога, музейного работника, экскурсовода).

Данная программа была разработана и апробирована в Московской городской педагогической гимназии-лаборатории №1505, где имеется Археологический музей, созданный в 1996 году при участии Российского археологического общества. Основу экспозиции и фондов музея составляют подлинные экспонаты деятельности человека (орудия труда, охоты, рыболовства, предметы быта, украшения и т.п.), начиная с эпохи палеолита – древнекаменного века и кончая средневековьем.

Археология – наука о древности – составная часть исторической науки, ее фундамент, корни. Цели и задачи историков и археологов одни и те же: восстановить во всем объеме и богатстве историческое прошлое человеческого общества. Разные только источники. Историки изучают прошлое по письменным источникам, археологи – по вещественным. И если письменность появилась около 6 тысяч лет назад, то человечество, по данным археологических раскопок, живет на Земле 2 млн.650 тыс. лет. Следовательно, более 99% нашего прошлого мы может узнать только благодаря археологии.

Эта наука, как ни одна отрасль гуманитарного знания, воспитывает историческое мышление, потому что она имеет дело с тысячелетиями, с непрерывной цепочкой накопления человечеством знаний и культуры. Углубленное изучение древней истории, поэтому особенно важно для воспитания подрастающего поколения, которые будут создавать новейшую историю, вершить судьбы нашей страны. Не случайно, в прошлом веке 57% учебного времени в гимназиях уделялось изучению древних языков и древней истории. Сейчас на это отводится менее 1%.

Содержание программы “Археология и музейное дело” является межпредметным, так как оно включает дополнительные научные знания не только по истории, но и других, сопредельных с археологией и музейным делом, дисциплин: биологии, географии, экологии, обществоведению, педагогике, истории науки и техники.

Программа ориентирована на удовлетворение любознательности учащихся, их интереса к далекой древности, их стремлении сделать все своими руками.

Занятия не повторяют общеобразовательную программу, а углубляют и дополняют ее, т.к. они базируются на новейших научных данных с наглядной демонстрацией подлинных экспонатов, хранящихся в музее. В процессе обучения также широко применяются иллюстративные материалы, слайды и видеоматериалы, экскурсии в государственные музеи по соответствующему тематике курса профилю (Палеонтологический музей, Исторический музей, Музей археологии Москвы, Лаборатория антропологической экспертизы и т.п.).

Программа рассчитана на 2 года и предусматривает занятия учащихся 7 и 8-х классов.

В первый год занятий (7 класс) учащиеся получают знания по истории музеев, музейной культуре, развитию археологической науки, методах работы археологов, о важнейших открытиях археологов, повлиявших на формирование представлений об истории человечества, подробно знакомятся с разделами экспозиции Археологического музея. Ребята учатся не пассивно слушать и созерцать экспонируемые предметы, а уметь определять характерные особенности рассматриваемой эпохи, понимать «язык» вещей, преемственность культурных традиций, учатся правилам поведения в музеях, овладевают музейной культурой.

На второй год обучения (8 класс) учащиеся приходят с осознанным выбором и желанием углубить и расширить знания и приобрести практические умения по музейному делу. На этом году обучения для учащихся 8-х классов предусматриваются практические занятия в фондах музея, где учащиеся получают знания о работе с фондами, формировании музейной экспозиции, о методах хранения и реставрации музейный предметов, о музейной культуре, экскурсионной работе. В процессе этих занятий они знакомятся с особенностями составления коллекций, проведения учетных работ в фондах музея, участвуют в подготовке разделов музейной экспозиции, реставрации музейных предметов, составлении путеводителей, подготовке и проведению самостоятельных экскурсий.

Итоговые занятия предполагают различные формы: рефераты и научные сообщения по темам программы, участие в семинарах и конференциях, составление путеводителей, проведение самостоятельных экскурсий, а также коллективная работа под руководством работников музея по обработке основных фондов, подготовке учетных документов и описей музейных коллекций, реставрации и реконструкции предметов древних мастеров, подготовке разделов экспозиции.

Планируемый результат: По завершении изучения данного курса предполагается, что учащиеся овладеют элементарными профессиональными умениями реставратора, музейного работника, археолога, экскурсовода, проведения самостоятельных научно-исследовательских работ по изучению фондов музея, углубят свои знания по истории.

Содержание программы

1-ый год обучения ( 7 класс) (16 часов)

Тема 1. Введение в курс. Музеи и их назначение. (1 ч.) Что изучают на курсе.

Что такое музей? История возникновения музеев. Типы музеев. Первые музеи в России. Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия.

Тема 2. История и значение археологической науки. (1 ч.) Что такое археология? Значение археологии для изучения истории человечества. Как начиналась археология. Связь археологии с другими науками. Археологические памятники.

Тема 3. Археологический музей. (1 ч.) История создания музея. Содержание экспозиции и фондов музея.

Обзорная экскурсия по музею.

Тема 4. Основные вехи истории Земли и человечества. (1 ч.) Развитие жизни на Земле. Археологическая периодизация. Каменный век: палеолит – мезолит –неолит – энеолит. Бронзовый век. Железный век.

Тема 5. Происхождение человека (антропогенез). (1 ч.) Опыты Псамметиха. Мифы и гипотезы о происхождении человека. Ошибка Ч. Дарвина. Поиски предков. Находки в Европе, Азии. Эжен Дюбуа. Питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, неандерталец. Открытия в Африке. Раймонд Дарт. “Бэби” из Таунга. Олдувай. Семья археологов Лики и их открытия. Австралопитеки. Человек умелый. Древнейшие орудия труда. Череп №1470. Летолил. Следы на пепле. Человек выпрямленный из Нарикотома. Прародина человечества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... курсовповыбору в подростковой школе В организацииучебного процесса в основной школе однойиз главных проблем, с которой сталкивается педагогический коллектив ...
  2. Методические рекомендации по организации профильного и непрофильного обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации поорганизации профильного и непрофильного обучения (ГОУ гимназия1505 «Московскаягородскаяпедагогическаягимназия-лаборатория») Основа содержания обучения в старшей школе ...
  3. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  4. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  5. Для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ... из них складывались особые формыорганизации, приемы и навыки деятельности ... гимназию. Здесь он овладел немецким и латинским языками, прошел по ломоносовской программе курс ... Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Подред. В. И. Кириллова, С. ...

Другие похожие документы..