textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


( 32 часа)

Пояснительная записка.

Содержание данного курса непосредственно связано со спецификой учебной деятельности в образовательной области "Естествознание". Поскольку в естественных науках основным источником исходных данных являются эксперимент и наблюдение, исследовательская деятельность занимает очень важное место в процессе освоения школьниками естественно-научных дисциплин. Несмотря на то, что в программе курса физики 7 класса предусмотрено большое количество лабораторных работ, жесткие рамки планирования не позволяют уделять достаточно времени исследовательской работе учащихся, в то время как именно в этом возрасте у них есть живой интерес к такого рода деятельности. Обширная приборная база школы (которая лишь в частично может быть использована на уроках), позволяет такую деятельность организовать с учетом индивидуальных интересов и увлечений учащихся. Условия элективного курса при небольших группах детей, активно заинтересованных в экспериментальной деятельности, о которой они имеют представление из курса естествознания 5-6 классов позволяют использовать в работе приборы и оборудование, требующее хороших навыков экспериментальной работы или имеющееся в небольшом количестве. Содержание курса базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися в курсе естествознания 5 и б кл. и параллельно получаемых в ходе изучения физики и биологии в 7 классе. Однако в наибольшей степени данный курс связан с курсом физики по нескольким причинам:

- во-первых, физика изучает наиболее общие законы, действующие на всех уровнях организации живой и неживой природы;

- во- вторых, методология физики, методы получения и обработки экспериментальных данных, приборы и инструменты, применяемые в физических исследованиях, являются базой для экспериментальных исследований во всех естественных науках;

- в-третьих, при переходе от курса естествознания к изучения курса физики, учащиеся впервые сталкиваются с количественными методами, в естественных науках, что часто вызывает значительные трудности.

Методы исследования, используемые в курсе, преимущественно физические. Однако, применяются они к различным объектам живой и неживой природы. Это обеспечивает логическое продолжение линии интеграции естественных наук, заложенной в курсе "Естествознание" (5-бкл) и развивающейся в элективных курсах "Естественно­научный эксперимент 8кл.), "Биофизика" (9кл.), и спецкурсе 10 кл.

Содержание курса состоит из отдельных тем - модулей, включающих в себя теоретический материал, лабораторные работы, домашние исследования и работу в литературой. Обязательным началом является первый модуль - тема1, остальные «"могут переставляться, сокращаться, расширяться или опускаться в зависимости от конкретных условий •• интересов учащихся, пройденного материала по предметам ( особенно физике), полугодия. В первом полугодии упор делается на измерительные приборы, изучение принципов их работы, конструирование, калибровку, оценку точности, измерения различных физических величин для различных объектов живой и неживой природы. Во втором полугодии эти вопросы уже в определенной степени освоены на уроках физики, и поэтому данный курс направлен больше на развитие навыков наблюдения, проведение небольших самостоятельных исследований.

Цели курса:

формировать и развивать у учащихся представление о единстве окружающего мира, научном методе познания природы, роли экспериментальных исследований в естественных науках;

навыки простейшей экспериментальной работы, умение самостоятельно работать с литературой, подбирать необходимый материал.

Особое внимание уделяется освоению учащимися «кухни» экспериментальной работы: методам измерений , оценке погрешностей, способам представления экспериментальных данных, правилам проведения и описания результатов наблюдений.

Основной формой работы являются лабораторные исследования. Кроме того .учащиеся дома подбирают материал о великих ученых, о наиболее интересных экспериментах и измерениях в истории естественных наук. Во второй половине курса учащиеся самостоятельно проводят небольшие исследования индивидуально или в небольших группах и обсуждают в классе результаты, приобретая таким образом навыки участия в научной дискуссии.

Планируемый результат.

Изучение данного курса позволит учащимся уверенно и грамотно работать с различными приборами, правильно проводить небольшое исследование, и делать сообщения о полученных результатах, что очень важно для дальнейшей проектной деятельности.

Содержание программы курса.

Тема 1. Введение (4 ч.).

Научный метод познания природы. Роль наблюдений. Наблюдение и описание с помощью органов чувств. Исследование параметров и свойств наших органов чувств.

Лабораторные работы и демонстрации:

1. Оценка точности определения размеров тел и расстояний по глазомеру.

2. Исследование работы органов осязания: оценка веса тел, давления , температуры.

3. Определение порога звукового восприятия по частоте и интенсивности

4. Наблюдение процесса адаптации глаза к свету и темноте.

5. Наблюдение явления « слепого пятна».

Примерные темы для самостоятельного подбора материала:

1. Иллюзии зрения

Тема 2. Измерения (2-4 ч3).

Необходимость измерений. Измерительные приборы. Физические величины. Единицы измерения. Кратные и дольные единицы. Эталон. Требования к эталону. Шкала. Цена деления и пределы измерения. Калибровка шкалы. Правила проведения измерений. Выбор прибора и метода измерений.

Лабораторные работы и демонстрации:

1. Определение цены деления различных линеек, штангенциркуля, мерного цилиндра, ареометра, вольтметра, амперметра, миллиамперметра, микроамперметра, секундомера, барометра.

2. Калибровка шкалы динамометра, водяных часов, термометра.

3. Определение неизвестного вещества путём измерения его плотности, (необходимость знания погрешности).

4. Определение длины объекта ( парты, доски) на- глаз, с помощью мерного шнура, см ленты, линейки. Определение наиболее вероятного значения величины и границ интервала.

5. Измерение плотности жидкости с помощью ареометра.

Примерные темы для самостоятельного подбора материала.

1. История эталона метра.

2. Эталон времени.

3. Эталон массы.

Тема 3. Измерительные приборы (4-8 ч.).

Принципы создания измерительных приборов. Явления, лежащие в основе работы приборов. Создание моделей различных измерительных приборов.

Лабораторные работы и демонстрации:

1. Исследование упругих свойств пружины.

2. Исследование зависимости глубины погружения от массы тела.

Конструирование приборов:

компаса, ареометра, дальномера, гальванометра, высотомера, плавающего динамометра, термометра, рычажных, весов, манометра.

Примерные темы для самостоятельного подбора материала;

Виды компасов. Виды термометров. Живые приборы. История барометра.

Тема 4. Погрешности измерений ( 2-6 ч.).

Необходимость знания величины погрешности. Источники погрешностей. Виды погрешностей. Погрешность отсчёта. Оценка, способы уменьшения Приборная погрешность, способы её оценки. Случайная погрешность, способы её оценки и уменьшения. Систематическая погрешность. Выбор метода измерений .Особенности измерений биологических объектов. Случайная погрешность и индивидуальный разброс.

Лабораторные работы и демонстрации:

1. Определение приборной погрешности весов

2. Определение периода колебаний математического маятника ( исследования случайных погрешностей). Построение гистограммы.

3. Исследование систематических погрешностей: период колебания маятника с большой амплитудой.

4. Измерение времени с помощью весов,.

5. Измерение температуры в малом объёме.

6. Исследование распределения длины листьев с одного дерева. Построение гистограммы.

7. Измерение массы семян фасоли (построение распределения).

Примерные темы для самостоятельного подбора материала

1. Как измерить скорость движения крови по сосудам?

2. Как измеряли время до изобретения маятниковых часов?

Тема 5. Косвенные измерения. Увеличительные приборы (2-6 ч.).

Прямые и косвенные измерения. Измерение размеров малых и больших объектов. Увеличительные приборы. Использование увеличительных приборов. Создание моделей увеличительных приборов.

Лабораторные работы и демонстрации:

1. Измерение малых величин: толщины страницы, диаметра горошины прямым и косвенным путём.

2. Измерение времени между двумя ударами пульса, объёма капли.

3. Измерение размеров микроорганизмов под микроскопом.

4. Измерение расстояния с помощью дальномера

5. Измерение высоты удаленных предметов с помощью высотомера.

Конструирование моделей:

Телескопа, микроскопа, проектора, перископа Примерные темы для самостоятельного подбора материала

1. Как измеряют расстояние до звёзд?

2. Как измерили диаметр Земли?

3. Как А.ван Левенгук измерил размер "анималькулусов"

Тема 6. Результаты измерений (2-4 ч.).

Способы представления результатов измерений: таблица, гистограмма, график. Использование графика в косвенных измерениях.

Лабораторные работы и демонстрации:

1. Определение периода колебаний математического маятника (исследования случайных погрешностей). Построение гистограммы.

2. Исследование зависимости периода колебания маятника от длины нити. Построение графика.

3. Измерение времени с помощью линейки.

4. Измерение своего роста с помощью секундомера.

Тема 7. Наблюдение и эксперимент 4-8 ч.).

Явления. Наблюдения явлений. Правила наблюдения. Описание результатов наблюдений. Гипотеза. Проверочный эксперимент. Фундаментальные эксперименты в истории естествознания.

Лабораторные работы и демонстрации:

1. Наблюдение явления преломления света.

2. Наблюдение явления электризации тел трением.

3. Наблюдение явления полного внутреннего отражения.

4. Наблюдение явления намагничивания.

5. Наблюдение поведения жидкости в сообщающихся сосудах.

6. Наблюдение осмотических явлений.

7. Наблюдение растворения твёрдого вещества в жидкости.

8. Наблюдение процесса дыхания человека.

9. Исследование плавания тел в жидкости.

10. Наблюдение эффекта хроматографии.

11. Наблюдение изображения, получаемого с помощью собирающей линзы.

12. Наблюдения явления параллакса.

Примерные темы для самостоятельного подбора материала

1. Кто и как открыл, что электрические заряды бывают двух видов^

2. Открытие животного электричества. •

3. Открытие пенициллина.

Возможные темы самостоятельных исследований.

1. Исследование зависимости ширины годичных колец дерева от

2. радиуса.

3. Изменение веса прорастающих семян фасоли.

4. Изучение процесса замерзания растворов.

5. Изучение капиллярных явлений.

6. Исследование процесса кипения.

7. Измерение веса тела в различных средах.

8. Исследование факторов, влияющих на частоту пульса.

9. Исследование процесса испарения .Способы уменьшения испарения.

10. Исследование процесса теплообмена тела с окружающей средой. Тепловой баланс у животных.

11. Исследование зависимости плотности воды от температуры.

12. Исследование действия постоянного тока на магнит. Конструирование амперметра.

13. Исследование знака зарядов, приобретенных различными телами при электризации трением о разные материалы.

14. Передача звука различными материалами.

15. Исследование процесса плавления льда.

16. Исследование зависимости фокусного расстояния линзы от радиуса кривизны и материала.

17. Исследование влияния света на направление роста растений.

Возможные темы для энциклопедической справки.

Эталон. Шкала. Часы. Компас. Микроскоп. Телескоп. Атмосферное давление. Биологические часы. Амперметр. Ареометр. Электризация. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Фотосинтез. Гистограмма. Фототаксис. Транспирация. Электромагнит. Маятник. Ватерпас. Психрометр. Транспирация. Полиспаст.

Примерные темы для докладов на конференции.

1. Явление дисперсии света.

2. Изучение зависимости фокусного расстояния от кривизны линзы.

3. Явление намагничивания.

4. Исследование приборной погрешности рычажных весов.

5. Исследование зависимости периода колебания математического маятника от длины нити.

6. Исследование электризации тел.

7. Опыт Ван-Гельмонта по питанию растений.

8. Опыты Ф.Реди по самозарождению.

9. Исследование магнитное поля Земли.

10. Как изучают миграцию животных.

11. Измерение времени с помощью линейки.

12. Как измеряли время до появления маятника.

13. Исследования природы молнии.

14. Открытие "животного электричества".

15. Изучение условий роста растений.

16. Вечные двигатели.

17. Изучение полета тел, брошенных под углом к горизонту.

18. Измерение фокусного расстояния линз.

19. Явление параллакса.

20. Миражи.

21. Влияние света, силы тяжести, магнитного поля на направление роста растений.

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Малафеев Р.И.. Творческие задания по физике. М., Просвещение, 1971

  2. Сергеев А.В.. Наблюдения учащихся при изучении физики на второй ступени обучения. Киев: Радяньска школа, 1988

  3. Билимович Б.Ф. Физические викторины. М.: Просвещение, 1964.

  4. Лаборатория "Кванта". Приложение к журналу "Квант" Х°3,2000.

  5. Майер В.В. Простые опыты по криволинейному распространению света. М.: Наука, 1984.

  6. Физика. Приложение к газете "Первое сентября" Рубрика "Эксперимент". М.: Изд. дом "Первое сентября".

  7. Кудрявцев А.В. История физики т.1. М.: Просвещение, 1948.

Рекомендуемая литература для учеников.

1. Балашов М.М.. О природе. М., Просвещение, 1991

2. Балашов М.М.. Физика 7. М., Просвещение, 1994

3. Томилин А.. Рассказы об электричестве. М.: Детская литература, 1987.

4. Энциклопедия для детей. Физика. Биология. Химия. Техника. География. М.: Аванта+,2000

В.А.Терехов

Основы поэтического мастерства

Программа элективного курса

для учащихся 7-8 классов(30/60 часов)

Пояснительная записка

Элективный курс «Основы поэтического мастерства» является составляю­щей гуманитарного блока. Как и большинство подобных курсов, его нельзя отнести к предметам жестко связанным с общеобразовательными дисциплинами; он, ско­рее, дает возможность ознакомления с определенной областью человеческой дея­тельности: литературным творческим трудом. И поэтому курс, видимо, стоит рас­сматривать как часть общелитературного образования, как предмет, активно разви­вающий творческий потенциал личности учащегося.

Самому понятию поэтического мастерства, конечно, трудно найти адекватное определение. Условимся, что - как минимум - оно включает в себя знание законов стихосложения, владение всем арсена­лом словесных художественных средств, а также мело­дикой стиха, умение создавать глубокие и оригинальные образы. В идеале - это ведет к достижению внутренней гармонии формы и содержания поэтического произве­дения.

Первоначальный вариант программы элективного курса, рассчитанный на работу с восьмиклассниками, был опубликован в сборнике «Современная гимназия - через универсальность к многообразию» (М; ТОО «Чарли»; 1996) (добавим - с большим количеством опечаток и неточностей) и использовался автором на прак­тике в течение семи лет.

Нужно с сожалением признать: в последние годы интерес к художествен­ной литературе, а поэзии в особенности, неуклонно падает. Все большее время учащихся «поглощается» телевизором, современной музыкой, работой с компью­тером. Чтобы удержать интерес к словесности, надо начинать заинтересованное знакомство с нею как можно раньше и делать это как можно тоньше, без нажима. • Именно поэтому и возникла идея перенести уроки по данному курсу в 7 класс. А в 8-ом продолжить занятия с теми, кто пожелает выбрать работу в творческой поэти­ческой лаборатории еще на полгода. И такие ученики нашлись. Таким образом, учебное время курса увеличилось вдвое. Это, естественно, потребовало серьезного пересмотра программы, принципов ее построения. Необходимо было из прежнего содержания отобрать материал, который в состоянии были бы усвоить семиклассники, а содержание программы 8-го класса наполнить новыми идеями. К тому же программа 7-го класса должна была стать относительно самостоятельной, ведь не все семиклассники обязательно захотели бы повторить свой выбор элективного курса на 8-ом году обучения. Исходя из этих принципов, автором и был разработан новый вариант программы.

Обратим внимание также на то, что курс 7 класса имеет наряду с творче­ской еще и игровую, развлекательную направленность (с учетом возрастной психо­логии учащихся), а в 8 классе упор в большей степени делается на аналитическую работу, на развитие способности школьников видеть и оценивать мастерство ху­дожника слова.

Итак, элективный курс рассчитан на полугодовое / годовое изучение уча­щимися 7-8 классов (двухчасовые занятия один раз в неделю, что в итоге дает око­ло 30/60 часов).

Каждое такое занятие (за редким исключением) может быть разделено на три одинаково важные части. В первой - ученики знакомятся с новыми для них теоретическими сведениями (понятия стихотворного размера, рифмы, строфы, ли­рических жанров и т.д.). Затем эта теория демонстрируется на конкретных приме­рах стихотворений русских, а иногда и зарубежных поэтов. И наконец, завершается занятие для учеников практической работой, попыткой самому сыграть роль ху­дожника слова. Здесь допустимы любые подходы: от выражения самых серьезных, действительно волнующих душу переживаний и мыслей до иронии над самим со­бой или просто шутки. Нежелательно только одно - формальное, незаинтересован­ное выполнение «приказа» учителя.

Вообще, занятие элективного курса - это не обычный урок. Желательно проводить его в неофициальной, дружеской атмосфере, с элементами игры, может быть, творческого соревнования, для того чтобы раскрыть полнее творческие спо­собности учащихся, не мешать свободному, органичному погружению детей в мир поэзии. Видимо, на этих занятиях стоит отказаться от традиционных оценок, чтобы ребенок не боялся неудач (а они - непременные спутники любого творческого про­цесса). Похвала, дружеский совет, совместное обсуждение ошибок - вот что придет на место оценки. И в конце каждого полугодия, на экзамене по курсу или итоговой конференции, ученик должен представить прежде всего творческий отчет, то есть определенное количество написанных стихотворений. Это и должно явиться глав­ным мерилом его успеха, серьезности его работы.

В заключение скажем, что приобщение к поэзии невозможно без чтения стихов настоящих, больших поэтов. Для этого в курсе «Основы поэтического мас­терства» задумано составление так называемой «маленькой антологии русской по­эзии Х1Х-ХХ веков». На каждом занятии ученики читают (желательно наизусть), допустим, по два стихотворения разных авторов. Прослушанное обсуждается со всей группой и затем записывается в специально отведенное место в тетради, и к концу курса в списке стихотворений - имена примерно пяти десятков русских по­этов, многие из которых могли быть совсем неизвестны ученикам. Один из воз­можных вариантов подобной антологии помещен в приложении к программе, но, конечно, обновлению и улучшению его не могут быть поставлены пределы.

Таким образом, целью курса является воспитание интеллектуальной творческой личности, способной по достоинству оценить художественное своеобразие произведения словесности, культуры читателя.

Задачи курса могут быть определены следующим образом:

• привить детям вкус к настоящей поэзии;

• научить их лучше чувствовать и понимать образное слово, гармонию стиха;

• расширить горизонты знания русской, классической и современной поэзии;

• сформировать представление о мастерской поэта;

• развивать творческие способности тех учащихся, которые проявляют интерес к данному виду искусства, пробует себя в нем.

Планируемым результатом изучения элективного курса можно считать:

• Расширение творческих и общекультурных горизон­тов ученика

• Осознанный интерес ребенка к произведениям серьезной поэзии, как классической, так и совре­менной

• Способность филологически грамотно объяснить, чем интересно и почему нравится то или иное про­изведение поэзии

• Знание основных законов стихосложения и умение пользоваться ими на практике

• Понимание жанровой системы лирических произ­ведений, умение определять принадлежность того или иного стихотворения к жанровой группе, спо­собность создавать самому произведения по зако­нам отдельных жанров

• Понимание системы изобразительно-выразительных средств, умение определять важнейшие из них и пользоваться ими на практике

• Ясное понимание сложности и важности труда по­эта, чуткое отношение к творческой работе другого человека

Немаловажным результатом может оказаться и осознание учеником своей способности или, наоборот, неспособности заниматься филологическими дисцип­линами, что необходимо для осмысленного выбора специализации дальнейшего обучения конкретным учеником.

Содержание программы

7-ой класс

Занятие 1. Что такое поэзия? Можно ли научиться понимать поэзию? Поэзия в музыке, живописи, архитектуре, литературе. Являются ли синонимами слова поэзия и стихи? Деление речи на стихи и прозу. Отличия стихотворной и прозаической речи.

Занятие 2. Что такое «хорошие» и «плохие» стихи? Наши любимые стихи – почему они нам нравятся? Как они «сделаны»? Чтение и обсуждение любимых стихотворений. Понятие «поэтической экономии» (М. Светлов). Образ как основа поэзии.

Занятие 3. Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятие стопы. Двусложные размеры стиха: хорей и ямб. Понятие спондея и пиррихия. Обучение определению размеров (письменно и нап слух). Сочинение стихов по схеме размера.

Занятие 4. Разбор удач и неудач первых творческих работ. Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест. Специфика двусложных и трехсложных размеров в русской поэзии. Сочинение стихов по схеме размера.

Занятие 5. Понятие рифмы. Классификация рифм. Рифмы мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Рифмы бедные и богатые. Рифмы точные и неточные. Постановка рифм в стихи. Понятие об игре в буриме. Сочинить буриме.

Занятие 6. Понятие о художественных средствах. Эпитет как важнейшее из таких средств: «стрела в суть» (М. Рыльский). Наблюдение над ролью эпитета в стихотворении. Подбор эпитетов к предложенным словам. Понятие гиперболы и литоты. Написать стихи с использованием изученных тропов.

Занятие 7. Другие художественные средства поэзии: сравнение, метафора, олицетворение. Анализ художественных средств в стихах настоящих поэтов. Разнообразие метафор. Конструирование собственных метафор на предложенную тему. Сочинить стихи с использованием метафор.

Занятие 8. Понятие строфы как формы организации стихотворной речи. Некоторые виды строф: двустишия, катрены, шестистишия, октавы. Регулярные и нерегулярные строфы. Разнообразие видов строф. Сочинение стихов по предложенному типу строфы.

Занятие 9. Канонические (традиционные) формы стиха, так называемые «твердые формы». Английские лимерики и японские хокку (хайку). История, принципы построения, тематика. Сочинить лимерики и хокку.

Занятие 10. Понятие о белых стихах. Белый стих у Шекспира, Пушкина, Блока. Традиционные размеры белых стихов, художественная специфика белых стихов. Сочинить белые стихи на предложенную тему.

Занятия 11-12. Традиционные жанры лирики: ода, элегия, дружеское послание, мадригал, эпиграмма, эпитафия. Основные законы названных жанров. Наблюдения над стихами классиков. Понятие лирического героя. Сочинение стихов по законам определенного жанра.

Занятия 13-14. Обобщающие зачетные творческие работы по элективному курсу. Поэтические отклики на произведения русской лирики, на произведения художников. Анализ получившихся работ. Исправление недочетов.

Занятие 15. Оригинальные формы поэзии. Поэзия «для глаза» и поэзия «для слуха»: акростих, палиндром, фигурные стихи, центон, тавтограмма, брахиколон. Видеомы как жанр поэзии.

8-ой класс

Занятие 1. Повторение и активизация знаний, полученных на занятиях по элективному курсу в 7-ом классе. Силлабическая система стихосложения. Разбор примеров.

Занятие 2. Тоническая система стихосложения. Разбор примеров. Понятие дольника. Дольник Лермонтова, Блока, Ахматовой, Есенина. Своеобразие звучания, художественные задачи. Написать стихотворение дольником.

Занятие 3. Силлабо-тоническая система. Знакомство с четырехсложными размерами / пеонами /. Наблюдение над сверхдлинными и сверхкороткими размерами, их художественная выразительность. Гекзаметр. Разбор примеров. Понятие цезуры. Написать стихи гекзаметром

Занятие 4. Углубление знаний о рифме. Рифмы простые и составные, каламбурные, диссонансные. Понятие внутренней рифмы, ее художественная роль в стихах. Подстановка рифм в стихи. Дать полную классификацию рифм в предложенных стихотворениях. Подобрать максимально возможное количество рифм к предложенным словам.

Занятие 5. Углубление знаний о строфах. Терцины, онегинская строфа. Наблюдение над стихами Данте, Брюсова, Пушкина, Боратынского, Набокова. Понятие сверхстрофы. Написать стихотворение по предложенному типу строфы.

Занятия 6-7. Твердые формы: танка, рондо, классический сонет. История, принципы построения, тематика. Сонеты Шекспира, Пушкина, Брюсова, Вознесенского. Понятие о венке сонетов. Сочинить стихи в предложенных формах.

Занятие 8. Расширение понятия о безрифменном стихе. Верлибр (десметрический белый стих) и его отличие от традиционных белых стихов. Ритмическая проза. Стихотворение в прозе. Размытость границ между прозой стихами. Сочинение верлибра.

Занятие 9. Фоника. Понятие звукописи и ее важная художественная роль в стихах. Виды фоники: аллитерация, ассонанс, звукоподражание. Наблюдение над стихами классиков. Попытка сочинения стихов с использованием повторяющихся звуков.

Занятие 10. Поэтический синтаксис: рефрены, риторические вопросы, анафоры и эпифоры, параллелизм, инверсия. Их роль в стихах. Написать стихи, используя определенные приемы поэтического синтаксиса.

Занятие 11. Поэтическая лексика. Неологизмы и окказионализмы в поэзии. Использование в стихах классиков архаизмов, диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов. Уместность как важнейшее правило художественной речи. Понятие о развернутой метафоре, понятие о реализации метафоры. Сочинить стихи с использованием развернутой метафоры.

Занятие 12. Понятие пафоса поэтического произведения. Виды пафоса. Роль интонации в стихах. Напевная и говорная интонация. Понятие анжамбемана. Ирония как средство выразительности. Стилизация и пародия. Написать стилизацию или пародию в стихах.

Занятие 13. Наблюдение над композиционными приемами построения лирических стихотворений. Кольцевая композиция. Оригинальные приемы начала, неожиданные концовки. Поэтический отклик на лирическое произведение известного поэта.

Занятие 14. Обобщающая зачетная творческая работа по элективному курсу. Написать лирическое стихотворение – отклик на музыкальное произведение (без слов). Передать атмосферу музыки поэтическими средствами. Анализ получившихся работ. Разбор удач и неудач.

Занятие 15. Понятие свободного поэтического перевода. Сравнение нескольких переводов одного стихотворения. В чем мастерство поэта – переводчика? Практическая работа по переводу стихотворения (при имеющемся подстрочнике).

Рекомендуемая литература



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... курсовповыбору в подростковой школе В организацииучебного процесса в основной школе однойиз главных проблем, с которой сталкивается педагогический коллектив ...
  2. Методические рекомендации по организации профильного и непрофильного обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации поорганизации профильного и непрофильного обучения (ГОУ гимназия1505 «Московскаягородскаяпедагогическаягимназия-лаборатория») Основа содержания обучения в старшей школе ...
  3. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  4. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  5. Для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ... из них складывались особые формыорганизации, приемы и навыки деятельности ... гимназию. Здесь он овладел немецким и латинским языками, прошел по ломоносовской программе курс ... Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Подред. В. И. Кириллова, С. ...

Другие похожие документы..