textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Программа элективного курса по Москвоведению для 7 класса.

Пояснительная записка

Этот курс тесно связан с содержанием курса Всеобщей истории, который построен по хронологическому принципу, в силу чего история Отечества изучается с середины 6 класса. Еще Петр I сказал: «Проживающим же в своем отечестве историю оного в первую очередь знать надлежит». Поэтому желательно, чтобы изучение истории Отечества проводилось с 5 по 11 класс.

Целью данного курса является: приблизить содержание истории Москвы к изучению истории Отечества и использовать его в совокупности исторических процессов и фактов.

Задачи курса:

- дать основные сведения из истории Москвы

- формировать умения читать «каменные страницы города», видеть вокруг себя не только современный облик города, но и его прошлое

- развивать интерес к истории страны и родного края, к самостоятельному поиску исторических фактов, к работе с краеведческим материалом.

Структура содержания курса представлена в хронологическом порядке, но по принципу «концентрических кругов», т.е. все темы включают в себя с небольшими вариациями одни и те же вопросы, при изучении которых учащиеся проходят по Москве от ее центра к окраинам в разные исторические эпохи.

Такое расположение материала позволяет видеть, как рос и изменялся город. В то же время четкая структурированность материала позволяет легко контролировать его и облегчает повторение при переходе к следующей теме.

Планируемый результат:

Предлагаемый курс поможет учащимся совершить увлекательное путешествие в своеобразный мир истории и культуры Москвы, познать его и по-своему полюбить; использовать полученные знания при подготовке заданий как по истории, так и по другим гуманитарным предметам; будет способствовать развитию понятийного мышления, оперированию такими понятиями, как город, его внешний облик, посад, занятия жителей, быт, жилища, утварь, монастыри и т.д.

Рекомендуемая литература

Алексеев А.И., Ким Э.В. и др. Москвоведение. Наш город. М., АО «Московский учебник», 1998.

Комтарович И.В. Из истории Москвы. Материалы к курсу отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII в. М., Мирос, 1997

Рябцев Ю.С. История русской культуры в 2 т. М., гуманитарный центр «Владос», 1997

Елагин Н.С, Тейнике Н.А.. и др. По Москве. Прогулки по Москве с ее художественными и просветительскими учреждениями. М., М. и С.Сабашниковых, 1917. (репринтное издание).

Чибисов В. Путешествие по Москве и Золотому кольцу. М., Культурные традиции, 2000.

Калмыкова Т.В., Микшис И.С. и др. Поэма улиц в именах. Преображенское. М., Гром-4, 2002

Кончаловская Н. Наша древняя столица. М., Детская литература, 1966

Старая Москва. Сборник. Выпуски 1 и 2. М., Столица, 1993

Колодезный Л. У всех на виду. М., Московский рабочий, 1977

Содержание программы

Введение (2 часа)

Зачем изучают историю родного края.

Хронологические рамки курса. Легенды об основании Москвы. Источники исторических сведений о прошлом Москвы: работа археологов, письменные источники – летописи, описи Москвы и переписи, воспоминания современников, заметки иностранцев.

Древнейшие поселения на территории Москвы.

Неолитические стоянки на Москве-реке и ее притокам. Бронзовый век. Ранний железный век. Дьяково городище. Первые славянские поселения.

Тема 1. Начало формирования будущей столицы Государства Российского. XII – середина XIII вв. Первое упоминание о Москве. Загадка названия города. Юрий Долгорукий – основатель Москвы. Памятник Ю.Долгорукому.

Монголо-татарское нашествие.

Удельное княжество. Первые московские князья.

Кремль 1156г. Первая крепость на Боровицком холме.

Тема 2. Москва XII – XIII вв. (2 ч.)

Посады. Месторасположение, основные занятия жителей. Быт москвичей. Жилища, утварь. Монастыри. Данилов и Богоявленский монастырь. Села боярина Кучки. Княжеские села. Московские пожары.

Тема 3. Великокняжеская столица (XIV – конец XVвв.) (4 ч.)

Политическое возвышение Москвы.

Исторический очерк. Конфликт с Тверью. Начало возвышения Москвы. Иван Калита. Переезд митрополита. Москва во главе борьбы против монголо-татарского ига. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Куликовская битва. Набег Тохтамыша. Феодальная война. Василий Темный. Объединительная политика московских великих князей. Начало правления Ивана III.

Кремль. Дубовый кремль Ивана Калиты. Начало каенного строительства в Москве. Белокаменный Кремль Дмитрия Донского.

Посады. Большой посад (Китай-город). Улицы Большого посада. Замоскворечье. Берега р. Неглинной.

Быт. Московский дом XIV – XVвв. Ремесла и торговля.

Монастыри. Монастыри московского Кремля: Чудов и Воскресенский. Кольцо монастырей вокруг Москвы: Спас-Андроников, Симонов.

Села. Великокняжеские села по Москве-реке: Крылатское, Фили, Воробьево, Коломенское.

Тема 4. Царственный град Москва (XV – начало XVIIвв.) (6 часов)

Исторический очерк. Иван III – государь всея Руси. Свержение монголо-татарского ига. Объединение русских земель. Василий III. Правление Глинских. Иван Грозный. Покорение Казани и Астрахани. Ливонская война. Опричнина. Нашествие Девлет-Гирея. Отмена опричнины. Угличское убийство царевича Дмитрия. Царь Федор Иоаннович. Правление Бориса Годунова. Великий голод начала XVII в. Смутное время.

Кремль. Строительство нового кирпичного Кремля при Иване III. Ансамбль Соборной площади Московского Кремля: Успенский собор. Аристотель Фиораванти. Архангельский собор, Благовещенский собор, колокольня Ивана Великого. Грановитая палата. Улицы Кремля. Кремлевские ворота.

Посады и появление слобод. Развитие радиально-кольцевой структуры московских улиц. Московские слободы: дворцовые, казенные, ремесленные, торговые. Территория Китай-города: Красная площадь, Покровский собор, торговые ряды, основные улицы, стены Китай-города. Иван Федоров. Первый печатный двор. Федор Конь. Строительство Белого города. Опричный дворец Ивана Грозного. Кузнечная слобода. Пушечный двор. Соляной двор. Земляной город. Слободы Замоскворечья. Гончарная слобода на Яузе.

Быт. Быт московских царей: хоромы, одежда, посуда, обычаи государевого двора. Городской быт: хоромы боярские, купеческие, дома посадских людей; одежда, обычаи, распространение грамотности. Домострой.

Село Коломенское: церковь Вознесения; церковь в с. Дьяково.

Тема 5. Век беспокойства и исканий (XVII в.) (6 часов)

Исторический очерк. Митрополит Филарет. Правление Алексея Михайловича. Соборное Уложение 1649 г. Приказная система управления государством. Московские бунты. Воссоединение Украины с Россией. Московские школы. Славяно-греко-латинская академия.

Кремль. Теремной дворец. Патриаршие палаты. Шатровые крыши на башнях Московского Кремля.

Посады и слободы. Китай-город. Казанский собор. Купеческо-боярская застройка Зарядья. Церковь Троицы в Никитниках. Московская архитектура. «Нарышкинское барокко». Торговые и ремесленные слободы: Гончарная, Кузнечная, Кадашевская, Стрелецкие и др. Стрелецкие восстания. Иностранцы в Москве и их слободы: Панская, Мещанская, Немецкая.

Быт. Обычаи государева двора. Царские выезды. Внутреннее убранство дворцов. Московская городская усадьба. Быт бояр, купцов, посадских людей.

Монастыри. Архитектурные ансамбли Новодевичьего, Донского, Богоявленского монастырей.

Села. Царские резиденции: Измайлово, Преображенское, Коломенское. Дворец в Коломенском. Царская охота в Сокольниках и Лосином Острове.

Тема 6. Петр I и Москва. (1я пол. XVIII в.) (4 часа)

Исторический очерк. Родословная Петра I. Детство Петра. Его учителя и потехи юного царя. Преображенское - родина петровской гвардии. Немецкая слобода и ее роль в жизни Петра. Царевна Софья. Стрелецкие бунты. Петровские реформы и Москва. Перевод столицы в Санкт-Петербурх.

Кремль. Северная война и укрепление Кремля. Строительство бастионов в 1707 году. Арсенальный ансамбль.

Посады и слободы. Первая перепись населения Москвы (1701). Первые мануфактуры. Архитектура петровского времени – ранний классицизм. Меншикова башня, Военный гошпиталь.

Быт. Нравы петровского двора. Внедрение европейской культуры.

Тема 7. Санкт-Петербург – вторая столица государства Российского. (2 часа)

Исторический очерк. Упадок Москвы в начале XVIII в. Двор Анны Иоанновны в Москве. Город в период правления Елизаветы Петровны. Просвещение в Москве. Екатерина Дашкова – открытие Московского Университета. Екатерина II в Москве. И.Новиков – центр книгоиздания. «Просветительское общество» Новикова. Москва – центр оппозиции Петербургу.

Кремль. Постройки XVIII в. в Кремле: Сенат. Баженовский проект Большого кремлевского дворца.

Облик города. Дворцовые комплексы. Лефортово. Чистые пруды. Архитектурные стили XVIII в: классицизм, барокко. Выдающиеся архитекторы – строители Москвы: Казаков, Баженов, Ухтомский. Дворянская Москва: Пашков Дом, Дворянское собрание, Англицкий клуб.

Быт. Дворянская городская усадьба. Арбатские переулки. Центр. Замоскворечье. Внутренне убранство домов. Развлечение в будни и в праздники.

Недворянская городская усадьба. Замоскворечье. Берега Яузы. Старообрядческая Москва.

Подмосковные усадьбы и дворцы. Петровский замок. Царицыно. Останкино. Архангельское. Петровско-Разумовское. Кусково.

Тема 8. Барская Москва XIX в. (2 часа)

Александр I. Война 1812 г. Французы в Москве. Бегство Наполеоновской армии. Разрушение части кремлевских построек французами и их восстановление. Реконструкция Кремля при Николае I. Возвращение русской армии из заграничного похода. Возникновение тайных обществ. Декабристы в Москве. Николай I. Московский университет в 30-е – 50-е гг. XIX в. Споры московской интеллигенции о путях развития России.

Кремль. Большой кремлевский дворец. Архитектор К.А.Тон: «Русско-византийский стиль».

Облик города. Комиссия по строительству г. Москвы после пожара. Архитекторы: Бове, Жилярди, Бетонкур. Стиль «ампир». Создание цельных архитектурных ансамблей: Красная площадь, Театральная площадь, Манеж. Появление гражданских памятников, промышленных окраин города.

Быт. Московские сословия и их жизнь в первой половине XIX в.

Тема 9. Пореформенная Москва (вторая пол. XIX в.) (2часа)

Исторический очерк. Великая реформа. Роль московской интеллигенции в подготовке реформ. Развитие капиталистических отношений. Московский университет в второй половине XIX в.

Облик города. Смена «лица» города. Москва купеческая. Особняки московских купцов. Новые архитектурные стили: псевдорусский, модерн. Здания: Городской Думы, Исторического музея, Политехнического музея. Архитектор Р.Клейн. ЦУМ. Музей изобразительных искусств. Строительство доходных домов. Постепенное отмирание городской усадьбы. Московские улицы.

Жизнь города в новую эпоху. Московские музеи. Румянцевский музей, истоический, Изобразительных искусств, Третьяковская галерея. Московские купцы – коллекционеры. Театры.

Московские рынки. Трущобная Москва. Город контрастов.

Революционные события в Москве.

Тема 10. Москва – вновь столица государства Российского. (2 часа)

Истоический очерк. Переезд правительства в Москву в 1918 году. Новая старая столица. Архитектурные эксперименты 20-х годов. Общественная жизнь города.

Москва литературная. Театр. Московские художники.

В.С.Маргаритов

Пояснительная записка к элективным курсам по математике

Основания геометрии (28 часов)

(7 класс)

Пояснительная записка

При изучении геометрии в школе много внимания уделяется логической организации материала. При этом дело часто не доходит до решения сложных задач, а главная задача состоит в том, чтобы правильно встроить свои рассуждения в общее здание геометрии. Таким образом, для ученика главной проблемой, как нам представляется, остается противопоставление интуитивно ясного и логически обоснованного.

Этот спецкурс предназначен для тех, кого не удовлетворяет обычная формулировка о целях и методах геометрии, сводящаяся, по сути, к "изучению геометрических фигур специальными методами", и не предполагающая ответа на вопрос, почему эти методы именно таковы.

Целями данного спецкурса являются: расширение кругозора учащихся, формирование у них собственного представления о предмете и методе геометрии.

Задачи спецкурса: на историческом материале подвергнуть критическому рассмотрению основные понятия геометрии, а также передать опыт построения математической теории, относящейся к одному из разделов высшей математики - действительному анализу.

Планируемый результат.

Этот спецкурс призван способствовать расширению кругозора, более четкому и объемному представлению о методах и предмете геометрии, повышению успеваемости на занятиях геометрией.

Содержание программы.

Спецкурс делится на две части. Цель первой части - сформировать собственное, основанное на интуиции представление об основных (неопределяемых) понятиях геометрии - точке, прямой и плоскости. Для этого ученикам предлагается совсем отказаться от стандартных представлений об этих объектах (которые обычно отдельно не обсуждаются, а иногда даже не формулируются) и "с нуля" создать свою геометрию. Дискуссия строится на историческом материале: парадоксы Зенона, Демокрита, колесо Аристотеля, понятие непрерывности; раскрытие понятия о существовании атомов, бесконечно малых, о пределе, о сумме ряда (в античности и в Новое время) и, наконец, парадоксы бесконечных множеств (теория Г. Кантора).

Содержание второй части курса представляет собой систематичное изложение теории множеств Кантора (счетные и несчетные множества) и интерпретация некоторых парадоксов с позиций современной математики.

Первая часть (8 часов)

Тема 1: Построение собственных концепций геометрии, основываясь на понятиях точки и прямой (4ч).

Тема 2: Знакомство с парадоксами (4 часа).

Парадоксы Зенона (в какой концепции их удается разрешить и каким образом?). "Колесо Аристотеля". Парадокс маляра. Проблема деления отрезка пополам (на две равные части).

Вторая часть (13 часов).

Тема 1: Сравнение множеств (2 часа).

Решение задач, требующих для своего решения сравнения конечных множеств.

Тема 2: Примеры бесконечных множеств (2 часа).

Сравнение бесконечных множеств. Доказательство формул (где N - множество натуральных чисел, а "=" используется в значении "равномощно"): N+1=N, N+N=N, N*N=N.

Тема 3: Несчетные множества (3 часа).

Несчетность множества действительных чисел. Множество точек на отрезке. Равномощность отрезков различной длины. Решение парадокса "Колесо Аристотеля". Примеры бесконечных множеств точек на отрезке. Доказательство равномощности отрезка и полуинтервала. Решение проблемы о делении отрезка пополам. Равномощность подобных фигур. Доказательство равномощности множества точек в круге и множества точек в квадрате (иллюстрация к теореме Кантора-Бернштейна.

Тема 4: Геометрическая прогрессия (2 часа).

Суммирование геометрических прогрессий. Решение парадокса "Ахиллес и черепаха" в современной математике.

Тема 5: «Множество Кантора» (2 часа).

Пример "Множество Кантора" - множество, равномощное множеству точек на отрезке, но не имеющее длины.

Дополнительные темы.

Тема 1: Игра "Математический бой" ("Матбой", см. [2]).

Тема 2: Площади многоугольников (см. [3]) -4ч.

Тема 3: Треугольник Паскаля -1ч.

Тема 4: Решение задач с помощью понятия симметрии -1ч.

Тема 5: Определения некоторых геометрических фигур в терминах расстояний (ГМТ) -1ч.

Литература для учителя:

  1. Колмогоров, Фомин. Функциональный анализ.

  2. Задачи по математике (ред.А. Шень), М., МЦНМО, 2000.

  3. Б.П.Гейдман. Площади многоугольников. М., 2002.

В.Ф.Морозова

Программа элективного курса «Экология здоровья человека»

для 7-8 классов (25 часов)

Пояснительная записка

Современное образование включает два основных взаимосвязанных компонента: а) обучение и воспитание человека, которому предстоит столкнуться с определёнными требованиями общества; б) систему обучения и воспитания, направленную на формирование такого человека.

Реальные разрывы возникают лишь в первой области, - когда обученный человек не может удовлетворять предъявляемым к нему требованиям. «Многие начинают свою критику не с анализа разрывов между обученным человеком и требованиями общества, а сразу указывают на недостатки существующей системы обучения и воспитания. В результате объектом их критики становятся не разрывы между требованиями общества и системой образования, а частные недостатки в организации самого процесса образования. Так возникает тезис, что дети с одной стороны перегружены знаниями, а с другой - теряют в школе много времени зря» (Г.П.Щедровицкий).

В настоящее время существуют такие условия жизни, к которым традиционная Система обучения и воспитания уже не подходит. Современные условия жизни требуют от выпускников школы большей подготовки и специальных знаний, для того чтобы выжить. Из этого вытекает необходимость заранее готовить школьников к возможным кризисным ситуациям.

Ухудшение экологии окружающей среды негативно влияет на состояние здоровья человека, поэтому детям как можно раньше надо дать общее представление об опасности, грозящей здоровью, которая исходит не только от загрязнения окружающей среды, но и от проблемных ситуаций, возникающих повседневно. Сохранение здоровья в раннем возрасте позволит в некоторой степени обеспечить себе необходимую защищенность. В связи с тем, что, в силу своего возраста, подростки сами не осознают серьезности проблемы сохранения своего здоровья, необходимо как можно раньше акцентировать их внимание на факторах риска и возможности их избежать. Поэтому цель предлагаемого курса «Экология здоровья человека» заключается в том, чтобы пробудить интерес школьников к проблеме сохранения своего здоровья как особой человеческой ценности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- продолжить формирование ценностного представления о человеке как части окружающей природы, на основе имеющегося опыта и знаний учащихся, полученных через личные ощущения и переживания;

- расширить знания о человеке как биологическом и социальном существе, здоровье которого зависит от состояния окружающей среды;

- убедить школьников в необходимости сохранения своего здоровья и природы, воздействуя на их эмоциональную сферу, чувство сопереживания и сострадания по отношению к природе и друг к другу. Изучение курса предполагает активное включение учеников в самостоятельную работу, что сделает их познавательную деятельность более осмысленной, сформирует умение наблюдать, описывать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Планируемый результат: сформировать представление о человеке как части природы, его здоровье, которое во многом зависит от экологического состояния окружающей среды; сформировать осмысленное понимание ценностного отношения к своему здоровью как общественному достоянию.

Содержание программы

Введение (4 часа)

Человек и природа. Факторы живой и неживой природы. Взаимосвязь природных факторов и здоровья человека. Деятельность человека по сохранению природы. Заповедники, заказники, парки и памятники природы. Редкие и исчезающие видь растений и животных. История создания «Красной книги».

Экскурсия. Культура поведения человека в природе.

Тема 1. Здоровье человека и окружающая среда (18ч.)

Экология здоровья человека. Понятие здоровья. Из истории наук о здоровье человека. Факторы здоровья и риска заболеваний. Физическое и психическое здоровье. Основы здорового образа жизни. Наследственность составная часть здоровья. Влияние окружающей природы на здоровье человека. Природа - источник положительных эмоций в жизни и творчестве человека. Права и обязанности человека в сохранении своего здоровья и окружающей природы.

Ролевая игра: «Вредным привычкам - нет1».

Культура отдыха в природном окружении. Парки и заповедники города.

Видовое разнообразие растительного и животного мира природного окружения, его изменение под влиянием антропогенного фактора. Зелёная аптека природы.

Лекарственные растения, их роль в сохранении здоровья и лечении человека. Лекарственные растения «Красной книги». Сбор и хранение лекарственных растений. Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями.

Практическая работа: Определение лекарственных и ядовитых растений

Практическая работа. Написание и защита реферата.

«Состояние экологической среды твоего места обитания (природного окружения) и его влияние на здоровье».

Рекомендуемая литература:

1. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч. 2. М., 2002.

2. Программно-методические материалы «Биология» 6-11. М., 2002.

З.Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований. Педагогика и логика. М., 1993.

4. Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека. М., 1992.

5. Белоусова О.С. Вредным привычкам - нет!. Журнал «Биология в школе». 2004. №7

б. Морозова В.Ф. О развитии мышления учащихся в процессе обучения. Журнал «Биология в школе». 2003. №4 .

7. Морозова В.Ф. «Здоровье человека и планета» (программа элективного курса для 8-го класса). Современная гимназия - через универсальность к многообразию. М., ТОО «Чарли», 1996.

Ноздрачева А.Н.

"Введение в естественно-научные исследования."

Программа элективного курса для 7 класса.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... курсовповыбору в подростковой школе В организацииучебного процесса в основной школе однойиз главных проблем, с которой сталкивается педагогический коллектив ...
  2. Методические рекомендации по организации профильного и непрофильного обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации поорганизации профильного и непрофильного обучения (ГОУ гимназия1505 «Московскаягородскаяпедагогическаягимназия-лаборатория») Основа содержания обучения в старшей школе ...
  3. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  4. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  5. Для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ... из них складывались особые формыорганизации, приемы и навыки деятельности ... гимназию. Здесь он овладел немецким и латинским языками, прошел по ломоносовской программе курс ... Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Подред. В. И. Кириллова, С. ...

Другие похожие документы..