textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Программа элективного курса для 6 класса «Изучаем историю по историческим картинам» (32 часа)

Пояснительная записка

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса всеобщей и отечественной истории. Оно восполняет недостающий объем материала по Отечественной истории, изучаемый в 6 классе при рассмотрении более подробно раздела «Восточные славяне и Древняя Русь».

Как известно, одним из дидактических принципов является наглядность. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на достаточно ясные, живые восприятия и образы. Представления сюжетов о давно прошедших исторических событиях лишь тогда становятся знаниями, когда они находят свое выражение не только в научных понятиях, но и в чувственно-образном познании. В этом случае значительно возрастает роль учебных картин, содержание которых воспроизводит исторические события. Особенно это важно для учащихся подросткового возраста, в котором активно происходит развитие познавательных процессов. Поэтому изучение истории по картинам исторического содержания ставит своей целью формирование соответствующих знаний путем развития познавательных процессов: восприятие – внимание - мышление – память.

1) Восприятие. Подростки уже практически полностью владеют процессом восприятия, они умеют целенаправленно смотреть, слушать, видеть в предмете много разных деталей, выделять их главные и существенные признаки. Поэтому в процессе восприятия содержания соответствующей картины они могут выделить из общего сюжета события, относящиеся к одному интересуемому факту, восстановить в памяти опорные знания, сравнить их с передаваемым на картинке сюжетом, затем определить из него дополнительные сведения.

Таким образом, содержание программы «Изучаем историю по историческим картинам» реализует две тесно связанных между собой цели:

- восполнить недостающие знания учащихся по разделу «Восточные славяне и Древняя Русь»;

- продолжить развитие познавательных процессов у учащихся подросткового возраста.

Из данных целей вытекают следующие задачи:

- дать первоначальные сведения по истории развития и формирования славянских народов;

- расширить понятия: история, исторический источник, всемирная история;

- Культурология, архитектура, живопись, исторический жанр;

- бытовой, батальный, легендарный, сказочно-былинный сюжет, исторический портрет;

- славяне, их образ жизни, занятия, взаимоотношения с соседями;

- религия, языческая религия, христианство, Древняя Русь, монастырь, монахи;

- варяги, норманны, руссы, арабы. Византия, дань, «Путь из варяг в греки»;

- вече, храм, бильница, князь, дружина;

- торговая площадь, детинец, Новгород, заморские гости, господин Великий Новгород, Волхов, торг.

- развивать у учащихся умения видеть в исторических картинах средство для создания исторических образов и на их основе составлять сюжетные рассказы;

- сочетать учебную картину с текстом исторического содержания и составлять свои элементарные исторические очерки (рассказы).

Планируемый результат

К концу изучения данного курса учащиеся должны уметь оперировать (применять) основным понятийным аппаратом; анализировать содержание картин, сопоставлять его с соответствующими текстами; делать выводы; в логической последовательности событий составлять план, на основе которого готовить устные и письменные образно-эмоциональные исторические рассказы.

2. Внимание. В подростковом возрасте внимание претерпевает значительные изменения. Но этот процесс во многом зависит от индивидуальных особенностей подростка и, конечно, во многом – от организации процесса обучения учителем. Особенно важно значение развития свойств внимания имеет работа с картиной и сопроводительным к ней текстом. Все эти правила дают должный результат.

3. Мышление. Подростковый возраст считается наиболее благоприятным, наиболее чувствительным для развития мышления. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Работа с картиной в сочетании с текстом (учебника, дополнительной литературой), вопросами учителя, направляющими мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию логического мышления, что приводит к формированию умения составить рассказ по заданному сюжету.

4. Память. Одним из основных свойств личности является память. Для каждой возрастной группы детей характерны свои особенности памяти. По определению Эльконина Д.Б., память подростков становится «мыслящей».

Усиливается роль смыслового запоминания. В ходе работы с картиной наглядно-образные запоминания усиливаются смысловыми. При этом подросток учится сознательно управлять своей памятью, т.е. запоминает главное, восстанавливает опорные знания, обобщает изученный материал и воспроизводит его. Это подтверждает высказывание Леонтьева А.Н., «что для подростка вспомнить – значит мыслить».

Содержание курса

Тема 1. Многозначность понятия «История». Карамзин об истории. Исторические источники: вещественные, устные, письменные. Кладовые греческой музы Клио. Культура народов – важнейший исторический источник. Живопись как составная часть культуры. Исторический жанр. Художник – историк.

Литература:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. история древнего мира. М., Просвещение, 1995. С. 12-17, 44-46

  2. Казнев С.М., Бурдина Е.Н. Отечественная история (в таблицах и схемах). М., ЛИСТ, 1997.

  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., Просвещение, 1994. Стр. 3, 19-21

  4. Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., Интерпракс, 1994. С. 5-6, 79-89, 74-78.

Тема 2. Жизнь и быт восточных славян.

С.В.Иванов – автор жанровых исторических картин. Ранняя история славянских народов. Отличительные особенности восточных славян. Роль природно-географический факторов в их формировании. Расселение, основные виды деятельности, традиции. Отражение этнических особенностей восточных славян в сочинениях византийцев. Работа по картинам С.В.Иванова «Жилье восточных славян» и «Торг в стране восточных славян».

Творческая работа: составление рассказов на тему: «Хозяйственная деятельность восточных славян (земледелие, охота, рыболовство, ремесло, торговля)».

Литература:

  1. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1992, с.3-4

  2. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. М., Просвещение, 1996. С.21-22.

  3. Хрестоматия по истории России. Т.1. М., МИРОС, 1994, с.11-13

  4. Энциклопедия для детей. История России. М., Аванта+, т.5, с.115

Тема 3. Христиане и язычники. (6 ч.)

Традиции родоплеменных отношений (обычаи древних славян). Язычество Древней Руси и его отражение в быте и нравах народов. Владимир I – государственный деятель. Крещение Руси. Значение христианизации для духовного, культурного развития древнерусского общества. Монастырь на Руси.

Работа по картинам Г.И.Семирадского «Похороны знатного русса у восточных славян в X веке», С.В.Иванова «Христиане и язычники», К.И.Лебедева «Крещение киевлян в 988 г.», А.М.Васнецова «Монастырь в Московской Руси».

Творческая работа: составление рассказов на темы: «Языческая религия у славян», «Принятие христианства на Руси», «Монастыри на Руси».

Литература:

  1. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1992, с.13-19, 24-25

  2. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. М., Просвещение, 1996. С.23-25.

  3. Повесть временных лет. Рассказы начальной русской летописи. Под ред. акад. Д.С.Лихачева. М., Детская литература, 1987. с. 14-23

  4. Хрестоматия по истории России. Т.1. М., МИРОС, 1994, с.14-23

Тема 4. Славяне и их соседи (4 часа)

Восточные славяне и степь. Работа по картинам В.М.Васнецова «Варяги» и «Три богатыря» в сочетании с картой «История России».

«Повесть временных лет» о Руси и варягах, или норманнах – жителях скандинавского севера, которые совершали набеги на земли северных славян, грабили их и брали дань. Великий Новгород – важный торговый центр, тесно связанный с русскими и многими западными землями. Занятия новгородцев – торговля, земледелие, животноводство, охота, рыболовство. Новгородский былинный эпос.

Работа по картине А.М.Васнецова «Новгородский торг», раскрывающей значение торговли в жизни Новгорода.

Путь «из варяг в греки». Родина варягов. В.О.Ключевский о варягах. Ибн Даста – арабский писатель о варягах. Араб Аль Бекри о живущих среди славян варягах. В.О.Ключевский о роли братьев-варягов.

Творческая работа: составление рассказов на заданные темы: «Восточные славяне и степь», «Восточные славяне и варяги».

Литература:

  1. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1992, с.13-19, с. 101-109

  2. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., Мысль, 1987. Т.1, с. 155-156

  3. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. Учебник для 6 кл. М., Интерпракс, 1995. С. 70-74

Тема 5. Государственно – политическое устройство Руси (6 часо)

Киевская Русь в XI - начале XII вв. Ярослав Мудрый. Суд на Руси на основе традиций, правил. Русская Правда – первый сборник законов. Отмена кровной мести. Определение денежных тарифов. Вече – общенародная сходка и княжеская власть и его решения. Два вече на Руси, противостояние между ними. Одно в княжествах-монархиях, другое – в Новгороде, Пскове.

Работа по картинам И.Билибина «Суд во времена Русской Правды», А.М.Васнецова «Вече» и «Двор удельного князя».

Творческая работа: составление рассказов на темы: «Суд во времена Русской Правды», «Народное вече и его решения», «Князья на Руси».

Литература:

  1. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., Современник, 1992, с.13-19, с. 21-26

  2. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. М., Просвещение, 1996. С. 40-43

  3. Хрестоматия по истории России. Т.1. М., МИРОС, 1994, с. 53-54

  4. Энциклопедия для детей. История России. М., Аванта+, т.5, с.154-155

Итоговая творческая работа: «Заказ художнику исторической картины из жизни славян по составленному учащимися тексту».

Этапы выполнения работы:

- определение названия картины;

- составление ее композиции;

- написание текста;

- «нарисовать» (собрать) из образов картину.

Т.В.Кучер

«Как надо изучать географию»

Программа элективного курса для 6 класса (34 часа)

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в рамках проблемы развивающего обучения. Необходимость подготовки ее была вызвана следующим.

Переход на новые учебные планы привел к тому, что школьный курс географии (как обязательный предмет) остался только в основной школе, а по некоторым вариантам базисного плана отсутствует в VI классе или изучается в этом классе один час. При этом от учителя требуется обеспечение государственного общеобразовательного стандарта, качества знаний и умений учащихся. Складывается весьма парадоксальная ситуация.

В настоящее время, как никогда, учителю географии стало трудно работать в связи с отсутствием технических средств обучении, в том числе видеокассет тематического содержания. Для географии, содержание которой основано на пространственных образах-представлениях, важную роль играют аудиовизуальные пособия, способствующие правильному пониманию общей картины мира, реальной действительности об изучаемых объектах.

Все это приводит к тому, что обучение географии сводится к словесной форме передачи знаний, в результате чего снижается роль этого предмета в развитии учащихся и интереса к его изучению. Как известно, все вопросы обучения смыкаются с интересом-мотивом. Нет ни одной проблемы в учебно-познавательной деятельности, которую можно было бы успешно решать без опоры на интерес и тогда, когда он выступает как привходящее средство, отражающее привлекательные, яркие стороны изучаемого явления, и тогда, когда он выступает в виде внутреннего побуждения - мотива к учебной деятельности вообще.

Учитывая сложившуюся ситуацию (сокращение учебного времени, отсутствие видеопособий), на уроках географии учащиеся получают знания преимущественно в готовом, интерпретированном виде. Они лишь частично выступают в роли самостоятельно-познающего субъекта. Темп урока достаточно высок. На каждом уроке вводятся все новые и новые знания. У учителя практически нет возможности формировать приемы учебной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, проводить анализ, обобщение, т.е. всего того, что обеспечивает осознанное понимание содержания и способствует умственному развитию 1н1чпост^ учащихся.

Исходя из всего сказанного, целью настоящей программы является развитие умственных операций (мышления, воображения, обобщения и др.), формирование речи учащихся на основе приемов учебной деятельности, используемых при обучении географии (описания, сравнения, наблюдения, объяснения).

Не все приемы учебной деятельности возможно использовать в VI классе в связи с возрастными особенностями данной группы учащихся. Главным образом это будут наблюдения и описания, т.е. те приемы, на основе которых возникло содержание географии. Поэтому содержание первой темы программы «Исторические истоки географии» основано на раскрытии сути методов географии как науки: наблюдения и описания.

Содержание второй темы: «Разнообразие природы Земли» ставит своей целью приобщение учащихся шестых классов к ведущим методам изучения географии: сравнению, объяснению, обобщению, требующих дальнейшего более глубокого развития в последующих курсах географии.

Изучение курса «Как надо изучать географию» на основе формирования приемов учебной деятельности будет способствовать развитию речевой деятельности учащихся, формированию у них элементарной культуры общения. Небольшие группы учащихся, а также применяемые методы (проблемно-ситуативная беседа, чтение различных текстов, обсуждение их содержания, описание рисунков, анализ схем, карт и т.д.) во многом будут способствовать решению задачи развития речи учащихся и формированию у них культуры общения.

Каждая тема программы предусматривает выполнение учащимися практических и творческих работ, что обеспечивает логическую взаимосвязь познавательной и практической деятельности, способствует развитию у них интереса к учению, формированию репродуктивной и продуктивной деятельности.

Во второй четверти учащиеся приобщаются к работе над составлением сценария ролевой игры по выбранному ими сюжету из содержания курса.

Итогом изучения данного курса является представление учащимися ролевой игры по составленному ими сценарию.

Планируемый результат

К концу изучения курса учащиеся должны иметь общее представление об исторических корнях географии, взаимодействии природы и общества на разных исторических этапах; о разнообразии природы Земла; познакомиться с приемами получения и применения знаний (понимание и интерпретация текстов историко-географического содержания, анализ и описание фоктов и событий, выделение главной мысли, оценивание ситуации, смысловые обобщения и т.д.).

Рекомендуемая литература

Атлас географических открытий. Лондон, Дорлинг Киндерсли, 1997

Верн Ж. За убегающим горизонтом: история великих путешествий. Гродно, КЛФ «Сталкер», 1994.

Кёже Р. Путешественники – первооткрыватели. М., Слово, 1993

Кучер Т.В. География для любознательных. М., Дрофа, 1996

Кучер Т.В. Земля и люди. Введение в географию. М., Валент, 1997

Макдоналд Ф. Путешествия: экспедиции и первооткрыватели. М., Росмэн, 1995

Скарлато Г.П. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпресс, 1996.

Энциклопедия для детей. Т.3. География. М., Аванта+, 1997

Я познаю мир: детская энциклопедия. География. М., АСТ, 1995

ТЕМА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ГЕОГРАФИИ

(18 ч., из них 3 ч. на практические работы)

Представления первобытного человека о мире. Накопление примитивных географических знаний о ближайшем природном окружении. Познание географических явлений как обособленных и противостоящих человеку. Религиозные представления о злых и добрых силах природы.

Наскальные рисунки, передающие объекты и явления природы. Первые письменные знаки. Картосхемы (планы) небольших участков поверхности на дереве, коже, кости.

Эпоха рабовладельческого строя. Военные и торговые походы - первые источники стихийно-научного познания природы.

Античные представления об окружающем мире: единство мира, состоящее из отдельных царств природы.

Отдельные путешествия и открытия. Влияние их на расширение знаний об окружающем мире. Высокий уровень знаний о природе у древних греков и римлян. Осмысление и обобщение этих знаний, накопленных древнейшими цивилизациями.

Появление первой естественнонаучной литературы и карт. Карта Земли Гекатея Милетского. Его трактат «Описание Земли». Описания Геродота. Карта Земли по Геродоту.

Первые идеи о шарообразности Земли. Первые расчеты окружности Земли Эратосфена. Его сочинение «Географические записки» и карта обитаемого мира. Обобщение всех знаний о Земле в единую систему, введение термина «География».

«География» Страбона. Клавдий Птолемей. Его труд «География».

Эпоха Средневековья. Геологические представления о взаимодействии человека с природой. Богословские карты «Христианская география»: представление о мире на основе священного писания. «Монастырские карты», создаваемые картографами-монахами.

Марко Поло и его путешествия через всю Азию, пустыни Персии, степи Монголии. Описание увиденных им стран - Китая, Тибета, Бирмы, Лаоса, о.Явы, Суматры, Цейлона. Карта путешествий Марко Поло. Устные рассказы Марко Поло о своих путешествиях, записанные Рустичиано в «Книгу Марко Поло» и «Великая Россия».

Изобретение глобуса.

Эпоха Великих Географических открытий. Возврат к античным представлениям об окружающем мире, дальнейшее развитие их. Начало формирования научных представлений о Земле благодаря разведывательным океаническим плаваниям и экспедициям. Создание многотомных историко-географических сочинений и бурное развитие картографии.

Период испанских и португальских открытий (конец XV-сер.XVI в.). Энрик Мореплаватель - организатор морских путешествий. Путешествие Васко де Гамы.

Христофор Колумб - моряк, ученый, завоеватель, правитель. Открытие Нового Света Америго Веспуччи.

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана. Его значение для доказательства единства вод Мирового океана, размеров Тихого океана, преобладания моря над сушей.

Практические работы (3 ч.)

1. Ознакомление с первыми источниками познания окружающего мира.

2. Составление карты путешествий (по выбору учащихся).

3. Составление энциклопедической справки о биографии Великих путешественников (по выбору учащихся).

ТЕМА 2. РАЗНООБРАЗИЕ И НЕПОВТОРИМОСТЬ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

(16 часов, из них 6 часов на практические работы)

Облик Земли из Космоса. Воспоминания космонавтов Ю.А.Гагарина, Г.С.Титова о величественной красоте Земли. Космическая живопись.

Красота звездного неба. Лазурно-голубой купол неба. Вечерние сумерки, зори, восходы и закаты. Белые ночи. Северное сияние.

Красота неживой природы Земли: величественная красота гор. Горные пейзажи на полотнах картин Н.К.Рериха. Необъятные равнинные просторы. Пейзажи А.И.Куинджи, И.И.Шишкина и др.; великолепие водной стихии морей и океанов. Воссоздание основных состояний и превращений моря на картинах И.К.Айвазовского. Красота рек и озер, родников и ключей, гейзеров. В.Д.Полянов «Заросший пруд». Естественные феномены и реликвии Земли: Ниагарский водопад; Большой каньон; озеро Байкал, карстовые пещеры и др.

Красота живой природы Земли. Зеленый наряд планеты: дубрава, березовая роща, эвкалиптовый лес; тайга, тропический лес, прерии, ковыльные степи; тундра летом. Картины русского леса в произведениях русских художников.

Чудо природы - цветы: естественная гармония. Многообразие форм и красок. Картины цветущих деревьев и кустарников. П.Кончаловский - «Сирень».

Мифологические предания о Флоре - богине и покровительнице цветов, Нарциссе, Гиацинте, о чарующей розе.

Растительные орнаменты на государственной символике у разных народов мира, различных предметах быта. Хохлома. Жостово. Гжель. Истоки и мотивы росписей.

Противоречивый характер восприятия человеком красоты животных: борьба соображений пользы и красоты животных; боготворение некоторых животных у разных народов мира. Изображение животных на предметах быта, государственной символике у разных народов мира.

Художники-анималисты: В.А.Ватагин, К.И.Чарушин, И.С.Ефремов. Живописные, графические и скульптурные изображения животных.

Эстетика природы - наука о красоте природы.

Практические работы (6 ч.)

1. Рассмотрение репродукций картин художников Н.К.Рериха, А.И.Куинджи, И.И.Шишкина, Н.К.Айвазовского и др., передающих различные особенности природы Земли.

2. Творческая работа учащихся по составлению сценария ролевой игры по выбранному ими сюжету на одну из тем курса.

3. Представление ролевой игры.

В.С.Маргаритов

"История математики"

Программа элективного курса для 6-го класса

(24 часа)

Школьный курс математики растянут на 10 лет, и хотя в течение этого времени у ребенка несколько раз меняется самосознание, ему редко дается возможность переосмыслить полученное знание. Даже если он помнит каждую тему в отдельности, у него может не быть представления о пройденном материале в целом. Математические конструкции, как правило, детям (да и взрослым) представляются искусственными, поэтому очень важно уделять особое внимание проблеме усвоения их учеником.

Одним из способов проконтролировать это усвоение и поспособствовать ему является диалог учителя с учеником, в котором мнение ученика если не более важно, то, по крайней мере, равнозначно мнению учителя. При таком обсуждении часто бывает уместно использовать исторический, культурный или философский контексты, что дает возможность ученику найти точки опоры своих взглядов на математику за пределами математики и, тем самым, возбудить интерес к изучению соответствующих гуманитарных дисциплин и, в свою очередь, математики. Если обычные уроки математики призваны вывести ученика (а скорее, весь класс в целом) на некоторый уровень владения материалом, то цель данного курса в том, чтобы сформировать у каждого индивидуальный подход (и отношение) к этому предмету.

Задачи курса:

- ознакомить учащегося с опытом работы с системами знаков, перехода из одной системы в другую;

- восполнить пробелы в изучении истории культур применительно к истории математики;

- дать материал к критическому осмыслению математических теорий, объектов, структур (в том числе и с помощью сравнения аналогов из различных традиций).

Содержание данного курса посвящено истории математики Древнего Египта, Вавилона, Греции (по возможности Рима, Индии, Китая). Основное внимание уделяется системам счисления (запись числа, арифметические операции), специфическим задачам и способам их решения, как они были представлены в рассматриваемых культурных традициях. Каждая тема, кроме непосредственно математического аспекта (его сложность может гибко регулироваться), имеет исторический аспект, который имплицитно содержит в себе некоторое отношение к первому и его оценку.

Планируемый результат.

Предполагается, что изучение данного курса будет способствовать лучшему восприятию и усвоению учащимися курса алгебры, формированию у них общего представления о единстве математического факта (в противовес различию его выражений в разных культурах), о соотношении математической теории с практикой обыденной жизни и среди прочего о столь трудном для усвоения понятии действительного числа.

Итогом изучения данного курса являются подготовленные учащимися стенды и небольшие доклады по содержанию основных тем программы.

Рекомендуемая литература.

  1. Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука, М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1959.

  2. Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия, М.: Наука, 1981.

Содержание программы.

Тема 1: Обозначение чисел в Древнем Египте (2 часа).

Система счисления в Древнем Египте. Сложение, умножение, деление. Обозначение дробей и действия с дробями в математике Древнего Египта.

Тема 2: Обозначение чисел в Древнем Вавилоне (2 часа).

Представление чисел и дробей в шестидесятиричной системе счисления. Сложение и умножение.

Тема 3: Обозначение чисел в Древней Греции (2 часа).

Греческий алфавит. Таблица умножения.

Сравнение египетской, вавилонской и греческой систем счисления.

Тема 4: Математика Древней Греции (14 часов).

Многоугольные числа. Доказательство некоторых формул, связанных с треугольными, квадратными и пирамидальными числами.

Общая мера отрезков. Наибольшая общая мера отрезков, представляющих целые или дробные числа. Алгоритм Евклида нахождения общей меры отрезков.

Теорема Пифагора. Свойства четных и нечетных чисел. Доказательство несоизмеримости стороны и диагонали квадрата.

Сложение и вычитание квадратов (чтобы в результате тоже получился квадрат). Сравнение прямоугольников (приведение прямоугольника к заданной стороне).

Преобразование прямоугольника в квадрат. Преобразование любого многоугольника в квадрат. Формулы геометрической алгебры.

Знаменитые неразрешимые проблемы древности. Квадратура круга. Теорема о площади круга.

Тема 5: Конические сечения (4 часа).

Эллипс. Фокальное свойство эллипса. Теорема о сечениях цилиндра.

Парабола. Гипербола. Теорема о сечениях кругового конуса.

Зайцева Т.Е.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... курсовповыбору в подростковой школе В организацииучебного процесса в основной школе однойиз главных проблем, с которой сталкивается педагогический коллектив ...
  2. Методические рекомендации по организации профильного и непрофильного обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации поорганизации профильного и непрофильного обучения (ГОУ гимназия1505 «Московскаягородскаяпедагогическаягимназия-лаборатория») Основа содержания обучения в старшей школе ...
  3. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  4. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  5. Для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ... из них складывались особые формыорганизации, приемы и навыки деятельности ... гимназию. Здесь он овладел немецким и латинским языками, прошел по ломоносовской программе курс ... Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Подред. В. И. Кириллова, С. ...

Другие похожие документы..