textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Программа элективного курса для 5 – 6 классов

(42 часа)

Пояснительная записка

Данный курс предполагает знакомство гимназистов 5 – 6 классов с кинематографом как видом искусства. Необходимость такого знакомства обусловлена тем, что современный школьник соприкасается с кинематографом гораздо чаще, чем с любым другим видом искусства, будучи при этом совершенно не готов к его восприятию: кинематограф представляется ему развлекательным зрелищем, элементом массовой культуры, не требующим эмоционального или интеллектуального напряжения и сколько-нибудь серьезного подхода. Задачей данного курса является изменить такое отношение к кинематографу, помочь учащимся выработать критерии, которые позволят им отличить подлинное произведение искусства от продукта массового потребления, обогатить их восприятие и научить ориентироваться в потоке качественной и некачественной кинопродукции.

В рамках первого года обучения (5 класс) учащимся сообщаются общие сведения об истоках и зарождении кинематографа, о превращении его из ярмарочного развлечения в искусство со своими выразительными средствами и собственным языком.

Учащимся сообщается о тесной связи кинематографа – с первых его шагов – с литературой и другими видами искусства. Цель таких сведений – создать представление о кинематографе как, с одной стороны, синтетическом, а с другой – самостоятельном искусстве, обладающем собственными средствами создания художественного образа.

Также кинематограф рассматривается как синтез искусства и технологии, где приоритет, безусловно, должен принадлежать искусству, технологии же – вспомогательная роль.

На втором году обучения (6 класс) учащиеся получают новые теоретические сведения, позволяющие расширить представление о средствах выразительности искусства кинематографа, знакомятся с основными художественными приемами, используемыми режиссером при создании кинофильма. В качестве вспомогательного материала предлагается для просмотра одна из серий документального фильма М.Скорсезе «Прогулки по американскому кино» - «Режиссер как иллюзионист».

Предметом изучения являются художественные и анимационные экранизации сказочных сюжетов в первый год обучения, и кинофильмы, созданные по мотивам легенд и мифов – во второй год обучения. В этой части содержание курса находится в прямой связи с программой по литературе 5 и 6 классов, которая обращается к изучению сказки и мифа как жанров фольклора, а также с программой по истории древнего мира и средних веков.

Целью анализа кинофильмов является определение жанровой специфики, особые, чисто кинематографические, приемы создания колорита, атмосферы, характеров персонажей, а также рассмотрение того, как трансформируется литературный источник, будучи перенесенным на киноэкран.

Планируемый результат.

По завершении курса учащиеся должны научиться различать жанр кинематографа и литературный жанр, в частности, видеть и осознавать отличие киносказки, кинолегенды и киномифа от соответствующих жанров фольклора и литературы.

Содержание программы

5 класс ( 12 часов)

Тема 1.Начальные сведения из истории кинематографа ( 2 часа ).

Первые попытки передать динамику с помощью изобразительных средств. Наскальная живопись. Искусство Древнего Египта. Росписи Кносского дворца на о.Крит. «Волшебный ящик». Первые приспособления для проекции изображения. Изобретение фотографии. «Серийные фотографии» (1877 – 1885 г.г.) – первый шаг кинематографа. «Кинетоскоп» Т.Эдисона (1894 – 1896 г. г.) Первый киносеанс на Бульваре Капуцинов в Париже 28 декабря 1895 г. Первые фильмы братьев Люмьер, их основные особенности. «Картины с превращениями» Ж.Мельеса. Фильм Мельеса «Путешествие на Луну» (1902 г.). Значение сорокалетнего существования кинематографа в качестве «Великого немого» для его становления как вида искусства. Появление звукового кино (1927 г.)

Тема 2. Кино как синтетическое искусство. (1 час).

Кино – синтез разных видов искусства: изобразительного искусства, музыки, литературы, театра, искусства фотографии. Понятие экранизации. Собственный язык кино – язык монтажа.

Кино – синтез искусства и технологии. Кинотрюки, спецэффекты, их использование. Соотношение между искусством и технологией в кино – соотношение между временным и вечным.

Тема 4. Волшебная сказка как жанр фольклора и литературы(1час).

.Жанровая специфика волшебной сказки – герои, их характеры, реальность событий, место и время действия, «волшебные помощники». Основной конфликт между Добром и злом. Отличие авторской сказки от фольклорной.

Фольклорная основа сказки «Золушка». Литературные обработки Ш.Перро и бр.Гримм.

Тема 3. Фильм Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка»(1947г.) (4часа).

Литературная основа фильма – пьеса Евг.Шварца

. История создания фильма. Общие представления о негативном отношении Советской власти к волшебной сказке в 30 – 40 годы

Определение жанровой специфики фильма. Средства киноязыка, с помощью которых создается сказочная атмосфера в фильме: декорация, костюмы, музыка, особенности текста. Экспозиция фильма.

Волшебные персонажи и предметы в фильме. Фея и мальчик-паж – особенности создания образов. Хрустальная туфелька – центральная деталь сказочного сюжета.

Золушка в исполнении Я.Жеймо – ее характер, мечты, отношение к окружающей действительности. Значение любви в истории Золушки. Средства киноязыка, помогающие понять образ героини.

Король в исполнении Э.Гарина как центр сказочного сюжета, как персонификация сказки. Средства раскрытия образа.

Мачеха и сестры. Принцип построения образов. Комизм и ирония, их значение в концепции образа Мачехи. Особенности исполнения роли Мачехи Ф.Раневской. Мачеха как персонаж из обыденной жизни, «антисказочный» персонаж. Трактовка традиционного сказочного конфликта между Добром и Злом как конфликта между сказкой и обыденностью, сказкой и ее гонителями, (между Королем и Мачехой). Главная идея фильма – протест против запрета сказки.

Тема 5.Анимационный фильм У.,Диснея «Синдерелла» (1950г) (4часа).

Литературная основа фильма – сказка Ш.Перро.

Особенности анимации У.Диснея. Средства создания сказочной атмосферы в фильме. Экспозиция. Особые возможности анимационного кино. Роль музыкальных номеров в фильме. Образ Синдереллы в сравнении с Золушкой Я.Жеймо – сходство и отличия. Иной взгляд на мир, на собственное положение, иное отношение к Мачехе и сестрам.

Мачеха как воплощение Зла в фильме, традиционная сказочная злодейка. Драматические эпизоды, связанные с этим персонажем. Диснеевская традиция изображения злодеев. Кот Люцифер как носитель комизма злых сил в фильме.

«Маленькие помощники» Синдереллы, их роль в раскрытии ее характера. Параллельный сюжет мышей в фильме, его значение. Решающая роль этого сюжета в создании напряжения и развитии действия фильма. Анимационные средства создания «злых и добрых» персонажей.

Образ Феи – слияние обыденности и волшебства, ирония. Решение сцены колдовства как музыкального номера. Значение образа Феи в раскрытии душевного состояния Синдереллы.

6 класс (30 часов)

Тема 1. Основные выразительные средства киноязыка (3часа)..

Монтаж как важнейший этап при создании фильма. Появление и развитие монтажа в кинематографе. Параллельный монтаж в фильмах Д.-У.Гриффита. Понятие «эффекта Кулешова». Монтаж как главное выразительное средство киноязыка. Понятие плана. Общий, средний, крупный и сверхкрупный планы, история их появления, значение в фильме. Способы смены планов: наезд, наплыв, диафрагма, «шторка». Понятие и значение ракурсной съемки.

Способы создания исторического колорита в фильме.

Основные выразительные приемы и их рождение в рассказе Мартина Скорсезе («Режиссер как иллюзионист»)

Тема 2.Легенда и миф как жанры фольклора и литературы. (1час).

Реальность изображаемых событий, место и время действия, характеры персонажей, понятие героического в мифе и легенде. Понятие типизации в литературе.

Тема 3. Фильм Э.Теннанта «Everafter» (1998г.) (8 часов)

Определение жанровой специфики фильма. «Everafter» как фильм-легенда, основанный на сказке «Золушка». Трансформация жанра

Исторические и географические ориентиры в фильме. «Утопия» Т.Мора – время создания, основной смысл произведения. Леонардо да Винчи – краткая справка о жизни и творчестве, последние годы жизни при дворе Франциска Первого, во Франции. Значение «рамочного рассказа» в фильме.

Значение экспозиции в раскрытии характеров персонажей.

Даниэль в исполнении Д.Берримор. Отсутствие традиционной типизации, присущей персонажу сказки. Отличие героя фильма-легенды от героя литературной легенды. Предельная индивидуализация образа Даниэль. Цельность характера, незаурядность, чувство собственного достоинства, самостоятельность, образованность. Воплощение идеалов гуманизма и универсальной личности эпохи Возрождения в образе Даниэль.

Значение в истории Даниэль любви как самоценного чувства, а не как способа изменить жизнь.

Образ принца Генри: неоднозначность, борьба между сословной гордостью и естественным чувством. Значение любви для принца Генри, изменения в его характере, взглядах на жизнь под влиянием Даниэль.

Баронесса-мачеха в исполнении А.Хьюстон, неоднозначность характера, сложное отношение к падчерице, жизненные ценности и ориентиры. Причины различного отношения к дочерям.

Значение образа Леонардо да Винчи в фильме. Утверждение искусства как чуда в реальной жизни.

Тема 4.Фильм Р.Коэна «Сердце дракона» (1996г.) (8 часов)

Определение жанровой специфики фильма «Сердце дракона» как фильм-легенда. Исторические и географические ориентиры в фильме.

Связь сюжета фильма с легендами о короле Артуре, значение этих мотивов для понимания основной идеи фильма.

«Старый обет», его сущность, отношение к нему героев фильма – Айнена, Боуэна и Драко. Различное восприятие «старого обета» людьми и драконами: для первых - как старой традиции, уже несовременной а неактуальной, для вторых – как части их жизни, длящейся много столетий.

Образы Боуэна и Драко, их трактовка как основное отличие кинолегенды от легенды как литературного жанра.

Герой и категория героического применительно к литературной легенде, их трансформация в кинолегенде.

Образ Драко «в исполнении Шона Коннери». Способы создания образа: соединение технологии и актерского мастерства. Ирония в изображении взаимоотношений Драко и Боуэна, ее роль в создании образов.

Драко – Хранитель «старого обета» и главный герой фильма. Героические черты в образе Драко в отличие от героических черт персонажа литературной легенды: доброта, мудрость, ироничность вместо силы, отваги и бескомпромиссности.

Тема 5.Фильм А.Кончаловского «Одиссей» (1996г.) (10 часов).

Определение жанровой специфики фильма. Литературная основа фильма. Понятие мифологизированного восприятия мира в античном мифе: место человека в мире, роль богов в жизни человека, мифологические персонажи.

«Мифологизация мира» в фильме «Одиссей». Способы создания мифологических персонажей, использование спецэффектов, иллюзия реальности. Взаимоотношения мифологических персонажей людей в фильме.

Отражение в фильме основного принципа античной мифологии – «Человек – игрушка в руках богов». Странствия Одиссея как каприз богов.

Способы создания образов богов: Посейдона, Гермеса, Эола. Афина в исполнении И.Росселини.

Образ Одиссея в исполнении А.Ассанте. Трактовка образа как основное отличие киномифа от мифа как жанра фольклора. Особое мировосприятие Одиссея, противоречащее законам античного мифа, попытка создать свой мир, в котором правят не капризные боги. А любовь. Одиссей в фильме как человек из другого времени.

Детальная разработка характеров персонажей фильма. Образ Пенелопы в исполнении Г.Скакки. Образ Эвриклеи в исполнении Д.Чаплин. Индивидуализация второстепенных персонажей фильма.

Полемика фильма «Одиссей» как киномифа с античным мифом – полемика человеческой индивидуальности с основным принципом античного мифа: «Человек без богов – ничто».

Рекомендуемая литература

  1. Актерская энциклопедия кино Европы. М., Материк, 1997

  2. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. М., SvR-Аргус, 1994

  3. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. М., SvR-Аргус, 1994

  4. Митта А.Н. Кино между адом и раем. М., Подкова, 1999

  5. На экране – Америка. Составитель – Кокарев И.Е. М., Прогресс, 1978

  6. Фрейлих С.И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского. М., Искусство, 1992

А.В.Шандалова

«Фольклор»

Программа элективного курса для 5 класса (14 часов)

Пояснительная записка

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Целью данного курса является приобщение детей к истокам русского народного творчества. Содержание предлагаемой программы включает главным образом словесный фольклор (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. ^Знакомство детей с содержанием поговорок, загадок, пословиц, сказок будет способствовать приобщению их к общечеловеческим нравственньм ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Практический опыт показал, как сложно донести до понимания детей даже короткие фольклорные произведения, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи. Занятия могут сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний в той или иной деятельности. Организация занятий предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного, эмоционального развития, такого рода комплексные занятия способствуют и социальному развитию детей.

Данная программа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Планируемый результат. В конце изучения данного курса предполагается, что ознакомление учащихся с национальными культурными ценностями будет способствовать развитию их духовности - интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру их общего развития.

Содержание программы

Занятие 1. Фольклор. Происхождение. Жанры. Общие особенности. Познавательное

значение. Детский фольклор. Жанры детского фольклора.

Занятие 2. Расселение славян. Жилища наших предков. Пословицы, поговорки и загадки о

жилище.

Занятие 3. Домашняя утварь и посуда древних славян. Загадки, пословицы, поговорки о

домашней утвари и посуде.

Занятие 4. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки.

Занятие 5. Из истории мужской и женской одежды. Загадки, пословиц, поговорки об одежде.

Занятие 6. Небылицы-перевертыши. Сказочки докучные.

Занятие 7. Из истории мужской и женской обуви. Загадки, пословицы, поговорки об обуви.

Занятие 8. Считалки. Жеребьевые оговорки.

Занятие 9. Из истории мужских и женских головных уборов. Загадки, пословицы, поговорки

о головных уборах.

Занятие 10. Дразнилки. Молчанки. Поддевки.

Занятие П. Из истории русской кухни. Что ели на Руси. Загадки, пословицы, поговорки о

еде.

Занятие 12. Песенные заклички, приговоры.

Занятие 13. Загадки, пословицы, приговорки о праздниках. Как отмечали праздники на Руси.

Занятие 14. Обобщение знаний, полученных на элективном курсе.

Рекомендуемая литература

1. Аверкин А. Припевки, шутки, прибаутки. - М., 1997.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-СПб, 1998.

3. Крейдлина Д.Л. Фольклор и дети. - М., 1994.

4. Шангина И.И, Русские дети и их игры. - СПб, 2000.

Л.Л.Вишневская

Я - эрудит

Программа элективного курса для шестого класса (34 часа)

Пояснительная записка

Особое внимание в средней школе на уроках русского языка уделяется обогащению словарного запаса, расширению курса используемых грамматических средств, применению полученных знаний и умений в речевой практике. Вопросы языковой и лингвистической грамотности решаются в нашей гимназии в рамках развивающего обучения.

Цель данного курса - в доступной форме углубить представления учащихся об известных им орфографических правилах русского языка, подготовить их к нестандартному подходу к изучению предмета и помочь определиться в сфере разнообразных интересов.

Задача курса - научить учащихся самостоятельно решать лингвистические задачи, доступные для их возраста, работать со словарями (толковым, фразеологическим и др.).

Элективный курс рассчитан на 17 занятий по 2 часа в неделю. Программа предназначена учащимся, проявляющим интерес к родному слову и родной речи.

Форма занятий - групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Подведение итогов - экзамен. На нем учащиеся представляют стенд, на котором должны найти отражение наиболее значимые фрагменты занятии. Шестиклассники показывают задания, упражнения, образцы их выполнения, вызвавшие наибольший интерес у них.

Планируемый результат. Предполагается, что знания и умения, полученные на занятиях данного курса, расширят их представление о русском языке и могут быть использованы в творческих работах.

Рекомендуемая литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М., Просвещение, 1995

  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. М., Просвещение, 1991.

  3. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. М., Аналис, 1994.

  4. Успенский Л.В. По закону буквы. М., Молодая гвардия, 1973.

  5. На берегах Лингвинии. Под ред. Л.Д.Чесноковой. М., Просвещение, 1996.

Содержание программы.

1. Кто и когда приобрел письменность. Древние письмена:

рисуночное письмо, клинопись, иероглифы.

2. Застывшие звуки. Греческий алфавит.

3 . Славянская письменность. Кириллица и глаголица. Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий.

4. Фонема. Что это такое. Звуки русского языка. Звонкие и глухие "двойняшки", твердые и мягкие.

5. Практическое занятие - поиграем с фонемами. Роль фонемы в слове.

6. Буквы русского языка. Тайна Алфавита. Реформы Азбуки. Какие буквы были изгнаны из алфавита.

7. Буква - помощница. Ее функции в русском языке.

8. М. В. Ломоносов и его роль в развитии русского языка, Великий ученый о потаенных буквах.

9. Практическое занятие. Анализ стихотворений.

10. Буква - подсказчица - Ъ и буквы «е,ё,ю,я». Их роль в русском языке

11. Зеркальные и незеркальные слова.

12. Чередование в языке. Сильные и слабые позиции.

13. Опасные согласные.

15. Опасные гласные. Волшебная палочка- ударение.

16. Главное правило. Составление самоинструкции и работа по ней.

17. Заключительное занятие, посвященное Празднику славянской азбуки. Доклады.

Зайцева Т.Е.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... курсовповыбору в подростковой школе В организацииучебного процесса в основной школе однойиз главных проблем, с которой сталкивается педагогический коллектив ...
  2. Методические рекомендации по организации профильного и непрофильного обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации поорганизации профильного и непрофильного обучения (ГОУ гимназия1505 «Московскаягородскаяпедагогическаягимназия-лаборатория») Основа содержания обучения в старшей школе ...
  3. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  4. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  5. Для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ... из них складывались особые формыорганизации, приемы и навыки деятельности ... гимназию. Здесь он овладел немецким и латинским языками, прошел по ломоносовской программе курс ... Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Подред. В. И. Кириллова, С. ...

Другие похожие документы..