textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Программа элективного курса для 5-го класса (16 часов).

Пояснительная записка.

Декоративное цветоводство изучает строение, физиологические особенности и способы разведения и ухода за «нетипичными» растениями. Термин «нетипичный» в данном случае означает растения, непривычные для глаза человека данной страны и культуры. Особенности, привлекающие взгляд, могут заключаться в различных признаках: строении цветка, ярком окрасе венчика, приятном аромате, необычных размерах цветка или соцветия и др.; необычной форме листовой пластины (лист сильно рассечен или имеет сложное строение); редком окраске листьев или побегов в целом (листья пятнистые или красного цвета и др.); привлекательном запахе, выделяемым растениями; необычной формой крон деревьев и кустарников.

Человеку свойственно обращать внимание на редкие предметы, особенно почетно всегда считалось обладать такими редкими вещами. Тем более, если эдакая «невидаль» создана собственными руками. Поэтому декоративное цветоводство - выращивание редких и необычных цветов, всегда считалось почетным и увлекательным занятием. Надо сказать, что на этом поприще человек преуспел. За последние 150-200 лет, в течение которых декоративное цветоводство развивалось особенно быстро, было выведено более 1,5 млн. сортов декоративных растений. Первые сведения об этом относятся к V - VI тысячелетиям до нашей эры. Люди с глубокой древности использовали цветы для украшения храмов и дворцов. Найдены вазы для цветов, относящиеся к бронзовому веку. Во времена расцвета египетской цивилизации путешественники привозили из дальних стран не только драгоценности, пряности и благовония, но и цветы.

В настоящее время, существует огромное количество видов экзотических растений, которые без особого труда выращиваются в нашей стране. Цветы в квартире, на приусадебном участке, во дворе дома или какого-нибудь учреждения, радуют глаз, способствуют приятному эмоциональному состоянию и прививают тягу к прекрасному. Поэтому, особенно важно, чтобы дети с ранних лет знали как можно больше о растениях и умели за ними ухаживать. Ведь каждый цветок, каждое дерево или кустарник требует особого ухода и тем более, если это растение - чужестранец.

Элективный курс «Декоративное цветоводство» призван формировать у пятиклассников гармоничное развитие, бережное отношение к природе и труду человека. Учащиеся этого возраста имеют только общие представления о растениях, поэтому данный курс особенно актуален. Содержание его направлено на формирование у детей целостного восприятия живой природы, умения использовать элементарные знания и умения по уходу за растениями из личного опыта на занятиях, развитие познавательного интереса к изучаемой теме. Оно расширяет знания учащихся по ботанике, географии и экологии, развивает навыки учебной деятельности - наблюдения, описания, систематизации, проведения опытов (кратковременных и длительных), работу с литературой. Содержание курса дает дополнительную возможность для экологического образования, формирования универсальных знаний вне зависимости от дальнейшей профилизации учащихся.

Кроме занятий в классе (как теоретических, так и практических), предусматриваются экскурсии и посещение выставок, посвященных основным темам курса.

Содержание курса «Декоративное цветоводство» носит общий характер и может быть конкретизирован на других курсах, посвященных отдельно каждой области растениеводства.

Целью курса «Декоративное цветоводство» является эстетическое развитие личности учащихся и гармоничное восприятие окружающей среды.

Задачами курса являются: формирование знаний о комнатных и декоративных растениях, умений выращивания цветов различных экологических групп, раскрытие сфер использования цветочных растений.

Курс рассчитан на 16 часов (одна четверть по два часа в неделю). Его содержание включает восемь тем, содержание которых обеспечивает необходимый минимум знаний и умений для формирования общего представления о декоративном цветоводстве.

Планируемый результат: предполагается, что в конце изучения курса учащиеся будут иметь общее представление о декоративных растениях и области применения; определять по внешним признакам растения по принадлежности к экологическим группам; знать методы и приемы размножения декоративных растений и применять их на практике; осуществлять уход за растениями некоторых экологических групп; иметь элементарные умения по составлению букетов и композиций; составлять план приусадебного участка с учетом пространственных и экологических потребностей тех или иных декоративных растений; применять знания по определению вредителей цветочно-декоративных растений и знать методы борьбы с ними.

Рекомендуемая литература:

1. Вент. Ф. В мире растений. М.: Мир, 1972.

2. Верзилин. Н. В. Путешествие с домашними растениями. Л.: Детская литература, 1965.

3. Долгачева. В. С., Алексахина. Е. М. Ботаника. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Academa, 2003.

4. Золотницкий. Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 1995.

5. Кудрявец. Д. Б., Петренко. Н. А. Как вырастить цветы. М.: Просвещение, 1993.

6. Лахер В. . Экология растений. М.: Мир, 1978.

7. Родина. В. А. Цветоводство в школе. М.: Просвещение, 1974.

8. Хессайон. Д. Г. Все о комнатных растениях. М.: Кладезь, 1995.

9. Цветаева. 3. Комнатные растения. М.: Московский рабочий, 1962.

10. Энциклопедия комнатного цветоводства. Сост. Головкин Б.Н. М.: Колос, 1993.

11. Комнатные и садовые растения. №№ 27, 30, 32, 49. 2004

12. Сад и огород. №5,7,8,10. 2003. №№ 1,2,4,6. 2004.

Содержание программы.

Тема I. «Садовые земли, их обработка и удобрения». (2 ч.)

Типы почв. Состав и свойства садовых земель. Формирование садовых земель. Обработка почвы в природе и для комнатного цветоводства. Методы внесения удобрений и сроки удобрения различных культур.

Практическая работа «Физические свойства различных типов почв».

Вес песчаных, торфяных и глинистых почв. Плотность и вязкость почв. Понятие тяжелых и легких почв. Растворимость почв и их фильтрование. Рн водной вытяжки.

Тема II. «Классификация цветочно-декоративных растений». (2 ч.)

Отличительные особенности растений, используемых в декоративном цветоводстве: по форме и окраске венчика, листьев, по лечебным и ароматическим свойствам. Отношение растений к влаге, освещенности, составу воздуха и питательным веществам. Продолжительность жизни растений (одно-, двух- и многолетники).

Экскурсия в сельскохозяйственную академию им. К. П. Тимирязева.

Строение растений в зависимости от среды произрастания. Схожесть строения растений произрастающих в одинаковых экологических условиях.

Тема III. «Растения пустыни и луковичные растения». (2 ч.)

Особенности строения суккулентов и склерофитов. Различные способы экономии воды и ее запасания. Уход за декоративными растениями засушливых областей. Полив и состав воздуха, внесение удобрений в зависимости от сезона. Понятие об эфемерах и эфемероидах.

Практическая работа «уход за суккулентами».

Приготовление почвенных смесей для молодых и взрослых растений. Пересадка и подкормка растений засушливых зон.

Тема IV. «Растения тропиков и субтропиков». (2 ч.)

Внешний вид растений тропиков. Необходимость поддержания большой влажности воздуха для образования воздушных корней. Искусственное увлажнение воздуха. Строгий температурный режим тропических растений. Поддержание микроклимата. Отличия тропических растений от обитателей субтропиков.

Практическая работа «Уход за растениями тропиков».

Опрыскивание и полив растений тропиков. Выбор подходящего места в кабинете. Составление композиций из тропических растений.

Тема V. «Вегетативное размножение растений». (2ч.).

Биологический смысл и специфика вегетативного размножения. Методы и приемы вегетативного размножения: делением куста, отпрысками, детками, черенкованием побега и листа, прививки (окулировка и копулировка).

Практическая работа «Размножение растений методами деления куста и черенкованием». Размер черенка, способы укоренения черенков (в воде и в почвенной смеси). Деление куста растения при пересадке. Отделение корней от земли.

Тема VI. «Половое размножение растений». (2ч.)

Биологический смысл полового размножения растений. Роль полового размножения в селекции и значение для выведения новых сортов растений. Приспособления растений к опылению. Образование семян и приспособления растений к переносу семян. Способы хранения семян. Использование цветов, плодов и семян в декоративном цветоводстве.

Практическая работа «Семенное размножение растений».

Опыление цветков комнатных растений на занятии. Наблюдение за образованием плодов в течение нескольких недель. Ведение дневник наблюдений. Высевание семян, полученных предыдущей группой на занятии. Наблюдение за их прорастанием в течение нескольких недель. Ведение дневника наблюдений.

Тема VII. «Вредители декоративных растений». (2 ч.)

Заболевания растений, вызванных вредителями. Проявления заболеваний и методы борьбы с вредителями.

Колемболы как индикатор переувлажнения почвы. Вред, наносимый тлями, щитовками, трипсами и паутинными клещиками. Заболевания, несвязанные с вредителями: мучнистая роса и серая плесень.

Практическая работа «Борьба с вредителями комнатных растении».

Признаки обнаружения зараженных растений. Обработка растений, зараженных паутинным клещиком, щитовкой и мучнистой росой. Ознакомление со строением щитовки при увеличении (под лупой и микроскопом).

Тема VIII. «Цветочно-декоративные растения в озеленении и для составления букетов». (2 ч.)

Декоративные растения для высадки на клумбы. Планирования живой изгороди, каменистых садов и оформление беседок. Сочетание цветочных культур друг с другом при составлении букетов и композиций. Учет пространственных и экологических потребностей декоративных растений при планировании приусадебного участка.

Практическая работа «Составление композиций и букетов».

Составление букетов и композиций из имеющихся материалов. Искусственное окрашивание цветков в нетипичные цвета. Планировка клумб и приусадебного участка.

В.С.Маргаритов

"Математика"

Программа элективного курса для 5-го класса

(16 часов)

Пояснительная записка.

Задачи школьного курса математики обычно в значительной степени привязаны к его теоретическому материалу. В связи с этим набор находящихся в распоряжении ученика средств и подходов к решению задач изначально очень ограничен. Кроме того, подобранные к заданной теме задачи не отличаются разнообразием, а их формулировка часто выглядит искусственной. Все это в дальнейшем приводит к потере интереса к математике и формирует неверное представление об этой дисциплине, согласно которому она сводится к решению типовых задач стандартными способами.

Цель этого курса состоит в приобретении учащимися опыта самостоятельного решения задач в ситуации, когда им заранее об этом решении ничего не известно и когда каждая задача допускает различные решения.

Задачи курса:

- создание оптимальных условий для проявления учащимися индивидуальных подходов к решению математических задач;

- развитие самостоятельного мышления на основе сопоставления учащимися различных способов решения этих задач.

Планируемый результат.

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к самостоятельным дополнительным занятиям математикой.

Содержание программы.

На каждом занятии учащимся предлагается последовательность задач, решение которых может проводиться различными способами и не предполагает никакого иного умения, кроме счета. Их особенностью должна быть возможность различного подхода к решению и, в том числе, возможность бесхитростного решения с помощью прямого подсчета. Задачи должны быть достаточно разнообразны, но при этом так взаимосвязаны друг с другом, чтобы при решении последующей задачи можно было использовать идею решения или же результаты предыдущих. (Эта возможность не обязательно должна быть очевидной.)

Учащимся предлагаются комбинаторные и логические задачи, примеры на развитие техники устного счета, задачи на суммирование арифметических прогрессий.

Тема 1: Техника устного счета (4ч.).

Умножение чисел в уме.

Деление чисел в уме.

Тема 2: Суммирование арифметических прогрессий (2 ч.).

Тема 3: Комбинаторные задачи. Принцип Дирихле (8 ч.).

Сочетания из n по 2. Принцип умножения. Перестановки. Треугольник Паскаля.

Тема 4: Логические задачи (2 ч.).

Рекомендуемая литература.

1. Смаллиан Р. М. Принцесса или тигр? М., Мир, 1985.

2. Смаллиан Р. М. Как же называется эта книга? М., Мир, 1981.

3. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений под ред. Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина. М., Дрофа, 1995.

И.В.Сотникова

Русский сувенир

Программа элективного курса для 5-6 классов

Пояснительная записка

Произведения народных художественных промыслов - одно из проявлений художественного творчества народа. Они неразрывно связаны с прошлым народа, развивают лучшие традиции народного творчества в современных условиях и играют огромную роль в эстетическом воспитании детей.

Содержание данного курса направлено на формирование у детей художественных представлений и развитие познавательного интереса к традиционной культуре своего народа. Понимание культурных ценностей, базирующихся на достижении многовековой национальной духовности и самобытности, что в свою очередь, становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания. Необходимо сохранять исторические и национальные корни. Приобщать каждого ребенка к пониманию народной культуры.

Целью данного курса является формирование интереса учащихся к культуре своего народа, к ее древним корням, воспитание на ее традициях гражданина и патриота своей Родины; возрождение практики рукоделия, развитие умений в области прикладного искусства творческих способностей учащихся.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- овладение новыми приемами и технологиями прикладного искусства;

- выявление и развитие творческих способностей учащихся;

- оценка собственных сил и возможностей.

Декоративно-прикладное направление традиционно пользуется популярностью из-за простоты изготовления, доступности материала и условной трактовкой формы. Учащиеся работают индивидуально и выполняют коллективные задания. Часть занятий проходит в сопровождении народной музыки и «звуков природы», создающих дополнительный эмоциональный фон. В группах занимаются и мальчики и девочки, поэтому ручной труд на занятиях чередуется таким образом, чтобы поддерживать интерес и у тех и у других. Так как вся работа курса построена на отражении календарных народных праздников, ученики, знакомясь с произведениями крестьянского искусства, получают историческую справку об изготовляемом персонаже и соответствующей календарной дате.

Курс построен на материале народного и декоративно-прикладного искусства и рассчитан на 5-6 классы. Содержание его знакомит учащихся с основными технологиями народных промыслов и одновременно является творческой мастерской, что способствует развитию у них умения работать в коллективе, проявлению творческих способностей.

В процессе обучения возможны следующие виды деятельности учащихся:

- работы с.разными видами тканей (раскрой, пошив, сборка);

- выполнение эскизов (различные виды росписи);

- работа с разными видами бумаги;

- работа с соленым тестом (лепка, сборка, колеровка);

- освоение технологических процессов изготовления игрушек.

Планируемый результат: успешное овладение учащимися приемами прикладного искусства и выполнение ими следующих видов работ:

- изготовление мягкой игрушки;

- расписывание готовых деревянных изделий;

- выполнение из бумаги праздничных украшений, элементов карнавальных костюмов;

-составление тематических панно.

Данный курс эффективен потому, что за два года обучения ученики выполняют работы от простого к сложному.

Ребенок успешен, если он выполняет все задания, но успешен он уже потому, что на курс приходят по своему желанию. Все виды работ и задания дети выполняют увлеченно и с интересом. А если возникают трудности с выполнением, то на курсе практикуется взаимовыручка. Более успешный ученик помогает отработать непонятный прием.

В 5 классе курс рассчитан на 16 часов, в 6 – на 30 часов. Программа постоянно усовершенствуется, усложняется и легко варьируется.

Рекомендуемая литература

1. Бодина Е А. Культура: истоки и развитие в творческих заданиях и дидактических материалах. М. : Жизнь и мысль, 2003.

2. Кочетова С.В. Мягкая игрушка. М.: «Рипол классик»; СПб.: «Валери СПД», 2001.

3. Методические рекомендации «Художественные росписи» Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Архангельск, 2001.

4. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбомы. М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Содержание программы

Вводная часть предусматривает ознакомление учащихся с образцами предлагаемых изделий. Затем из них выбирают те, которые вызвали наибольший интерес для работы на семестр. Следующим этапом является ознакомление учащихся с основными технологиями выполнения изделий. Обязательным этапом является эскизирование, что позволяет подходить творчески к одной и той же работе.

Итогом каждой темы является выставка выполненных работ, коллективное обсуждение и оценивание их. Это позволяет сравнить работы, определить степень проявления творчества у каждого учащегося.

В конце каждого семестра самые интересные работы выставляются на школьном выставочном стенде. В конце учебного года лучшие работы ( их определяют сами учащиеся) участвуют в городской выставке «Город Мастеров» в музее народно-прикладного искусства на Делегатской улице.

5 класс (16 часов)

Введение. (1 час)

Особенности курса. Значение прикладного искусства. Ознакомление с планом работ. Просмотр и обсуждение образцов предлагаемых изделий. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Художественные изделия из дерева (1 час)

Возникновение промысла. Способы производства, виды обработки, назначения.

Практическая работа.

Выполнение эскиза деревянной свистульки в виде сказочной птицы. Роспись готового изделия.

Тема 3. Шитье как вид деятельности (2 часа)

Искусство изготовления игрушек - один из видов народного художественного творчества. Знакомство с понятиями: материалы, выкройка, кройка, шитье, набивка. Знакомство с разными видами швов.

Практические работы.

  1. Изготовление плоской мягкой игрушки «Зимний домик». Раскрой изделия.

  2. Пошив, сборка. Смешанная техника украшения (оклейка блестками, обшивка бисером)

Тема 4. Деревянная выточенная игрушка (2часа)

Способы окраски и придание характерного образа. Обсуждение характера игрушки, подбор имени для нее.

Практическая работа.

1. Роспись готовой формы (на шпажке). Сочинение сказки о сделанной игрушке.

2. Роспись готовой формы (набор для елки)

Тема 4. Лоскутная техника (4 часа)

Элементы лоскутной техники. Понятие сочетания цветов (взаимно дополняющие пары цветов). Игольница «Черепашка». Подбор ткани.

Практическая работа.

1. Раскрой изделия.

2. Очередность сборки, пошив изделия.

3. Пошив изделия, набивка.

4. Пошив изделия детали украшения.

Тема 5. Художественная роспись по дереву (2 часа)

Традиции народного искусства. Знакомство с работами мастеров.

Практическая работа

1. Освоение простейших приемов, элементов росписи. Примеры геометрического орнамента. Последовательность рисования фигур. Упражнения.

2. Выполнение эскиза простейших объектов на основе орнаментальной композиции. Роспись кухонной разделочной доски.

Тема 6. Объемная мягкая игрушка (2часа)

Понятие пропорции. Особенности набивки.

Практическая работа

1. Раскрой изделия «Снеговик».

2. Пошив и набивка деталей, очередность сборки.

Тема 7. Композиция (2 часа)

Определение формата композиции. Размещение элементов (чередование). Художественный средства создания образов. Сюжет. Композиция «Русский стол».

Практическая работа ,

1. Работа с выточенными деревянными деталями. Составление композиции «Русский стол».

2. Роспись деталей и их закрепление в рамке.

1 семестр: «Осень» (16 часов)

Введение. (1 час)

Особенности курса. Значение прикладного искусства. Ознакомление с планом работ. Просмотр и обсуждение образцов предлагаемых изделий. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 1. Художественные изделия из дерева (1 час)

Возникновение промысла. Способы производства, виды обработки, назначения.

Практическая работа.

Выполнение эскиза росписи деревянной ложки. Роспись готового изделия.

Тема 2. Шитье как вид деятельности (3 часа)

Искусство изготовления игрушек - один из видов народного художественного творчества. Знакомство с понятиями: материалы, выкройка, кройка, шитье, набивка. Знакомство с разными видами швов.

Практическая работа

1. Изготовление мягкой игрушки «Домовенок». Раскрой изделия.

2. Пошив, сборка.

3. Смешанная техника украшения.

Тема 3. Художественная роспись по дереву (3 часа)

Традиции народного искусства. Знакомство с работами мастеров.

Практическая работа

1. Освоение простейших приемов, элементов росписи. Примеры геометрического орнамента. Последовательность рисования фигур. Упражнения.

2. Выполнение эскиза простейших объектов на основе орнаментальной композиции. . 3. Роспись кухонной разделочной доски.

Тема 4. Работа с разными видами ткани, кожи (4 часа)

Мягкая игрушка «Курочка». Подбор ткани. Элементы лоскутной техники.

Практическая работа

1. Раскрой изделия.

2. Очередность сборки, пошив изделия.

3. Пошив изделия, набивка.

4. Пошив изделия, детали украшения.

Тема 5. Соленое тесто (4 часа)

Многонациональная история сувениров из соленого теста. Популярный материал для лепки. Особенности приготовления теста, способы окраски, обработка, сушка, виды глазури.

Практическая работа

  1. Изготовление теста

  2. Вырезание изделия по шаблону.

  3. Лепные изделия.

  4. Окраска

2 семестр: «Зима» (14 часов)

Тема 1. Деревянная выточенная игрушка (2часа)

Способы окраски и придание характерного образа.

Практическая работа

  1. Роспись готовой формы: подвеска; набор игрушек для елки.

Тема 2. Елочные игрушки из ткани.

Особенности работы с неткаными материалами, кожей. Возможные виды скрепления этих материалов. Знакомство с элементами бисероплетения.

Практическая работа

1. Изготовление плоской мягкой игрушки «Снеговик». Раскрой изделия.

2. Пошив, сборка. Смешанная техника украшения.

Тема 3. Елочные игрушки и украшения из бумаги (6 часов)

Виды бумаги, способы сложения, сочетания цветов, различные виды соединений, последовательность изготовления.

Практическая работа

1. Гирлянды из креповой бумаги.

2. Гирлянды из полосы бумаги.

3. Гирлянда «Ананас» (папиросная бумага).

4. Изготовление снежинок (папиросная бумага).

5. Цепочки-гирлянды из цветной двусторонней бумаги.

6.. Гирлянды хороводы.

Тема 4. Новогодние маски (2 часа)

История карнавальных масок, особенности работы с картоном, моделирование, использование чертежных инструментов, работа с шаблоном.

Практическая работа

1. Изготовление деталей полумаски.

2. Сборка.

Заключительный урок (2часа) Подведение итогов. Подготовка к экзамену.

Е.Ю.Терехова

«Миф, легенда и сказка в кино»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... курсовповыбору в подростковой школе В организацииучебного процесса в основной школе однойиз главных проблем, с которой сталкивается педагогический коллектив ...
  2. Методические рекомендации по организации профильного и непрофильного обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации поорганизации профильного и непрофильного обучения (ГОУ гимназия1505 «Московскаягородскаяпедагогическаягимназия-лаборатория») Основа содержания обучения в старшей школе ...
  3. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  4. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  5. Для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ... из них складывались особые формыорганизации, приемы и навыки деятельности ... гимназию. Здесь он овладел немецким и латинским языками, прошел по ломоносовской программе курс ... Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Подред. В. И. Кириллова, С. ...

Другие похожие документы..