textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Условия безопасной эксплуатации компьютера.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс.

Практические работы:

Включение компьютера, понимание сигналов о готовности и неполадке, выключение компьютера.

Изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы.

Тема 3 (10 часов) Обработка графической информации в растровых редакторах

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графического редактора Paint.

Инструменты рисования, палитра цветов.

Сохранение рисунка, вызов и редактирование сохраненных ранее рисунков.

Текстовые инструменты.

Работа с фрагментами рисунка: перемещение, копирование, преобразование фрагментов.

Подготовка к печати и печать рисунков.

Сканирование изображения и его обработка.

Практические работы:

Создание и сохранение изображения в растровом редакторе Paint.

Создание изображения из фрагментов методом копирования, перемещения и преобразования.

Тема 4 (30 часов) Обработка текстовой информации

Назначение и основные возможности текстового редактора Microsoft Word. Интерфейс текстового редактора.

Ввод и редактирование текста.

Правила набора текста.

Создание, сохранение документа, открытие сохраненного документа.

Форматирование символов. Форматирование абзацев. Копирование и перемещение фрагментов текста.

Одновременная работа с несколькими документами. Использование буфера обмена.

Создание и редактирование списков. Вставка иллюстраций в текст. Вставка специальных символов. Создание таблицы. Редактирование таблицы. Оформление таблицы. Вставка нумерации страниц и колонтитулов. Проверка орфографии. Вставка сносок. Редактор формул.

Подготовка к печати и печать документа. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов. Сканирование и распознавание текста.

Практические работы:

Работа с клавиатурным тренажером Virt.

Ввод, редактирование текста и сохранение документа.

Форматирование символов и абзацев.

Создание и оформление списков.

Создание иллюстрированного документа.

Табличное представление информации.

Оформление страниц текста.

Создание визитки, титульного листа реферата.

Сканирование, распознавание и обработка текста.

Тема 5 (12 часов) Компьютерные презентации

Понятие мультимедийной презентации. Интерфейс программы Microsoft PowerPoint.

Этапы разработки презентации, дизайн презентации.

Размещение текстовой информации и графических объектов на слайдах.

Использование анимации в презентации.

Настройка смены слайдов, настройка действия.

Демонстрация презентации.

Практические работы:

Выбор дизайна слайдов. Размещение текстовой информации на слайдах.

Размещение графических объектов на слайдах.

Создание анимации, встроенной в презентацию.

Настройка действия, смены слайдов и демонстрация готовой презентации.

6 класс (32 часа)

Тема 1 (16 часов) Обработка графической информации в векторных редакторах

Создание графических примитивов с использованием панели рисования встроенного графического редактора программы Microsoft Word.

Различные виды заливки графических объектов, форматирование графических объектов.

Работа с текстовыми инструментами.

Порядок расположения графических объектов. Группировка объектов.

Назначение и основные возможности векторного редактора CorelDraw.

Создание простейших графических объектов и их форматирование.

Редактирование линий контура объектов.

Различные виды заливки объектов.

Использование более сложных инструментов рисования: карандаш Безье, ломаная, редактор узлов…

Работа с надписями. Группировка объектов.

Преобразования объектов. Создание трехмерных объектов.

Практические работы:

Создание рисунка с помощью встроенного графического редактора программы Microsoft Word.

Создание и сохранение рисунка в редакторе CorelDraw.

Преобразование объектов в редакторе CorelDraw.

Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе.

Тема 2 (16 часов) Программное обеспечение компьютера

Программное обеспечение компьютера, его структура.

Назначение операционных систем, их функции и структура.

Этапы загрузки компьютера.

Данные и программы.

Файлы и файловая система компьютера.

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса.

Создание ярлыков, отличие значков и ярлыков, виды значков.

Настройка рабочего стола, свойств объектов, установка даты и времени.

Создание, перемещение, копирование, переименование и удаление папок и файлов.

Поиск папок и файлов. Получение информации о свойствах дисков, папок и файлов.

Форматирование дискеты (физическое и логическое).

Знакомство с интерфейсом командной строки.

Практические работы:

Знакомство с графическим интерфейсом Windows.

Настройка рабочего стола.

Управление файловой системой.

Форматирование и проверка дискеты.

7 класс (32 часа)

Тема 1 (6 часов) Программное обеспечение компьютера (продолжение)

Начальные сведения о вирусах и антивирусных программах. Понятие архивирования файлов. Программы-архиваторы. Дистрибутив. Инсталляция программного обеспечения.

Практические работы:

Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Создание архива файлов. Извлечение файлов из архива.

Инсталляция программы с носителя информации.

Тема 2 (10 часов) Кодирование информации

Двоичное кодирование информации в компьютере. Единицы измерения количества информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод целых чисел в двоичную систему счисления и обратно. Перевод целых чисел в 8-ричную и 16-ричную системы счисления и обратно. Двоичное кодирование текстовой и графической информации.

Практические работы:

Вычисление некоторых информационных объемов.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую по алгоритмам перевода.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с использованием компьютерных калькуляторов.

Тема 3 (16 часов) Обработка числовой информации

Расчеты с использованием электронных калькуляторов. Электронные таблицы Excel: назначение и структура. Типы данных: числа, формулы и текст. Форматирование информации в ячейках. Выполнение расчетов по вводимым вручную формулам.

Абсолютная и относительная адресация ячеек.

Копирование формул. Автозаполнение таблицы.

Оформление таблицы для печати.

Встроенные математические и статистические функции. Встроенные логические функции, функции даты и времени. Построение и оформление диаграмм и графиков функций.

Элементы базы данных в электронных таблицах: сортировка, фильтрация данных, поиск информации.

Практические работы:

Расчет и оформление простой таблицы.

Расчет данных с использованием встроенных функций.

Построение диаграммы и графика.

Сортировка и фильтрация информации в электронных таблицах.

8 класс (32 часа)

Тема 1 (8 часов) Основы алгоритмизации

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов для компьютера. Способы описания алгоритмов: словесный, формульный, блок-схема, программа.

Виды алгоритмических структур: «линейная», «ветвление», «цикл». Понятие вспомогательного алгоритма.

Практические работы:

Составление блок-схем для различных видов алгоритмических структур.

Составление блок-схем для решения математических задач.

Тема 2 (24 часа) Основы алгоритмического программирования

Назначение и разновидности языков программирования. Назначение и разновидности программ-трансляторов. Порядок решения задачи на компьютере. Понятие отладки программы. Синтаксические и семантические ошибки. Знакомство со средой программирования Turbo Pascal. Понятие переменной в языке программирования.

Простые типы данных языка Turbo Pascal: числовые, символьные, логические.

Оператор присваивания.

Процедуры ввода и вывода информации в программе.

Использование констант в программах. Полная и сокращенная форма условного оператора. Сложные логические условия. Оператор выбора. Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием. Оператор цикла с параметром.

Процедуры прерывания цикла. Оператор безусловного перехода. Пустой оператор.

Практические работы:

Разработка и отладка линейной программы.

Разработка и отладка разветвляющейся программы.

Разработка и отладка программы со структурой «выбор».

Разработка и отладка программы с условным циклом.

Разработка и отладка программы с циклом с параметром.

Разработка и отладка программы с оператором безусловного перехода.

9 класс (32 часа)

Тема 1 (7 часов) Коммуникационные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации при передаче. Структура локальных сетей. Программное обеспечение локальных сетей.

Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи информации в Интернете.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Поиск информации в компьютерных сетях.

Практические работы:

Подключение к Интернету. Путешествие по WWW.

Работа с электронной почтой. Поиск информации.

Тема 2 (11 часов) Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

Понятие базы данных. Виды баз данных. Система управления базами данных Access и ее основные объекты. Создание табличной базы данных. Использование Формы для просмотра и редактирования записей. Сортировка и поиск в готовой базе данных.

Создание Запросов и Отчетов в базе данных. Понятие реляционных баз данных. Разработка реляционной базы данных. Виды возможных связей между таблицами. Установка связей в реляционной базе данных.

Практические работы:

Создание простой базы данных и Формы для удобства работы с созданной базой данных.

Создание Запросов и Отчетов для простой базы данных.

Создание таблиц и установка связей в реляционной базе данных.

Создание запросов с условиями в реляционной базе данных.

Тема 3 (7 часов) Аппаратное и программное обеспечение компьютера (расширение темы)

Магистрально–модульный принцип построения компьютера. Шина адреса, шина данных и шина управления.

Характеристики основных устройств компьютера: процессора, оперативной и долговременной памяти, устройств ввода/вывода информации.

Служебные программы компьютера (проверка диска, дефрагментация диска) и ин назначение.

Алгоритмы архивации данных. Разновидности программ–архиваторов.

Типы компьютерных вирусов. Классификация и принципы работы антивирусных программ.

Практические работы:

Проверка диска, дефрагментация диска.

Создание архивов файлов различными архиваторами, сравнение степени сжатия файлов.

Тема 4 (7 часов) Кодирование информации (расширение темы)

Позиционные и непозиционные системы счисления. Запись чисел в различных системах счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Выполнение расчетов с целыми числами в позиционных системах счисления. Различные форматы графических файлов, конвертирование файлов. Различные форматы кодировки текстовой информации. Кодирование звуковой информации.

Практические работы:

Решение арифметических примеров в разных позиционных системах счисления.

Решение задач на кодирование текстовой, графической и звуковой информации.

В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне в 5-9 классах гимназист должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества информации и принцип дискретного (цифрового) представления графической, текстовой и звуковой информации;

  • функциональную схему компьютера и характеристики его основных устройств;

  • программный принцип работы компьютера, состав и назначение программного обеспечения компьютера;

  • назначение и основные функции операционной системы;

  • различия растрового и векторного способа представления графической информации;

  • назначение и возможности электронных таблиц;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • основные типы данных и операторы для алгоритмического языка программирования Turbo Pascal;

  • назначение и возможности баз данных;

  • скорости передачи информации по различным типам линий связи;

  • назначение модема и его основные характеристики;

  • основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной сетью Интернет;

  • основные принципы технологии WWW.

уметь:

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • записывать числа в двоичной, шестнадцатеричной и восьмеричной системах счисления; переводить целые числа из одной системы счисления в другую;

  • выполнять арифметические действия с целыми числами в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • инсталлировать программы;

  • создавать рисунки, графические представления реального объекта с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах); переходить от одного представления данных к другому;

  • строить блок–схемы типовых алгоритмов и записывать их на языке программирования Turbo Pascal;

  • создавать записи в базе данных, осуществлять сортировку записей;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

10 класс (32 часа)

Тема 1 (7часов) Основы математической логики и логические основы компьютера

Алгебра высказываний.

Логические выражения и таблицы истинности.

Построение таблиц истинности сложных логических выражений.

Основные логические законы.

Логические основы устройства компьютера.

Практические работы:

Построение таблицы истинности логических выражений.

Построение логических схем по логическим функциям.

Тема 2 (8 часов) Моделирование и формализация

Назначение модели. Формы представления моделей.

Статические и динамические информационные модели.

Объекты: свойства и операции.

Информационные модели процессов управления. Обратная связь.

Типы информационных моделей.

Практические работы:

Исследование математических моделей в электронных таблицах.

Исследование физической модели в электронных таблицах.

Тема 3 (17 часов) Разработка Web–сайтов

WWW–технологии, понятие гипертекста.

Назначение языка HTML. Понятие тега. Разметка страницы.

Форматирование текста.

Формирование списков.

Подготовка графики для Web–страниц. Подключение графики.

Создание таблиц. Использование таблиц для размещения элементов на странице.

Гиперссылки на Web–страницах.

Понятие фрейма. Деление окна на фреймы.

Графическая карта ссылок

Назначение заполняемой формы и ее разработка.

Знакомство с динамическими страницами (бегущая строка, анимация).

Тестирование и публикация Web–сайта.

Практические работы:

Разработка зачетного сайта на языке HTML.

Создание сайта с использованием инструментальных средств.

11 класс (32 часа)

Тема 1 (4 часа) Социальная информатика

Информационное общество.

Информационная культура.

Защита информации. Правовые нормы работы с информацией.

Тема 2 (14 часов) Графический редактор Adobe Photoshop

Назначение редактора Adobe Photoshop. Интерфейс редактора Adobe Photoshop.

Цветовые модели и управление цветом.

Выделение областей.

Маски и слои.

Работа с текстом.

Векторные элементы в растровом редакторе.

Настройка и эффекты.

Практические работы:

Управление цветом в изображении.

Работа с масками и слоями.

Создание эффектов в изображении.

Тема 3 (6 часов) Использование редактора Adobe Photoshop для Web–дизайна

Оптимизация графических файлов.

Создание анимации.

Создание локационных карт.

Использование ролловеров.

Разрезание рисунка.

Практическая работа:

Подготовка графики для Web–сайта в редакторе Adobe Photoshop.

Тема 4 (8 часов) Повторение, резерв времени

Требования к уровню подготовки выпускников (добавления к требованиям, предъявляемым к гимназистам после изучения курса информатики в 5–9 классах)

знать/понимать

  • основные логические операции (инверсия, дизъюнкция, конъюнкция);

  • примеры информационных процессов в управлении;

  • примеры моделирования и формализации;

  • примеры систем и их моделей;

  • основы языка разметки гипертекста HTML;

  • влияние информационных ресурсов на социально–экономическое и культурное развитие общества;

  • проблемы информационной безопасности;

  • авторские права на программное обеспечение и права пользователя на его использование;

  • назначение и основные возможности редактора Adobe Photoshop.

уметь

  • применять основные логические операции (инверсию, дизъюнкцию, конъюнкцию);

  • строить таблицы истинности логических выражений;

  • строить и исследовать простые информационные модели на компьютере;

  • создавать и публиковать и Интернете Web–сайты;

  • готовить графику для Web–сайта в редакторе Adobe Photoshop.

  • обосновывать основные составляющие информационной культуры человека.

Профильный уровень

5-8 классы (160 часов) – см раздел «Базовый уровень»

9 класс (64 часа)

Тема 1 (32 часа) Алгоритмическое программирование в системе Turbo Pascal

Повторение: структура программы, типы данных, система операторов языка Pascal.

Символьные переменные. Таблица кодировки символов ASCII.

Функции для работы с символьными переменными.

Перечисляемый тип данных.

Ограниченный тип данных.

Понятие одномерного массива, описание одномерного массива.

Алгоритмы работы с одномерными массивами: поиск нужного элемента в массиве, перестановка элементов массива, поиск максимального и минимального элементов массива, сортировка массива.

Понятие двумерного массива, описание двумерного массива.

Решение задач, использующих двумерные массивы.

Понятие процедуры, описание и вызов процедуры в программе.

Формальные и фактические параметры. Область действия переменной.

Отличия процедур и функций. Описание и вызов функции в программе.

Понятие рекурсии. Принципы организации рекурсивных вызовов подпрограмм.

Решение задач, к которым применимы рекурсивные способы вычислений.

Описание строковых переменных. Процедуры и функции для работы со строками.

Понятие и описание типа “запись”. Оператор присоединения.

Понятие и описание типа “множество”. Операции над множествами.

Практические работы:

Разработка и отладка программы с символьными переменными.

Разработка и отладка программы с перечисляемым типом данных.

Разработка и отладка программы с ограниченным типом данных.

Разработка и отладка программы, использующей одномерные массивы.

Разработка и отладка программы, использующей двумерные массивы.

Разработка и отладка программы, использующей процедуры.

Разработка и отладка программы, использующей функции.

Разработка и отладка программы, использующей рекурсивные подпрограммы.

Разработка и отладка программы, использующей строковые переменные.

Разработка и отладка программы, использующей тип “запись”.

Разработка и отладка программы, использующей тип “множество”.

Тема 2 (22 часа) Работа с библиотечными модулями и файлами в системе Turbo Pascal, использование графического режима работы

Использование возможностей модуля CRT для работы с клавиатурой и управлению звуком.

Использование возможностей модуля CRT по управлению выводом информации в текстовом режиме.

Общие принципы работы с файлами в системе Turbo Pascal.

Текстовые файлы. Процедуры для работы с текстовыми файлами.

Типизированные файлы. Процедуры для работы с типизированными файлами.

Нетипизированные файлы и принципы работы с ними.

Отличия текстового и графического режимов работы экрана. Модуль Graph. Инициализация графического режима.

Управление графическим режимом. Рисование графических примитивов и фигур.

Управление цветом и выводом текста в графическом режиме.

Геометрические декартовы координаты и графические координаты.

Построение и оформление графиков функций.

Рекурсивные методы в построении графических изображений.

Использование метода перерисовки для создания анимации.

Использование метода сохранения изображения в памяти для создания анимации.

Практические работы:

Разработка и отладка “музыкальной” программы.

Разработка и отладка программы, использующей возможности модуля CRT по управлению выводом информации.

Разработка и отладка программы, работающей с текстовым файлом.

Разработка и отладка программы, работающей с типизированным файлом.

Разработка и отладка программы, создающей простое графическое изображение.

Разработка и отладка программы построения заданного графика функций.

Разработка программы для создания анимации изображения.

Тема 3 (10 часов) Коммуникационные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации при передаче.

Структура локальных сетей. Программное обеспечение локальных сетей.

Интернет. Адресация в Интернете.

Протокол передачи данных TCP/IP.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Поиск информации в компьютерных сетях.

Практические работы:

Подключение к Интернету. Настройка браузера. Путешествие по WWW.

Работа с электронной почтой.

Работа с поисковыми системами.

В результате изучения информатики и информационных технологий в 5-8 классах на базовом уровне и в 9 классе на профильном уровне гимназист должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества информации и принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные устройства компьютера и их характеристики;

  • программный принцип работы компьютера, состав и назначение программного обеспечения компьютера;

  • назначение и основные функции операционной системы;

  • различия растрового и векторного способа представления графической информации;

  • назначение и возможности электронных таблиц;

  • назначение и возможности баз данных (на примере электронных таблиц);

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; разновидности вспомогательных алгоритмов (процедуры, функции, модули);

  • типы простых и структурированных данных, используемых в алгоритмическом языке программирования Turbo Pascal; операторы этого языка;

  • отличия для программирования текстового и графического режимов работы экрана, дополнительные операторы языка Turbo Pascal для работы в графическом режиме;

  • скорости передачи информации по различным типам линий связи;

  • назначение модема и его основные характеристики;

  • основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной сетью Интернет;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... курсовповыбору в подростковой школе В организацииучебного процесса в основной школе однойиз главных проблем, с которой сталкивается педагогический коллектив ...
  2. Методические рекомендации по организации профильного и непрофильного обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации поорганизации профильного и непрофильного обучения (ГОУ гимназия1505 «Московскаягородскаяпедагогическаягимназия-лаборатория») Основа содержания обучения в старшей школе ...
  3. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  4. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  5. Для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ... из них складывались особые формыорганизации, приемы и навыки деятельности ... гимназию. Здесь он овладел немецким и латинским языками, прошел по ломоносовской программе курс ... Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Подред. В. И. Кириллова, С. ...

Другие похожие документы..