textarchive.ru

Главная > Автореферат диссертации


Я – эрудит

Программа элективного курса для 9 класса (30 часов)

Пояснительная записка

Сочинение - один из самых трудных видов работ для школьников. Для того чтобы хорошо написать сочинение, необходимо не только помнить содержание книги, но и глубоко понимать художественное произведение, анализировать его, делать выводы и обобщения из отобранных и осмысленных исторических и литературных фактов.

Целью данного курса является углубление представлений учащихся об анализе произведения и раскрытие темы сочинения. Задача курса - познакомить учащихся с особенностями составных частей сочинения (введением, заключением, основной частью), видами тем, их примерным содержанием и типичными ошибками, возникающими при раскрытии данных тем.

Форма занятий - групповая. Подведение итогов экзамен в виде реферата.

Программа создана для учащихся, желающих углубить свои умения написания сочинения.

Планируемый результат

Предполагается, что изучение данного курса сформирует у учащихся умения составлять план, введение, заключение, логически раскрывать основную часть сочинения, оформлять цитаты; определять тему сочинения; работать со словарями; пробудит вкус к творчеству, интерес к исследованию.

Содержание программы

Тема 1. (2 часа) План сочинения.

Основные требования, предъявляемые к данному виду работ. Два вида плана: краткий, сжатый, и подробный, развернутый.

Тема2. (5 часов) Введение.

Виды введений. Историческое (краткая характеристика исторического периода). Историко-литературное (обрисовка литературно-общественной ситуации в описываемое время; пояснение значимости рассматриваемой темы, проблемы в историко-литературном процессе; характеристика рассматриваемого произведения). Биографическое введение (элементы биографии писателя). Проблемное, или аналитическое введение (значимость рассматриваемой темы для историко-литературного процесса, общества, писателя, читателя).

Лирическое введение (эмоциональное отношение к теме, писателю, герою, произведению). Публицистическое введение (о современности, актуальности рассматриваемой темы, проблемы, образа героя, авторской точки зрения).

Практические занятия. (4 часа)

Рассуждения о конкретной теме, о ключевом понятии, которое вынесено в заглавие будущего текста.

Тема 3. (3 часа) Основная часть сочинения.

Требования к этой части сочинения: раскрытие и формулировка идеи и основного смысла работы. Роль эпизодов, относящихся к теме. Подбор цитат и их оформление. Обоснования, выводы, полученные из тех доказательств идеи сочинения, которые имеются в работе. Заключительная мысль: подытоживание, обобщение основного содержания сочинения.

Тема 4. (1 час) Заключение

Типы заключений: заключение-вывод, заключение – эмоциональная оценка, аналитическое заключение, заключение-сентенция.

Практические занятия (3 часа). Составление планов по данным учителем темам.

Тема 5 (9 часов). Темы сочинения

Виды тем: тема-понятие, тема-характеристика, тема-суждение, тема-проблема, сквозные темы. Темы, связанные с трактовкой литературоведческих понятий (определение теоретического понятия; реализация в тексте конкретного понятия; концептуальная значимость понятия)

Тема - проблема (краткая характеристика эпохи, породившей проблему; определение проблемы, ее понимание; реализация проблемы в тексте произведения; выдвижение аргументов и их обоснование; место частной проблемы по отношению к общей; выход на концепцию произведения).

Тема - характеристика одного литературного персонажа (портретная характеристика, одежда, описание обстановки, описание характера, поступков, нравственный идеал, исторические и социальные условия формирования характера). Сопоставительная характеристика (краткая характеристика времени, в котором жили герои; выявление основного критерия сопоставления образов, который связан с проблематикой текста произведения; определение сходных и различных черт характеров и мировоззрений героев; сопоставление поступков; анализ взаимоотношений с другими персонажами; отношение автора к героям).

Темы аналитического характера, связанные с делением литературы на роды и жанры. Анализ лирического произведения (актуальность темы для творчества поэта; основные аспекты представления темы в лирике поэта; анализ художественных средств, типичных для творчества автора при раскрытии данной темы; актуальность центральных идей творчества, имеющих вневременное звучание). Анализ драматического произведения (краткая характеристика эпохи и обстановки, в которой разворачивается действие; основной конфликт пьесы; анализ монологов центральных героев; анализ речевых характеристик персонажей; анализ сюжетных линий пьесы; вывод, подтверждающий правильность рассуждений автора).

Анализ прозаического произведения (сюжетное построение произведения; его композиционные особенности; система образов; пейзажный фон; языковые средства, использованные писателем, идея произведения, его концепция).

Сквозная тема (правомочность выделения сквозной темы для русской литературы; круг анализируемых произведений; концептуальная значимость проблемы для понимания системности литературы).

Практические занятия (2 часа). Определение типичных ошибок при раскрытии разных видов тем сочинений.

Рекомендуемая литература.

1. Бугров Б.С., Голубков М.М. Русская литература XIX и XX веков. М., издательство Московского университета, 2001.

2. Буслакова Г.П., Русская литература XIX и XX веков. М., Высшая школа, 2001.

3. Козловский Н.В. Искусство написания сочинений. СПб., 2000.

4. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература. М., Дрофа, 1999.

5. Маранцман В.Г. Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку. СПб., 1998.

6. Полтавец Е. Как писать сочинения. М., 1998.

7. Русский язык и литература для школьников. №1. МОРФ, 2002.

А.Н.Ноздрачева

Биофизика человека.

Программа элективного курса для 9 класса.

32 часа ( 1 учебный час в неделю в течение двух полугодий).

Пояснительная записка.

Курс "Биофизика человека" рассчитан на учащихся естественно-научного ( или естественно - математического профиля) и является продолжением линии интеграции дисциплин, заложенной в курсе "Естествознание" (5-6кл.), элективных курсах "Введение в естественно-научные исследования"(7 кл.) и "Естественно-научный эксперимент" (8 кл.). Основным содержанием курса является физиология человека, т.е. рассмотрение процессов, происходящих в организме с точки зрения физических закономерностей. Выбор человека как основного объекта рассмотрения связан с тематикой курса биологии 9 класса и особенностями подросткового периода, когда строение и принципы работы собственного организма вызывают у учащихся особый интерес и имеют личностную значимость. При работе по концентрической системе, когда тема "Человек" изучается в курсе биологии 8 класса, содержание данного курса позволит частично восполнить для профильных подгрупп малое количество часов, выделенное на эту тему, а также рассмотреть физиологические процессы, происходящие в организме на новом, интегрированном, уровне, опираясь на знания, полученные в курсе физики.

Значительное внимание в данном курсе уделяется развитию умения применять имеющиеся знания из курсов математики и физики для решения конкретных задач, связанных с работой своего организма. Несколько занятий курса посвящено физическим и биофизическим методам в современной медицине, новейшим исследованиям в области физических методов диагностики, создания искусственных органов и другим достижениям.

Основными формами и методами работы являются: семинар, эвристическая беседа, лекция, практическая работа, просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Цели и задачи курса:

  • развивать у учащихся представления о всеобщности законов природы, о применимости физических законов к функционированию живого организма;

  • способствовать интеграции знаний, приобретенных учащимися в ходе изучения различных дисциплин естественнонаучного цикла, расширять их кругозор;

  • способствовать более глубокому пониманию сути процессов в живом организме;

  • формировать умение использовать знания о физических явлениях и законах для объяснения биологических процессов, решения простейших биометрических задач; планировать и проводить несложные биофизические и физиологические исследования своего организма.

Планируемые результаты.

Предполагается, что по завершении данного курса учащиеся:

  • расширят свои знания о физиологии человека, о возможностях физических методов в современной медицине,

  • научатся использовать знания физических законов для объяснения процессов, происходящих в организме человека, создавать физические модели, демонстрирующие принципы работы различных органов и систем;

  • приобретут навыки проведения простейших биофизических экспериментов и биометрических расчетов.

Возможные формы отчета:

реферат, фрагмент урока биологии, учебное пособие - функциональная модель органа или процесса в организме.

Содержание программы

Тема I. Системы (2часа).

Понятие "система". Биологические системы. Свойства систем. Управление системами. Принцип обратной связи. Физические модели различных видов систем.

Тема 2. Электрические процессы в живых организмах. (4 часа)

История открытия «животного электричества».Спор Гальвани и Вольта. Природа животного электричества. Возникновение потенциала покоя клетки. Потенциал действия. Возникновение нервного импульса. Нервное волокно и кабель. Передача нервного импульса. Синапсы. Возбуждение и торможение, деполяризация и гиперполяризация мембраны клетки. Нейронные цепи и сети. Статическое электричество в живых организмах. Электрические органы и вольтов столб. Электрорецепторы. Электростатическое поле как регулятор физиологических процессов. Использование в медицине. Возможности восстановления поврежденных проводящих путей в организме. К/Ф "Сверхчеловек ",пр-во студии ВВС ч.2

Эксперименты:

  • Влияние электрического поля на рост корней различных растений.

  • Измерение биопотенциалов человека.

  • Создание модели Вольтова столба.

  • Измерение скорости распространения нервного импульса.

Литература по теме: 3(гл.1), 4 (гл.7,9), 5 (гл.1), 2 , 8 (№9, 10,1996), 9 (№43, 1998), 14 (стр. 133-146).

Тема 3. Биофизика кровообращения (4 часа).

Гемодинамика. Давление крови в сосудах и закон Бернулли. Работа сердца как насоса. Эффект Доплера и исследование кровотока. К/Ф "Сверхчеловек ", пр-во студии ВВС ч.1 (Травмы. Пересадка сердца).

Практические работы:

  • Измерение скорости течения крови в капиллярах.

  • Расчет скоростей течения крови в различных сосудах.

  • Расчет величины артериального давления при движении с ускорением.

  • Расчет величины артериального давления на уровне разных органов с учетом гидростатического давления.

Экспериментальное исследование : «Влияние различных факторов на артериальное давление человека».

Литература по теме: 3 (гл.4), 4 (гл.12), 5 (т.2), 14, Капелько В.И. Гидродинамические основы кровообращения. СОЖ № 2, 1996г., Работа сердца СОЖ № 4,1999г., Регуляция кровообращения. №7,1999г., Лиллиуайт Х.Б. Сила тяжести и кровообращение у змей. В мире науки №2,1989г.

Тема 4. Физиология и физика дыхания ( 4 часа).

Механизм работы лёгких человека и различных животных. Требование к поверхности газообмена. Законы диффузии. Роль поверхностного натяжения воды в процессе дыхания. Дыхание при погружении в воду. Процесс кипения и кессонова болезнь. Дыхание под водой у различных животных. Газовые законы и работа плавательного пузыря рыб.

Практические работы:

Расчет работы, совершаемой мышцами при дыхании на разной глубине под водой.

Расчет размера альвеол легких .

Создание функциональной модели лёгких.

Создание модели "картезианского водолаза".

Исследование влияния растворенных веществ на коэффициент поверхностного натяжения воды.

Экспериментальное исследование: "Способы уменьшения поверхностного натяжения воды."

Литература по теме: 3 (гл.5), 4 (гл.14), 5 (т. 2), 14 (стр. 62-86), 6 ( Богданов К. Как мы дышим?).

Тема 5 Осмос и работа выделительной системы (2часа).

Механизм осмоса. Осмотические явления в живых организмах. Работа выделительной системы. Осмос в растениях.

Практические работы:

  • Создание модели осмотической ячейки.

  • Расчет осмотического давления в плазме крови, моче, листьях растений.

Литература по теме: 4 (гл.6), 6 ( Минеев А. О высоких деревьях, стр.88), 1 (гл. 3).

Тема 6. Энергетика и тепловой баланс живых организмов (3часа).

Источники энергии в живых организмах. Процессы преобразования энергии. КПД биологического окисления. Биологическое окисление и горение. Способы поддержания постоянной температуры тела. Тепловой баланс организма. Испарение как механизм теплообмена. Факторы, влияющие на теплоотдачу в окружающую среду. Роль размеров организма, правило Аллена, правило Бергмана. Принципы создания одежды для экстремальных температурных условий.

Практические работы:

  • Исследование процессов расщепления питательных веществ под действием ферментов.

  • Расчет своего энергетического баланса. Работа и калорийность пищи.

  • Расчет теплоотдачи в зависимости от площади поверхности тела, окружающей температуры и изолирующего материала.

  • Исследование зависимости скорости испарения от факторов внешней среды.

Литература по теме: 14 (стр.106-118), 6 (Ланге В., Ланге Т. Об удельной мощности человека и Солнца .или почему у комара «холодная кровь» .Ф. и б. Стр.5;Сигаловский Д. Почему человек не стал великаном. Там же, стр.64), 8 (№1,1997, Скулачев В.П. Законы биоэнергетики).

Тема 7. Механика опоры и движения (3 часа).

Рычаги в живом организме. Сила мышц и размеры организма. Почему слоны не бывают размером с кита. Биофизика мышечного сокращения.

Практические работы:

  • Создание моделей различных суставов.

  • Расчет рычагов в скелете человека.

  • Расчет возможных пропорций организма человека.

Литература по теме: 3 (гл.7), (4гл.11), 6 (Сигаловский Д. Почему человек не стал великаном.), Дж. Свифт Путешествие Гулливера.

Тема 8. Фотобиология (3 часа).

Природа света. Действие света на живой организм: повреждающее, энергетическое, информационное. УФ излучение как повреждающий фактор. Видимый свет как источник энергии для фототрофов, преобразование энергии при фотосинтезе. Спектр солнечного излучения как фактор настройки «биологических часов».

Экспериментальные исследования:

  • Влияние света разных длин волн на рост растений.

  • Исследование биоритмов человека.

Литература по теме: 4 (гл.10), 8 (№8,1996г. Миронов А.Ф. Фотодинамическая терапия рака.

№ 10,1996г. Потапенко В.А. Действие света на человека и животных.; № 10, 1997г.,Рубин А.Б. Первичные процессы фотосинтеза.; № 7,1997г. Тихонов А.Н. Молекулярные преобразователи энергии в живой клетке.; №7, 1996г. Шноль С.Э. Биологические часы.)

Тема 9. Живые приборы (3 часа).

Глаз –уникальный оптический прибор. Оптическая система глаза. Фоторецепторы. Звук и его восприятие. Устройство слухового анализатора. Органы слуха и равновесия у различных организмов. Магнитное поле и живые организмы. Магнитные компасы. Экстраординарные возможности органов чувств человека.

Практические работы:

  • Исследование параметров зрения.

  • Исследование параметров слухового анализатора.

  • Эксперимент: «Воспринимают ли растения магнитное поле?»

Литература по теме: 3 (гл. 2. 6), 6 (Духовнер А. и др. Об интерференции, дельфинах и летучих мышах. Стр. 72), 13 (гл. 4,5), 4 (гл. 13), 14 (стр. 149-183), Годик Э.Э.,. Гуляев Ю.В. Физические поля человека и животных. В мире науки.5,1990г.; Масланд Р.Г. Функциональная организация сетчатки .В мире науки. №2 1987г.

Резерв 4 часа.

Примерные темы для реферата.

  1. Системы с обратной связью в организме человека.

  2. Регуляция по принципу отрицательной обратной связи в экосистемах.

  3. Действие электрического тока на человека.

  4. Использование электромагнитного излучения для диагностики.

  5. Тепловое излучение человека.

  6. Энергетический баланс человека и системы питания.

  7. Биоритмы человека.

  8. Вода в организме человека.

  9. Опасны ли сотовые телефоны.

  10. Глаз человека как оптический прибор.

  11. Физиологические проблемы космических полётов.

  12. Влияние физических нагрузок на физиологию организма человека.

  13. Как работают нейронные сети.

  14. Осмос в живых организмах.

  15. Движение и равновесие.

  16. Действие магнитных полей на живые организмы.

  17. Обеспечение прочности системы опоры.

  18. Рычаги в организме человека.

  19. Проблема пересадки сердца.

  20. Искусственная почка.

  21. Человек в экстремальных условиях.

Рекомендуемая литература для учителя.

  1. Беликов П.С., Дмитриева Г.А. Физиология растений. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1992.

  2. Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г.Электричество в живых организмах. М.: Наука, 1988.

  3. Богданов К. Физик в гостях у биолога. М.: Наука,1998.

  4. Губанов Н.И., Утембергенов А.А. Медицинская биофизика. М.: Медицина, 1978.

  5. Физиология человека под ред. Р Шмидта и Г.Тевса. М.: Мир, 1996

  6. Приложение к журналу «Квант». №1, 2001г. Физика и биология. М.: Бюро Квантум, 2001.

  7. Журнал « В мире науки», 1985 – 1989 г.

  8. Соросовский Образовательный Журнал ( СОЖ ) 1996 –2001 гг.

  9. Газета «Физика», приложение к газете « Первое сентября».

  10. Газета, "Биология", приложение к газете « Первое сентября».

Рекомендуемая литература для учащихся.

Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. Электричество в живых организмах. М.: Наука, 1988

Богданов К. Физик в гостях у биолога. М.: Наука,1998

11.Симаков Ю.Г. Живые приборы. М .: Знание , 1986.

12.Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. М.: Просвещение, 2001

13.Тамбиев А. Живые пути планеты. М.: Детская литература.1994.


Бубер Л.Л., Ошур И.П., П.яткина Г.А., Шалимова М.Н.

«Информатика и информационные технологии»

Программа базового и профильного уровней для 5-11 классов
под редакцией Пяткиной Г.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На изучение информатики и информационных технологий в 5-8 классах отводится 160 часов. В том числе в 5 классе - 64 часа из расчета 2 учебных часа в неделю; в 6-8 классах - по 32 часа из расчета 1 учебный час в неделю. На изучение информатики и информационных технологий в 9-11 классах по базовому уровню (9 класс - предпрофильный, количество часов" по базовому и профильному уровню различное) отводится 96 часов. Каждый учебный год по 2 часа из расчета 1 учебный час в неделю.

На изучение информатики и информационных технологий в 9-11 классах по профильному уровню отводится 256 часов. В том числе в 9 классе - 64 часа из расчета 2 учебных часа в неделю; в 10 и 11 классах - по 96 часов из расчета 3 учебных часа в неделю. На профильном обучении предусмотрены также спецкурсы: в 9 классе - 32 часа («Разработка web-сайтов на языке НТМL»), в 10 классе - 64 часа («Создание динамических web-страниц на языке JavaScript»). В 10 и 11 классах (независимо от профиля обучения гимназистов) проводятся учебно-педагогические мастерские по информатике («Школьная база данных»).

Содержание программы гимназии по информатике и информационным технологиям в основной и старшей школе составлено на основе Примерной программы по информатике и информационным технологиям (разработка МИОО), базирующейся на Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования, а также на Федеральном компоненте государственного стандарта базового уровня общего образования и профильного общего образования.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом логики учебного процесса в гимназии и с учетом профильности обучения в старшей школе, определяет набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности гимназистов.

Цели курса «Информатика и информационные технологии»

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации (ее свойствах, кодировании и хранении), информационных процессах, устройстве компьютера, назначении операционных систем, прикладных программ и систем программирования;

• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий;

• выработка навыков применения компьютерных средств в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, в выбранной в будущем профессии;

• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе по базовому обучению направлено на достижение следующих целей:

• углубление и расширение знаний по устройству компьютера, арифметическим и логическим основам устройства компьютера;

• овладение основами разработки web-страниц, умениями работать с базами данных и профессиональным графическим редактором Adobe Photoshop, умениями создавать и исследовать компьютерные модели;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникационных технологий. Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе по профильному обучению направлено на достижение следующих целей:

• углубление и расширение знаний по алгоритмическому языку программирования Pascal, по устройству компьютера, арифметическим и логическим основам устройства компьютера;

• овладение умением программировать на объектно-ориентированных языках Delfi и JavaScript, работать с базами данных, создавать и исследовать компьютерные модели;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникационных технологий.

Содержание программы

5 класс (64 часа)

Тема 1 (4 часа) Общее представление об информации и информационных процессах

Предмет информатики. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике.

Формы представления информации. Хранение, передача и обработка информации.

Информационная деятельность человека.

Тема 2 (8 часов) Компьютер как универсальное устройство обработки информации

Основные этапы развития вычислительной техники.

Основные устройства компьютера и их функции: процессор, устройства хранения, ввода и вывода информации.

Программный принцип работы компьютера.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной основной и старшей школе варианты решения рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса

    Автореферат диссертации
    ... курсовповыбору в подростковой школе В организацииучебного процесса в основной школе однойиз главных проблем, с которой сталкивается педагогический коллектив ...
  2. Методические рекомендации по организации профильного и непрофильного обучения

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации поорганизации профильного и непрофильного обучения (ГОУ гимназия1505 «Московскаягородскаяпедагогическаягимназия-лаборатория») Основа содержания обучения в старшей школе ...
  3. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  4. Обратите внимание!

    Документ
    ... . кабинетов М. Перспективна организация в школах автоматизиров. классов. Внеклассная работа по М. является однойизформ индивидуализации обучения ...
  5. Для студентов высших учебных заведений

    Учебное пособие
    ... из них складывались особые формыорганизации, приемы и навыки деятельности ... гимназию. Здесь он овладел немецким и латинским языками, прошел по ломоносовской программе курс ... Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Подред. В. И. Кириллова, С. ...

Другие похожие документы..