Главная > Методические рекомендации


Примерные программы элективных курсов

– Т. В. Челышева. «Искусство и ты».

– А. В. Кирилова. «Жизненное пространство – искусство».

– Э. Б. Плаксин. «Культура и искусство».

Дополнительные рекомендации и программы

элективных курсов в учебно-методических пособиях

– Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». – М., 2003.

– Элективные курсы. – М. : Академия, 2004.

Предпрофильное обучение по музыкальным специальностям может включать в себя их большое количество элективных курсов и имеет предметно-ориентированный характер:

Музыка:

– музыкальный фольклор;

– музыкально-инструментальное исполнительство;

– хоровое пение;

– сольное пение;

– электронные инструменты и т. д.

Синтетические виды искусства:

– танец;

– хореография;

– театр;

– кино;

– эстрада и др.

Характеристика видов контроля качества знаний по музыке

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нём педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов музыкального образования являются знания; результатов обучения – умения, навыки; результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного.

К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: викторины, конкурсы, фестивали, уроки-концерты и др.

Современные требования к уроку музыки

При разработке системы уроков по музыке необходимо учитывать принципы, методы, способы, приемы, организационные формы, современные технологии обучения и воспитания, также разработку и внедрение активных методов обучения; программированное, проблемное, модульное обучение; обучение в контексте педагогики сотрудничества и др.

При планировании уроков музыки в современной общеобразовательной рекомендуется учитывать следующее:

1. Музыкальный материал структурировать в определённой последовательности, в соответствии с системой усваиваемых знаний.

2. Музыкальные знания должны базироваться на отношении к музыке как особо организованной речи и в этом контексте должны осмысливаться учащимися средства музыкальной выразительности.

3. Практические умения и навыки формируются в процессе учебной деятельности учащихся, которая должна иметь эвристическую и творческую направленность.

Современная методика вполне может предусматривать прохождение достаточно объёмного теоретического раздела (сведения о современных направлениях, течениях, школах), а также практического слушания и анализа сложных музыкальных произведений. При этом важно избегать «перегруженности» урока теорией, т. к. основная цель введения нового материала – практическое овладение слушательской культурой, приобретение навыков анализа средств музыкальной выразительности как путь к самостоятельному освоению школьниками лучших образцов современной классической музыки.

Одна из причин, «тормозящая» введение музыки «нового времени» в современный урок, – недостаточная подготовленность самих школьных учителей к использованию такого рода музыкального материала, незнание законов его развития, отсутствие «специфической, музыкальной», психологической подготовки специалистов (Торопова А., 2005).

Основной акцент в обучении должен быть сделан на практическом овладении вербальными формами выражении смысла музыкально-эстетического пространства посредством деятельности, в процессе выполнения определённого рода учебных, творческих заданий.

Дополнительную информацию по методике преподавания музыки можно получить, используя поисковые системы Интернета:

Alta Vista ();

Excite ();

Google ();

HotBot ();

Lycos ();

Open Text ();

Rambler ();

Yandex ();

Сеть творческих учителей ();

/;

/;

/gmii/;

/;

http://www.louvre.fr/;

/;

/slaids/issk/dmitrieva/index.htm;

/;

/;

/;

/;

/;

/;

http://museum.bsu.by/;

/;

/;

;

;

/source/metod_sluzva/dist1.asp;

/yarm/u/u2.html;

;;

/;

/;

/;

/ru/news;

/;

/;

/;

/scH2529/mxk/mxk.htm;

/art/2000/no33_1.htm;

/art/2000/no41_1.htm;

:8101/resource/distant/music/index.shtml;

/;

/mm1.html;

/works/107/Krukova/.

Мировая художественная культура


О. Н. Пикалова,

и. о. заведующей кафедрой воспитательной работы

и дополнительного образования СКИПКРО

Место учебного предмета «МХК» в учебном плане

для общеобразовательных учреждений Ставропольского края

на 2009/2010 учебный год

Учебный предмет «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла. Изучение мировой художественной культуры направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знаний и понимание культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств ассоциативно-образного мышления, творческих способностей; адекватное восприятие и критическую оценку произведений искусства; толерантное отношение к культурным традициям и поведенческую мотивацию различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

«Мировая художественная культура» как школьная дисциплина отличается своеобразием и характеризуется рядом специфических качеств: мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, статусом предмета искусства, множеством подходов к его содержанию и методике преподавания(по Л. В. Ламыкиной).

В педагогической практике, в том числе и региональной, складываются определённые теоретико-методологические подходы, технологические алгоритмы, дидактическая база в преподавании МХК. Это вызвано содержательным разнообразием МХК, связано с развитием отечественной культурологии, накоплением методики введения предмета в образовательный процесс, в воспитательное пространство школы, что и определило особенности преподавания МХК в настоящее время.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом дисциплина «Мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в образовательных учреждениях универсального обучения. Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности. Выделение одного-двух наиболее характерных для целых эпох и культурных ареалов произведений изобразительного искусства или архитектурных комплексов гарантирует базу, без которой невозможно формирование полноценной картины мирового художественного развития и, соответственно, широкой мировоззренческой и эстетической позиции. Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века даёт основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов. На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даёт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость. Сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.).

На профильном уровне рассматриваются наиболее значимые культурные ареалы, представленные в трёх разделах: художественная культура стран Азии (Индия, Китай, Япония), Африки (Египет), Латинской Америки (Мексика); художественная культура стран Западной Европы (Италия, Франция, Германия, Испания, Англия) и Северной Америки; художественная культура России. Отечественная (русская) культура выделена в отдельный блок, поскольку является приоритетной на территории России.

На базовом уровне федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение данного предмета 70 часов, в том числе в Х и ХI классах по 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры осуществляется в учебных учреждениях художественно-эстетического профиля из расчёта 6 часов в неделю, а в социально-гуманитарном и филологическом профилях из расчёта 2 часа в неделю.

Программно-методическое обеспечение процесса

преподавания МХК

Основное количество часов и программно-методическое обеспечение предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательном учреждении отражены в таблице:

Часы

Уровень

изучения

предмета

Программа

(автор, год издания)

УМК

(автор, год издания)

1

Базовый

Емохонова, Л. Г.Мировая художественная культура: программа для Х–XI классов (базовый уровень) – М. : Академия, 2007

Емохонова, Л. Г.Учебно-методический комплект «Мировая художественная культура»
для Х класса (базовый уровень). – М. : Академия, 2007.

Емохонова, Л. Г.Мировая художественная культур : учебник
для XI класса. Базовый уровень. – М. : Академия, 2008

1

2

6

Базовый

Профильный уровень

Социально-гуманитарный профиль и филологический профиль

Художественно-эстетический профиль

Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура :
программы курса
X–XI классы. –
М. : Владос, 2005.

.

Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. Х класс :
учебник : в 2 ч. – М. : Владос,
2008. – Ч. 1.

Рапацкая, Л. А. Мировая художественная культура. XI класс. – М. : Владос, 2006.

Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура. X класс. – М. : Владос, 2006

Ниже представлены аннотации к учебно-методическим комплектам.

Учебно-методический комплект Л. Г. Емохоновой

  1. Мировая художественная культура : учебник для 10 класса. Базовый уровень. – М. : Академия, 2007.

Учебник знакомит с художественной культурой Европы, Азии, Африки.

  1. Мировая художественная культура : рабочая тетрадь для 10 класса. Базовый уровень. – М. : Академия, 2007.

Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень) дополняет учебник и нацелена на расширение представлений о развитии мировой художественной культуры Древнего мира и средних веков. Вопросы и иллюстрации к урокам подобраны таким образом, чтобы, с одной стороны, сделать более легким и увлекательным изучение учебного материала каждого урока, а с другой – более глубоко ощутить уникальность каждой культуры.

  1. Мировая художественная культура. 10 класс. Базовый уровень : Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. – М. : Академия, 2008.

Методическое пособие составлено с учётом заложенного в государственном стандарте общего образования принципа культурных доминант. Акцент сделан на основной идее культурного развития в изучаемых культурных ареалах. Выделяются четыре типа художественно-педагогических сверхзадач – погружение, постижение, сравнение, обобщение и четыре типа уроков – образ-модель, созерцание, исследование, панорама. Даются краткие конспекты уроков, сценарии наиболее важных и сложных уроков изложены подробно. Уроки снабжены ссылками на CD, тщательно подобранным дополнительным литературным и информационным материалом, схемами, рекомендациями по использованию музыкальных произведений.

  1. Мировая художественная культура : учебник для 11 класса. Базовый уровень. – М. : Академия, 2008.

Учебник знакомит с художественной культурой Европы от эпохи Ренессанса до постмодернизма. Последовательно воссоздается картина становления, развития и смены основных стилей (ренессанс, барокко, классицизм и др.), анализируются тенденции художественного мышления (романтизм, реализм и др.). Акцент сделан на тех видах национального искусства и тех памятниках, которые наиболее полно и наглядно дают представление об этих стилях и тенденциях. Русская культура рассматривается как неотъемлемая составляющая культуры общеевропейской. Внимание уделено шедеврам отдельных мастеров, поскольку начиная с Возрождения личностное творчество играет в европейской культуре главную роль. DVD-приложение содержит дополнительные материалы к учебнику – иллюстрации и музыкальные фрагменты.

Учебно-методический комплект Л. А. Рапацкой

  1. Мировая художественная культура. 10 класс : учебник : в 2 ч. – М. : Владос, 2008. – Ч. 1.

Задача курса – сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира. Автор выбрал из мировой художественной культуры то, что наиболее близко соприкасалось с русской культурой, питало её, взаимодействовало с ней, то, что является художественным наследием современности. В учебнике 10 класса освещаются проблемы культур Древнего Востока и средневекового Востока, становление европейской культурной традиции, основы русской национальной культуры.

2. Мировая художественная культура. 11 класс : в 2 ч. М. : Владос, 2006. – Ч. 2.

Учебник входит в авторский комплекс, в завершённую предметную линию, соответствует обязательному минимуму содержания образования и федеральному компоненту стандарта, используется при организации базового и профильного уровней обучения в общеобразовательных школах и классах с углублённым изучением предмета.

3. Русская художественная культура. 10 класс. – М. : Владос, 2006.

Учебник создан в соответствии с программой курса «Русская художественная культура» и знакомит учащихся с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства во всём многообразии его видов и жанров с XIX в. до 70-х годов XX в. Включает справочные и хрестоматийные материалы.

С целью осуществления выбора профилирующего направления деятельности старшеклассников в IX классах основной школы предполагается предпрофильная подготовка на основе введения значительного числа курсов по выбору (элективных курсов). Элективные курсы должны представлять специфику видов деятельности той или иной художественно-профессиональной сферы. Эти курсы не должны дублировать базовый курс. Содержание элективных курсов может углублять какой-то раздел учебных предметов: музыки, изобразительного искусства (предметно-ориентированные курсы) либо расширять их возможности через нетрадиционные и интегрированные курсы (межпредметные курсы). Набор элективных курсов должен иметь вариативный характер, а их содержание ориентировано на разнообразные проявления специального художественного или художественно-педагогического направлений.

Для формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному художественному направлению содержание элективных курсов предпрофильной подготовки девятиклассников может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы по предметам искусства, а также специализированных программ школ с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла и учреждений дополнительного образования.

Продолжительность предметно ориентированных курсов – четверть, полугодие; межпредметных – одна четверть, что связано с ознакомительным характером (Челышева Т. В., 2003). Результативность обучения может быть отражена в таких формах контроля, как реферат, зачёт, проект.

Элективные курсы

IXXI классы

Программы элективных курсов можно найти в следующих изданиях:

1. Челышева, Т. В. Медиакультура. Основы журналистики (специальное художественное образование) // Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство» : учебно-методическое пособие. – М. : АПК и ПРО, 2003. – С. 56–66.

2. Челышева, Т. В. Введение в историю русского искусства // Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство» : учебно-методическое пособие. – М. : АПК и ПРО, 2003. –
С. 67–75.

3. Секирова, Т. А. Искусство понимания исторической живописи // Профильная школа. – 2006. – № 4. – С. 31–34.

4. Мун, Л. Н. Синтез искусств // Профильная школа. – 2006. – № 2. – С. 36–45.

Характеристика видов контроля

качества знаний по МХК

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нём педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания; результатов обучения – умения, навыки; результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля выделяются следующие виды: стартовый, текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др. При преподавании МХК следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). При желании обучающихся в качестве итоговой формы могут быть избраны экзамен, защита проекта (реферата).

Практика показала, что из 4-х возможных форм проведения экзаменов (письменное тестирование, устный экзамен, собеседование и экзаменационный реферат) чаще всего применяются устный экзамен и реферат. Устный экзамен по «Мировой художественной культуре» сегодня является одной из самых распространенных форм итогового контроля. В процессе подготовки устного экзамена по МХК необходимо учитывать следующее: материал, который выносится на экзамен, должен быть обязательно изучен в классе вместе с учителем. Нежелательно выносить на экзамен материал, который ученики осваивали самостоятельно (в том числе в виде докладов). В состав билета для экзамена рекомендуется включить два-три вопроса: первый вопрос – исторический, второй вопрос – технологический, третий вопрос – практический.

Если билеты формируются из двух вопросов, то третий вопрос, который предполагает анализ произведения искусства, входит в состав первого вопроса. Произведение искусства берётся из той темы, которая указана в первом вопросе билета. Решение о количестве вопросов в билете принимается учителем. Билеты утверждаются руководителем образовательного учреждения.

Работа с одарёнными детьми

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. При разработке системы работы по МХК с одарёнными детьми следует обратить внимание на создание психолого-педагогических условий, направленных на развитие трёх основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Следует руководствоваться следующими принципами организации педагогической деятельности с одарёнными детьми: разнообразие предоставленных возможностей для развития личности; возрастание роли внеурочной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Целесообразно в программу «Одарённые дети», по которой работает школа, ввести позиции, направленные на разработку индивидуальных образовательных маршрутов культурологического профиля: расширить сферы образовательных услуг для детей с повышенной мотивацией к обучению через включение в учебный процесс авторских методик, использование разнообразных форм (групповые занятия с одарёнными учащимися; факультативы; предметные кружки; объединения по интересам; конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах, конкурсах, проектах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах; интеллектуальные марафоны; персональные выставки).

Современные требования к уроку МХК

В методике освоения содержания предмета «Мировая художественная культура» приоритет деятельностного и практико-ориентированного подходов выражается в отказе от господства суммы знаний и выдвижении на первый план различных способов познавательной деятельности. При изучении «Мировой художественной культуры» прежде всего упор делается на формирование специфических форм деятельности: развитие восприятия по модели «функция – активный зритель/слушатель» и как результат – активное «присвоение» феномена культуры; развитие интерпретаторских способностей по модели «функция – исполнитель» и как результат – сотворчество учащихся, основанное на развитии воображения, ассоциативного мышления, способности импровизировать. Реализация культурологических и эстетических подходов в изучении «Мировой художественной культуры» предполагает умение анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал.

При разработке системы уроков по МХК необходимо учитывать приоритетные направления в методике преподавания предмета (преемственность на разных ступенях образования, реализация внутрипредметных связей, учёт межпредметных связей, реализация личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов в соответствующих технологиях обучения); современные тенденции в преподавании культурологических дисциплин, МХК:

– комплексное использование культурологического, аксиологического, личностно ориентированного подходов в преподавании дисциплины;

– конструирование содержания в соответствии с принципами культуросообразности, наглядности, диалогичности, интегративности;

– проведение различных видов комбинированных и нетрадиционных уроков;

– сочетание репродуктивных, проблемно-поисковых, проектных методов; методов развивающего обучения (в т. ч. метод художественно-педагогической драматургии); технологии интегрированного обучения на основе межпредметных связей;

– творческое применение методов на разных этапах урока:

  • этапа восприятия – усвоения: методы монологически-диалоги­ческого обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, визуальное изучение явлений и приобретение зрительно-звуковой информации, демонстрация и иллюстрация, самостоятельная работа с источниками;

  • методы этапа усвоения – воспроизведения: собственно воспроизведение (проблемная, игровая ситуация, поиск-эксперимент, закрепление); методы диагностики и получения обратной информации: опросно-ответный метод, тестирование;

– углубление значимости самостоятельной работы обучающихся (проектные задания, научно-исследовательская деятельность, доклады, творческие авторские работы, в том числе с использованием Интернет-ресурсов);

– применение различных приёмов: эмпатия, интервью, раскрытие истории культуры через одну судьбу (выдающегося деятеля культуры или наоборот, рядового члена сообщества);

– использование здоровьесберегающих технологий, возможностей арт-терапии, тренинговых, релаксационных техник;

– учёт национально-регионального (этнокультурного) компонента в преподавании МХК, в том числе при интеграции художественного краеведения и музейной педагогики;

– расширение применения на уроках информационно-коммуникационных технологий (формирование банка презентаций, мультимедийных материалов, наглядных пособий, дидактического материала, которые могут изготовлять и обучающиеся);

– интеграция уроков МХК и внеурочной деятельности, дополнительного образования: во внеклассной и внешкольной работе помимо экскурсий необходимо проводить встречи с деятелями региональной художественной культуры; способствовать обязательному посещению театров, выставок; организовывать поездки по памятным местам СК.

При подготовке к урокам рекомендуется использовать Интернет-ресурсы:

/ – галереи живописи, фотографии и скульптуры. Живопись конца XIX – XX вв.;

/icons/ – «Виртуальный каталог икон»;

/ – галерея ИЗО по эпохам и стилям;

– энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы;

/arthistory/ – обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных искусств с большим количеством изображений по периодам и художникам;

– иллюстрированный словарь по искусству;

– иллюстрированная энциклопедия по искусству;

– портал музеев России, переход на официальные сайты музеев городов России;

/index.html – виртуальные путешествия по странам мира.

Дополнительную информацию по методике преподавания искусства можно получить, используя поисковые системы Интернета:

Alta Vista ();

Excite ();

Google ();

HotBot ();

Lycos ();

Open Text ();

Rambler ();

Yandex ().

Повышение качества, результативности в преподавании МХК связано с наличием материально-технической базы образовательного учреждения: отдельного кабинета образовательной области «Искусство», который выполняет три основных функции: он является «мастерской для творчества учащихся», «местом знакомства с шедеврами искусства», «музеем детского творчества». Кабинет должен обеспечивать возможность не только демонстрации художественных материалов, использования ИКТ, но и размещения сменных экспозиций творческих работ учащихся.

Необходимо учитывать тот факт, что художественное образование тесно связано с духовно-нравственным, гражданско-патриотическим воспитанием. Основным критерием результативности преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» является уровень духовной культуры как отдельной личности, так и населения Ставропольского края в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значи­мом поведении и деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод ЧАСТЬ ii Ставрополь 2009 ББК 74р М 54 ...
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  3. Методические рекомендации по химии на 2009-10 уч год Методические рекомендации для ОУ о преподавании химии в 2009–2010 учебном году

    Методические рекомендации
    ... ) Методическиерекомендации по биологии на2009-10 уч.годМетодическиерекомендации для ОУ о преподавании биологии в 20092010учебномгоду Преподавание биологии в 20092010учебномгоду ...
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... тетрадях. В своей работе учителя математики могут использовать «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод: в 2 ч. – Ставрополь : СКИПКРО, 2009. – Ч. II. – С. 3-15 ...

Другие похожие документы..