Главная > Методические рекомендации


и обществознание


В. П. Науменко,

доцент кафедры гуманитарных

дисциплин СКИПКРО

В 2009/2010 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края осуществляется по двухконцентрической структуре исторического образования в объёме требований государственного стандарта и обязательного минимума образования и является обязательным для школ любого профиля. Нормативно-правовая база области «Обществознание» на основе рекомендаций Министерства образования и науки РФ и министерства образования Ставропольского края следующая:

– федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. № 1089);

– примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ министерства образования Ставропольского края от 25.06.2007 г. № 324-пр);

– примерные программы основного общего и среднего (полного) образования. Гуманитарный цикл (Тематическое приложение к «Вестнику образования», № 3, 4, 2005);

– письмо Департамента общего, среднего образования РФ от 16.05.2007 г. № 911/11-12 «О преподавании курсов истории и общест­вознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 2006/2007 учебном году»;

– методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании истории России в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по истории:
д-ром ист. наук В. В. Зверевым, канд. пед. наук Е. А. Гевурковой, канд. пед. наук Л. И. Лариной на основе аналитического отчёта «Результаты единого государственного экзамена 2008 года», размещённого на сайте ФИПИ (). Письмо согласовано с д-ром ист. наук, профессором, председателем научно-методического совета ФИПИ по истории
Е. И. Пивоваром, утверждено директором ФИПИ А. Г. Ершовым;

– методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования». Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по обществознанию канд. пед. наук Е. Л. Рутковской и канд. пед. наук
Т. Е. Лисковой на основе аналитического отчёта «Результаты единого государственного экзамена 2008 года», размещённого на сайте ФИПИ (). Письмо согласовано с д-ром филос. наук, профессором, председателем научно-методического совета ФИПИ по обществознанию, Н. С. Кирабаевым, утверждено директором ФИПИ А. Г. Ершовым;

– письмо министерства образования Ставропольского края от 19.09.2005 г. № 01-23/4213 «О методических письмах о преподавании предметов учебного плана для общеобразовательных учреждений»;

– письмо министерства образования Ставропольского края «О современных подходах к духовно-нравственному воспитанию обучающихся» от 11.06.2008 г. № 01-54/3565.

Изучение истории на базовом уровне строится на сжатом изложении всеобщей истории и увеличении часов на изучение истории России.

Классы

Объём

учебного времени

(федеральный компонент), ч

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

(рекомендуем

использовать

на преподавание

Отечественной

истории), ч

История

России

Всеобщая

история

V–VI

140

История России

(с древности

до XV в.) –

не менее 40 ч

История

Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч

25

VII–VIII

140

История России

(XVI – начало ХХ вв.) не менее 72 ч

История

Нового времени (XVI – начало ХХ вв.) –

не менее 48 ч

20

IX

70

Новейшая и современная история России –
не менее 36 ч

Новейшая

и современная история –

не менее 24 ч

10

X

70

История России

(с древнейших

времён до середины XIX в.) –

не менее 36 ч

Всеобщая

история

(с древнейших времён до середины XIX в.) – не менее 24 ч

10

XI

70

История России

(вторая половина XIX в. – начало

XXI вв.) –

не менее 36 ч

Всеобщая

история (вто-рая половина XIX в. – начало XXI вв.) –
не менее 24 ч

10

Изучение истории на профильном уровне усложняет требования к уровню подготовки выпускников. Учитель должен понимать, что более высокий уровень оценочной деятельности, освоение элементов философии истории и методологии истории как науки, предполагает переосмысление методических приёмов и средств обучения.

Изучение истории на профильном уровне строится на расширенном изложении всеобщей истории и истории России.

Классы

Объём

учебного времени

(федеральный компонент), ч

Разделы примерной

программы

Резерв

учебного времени,

ч

История

России

Всеобщая

история

X класс

140

История России

(с древнейших времён до середины XIX в.) – не менее 72 ч

Всеобщая

история

(с древнейших времён до середины XIX в.) –

не менее 48 ч

20

XIкласс

140

История России

(вторая половина XIX в. –

начало XXI вв.) – не менее 72 ч

Всеобщая

история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) –

не менее 48 ч

20

Школы, реализующие программы углублённого изучения истории, обязаны вводить с VIII класса углублённое изучение истории и обществознания. Для этого можно использовать как учебники повышенного уровня, так и базового уровня, достаточно лишь углубить те темы, которые являются наиболее сложными.

По базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Ставропольского края школьное историческое и обществоведческое образование в классах с углублённым изучением истории имеет следующую структуру:

Учебный

предмет

Классы

VIII

IX

X

XI

История

4

4

5

5

Обществознание (включая экономику и право)

3

3

3

3

В X–XI классах социально-гуманитарного и социально-экономического профиля история и обществознание являются профильными предметами, соответственно количество часов на их изучение увеличивается согласно примерному учебному плану СК.

По примерному плану для общеобразовательных учреждений Ставропольского края школьное историческое и обществоведческое образование в профильных классах имеет следующую структуру:

Учебные предметы

Число недельных часов

за два года обучения (X–XI классы)

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

История

6

Обществознание

4

БИОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

История

4

Обществознание

(включая экономику и право)

4

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ

История

8

Обществознание

4

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

История

6

Обществознание (включая экономику и право)

4

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения, изучаются в соответствии с конкретным профилем.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения, определяются образовательным учреждением на основе выбора учащихся и специализации профиля.

В IX классе школ, не реализующих программы углублённого изучения предметов, часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.

В рабочем учебном плане учреждения время, отведённое на изучение каждого образовательного компонента, может быть увеличено в соответствии с выбранной образовательной программой, профилем обучения в
X–XI классах, с учётом интересов и особенностей контингента обучающихся, за счёт часов вариативной части.

Образовательная область «Обществознание» включает историю России, всеобщую историю, обществознание. Содержание экономического образования в X–XI классах может быть включено в курс «Обществознание» или реализовано в отдельном курсе «Экономика» за счёт часов вариативной части. Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX классы. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 ч на ступени основного общего образования).

Рекомендуется за счёт часов регионального (национально-регионального) компонента, компонента образовательного учреждения ввести в V–IX классах учебные модули краеведческой направленности, например «История Ставропольского края» в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

В курсе истории России предусмотрено включение регионального компонента по истории Ставропольского края в пределах 10–15% учебного времени. Изучение проводится на основе национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта по истории Ставропольского края с учётом методических рекомендаций СКИПКРО (Ставрополь, 2007) и программно-методических материалов к региональному учебнику «Ставропольский край в истории России» (конец XVIII–XX вв.) (Ставрополь, 2007).

Общеобразовательное учреждение само определяет УМК на 2009/2010 учебный год, руководствуясь федеральным перечнем учебников, утверждённым приказом № 379 Минобрнауки России от 09.12.2008 года. Следует учитывать, что содержательные линии учебников перечня сгруппированы по издательствам, с которыми сотрудничают авторы.

Перечень учебников по истории и обществознанию

(включая экономику и право), рекомендованных министерством

образования Ставропольского края

к использованию в образовательном процессе

в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год

(приказ от 02.02.2009 г. № 38-пр)

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

ИСТОРИЯ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира

5

Просвещение

Агибалова Е. В., Донской Г. М.
История Средних веков

6

Просвещение

Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История нового времени

7

Просвещение

Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История нового времени

8

Просвещение

Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О.

Всеобщая история. Новейшая история

9

Просвещение

Михайловский Ф. А. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Русское слово

Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История Средних веков

6

Русское слово

Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени

7

Русское слово

Загладин Н. В. Всеобщая история. История Нового времени

8

Русское слово

Загладин Н. В. Всеобщая история. Новейшая история

9

Русское слово

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России

6

Просвещение

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России

7

Просвещение

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России

8

Просвещение

Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России

9

Просвещение

Пчелов Е. В. История России

6

Русское слово

Пчелов Е. В. История России

7

Русское слово

Сахаров А. Н., Боханов А. Н. История России

8

Русское слово

Загладин Н. В., Минаков С. Т., Козленко С. И. и др. История России

9

Русское слово

Данилов Д. Д. и др. Всеобщая история.

История Древнего мира

5

Баласс

Данилов Д. Д. и др. Всеобщая история.

История Средних веков

6

Баласс

Данилов Д. Д. и др. Всеобщая история. История Нового времени.

7

Баласс

Данилов Д. Д. и др. Всеобщая история. История Нового времени.

8

Баласс

Данилов Д. Д., Кузнецов А. В., Кузнецова С. С. и др. Всеобщая история. История новейшего времени

9

Баласс

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово

Загладин Н. В. Всеобщая история (базовый и профильный уровни)

11

Русское слово

Уколова В. И., Ревякин А. В., под ред. А. О. Чубарьяна. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

Улунян А. А., Сергеев Е. Ю., под ред. А. О. Чубарьяна. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и профильный уровни)

11

Просвещение

Левандовский А. А. История России (базовый уровень)

10

Просвещение

Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России (базовый уровень)

11

Просвещение

Павленко Н. И., Андреев И. Л., Ляшенко Л. М., под ред. А. Ф. Киселева. История России (базовый уровень)

10

Дрофа

Киселев А. Ф., Попов В. П.

История России (базовый уровень)

11

Дрофа

Сахаров А. Н., Боханов А. Н. История России (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово

Загладин Н. В., Козленко С. И., Минаков С. Т. и др. История России (базовый и профильный уровни)

11

Русское слово

Сахаров А. Н., Буганов В. И., Буганов В. И., Зырянов П. Н., под ред. А. Н. Сахарова.

История России (профильный уровень)

10

Просвещение

Шестаков В. А., под ред. А. Н. Сахарова.

История России (профильный уровень)

11

Просвещение

Загладин Н. В., Симония Н. А.

История (базовый уровень)

10

Русское слово

Загладин Н. В., Симония Н. А.

История (базовый уровень)

11

Русское слово

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание

6

Просвещение

Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание

7

Просвещение

Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Матвеев А. И. и др. Обществознание

8–9

Просвещение

Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание

6

Русское слово

Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание

7

Русское слово

Кравченко А. И. Обществознание

8

Русское слово

Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание

9

Русское слово

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Лабезникова А. Ю. и др. Обществознание (базовый и профильный уровни)

10–11

Просвещение

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Городецкая Н. И. и др., под ред. Л. Н. Боголюбова. Обществознание (базовый уровень)

10

Просвещение

Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Матвеев А. И., под ред. Л. Н. Боголюбова. Обществознание (базовый уровень)

11

Просвещение

Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М. и др., под ред. Л. Н. Боголюбова,
А. Ю. Лазебниковой. Обществознание (профильный уровень)

10

Просвещение

Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Кинкулькин А. Т. и др., под ред. Л. Н. Боголюбова.

Обществознание (профильный уровень)

11

Просвещение

Кравченко А. И. Обществознание (базовый уровень)

10

Русское слово

Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание (базовый уровень)

11

Русское слово

 Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право (профильный уровень)

 10–11

 Вита-Пресс

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право (базовый уровень)

10–11

Вита-Пресс

Певцова Е. А. Право (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово

Певцова Е. А. Право (базовый и профильный уровни)

11

Русское слово

Иванов С. В., Шереметова В. В., Скляр М. А.,
и др., под ред С. И. Иванова. Экономика (профильный уровень)

10–11

Вита-Пресс

Липсиц И. В. Экономика (базовый уровень)

10–11

Вита-Пресс



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод ЧАСТЬ ii Ставрополь 2009 ББК 74р М 54 ...
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  3. Методические рекомендации по химии на 2009-10 уч год Методические рекомендации для ОУ о преподавании химии в 2009–2010 учебном году

    Методические рекомендации
    ... ) Методическиерекомендации по биологии на2009-10 уч.годМетодическиерекомендации для ОУ о преподавании биологии в 20092010учебномгоду Преподавание биологии в 20092010учебномгоду ...
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... тетрадях. В своей работе учителя математики могут использовать «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод: в 2 ч. – Ставрополь : СКИПКРО, 2009. – Ч. II. – С. 3-15 ...

Другие похожие документы..