Главная > Методические рекомендации


Пособия для факультативных занятий

(Профильный уровень)

1. Горшков, А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы. – М. : Дрофа.

Учебник углубляет и завершает школьное изучение предмета (с V клас­са), а материалы, помещённые в сборнике задач и упражнений, помогают на практике ос­мыслить, закрепить, усвоить то, что изложено в учебнике. Материал учебника отличается доступностью изложения, системностью в подаче материала. Комплект А. И. Горшкова со­стоит из учебника, сборника задач и упражнений и методического руководства.

2. Михальская, А. К. Основы риторики. 10–11 классы. – М. : Дрофа.

Пер­вое за последние десятилетия учебное руководство по всему курсу риторики. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями. К учебнику прилагается методическое руководство.

Методические рекомендации

по организации предпрофильной подготовки

с ориентацией на гуманитарный профиль

(Литература)

Основное противоречие предпрофильной литературной подготовки с ориентацией на гуманитарный профиль заключается в том, что, с одной стороны, существует очевидная необходимость углубления литературных знаний, расширения культурного контекста преподавания, а с другой – необходимо учитывать возраст учащихся и соответствующие этому возрасту:

– всё еще заметные следы наивного реализма, которые мешают воспринимать условность в литературе и искусстве;

– отсутствие начитанности и, как одно из следствий этого, – историко-литературного мышления;

– недостаточная для категорического выбора гуманитарного профиля читательская осведомлённость;

– неразвитость навыков творческой деятельности.

На преодоление этого основного противоречия нацелены специальные дополнительные курсы для предпрофильной подготовки. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что вовсе необязательно после изучения предпрофильного курса ученик должен продолжить своё литературное образование, выбрав класс гуманитарного профиля. Отрицательное решение ученика – это положительный педагогический результат: ведь ученик определился в своих предпочтениях, удалив, по крайней мере, одну из возможных для себя образовательных (а может, и профессиональных) альтернатив.

Использование курсов для предпрофильной подготовки открывает новые возможности для углубления содержания литературного образования и становления личности учащихся. Важно, что курсы для предпрофильной подготовки являются лишь дополнительными, и тем самым они никак не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки. Курсы могут быть использованы в сочетании с любой из действующих программ и учебных «линеек», ибо они позволяют сочетать развитие индивидуальных способностей учащихся, их человеческих интересов с углублением базовой литературной подготовки.

Выбор элективного курсы должен быть максимально гибким. Он обусловливается способностями и склонностями учеников, эрудицией учителя, оснащённостью школьной библиотеки литературными текстами, литературно-критическими работами, а также региональной спецификой. Ученикам при этом необходима помощь учителя.

При выборе курсов очерчиваются их предполагаемые границы (чем более они узки, тем вероятнее успех), обусловливаются последовательность и темп их выполнения, а также виды предполагаемой творческой деятельности: чтение и сопоставление литературных текстов, их планов и черновых редакций, просмотр спектаклей и фильмов, библиографический поиск литературно-критических текстов, Интернет-поиск литературных и исторических ресурсов по теме, встречи с писателями, читательские конференции.

Конечно, преподаванию курса предпрофильной подготовки должно предшествовать изучение литературных предпочтений школьников, их эстетической и общекультурной подготовленности.

Элективные курсы по литературе, в первую очередь, должны быть направлены на развитие полноценного восприятия прочитанного. Рекомендуем следующую тематику элективных курсов:

  • «Сочинения разных жанров»;

  • «Теория литературы и её роль в понимании художественного текста»;

  • «Прочитаем поэзию вместе»;

  • «Авторская позиция в художественном произведении»;

  • «Древнерусская литература в контексте культуры»;

  • «Современная русская литература»;

  • «Литература Ставропольского края»;

  • «Выполнение творческих заданий части С при подготовке к ЕГЭ по литературе».

Список рекомендуемой литературы

1. Бандура, А. М. Изучение элементов теории литературы в 9–11 классах. – М., 1988.

2. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988.

3. Маранцман, В. Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1977.

3. Обернихина, Т. А. и др. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. – М. : Владос, 2001.

4. Современная русская литература. Элективный курс : учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. проф. Б. А. Ланина. – М.,2006.

5. Богданова, О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы. – Спб., 2004.

6. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 90-е годы ХХ века. – М. : Владос, 2002.

7. Нефагина, Г. Л. Русская проза конца ХХ века. – М. : Флинта, 2005.

Иностранный язык

М. Н. Дегтярева,

доцент кафедры гуманитарных

дисциплин СКИПКРО

Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Содержание обучения иностранным языкам в 2009/2010 учебном году определяется следующими документами:

– примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (приказ министерства образования Ставропольского края от 25.06.2007 г. № 324-пр);

– примерными программами по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2–11 классы / Образование в документах икомментариях. – М. : АСТ ; Астрель, 2004.

– федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2–11 классы / Образование в документах и комментариях. – М. : АСТ ; Астрель, 2004.

– программами общеобразовательных учреждений. Английский, немецкий, французский языки. – М. : Просвещение, 2005.

– положением о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 г. № 1306).

– общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. (МГЛУ, 2003.)

Место предмета «Иностранный язык»

в примерном учебном плане

Образовательная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Иностранный язык

Иностран-ный язык

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

В 2009/2010 учебном году предмет «Иностранный язык» преподаётся во II–IV классах по 2 часа в неделю, V–XI классах по 3 часа в неделю.

При проведении учебных занятий по иностранному языку (II–XI классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских – 20 человек и более.

Обучение иностранному языку на современном этапе нацелено на комплексную реализацию личностно ориентированного и социокультурного подходов к обучению иностранному языку.

1. Личностный подход выражается в:

– учёте возрастных особенностей школьников на каждой ступени обучения, их интересов, возможностей и потребностей, что проявляется в отборе предметного содержания речи;

– постановке учащегося в ситуацию выбора при разноуровневом обучении на старшей ступени, в том числе при выборе уровня обученности, профиля;

– учёте профессиональных устремлений школьников и их потребности в самоопределении за счёт введения профильного обучения на старшей ступени;

– формулировке требования к уровню подготовки учащихся.

2. Деятельностная направленность заключается в развитии иноязычной коммуникативной компетенции ученика в единстве всех её составляющих (языковая; речевая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции) Содержание обучения должно быть направлено на развитие мотивации учеников к изучению иностранных языков и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков. Получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической творческой деятельности.

3. Диалог культур ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщая школьников к культуре своей собственной страны и развивая у них умения её представлять средствами иностранного языка. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках позволяет сравнивать особенности образа жизни и стилей жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах. Способствует формированию в условиях иноязычного учебного общения таких качеств, как:

– культурная непредвзятость, толерантность и социокультурная наблюдательность,

– готовность к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде,

– речевой и социокультурный такт и вежливость.

Формирование и совершенствование социокультуной компетенции в основной и старшей школе направлено на:

– развитие способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка;

– формирование навыков и умений нахождения способов выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении;

– поведенческую адаптацию к общению в иноязычной среде, понимание необходимости следовать традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества;

– овладение способами представления родной культуры в иноязычной среде.

Особенности преподавания иностранного языка

Особенностями преподавания иностранного языка в школе являются:

– межпредметность (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний);

– многоуровневость (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическими, грамматическими, фонетическими, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);

– полифункциональность (иностранный язык может выступать и как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний);

– речевая направленность и ситуативность (речевую ценность урока иностранного языка определяют его содержательное и методическое наполнение, направленные на решение конкретных коммуникативно-прагматических задач в условиях реального/ситуативного иноязычного общения).

При изучении иностранного языка у школьников формируются и развиваются навыки информационной культуры, что предполагает усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения предмета. Это касается, прежде всего, следующих умений:

– самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;

– участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;

– осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источниках различного типа;

– извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

– переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

– отделять основную информацию от второстепенной;

– критически оценивать достоверность полученной информации;

– передавать содержание информации адекватно поставленной цели;

– развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

– выбирать тип чтения в соответствии с поставленной целью;

– работать продуктивно и целенаправленно с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику, адекватно воспринимать язык средств массовой информации;

– создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.

Преемственность при изучении иностранного языка в начальной, основной и старшей средней школе обеспечивается посредством учёта внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

В начальной школе создаются условия для:

– ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

– развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; формируется элементарная коммуникативная компетенция и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, а также элементарные лингвистические представления и общеучебные умения.

К моменту окончания основной школы учащиеся достигают допорогового уровня коммуникативного владения иностранным языком при выполнении основных видов речевой деятельности, который даёт им возможность продолжить языковое образование на старшей ступени в полной средней школе.

В старшей школе осуществляется дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных иноязычных умений во всех видах речевой деятельности, в том числе и в билингвальных видах речевой деятельности (перевод) на профильном уровне.

Интерактивные педагогические технологии

Интерактивные педагогические технологии (ИПТ) предполагают:

  • диалоговое общение, приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения;

  • критическое мышление, умение решать проблемы, принимать решения;

  • комплексное взаимодействие приобретённых ЗУН на уровне ощущения, восприятия, мышления, памяти и воспроизведения;

  • креативность, открытость ума, способность видеть явление с разных точек зрения;

  • разнонаправленность и вариативность мышления, поиск разных, в равной мере правильных решений относительно одной ситуации;

  • учёт и формирование личностных качеств и экстралингвистических особенностей учащихся: разговорчивость/сдержанность; интравертность/экстравертность; бескомпромиссность/уступчивость; открытость/скрытность; раскованность/самоконтроль; дотошность/небреж­ность; трудолюбие/леность; уверенность/неуверенность в себе; надежда на свои силы/ее отсутствие; честолюбие/его отсутствие; память, интеллект и др.

Проектирование содержания обучения

в социально-гуманитарном профиле

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Иностранный язык

(базовый предмет)

X

XI

4

4

Специфика иностранного языка как учебного предмета – в его неограниченных возможностях реализации межпредметных связей: это означает, что содержание обучения иностранному языку может быть построено на информации из любой предметной области, ибо содержательной основой обучения является иноязычный текст, который может нести самую разную информацию. Следовательно, иностранный язык может быть включён в качестве профильного учебного предмета в любой профиль.

Если школа сочтёт для себя целесообразным ввести в социально-гуманитарный профиль иностранный язык как профильный учебный предмет, то она должна добавить его к профильным учебным предметам. При этом в качестве профильного учебного предмета в составе неязыкового/нефилологического профиля иностранный язык должен иметь, как минимум, 8–10 часов в неделю (по 4–5 часов в X и XI классах).

Проектирование содержания обучения

в нефилологическом профиле

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Иностранный язык

(базовый предмет)

X

XI

3

3

Тематика и сферы общения на иностранном языке в нефилологическом профиле необходимо отбирать с целью формирования необходимых предметно и профессионально направленных речевых умений.

Приоритетными являются следующие сферы общения:

– профессионально ориентированная;

– предметно-научная (профильное направление);

– социальная.

Тематика и ситуации для организации общения могут варьироваться и уточняться в зависимости от ориентации каждого конкретного курса.

Конечный результат практического овладения иностранным языком определяется набором умений, демонстрируемых учащимися в каждом из компонентов коммуникативной компетенции, а также взаимодействием этих умений.

В целом обеспечивается целостная ориентировка старшеклассников в современной действительности с позиции их профессиональных интересов, социокультурного и мировоззренческого самоопределения, что способствует актуализации личностных функций школьников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод ЧАСТЬ ii Ставрополь 2009 ББК 74р М 54 ...
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  3. Методические рекомендации по химии на 2009-10 уч год Методические рекомендации для ОУ о преподавании химии в 2009–2010 учебном году

    Методические рекомендации
    ... ) Методическиерекомендации по биологии на2009-10 уч.годМетодическиерекомендации для ОУ о преподавании биологии в 20092010учебномгоду Преподавание биологии в 20092010учебномгоду ...
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... тетрадях. В своей работе учителя математики могут использовать «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод: в 2 ч. – Ставрополь : СКИПКРО, 2009. – Ч. II. – С. 3-15 ...

Другие похожие документы..