Главная > Методические рекомендации


Элективные курсы в профильном обучении

Элективныекурсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.

Элективные курсы реализуются в школе за счёт времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идёт не только о программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение – это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в X–XI классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т. д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы.

Примерная тематика элективных курсов по русскому языку:

  1. «Русский язык для говорения и письма» (для учащихся X–XI кл.);

  2. «Текст как речевое произведение».

  3. «О русском языке, о русской речи».

  4. «Обучение русскому языку и культуре речи в условиях многоязычия Северного Кавказа».

Пособия для факультативных занятий

по языковым дисциплинам

1. Горшков, А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10–11 классы. – М. : Дрофа.

Учебник углубляет и завершает школьное изучение предмета (с V класса), а материалы, помещённые в сборнике задач и упражнений, помогают на практике осмыслить, закрепить, усвоить то, что изложено в учебнике. Материал учебника отличается доступностью изложения, системностью в подаче материала. Комплект А. И. Горшкова состоит из учебника, сборника задач и упражнений и методического руководства.

2. Михальская, А. К. Основы риторики. 10–11 классы. – М. : Дрофа.

Первое за последние десятилетия учебное руководство по всему курсу риторики. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями. К учебнику прилагается методическое руководство.

3. Тихонова Е. Н. Словари как средство познания мира : факультативный курс для 10–11 классов.

4. Кудрявцева Т. С. Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. 10–11 классы. – М. : Дрофа.

Рекомендуется использовать в качестве методического пособия. В данном учебнике большое внимание уделено переработке текстов и приёмам работы с текстом.

Порядок проверки письменных работ учителями

1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку, проверяются:

V классв течениевсего учебного года, после каждого урока все домашние и классные работы у всех учеников;

Первое полугодие VI класса – после каждого урока все домашние и классные работы у всех учеников;

Второе полугодие VI класса, VIIIX классы – ежедневно проверяются работы у слабых учащихся и 2 раза в неделю – наиболее значимые – у всех остальных, но так, чтобы 1 раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

XXIклассы – после каждого урока проверка работ у слабых обучающихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчётом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц.

2. Все виды контрольных работ проверяются у всех обучающихся. Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:

VVIII классы – работы проверяются к уроку следующего дня;

IXXI классыработы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через один-два урока.

3. Учитель проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ и хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года.

4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

4.1) при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся V–ХI классов по русскому языку учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

4.2) подчеркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).

5. Все контрольные работы оцениваются учителем, оценки заносятся в классный журнал. Оценки за самостоятельные работы (тесты), если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя.

6. Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

7. После проверки письменных работ обучающимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

8. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

Подготовка учащихся к государственной (итоговой)

аттестации по русскому языку

XI класс

Для оптимизации процесса подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку и успешной его сдачи рекомендуем использовать методические материалы О. Б. Логиновой, а также опыт работы педагогов Ставропольского края Н. Н. Бекетовой, Е. В. Лагутиной. Методические рекомендации позволят сориентировать учащихся на выбор индивидуальной стратегии подготовки и выполнения работы (обращается внимание на наиболее перспективные задания), минимизировать количество неудовлетворительных оценок.

IX класс

Структура экзаменационной работы по русскому языку в IX классе по новой форме объясняется коммуникативной направленностью курса и позволяет проверить аудирование, чтение и письмо, а также навыки анализа языковых явлений, поскольку в IX классе заканчивается системное изучение курса русского языка.

1-я часть работы – сжатое изложение прослушанного текста.

2-я часть – работа с прочитанным текстом: часть А – нужно выбрать один правильный ответ из 4-х предложенных, часть В – ответ сформулировать самостоятельно.

3-я часть – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или тему, связанную с анализом содержания текста.

Рекомендуется соблюдение следующих этапов работы по подготовке учащихся к экзамену по русскому языку в новой форме:

  1. ознакомление учащихся с требованиями к работе и критериями её проверки;

  2. поэтапный разбор каждого содержательного критерия;

3) работа над композицией изложения и сочинения;

4) написание и проверка сочинения и изложения по критериям оценивания.

Литература

Преподавание литературы в 2009/10 учебном году будет осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и нормативными документами:

– федеральным компонентом государственного стандарта общего обра­зования (утверждён приказом Минобразования России от 05.032004 г. № 1089);

– федеральным базисным учебным планом (утверждён приказом Миноб­разования России от 09.03.2004 г. № 1312);

– примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (утверждён приказом министерства образования Ставропольского края от 25.06.2007 г. № 324 пр);

– методическим письмом «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

– методическими письмами федерального института педагогических измерений (ФИПИ) «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2005–2008 годов в преподавании литературы в средней школе» (сайт ФИПИ ).

Для проведения итоговой аттестации по литературе выпускников средней (полной) школы в форме ЕГЭ используются контрольные измерительные ма­териалы, составленные с учётом следующих документов:

– обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1236);

– обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образо­вания по русскому языку (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56);

– федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

Для подготовки к единому государственному экзамену Федеральный институт педагогических измерений рекомендует использовать следующие пособия:

  1. Единый государственный экзамен: литература : контрольные измерительные материалы: 2005–2006 / под общ. редакцией С. А. Зинина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М. : Просвещение, 2005.

  2. Единый государственный экзамен. 2007. Литература : учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / авт.-сост.: Э. А. Красновский, Л. Н. Гороховская, С. А. Зинин ; ФИПИ. – М. : Интеллект-Центр, 2007.

  3. Единый государственный экзамен. Литература : контрольные измерительные материалы. 2007 / авт.-сост.: С. А. Зинин, О. Б. Марьина,
    Н. А. Попова ; ФИПИ. – М. : Вентана-Граф, 2007.

  4. ЕГЭ2007: Литература / авт.-сост.: С. А. Зинин, О. Б. Марьина, Н. А. Попова ; ФИПИ. – М. : Астрель, 2007.

  5. Сдаём единый государственный экзамен: Литература / авт.-сост.: С. А. Зинин, Э. А. Красновский, Л. Н. Гороховская ; ФИПИ. – М. : Дрофа, 2007.

  6. ЕГЭ2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Литература / авт.-сост.: С. А. Зинин – М. : Эксмо, 2007.

  7. ЕГЭ2009. Литература : сборник экзаменационных заданий. / авт.-сост.: С. А. Зинин ; Федеральный банк экзаменационных материалов ; ФИПИ. – М. : Эксмо, 2009.

  8. Единый государственный экзамен – 2009. Литература : универсальные материалы для подготовки учащихся / авт.-сост.: Л. Н. Гороховская, С. А. Зинин ; ФИПИ. – М. : Интеллект-Центр, 2009.

Общеобразовательные учреждения Ставропольского края в 2009/2010 учебном году должны обеспечить литературное образование в соответствии с приказом министерства образования Ставропольского края от 25.06.2007 г. № 324-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год».

Уточнение целей литературного образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования обусловило обновление содержания литературного образования: значительно усилена духовно-нравственная и эстетическая функция предмета, обновлён перечень изучаемых литературных произведений. Исходя из целей и особенностей содержания литературного образования, необходимо руководствоваться в преподавании следующими рекомендациями:

1) особое внимание в процессе преподавания следует уделять работе с текстом;

2) учебный процесс необходимо ориентировать на формирование читательских умений;

3) целесообразно чаще использовать разнообразные по форме упражнения и задания для формирования знаний по теории и истории литературы, умений применять литературо­ведческие понятия и термины при анализе текста;

4) необходимо учить школьников самостоятельно применять полученные знания в новой ситуации;

5) выстраивать межпредметные связи в преподавании литературы;

6) использовать эффективные методики, повышающие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе преподавания литературы;

7) внедрять современные технологии обучения.

Согласно примерному учебному плану для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007/2008 учебный год (от 25.06.2007 г. № 324-пр) на изучение литературы в V–VII, X–XI классах отводится в неделю:

V класс – 3 ч;

VI класс – 3 ч;

VII класс – 2 ч;

VIII класс – 2 ч;

IX класс – 3 ч;

X класс – 3 ч;

XI класс – 3 ч;

Рабочие учебные программы по предмету должны быть составлены в соответствии с федеральным компонентом государственного образова­тельного стандарта общего образования 2004 года.

Примерный учебный план позволяет увеличивать количество часов на изучение курса литературы. Часы, отведённые на компонент образовательного учреждения, можно использовать для увеличения количества часов, отведённых на преподавание литературы на базовом и про­фильном уровнях. Таким образом, на освоение про­граммы X–XI классов на базовом уровне может быть выделено 3 часа в неделю.

В примерной программе по литературе распределены не все учебные часы. Так, в программе для ос­новной школы резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17%). В примерной программе среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) резерв свободного учебного времени составляет 30 учебных часов (или 14%). Ука­занный резерв времени позволяет реализовать авторские подходы, использовать разнообраз­ные формы организации учебного процесса, внедрять современные методы обучения и педа­гогические технологии. При планировании необходимо предусмотреть в рамках отведённого времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Обязательным при составлении рабочих учебных программ и тематического планиро­вания является выделение часов на развитие речи: в V–VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII–VIII классах – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений), в X–XI классах – не менее 7 сочинений (из них 6 аудиторных сочинений).

Дополнительную информацию учитель может получить из методического письма «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компо­нента государственного стандарта общего образования, опубликованного в журнале «Обра­зование в современной школе» (2005 г., № 8(69)) и размещённого на сайте Министерства об­разования и науки РФ.

Для обеспечения предпрофильной подготовки содержание базового курса литературы необходимо дополнить элективными курсами, отражающими тенденции в развитии литературоведения, актуализирующими проблемы коммуникации в современном мире, становление коммуникативной культуры личности. Элективные курсы могут быть проведены по рекомендованным Минобразования и науки России учебно-методическим комплектам либо по авторским программам, разработанным учителями-словесниками и прошедшим соответствующую экспертизу.

В образовательном процессе могут быть использованы только учебные издания, имеющие гриф Минобразования и науки России. Для создания единого регионального образователь­ного пространства на территории края в 2009/2010 учебном году рекомендуется использо­вать издания, включённые в региональный перечень учебников.

Перечень учебников,

рекомендованных министерством образования Ставропольского края к использованию в образовательном процессе

в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год

(приказ от 02.02.2009 г. № 38-пр)

№ п/п

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература

5

Баласс

2

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература

6

Баласс

3

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература

7

Баласс

4

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература

8

Баласс

5

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Литература

9

Баласс

6

Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература

5

Просвещение

7

Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. Литература

6

Просвещение

8

Коровина В. Я. Литература

7

Просвещение

9

Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература

8

Просвещение

10

Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература

9

Просвещение

11

Меркин Г. С. Литература

5

Русское слово

12

Меркин Г. С. Литература

6

Русское слово

13

Меркин Г. С. Литература

7

Русское слово

14

Меркин Г. С. Литература

8

Русское слово

15

Зинин С. А., Сахаров В. И., Чалмаев В. А.

Литература

9

Русское слово

16

Снежневская М. А., Хренова О. М., Кац. Э. Э., под ред. Г. И. Беленького. Литература

5

Мнемозина

17

Снежневская М. А., Хренова О. М., под ред.
Г. И. Беленького. Литература

6

Мнемозина

18

Беленький Г. И., Демидова Н. А., Колокольцев Е. Н.
и др., под ред. Г. И. Беленького. Литература

7

Мнемозина

19

Беленький Г. И. Литература

8

Мнемозина

20

Беленький Г. И., Красновский Э. А., Леонов С. А.
и др., под ред. Г. И. Беленького. Литература

9

Мнемозина

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

21

Архангельский А. Н. и др.

Литература (базовый уровень)

10

Дрофа

22

Агеносов В. В., Голубков М. М., Корниенко Н. В.

Литература (базовый уровень)

11

Дрофа

23

Лебедев Ю. В.

Литература (базовый и профильный уровни)

10

Просвещение

24

Смирнова Л. А., Михайлов О. Н., Турков А. М. и др. ; Чалмаев В. А., Михайлов О. Н., Павловский А. И. и др., под ред. В. П. Журавлева.

Литература (базовый уровень)

11

Просвещение

25

Сахаров В. И., Зинин С. А.

Литература (базовый и профильный уровни)

10

Русское слово

26

Чалмаев В. А., Зинин С. А.

Литература (базовый и профильный уровни)

11

Русское слово

В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 02.02.2004 г. № 03-51-Юин/14-03предусмотрена разработка регионального компонента по школьным предметам. В Ставропольском крае введён региональный компонент по литературе, в соответствии с которым от 10 до 15% учебного времени в каждом классе выделяется на изучение литературы Ставрополья. Региональный компонент по литературе обеспечен следующими документами:

1. Региональный стандарт по предмету «Литература Ставрополья». – Ставрополь : СКИПКРО, 1999. – 12 с.

2. Литературное краеведение Ставрополья. 5–8 классы : программа к региональному учебнику. – Ставрополь : Изд-во СГУ, 2003.

3. Литературное краеведение Ставрополья. 5–8 классы: Региональный учебник для 5–8 классов общеобразовательных учреждений. – Ставрополь, 2001.

4. Методические рекомендации по изучению курса «Литература Ставрополья» / авт.-сост.: А. Е. Шабалдас, З. Я. Сидоренко. – Ставрополь : СКИПКРО, 2000.

5. Готовимся к экзаменам по литературе. Регионально-национальный компонент / сост.: В. И. Сидоров, В. Б. Иванова. – Ставрополь, 2003.

6. Сидоренко, З. Я. Литература Ставрополья и Северного Кавказа : спецкурс. 8 кл. – Ставрополь : СКИПКРО, 1997.

7. Писатели Ставрополья : словарь-справочник / сост.: Т. Н. Василенко, О. В. Карпинец. – Ставрополь, 2003.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод ЧАСТЬ ii Ставрополь 2009 ББК 74р М 54 ...
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  3. Методические рекомендации по химии на 2009-10 уч год Методические рекомендации для ОУ о преподавании химии в 2009–2010 учебном году

    Методические рекомендации
    ... ) Методическиерекомендации по биологии на2009-10 уч.годМетодическиерекомендации для ОУ о преподавании биологии в 20092010учебномгоду Преподавание биологии в 20092010учебномгоду ...
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году

    Методические рекомендации
    ... «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009-2010учебныйгод», подготовленном специалистами СКИПКРО в 2009году и рекомендуемых для использования в 2010-2011 уч.г. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... тетрадях. В своей работе учителя математики могут использовать «Методическиерекомендацииучителям-предметникамна2009/2010учебныйгод: в 2 ч. – Ставрополь : СКИПКРО, 2009. – Ч. II. – С. 3-15 ...

Другие похожие документы..