textarchive.ru

Главная > архив


ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В 9 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «БИТВА НА КУРСКОЙ ДУГЕ»

Цемина И.Е.

Больше шести десятилетий отделяют нас от незабываемых героических дней лета 1943 года, когда в ожесточённых сражениях на Курской дуге Советская Армия нанесла сокрушительный удар фашистским захватчикам. Эта битва по праву стала одним из самых главных событий не только Великой Отечественной, но и всей второй мировой войны, одной из наиболее ярких страниц в сокровищнице русского патриотизма.

Особую значимость в наши дни приобретает патриотическое воспитание. Потеряны морально-нравственные ориентиры: с одной стороны, перестали действовать многие воспитательные формы и методы, с другой – ещё далеко не сложились здесь новые подходы и требования. В такой обстановке патриотическая работа должна стать одним из основных направлений в учебно-воспитательном процессе.

Огненная дуга пролегла через нашу землю. Именно здесь произошло крупнейшее в истории войн танковое сражение, навсегда прославив и обессмертив небольшое Прохоровское поле, ставшее третьим – после Куликова и Бородинского – полем ратной славы России. Наша земля дала более двухсот Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.

Это огромнейший материал для воспитания подрастающего поколения,

который важно продуманно и целенаправленно использовать как на уроках, так и во внеурочное время.

Предлагаемый урок можно провести в курсе «Истории России ХХ век» в 9 классе при изучении четвёртого раздела «Великая Отечественная война». Изучению Курской битвы можно отвести отдельный урок, а можно элементы урока использовать при изучении темы «Коренной перелом в ходе войны». Данную разработку можно использовать и в качестве внеклассного занятия.

Достижение поставленных целей может быть через разнообразие используемых методов и приёмов: рассказа, беседы, чтения стихов, посредством музыки, работы с компьютерной презентацией, использования опережающих заданий, использования дополнительной литературы.

Тема: Битва на Курской дуге.

Цели:

  • способствовать формированию представления учащимися о великом подвиге участников Курской битвы в годы Великой Отечественной войны;

  • способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения фактического материала, деятельности исторических личностей и связанных с ними событий;

  • способствовать усвоению учащимися форм гуманистического отношения между людьми, таким как сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие;

  • способствовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию чувства гордости за великий подвиг советского народа.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Оформление: на доске карта «Вторая мировая война», на стене карта «Белгородская область», выставка книг о Курской битве, проспектов памятных мест Белгородчины.

Оборудование: карты: «Вторая мировая война», «Белгородская область», компьютеры, диски, магнитофон, выставка книг.

Список литературы:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт “История России XX век”. Издательство «Просвещение» 2004 год.

  2. Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: ХХ век». Компьютерный (мультимедиа) учебник. Москва Клио Софт 2001 г.

  3. Г.А.Колтунов, Б.Г.Соловьёв «Огненная дуга». Москва, Воениздат, 1973 год.

  4. П.И.Потёмкин «Историко-художественная хрестоматия по Великой отечественной войне». Москва. Просвещение, 1987 г.

  5. 50 лет Курской битвы и патриотическое воспитание учащихся: Материалы областной научно-практической конференции. Белгород, Изд. БОИУУ. – ОООС, 1994 г.

Ход урока

I Организационный этап.

II Этап изучения нового материала.

Учитель: После ожесточённых сражений, длившихся непрерывно в течение девяти месяцев, на советско-германском фронте весной 1943 г. наступило затишье.

Звучит песня «Соловьи» (стихи А.Фатьянова, музыка В.Соловьёва-Седого). На фоне музыки:

В начале апреля 1943 г. «Правда» писала: «Красной Армии предстоит тяжёлая борьба против коварного и жестокого врага, мобилизующего все силы и все резервы вассальных государств… Нас ждут дни суровых боёв и тяжёлых испытаний».

Советское Верховное Главнокомандование готовилось к развёртыванию стратегического наступления летом 1943 г, исходя из того, что Красная Армия владеет после победы под Сталинградом инициативой и превосходит вермахт в силах и средствах. Однако вскоре в эти замыслы были внесены изменения.

Поражение под Сталинградом потрясло фашистскую Германию. Однако оно мало чему научило гитлеровцев. Весной 1943 г. они были полны решимости изменить ход войны в свою пользу, восстановить пошатнувшийся престиж Германии среди её союзников и укрепить моральное состояние армии и населения. Для проведения нового крупного наступления гитлеровцы выбрали Курское направление. Окружением и разгромом более чем миллионной группировки советских войск в районе Курского выступа немецко-фашистское командование намеревалось взять реванш за Сталинград.

Ученик: Оперативный приказ ставки вермахта №6. 15 апреля 1943 г. «Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление «Цитадель»… Этому наступлению придаётся решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом… В связи с этим все подготовительные мероприятия необходимо провести с величайшей тщательностью и энергией. На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой солдат обязан проникнуться сознанием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира. Гитлер».

Учитель: Несмотря на все меры, предпринимаемые гитлеровцами, чтобы скрыть подготовку наступления и добиться внезапности, советская разведка раскрыла планы врага. Так, разведчик действовавшей под Ровно оперативной группы «Победители» Н. И. Кузнецов на приёме у гаулейтера Украины Э. Коха установил, что Гитлер готовит «сюрприз» большевикам под Курском. Под «сюрпризом» подразумевалось крупное наступление. Сведения об этом были переданы в Москву.

Ученик: Из доклада Маршала Советского Союза Г. К. Жукова в Ставку 8 апреля 1943 г.: «Переход наших войск в наступление в ближайшие дни с целью упреждения противника считаю нецелесообразным. Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьём основную группировку противника».

Учитель: Своевременно узнав о замыслах врага и правильно оценив обстановку, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о переходе к преднамеренной обороне на Курском выступе.

Учитель: Среди командующих фронтами, принимавшими участие в Курской битве был наш земляк Ватутин Николай Фёдорович.

(сообщение о Ватутине одного ученика)

Ученик: Каждый советский воин – участник битвы понимал свою ответственность за судьбу Родины.

Чтец:

Если я на поле ратном,

Испустив предсмертный стон,

Упаду в огне закатном

Вражьей пулею сражён,

Если ворон, словно в песне,

Надо мною круг замкнёт,-

Я хочу, чтоб мой ровесник

Через труп шагнул вперёд.

Пусть ускорит он походку

Среди выжженной травы,

Пропотевшую пилотку

Не снимая с головы.

И, зажав винтовку твёрдо,

Отомстит за смерть мою,

За страдание народа

И за Родину свою.

Учитель: Автор этого стихотворения командир стрелкового взвода лейтенант В.Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 г., поднимая бойцов в атаку.

Ученик: Оправдано высокое звание коммуниста. Из заявления младшего лейтенанта А. В. Столярова (не позднее 4 июля 1943 г.). «Прошу принять меня кандидатом в члены ВКП(б). В бой с фашистами хочу идти коммунистом. Буду громить врага, как коммунист, и оправдаю это высокое звание».

В одном из боёв на Курской дуге танк Столярова был подожжён врагом. «Экипаж тяжело ранен, сажусь за рычаги, иду на таран!» - прозвучали слова командира танка Столярова. Горящая тридцатьчетвёрка врезалась в борт фашистской машины.

Чтец: Николай Корнеев. Слово о битве.

Канунной ночью, краткой и тревожной,

Мы чуяли: они сейчас не спят.

Казалось им, что всё исправить можно

Даже Сталинград.

Внести огнём и кровью исправленья

В скрижали, в словари и буквари,

В решающих ударить направленьях:

На Прохоровку и на Поныри.

Стратеги с самомнением ничтожеств

Не поняли в надменности своей,

Что никакой победы быть не может,

Не будет и гроссмейстерской ничьей.

Перемежалось грохотом гуденье,

Шли по земле, как по воде, круги,

Но было их паденьем нападенье

На двух концах пружинящей дуги.

Учитель: Сосредоточив на узких участках фронта огромные массы танков, гитлеровцы начали наступление на рассвете 5 июля 1943 г.

На северном фасе Курской дуги ударная группировка противника нанесла удар по позициям советских войск в районе Ольховатки.

Чтец: 8 июля 300 немецких танков с автоматчиками вышли северо-западнее Ольховатки на рубеж Кашары – Самодуровка. Разделившись на три группы, они атаковали боевые порядки 3-й истребительной бригады, нанося главный удар по батарее капитана Игишева. «На батарею двигаются 60 танков противника, батарея к бою готова», - доложил по телефону в штаб полка Игишев и, подпустив танки на 700 – 600 м, приказал открыть огонь. Через несколько минут на поле замерли новые горящие танки противника – 3 лёгких и 1 тяжёлый. Вскоре в штаб полка пришло донесение: капитан Игишев и старший лейтенант Картузов убиты. Самым старшим на батарее остался старший сержант Скляров. В батарее осталось одно орудие, колесо у него разбито. «Батарея уничтожила 17 танков, продолжаю драться», - докладывал Скляров. Ответ командира полка подполковника Железнякова был краток: «Назначаю вас, товарищ Скляров, командиром батареи, продолжайте сопротивляться. Атака должна быть отбита!» Через 10 минут телефонист доложил в штаб, что уничтожено ещё два тяжёлых танка, а остальные повернули обратно. Атака отбита, но на батарее уже некому больше драться. Старший сержант Скляров и два красноармейца от прямого попадания авиабомбы погибли вместе со своей пушкой.

В этот день командующий армией получил радиограмму от командира бригады: «…бригаду атакуют до 300 танков. 1-я и 7-я батареи погибли, ввожу в бой свой последний резерв – 2-ю батарею. Прошу помочь боеприпасами. Или устою, или погибну. Рукосуев». Это был последний день артиллерийского полка бригады. Он почти весь погиб, но не пропустил танки врага через свои боевые порядки.

( Из воспоминаний маршала артиллерии В.И.Казакова).

Учитель: Встретив упорное сопротивление, враг перегруппировал танковые соединения и начал яростные атаки на Поныри.

Чтец: Евгений Долматовский. Поныри.

Завыли бомбы. Чёрный вихрь

Засыпал не один блиндаж.

Приземистые танки «тигр»

Передний край прорвали наш

Но всё ж никто не побежал,

Не дрогнули порядки рот.

И каждый мёртвый здесь лежал

Лицом к врагу, лицом вперёд.

Стояли пушки на холмах,

Почти у самых Понырей.

Остались на своих местах

Лежать расчёты батарей.

Я позже видел их тела на окровавленной земле.

Пусть в землю гаубица вросла –

Снаряд последний был в стволе.

И вот остановился враг

В огне, в крови, в дыму, в пыли.

На поле танковых атак –

Столбы металла и земли…

Пройди на станцию, на шлях,

Где страшный след сражений свеж,

Какая сила в Понырях

Железным сделала рубеж?

Здесь не было ни гор, ни скал,

Здесь не было ни рвов, ни рек.

Здесь русский человек стоял,

Советский человек.

Звучит фонограмма песни «На безымянной высоте»

(стихи М.Матусовского, музыка В.Баснера).

Учитель: Одновременно с наступлением из района Орла враг начал наступление на Курск и со стороны Белгорода. В первый день противник ввёл в сражение до 700 танков и штурмовых орудий. Утром 6 июля гитлеровцы предприняли массированный танковый удар на обоянском направлении. В борьбу вступили основные силы нашей первой танковой армии.

Чтец: Из воспоминаний маршала бронетанковых войск А. Х. Бабаджаняна: «На степном просторе, на холмах, в балках и оврагах, в населённых пунктах завязались танковые сражения, ожесточённые и невиданные… Полчища Манштейна, весь этот железный «зверинец», задрав длинные хоботы своих пушек, медленно наползают на наш передний край… «Тигры» и «пантеры» ползут с опаской, побаиваются приблизиться к нашим «тридцатьчетвёркам», чтобы не угодить под снаряд бортом.

В течение нескольких часов сотни танков превратились в металлический лом. Земля стонала от разрывов снарядов, авиационных бомб и грохота танков. В небе непрерывно находились сотни самолётов, шли ожесточённые воздушные бои. От чёрных туч пыли, поднятой танками, взрыва артиллерийских снарядов, авиационных бомб и копоти горевших машин земля и небо стали серыми и мрачными. Исчезла линия горизонта, скрылось солнце, его раскалённый диск еле пробивался сквозь мглу».

Учитель: Удар огромной силы приняла на себя первая гвардейская танковая бригада. Ей было приказано остановить продвижение танков противника вдоль шоссе, ведущего на Обоянь, и гвардейцы-танкисты стояли насмерть. Более 4 часов они сдерживали фашистов, превращая немецкие танки в горящие костры. Лейтенант Шаландин поджёг два «тигра» и два средних танка. Его танк был подожжён бомбой, но 19-летний комсомолец не бросил машину, до последнего мгновения вёл огонь по врагу.

Родина не забыла подвиг своего отважного сына. Герой Советского Союза Вальдемар Сергеевич Шаландин навечно зачислен в списки Ташкентского высшего танкового командного училища.

Чтец: Сергей Орлов. У сгоревшего танка.

Бронебойным снарядом

Разбитый в упор Лобовик,

Длинноствольная пушка

Глядит немигающим взглядом

В синеву беспредельного неба…

Почувствуй на миг,

Как огонь полыхал,

Как патроны рвались и снаряды.

Как руками без кожи

Защёлку искал командир,

Как механик упал,

Рычаги обнимая,

И радист из «ДТ»

По угрюмому лесу пунктир

Прочертил,

Даже мёртвый

Крючок пулемёта сжимая…

Люк открой и взгляни в эту башню,

Где пусто, черно –

Здесь погодки мои

За великую правду

В огне умирали!

Учитель: 12 июля 1943 г. советские войска нанесли наступающему противнику мощный контрудар. В этот день у села Прохоровка произошло самое крупное во время второй мировой войны танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков. Части 5-й гвардейской танковой армии вступили в бой с дивизиями танкового корпуса СС.

Чтец: Михаил Андронов. Под Прохоровкой.

Случалось в тех

Сраженьях даже так,

Что, загораясь

Ненавистью страшной,

Покинув навсегда

Горящий танк,

Танкисты бились

Насмерть в рукопашной.

Пускались в ход ножи и кулаки,

И пламя боль

В сердцах не заглушало.

Хвалёные фашистские полки

Святая ярость наша сокрушала.

За горло цепко

Взяли мы врага,

Вовек ему такое и не снилось…

Тогда Орловско-Курская дуга,

В боях спружинив, к славе распрямилась!

Учитель: 12 июля 1943 г. стало днём кризиса немецко-фашистского наступления. Острие танкового клина противника, надломленное в районе Обоянского шоссе, было окончательно сломлено под Прохоровкой. За день фашисты потеряли здесь до 400 танков и 10 тыс. солдат и офицеров убитыми.

К 23 июля гитлеровские войска были отброшены на рубеж, с которого начали наступление.

Чтец: Из Приказа Верховного Главнокомандующего Красной Армии. 24 июля 1943 г. «Вчера, 23 июля, успешными действиями наших войск окончательно ликвидировано немецкое наступление из районов южнее Орла и севернее Белгорода в сторону Курска… Таким образом, немецкий план летнего наступления можно считать полностью провалившимся…

Тем самым разоблачена легенда о том, что немцы летом в наступлении всегда одерживают успехи, а советские войска вынуждены будто бы находиться в отступлении».

Учитель: В ожесточённых сражениях на Курской дуге советская авиация завоевала господство в воздухе и прочно удерживала его до конца войны. Отвагу, волю к победе и высокое лётное мастерство показали в воздушных боях лётчики-истребители А.П.Маресьев, вернувшийся в строй после тяжёлого ранения, И.Н.Кожедуб, А.К.Горовец и многие другие. Боевыми делами прославились в Курской битве лётчики французской эскадрильи «Нормандия».

Чтец: Во время Курской битвы французские лётчики сбили 33 самолёта противника. Но и сама эскадрилья понесла тяжёлые потери. Среди погибших – её первый командир Жан Луи Тюлян.

Чтец:

В небесах мы летали одних,

Мы теряли друзей боевых,

Ну а тем, кому выпало жить,

Надо помнить о них и дружить.

Звучит фонограмма песни «Воспоминания об эскадрилье «Нормандия-Неман» (слова Е.Долматовского, музыка А.Фрадкина).

Учитель: Остановив врага, советские войска перешли в контрнаступление, которое вылилось в две крупные наступательные операции: Орловскую (операция «Кутузов») и Белгородско-Харьковскую (операция «Полководец Румянцев»).

Учитель: Неоценимую помощь советским войскам, сражавшимся на Курской дуге, оказали партизаны. Летом 1943 г. а оперативном тылу противника сражалось более 40 тыс. партизан. Обширные партизанские края стали своеобразным «вторым» фронтом. «В тылу у меня повсюду партизаны, - жаловался Гитлеру командующий группой армии «Центр» фельдмаршал Клюге. – Войска уничтожаются у Брянских лесов, наводнённых партизанами».

Звучит фонограмма песни «Шумел сурово Брянский лес»

(стихи А. Сафронова, музыка С. Каца).

В ночь на 3 августа 1943 года, в момент перехода советских войск в контрнаступление, началась операция «Рельсовая война». 167 партизанских отрядов общей численностью около 100 тыс. человек одновременно нанесли мощный удар по железнодорожным коммуникациям противника. За одну ночь было взорвано 42 тыс. рельсов. В последующие дни удары нарастали. Действия партизан парализовали перевозки противника.

Учитель: В ночь на 4 августа передовые части Красной Армии подошли к Орлу. Перед решающими атаками Военный Совет Брянского фронта обратился к солдатам и офицерам с воззванием: «Бойцы и командиры! На ваших глазах уничтожается гитлеровскими бандитами Орёл… Вперёд, на скорейшее его освобождение!» На рассвете 5 августа Орёл был очищен от немецко-фашистских захватчиков. В тот же день воинами Степного фронта был освобождён Белгород. Вечером 5 августа в столице Советского Союза Москве впервые прогремел артиллерийский салют в честь доблестных войск, освободивших Орёл и Белгород.

Чтец: А.Твардовский. Героям Орла и Белгорода.

В привычных сумерках суровых

Полночным залпом торжества,

Рукоплеща победе новой,

Внимала матушка Москва.

И говор праздничный орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных буден,

Был громом ваших батарей.

И каждый дом и переулок,

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этих гулах –

Орёл и Белгород – слова.

Учитель: «В 31-дневной битве Белгород – Курск – Орёл немцы оказались не искусны в сравнении с нами, старомодны с военной точки зрения, недостаточно умны, чтобы бороться с умом стратегов, генералов и офицеров Красной Армии. Немецкий солдат оказался плохим солдатом в сравнении с отважным и упорным русским солдатом. Отныне наша стратегия, наша тактика управляют войной. Оказывается, под жарким солнцем августа немецкие пятки сверкают не хуже, чем деревянные подмётки эрзац-валенок на январском снежку… Время теперь наше, и не времена года, а русское военное искусство определяет погоду на поле боя. Близится день победы. Близится день возмездия. Близится день нового великого салюта в честь Красной Армии, салюта во славу всем потрудившимся ради свободы и счастья Родины нашей». (А.Толстой. Салют победе).

Ученик: Во второй половине дня 22 августа немецкое командование было вынуждено начать отход из района Харькова. Чтобы не дать противнику возможности вывести из-под ударов наших соединений свои войска и не допустить полного разрушения Харькова, советским войскам был отдан приказ о ночном штурме города.

Ученик: Утром 23 августа, истерзанный врагом, весь в дымящихся развалинах, Харьков был полностью освобождён от захватчиков. Так победоносно завершилось грандиозное сражение на Курской дуге.

Чтец: «Три огромных сражения за Курск, Орёл и Харьков, все проведённые в течение двух месяцев, ознаменовали крушение германской армии на Восточном фронте. Премьер-министр Англии У.Черчилль».

Чтец: Н.Елькин. На Курской дуге.

Немецкие изорванные карты

Валяются в разбитых блиндажах.

Фашисты, что в разбойничьем азарте

Пришли сюда, убитые лежат.

Ещё клубится дым над полем боя,

Над тысячами брошенных машин.

Но как прекрасно небо голубое,

Как травы луговые хороши!

Здесь судьбы мира взвешивались строго.

Здесь наши танки шли, как корабли.

Победные широкие дороги

Среди цветов на запад пролегли.

III Этап подведения итогов занятия.

Учитель: О героизме участников Великой Отечественной войны можно рассказывать бесконечно. А есть ли сегодня солдаты, способные совершать подвиги, чтобы защищать нашу Родину в тяжёлое время?

Ученик: Конечно. И этому множество подтверждений. Как тут не вспомнить героев афганской и чеченской войн? Наши бойцы, так же следуя законам воинского братства, спасали из-под огня противника своих товарищей, заслоняли друг друга от пули.

Ученик: В Европе, там, где наши воины выполняют миротворческую миссию, они считаются самыми дисциплинированными и стойкими.

Учитель: И, конечно, тысячи новобранцев ежегодно берут на себя почётную обязанность службы в армии. Не зря и в наше время солдатам России вручается так много боевых наград.

Учитель: В истории нашей страны было немало тяжёлых и долгих войн, но только название последней – Великая Отечественная – пишется с большой буквы. И поэтому всем, кому мы обязаны победой в ней, нужно низко-низко поклониться.

IV Этап информации о домашнем задании.

Учитель: В качестве домашнего задания учащимся предлагается создать компьютерную презентацию на тему: «Курская битва».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Каталог материалов в помощь учебно-воспитательному процессу

    Документ
    ... Литературнаякомпозиция для старшеклассников “С приятелем стреляюсь я...” Литературно-музыкальнаякомпозиция ... по истории (3-2008) Огненная дуга. К уроку истории потеме «БитванаКурскойдуге» ... классов. “ Колокола веков”. Литературно-музыкальный вечер ...
  2. Тема i россия в 1900—1916 гг урок 1 российская империя на рубеже веков и ее место в мире

    Урок
    ... последнего эксплуататорского класса» и тем самым обеспечен ... земли. 3. БитванаКурскойдуге. 4. Битва за Днепр. ... ЦК по ряду музыкальных произведений? ... созданы яркие скульптурные композиции. В числе наиболее ... ? Какие литературные произведения, созданные ...
  3. Смотр-конкурс литературно-музыкальных композиций «этих дней не смолкнет слава»

    архив
    ... литературно-музыкальныхкомпозиций ... Екатерина 8 класс Ведущий ... наКурскойдуге. И грохот его разносился по всей земле. Недаром эти два слова «Курскаядуга» ... звучат теперь на всех языках мира. Героев этой битвы ... вечная благодарность тем, кто ...
  4. По решению оон 2003-2012 международное десятилетие грамотности и чтения 2005-2015 десятилетие образования для устойчивого развития 2005-2015 международное десятилетие действий «вода для жизни»

    Документ
    ... – (статья к юбилею) 2. Музыкальные встречи / ред.-сост. Л.И. ... Т. День народного единства : класс. час для 3-4 кл. ... : лит.-ист. композиция / С.А. Парамонова ... политературному чтению натему ... битве Родину спасли : поэт. вечер, посв. битвенаКурскойДуге ...
  5. Тема Символы государства (беседа) Цели

    Документ
    ... Вкусен, крепок, ароматен!» (Литературно-музыкальнаякомпозиция) Цель: познакомить учащихся ... написанных по моей просьбе юношами одиннадцатых классов. Их тема: ... битвы под Москвой; 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения наКурскойдуге ...

Другие похожие документы..